Пенсионер суд пенсионный фонд оплата проезда

Тот, кто пожил на Севере, знает, что такое не видеть солнца и тепла и как это влияет на здоровье. В связи с этим, государство закрепило за ними льготу на компенсацию стоимости проезда на отдых и обратно.

В настоящей статье мы рассмотрим вопросы и нюансы, связанные с получением компенсации проезда на отдых и обратно пенсионерам Севера, виды и размеры компенсаций, сроки оплаты проезда и необходимые документы.

Право на оплату дороги пенсионерам

Неработающие пенсионеры Крайнего Севера и местностей, которые приравнены к ним (КСиПМ), вышедшие на пенсию по старости и по инвалидности, один раз в два года могут получить компенсацию транспортных расходов к месту отдыха и назад, если отдых происходит на территории РФ.

Решающее условие для всех кандидатов на подобную выплату – проживание их в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Иными словами, льгота предоставляется тем гражданам, за которыми получение пенсионных выплат закреплено в районах Крайнего Севера и идентичных регионах, что определяется законом. Исключением здесь являются военные пенсионеры. Они не попадают под действие льготного проезда ввиду особого механизма формирования пенсионных выплат для них.

Если пенсионер долгое время проживал и работал на Севере, а в данный момент проживает в более южных районах, то оплата дороги на отдых ему, к сожалению, не положена. Если пенсионер выехал на ПМЖ за пределы Северного края, то он утратил право на компенсацию.

Дорога оплачивается 1 раз в 2 года

В соответствии с "северным" льготным законодательством право воспользоваться компенсацией на транспортные расходы, связанные с поездкой на отдых, пенсионер может реализовать раз в 2 года. Как считается этот период? Двухгодичный перерыв в предоставлении льготы берется в расчёт, начиная с 1 января года обращения за льготой и, заканчивая 31 декабря следующего за ним года. В следующий раз компенсация будет предоставлена в период, начавший свой отсчет не ранее 1 января наступившего года (например, в каждом чётном или каждом нёчетном году).

На первый взгляд совсем не сложно сосчитать до двух, но и здесь часто возникают подводные камни. На просторах всемирной сети неоднократно встречаются упоминания о тяжбах, которые ведут пенсионеры-северяне с Пенсионным фондом, в том числе и по вопросу льготного проезда на отдых.

Пример. Пенсионер Д. обратился в суд с иском к ПФР по г. Норильск об оплате своих трат на проезд самолетом к месту отдыха и назад. Отдых проходил по путевке в Турции в ноябре 2011 г.

Двухлетний промежуток, когда у пенсионера Д. было право на компенсацию проезда – с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. Полет был совершен по маршруту без пересадок. В январе 2012 г. гражданин Д. обратился в ПФР с заявлением о возмещении расходов по оплате проезда по территории России до ближайшего аэропорта и получил отказ, с указанием причины: отдых происходил за границей РФ. В расчет возникновения льготной компенсации был принят упомянутый двухлетний период (2012-2013 гг.).

В предшествующий льготный период (2010 - 2011) право на компенсацию проезда этим пенсионером уже использовалось.

В предыдущие два года пенсионер отдыхал в сентябре 2010 г., а заявку в Пенсионный фонд подал в октябре 2010 г.

Суд отклонил этот иск, т.к. счел, что решающий фактор – не география отдыха, а то, в каком году появляется право на льготный проезд у этого гражданина – не время компенсационной выплаты, а период самой поездки в течение двух лет. А вот повторная оплата проезда в том же периоде, в котором уже было возмещение транспортных услуг правилами не предусматривается.

По мнению суда, пенсионер Д. мог использовать свое право на компенсацию проезда за новый двухлетний период, датируемый 2012-2013 гг., предъявив документы на проезд на курорт и обратно, которые бы подтвердили его нахождение на отдыхе только в 2012 г или в 2013 г., но никак не в 2011 г., т.к. за 2010 - 2011 гг. льготный проезд уже был оплачен по проездным документам, датированным октябрем 2010 года.

Если пенсионер не обратился с заявлением о компенсации в истекший двухлетний период, то выплата компенсации за этот период не производится.

Виды компенсаций

Подобная льгота предоставляется пенсионерам Севера в двух вариантах, и они сами вправе выбрать подходящий для себя.

Получение билетов до поездки

В первом случае пенсионер может обратиться в пенсионное ведомство с заявкой на получение проездных документов к месту отдыха и обратно еще до планируемой поездки. Далее, если у территориального пенсионного органа имеется соответствующий договор с транспортной службой и есть в наличии специальные талоны, то он может предоставить их гражданину на пенсии, чтобы тот получил свои проездные документы в кассе "подшефного" транспортного агентства.

Чтобы реализовать этот вариант льготы, пенсионер должен представить в ПФР по месту жительства путевку, курсовку или другой документ, по которому направляется в санаторное учреждение или в иное место отдыха, прикрепив документ к заявлению.

Компенсация стоимости билетов после поездки

Если пенсионер решил получить льготу постфактум (по возвращении с отдыха или, имея на руках билеты в оба конца), то, с документами, подтверждающими реальные расходы на проезд в зону отдыха и обратно, он обращается в пенсионную службу своего населенного пункта. Обращение в ПФР оформляется письменно. В этом случае пенсионер Крайнего Севера может рассчитывать на возмещение своих проездных затрат, но только в размере, их не превышающем.

Какие виды транспорта оплачиваются

Льгота по оплате проезда пенсионера, жителя КСиПМ имеет свои ограничения. В любом случае, за редким исключением, о которым мы скажем ниже, расходы пенсионера будут покрыты, если он добирался на отдых указанными способами:

  • по железной дороге – в некупейном (плацкартном) вагоне пассажирского поезда;
  • на речном судне по внутренним водоемам – в каюте 3 категории;
  • на судне по морю – в каюте 4-5 групп;
  • авиапутями – самолетом, в салоне экономкласса;
  • автопроезд – автобусом общего типа.

Если по вашему маршруту можно добраться и самолётом и поездом, выбирайте самолёт. Расходы всё равно будут оплачены, а вы сэкономите несколько дней своего отпуска, вместо того, чтобы провести эти дни в дороге.

Остановка в пути, если она была запланирована пенсионером-"курортником" и находится в направлении, которое не отклоняется от основного маршрута, не является препятствием чтобы вернуть деньги за проезд на отдых и назад.

Если пенсионер выбрал комфортабельный проезд

Если пенсионер-северянин, у которого есть право на компенсацию проезда, добирался на отдых более комфортабельным транспортом повышенной стоимости (скорым поездом, в купейном вагоне пассажирского, фирменного поезда), чем регламентируют правила предоставления этой льготы, то Пенсионный фонд возместит дорожные затраты в рамках существующих минимальных тарифов.

Чтобы получить такую компенсацию, нужно предоставить в ПФР подтверждающую справку из ЖД кассы о стоимости проезда в некупейном вагоне пассажирского поезда на день проезда в данном направлении. Если по выбранному пенсионером маршруту поезда более низкой категории отсутствуют, то здесь также понадобится подтверждающая справка из ЖД кассы.

Если в рассматриваемом направлении перевозки пассажиров производятся только транспортом более высокой категории (к примеру, на ЖД транспорте – только скорыми и фирменными поездами), то компенсация будет предоставлена в размере минимальной стоимости проезда именно этими транспортными средствами, в данном случае – в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда.

Важный нюанс: подтвердить необходимо именно то, что по данной железнодорожной ветке пассажирскими поездами перевозки не осуществляются вообще, а не на момент проезда или покупки билета.

Как получить компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно

Письменные заявки-обращения на компенсацию транспортных расходов на отдых от пенсионеров Северных регионов принимает ПФР по месту их жительства. С этой же целью пенсионеры Севера могут обращаться в МФЦ или отделение почтовой связи.

В случае только предстоящей поездки, к бланку заявления нужно будет прикрепить документальное подтверждение намеченного пребывания пенсионера в зоне отдыха (путёвка, курсовка и т.п.). В заявлении нужно указать место отдыха.

Чтобы вернуть деньги, потраченные на уже свершившуюся поездку, к письменной заявке от пенсионера добавляются его проездные документы, выданные транспортными службами.

ПФР принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления и в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения уведомляет пенсионера о своем решении.

Нестандартные ситуации

Пенсионер обратился с неполным перечнем документов

При обращении в ПФР такие обстоятельства, как неполный представленный пакет документов или нестандартно оформленные документы, способны повлечь отказ в предоставлении льготы пенсионной службой.

Совет. Не допускайте в маршруте "белых пятен" — у вас на руках должны быть ВСЕ билеты. Не стоит запрыгивать в первое попавшееся маршрутное такси. Если вы рассчитываете на компенсацию проезда, выбирайте автобус междугородного рейса, где при покупке потребуют паспорт и внесут в проездной билет все ваши данные.

Самоорганизованный отдых

Ситуация: пенсионер хочет погостить и отдохнуть у знакомых, но не имеет достаточной суммы на проезд к ним и обратно.

В таком случае, для получения им компенсации расходов на проезд, его знакомые или родственники могут оформить ему приглашение на отдых (гарантийное письмо, вызов), с которым пенсионер обращается в пенсионное ведомство.

Образец приглашения (вызова) пенсионера на отдых. Документ заверяется нотариусом.

Если же отдых позади, то пенсионер помимо заявки на покрытие израсходованных средств на оплату проезда в место отдыха и обратно прикладывает проездные документы и заявление, оформленное принимавшей стороной, которая подтверждает факт и сроки нахождения пенсионера в месте отдыха.

Образец заявления с подтверждением факта отдыха. Документ заверяется нотариусом.

Сроки пребывания на таком отдыхе (в гостях), как вариант, могут быть подтверждены документом о временной регистрации в данном населенном пункте.

Такие документы, для подачи в ПФР по вопросу компенсации проезда на отдых по своему усмотрению, должны содержать подлинные подписи физических лиц, которые заверяются нотариусом либо должностными лицами местного муниципального органа.

Внимание! Поездка к месту отдыха и обратно на личном автомобиле не предусмотрена Правилами компенсации стоимости проезда. Она оплачена не будет!

Особенности получения компенсации по электронным билетам

Сервис приобретения электронных билетов бесспорно удобен. Но, покупая электронный билет, нужно иметь в виду, что он, должен быть на русском языке. Если билет оформлен на другом языке, пассажир должен попросить у транспортного агентства маршрутную квитанцию или справку, которая содержит четкие сведения о пассажире, с печатью агентства, составленные на русском языке или на латинице способом транслитерации. Важны такие данные:

  • ФИО пассажира;
  • Направление;
  • номер рейса;
  • дату вылета;
  • стоимость билета.

Если пенсионер добирался на отдых по электронным билетам, то в Пенсионный фонд он должен предъявить контрольный купон электронного билета – для ЖД транспорта и маршрутную квитанцию – для авиаперелета.

Совет. Не обращайтесь к услугам различных "агентств" и частных предпринимателей, занимающихся продажей билетов. Билет без усилий, очередей и комиссионных сборов можно купить через интернет и напечатать его (если у вас нет принтера) в любом "копировальном центре" или "компьютерном клубе" примерно за 5-7 рублей.

Внимание! При покупке электронного билета, его нужно оплатить банковской картой, принадлежащей пенсионеру! Если из билетов ясно, что они были оплачены другими людьми, ПФР не компенсирует расходы на проезд.

Помогите пожалуйста разобраться с ситуацией, которая произошла с моей бабушкой. Мы живем в Якутии. Для пенсионеров действует бесплатный проезд раз в два года. Бабушка за свои деньги приобрела билеты Мирный-Москва-Минск (прямой рейс). И обратные билеты. Приехав, отдала билеты в пенсионный фонд для оплаты проезда. В пенсионном фонде сообщили, что оплачивать проезд не собираются, так как Минск это заграница, а билеты сквозные получились. Сказали что нужно было брать по отдельности Мирный - Москва и Москва - Минск. Хорошо, бабушка взяла справки по отдельности на рейсы только по России. Все равно сказали не оплатят. На каком основании они это решили? И возможно оплата проезда? Получается бабушка слетала в отпуск не бесплатно.

Ответы юристов ( 1 )


Письменный отказ в ПФР получали?

Добрый день! Нет, не получали.

Вам необходимо обратиться в ПФР с письменным заявлением о компенсации проезда, приложив все необходимые подтверждающие документы. Если ПФР откажет, необходимо требовать письменный отказ с мотивировкой.

Заявление отдали уже и с пенсионного позвонили, сказали что отклонили компенсацию

Оплата стоимости проезда к месту отдыха за пределами РФ, в том числе до границы РФ, не производится.

Рекомендуется получить письменный отказ в ПФР в выплате компенсации и попробовать обжаловать его в суде.

Существует судебная практика, которая подтверждает факт того, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места
нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных
на проезд по территории Российской Федерации.

Статьей 34 Закона № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

01.04.2005г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 176, которым утверждены вышеуказанные Правила.

Суды считают, что отсутствие в вышеуказанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.

Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам — получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств,
подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте
отдыха.

Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 Закона № 4520-1 и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха, в том числе и за пределами Российской Федерации.

Получайте отказ (письменный), пробуйте писать жалобу в ГУ ПФР, если не поможет — подавайте в суд о признании отказа в выплате незаконным.

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя процессуального истца прокурора – Коростилевой Н. А., действующей на основании поручения,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) – Викуловой О. П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1335/2017 по иску прокурора в интересах Токмаковой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

обратился в суд в интересах Токмаковой Т. А. с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное), требуя признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части невыплаты Токмаковой Т.А. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту ; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное) в пользу Токмаковой Т.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда от места отдыха в сумме 47 360 руб. В обоснование требований указал, что в прокуратуру обратилась Токмакова Т. А. об оказании помощи по взысканию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Установлено, что Токмакова Т.А. является пенсионеркой по возрасту (по старости) с 2005 года в соответствии с удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ. Токмакова Т.А. проживает в , который относится к району Крайнего Севера. В ДД.ММ.ГГГГ году Токмакова Т.А. выезжала к месту отдыха, в том числе в и после возвращения ДД.ММ.ГГГГ в , в целях реализации права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно обратилась с соответствующим заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное). Из уведомления Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации. Вместе с тем, решение Управления ПФР в части невыплаты компенсации Токмаковой Т.А. расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Ербогачен - Иркутск - Москва - Иркутск - Ербогачен является неправомерным. В соответствии со ст.ст. 1, 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории России и обратно. Предусмотренные указанным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Порядок, размер и условия компенсации определены Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176. Согласно п.п. 9, 10 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством РФ транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация производится в размере, не превышающим стоимость проезда, в том числе воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. Источником финансирования выплат на компенсацию расходов на оплату проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно является Пенсионный фонд РФ. При обращении в Управление ПФР Токмаковой Т.А. представлены необходимые проездные документы, подтверждающие факт и стоимость проезда по маршруту . Доводы Управления ПФР о том, что Правила устанавливают в качестве существенного условия, которое является обязательным для выплаты компенсации, нахождение пенсионера на отдыхе на территории России, противоречит преамбуле Закона и Конституции России. Факт следования Токмаковой Т.А. по маршруту подтверждается справкой » от ДД.ММ.ГГГГ №, электронными билетами » от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость проезда составила 47 360 руб.

Материальный истец Токмакова Т.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора - Коростилева Н.А. исковые требования в интересах Токмаковой Т.А. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) Викулова О.П. исковые требования прокурора в интересах Токмаковой Т.А. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.

В силу п. 1 Правил настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. 2 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

В силу п.п. б пункта 3 Правил компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

В соответствии с п. 5, 6 Правил при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года.

Пунктом 9 Правил регламентировано, что заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.

В силу п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В судебном заседании установлено, что Токмакова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) с заявлением о возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно.

По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате Токмаковой Т.А. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации.

Оценивая решение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Токмаковой Т.А. в возмещении расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд не может признать его законным.

Судом достоверно установлено, что Токмакова Т.А. совершила проезд к месту отдыха и обратно по маршруту , что подтверждается электронными билетами на имя Токмаковой Т.А.

Согласно справке ООО «ДЖЕТ ТРАВЕЛ» от ДД.ММ.ГГГГ № Токмакова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ приобрела авиабилеты по маршруту на ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость авиабилетов составила: 30200 руб. – стоимость авиабилетов, 1000 руб. – сервисный сбор агентства.

Из электронных билетов на имя Токмаковой Т.А. следует, что стоимость авиабилета по маршруту с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ составила 8080 руб., стоимость авиабилета по маршруту Иркутск – Ербогачен с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ составила 8080 руб.

Таким образом, общая стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации составила 46360 руб. (30200 руб. + 8080 руб. + 8080 руб.). Сервисный сбор агентства в размере 1000 руб. в стоимость авиабилетов не входит и компенсации не подлежит.

Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ Токмакова Т.А. является пенсионером, ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Токмакова Т.А. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: , соответствующая отметка о регистрации по месту жительства имеется в паспорте Токмаковой Т.А. №, выданном ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

В данный перечень включен .

Таким образом, Токмакова Т.А., будучи неработающим пенсионером и проживая в районе Крайнего Севера, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" обладает правом на компенсацию фактически произведенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно раз в два года.

По мнению суда, расходы истца Токмаковой Т.А. на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации подлежат возмещению, оснований для отказа в выплате компенсации у ответчика не имелось, в связи с чем, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Токмаковой Т.А. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежит признанию незаконным.

Признавая решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) незаконным, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу Токмаковой Т.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 46360 руб., то есть без учета сервисного сбора агентства в сумме 1000 руб.

При этом доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для компенсации расходов, поскольку место отдыха Токмаковой Т.А. находилось за пределами Российской Федерации, на выводы суда не влияют.

Реализация права пенсионера на бесплатный проезд к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха. Расходы истца Токмаковой Т.А. на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации подлежат возмещению, в связи с чем, оснований для отказа ей в выплате компенсации у ответчика не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования прокурора в интересах Токмаковой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Токмаковой Т.А. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) в пользу Токмаковой Т. А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 46360 руб.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в большем размере прокурору в интересах Токмаковой Т. А. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия


Эта тема касается большинства неработающих пенсионеров, которые столкнулись с отказом Пенсионного фонда в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. О массовости данной ситуации говорят и данные, к примеру, Усть-Илимского городского суда, где за прошлый год рассмотрели 207 исков о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ.

Большинство таких исков удовлетворено полностью или частично. Но ПФ продолжает отказывать в оплате проездных билетов, и пенсионерам по-прежнему приходится добиваться справедливости только через суд. А процедура эта занимает не один месяц, и не каждый доходит до суда.

По каким же мотивам пенсионный фонд отказывает в компенсации проезда северянам? Данную ситуацию мы попросили прокомментировать руководителя юридической группы Управления Пенсионного фонда РФ в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Оксану Санину:

— Вообще, право неработающих пенсионеров на получение компенсации стоимости расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года в случае нахождения места отдыха на территории РФ предусмотрено Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых (трудовых) пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176. Эти правила действуют в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Пенсионер не той категории

Для того чтобы получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда, пенсионеру необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ и представить проездные документы.

Практика показывает, что нередко Управление ПФ принимает решение не в пользу заявителя. Кто-то из граждан с этим не соглашается и обращается в суд. Однако не всегда суд удовлетворяет исковые требования пенсионеров.

Так, в 2018 году истцу было отказано в удовлетворении исковых требований, т. к. истец не относился к категории получателей страховых (трудовых) пенсий по старости и инвалидности. Решением Усть-Илимского городского суда отказано в удовлетворении исковых требований истцу, поскольку пенсионер является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, соответственно не относится к категории лиц, на которых распространяются положения Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Кроме того, пенсионер выезжала в Иркутск с целью, не связанной с отдыхом.

Кроме того, согласно вступившим в законную силу решениям Усть-Илимского городского суда, пенсионерам отказано в компенсации установленных на транспорте дополнительных сборов за предварительную продажу автобусных билетов и провоз багажа.

Только по кратчайшему пути

В пользу истцов взысканы компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно согласно проездным документам, а также дополнительные сборы за приобретение постельного белья при проезде в железнодорожных поездах дальнего следования.

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда.

Также нередко пенсионеры, направляясь к месту отдыха и обратно, заезжают к родственникам, которых давно не видели. На это у суда имеется четко сформированная позиция на основе действующего законодательства. Суд отказывает в удовлетворении требований истцов о компенсации стоимости проезда к нескольким местам отдыха, так как согласно правилам возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха. В данном случае предъявить билет можно только к одному месту отдыха. И суд обязывает предоставить справку о движении к месту отдыха по кратчайшему пути.

Заграницу не оплатят

— Насколько известно, в большинстве случаев вы отказываете тем, кто отдыхал за пределами России. Почему?

— Действительно, пенсионеры часто задают вопрос: почему не производится компенсация стоимости проезда до крайней точки пересечения границы РФ, если отдых пенсионера состоялся за пределами России? В данном случае Управление ПФР всегда разъясняет, что действующим законодательством не предусмотрена оплата проезда к месту отдыха, расположенному за пределами РФ, а также по территории России до пересечения госграницы. В таком случае спор разрешается в суде.

Однако суд не всегда удовлетворяет в полном объеме требования истцов в случае отдыха за границей. Судебная практика складывается таким образом, что если стоимость проезда к месту отдыха за пределами РФ и обратно не указана в проездном документе, истец обязан предоставить суду справку о фактической стоимости проезда по данному маршруту. Справки, как правило, выдает туроператор, услугами которого пользуются пенсионеры.

Одновременно истец обязан предоставить суду справку о наименьшей стоимости проезда тем видом транспорта, которым пенсионер двигался к месту отдыха и обратно, в пределах РФ, то есть до крайней точки пересечения границы РФ и обратно. Такие справки выдают авиакассы.

Так, в 2018 году решением Усть-Илимского городского суда частично удовлетворены требования истца о компенсации стоимости проезда в Анталию (Турция) исходя из того, что фактические расходы пенсионера по маршруту Красноярск — Анталия — Красноярск значительно меньше стоимости авиаперелета по маршруту Красноярск — Сочи — Красноярск, то есть в пределах РФ.

Электронный билет не принимается

— Известно, что ПФ также отказывает в выплате компенсации тем, кто приобрел билеты через интернет. Почему это происходит, ведь мы живем в эпоху электронных технологий?

— Вся проблема в том, что при приобретении билетов через интернет авиакомпании не несут ответственность за форму электронного билета. Некоторые пенсионеры вообще умудряются принести форму заказа, которая не является проездным билетом. Где-то кнопку не нажали на клавиатуре при оформлении билета — и все, на руках нет маршрутной квитанции. Должна быть маршрутная квитанция электронного билета.

Часто в билете нет и паспортных данных. Электронный билет обязательно должен пройти бронирование. Есть приказ Минтранса № 134 от 08.11.2006 года об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции. Но зачастую электронные проездные документы не соответствуют этой форме. Один из обязательных пунктов электронного билета — наименование кода статуса бронирования. Это говорит о том, что прошло подтверждение оплаты. В данном случае как раз этого кода не было. Разные сайты продают билеты, и форма билетов у них разная. А посадочный талон не является обязательным документом.

С формой оплаты тоже случаются казусы. Порой пенсионерам билеты приобретают дети. И возникает вопрос, что билет он приобретал не сам, а у нас в правилах сказано о фактических расходах, понесенных пенсионером. Опять же в судебном порядке приходится доказывать, что деньги были пенсионера, просто он не умеет пользоваться интернетом.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 4 марта 2015 г. N АКПИ14-1547

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.Н.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш. о признании частично недействующими приложений N 1 и 2 к разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н,

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н утверждено разъяснение о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Разъяснение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2008 г., регистрационный N 12607, опубликован в "Российской газете" 19 ноября 2008 г.

В приложениях N 1 и 2 к Разъяснению приведены рекомендуемые формы заявлений о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, и о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приложений N 1 и 2 к Разъяснению в той части, в которой они устанавливают обязанность гражданина подтверждать, что на дату подачи заявления он не работает по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1), пункту 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Правила), нарушают ее права на получение компенсации к месту отдыха и обратно как пенсионера, являющегося приемным родителем, поскольку договор о приемной семье является возмездным, и с выплачиваемого вознаграждения производятся отчисления на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) С.М., Б. и П.Н.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) С.Н., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает, поскольку ее нельзя отнести к неработающим пенсионерам в том смысле, который придает данному понятию Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Минтруда России и Минюста России, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению в части, предусматривающей отнесение пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости и по инвалидности и заключивших договор о приемной семье, к лицам, работающим по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляющих иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 утвердило Правила, которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1). Пунктом 3 этого постановления (в первоначальной редакции) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации дано поручение давать разъяснения о применении Правил.

На основании данного предписания Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Разъяснение, конкретизирующее применение Правил.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт издан в пределах предоставленных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий.

Аналогичные полномочия пунктом 3 названного постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 257 в настоящее время предоставлены Минтруду России.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).

Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.

В этих целях в статье 4 названный закон предусмотрел финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для указанных лиц, согласно которой гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, эти гарантии и компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов - расходными обязательствами муниципальных образований. Для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, гарантии и компенсации осуществляются за счет средств работодателя.

К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Из приведенных законоположений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязательными условиями получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Действующее законодательство не содержит понятие "неработающий пенсионер".

Вместе с тем из системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам.

Таким образом, установленное Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в приложениях N 1 и 2 к Разъяснению требование подтверждать, что на дату подачи заявления пенсионер не работает по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно.

Формы заявлений носят информационный характер и предоставляются заявителем вместе с копиями документов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявитель, по сути, связывает нарушение прав не с содержанием оспариваемых норм, а с их применением, что не может служить основанием для признания их недействующими.

Передача детей в приемную семью является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемной семьей в соответствии со статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Существом этих отношений является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Договор о приемной семье заключается исключительно в интересах несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Из приведенного выше положения статьи 152 СК РФ не следует, что договор о приемной семье тождественен гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг. Законодатель указывает лишь на применение правил гражданского законодательства к данному договору в той части, которая не урегулирована СК РФ.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости (статья 1).

Анализируя указанные нормы закона, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 13 января 2009 г. N ГКПИ08-2132, вступившем в законную силу, указал, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.

С учетом изложенного позиция Минтруда России о том, что договор о приемной семье, предусматривающий выплату вознаграждения приемным родителям, имеет одинаковую правовую природу с договором о возмездном оказании услуг, является несостоятельной.

Следовательно, пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приеме в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нельзя признать работающим пенсионером.

Аналогичный вывод содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N 94-КГ13-1, согласно которому приемный родитель не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившим гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение им дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя.

Начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на вознаграждение, выплачиваемое приемным родителям, являющимся пенсионерами, получающим страховую пенсию по старости либо по инвалидности, не может служить основанием для признания этих лиц работающими пенсионерами.

Однако неправильное применение оспариваемых положений Разъяснения не является основанием для признания их недействующими.

Учитывая, что Разъяснения изданы надлежащим органом исполнительной власти, в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые положения по своему содержанию не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и свободы заявителя не нарушают, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующими приложений N 1 и 2 к разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Читайте также: