Пенсии в древней руси

В русской речи понятие «пенсия» - как правовая форма государственного попечительства и денежного содержания нетрудоспособных — впервые появилось лишь в 18 веке, вместе с военными и социальными реформами Петра I.

Но истоки пенсионного дела в России — как и общеевропейская история пенсий — неразрывно связаны с эволюцией государства. История пенсий — это прежде всего история сословных привилегий.

Поэтому самое емкое предисловие и наиболее точно отражающее суть всего допетровского периода зарождения пенсий в России можно изложить одной лишь строкой из Пушкина: «. у нас такого слова нет, но что важней — есть самоё явленье. »

В разные периоды становления русской государственности, от Древней Руси до Московского царства, пенсионное обеспечение зарождалось в самых разных видах «выслуги» и наградного жалования. Это был важный инструмент решения внутренних и внешних политических задач, которые требовали все более жесткого регламента взаимных обязательств власти и служилых сословий: гарантии монаршей милости - в обмен на преданное служение царю и отечеству.

Ранними формами государственного обеспечения на Руси принято считать институты «кормления», которые появились на заре становления русского государства и легли в основу всех последующих форм социального защиты. Причем, уже тогда сословная принадлежность служилых людей играла первостепенную роль в назначении любого вида жалования.

«Кормлением» могли пользоваться исключительно лица высокого социального статуса, поскольку так назывался особый вид дохода - « от должности по высшему управлению» . Служилые люди более низкого сословия в рамках древнего института «кормления», тем не менее, могли рассчитывать только на «довод» - так назывался доход «от должности по управлению низшему и землевладения ».

Древнерусские письменные источники содержат немало свидетельств того, как князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании своих подчиненных, их обмундировании, оснащении оружием, но так же об их приюте и пропитании в пожилом возрасте.

Постепенно забота о раненых и престарелых «служилых людях» приобретала все более прочную юридическую базу.

В 1556 году был принят ряд документов об отмене института «кормления» и введении земских учреждений. А также о нормах доходов с земельных наделов и денежного жалования (вместо прежних «кормлений») служилым людям.

Эти законы, наряду с изданной во второй половине 16-го века Боярской книгой, стали правовой основой для создания новой государственной системы материального обеспечения высшего служилого сословия (бояр и высших чинов дворянства) и дворянских ополчений - массовых воинских формирований того периода.

В числе главных законодательных актов, принятых во времена правления Ивана IV Грозного — «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям» от 31 августа 1587 года, который определял размеры «подмосковных поместных окладов» — земельных наделов, которые в последующем стали определять размер царского жалования в форме прожиточного поместья. По сути, именно с этого Указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

Право владения поместьем закреплялось жалованными грамотами. Они выдавались в знак особых заслуг — за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе.

Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. До введения крепостного права поместья в качестве пенсии — на «прожиток» — жаловались и крестьянскому сословию.

Наиболее древние традиции взаимопомощи и благотворения на Руси относят к периоду принятия христианства. Церкви и монастыри, которые строились как на общественные средства, так и за счет княжеской казны, были не только духовными центрами, но и приютами для одиноких, больных, или оставшихся без попечения сирот.

В 996 году князь Владимир издал Указ, по которому общественное призрение было официально поручено «попечению и надзору» духовенства в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур.

Именно в этот период появляется практика оказания социальной помощи в церковных приходах и монастырях, которые выполняли различные функции попечительства - от предоставления крова и пищи, до лечения и судебной защиты. «Вдова, слепец, хромец, калека» - в таком виде список первых на Руси получателей социальных пособий из церковных доходов вошел в русскую литературу.

Кроме того, к древнейшим истокам пенсионного дела в России, безусловно, можно отнести первый славянский судебник - «Русскую правду» Ярослава Мудрого, которая вышла в начале XI века. Уже в первом своде законов русского государства упоминаются нормы призрения в отношении вдов и оставшихся без кормильца малолетних детей.

Но полноценные законы, регулирующие нормы и процедуру казенного обеспечения служащих и членов их семей были приняты в основном в период XVI - XVII веков.

Так, Указ о предоставлении поместий семье и роду лиц, убитых на войне попавших в плен и пропавших без вести от 27 августа 1618 года устанавливал общие правила распоряжения поместьями служилых людей, погибших на войне, а также попавших в плен или пропавших без вести. Поместья передавалась по наследству семье погибшего – жене и детям.

Указ царя Михаила Федоровича Романова значительно расширил сферу применения жалованных царских грамот на владение поместьями.

Это было важным шагом в развитии будущих основ пенсионного обеспечения, поскольку меры государственного попечения охватывали не только служилых людей, но и членов их семей. А само право передачи в наследство поместий служащих, убитых на войне, попавших в плен или пропавших без вести, можно рассматривать как предтечу социальной помощи государства по случаю потери кормильца.

Таким образом, семья погибшего царского служащего становилась одним из первых в русской истории субъектом правовых пенсионных отношений.

Кроме того, с началом оформления на Руси крепостного права (частично введенного еще в 1497 году при Иване III) объектом пенсионного обеспечения выступала земля с прикрепленными к ней крестьянами, которые так же отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения дворянских сословий.

Раздача поместий - вместе с деревнями, селами и проживавшим на жалованной территории населением - ускорили развитие таких правовых институтов, как феодальная собственность на землю и феодальные привилегии.

Наконец, принятое в 1649 году Соборное Уложение царя Алексея Михайловича Романова завершило юридическое оформление крепостного права.

Свод указов Московского государства XV - начала XVII века представляет собой наиболее раннее системное законодательство, которое составит основу будущего правового регулирования пенсионного обеспечения в России.

Именно в период правления первых русских царей был юридически определен круг лиц, имеющих приоритетное право на пенсию (прежде всего - служилые люди по старости, а также их семьи в случае потере кормильца).

Также впервые законодательную основу получили институт иждивенчества и привилегированные условия содержания военнослужащих, которые окончательно будут закреплены уже в 18 веке — в начале реформ Петра I.

Важнейшую роль в истории России сыграли жалованные указные грамоты. Раздача прожиточных поместий оказалась эффективным инструментом «мотивации служащих» в самый ответственный период — собирания удельных земель и укрепления власти московских царей на всей территории Русского государства.

Система призыва на службу в обмен на жалование поместья значительно расширила сословный состав служилого класса. На службу стали призываться потомки великих и удельных русских князей. А так же бояре и «вольные слуги», которые вместе со своими хозяевами переходили из удельных княжеств на придворную службу новым царям Московии.

В состав служилого сословия вошли «элементы, невольные по происхождению» , как отмечал Василий Ключевский в «Истории государства Российского». В том числе — разные приказные и ремесленные люди, служившие прежде при княжеских дворах на хозяйственных должностях и которые в итоге стали придворными служащими.

Уже во второй половине 15 века бывшие княжеские слуги получали от московского государя земельные наделы наравне со всеми служилыми людьми. Это сглаживало социальное расслоение в обществе, поскольку все люди, получившие поместья, владели им на равных условиях. То есть, в любой момент могли быть призваны отбывать ратную повинность.

Соборное уложение 1649 года послужило новым шагом к развитию государственного обеспечения служащих. По мнению исследователей, Соборное уложение царя Алексея Михайловича следует считать законодательной базой пенсионного обеспечения в 17 веке.

Так, но новому закону, помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Материальной базой обеспечения служащих был установлен «прожиток» - в самом широком значении слова (значение понятия «прожиток», в каком оно применялось в эпоху становления русского государства, исчерпывающе дано в словаре Даля: содержание, прокормление, пропитание, довольство, средства для жизни, на пищу, на одежу и т.д.)

Историки пенсионного дела подчеркивают особое значение 8-й статьи 16-й главы Соборного уложения — «О поместных землях», где установлена норма попечительства над семьей помещика, который покинул службу по старости или по болезни. В случае его смерти, вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9-я статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам (в том числе братьям и племянникам) на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, ненадлежащим уходом за престарелым росдственником, поместье должно быть возвращено владельцу.

Важным этапом в развитии русской государственности и развития систем государственного обеспечения стало введение «вотчин», которые постепенно вытеснили поместья как форму царского жалования.

Эти процессы происходили во второй половине 17 века. В этот период были приняты ряд законов, которые позволяли дворянам приобретать «вотчину» - то есть, выкупать свои поместья, переданные прежде жалованными царскими грамотами в обмен на обязательную ратную повинность.

Тогда же производились единовременные раздачи участков земель в вотчину - как царская награда за участие, например, в крупных военных кампаниях.

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал Указ о назначении раненым денежных выплат с учетом тяжести полученных ранений, что представляло, по сути, начальную форму пенсий по инвалидности.

В целом законодательство в части государственного обеспечения служащих содействовало политической централизации и росту военной мощи Русского государства. Уже при Иване Грозном благодаря реформам был успешно выполнен ряд важнейших внешнеполитических задач: присоединение Казанского и Астраханского ханств, укрепление южных границ государства. Продолжалась борьба за прибалтийские территории и за выход к побережью Балтийского моря.

После разгрома Ливонского ордена России пришлось вести военные действия против ряда западноевропейских стран, стремившихся к разделу территории бывших владений Ливонского ордена.

Внешнеполитическая ситуация в период укрепления Московского царства порождала острую необходимость опоры на господствующий класс, требовала от государства укрепления имущественного положения служилых людей и, что немаловажно, гарантий помощи их семьям.

Поэтому издревле на Руси в круг субъектов пенсионного обеспечения непременно включались все члены семьи служилых людей, включая их матерей, жен, малолетних детей и незамужних дочерей.

Особое место в пенсионном праве в период Русского царства занимало обеспечение прожиточными поместьями или выслуженными вотчинами малолетних сыновей умерших служилых людей. В быту и в казенных реестрах несовершеннолетних наследников называли «недорослями».

Прожиток недоросля служил не только пенсией, но и средством воспитания нового поколения служилых людей. Поэтому малолетние сыновья были на особом счету у государства. Недоросль, воспитанный на прожиточном поместье, считался «посаженным на службу».

Поэтому, как отмечают письменные источники того времени, недоросль, как будущий служилый человек, имел больше прав на получение пенсии-прожитка, чем его овдовевшая мать или сестры.

Независимо от социального статуса служилых людей, получение в качестве пенсии выслуженной вотчины с прикрепленными к ней крестьянами считалось намного ценнее любого другого «прожитка».

Сами крестьяне не имели права выступать самостоятельным субъектом пенсионного обеспечения.

Формы социального попечительства и поощрительных жалований на Руси менялись от века к веку, но их главная суть и функциональное значение долгое время оставались неизменными: безбедную старость можно было обеспечить только на государственной или военной службе.

Нечто похожее на пенсионное обеспечение, существовало еще в Древней Руси. Правда, тогда это касалось в основном воинов, которые не могли уже служить полученных в боях увечий или старости. Но, конечно, никакой пенсионной системы и никаких законов не существовало, все зависело только от доброй воли правящих особ.

В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, человек просвещённый и милосердный, впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов — так называемые «лечебные», причем сумма выплат зависела от тяжести полученного в бою увечья. Впрочем, чаще уходящим на покой воинам предоставлялась во владение земля — с неё и следовало кормиться.
Царь Алексей Михайлович

Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости. Им полагалось списание с корабля, устройство в наземную, более спокойную, службу с повышением в чине. Если же человек оказывался негоден уже ни к какой службе, ему полагалось до конца жизни бесплатно жить и питаться в гошпитале, а не захочет — получить годовое жалование и самому устраивать свою судьбу. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия — как сказали бы сейчас, «по потере кормильца».
Устав Морского Военного Флота 1720
Петр I

При Екатерине II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве — выслуга лет (трудовой стаж). Теперь для получения пенсии требовалось отслужить не менее 20 лет.
Екатерина II

Сын Екатерины, Павел I, добавил новые правила: пенсия назначалась только за «беспорочную» службу (то есть, без взысканий), а военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки, чтобы содержание было не меньше пенсии.
Павел I

Все это время пенсия оставалась особой милостью власти. Лишь в годах XIX столетия появилась идея о том, что пенсия… Нет, не неотъемлемое право, как считается сейчас, а заслуженное вознаграждение за достойную службу.

В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Размер пенсии в дореволюционной России

1828 1867
Количество
служащих
на 1 пенсионера


Доля пенсии
от жалованья
служащего


В дореволюционной России с первой трети XIX века все гражданские и военные служащие разделялись на 9 разрядов — это была четкая иерархическая лестница, подняться по которой хотя бы на несколько ступенек удавалось не каждому.

От принадлежности к определенному разряду зависел размер жалованья. И за каждым разрядом закреплялась определенная пенсия. Система была построена таким образом, что чиновникам низших разрядов, и без того получавшим очень скромную зарплату, пенсия назначалась совсем уж мизерная.

Часто выход на пенсию главы семьи означал полный финансовый крах для всего семейства. Зато пенсия представителям двух высших классов — крупным госслужащим — назначалась специальным решением императора.

Число пенсионеров, получающих государственную пенсию, стало расти, росли расходы казны. Но размер пенсий не менялся, и на фоне растущих цен пенсии постепенно обесценивались. Нужны были средства на пенсионное обеспечение, нужна была новая идеология: к тому времени пенсия воспринималась обществом не как особая милость, и не как награда для лучших, а как неотъемлемое право человека, отдавшего большую часть своей жизни служению обществу. Исходя из этого, в 1853 году
в Российской Империи был принят новый Пенсионный Устав.

К годам стало очевидно, что государственная казна не в состоянии обеспечить всех пенсионеров. Поэтому было принято решение, что казна оставит за собой расходы на пенсионное обеспечение тех, кто нуждается в пенсии по причине болезни или несчастного случая, а также на часть военных и гражданских служащих. Для остальных существовали эмеритальные кассы — своего рода негосударственные пенсионные фонды, куда сами служащие платили взносы в течение своей службы, а после выхода в отставку получали из этой кассы пенсию. Такие кассы обязательно существовали в стратегически важных для государства отраслях, например в компаниях, строящих железные дороги.
К началу 1870-х годов экономика России находилась на 15-м месте в мире. На пенсии страна расходовала меньше 4% своего бюджета (у передовых держав эта цифра доходила до 6%). Таким образом, сумма, которую страна тратила на выплату пенсий, оставалась недостаточной.

Но и к концу XIX века пенсионное обеспечение в России оставалось избирательным, пенсию получали менее 1/3 населения, достигшего пенсионного возраста, нуждающегося в пенсии по инвалидности или потере кормильца. Пенсия за выслугу лет полагалась некоторым офицерам, ученым, учителям и преподавателям, рабочим казенных заводов, врачам и фельдшерам казенных предприятий.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно- вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников. Создание цельной и стройной системы пенсионного страхования не было завершено — Первая Мировая война и Октябрьская революция полностью изменили ситуацию в стране.
Во второй половине XIX века пролетариата — то есть, рабочих, занятых только в промышленности — в России практически не существовало. На предприятиях работали крестьяне. Обычно в осень они уходили на заработки в город, устраиваясь на заводы и фабрики, а весной, когда приходило время сева, вновь возвращались в деревню, чтобы отработать весь сельскохозяйственный сезон на своем наделе.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям », в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В годы НЭПа снова стало возрождаться пенсионное обеспечение по принципу страхования. В годы расширялся круг лиц, которым полагалась пенсия за выслугу лет: в 1924 году в него вошли ученые и преподаватели вузов, в 1925 году — школьные учителя. Размер пенсий назначался исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи.

В 1930 году в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию, которое заменяло систему государственного пенсионного обеспечения системой социального страхования.

Социальное страхование в СССР

В 1932 году был установлен возраст выхода на пенсию по старости: женщинам — с 55 лет, мужчинам — с 60 лет. С тех пор пенсионный возраст в нашей стране был и остается одним из самых низких в мире.

Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 год, когда был принят закон «О государственных пенсиях». Закон гарантировал предоставление пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления пенсий для всех граждан. На размер пенсии и время выхода на пенсию влияли также вредные условия труда на производстве, работа в сложных климатических условиях, социально значимая работа, например, у врачей и учителей.


Возраст выхода на пенсию остался прежним, минимальный трудовой стаж для получения пенсии составил 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Размер пенсии зависел не от заработка за все годы работы, а от средней зарплаты за последний год или 10 лет. Эти нормы просуществовали практически до распада СССР.

С ростом уровня жизни, увеличилась средняя продолжительность жизни и, соответственно, количество пенсионеров. Кроме того, размер пенсий неоднократно повышался. Денег на выплату пенсий требовалось все больше, а экономика страны не развивалась. И к началу годов пенсионная система вновь потребовала реформирования.


В 1980-е годы минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная — 252 рубля. Средняя заработная плата в стране составляла около 200 рублей.

Так, в 1997 году была создана система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Появились лицевые счета, на которых в электронном виде фиксировалась вся информация о трудовой деятельности человека. Именно эта система, пройдя усовершенствование и модернизацию, стала основой современной пенсионной системы России.


Слово «старый» в Древней Руси означало не совсем то, что сейчас. По определению видного знатока древнерусского языка проф. В.В. Колесова, «старый» по-древнерусски – это крепкий, «затвердевший», сильный мужчина «в самом расцвете сил». Мужчина, имеющий взрослых детей, занимающий прочное положение в обществе, опора семьи и государства. На плечах «старых мужей» держалась и война, и работа. Образно говоря, они подпирали собой социальный свод, давая возможность юным («мягким», «зеленым росточкам» по проф. Колесову) вырасти, затвердеть, и сменить со временем на боевом посту стариков.

Дело это было непростым. Тяжелый труд, половецкая стрела или моровое поветрие прерывали жизнь человека в среднем гораздо раньше, чем это случается теперь. Даже князья, условия жизни которых были лучше условий простого ремесленника или землепашца, редко доживали до пятидесяти лет.

Легендарный князь Святослав погиб в возрасте Лермонтова, а Дмитрий Донской едва перевалил за возраст Пушкина. Владимир Мономах, проживший семьдесят один год считался долгожителем. Такой возраст назывался уже не просто «старостью», а «старостью велицей», то есть «великой».

Таких стариков окружало всеобщее уважение и почет. Они возвышались седыми исполинами среди сменяющих друг друга волн молодежи. Средняя продолжительность жизни даже в предреволюционной России равнялась двадцати восьми лет у мужчин и тридцати у женщин. Поэтому старцы, люди, прожившие долгую жизнь, много повидавшие, были неисчерпаемым источником знаний о жизни, законодателями социальных норм и хранителями культурной традиции.

Один из самых известных долгожителей Древней Руси – воевода Ян Вышатич, проживший девяносто лет. Его возраст назван летописцем «страстью маститой». Он родился в эпоху тяжелых междоусобиц, начавшихся после смерти князя Владимира I . По ходу жизни Ян был свидетелем и участником многих важных политических событий XI века.

О них его подробно расспрашивал автор нашей древнейшей летописи – «Повести временных лет». Многое из событий того времени мы знаем со слов Яна Вышатича. Последние годы жизни он проводил в покое и почете среди монахов Киево-Печерского монастыря.

Увы, индустриальная и постиндустриальная современность не дает нам возможность даже близко подойти к тому отношению к старости, которое было в обществе средневековом. Дело в том, что средневековый мир менялся медленно. Поэтому опыт, накопленный стариками, оставался актуален и для молодого поколения.

Старик учил юношу жить, и юноша прилежно внимал, ибо знал, что жить и действовать ему предстоит в тех же условиях, что и деду. Теперь ситуация другая. Если школьник-тинейджер возьмется строить биографию, буквально соблюдая указания деда-пенсионера, то его ждет немало ошибок: мир стремительно меняется.


Но вернемся в доиндустриальную эпоху. Государственных пособий по старости не было. Князья (например, князь Владимир I) иногда устраивали угощение для малоимущих слоев населения. Но такие случаи происходили крайне редко. Собственно, летопись сообщает об одном таком общенародном пире в 996 году.

Обойтись без пенсий позволяли древние устои, согласно которым пожилых родителей содержали дети. Для русской древности и средневековья старец в великих годах был украшением рода. Стариков, которые по тем или иным причинам лишились поддержи родственников, принимали к себе монастыри.

Иной благочестивый старец мог и по своему желанию стать насельником монастыря, чтобы встретить «возраст мудрости» в покое и молитве (так, например, поступил упомянутый Ян Вышатич). Как правило, пожилые люди не оставались без присмотра. Я написал «как правило», поскольку история знает и другие примеры, поистине ужасающие.

На территории современной Украины, в Полтавской губернии в конце XIX в. был зафиксирован страшный обычай. Если человек, доживший до преклонного возраста, становился немощным, родственники, дождавшись зимы, отвозили его в лес. В лесу старика или старуху сталкивали в глубокий овраг. А чтобы они наверняка съехали на дно, не зацепились, их сажали на кусок древесной коры – то есть «на лубок». Там обессиленного человека без тёплой одежды, в одном белье оставляли умирать на морозе. Таким вот образом избавлялись и от «лишнего рта», и от «проблем», связанных с уходом.

По утверждению мифологов, подобные обычаи изначально в глубокой древности у некоторых народов возникли как реакция на неурожай и голод. Их сакральная логика была в том, что род как будто посылает самого старшего, а значит, самого уважаемого своего члена в «горний мир», на встречу с языческими богами для того, чтобы испросить их милость. Эта версия вполне правдоподобна, но что думали крестьяне Полтавской губернии история умалчивает.

Ученые спорят о глубине древности и широте распространения этого обычая. Древнерусские источники подобных примеров не знают, но вероятность того, что подобные случаи бывали и раньше – ненулевая. Впрочем, в исторической ретроспективе геронтоцид – все-таки не норма, а исключение.

Отношение к старикам и старости в Древней Руси базировалось на двух основах: на родовых традициях и на православной этике, которые, дополняя друг друга, сформировали представление о «старости велицей» или «старости маститой» как о достойном уважения жизненном рубеже.

Пенсия в России всегда была вознаграждением от государства за многие лета верного служения или увечья, полученные на посту. Но и в Российской Империи, и в СССР, и в новой России пенсия была сословной привилегией. А зарождение пенсионной системы следует датировать 1649 годом.

Если не брать во внимание раздачу князьями и царями земель приближенным, первые шаги в деле создания пенсионной системы в России были предприняты при царе Алексее Михайловиче. В статье 17 Соборного уложения 1649 года за чиновниками того времени было закреплено право владения поместьем после увольнения со службы даже в том случае, если их дети или родственники не связывали свою жизнь с государственной службой.


Царь Алексей Михайлович (Тишайший) завел на Руси не только полки иноземного строя, но и зачатки пенсионной системы

Фото: Universal Images Group / Sovfoto / DIOMEDIA

А в качестве награды за более мелкие заслуги был введен новый вид государственного призрения для отставных военнослужащих — пожизненное содержание в монастырских богадельнях на полном обеспечении. Это было связано с военной реформой 1630-х годов, в результате которой стали формироваться полки нового «иноземного строя», а также с введением рекрутского набора.

От Петра I до Петра III

Пенсионная политика царя Алексея Михайловича была продолжена Петром I. «С 1711 года военнослужащих-инвалидов стали назначать на заставы и в санитарные кордоны. Петр I считал, что необходимо решать вопросы о призрении в старости тех, «которые лучшие свои годы пожертвовали Царю и Отечеству»»,— отмечает историк Дмитрий Гусаков.

В следующем, 1712 году был издан указ о создании во всех губерниях госпиталей-богаделен для призрения увечных и престарелых воинов. В нем говорилось: «Ежеле кто так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт».


В результате войн Петра I увечных и погибших было столько, что пришлось принять системное решение о компенсациях

Фото: Heritage Images / Fine Art Images / DIOMEDIA

Родственникам убитых или умерших на службе также полагались выплаты: вдове — 1/8 часть жалованья сроком на 40 лет или до замужества, а каждому из детей — 1/12, причем мальчикам — до 10 лет, а девочкам — до 15.

Все пенсии включались в расходы на выплату жалованья. При этом содержание стариков, официально не служивших государству, не предусматривалось и осуществлялось в рамках благотворительности и призрения бедных.

Изначально призрение бедных находилось в ведении Коллегии экономии и епархиальных ведомств. Ведомство строило на церковных землях небольшие приюты на 10-15 человек. Такие же приюты учреждались отдельными благотворителями или прихожанами церквей.

Екатерина II и Павел I

Но уже в 1762 году допускалось «инвалидно-поселенное» призрение. В его рамках следовало отправлять на «поселение в Казанскую губернию» унтер-офицеров и рядовых, «кои никакой службы понести не могут, а в таких еще не престарелых летах, что могут на поселении с пользою умножать общую сельскую экономию». А тех, кто «по старости своей или увечью ни к одному, ни к другому способными не окажутся», «оставить при монастырях и богадельнях».

Какое-то время монастырское и поселенное призрение воинских чинов существовало совместно. Затем монастырское было отменено по следующим соображениям: «духовным властям… отставных, яко воинских людей, в надлежащем порядке, а тем военным людям в спокойствии под управлением и смотрением духовным быть весьма несходственно».

Было приказано «отныне на пропитание» в монастыри отставных военных «не посылать, а вместо того отправлять их прямо от военной коллегии в… выгодные места».

Отставные офицеры-инвалиды содержались в 31 городе России в строго регламентированном количестве. Непременным условием для получения инвалидного содержания являлось владение семьей военного не более чем пятью крепостными.

Императрица Екатерина II также внесла коррективы в пенсионное обеспечение подданных. Например, на очередном пенсионном указе она написала: «Быть по сему, а без Моего ведения никому пенсий не определять». В документе говорилось, в частности, о чиновниках, которым пенсия не полагалась,— главным образом, о тех, кто «во время службы, будучи в офицерских чинах, по приговорам за большие и бесчестные преступления штрафован». Количество пенсионеров росло, и по причине нехватки мест в богадельнях и призренных местах по указу от 9 марта 1784 года впервые был введен пенсионный возраст — 60 лет.


При Екатерине II в России появилось новое понятие — «пенсионный возраст»

Фото: Granger / DIOMEDIA

Пенсионное обеспечение сочетало натуральную и денежную части. «Кормление могло обеспечиваться тремя способами,— пишет экономист Ольга Халтурина.— Первый способ предполагал получение в период военной службы вместо жалованья нескольких дворов, обязанных содержать военнослужащего и с уходом его в отставку. С повышением в должности увеличивалось и количество дворов. Например, полковнику полагалось 15 дворов, а прапорщику — только три. При втором способе бывший военнослужащий назначался на должность воеводы крупного населенного пункта и получал в качестве пенсионного обеспечения денежное и натуральное довольствие. Третий способ предполагал получение в «кормление» крупного города, но за определенный выкуп. Используя этот способ, государство не только обеспечивало отставных военнослужащих, но и пополняло казну».

Одновременно расширялся круг лиц, которые могли «милостью государя» получать пенсию. Например, в царствование Екатерины II была введена практика выплаты пенсионного обеспечения за выслугу лет. Для морских чинов она составляла 32 года, для гражданских — 35 лет.

В конце XVIII века работающим пенсионерам, повторно поступающим на госслужбу, выплачивалась либо пенсия, либо жалованье, в зависимости от того, какая сумма оказывалась больше.

Выплата пенсии по «царской милости» не приостанавливалась. В конце царствования Павла I были произведены дополнительные крупные выплаты семьям офицеров, погибших на войне: пенсионные расходы заметно выросли.

Реформы Александра I

Александр I в первые же годы своего царствования подписал ряд указов, по которым к категории военнослужащих были отнесены не только сухопутные военные чины и чины военно-морского ведомства, но и оружейники, а также мастеровые путей сообщения. «Комитет по назначению пенсий выдавал пенсии и пособия тем отставным гражданским чиновникам, которые, «служа с усердием, лишились сил от трудов, понесенных в прохождении их должностей, не могут продолжать службу и не имеют средств к приличному себя содержанию»,— отмечает юрист Сергей Торопкин.—

«Лишением сил» при этом считались такие случаи, как «помешательство ума, медленная чахотка, паралич, потеря зрения, лишение рук или ног и расслабление всех частей тела»».

Был создан Комитет призрения заслуженных воинов, осуществлявший негосударственное пенсионное обеспечение. В то же время император заметил, что, несмотря на заслуги, многие гражданские чиновники также «не имеют средств к приличному содержанию». Поэтому было принято решение о создании аналогичной структуры для помощи гражданским лицам: 21 февраля 1823 года появился Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников.


Александр I впервые распространил пенсионное обеспечение на гражданских чиновников

Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA

Пенсионное делопроизводство было сосредоточено в департаменте Государственного казначейства Министерства финансов. К концу 1820-х годов сумма, необходимая для пенсионного обеспечения, намного превышала средства, выделяемые на это государством. Стала очевидной потребность в очередной пенсионной реформе. Однако ее проект (который впервые в 1821 году был вынесен на обсуждение) не был принят. Реформирование пенсионной сферы было отложено до прихода нового императора.








Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?

Всегда ли государство обеспечивало пожилых граждан? АиФ.ru разбирался в истории развития отечественной пенсионной системы совместно с Пенсионным фондом России.


XIV-XVI века: поместья за подвиги и военную службу

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.

В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.


XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

XVIII век: появилось слово «пенсия»

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь (от французского pension — «платёж»).


Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.

Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах». Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.

При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.

Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.

В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.


Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.


По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

Перечень пенсионеров, претендующих на получение казённых пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. А лицам, не включённым в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии. За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослуживших не менее 20 лет. Ряд новых положений о пенсиях в XVIII веке затронул сферу казённого содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет — дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение). Для дочерей, не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.

К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.


XIX век: первый в истории устав о пенсиях

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав. » был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.


А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.


В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).


Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.

XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС

С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».


В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.

Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.

Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

1965 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1989 г.
12,5 руб. 14,1 руб. 34,8 руб. 47,5 руб. 75,1 руб.

У рабочих и служащих с высокими заработками, соответственно, и пенсии были выше. Однако существовал потолок, выше которого пенсии не назначались: 120 руб. в месяц.

Впрочем, это не касалось элитных пенсионеров. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров: союзного (получал пенсию 250 руб.), республиканского (160 руб.) и местного (140 руб.) значения. Мало того, элитным пенсионерам ежегодно выплачивались 1-2 месячные пенсии «на оздоровление».

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС — 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС — 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.

Читайте также: