Пенсии в беларуси малолетним узникам



«КАК МАЛОЛЕТНИЙ узник фашистских лагерей, обращаюсь с большой просьбой. Расскажите, какие льготы сохранились для этой категории? Прежде по территории стран Содружества Независимых Государств мне можно было ездить с 50–процентной скидкой раз в год. В собесе выдавали специальные талоны на 5 лет. Раз в 2 года я ездил в Сочи отдыхать бесплатно. Сейчас талонов не дают. Хотелось бы также знать, приравняют ли когда–нибудь бывших узников к ветеранам Великой Отечественной войны?

Сергей Болотин, Борисовский район».

Валентина КОРОЛЕВА, заместитель министра труда и социальной защиты:

— Талоны на льготный проезд в междугородном транспорте по странам Содружества Независимых Государств были предусмотрены Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, к ним приравненных (от 12 марта 1993 года). Однако отдельные страны, в том числе и Российская Федерация, натуральные льготы заменили денежными выплатами и, соответственно, отказались от талонов. Сейчас вопрос предоставления льготы на проезд в странах Содружества прорабатывается на уровне правительств государств — участников СНГ.

В то же время в Беларуси, как и в сопредельных странах, проводится работа по упорядочению системы социальных льгот. 14 июня 2007 года принят закон о государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан. Этим законом сохранены основные социальные льготы только тем категориям граждан, которые действительно нуждаются в государственной поддержке, не в состоянии самостоятельно оплачивать соответствующие расходы или имеют особые заслуги перед Отечеством. Иным категориям граждан объем предоставления социальных льгот уточнен исходя из финансовых возможностей государства и необходимости соблюдения принципов социальной справедливости.

В стране сегодня проживают более 40 тысяч бывших узников фашистских концлагерей, тюрем, гетто и других мест принудительного содержания, созданных оккупантами и их союзниками в годы Второй мировой войны. Статус и меры социальной защиты бывшим узникам фашизма установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции от 28 декабря 2009 года.

Указанным законом бывшие узники фашизма отнесены к категории граждан, пострадавших в годы войны, и им предоставляются отдельные социальные льготы, предусмотренные жилищным, налоговым, земельным, трудовым и пенсионным законодательством. Наряду с ветеранами Великой Отечественной войны бывшие узники фашизма имеют право лечения в госпиталях инвалидов войны. В целях компенсации за перенесенные тяготы время нахождения в концлагерях и других местах принудительного содержания узникам учтено в двойном размере в стаж при назначении пенсии. Кроме того, им установлено ежемесячное повышение пенсии на уровень минимальной пенсии по возрасту (с 1 ноября — 70 тысяч 762 белорусских рубля).

В Беларуси сегодня реализуется ряд государственных социальных программ, мероприятия которых направлены на повышение качества жизни граждан старшего поколения, укрепление их здоровья. Государство в пределах имеющихся финансовых возможностей оказывает дополнительную поддержку пожилым людям, пережившим тяготы военных лет. К пенсиям тех, кто достиг 80–летнего возраста, устанавливается надбавка на уход в размере половины минимальной пенсии по возрасту.

Что касается наделения бывших узников фашизма статусом ветеранов Великой Отечественной войны с предоставлением соответствующих льгот, то вопрос этот рассматривался министерством в 2009 году в процессе корректировки закона о ветеранах, но, к сожалению, не был поддержан заинтересованными республиканскими органами государственного управления. Тем не менее предложения бывших узников фашизма, как и других граждан, обобщаются, анализируются и будут в установленном порядке рассмотрены при подготовке нормативных правовых актов с учетом финансовых возможностей государства и согласованной позиции органов управления.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

904 14.01.2013 16:47

Служба информации «БГ» ,

Члены Брестской областной организации бывших малолетних узников фашизма пытаются вернуть себе льготы на транспорт и лекарства. С этой целью они неоднократно обращались в Администрацию президента и к представителям местной исполнительной власти. Пока их усилия успехом не увенчались.

Со слов руководителя областной организации бывших узников Людмилы Романенко, в 90-х годах прошлого века такая категория граждан имела льготы. «В Беларуси в 1992 году был принят закон о ветеранах. И мы приравнивались по льготам к ним. А в 1995 году указом президента действия некоторых статей этого закона, как говорилось в официальных документах, временно были приостановлены», – рассказала «БГ» Людмила Романенко.

По ее словам, долгое время, еще со времен СССР, тема малолетних узников фашизма была условно запрещенной. Однако во времена перестройки была создана почва для объединения таких людей, появилась возможность рассказать о себе и отстоять свои права.

«Это такие же люди, как и все, они прошли через войну, через испытания, – поведала наша собеседница. – В советское время большинство из узников немецких лагерей не могли устроиться на работу, получить достойное образование, поскольку нас воспринимали как врагов народа. Но мы ведь были детьми и в Германию попали не по своей воле».

Людмила Романенко уверена, что люди, которые прошли через концлагеря, заслужили достойную старость и имеют право на внимание, в том числе материальное, со стороны государства.

«Когда-то у нас были и сохранились до сегодняшнего времени льготные условия для покупки дачного участка или, например, установки домашнего телефона, – продолжила свой рассказ Людмила Романенко. – Но большинству бывших узников уже далеко за 70, все они нуждаются в первую очередь в дешевых медицинских препаратах, в том числе для продления жизни. А это самое дорогое, что у них есть».

Большинство писем, которые были направлены узниками в ряд инстанций, перенаправили в Министерство социальной защиты Беларуси. А оно в свою очередь, сославшись на перечень льгот, которые остались в законе 2007 года, посчитало данный список достаточным.

«То, как относится современная Беларусь к детям и людям пожилого возраста, инвалидам, – это показатель гуманитарного фактора в нашем государстве, – высказал свое мнение брестский краевед Игорь Барановский. – И мы видим, что этой категории граждан требуется поддержка. Здоровье малолетних узников фашизма было подорвано в детстве. Немецкие лагеря во время войны – это не санатории. И это все должны хорошо понимать». Со слов историка, если государство не понимает таких вещей, то ему чуждо понятие гуманизма, оно не уважает человека.

Людмила Романенко прояснила ситуацию с материальной помощью из Германии. С ее слов, узникам в два этапа была выплачена единоразовая компенсация в период с 2001 по 2005 годы. Сегодня же никаких пенсий от Германии данная категория граждан не получает. «Эта компенсация не была даже равная той, которую получили бывшие узники Западной Европы. Около 2 500 немецких марок, или 1 250 евро, получили те, кто работал в сельском хозяйстве. Те, кто работал в промышленности, получили 5 000 марок, или 2 500 евро. Детям, что находились во время войны в концентрационных лагерях группы «А», было выплачено 15 000 марок, либо 7 500 евро». Однако назвать это достойной компенсацией за пережитые страдания, по мнению руководителя областной организации бывших узников, трудно.

«Этим людям пришлось в своей жизни многое пережить не только в Германии, но и в СССР, – продолжил свой рассказ Игорь Барановский. – Но Германия уже после войны все же решила компенсировать тот моральный и физический урон, который был ею нанесен узникам. Мы можем с уважением относиться к такому государству, но наше государство в такой ситуации, по сути, отмежевалось от них».

С каждым днем количество малолетних узников фашизма в Беларуси, в том числе в Брестской области, уменьшается. «Часть из них не сможет физически воспользоваться льготами, поэтому государство понесет минимальные затраты. Этот вопрос скорее морального, чем экономического плана», – считает Людмила Романенко.

Справка:

17 апреля 1992 года Верховным Советом Республики Беларусь был издан Закон «О ветеранах». 1 сентября 1995 года увидел свет Указ Президента Республики Беларусь №349 в отношении части первой статьи 2 настоящего закона.

В последующем по указу данный вопрос был рассмотрен в Конституционном суде. Решение КС РБ было подписано 24 июня 1999 года «О предложении по внесению дополнения в часть первую статьи 2 Закона Республики Беларусь «О ветеранах». В разделе «Социальная защита ветеранов» были предоставлены льготы перечню категорий граждан на лекарства, транспорт, санатории, оздоровление, льготы на получение, приобретение и строительство жилых помещений, оплату коммунальных услуг и так далее. В статье под номером 24 указан перечень льгот, предоставленных малолетним узникам фашизма. 6 из 11-ти пунктов утратили силу либо были исключены, в том числе льготы на транспорт и медикаменты.

На данный момент им предоставляются отдельные льготы, которые регулируются жилищным, налоговым, земельным, трудовым и пенсионным законодательством. Последние изменения и дополнения в Закон «О ветеранах» были внесены от 14 июня 2007 года. 23 мая 2007 года Палатой представителей Республики Беларусь был принят, 28 мая 2007 года Советом Республики был одобрен Закон «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Среди перечня граждан, которые получили основные социальные льготы, узники концлагерей отсутствуют.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

904 14.01.2013 16:47

Служба информации «БГ» ,

Члены Брестской областной организации бывших малолетних узников фашизма пытаются вернуть себе льготы на транспорт и лекарства. С этой целью они неоднократно обращались в Администрацию президента и к представителям местной исполнительной власти. Пока их усилия успехом не увенчались.

Со слов руководителя областной организации бывших узников Людмилы Романенко, в 90-х годах прошлого века такая категория граждан имела льготы. «В Беларуси в 1992 году был принят закон о ветеранах. И мы приравнивались по льготам к ним. А в 1995 году указом президента действия некоторых статей этого закона, как говорилось в официальных документах, временно были приостановлены», – рассказала «БГ» Людмила Романенко.

По ее словам, долгое время, еще со времен СССР, тема малолетних узников фашизма была условно запрещенной. Однако во времена перестройки была создана почва для объединения таких людей, появилась возможность рассказать о себе и отстоять свои права.

«Это такие же люди, как и все, они прошли через войну, через испытания, – поведала наша собеседница. – В советское время большинство из узников немецких лагерей не могли устроиться на работу, получить достойное образование, поскольку нас воспринимали как врагов народа. Но мы ведь были детьми и в Германию попали не по своей воле».

Людмила Романенко уверена, что люди, которые прошли через концлагеря, заслужили достойную старость и имеют право на внимание, в том числе материальное, со стороны государства.

«Когда-то у нас были и сохранились до сегодняшнего времени льготные условия для покупки дачного участка или, например, установки домашнего телефона, – продолжила свой рассказ Людмила Романенко. – Но большинству бывших узников уже далеко за 70, все они нуждаются в первую очередь в дешевых медицинских препаратах, в том числе для продления жизни. А это самое дорогое, что у них есть».

Большинство писем, которые были направлены узниками в ряд инстанций, перенаправили в Министерство социальной защиты Беларуси. А оно в свою очередь, сославшись на перечень льгот, которые остались в законе 2007 года, посчитало данный список достаточным.

«То, как относится современная Беларусь к детям и людям пожилого возраста, инвалидам, – это показатель гуманитарного фактора в нашем государстве, – высказал свое мнение брестский краевед Игорь Барановский. – И мы видим, что этой категории граждан требуется поддержка. Здоровье малолетних узников фашизма было подорвано в детстве. Немецкие лагеря во время войны – это не санатории. И это все должны хорошо понимать». Со слов историка, если государство не понимает таких вещей, то ему чуждо понятие гуманизма, оно не уважает человека.

Людмила Романенко прояснила ситуацию с материальной помощью из Германии. С ее слов, узникам в два этапа была выплачена единоразовая компенсация в период с 2001 по 2005 годы. Сегодня же никаких пенсий от Германии данная категория граждан не получает. «Эта компенсация не была даже равная той, которую получили бывшие узники Западной Европы. Около 2 500 немецких марок, или 1 250 евро, получили те, кто работал в сельском хозяйстве. Те, кто работал в промышленности, получили 5 000 марок, или 2 500 евро. Детям, что находились во время войны в концентрационных лагерях группы «А», было выплачено 15 000 марок, либо 7 500 евро». Однако назвать это достойной компенсацией за пережитые страдания, по мнению руководителя областной организации бывших узников, трудно.

«Этим людям пришлось в своей жизни многое пережить не только в Германии, но и в СССР, – продолжил свой рассказ Игорь Барановский. – Но Германия уже после войны все же решила компенсировать тот моральный и физический урон, который был ею нанесен узникам. Мы можем с уважением относиться к такому государству, но наше государство в такой ситуации, по сути, отмежевалось от них».

С каждым днем количество малолетних узников фашизма в Беларуси, в том числе в Брестской области, уменьшается. «Часть из них не сможет физически воспользоваться льготами, поэтому государство понесет минимальные затраты. Этот вопрос скорее морального, чем экономического плана», – считает Людмила Романенко.

Справка:

17 апреля 1992 года Верховным Советом Республики Беларусь был издан Закон «О ветеранах». 1 сентября 1995 года увидел свет Указ Президента Республики Беларусь №349 в отношении части первой статьи 2 настоящего закона.

В последующем по указу данный вопрос был рассмотрен в Конституционном суде. Решение КС РБ было подписано 24 июня 1999 года «О предложении по внесению дополнения в часть первую статьи 2 Закона Республики Беларусь «О ветеранах». В разделе «Социальная защита ветеранов» были предоставлены льготы перечню категорий граждан на лекарства, транспорт, санатории, оздоровление, льготы на получение, приобретение и строительство жилых помещений, оплату коммунальных услуг и так далее. В статье под номером 24 указан перечень льгот, предоставленных малолетним узникам фашизма. 6 из 11-ти пунктов утратили силу либо были исключены, в том числе льготы на транспорт и медикаменты.

На данный момент им предоставляются отдельные льготы, которые регулируются жилищным, налоговым, земельным, трудовым и пенсионным законодательством. Последние изменения и дополнения в Закон «О ветеранах» были внесены от 14 июня 2007 года. 23 мая 2007 года Палатой представителей Республики Беларусь был принят, 28 мая 2007 года Советом Республики был одобрен Закон «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Среди перечня граждан, которые получили основные социальные льготы, узники концлагерей отсутствуют.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С 1 ноября в Беларуси увеличивается размер детских пособий, социальных пенсий, надбавок и повышений, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет и другие выплаты. Это связано с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), сообщили в Министерстве труда и социальной защиты.

С 1 ноября 2020 года по 31 января 2021 года в расчете на месяц установлен бюджет прожиточного минимума в размере Br258,11. Для трудоспособного населения БПМ равняется Br285,68, пенсионеров — Br195,15, студентов — Br248,06, детей в возрасте до 3 лет — Br165,18, детей в возрасте от 3 до 6 лет — Br228,85, детей в возрасте от 6 до 18 лет — Br278,16.

Также в Беларуси установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Они будут действовать по 31 января 2021 года.


Фото БЕЛТА.

Так, минимальный потребительский бюджет для трудоспособного населения составит Br528,3, пенсионеров — Br410,1, детей в возрасте до 3 лет — Br352,55, детей в возрасте от 3 до 6 лет — Br448,14, детей в возрасте от 6 до 18 лет — Br457,49, на одного члена семьи из четырех человек — Br419,78, молодой семьи из трех человек — Br450,43.

В связи с ростом БПМ с 1 ноября на 0,8% увеличиваются и госпособия семьям, воспитывающим детей. Единовременное пособие при рождении первого ребенка теперь составит Br2581,1 (10 БПМ); при рождении второго и последующих детей — Br3613,54 (14 БПМ).

Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, с ноября будет выплачиваться в размере Br258,11, пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет (ежемесячное) — в размере Br129,06.

Ежемесячное пособие семьям на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых законодательством, составит: на ребенка-инвалида — Br180,68, на других детей в семье — Br129,06. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет составляет Br258,11 (с I и II степенью утраты здоровья и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 3 лет) и Br309,73 (с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку 3 лет); ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ, — Br180,68.


Фото: avatars.mds.yandex.net

Новые размеры данных выплат будут действовать до 31 января 2021 года. Они обычно пересматриваются в феврале, мае, августе и ноябре.

В связи с ростом БПМ будут перерасчитаны социальные пенсии, надбавки к пенсиям, повышения отдельным категориям пенсионеров, доплаты получателям в возрасте 75 лет и старше, которые обслуживаются в органах по труду, занятости и социальной защите.

Социальные пенсии разным категориям людей с инвалидностью варьируются от Br193,58 до Br283,92. Получателям социальных пенсий старше общеустановленного пенсионного возраста будут выплачивать Br129,06. Надбавки к пенсиям вырастут до Br32,27 и Br64,53 (для различных категорий), доплаты неработающим пенсионерам старше 75 лет составят Br48,4, старше 80 лет — Br64,53.

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий).

Кроме того, больше станут размеры пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста, и другие социальные выплаты, исчисляемые из размера БПМ.

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2020 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Социальная пенсия в Беларуси

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2020 году для белорусских мужчин – 62 года, для женщин – 57 лет. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

Возрастная таблица пенсий в Беларуси (выход на пенсию)

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.


Претендовать на организацию похорон и изготовление и установку надгробного памятника за счет средств Министерства обороны могут:

военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, погибшие при прохождении военной службы (военных сборов) или умершие в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

военные пенсионеры - погибшие (умершие) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;

ветераны военной службы;

участники Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;

иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Малолетние узники не могут относится к данной категории, т.к. не являются субъектами правоотношений с МО РФ.


Моя мама имела квартиру в старом немецком доме 30 кв.м. Проживала в ней её дочь (моя сестра) с ребёнком. В 2007 году они приватизировали эту квартиру на троих по 1/3.В 2009 году моя сестра умирает мама отказывается от наследства в пользу внучки это значит у ребенка 2/3,а у мамы 1/3. При этом мама взяла на себя опекунство над ребенком. В 2011 году маме должны были дать однокомнатную квартиру так как она является малолетним узником ВОВ. Я не в курсе как она это сделала, но отказавшись от старой квартиры она с ребенком получает двухкомнатную квартиру 57 кв.м. где также она имеет 1/3 часть а ребенок 2/3 части. В 2012 году её лишают опекунства так как не справилась с воспитанием ребенка и забирают в интернат. В этом году мама умирает оставляя после себя долги по квартплате и кредиты. На сегодняшний день ребенок ещё малолетний как я понимаю сам вступить в наследство не может будет вступать в наследство интернат. Но зная как сирот могут обмануть с квартирой я решила тоже вступить в наследство. Вопрос какую часть я могу претендовать в квартире и кто должен выплачивать долги по квартире и кредиты? В интернате говорят, что они должны следить за квартирой. Это значит они могут делать с ней что хотят, а если там будет и моя доля как это будет выглядеть? Может я захочу чтобы мой ребенок с семьей пожил там пока? Возможно это или нет?


Можете принимать наследство после мамы полностью. Считаю, что опекаемый ребенок не наследует, ТК. опека снята за 3 года до смерти. Ваш ребенок сможет там проживать, если станет собственником (например, вы подарите ему свою долю).


Если у вашей мамы в собственности была 1/3 доля в квартире, значит вы можете претендовать на эту долю. По оплате долгов за квартиру также 1/3, а кредит вы должны должны погасить в неоплаченной части полностью. Узнайте в интернате насчет пенсии сироте, возможно, что долг по коммунальным услугам в 2/3 доле удастся оплатить из этих денег.


Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо льготы ветеранам войны (малолетним узникам концлагерей) при установке газовых счетчиков?


К сожалению нет, не существует таких льгот.


Какие у меня сохраняются льготы после смерти мужа инвалида ВОВ 2 гр (малолетний узник)


Меры социальной поддержки установлены в соответствии с положениями ст.21 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах":

Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

""1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с "законодательством";

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

""7) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

15) первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего).

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Валентине Васильевне недавно исполнилось 59 лет. На пенсию она должна была выйти четыре года назад. Но как раз тогда законодательство изменилось, и оказалось, что женщина может рассчитывать только на социальную пенсию, да и то в 60 лет. Узнав это, Валентина Васильевна не могла прийти в себя целый месяц.

На вещевом рынке Березы в будний день почти никого. Изредка люди подходят, спрашивают цены и уходят, так ничего и не купив. Валентина Васильевна уже много лет торгует здесь обувью и одеждой. Ее палатка открыта и в мороз, и в жару. Раньше они стояли здесь с мужем, теперь она торгует одна.


— Я сама родом из Березы, тут родилась, тут до замужества работала, — рассказывает Валентина Васильевна. — После школы год трудилась секретарем-машинисткой, потом два года служила по контракту в военной части, там была хорошая зарплата — 120—140 рублей. Пришла я рядовым, а потом мне ефрейтора дали. Затем с будущим мужем познакомилась, поженились. Он у меня военный, служил в Березе, был в Афганистане. После свадьбы пошла учиться на курсы продавца, потом четыре года отработала в торговле, затем устроилась в отдел статистики райисполкома. Потом забеременела, родился сын, и я на три года ушла в декретный отпуск.

В 1987 году мужа Валентины Васильевны перевели служить в Германию. Там они пробыли почти четыре года. Три из них Валентина Васильевна работала в части на разных должностях, даже в котельной.

— Женам военных работу там сложно было найти, но я старалась все время подрабатывать, — объясняет она.


После развала СССР мужа Валентины Васильевны перевели в Россию, они год послужили там и приняли решение возвращаться в Беларусь. Приехали в родную Березу и в 1996 году открыли там ИП. Его оформили на мужа Валентины Васильевны.

— Сначала я ему помогала, четыре года отработала на 0,25 ставки, — вспоминает березовчанка. — Потом работала в «Бюро добрых услуг», несколько лет оформляла бланки для Польши. Там зарплата была небольшая, даже ниже прожиточного минимума. Затем зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и торговала сама. Какое-то время с налогом в ФСЗН была неразбериха: платить его было не нужно, потом вышел закон о том, что отчисления обязательны, мы их стали уплачивать.


«Мне ответили: раз есть дети, пусть помогают»

Валентина Васильевна утверждает, что к моменту выхода на пенсию общий стаж у нее составлял чуть больше 20 лет. Как мы уже писали, с 2006 года в стране существует понятие «страховой стаж» — это период, в который человек работает и платит взносы в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет. В 2014-м страховой стаж резко увеличили до 10 лет. Но Валентина Васильевна насчет этого не переживала.

— Я была уверена, что без пенсии точно не останусь, так как у меня как раз хватало всего. Даже подумать не могла, что может случиться такое! — рассуждает предпринимательница. — Во-первых, я узнала, что с 1 января 2015 года страховой стаж уже не 10, а 15 лет. Об этом вообще мало кто знал, ни по радио, ни по телевидению до этого ничего не говорили. А во-вторых, в страховой стаж мне не засчитали службу в армии, учебу на продавца, два декретных отпуска и работу в Германии. От моего стажа осталось 8 лет, 2 месяца и 22 дня.

Я месяц не могла прийти в себя… Стаж есть, записи в трудовой книжке есть, а пенсии не положено.


Единственный вариант, на который могла рассчитывать березовчанка, — это социальная пенсия. Такую пенсию дают тем, у кого не хватает страхового стажа для получения минимальной трудовой пенсии по возрасту.

— Рассчитывать на нее я могу только в будущем году, когда мне исполнится 60. Сейчас это 115 рублей, или 50% от бюджета прожиточного минимума. Этих денег мне хватит только на то, чтобы оплатить «коммуналку» зимой, и все. Ну или не оплачивать «коммуналку», а просто купить себе лекарств, а потом не есть, не пить, не мыться — ничего, — вытирает слезы женщина. — Когда я позвонила в Фонд социальной защиты населения, мне ответили: «Значит, вы не хотели работать».


Да как же не хотела, записи в трудовой книжке ведь есть. Почему мне в зачет не пошла работа в Германии? А мне ответили, что отчисления шли не в республиканский бюджет, а в Министерство обороны. Но ведь это не моя вина. Не моя вина в том, что изменилось законодательство и стаж стал больше. Мне ответили, мол, раз есть дети, пусть помогают. Да, у меня два сына, один неплохо зарабатывает и в состоянии иногда помочь, а у второго у самого зарплата 450 рублей, семью кормить нужно.

Меня начали утешать, что если оформить инвалидность, то пенсия будет больше. Еще то ли в шутку, то ли всерьез сказали, что, мол, муж у меня афганец, так, когда он умрет, я 40% от его пенсии буду получать. Это ужас, конечно…

«Почему нельзя было, чтобы этот указ вступал в силу через 10 лет?»

Предпринимательница уже подсчитала, что догнать стаж, необходимый для получения минимальной пенсии, практически нереально. Нужные 15 лет стажа она наберет к 2022-му. Но вся проблема в том, что с 2017-го страховой стаж каждый год растет на шесть месяцев. Таким образом, в 2022 году для получения пенсии березовчанке нужно будет уже не 15, а 18 с половиной лет. Недостающие 3 с половиной года она наберет к 2025-му.


Но и тогда выйти на пенсию она не сможет, потому что в 2025-м страховой стаж составит уже 20 лет. Только к 2027 году, почти в 67 лет, Валентина Васильевна доработает до заветной цифры и сможет рассчитывать на минимальную трудовую пенсию. Сейчас она составляет чуть больше 243 рублей.

— Обидно, что принимали это законодательство втихую. Почему нельзя было, чтобы этот указ вступал в силу через 10 лет? Тогда люди бы как-то подготовились, — рассуждает женщина. — Так нет же, всех поставили перед фактом.


— Я не знаю, смогу ли со своим здоровьем еще проработать столько. При этом где гарантия, что пенсионный возраст снова не поднимут, а за ним и страховой стаж? — качает головой предпринимательница. — Да и как доработать? Если ты не ИП, то пиши пропало. На работу после 55 лет у нас в городе не берут нигде. Я пыталась устроиться: как только видят возраст, машут руками: мол, вы что, у нас молодых полным-полно. Мы с мужем сейчас живем на его пенсию и на то, что я на рынке зарабатываю. Так и рынок этот загибается. У людей нет денег. Поэтому пока на хлеб, молоко и масло еще хватает, а как будет дальше, неизвестно.

Думаете, я работала бы на этом рынке и в дождь, и в жару, когда здоровья нет? А выход какой? Видимо, тут и буду, пока вперед ногами не вынесут…

Валентина Васильевна вытирает слезы и вздыхает. Ей сочувствуют соседки. Разговор заходит о справедливости.

— Я сама из семьи военнослужащих. Я знаю, что есть жены военных, которые на самом деле не работали, у которых по 2, 3, 5 лет стажа. Но когда у тебя на самом деле есть стаж, вот так остаться без ничего… Это разве справедливо? — грустно говорит она. — Меня государство очень обидело. До слез.


Официально

В Министерстве труда Onliner подтвердили: действительно, для начисления трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет минимальный страховой стаж в 2015 году составлял 15 лет (в 2019-м он равен 17 годам).

В страховой стаж не входят: отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, срочная служба в армии и служба по контракту, период учебы в университете, уход за инвалидом и так далее.


— Если страхового стажа не хватает, то граждане Беларуси могут рассчитывать только на социальную пенсию в 60 лет для женщин и в 65 для мужчин, — отметили в министерстве. — Она составляет 50% от бюджета прожиточного минимума. Сейчас это 115 рублей и 92 копейки.

В настоящее время в Беларуси более 3500 человек получают социальную пенсию из-за того, что не имеют страхового стажа.

С 1 августа 2017 года вступил в силу новый указ №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Он смягчил ситуацию для многих граждан, в том числе для супруг военнослужащих. Им предоставлено право на трудовую пенсию при наличии страхового стажа 10 лет и общего стажа не менее 35 лет у женщин и 40 лет у мужчин.

Только цифры

Средняя пенсия по возрасту в Беларуси в ноябре 2019 года составила почти 446 рублей, минимальная пенсия по возрасту (при стаже 20 лет у женщин и 25 у мужчин) — 243 рубля, максимальная пенсия по возрасту (при стаже 40 лет у женщин и 45 у мужчин) — 768 рублей. Информацией о размерах пенсий военнослужащих, работников силовых структур и МЧС в министерстве не владеют.


Правозащитники: «Люди, попавшие в ловушку страхового стажа, по-прежнему звонят и просят помощи»

— После введения этой нормы в ловушку страхового стажа попали и женщины в различных отпусках, которые выполняли различные социальные функции. Коснулось это и военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС, которые уходят на пенсию на основании законов и так далее, — говорит председатель правозащитной организации «Белорусский хельсинский комитет» Олег Гулак. — Дальше мы увидели разноскоростное развитие событий. В этот нормативный акт были внесены изменения (речь идет о вышеупомянутом указе №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». — Прим. Onliner). Его несколько скорректировали.


Но всех проблем этот указ не решил, частично чье-то положение улучшили, но не всех. От этих изменений в большей степени выиграли силовики. Но по-прежнему нет детальной статистики, кто попадает в эту ситуацию, какие категории людей уже попали в нее, а каким это еще грозит. Также нет статистики, скольким людям помогли введенные изменения. Текущая система статистики их просто не видит.


— Эти проблемы продолжают проявляться, кто-то уже уперся в них, а кто-то еще будет сталкиваться с ними. Государство должно было бы этих людей, попадающих в зону риска, проинформировать: извините, закон изменился, вы рискуете не заработать пенсию, думайте, есть ли у вас подушка безопасности, чтобы прожить без пенсии, или вам срочно нужно идти работать. Если вы, конечно, найдете эту работу или у вас будет с кем оставить тех престарелых родителей. Но насколько мы видим, этой серьезной работы нет, также не идет процесс минимизации последствий введения такого законодательства. Поэтому люди, попавшие в ловушку страхового стажа, по-прежнему звонят и просят помощи.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте также: