Пенсии в кгб беларусь








С такой проблемой от лица офицеров в редакцию обратился полковник Леонид ЦЫГАНКОВ, кандидат исторических наук, доцент.

- Не так давно офицеры Центрального района Минска на собрании обсудили свои пенсии. Затем состоялся пленум ветеранов войны и труда, союза офицеров, на котором мы сформулировали наши проблемы и направили их в органы власти. Анализируя подход к назначению пенсий военнослужащим, мы выявили много несоответствий и вопросов, - рассказал Леонид Цыганков.

Непонятный оклад

- Основная проблема – размеры окладов, которые применяются для исчисления пенсий военнослужащим. Согласно Закону «О пенсионном обеспечении военнослужащих…» от 17.12.1992 года для исчисления наших пенсий учитывается оклад по штатной или последней занимаемой должности, оклад по воинскому или специальному званию, надбавка за выслугу лет, денежная компенсация взамен продовольственного пайка, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия. Ст. 61 закона говорит, что пенсии, назначенные военнослужащим, подлежат перерасчету с месяца, с которого произошло изменение денежного довольствия военнослужащих. То есть размеры пенсий всех категорий военнослужащих независимо от даты их увольнения с военной службы исчисляются исходя из установленных в настоящее время размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по контракту. На практике же военным пенсионерам в запасе и отставке начисление пенсий производится не от действующего оклада по должностям высшего офицерского состава, а по должностям с окладами в размере 1 200 000-2 000 000 руб. Откуда эти цифры, нам в военкоматах не сообщают. Этот факт вызывает сомнение в законности определения размера военных пенсий, поскольку в Беларуси даже минимальная зарплата составляет сегодня почти 1,4 млн руб. Неужели оклад офицера ниже «минималки»?

На собрании офицеров Центрального района мы опросили полковников: командира полка, командира бригады и его заместителей, заместителей командиров дивизии, старших преподавателей, начальников и замначальников кафедр, факультетов высших военных учебных заведений, начальников отделов и управлений штаба КБВО и МО РБ. В СССР они получали по должности 180-230 рублей. Офицерам, имеющим ученое звание и степень, к окладу добавлялись еще 50-60 рублей. Исходя из того что зарплаты были разными, размер пенсий сегодня должен отличаться в соответствии с тарифным разрядом, коэффициентом и тарифной ставкой. Сегодня все вышеперечисленные должности существуют, для них определены разные оклады. Между тем всем нам сегодня начисляются пенсии с оклада 1 200 000-2 000 000 руб. (менее, чем у уборщицы). Откуда взялся такой должностной оклад полковникам? По данным национальной статистики, на 1 января 2013 года самый низкий оклад был у педагогических работников – 3 млн 59 тыс. руб., у учителей – 3 279 тыс. руб. Трудно себе представить, чтобы оклад по должности у полковника был в два раза ниже, чем у педагога школы. В январе 2013 года средняя зарплата профессорско-преподавательского состава была 5,2 млн руб. А военным педагогам, старшим преподавателям, заместителям и начальникам кафедр (полковникам) при исчислении пенсий устанавливают оклад в 1,2-2 млн руб. Почему?

Уменьшительная надбавка

- Есть вопросы и по надбавке за выслугу лет. Согласно ст. 15 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах: за выслугу в 20 лет – 50%, за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3% соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 75% этих сумм. То есть коэффициент и сумма выплат носят персональный характер в зависимости от срока службы. Но на практике, как показал сравнительный анализ наших пенсионных, всем вне зависимости от количества лет службы выплачивается только 40% надбавки. Да, сама пенсия назначается в зависимости от выслуги: мне, скажем, за 29 лет выслуги она выплачивается в размере 75%, но усредненная надбавка за выслугу уменьшает ее конечный размер. Почему?

На продовольственный паек военным в СССР можно было содержать семью из 4 человек. Сегодня денежная компенсация вместо этого пайка составляет 58 500 рублей (до 2005 года эта сумма составляла 71 000 руб.). Что можно купить на эти деньги? Почему эта сумма не индексируется в связи с инфляцией на протяжении многих лет, а, наоборот, еще и уменьшается?

Зря учились?

- Возмущает нас и то, что для расчета пенсии военнослужащим не учитываются суммы доплат за ученые степени и звания. В закон о пенсиях военнослужащим эти доплаты не включены. Почему? Это тоже существенно уменьшает размер наших пенсий, а ведь мы платили с этих доплат налоги. Между тем путь защиты соискателя ученой степени и звания, утверждение в ВАК при Совете министров СССР был таким же, как при присвоении звания полковника и генерала. Да и оставшихся в живых офицеров с учеными степенями и званиями не так уж много.

Также военные пенсионеры ущемлены в правах, так как гражданским пенсионерам определена доплата к пенсии с 75 лет, а военным – с 80 лет.

В итоге на руки сегодня полковник получает 3,2-3,7 млн руб.* Лично у меня в СССР общая сумма денежного содержания с учетом доплаты в 60 руб. за ученую степень и звание составляла около 600 рублей. Это больше, чем получал председатель Мингорисполкома. Можно ли подумать, что в 2013 году мэр Минска по должности получает 1,6 млн?

ОФИЦИАЛЬНО

На вопрос о суммах окладов для исчисления пенсий офицеры четкого ответа не получили. Военный комиссариат Минска лишь ответил, что право установления размеров должностных окладов для исчисления пенсий по тем или иным должностям военнослужащих применительно к должностным окладам Вооруженных сил отнесено к компетенции Министерства обороны. В настоящее время для исчисления пенсий применяются размеры должностных окладов, утвержденных Указом президента от 5 мая 2012 года №218. С 01.09.2012 года были пересмотрены и утверждены новые размеры окладов по воинским званиям, что позволило пересчитать и выплатить пенсии в новых размерах. В среднем размеры пенсий в сентябре увеличились по сравнению с августом на 18%.

Почему надбавка за выслугу лет усреднена и составляет для всех 40%, в официальных ответах Министерства обороны не разъясняется. Так же как и нет в ответах обоснования тому факту, почему из расчета пенсий исключены доплаты за ученую степень. Что касается доплат к пенсиям в размере 75% и 100% минимального размера пенсии по возрасту пенсионерам, достигшим 75- и 80-летнего возраста (установленных Указом президента от 16.01.2012 года №35), коснувшихся только трудовых пенсионеров, то Министерством обороны совместно с заинтересованными госорганами был разработал соответствующий проект Указа президента, предусматривающий аналогичные выплаты пенсионерам Минобороны, МВД, МЧС и КГБ. Однако данный проект не был поддержан правительством.

Минский военный комиссариат уточняет, что в целях частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией, очередная выплата военнослужащим будет произведена в марте этого года (индексация денежного довольствия за январь 2012 года).

РАСЧЕТЫ*

Пенсия Цыганкова Леонида Мефодьевича в 2012 году (пенсия назначена в 1987 году):

Паек - 58 500 руб.

Должностной оклад – 1 685 000 руб.

Оклад по воинскому званию – 1 500 000 руб.

Надбавка за выслугу лет (40%) - 1 274 000 руб.

Всего – 4 517 500 руб.

Итого на руки:

Исчисление основного размера пенсии за выслугу в 29 лет 75% содержания – 3 388 125 руб.

Для сравнения: размер пенсии подполковника с выслугой в 28 лет, вышедшего на пенсию в 2011 году, – 3 100 000 руб. Средний размер трудовой пенсии в феврале-марте 2013 г., по данным Минтруда, - 1 917 133 руб.

Продолжение темы читатйте в материале:

О военных пенсиях. Отзывы и мнения читателей «АиФ»


В Беларуси, как и в большинстве других государств бывшего Соцлагеря, применяется 2 вида пенсий: социальные и трудовые. Ко второму типу относится и военная пенсия в Беларуси.


Панорамный вечерний вид на площадь Независимости в Минске

Общее о пенсионной системе Республики Беларусь

Пенсия выплачивается гражданину при соблюдении им определённых условий:

  • Социальную пенсию получают граждане, неспособные заниматься трудовой деятельностью. Это инвалиды, ставшие таковыми ещё в детском возрасте, дети-инвалиды и семьи, потерявшие кормильца.
  • Трудовая. Для её начисления требуется иметь трудовой стаж и в течение всех лет работы отчислять в пенсионный фонд государства определённый законодательством процент от своих доходов.

Индексация пенсий

Важным моментом является ежегодная индексация всех видов пенсий, производимая правительством Республики Беларусь. Эта мера позволяет не откинуть за черту бедности население страны. Таким образом, белорусская пенсия защищается от инфляции.

Все граждане РБ, в том числе и военнослужащие, могут воспользоваться программой, дающей возможность накапливать дополнительные средства к назначаемой государством пенсии. Участие в программе не является обязательным. Каждый вправе решить, подключиться к ней или нет.


Трудовые пенсии в Беларуси в результате перерасчета с 1 июля увеличилист почти на 6%

Дополнительные средства накапливаются в фондах страховых компаний, на выбор плательщика. Сами же отчисления по его заявлению делает работодатель из заработной платы работника.

Несколько видов белорусских пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Военнослужащие — это отдельная категория граждан, в отношении которой действуют как общие, так и специфические правила, имеющие отношение к профессии.

Условия выхода на пенсию военных Республики Беларусь

Военнослужащие Беларуси выходят на пенсию по:

  • выслуге лет;
  • инвалидности;
  • за заслуги перед отечеством;
  • старости.

Чтобы выйти на пенсию, как военный, нужно отработать, а вернее отслужить, в сфере не менее 20 лет. Возраст военного пенсионера — 45 лет (с 2033 г. — 48 лет).

Некоторые категории военнослужащих имеют право и после достижения пенсионного возраста служить стране. К примеру, генерал-полковники могут оставаться в строю вплоть до 60 лет, полковники — до 50 лет.

Что влияет на пенсионные выплаты

Важным условием для оформления пенсии является постоянное проживание на территории Республики. На пенсионные выплаты влияет следующее:

  • стаж;
  • оклад, получаемый в соответствии со званием;
  • надбавки;
  • оклад, получаемый в соответствии с должностью.

В Республике Беларусь ежегодно осуществляется повышение военных пенсий. Заявленная выше индексация касается и этой категории.

Если в результате выполнения военного поручения или через 3 месяца после выхода в запас, военнослужащий стал инвалидом, он имеет право на получение пенсии по инвалидности. В этом случае требуется соответствие следующим условиям:

  • военный стаж не менее 1 года;
  • возраст не менее 23-х лет;
  • проживание на территории страны (постоянное).

Решение отправить на пенсию военного за заслуги перед государством принимается на уровне власти.
Стандартное начисление производится следующим образом:

  • Офицеры, военнослужащие контрактники, мичманы и прапорщики при стаже 20 лет — 50% от денежного довольствия, соответствующего категории. За каждый дополнительный год начисляется ещё 3%, но не более 75% в общей сложности. При отставке по возрасту или состоянию здоровья — 60%.
  • При стаже 25 лет, если не менее 12 лет и 5 месяцев из них приходится на военную службу или службу в органах внутренних дел, — 50% и за каждый дополнительный год по 1%.
  • При выслуге 15 лет — 40% плюс 3% за каждый дополнительный год.

В 2020 году схема начислений несколько изменилась.

Военные пенсии РБ в 2020 году

В данном видео сравниваются пенсии трех стран.

В 2020 году военные пенсионеры получают пенсию в соответствии с изменениями, имевшим место в сентябре 2017 года. Было произведено повышение пенсий для всех категорий населения Беларуси.

Пенсии военнослужащих были увеличены сопоставимо увеличению, коснувшемуся всех пенсионных выплат. Согласно решению, принятому Президентом страны, с 1 сентября начнётся постепенное повышение пенсионных выплат военным.

Перерасчет пенсий

До июля 2019 года начисление пенсионных выплат будет производилось на основании временных корректирующих коэффициентов. Пересчёт в переходный период осуществлялся в 4 шага:

  1. 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
  2. 12.17 — 01.07.18 — 0,85;
  3. 07.18 — 01.01.19 — 0,9;
  4. 01.19 — 30.06.19 — 0,95.

Начиная с 01.07.19 коэффициент, будет равен 1.00.

Пенсии военнослужащих РБ в 2020 году

Граждане, не являющиеся военными, получают пенсию в зависимости от прожиточного минимума страны, средней зарплаты и прочих параметров. На пенсионные выплаты военным влияли оклады, зависящие от должности и звания, деньги, выплачиваемых вместо пайков и надбавок. Подробнее об уровне жизни в стране узнайте здесь.


Статистика пенсий в Беларуси в 2019 году

Средняя пенсия в РБ в 2020 году составляет 446 рублей, а для военных — 745 рублей.

Вводя коррективы в пенсионные законодательные акты, правительство страны ориентировалось на российский опыт, который уже можно считать проверенным временем.

В России взятая за ориентир схема начала действовать ещё в 2012 году. Тогда президент назвал доплату к пенсии в размере 240 российских рублей незначительной и изменил цифру до 1 000 рублей. С 2012 года начисление пенсионных выплат не только зависело от окладов, но и пересматривалось вместе с ними. То есть, если повышали оклады, вместе с ними повышали и пенсии тех, кто уже ушёл в запас.

После значительного повышения военных пенсий, с 2013 года повышению подлежит только та доля довольствия, которая влияет на начисление пенсии. Её ежегодный рост составляет 2% и более, в зависимости от инфляционных процессов в экономике РФ.

Кого коснётся повышение?

Повышение коснётся всех военных пенсионеров РБ. Больше других его почувствуют:

  • ветераны, награждённые медалью «Ветеран Вооружённых Сил ССС»;
  • ветераны, переехавших в РФ;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп;
  • военнослужащие со стажем более 30 лет, из которых более 20 лет — это служба в Вооружённых Силах.

В 2020 году расчёт пенсии военных производится в соответствии с указанным выше коэффициентом. Это делается для того, чтобы немного сдержать её рост и привести в большее соответствие с тем, что получают рядовые граждане страны.

Хватает ли белорусским военным на жизнь?

Выход на пенсию для военных Республики Беларусь не означает, что они могут вести безоблачную беззаботную жизнь в полном достатке. Многим приходится продолжать трудовую деятельность отнюдь не из-за любви к армии или МВД, а из нужды. Прожить на 250–300 рублей не так просто. Между тем служба означает самоотречение и готовность в любой момент рисковать жизнью и терпеть лишения.

Информация о том, что военным хотят повысить пенсию, вызвала ажиотаж в массах. Многие выразили недовольство тем, что военные и на пенсии получают больше остальных.

Преференции для воинов интернационалистов

Говоря о белорусских пенсиях, отдельно следует отметить афганцев. Как и в России, в Республике Беларусь эта категория граждан находится на отдельном счету.

Воины интернационалисты РБ в 2020 году могут воспользоваться одной из предоставляемых государством льгот:

  • пенсия за участие в боевых действиях;
  • пособие по инвалидности.

Инвалиды могут выбирать на своё усмотрение более выгодный вариант.
Кроме того, на граждан данной категории распространяются следующие виды льгот:

  • медицинские;
  • налоговые;
  • жилищные гарантии;
  • дополнительные.

Если воин интернационалист умер, его несовершеннолетние дети имеют право пользоваться всеми его преференциями вплоть до совершеннолетия. Льготы полагаются и вдовам «афганцев».

Республика Беларусь взяла курс на улучшение социально-экономических условий в стране. Повышение пенсий военным — это лишь одна из многочисленных мер на пути к оздоровлению неблагоприятной ситуации в государстве. Многое в изменяющемся законодательстве РБ позаимствовано из положительного опыта соседней Российской Федерации, уже проторившей дорогу на пути повышения выплат своим военным.

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2020 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Социальная пенсия в Беларуси

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2020 году для белорусских мужчин – 62 года, для женщин – 57 лет. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

Возрастная таблица пенсий в Беларуси (выход на пенсию)

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Больше 40 тысяч работников потеряли часть стажа для начисления пенсии, потому что наниматели не платили обязательные страховые взносы в ФСЗН.

Больше 40 тысяч работников потеряли часть стажа для начисления пенсии, потому что наниматели не платили (или платили лишь частично) обязательные страховые взносы в ФСЗН. Это одна из пенсионных проблем, которую властям пока не удается решить. Из других проблемных вопросов — «пенсионная ловушка», взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров, уравнительный принцип формирования пенсий. FINANCE.TUT.BY посмотрел, какие пенсионные вопросы по-прежнему актуальны для Беларуси. К слову, некоторые из этих проблем упомянули в своих предвыборных программах кандидаты в президенты Светлана Тихановская, Андрей Дмитриев, Сергей Черечень, Анна Канопацкая. Александр Лукашенко еще не обнародовал свою программу.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Какие проблемы по пенсиям назрели в Беларуси. Коротко о главных из них

- Десятки тысяч белорусов теряют часть страхового стажа (а следом — и часть пенсии) из-за того, что наниматели не уплачивают за них взносы в ФСЗН.

- Еще один пенсионный вопрос — минимальный страховой стаж, который нужно выработать для назначения трудовой пенсии. Если не наберется нужный период, то в таком случае можно претендовать на социальную (сейчас — чуть меньше 124 рублей). Вопрос в заметном повышении этого стажа и в том, что в него не включают учебу в вузах, декретный отпуск, больничные, периоды получения пособия по безработице (а службу в армии — уже да).

- Работающие пенсионеры должны платить взносы в ФСЗН со своих зарплат (при этом для них действует понижающий коэффициент на пенсию), но перерасчет пенсии при этом не производится.

- В Беларуси действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

- Немало вопросов возникает к размеру пенсий в Беларуси. То, что пенсии «слабые», неоднократно признавали власти, но программу по их повышению либо какой-либо план, как пересмотреть действующую пенсионную систему, чтобы поднять размер этих выплат, не представляли общественности. Тем временем власти не первый год пытаются поднять пенсии до 40% от средней зарплаты по стране.

- Еще один актуальный пенсионный вопрос — страховые взносы в ФСЗН. За шесть лет дефицит фонда вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильный — примерно 10%, заявил в конце 2018 года Александр Лукашенко. В КГК ранее предлагали для повышения наполняемости бюджета фонда повысить для отдельных плательщиков размер обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить.

- Слабо работает накопительная пенсионная система.

О каких пенсионных проблемах говорят кандидаты в президенты и как предлагают их решить

Реформирование пенсионной системы подробнее всего расписано в экономическом блоке программы Светланы Тихановской (проект пенсионных реформ размещен на сайте для единого кандидата в президенты от сторонников перемен и независимых экспертов). «Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда (ФСЗН. — Прим. ред.) продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использованию серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде», — говорится в программе.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. «Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость», — отмечается в программе.

Среди прочего предлагается обеспечить прозрачность пенсионной системы, обеспечить устойчивость бюджета ФСЗН, повысить пенсии по возрасту, пересмотреть страховую нагрузку для бизнеса, ввести обязательную накопительную систему пенсионного страхования (с сохранением базового пакета социальной пенсии), сравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин — 60 лет, реформировать системы соцобеспечения (в том числе объединить Минтруда и ФСЗН). Также предлагается пересмотреть периоды, которые включаются в страховой стаж, отменить понижающий коэффициент и взносы в ФСЗН для работающих на пенсии. Еще одно предложение — унифицировать пенсионное законодательство и выравнивать условия по пенсионному обеспечению для всех белорусов — без привилегированных категорий. «У госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда», — говорится в программе.

Сергей Черечень выступает за то, чтобы «заслуженные пенсии платить полностью. Независимо от того, продолжает ли пенсионер работать, он получит пенсию в полном объеме».

Андрей Дмитриев предлагает установить среднюю пенсию на уровне не ниже 60% от средней зарплаты по стране. «Правесці пенсійную рэформу без павышэння пенсійнага ўзросту. Распрацаваць сістэму накапляльных пенсій, дадатковага пенсійнага страхавання, развіваць прыватныя пенсійныя фонды разам з дзяржаўнымі», — говорится в программе Андрея Дмитриева.

Кандидат в президенты Анна Канопацкая обещает дать налоговые льготы работающим пенсионерам. За пенсионерами предлагается закрепить пожизненное право получать пенсию умершего супруга(и), сообщает Office Life.

Александр Лукашенко еще не обнародовал свою предвыборную программу. Ранее он называл пенсии белорусов «слабыми», а в одном из своих выступлений отмечал, что пенсии нужно поднять до 40% от средней зарплаты по стране, а еще лучше — до 50%.

Как работники потеряют часть стажа для начисления пенсии

Расскажем подробнее про пенсионные вопросы, которые назрели в Беларуси. Один из них — потеря стажа работы некоторыми работниками. Так, несколько десятков тысяч человек попали в так называемую пенсионную ловушку. Это люди, за которых наниматели не платили (или вносили частично) обязательные страховые взносы в ФСЗН. Чаще всего эта проблема касается работников организаций, которые находятся в стадии ликвидации (банкротства). В подавляющем большинстве случаев такие предприятия не гасят свои долги перед ФСЗН, из-за чего страдают работники.

На начало 2020 года у 43,8 тысячи работников из-за неуплаты взносов в бюджет ФСЗН не формируется страховой стаж за периоды фактически отработанного ими времени. Речь — об организациях, которые работают в обычных условиях, ликвидируемых в общегражданском порядке и признанных банкротами.

При этом из-за объявления организаций банкротами не меньше 47 тысяч работников уже потеряли часть стажа для начисления пенсии, говорилось в обосновании к законопроекту по взносам в ФСЗН.

Те периоды, за которые не вносились взносы, не учитывают при расчете размера пенсии. В итоге работники теряют часть трудового стажа и недосчитываются части пенсии. «Есть уплата взносов — есть трудовой стаж и, соответственно, пенсия; нет уплаты — нет трудовой пенсии», — отмечали ранее в Минском городском управлении ФСЗН.

«Неуплата работодателями взносов за отдельные периоды работы приводит к уменьшению размеров пенсий в среднем на 7 рублей в месяц за каждый год „потерянного“ стажа, а в отдельных случаях — к лишению работников права на трудовую пенсию», — отмечали ранее власти.

В Минтруда предлагали решить эту проблему, которая тянется не первый год, введением субсидиарной ответственности для руководителей (учредителей) при неуплате взносов в бюджет фонда, однако от возможного нововведения отказались. При этом другой вариант решения проблемы в ведомстве не озвучили.

Про «пенсионную ловушку» и социальные пенсии в 124 рубля

Еще один пенсионный вопрос, на который обращают внимание как эксперты, так и сами пенсионеры, — минимальный страховой стаж, который нужно выработать для назначения трудовой пенсии. Если не наберется нужный период, то в таком случае можно претендовать на социальную (сейчас — чуть меньше 124 рублей), которую начинают выплачивать позже общеустановленного пенсионного возраста: с 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Здесь несколько моментов, на которые обращают внимание, в том числе — заметное повышение минимального страхового стажа и то, что некоторые периоды в него не включаются. К примеру, не включают в страховой стаж также учебу в вузах и декретный отпуск, а службу в армии — уже да. Вопрос о включении в страховой стаж этих периодов поднимают не первый год, это обсуждали в том числе парламентарии. По факту в этот стаж стали включать службу в армии, хотя это не поддерживали Минтруда и Минфин.

Если говорить про заметное повышение минимального страхового стажа, то до 2013 года он составлял всего 5 лет. В 2013 году он увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 г. — с 10 до 15, а с 2016 г. начал повышаться каждый год на полгода до тех пор, пока не достигнет 20 лет. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года. Из-за того, что он начал повышаться достаточно резко, некоторым белорусам не хватило этого стажа. По данным на 1 января 2020 года, в Беларуси было 3586 человек, которые получают социальную пенсию из-за нехватки страхового стажа. В реальности этих людей может быть больше. Белорусы, которые уже достигли общеустановленного пенсионного возраста (в нынешнем году это 62 года для мужчин и 57 лет для женщин), но еще не получили права на социальную пенсию, из этой статистики выпадают.

Избавиться от «пенсионной ловушки», по мнению некоторых экспертов, могла бы помочь покупка стажа.

Взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров

В Беларуси предлагают отменить взносы в ФСЗН для работающих пенсионеров, с таким предложением выступили работники «Беларуськалия» на встрече с Натальей Кочановой, которая на тот момент была главой Администрации президента. Она обещала дать ответ после того, как этот вопрос рассмотрят и проработают со специалистами Минтруда. Ранее профсоюзы критиковали правительство за то, что работающим пенсионерам не пересматривают пенсию.

— Мы настаиваем на необходимости перерасчета пенсий работающим пенсионерам. Сегодня с их заработной платы взимаются отчисления в Фонд социальной защиты населения, но перерасчет пенсии при этом не производится. На наш взгляд, это несправедливый подход и он должен быть изменен, — отмечали ранее в федерации официальных профсоюзов.

У представителей Минтруда в прошлом году во время онлайн-конференции по вопросам пенсионного обеспечения интересовались, «можно ли рассчитывать (и когда), что в Беларуси отменят взносы в ФСЗН для работающих пенсионеров». В ведомстве не дали прямой ответ на вопрос, а рассмотрели его «в несколько иной плоскости», напомнив про возможность отказаться на время от получения пенсии, чтобы увеличить ее размер в дальнейшем.

«Неважно, сколько ты зарабатываешь». Про уравниловку по размеру пенсий

В Беларуси неоднократно поднимался вопрос о том, что при формировании пенсий необходимо уходить от уравнительного принципа.

— На протяжении своей трудовой жизни работники, равно как и их наниматели, отчисляют в счет будущей пенсии разные суммы. Причем разбежка бывает очень существенная. Но после ухода на заслуженный отдых пенсионные выплаты отличаются незначительно. Так быть не должно. Их дифференциацию в зависимости от уровня зарплаты нужно делать более ощутимой, — отмечали ранее в Минском городском объединении организаций профсоюзов.

Профсоюзы считают, что для работников это станет дополнительным стимулом повышать свою квалификацию, стремиться к профессиональному росту. Такая практика обеспечит более высокий уровень не только зарплаты, но и пенсии в будущем.

— Несправедливо, когда руководителю предприятия назначают почти такие же пенсионные выплаты, как работнику. Возможно, кто-то скажет: он получал большую зарплату, этого достаточно. Нет, человек заработал право и на более высокую пенсию, — уточняли профсоюзы.

Ранее профсоюзы уже заявляли, что в Беларуси накопились вопросы по пенсионному обеспечению, которые нужно решать. Одна из проблем — это уравнительный принцип, когда «неважно, сколько ты зарабатываешь, неважно, есть ли у тебя высокая квалификация труда, неважно, что ты сегодня отвечаешь за большой участок работы».

Про «слабые» пенсии

Немало вопросов возникает к размеру пенсий в Беларуси. Это неоднократно признавали власти, но программу по их повышению либо какой-либо план, как пересмотреть действующую пенсионную систему, чтобы поднять размер этих выплат, не представляли общественности.

С 1 июля в Беларуси повысили трудовые пенсии, хотя планировали, по словам президента, это сделать в четвертом квартале года. «Пенсия, конечно, небольшая. Что имеем, то имеем», — сказал Александр Лукашенко, анонсируя июльское повышение этих выплат.

В марте 2019 года президент во время «Большого разговора», отвечая на вопрос о пенсиях белорусов, заявил: «Каждый, конечно, по-разному живет и пенсии получает. Но пенсия слабая. Конечно, малые пенсии. Будем думать, такая проблема в повестке дня стоит».

Как власти намерены решать эту проблему — пока открытый вопрос.

В Беларуси не первый год пытаются выйти на пенсии в 40% от средней зарплаты по стране.

«Государственная пенсия станет пособием по выживанию». Что эксперты думают о пенсионной реформе

Вопросы со взносами в ФСЗН

Еще один актуальный пенсионный вопрос — страховые взносы в ФСЗН. «За шесть лет дефицит Фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%», — заявил в конце 2018 года Александр Лукашенко на очередном совещании с руководством Совмина. На совещании тогда обсуждался проект указа «О государственном социальном страховании».

После этого власти намеревались взяться за назревшие вопросы со страховыми взносами в ФСЗН.

Накануне заместитель председателя КГК Александр Курлыпо предложил обязать членов наблюдательных советов банков и других акционерных обществ уплачивать взносы в ФСЗН. Ранее в Госконтроле отмечали, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счет повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую ее однократный размер.

Еще один вариант, как решить вопрос с бюджетом ФСЗН, — пересмотр страховых взносов. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить. Этот вариант также обсуждался бизнес-союзами.

Однако в Минтруда в июне заявили, что «предложения по данному вопросу пока не выработаны». Никакой конкретики по этому вопросу в ведомстве не предоставили. Сейчас взносы в основном ложатся на плечи нанимателей, которые перечисляют в ФСЗН 34% зарплатного фонда предприятия, в то время как из зарплат работников удерживается еще 1%.

В Госконтроле ранее поясняли, почему возник дефицит средств в ФСЗН.

Слабо работает накопительная пенсионная система

В Беларуси слабо развита накопительная пенсионная система. Белорусы не спешат заключать договоры дополнительного пенсионного страхования.

«Стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Этот новый механизм в совокупности с действующей солидарной системой позволит обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения человека в старости, что соответствует международной практике», — отмечала ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич.

Про то, как узнать, на какую пенсию сможешь рассчитывать

У белорусов есть трудности с тем, как узнать, на какую пенсию он сможет претендовать в будущем, получая определенную зарплату. К примеру, сегодня белорусы могут самостоятельно рассчитать свою будущую пенсию на сайте соцзащиты на онлайн-калькуляторе. Однако подсчеты будут примерными из-за того, что самостоятельно рассчитать индивидуальный коэффициент заработка проблематично.

Минтруда сейчас занимается цифровизацией процедур, связанных с выходом человека на пенсию. В частности, прорабатывается вопрос о создании информационного сервиса, с помощью которого человек за 10−15 лет до пенсионного возраста сможет получить информацию о своем стаже и размере будущей пенсии. Информационный сервис также должен помочь людям путем некоторых с ним манипуляций собрать всю необходимую документацию на оформление пенсии, сообщила в июле Ирина Костевич.

Читайте также: