Пенсии психически больным в украине


Управление труда и социальной защиты населения назначает ежемесячное денежное пособие малообеспеченным семьям, в которых проживают инвалиды 1 или 2 группы психзаболевания, которые по заключению врачебной комиссии медучреждения (психбольницы) нуждаются в постоянном постороннем уходе на уход за ними. Данный вид пособия назначается в согласно статьи 5 Закона Украины «О психиатрической помощи» и постановлению КМУ от 02.08.2000г. № 1192 «О предоставлении ежемесячного денежного пособия малообеспеченному лицу, которое проживает вместе с инвалидом 1 или 2 группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медучреждения нуждается в постоянном постороннем уходе по уходу за ним».

До настоящего времени этот вид денежного пособия утратил свою актуальность, поскольку его размер практически не отличался от размера компенсации за оказание социальных услуг и составлял 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц и с 01.04.2012 года он составляет 109,40грн. (1094грн.х 10%).

22 мая Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 5 ЗУ «О психиатрической помощи», в котором предусмотрено повышение размера пособия лицу, которое осуществляет уход за инвалидом 1-2 группы по психзаболеванию с 10% прожиточного минимума до уровня минимальной зарплаты, таким образом, размер пособия возрастет в 10 раз.

Кроме того, право на назначение этого пособия будут иметь семьи, доход которых не превышают трех прожиточных минимумов, установленных для каждого члена семьи. Ранее доход семьи не должен был превышать одного прожиточного минимума для семьи. Постановлением КМУ от 28.05.2012г. Про внесення змін до статті 5 ЗУ «Про психіатричну допомогу"№ 477 внесены изменения в Порядок назначения ежемесячной денежной помощи по уходу за инвалидами 1-2 группы психзаболевания. Теперь из названия пособия исключается понятие «малообеспеченное лицо», потому что размер пособия по уходу назначается как разница между тремя прожиточными минимумами на каждого члена семьи и среднемесячным совокупным доходом семьи за предыдущие 6 месяцев, но не может быть больше, чем минимальная зарплата.

Эти изменения в Порядок назначения пособия по уходу за психбольными вступают в силу с момента подписания Президентом Украины изменений в статью 5 Закона Украины «О психиатрической помощи».

Пособие по уходу за психбольным назначается любому дееспособному лицу (пенсионеру или трудоспособному), которое прописано или постоянно проживает на одной жилплощади с инвалидом 1-2 группы вследствие психического расстройства, нуждающегося по заключению врачебной комиссии медучреждения в постоянном постороннем уходе за ним.

Для назначения пособия по уходу за психически больным инвалидом 1-2 группы в управление труда и социальной защиты населения подаются следующие документы:

Заявление (бланк утвержден Минсоцполитики);

Документ, удостоверяющий личность заявителя;

Справка о составе семьи с указанием фамилии, имени, отчества, родственных связей членов семьи;

Справка о доходах каждого члена семьи;

Заключение врачебной комиссии медучреждения о необходимости постоянного постороннего уходом за инвалидом 1или 2 группы психзаболевания;

Справка о наличии и размере земельного участка, выделенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, и земельного участка , выделенного при распаевании земли.

Если трудоспособное лицо постоянно проживает на одной жилплощади по месту регистрации (проживания) инвалида 1-2 группы психзаболевания, но зарегистрировано в другом месте, для рассмотрения вопроса о назначении подается дополнительно справка из органов социальной защиты с места регистрации трудоспособного лица о том, что по месту регистрации в органах социальной защиты это лицо не получает ежемесячное пособие по уходу за психбольным инвалидом. Также в этом случае в обязательном порядке семья будет обследована социальным инспектором, будет составляться акт, подтверждающий факт совместного проживания и ухода.

Пособие по уходу за психически больным инвалидом 1-2 группы назначается на 6 месяцев и выплачивается ежемесячно.

В случае, когда уход за инвалидом осуществляет нетрудоспособное неработающее лицо, т. е. неработающий пенсионер, ему пособие по уходу за психически больным назначается на 12 месяцев на основании заявления и копии трудовой книжки.

Если возникают обстоятельства, которые могут повлиять на право назначения или выплату пособия по уходу за психбольным, заявитель обязан уведомить об этом управлени труда и социальной защиты, которое выплачивает это пособие.

Для продления выплаты пособия на уход на последующий период подаются вышеуказанные документы, кроме заключения врачебной комиссии о необходимости постоянного постороннего ухода, до срока, на какой выдано заключение врачебной комиссии медучреждения (психбольницы).

Пособие назначается с месяца обращения, если в течение месяца предоставлены все необходимые документы. Решение о назначении пособия принимается в течение 10 дней после даты донесения последнего необходимого документа.

Расчет среднемесячного совокупного дохода семьи для назначения пособия по уходу за психически больным инвалидом 1-2 группы проводится в соответствии с Методикой исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи.

В состав семьи лица, которое обращается за назначением пособия по уходу, включаются:

- родные, усыновленные и подопечные дети этих лиц, а также дети до достижения ними 23 лет, которые обучаются в высших учебных заведениях 1- 4 уровня аккредитации или профтехучилищах с дневной формой обучения и не имеют собственных семей, независимо от места проживания или регистрации; не состоящие в браке совершеннолетние дети, которые признаны инвалидами с детства 1 или 2 группы или инвалидом 1 группы и проживают вместе с родителями;

- нетрудоспособные родители мужа или жены, которые проживают вместе с ними и находятся у них на иждивении в связи с отсутствием собственных доходов.

В состав семьи не включаются лица, признанные инвалидами 1-2 группы психического заболевания, которые по заключению врачебной комиссии нуждаются в постоянном постороннем уходе и не относятся к указанным выше членам семьи, и лица, которые находятся на полном гособеспечении.

С учетом новых изменений максимальный размер пособия по уходу за психически больным инвалидом 1,2 группы с момента вступления в силу изменений будет равен размеру минимальной зарплаты и с 01.06.2012 г. равен 1094грн., с 01.07.2012г. – 1102грн., с 01.10.2012г – 1118грн., с 01.12.2012г – 1134грн.

С момента вступления в силу изменений размер будет пересчитан 4 семья, которые на сегодняшний день получают это пособие.

Рассмотрим пример семьи, в которой проживают инвалиды 1 группы психзаболевания, чтобы стал более понятым механизм назначения пособия по уходу и целесообразность обращения за его назначением. Поскольку прежний размер составлял 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц, обращаться за назначением было необходимо каждые 6 месяцев или 12 месяцев, предоставляя доходы всех членов семьи, то многие семьи выбрали назначение компенсации по оказанию социальных услуг, когда назначение проводится на период заключения ВКК, то теперь надо полагать, с увеличением размера пособия по уходу до размера минимальной зарплаты этот вид пособия заинтересует многие семьи, где проживают инвалиды по психзаболеванию.

(Пособие оформляется на мать, так как она проживает с дочерью совместно, ухаживает за ней. Отец зарегистрирован по другому адресу, но в состав семьи он включается. Мать – пенсионерка поэтому пособие назначается на 12 месяцев на мать, и согласно вышеуказанному постановлению в расчет прожиточного минимума включается отец и в совокупный доход включается его « нулевой доход» )

Состав семьи, в которой проживает инвалид 1 группы психзаболевания:

Мать инвалида - пенсионерка, не работает, получает пенсию - 1156грн.;

Отец инвалида – трудоспособный, не работает, доходов не имеет;

Дочь – инвалид 1 группы с детства, получает государственное пособие как инвалид с детства -1438грн.;

Размер прожиточного минимума для семьи:

838грн. – прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц (пенсионеров, инвалидов)- мать, дочь;

1094грн. – прожиточный минимум для трудоспособных лиц – отец.

Суммарный размер: 838грн х 2 + 1094грн = 2770грн.

Три прожиточных минимума для каждого члена семьи – 2770грн х 3=8310грн.

Среднемесячный совокупный доход семьи:

(1156 х 6 месяцев + 1438 х 6 месяцев + 0) / 6 месяцев = 2594,50грн.

Расчет размера пособия.

8310грн. – 2594,50грн.= 5715,50грн., но размер пособия по уходу не может быть больше, чем минимальная зарплата – 1094грн.

В этом примере размер пособия равен минимальной зарплате и назначается на период с 01.06.2012г по 31.05.2013г.в таких размерах:

с 01.06.2012г. – 1094грн.,

с 01. 07.2012г. – 1102грн.,

с 01.10.2012г. – 1118грн.,

с 01.12.2012г. – 1134грн.,

с января 2013г.по 31.05.2013г. будут установлены новые размеры минимальной зарплаты.

За более подробной консультацией можно обращаться на телефон «горячей линии» или на телефон отдела социальных пособий и компенсаций +38 (06264) 6-36-08. Прием посетителей отдел осуществляет ежедневно по смещенному графику.

Всех, кого заинтересовала данная информация, просим обращаться за более детальными разъяснениями с учетом обстоятельств каждой семьи по адресу: УТСЗН, ул. Лазо, 23, первый этаж – каб. № 6, 7(сектор приема граждан).

Управление труда и социальной защиты населения

Следствием второго этапа медицинской реформы в Украине стали массовые акции протеста сотрудников психиатрических клиник. Реформа поставила психлечебницы в ситуацию, в которой придется либо массово увольнять медперсонал, либо же выбрасывать на улицу пациентов, которые без должного лечения и ухода могут представлять опасность для окружающих, так и для самих себя.



Елена Голубева


Елена Голубева

Следствием второго этапа медицинской реформы в Украине стали массовые акции протеста сотрудников психиатрических клиник. Реформа поставила психлечебницы в ситуацию, в которой придется либо массово увольнять медперсонал, либо же выбрасывать на улицу пациентов, которые без должного лечения и ухода могут представлять опасность для окружающих, так и для самих себя.

Сотрудники психбольниц выходят на массовые протесты

В минувший вторник, несмотря на действующие из-за карантина ограничения, 150 сотрудников Киевской Павловки - Киевской психиатрической больницы - вышли на массовый протест. В рамках стартовавшего 1 апреля второго этапа медицинской реформы НСЗУ выделяет учреждению только 22% необходимого ему финансирования – дефицит средств составляет 155 млн грн. "НСЗУ выделила нам и другим психиатрическим больницам Украины только одну треть от нужного финансирования. Чтобы уложиться в эти деньги, мне нужно уволить около 35−40% работников", - заявил СМИ главный врач больницы Вячеслав Мишиев. Из Павловки могут уволить 450 сотрудников, или 11 человек из каждого отделения (весь штат - 1401 человек), а те, которые останутся, будут получать в рамках имеющегося финансирования 3-4 тыс. грн.

В аналогичной ситуации Львовская областная клиническая психиатрическая больница, известная как Кульпарков. 3 апреля лечебница, которая является крупнейшим центром психиатрической помощи в западном регионе, на странице в Facebook сообщила, что в результате катастрофического уменьшения финансирования (только 20% от потребности на 9 месяцев с апреля по май) в результате второго этапа медреформы оказалась на грани финансового и социального коллапса. Больнице не хватает средств на питание и содержание пациентов. По словам гендиректора медучреждения Богдана Чечетки, средств, предусмотренных контрактом с НСЗУ, катастрофически не хватает ни на зарплату, ни на питание и медикаменты для пациентов. Без финансирования осталось амбулаторное обслуживание тысяч пациентов с шизофренией и эпилепсией – инвалидов второй и первой группы, которым по закону положено бесплатное лечение. Стоит отметить, что в целом по Украине, по данным Ассоциации психиатров, только 10 из 53 медицинских учреждений психиатрического профиля после 1 апреля получили финансирование для льготного медикаментозного обеспечения пациентов в амбулаторных условиях.

Сотрудники львовских психиатрических лечебниц присоединились к протесту киевских коллег.


Областная клиническая больница в Славянске на 9 месяцев 2020 года (с 1 апреля до 31 декабря) по контракту с НСЗУ финансируется на 18,4%, психиатрическая больница в Мариуполе – на 38%, психиатрическая больница в Краматорске - на 37%. На 22,4% профинансирована Винницкая областная психиатрическая больница № 2, и только на 12% - коммунальное некоммерческое предприятие "Областное учреждение по предоставлению психиатрической помощи" в селе Вильшаны Закарпатской области.

Всего, по данным Минздрава, с НСЗУ заключили договоры 58 специализированных психиатрических больниц, финансирование которых в среднем было уменьшено в 2 раза. Общее недофинансирование психиатрических больниц в Украине составляет 898 млн грн, признают в Минздраве.

"Из тех денег, что нам дает НСЗУ, мы должны выплачивать пенсии своим бывшим работникам, которые ушли на льготную пенсию, а это порядка 30 тыс. грн в месяц. У нас четыре человека служат в армии, и мы тоже должны выплачивать им заработную плату из этих же средств", - сообщил Скрипник. По его словам, в нынешней ситуации ощущается дефицит средств на выплату зарплат медперсоналу. Учреждение стоит перед необходимостью сокращать койко-места (еще до второго этапа реформы их сократили на 10 до 160). Если финансирование увеличено не будет, придется уволить не менее 30% сотрудников". Скрипник предупредил, что без должного финансирования может ухудшиться рацион питания больных, уровень обеспечения лекарствами.

НСЗУ призывает психбольницы зарабатывать самим

С ним соглашается и Евгений Скрипник: "Наше учреждение не оказывает таких услуг, за которые может быть назначена оплата. Надеяться на финансирование за счет поступлений от услуг, предоставляемых по сооплате, нам нечего. НСЗУ нам говорили, что мы должны искать возможности предоставлять такие услуги, которые могли бы продавать. Но сама по себе сфера, в которой мы работаем, таких возможностей не предусматривает. Пребывание больного на койко-месте обходится в 5-7 тыс. грн в месяц, откуда он возьмет деньги, чтобы это оплатить, если у него пенсия 1,5 тыс. грн?".

Из 27 пакетов гарантированных медицинских услуг в сфере психиатрии НСЗУ оплачивает только два: "Психиатрическая помощь взрослым и детям", а также "Лечение лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления опиоидов с использованием препаратов заместительной терапии". Таким образом, не вдаваясь в подробности, НСЗУ рассчитывает бюджет психбольниц, исходя из базовых 7,2 тыс. грн за пролеченный случай. "В эту сумму входят все услуги (питание, медикаментозное лечение, зарплата врачам) все услуги, кроме коммунальных. Эта сумма выплачивается независимо от тяжести случая и срока пребывания пациента в учреждении, что 10 дней, что 2-3 месяца (а отдельные случаи, и правда, требуют столь длительного лечения)", - отметил Евгений Скрипник.

Собеседники 112.ua считают, что финансирование должно быть увеличено минимум в два раза – до 14 тыс. грн за пролеченный случай и учитывать специфику случаев: эффект от действия некоторых лекарств, которые используются для лечения психических заболеваний, наступает через 2-3 недели после начала их приема, а некоторые случаи требуют и более длительного, до нескольких месяцев, лечения.

В письме, направленном в Минздрав (в связи с проблемами, возникшими из-за второго этапа медреформы), директор психиатрической клиники Славянска Юрий Смаль отмечает, что "психиатрическая помощь отличается от медицинской помощи в других направлениях. Она подразумевает более длительное пребывание пациентов в стационаре, необходимость решения социальных вопросов пациентов, которые утратили родственные связи, проведение принудительных мероприятий медицинского характера в том числе".

Вынуждены выбрасывать пациентов на улицу

В нынешней ситуации самая большая угроза нависла над хрониками, которые в силу обстоятельств доживают свой век при психбольницах. Как правило, таким людям некуда идти, и сейчас персонал психбольниц будет вынужден либо содержать их за собственные средства, либо же выбрасывать на улицу, что сейчас и происходит.


Проблема "социальных коек", как их называют в медицинской среде, в психиатрии более чем масштабная, отмечают собеседники 112.ua. "Когда мы опрашивали главврачей психлечебниц, какое количество людей, которые по медицинским показаниям не должны уже находиться в лечебном учреждении, они вынуждены содержать, выяснилось, что в среднем эта цифра около 30%. Безусловно, иногда это происходило по той причине, что главврачам было не выгодно сокращение числа пациентов, что в условиях финансирования по старым принципам (основанных на подходах плановой экономики) привело бы к его сокращению. Но чаще всего основная причина была другой – врачам было просто некуда деть этих несчастных людей. Они были не настолько больны, чтобы держать их в стенах психлечебницы, но и идти им было некуда: некоторые из этих людей потеряли жилье, их семьи разрушились. От некоторых таких пациентов попросту отказывались родственники, считая их обузой. Мы называем это проблемой "социальных коек", - рассказал Семен Глузман.

В качестве доктора психиатра-эксперта я принимал участие в мониторинговых визитах, которые были организованы Департаментом реализации национального превентивного механизма Секретариата уполномоченного ВР по правам человека. В частности, мы были с визитами в психоневрологических больницах, в которых сталкивались с тем, что в таких учреждениях немало людей, которые не могут быть выписаны как из-за психического состояния, так и в связи с тем, что утратили социальные и родственные связи, не могут дать сами себе толку, рассказал Скрипник: "Такие люди живут при больницах порой 10-20 лет. В нашем лечебном учреждении таких людей немного, но они есть. Сейчас и мы и другие лечебные учреждения будем вынуждены выписывать таких пациентов!".

Евгений Скрипник рассказал историю пациентки: "Мы в своей практике уже сталкивались со случаями, когда, например, вынуждены были выписать хроника бабушку-пенсионерку домой. Из родных у нее только брат, который присматривать за ней не желает, а она сама не может даже приготовить себе еду, включить газовую конфорку. Проходит время, и ее привозит к нам обратно в больницу скорая помощь. Но в то же время средства, предусмотренные НСЗУ для нее, уже через месяц (в рамках гарантированного пакета) заканчиваются, и, если медперсонал не может дальше за ней ухаживать (кормить, купать, выделять медикаменты) за собственные деньги, ее нужно будет вновь выписывать".

Еще одна причина, которая будет толкать врачей выписывать пациентов "социальных коек", - то, что НСЗУ выплачивает 7200 грн только за пролеченные случаи, по факту выписки. Ведь принцип таков, что деньги ходят за пациентом.

Проблема стоит остро в связи с отсутствием в Украине системы реабилитации людей с психическими заболеваниями. Параллельно с сокращением койко-мест в психиатрических больницах и закрытием учреждений, которое происходило на протяжении всех лет после обретения независимости, должна была усиливаться роль диспансеров, которые предоставляли амбулаторное лечение, реабилитационных учреждений. Этого не происходило, говорит Глузман. Большинство диспансеров, которые еще держались на плаву, могли предложить только медикаменты устаревших поколений. Некоторые из них вызывали серьезные побочные эффекты или вообще не оказывали должного действия.

В украинских реалиях главврачи психлечебниц могут попытаться перевести социально незащищенных пациентов в интернаты, подведомственные Минсоцполитики. И хотя условия жизни в них далеки от совершенства, что неоднократно подтверждалось в ходе журналистских расследований, устроить человека в подобное учреждение было и остается непростой задачей.

"Часто интернаты мотивируют отказ принять пациента высокой загруженностью. Но при этом в ходе организованной инспекции психоневрологических учреждений, которые в апреле 2018 года проходили под эгидой Секретариата уполномоченного по правам человека Верховной Рады Валерии Лутковской, при участии представителей международной организации "Глобальная инициатива в психиатрии", мы пришли к выводу, что навскидку около 30% людей, проживающих в интернатах, могли бы быть полноценными членами общества, работать", - рассказал Глузман.

Исполнительный директор фундации "Права человека в сфере психиатрии", голландский правозащитник Роберт ван Ворен рассказал корреспонденту 112.ua историю девушки (в 2018 году ей было 20 лет), которую в 9 лет устроила в интернат ее родная тетя, занявшая трехкомнатную квартиру родителей девушки в Славянске. Несмотря на то, что девушка имела единственный недостаток в развитии (аномально низкий рост), ей поставили психиатрический диагноз и признали недееспособной, что в Украине является пожизненным статусом. Опекунство оформила на себя тетя, которая, кроме квартиры, оформила еще и пенсию по инвалидности. При этом за 11 лет, в течение которых ее племянница не могла выйти дальше стен интерната, тетя ее ни разу не проведывала. Роберт поддерживал общение с девушкой и помогал ей через суд добиться отмены статуса недееспособности (по иску от третьего лица). Процедуры, когда человек может оспорить основания на свое пребывание в интернате сам, в Украине не существует. Такие случаи не единичны.

На пресс-конференции в "Укринформе" (по результатам инспекции психоневрологических интернатов) с участием Роберта ван Ворена и Семена Глузмана сообщалось, что в украинских психоневрологических интернатах допускаются массовые нарушения прав человека: у подопечных не спрашивают согласия на лечение, их подвергают принудительной изоляции. В интернатах люди часто находятся в условиях "пожизненного заключения", в том числе и те, кто попал туда по злому умыслу либо же в результате диагностической ошибки. Известны случаи, когда директора интернатов, оформляют опекунство над теми подопечными, у которых не было никого из близких, получая за них их пенсию. Роберт ван Ворен рассказывал об известном ему случае, когда директор одного интерната оформил на себя 200 недееспособных, получая совокупно до 2 тыс. евро в год вместо подопечных.

Улучшили эту ситуацию, к слову, очень своеобразно. С 1 января 2020 года вступил в силу новый Закон "О социальных услугах", который должен был произвести революционные изменения, в том числе и в сфере реабилитации людей с психоневрологическими диагнозами, но на деле документ так и не смог заработать, в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов. Большинство из них до сих пор не утверждены.

В связи с этим устроиться нынче в интернат практически невозможно. "Закон о социальных услугах отменил все существовавшие до его появления подзаконные акты Минсоцполитики, в том числе положение об интернатах, порядок оформления в эти учреждения. При этом новая нормативная база до сих пор не разработана. Несмотря на то, что вакантных мест достаточно, с 1 января ни один новый человек в интернаты оформиться не мог, в том числе и люди с психическими заболеваниями", - подтвердил Евгений Скрипник. Он отметил, что с этой проблемой в последнее время часто обращаются родственники пациентов. Они серьезно обеспокоены происходящим.

Если ничего не менять, последствия будут катастрофическими

Если власти ничего не предпримут и ситуация к лучшему не изменится, последствия не заставят себя ждать. Качество психиатрической помощи в Украине снизится до критического уровня, что особенно тревожно в условиях пандемии коронавируса, которая, как сообщают, ученые может привести к росту случаев психических расстройств, а также с учетом наличия проблем у людей, которые прошли АТО.

Оказывать помощь будет некому. При нынешнем уровне финансирования, по данным Ассоциации психиатров Украины, 53 психиатрические лечебницы будут вынуждены сократить 3164 штатные единицы, в том числе врачей и медсестер. Остальные, скорее всего, будут сами увольняться, с учетом возросшей нагрузки и нищенских зарплат.



Пациенты "социальных коек" будут выброшены на улицу, где, скорее всего, будут обречены на верную гибель. Об этом, к слову, еще в феврале предупреждал директор коммунального некоммерческого предприятия Сумского областного совета "Первая областная специализированная больница города Ромны" Владимир Кульбачный. От имени группы врачей-психиатров он зарегистрировал на сайте президента петицию.

"Граждане Украины, страдающие психическими расстройствами, - во многих случаях бедные, не способные удовлетворить минимальные жизненные потребности люди, у которых нет денег и в большинстве случаев дома. Они не нужны обществу и родным, часть их многие годы находится в учреждениях по оказанию психиатрической помощи и нуждается в постоянном уходе, надзоре и медикаментозном лечении. Реформа вторичного и третичного звена медпомощи, запланированная на апрель 2020 года, не предусматривает средств на лечение этой категории пациентов, поэтому они вынуждены будут уйти из больниц, которые прежде были для них домом, на улицу - в социум, в жизнь, к которой они не приспособлены. Большинство этих пациентов погибнет в течение 3-6 месяцев, часть нарушит закон и попадет на принудительные меры медицинского характера различных уровней", - предупреждал врач.

О серьезных последствиях такого подхода говорит и Глузман: "Далеко не все психически больные опасны для окружающих, чаще всего они опасны для себя. Но когда они получают хоть какое-то даже не самое продвинутое лечение, получают пускай и не самые современные препараты, у них снижаются состояние возбуждения, уходит галлюцинаторный синдром, бред становится мягче. А когда мы такого пациента попросту выбрасываем, есть риск того, что симптоматика обострится. А вдруг галлюцинаторный голос скажет ему: "Вот этот незнакомый человек – виновник твоих бед, иди задуши его".

А что об этом думают в Минздраве?

Минздрав признает проблемы в сфере психиатрии, порожденные вторым этапом медреформы. На следующий день после протестов сотрудников Киевской и Львовской психбольниц министр здравоохранения Максим Степанов заявил на брифинге, что проблема есть: он констатировал, что больница им. Павлова получила только 50% от необходимого ей финансирования. "Они оказались на грани закрытия именно потому, что те тарифы, которые рассчитаны, - они не соответствуют реалиям. Если говорить языком цифр, то общее недофинансирование составляет 898 млн по всем психиатрическим больницам. Эта цифра поставила на грань закрытия многие психиатрические больницы", - сказал Степанов.

Он заверил, что Минздрав скоро разработает механизм, который позволит реформировать психиатрическую службу: "Мы сделаем существенную редакцию реформы, мы хотим, чтобы после реформирования не закрывали больницы. Что касается психбольниц, по тем расчетам, которые мы завершаем, психиатрическая служба будет финансироваться по отдельному механизму, позволяющему реформировать ее по четкому критерию, и, с другой стороны, чтобы мы ее не потеряли".

Легко сказать, но сложно сделать. Неясно, откуда нынче взять средства, чтобы залатать дыры и профинансировать психбольницы хотя бы на уроне субвенции 2019 года. К тому же большинство вопросов требуют законодательного урегулирования. "В чем трагедия Степанова? Он все понимает, но ничего не может изменить, потому что нужно менять законодательство – целый массив законопроектов, который был принят в последние годы и вступил в силу", - подытожил Семен Глузман.


Андрей Гаврилюк. Фото УНИАН

— Андрей Александрович, в ходе реформы в Украине многие психиатрические больницы оказались на грани выживания из-за недостаточного финансирования. Выделены ли какие-то дополнительные деньги на их поддержку?

— Да, дополнительное финансирование было выделено. По инициативе Минздрава, Кабмин внес изменения в постановление №65 "О порядке реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 г.", что, в свою очередь, создало условия для дополнительного финансирования медучреждений, в которых был дефицит средств. По состоянию на 19 сентября, 48 из них подали в НСЗУ документы на получение этих денег, 23 заявки на 262,367 млн грн уже удовлетворены. И этот процесс продолжается. Также эту проблему решают на местном уровне, выделяя деньги на дополнительное финансирование больниц из местных бюджетов.

— А как так получилось, что некоторые больницы получили даже в четыре раза больше денег, чем в прошлом году?

— Некоторые из них подписывали с НЗСУ договоры о медобслуживании населения по программе медицинских гарантий по другим группам услуг. Например, "Стационарная помощь взрослым и детям без проведения хирургических операций" и др. Ведь у многих пациентов психиатрических заведений существуют сопутствующие заболевания — например, сердечно-сосудистой системы. Имея возможность в стенах своей больницы предоставлять не только психиатрическую помощь и подписав соответствующие контракты, главные врачи значительно увеличили финансирование заведения. Могу привести конкретный пример. Винницкая областная клиническая психоневрологическая больница им. акад. О. И. Ющенко кроме 42 474 281,97 грн в рамках пакета "Психиатрическая помощь взрослым и детям" по дополнительным договорам получила еще 50 289 259 грн.

— Объясните, пожалуйста, смысл одного из самых главных моментов реформирования психиатрической отрасли в Украине. Почему отделения для лечения психически больных пациентов открыли при многопрофильных больницах?

— Человек, имеющий проблемы психического характера и нуждающийся в медпомощи, не всегда охотно обращается в профильное учреждение. Либо исходя из собственных опасений, либо из-за предвзятого отношения к профильным психиатрическим больницам, либо потому, что больница находится далеко от места проживания. Если же это будет отделение, предоставляющее психиатрическую помощь, расположенное во многопрофильной больнице недалеко от места проживания человека, возможностей обратиться за помощью будет больше. Чем раньше она будет получена, тем меньше будет осложнений, запущенных случаев. К слову, в Днепропетровской областной клинической больнице им. И. И. Мечникова уже много лет успешно функционирует соответствующее отделение. Таким образом, это вполне работающая и оправданная модель организации медицинской помощи.

— Но некоторые многопрофильные больницы, подписав контракт на оказание психиатрической помощи, не имеют даже стационара для лечения психически больных людей. Существует ли какая-то система контроля за тем, как будут работать новые психиатрические отделения?

— Для того чтобы заключить договоры с НСЗУ о медобслуживании населения по программе медгарантий, больница должна соответствовать установленным требованиям. Информацию об этом она подает в НСЗУ и отвечает за ее достоверность.

— Каким образом?

— Прежде всего, расторжением договора и прекращением госфинансирования. Этот вопрос контролирует НСЗУ.

— Существует такое понятие, как "неосужденные". Это люди, которые совершили преступления, но не были осуждены по состоянию своего психического здоровья. В ходе реформы не были ликвидированы заведения, где находились такие люди?

— Нет. Сегодня, как и раньше, согласно ст. 94 Уголовного кодекса Украины, существует госпитализация в учреждения по оказанию психиатрической помощи — с обычным, усиленным и строгим наблюдением. Учитывая тот факт, что эти пациенты являются общественно опасными, они не могут находиться вместе с другими пациентами. Поэтому в стенах многопрофильных больниц вы их не встретите. Для них предназначены специальные учреждения по оказанию психиатрической помощи, финансирование которых осуществляется не за счет НСЗУ, а за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам на осуществление поддержки отдельных учреждений и мероприятий в системе охраны здоровья.

— И тем не менее многие настороженно отнеслись к появлению психиатрических отделений в обычных больницах.

— В обществе существует стереотип того, как выглядят и ведут себя больные психическими расстройствами люди. Но ведь довольно распространенными психическими расстройствами являются тревога и депрессия. То есть я веду к тому, что большое количество людей нуждаются в помощи психиатров, и при этом они очень далеки от стандартного представления о том, как ведут себя психически больные люди.

Кроме того, опасения основаны на непонимании процессов предоставления медицинской помощи. На больничной лестнице вы вряд ли встретите человека, который находится в остром состоянии.

— Увы, эти опасения также основаны на печальном опыте. У кого-то соседка выбрасывает мебель из окна, у кого-то сосед превратил свою квартиру в свалку. Примеров множество. И люди с этим постоянно живут, потому что в Украине, насколько я знаю, нет принудительного лечения.

— На самом деле существует законодательно отрегулированный алгоритм того, что необходимо делать в такой ситуации. Если Национальная полиция или органы соцопеки обратятся к психиатру с целью решения вопроса о принудительном лечении, то врач, увидев, что у человека, действительно, есть опасные отклонения, может обратиться в суд для разрешения вопроса об обеспечении принудительной психиатрической помощи.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.


Наступающий год принесет украинским пенсионерам как радости, так и огорчения. Те, кто получал меньше всех – получат больше, а вот те, кто дожил до пенсии, но недозаработал стажа – останутся без пенсии еще три года.

Как изменятся минимальные пенсии?

Они останутся прежними. Дело в том, что соцстандарты, которые повысят с 1 декабря 2020, с 1 января 2021 года не изменятся. Поэтому минимальная пенсия сохранится равной прожиточному минимуму (ПМ) для нетрудоспособных – 1769 грн. Напомним: с 1 декабря ПМ увеличится на 57 грн, с 1712 до 1769 грн.

Как изменятся пенсии у ветеранов труда?

Их пенсии должны увеличиться. Сейчас пенсионеры старше 65 лет, имеющие 35 лет стажа и более (женщины – 30 лет), получают пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты или 2000 грн. Если с 1 января минзарплата вырастет до 6000 грн (закон о госбюджете на 2021 год, где заложена такая норма, пока не принят), то минимальные пенсии увеличатся до 2400 грн. Пенсии ветеранов, большие чем 2400 грн, пересчитывать не будут.

Кто из 60-летних не получит в 2021 году пенсию?

С 1 января 2021 года минимальный страховой стаж (стаж легальной работы, с которой работодателями уплачены взносы в Пенсфонд) увеличится на 1 год, до 28 лет. Те, кому исполнится 60 лет в 2021 году, получат в следующем году пенсию, если у них на 1 января будет стаж не менее 27 лет, а на 31 декабря – соответственно 28 лет. Остальным придется либо докупать пенсионный стаж (см. ниже), либо работать до 63 лет и заработать хотя бы 20 стажа.

Отберут ли социальные пенсии у тех, кто их уже получает?

Нет. Уже назначенные социальные пенсии будут выплачивать с 1 января 2021 года в том же размере, что и с 1 декабря 2020 года – 1769 грн (ПМ для нетрудоспособных). Сохранятся неизменными и пенсии по инвалидности.

Кому сейчас положена социальная пенсия?

Правильно она называется "социальная помощь". Положена 60-летним, имеющим не менее 15 лет страхового стажа и уровень доходов, меньше прожминимума для нетрудоспособных на каждого члена семьи (сейчас 1712 грн, с 1 декабря 2020 года – 1769 грн).

Муж получает пенсию 2500 грн, жена находится на его иждивении, но имеет 15 лет стажа. При достижении 60-летнего возраста до конца 2020 года жена может оформить в этом году соцпомощь.

В ноябре она составит 924 грн (1712х2 – 2500 = 924), с 1 декабря 1038 грн (1769х2 – 2500 = 1038).

А вот если 60 лет ей исполнится 1 января 2021 года и позже – соцпомощь уже не положена.

Предусмотрены ряд ограничений, при которых соцпомощь не назначат. Главные – если жилплощадь превышает 21 кв. м на 1 человека +10,5 кв. м на семью наличие в семье второго автомобиля (или мотоцикла). Есть и другие ограничения: получение в 2020 году наследства, покупка на сумму 50 тыс. грн и более.

Что делать в 2021 году 60-летнему "непенсионеру"?

Трудиться дальше. Если он уволен, встать на учет в Центр занятости.

Ему 630 дней будут выплачивать помощь по безработице, как и тем, безработным, кто не достиг пенсионного возраста – 60 лет, но прожил 58 лет. Пребывание на учете засчитывается в стаж, но заработка не прибавляет.

Пособие не может быть выше четырех ПМ для трудоспособных (в январе 2021 года это 8756 грн). Но если средняя зарплата была небольшая, то госпомощь окажется меньше.

Она не может превысить 70% средней зарплаты безработного за последние 12 месяцев, и то при наличии стажа не менее 10 лет. Каждые три месяца сумма пособия уменьшается на 20%, но не будет меньше 60% первоначальной выплаты. То есть при максимальном пособии 8756 грн безработный через полгода и больше будет получать 5253 грн.

А можно докупить стаж и выйти на пенсию.

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Стоит ли докупать стаж, чтобы выйти на пенсию в 60 лет?

Если вы рассчитываете на минимальную пенсию, то смысла в покупке нет. По разъяснению Пенсфонда, 1 месяц стажа стоит 44% минимальной зарплаты. Покупать можно помесячно, но не более чем 5 лет стажа. С 2021 года один месяц недостающего стажа будет стоить 2640 грн. (6000х0,44=2640). То есть за каждый год надо будет единоразово уплатить 31680 грн. Выходит, что есть смысл в покупке стажа, если пенсия в итоге превысит 2640 грн в месяц.


С 1 июля 2020 года в Украине планово повысили уровень прожиточного минимума. С ростом зарплат увеличилась и сумма ряда социальных выплат.

Соответствующие нормы содержатся в законе о государственном бюджете Украины на 2020 год. Как, кому и на сколько повысили социальную помощь разбиралась МГ “Объектив” на основании статьи издания Zaxid.net.

Изменения в прожиточной минимуме для основных социальных и демографических групп населения

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн)
детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн)
трудоспособных лиц – 2197 грн (2102 грн)
лиц, утративших трудоспособность -1712 грн (1638 грн).

Пособие для беременных и родившим или так называемые “декретные”

Эту помощь оказывают в размере 100% среднемесячного дохода женщины (стипендии, зарплаты, пособия по безработице и т.д.) в месяц, но она не может быть меньше 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица. То есть, с 1 июля 2020 года “декретные” не могут быть меньше, чем 549,25 грн (была 525,50 грн).

Право на это пособие в органах социальной защиты населения имеют все женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Помощь при рождении ребенка

Государственная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, остается без изменений и составляет 41 280 грн. 10 320 грн – единовременная выплата и 860 грн выплачиваются ежемесячно в течение 3 лет.

Помощь на детей одиноким матерям

Ее предоставляют в размере равном разнице между двумя прожиточными минимумами (ранее был один прожиточный минимум) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным общим доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

С июля 2020 максимальный размер пособия

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн).

от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн),

от 18 до 23 лет (если учатся на стационаре) – 2197 грн (2102 грн).

Пример: семья состоит из матери-одиночки и семилетнего ребенка. Среднемесячный доход семьи – 4000 грн, то есть, среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 2000 грн. Размер помощи такой семье с июля – 318 грн (2318 грн – 2000 грн).

Помощь на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство

Размер помощи равен разнице между 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи:

для детей до 6 лет – как разница между двумя прожиточными минимумами для ребенка этого возраста – 4447, 50 грн (была 3558грн) и среднемесячным размером алиментов, пособий и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

для детей от 6 до 18 лет: как разница между 5545 грн (была 4436грн) и среднемесячным размером алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

Пример: семья взяла под опеку или попечительство семилетнего ребенка-сироту и получает на него пенсию по потере кормильца – 1712 грн. Размер пособия будет – 3833 грн (5545 грн – 1712 грн).

Если детям, над которыми установлена ​​опека или попечительство, алименты (при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать), пенсия, стипендия, государственная помощь за предыдущие шесть календарных месяцев не начислялись, данная помощь назначается в полном размере 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста: для детей до 6 лет – 4447,50грн, для детей от 6 до 18 лет – 5545 грн.

Если ребенок имеет инвалидность, то размер пособия составит 3,5 прожиточных минимумов. В частности, максимальный размер пособия для детей с инвалидностью составит для детей до 6 лет – 6226,50 грн, от 6 до 18 лет – 7763грн (без учета полученных алиментов, пенсий, пособий на ребенка).

Примечание. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц», который предусматривает увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство, с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, а на детей с инвалидностью – до 3,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, Верховная Рада приняла 2 июня 2020, но его еще должен подписать президент. После подписания и вступления в силу органы социальной защиты населения автоматически сделают перерасчет указанной помощи.

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также тем, родители которых не имеют возможности содержать ребенка или их место жительства неизвестно, предоставляют в размере равной разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

Максимальный размер пособия для детей до 6 лет составляет 929.50 грн (был 889.50 грн), от 6 до 18 лет – 1159 грн (был 1109 грн).

Помощь лицу, ухаживающему за больным ребенком

Эта помощь предоставляется в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. С 1 июля она составляет 1712 грн.

Помощь малообеспеченным семьям

Размер этой государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом.

С 1 июля размеры прожиточных минимумов для начисления этого пособия также меняются:

для трудоспособных лиц – 549,25 грн (525,50 грн),
для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 1712 грн (1638 грн),
для детей до 6 лет -2416,70 грн (1512,15 грн),
для детей от 6 до 18 лет – 3013,40 грн (1885,50 грн),
для детей от 18 до 23 лет (при условии обучения) -2856,10 грн (1786,70 грн).

Кроме того, на каждого ребенка, который входит в состав малообеспеченной семьи, установлены следующие доплаты: на ребенка до 13 лет – 250 грн, от 13 до 18 лет – 500 грн.

Помощь инвалидам с детства

Инвалиды с детства 1 группы: (подгруппа А) – 3516,48 грн (3364,64 грн), подгруппа Б – 2568.00 грн (2457 грн).

Инвалиды с детства II группы – 1712 грн (1638 грн).

Инвалиды с детства III группы – 1712 грн (1638 грн).

Помощь малообеспеченному лицу, ухаживающему за инвалида I или II группы (психические расстройства)

Размер данного пособия рассчитывается как разница между тремя прожиточными минимумами на каждого члена семьи и среднемесячным совокупным доходом семьи за предыдущие шесть месяцев, но не может быть больше, чем минимальная заработная плата.

Эта помощь предоставляется дееспособному лицу, которое зарегистрировано или постоянно проживает с инвалидом. С 1 июля максимальный размер этой помощи составит 2118 грн (2027 грн).

Помощь многодетным семьям

Этот вид помощи назначается на третьего и всех следующих детей с того месяца, в который было подано заявление со всеми необходимыми документами. И выплачивается она ежемесячно до достижения ребенком 6-летнего возраста включительно.

На каждого третьего и следующего ребенка государство выплачивает 1700 грн.

Временная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило право на пенсионную выплату

Эта помощь назначается неработающим людям, которые достигли общего пенсионного возраста, но не получили права на пенсионную выплату. И тем, кто на момент оформления социальных выплат имеет не менее 15 лет страхового стажа. Деньги будут выплачиваться до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на пенсионную выплату.

Сумма государственной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам

Право на социальную помощь имеют лица, не имеющие права на пенсию, и инвалиды:

– мужчины, достигшие 63 лет, и женщины – 58 лет, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или те, кто признан инвалидом в установленном порядке;

– не получающие пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве;

– являются малообеспеченными лицами.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Пособие по уходу за одинокими лицами, достигшими 80-летнего возраста

Этот вид помощи вводится впервые. Ее будут предоставлять одиноким лицам, достигшим 80-летнего возраста и по заключению врачебно-консультативной комиссии, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, которые получают пенсию в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».

С июля размер такой помощи составит 684,80 грн

Помощь члену малообеспеченной семьи на организацию предпринимательской деятельности

Это будет одноразовая беспроцентная помощь трудоспособному члену малообеспеченной семьи для организации предпринимательской деятельности и вывода семьи из бедности, которая будет предоставляться государственной службой занятости за счет средств государственного бюджета.

Размер минимальной пенсии

С 1 июля 2020 года минимальная пенсия составит 1712 грн (на 74 грн больше).

Кроме того, с 1 июля возрастет и надбавка пенсионерам за стаж – ежемесячная доплата для тех, кто имеет стаж более 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины). Она составляет 1% минимальной пенсии за каждый дополнительный год (до июля это было 16,38 грн, а с 1 июля – 17,12 грн).

Читайте также: