Пенсионеры и дети представляют собой пример

1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) действует большая группа:
а) пенсионерам прибавили пенсию +
б) Аня, Катя и Женя — большие друзья
в) в семье Ивановых родился третий ребёнок

2. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях:
а) ученик обязан записывать домашнее задание
б) спортивная команда шестиклассников заняла первое место в городских соревнованиях и получила приз — большой вкусный торт +
в) в прошлом году открылся музей истории школы

3. Человек, который берет на себя руководство группой:
выберите наиболее точный термин:
а) личность
б) выскочка
в) лидер +

4. Найдите понятие, обобщающее перечисленные термины:
сотрудники, школьный класс:
а) группа +
б) сословие
в) семья

5. Найдите понятие, обобщающее перечисленные термины:
пенсионеры, селяне, французы:
а) семья
б) класс
в) группа +

6. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа:
а) Светлана и Максим зарегистрировали брак
б) Маша пригласила подруг на день рождения +
в) Семилетнего Костю записали в 1-й класс

7. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: законы, правила, традиции:
а) наказания
б) лидеры
в) ритуалы +

8. В каком из представленных ниже примеров речь идёт о санкциях:
а) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята молодцы +
б) Шестиклассники стали участниками школьного фестиваля искусств
в) Накануне Нового года принято готовить подарки близким людям

9. Семья-это:
наиболее точный термин из представленных ниже:
а) профессиональная группа
б) досуговая группа
в) малая группа +

10. “В постоянно существующих группах”:
Найдите корректное окончание предложения:
а) не бывает лидеров
б) создаются групповые нормы +
в) люди всегда лично знакомы друг с другом

11. Найдите понятие, обобщающее перечисленные термины: горожане, филателисты:
а) группа +
б) народ
в) класс

12. Найдите понятие, обобщающее перечисленные термины: рабочие, мужчины, китайцы:
а) толпа
б) группа +
в) класс

13. Что характеризует лидера группы:
а) умение вести за собой +
б) хорошая успеваемость
в) быстрая речь

14. Что характеризует лидера группы:
а) особая манера одеваться
б) быстрая речь
в) способность отвечать за свои поступки +

15. Что характеризует лидера группы
а) готовность прийти на помощь +
б) хорошая успеваемость
в) особая манера одеваться

16. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

17. Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем, так ли это:
а) отчасти
б) нет
в) да +

18. Верны ли суждения о лидерстве:
лидер заставляет младших делать то, что он хочет:
а) да
б) нет +
в) отчасти

19. Верно ли суждение о лидерстве:
лидер помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой:
а) отчасти
б) нет
в) да +

20. Правило, по которому живет группа:
а) регламент
б) норма +
в) кодекс

21. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения:
а) к семье +
б) к коллективу
в) к классу

22. Термин, которые не соответствует понятию «поощрение»:
а) премия
б) увольнение +
в) похвала

23. Термин, который соответствует понятию «поощрение»:
а) выговор
б) увольнение
в) похвала +

24. Термин, который соответствует понятию «поощрение»:
а) выговор
б) премия +
в) штраф

25. Термин, который соответствует понятию «поощрение»:
а) штраф
б) увольнение
в) повышение +

26. Термин, который соответствует понятию «поощрение»:
а) штраф
б) одобрение +
в) выговор

27. Верно ли суждение о поощрениях и наказаниях:
за нарушение правил человека могут исключить из группы:
а) да +
б) нет
в) отчасти

28. Верно ли суждение о поощрениях и наказаниях:
поощрения и наказания должны быть формально оформлены:
а) отчасти
б) да
в) нет +

29. Верно ли суждение о признаках группы:
у членов группы могут быть условные знаки принадлежности к группе:
а) да +
б) нет
в) отчасти

30. Верно ли суждение о признаках группы:
каждая группа имеет свои правила:
а) нет
б) да +
в) отчасти

В Англии провели эксперимент по «объединению старых и малых», под прицелом телекамер. Участвовало 11 пенсионеров и 10 малышей. Публикуем наблюдения ученых

Идея, собственно, не нова: если соединить два поколения – пенсионеров и дошколят – в выигрыше буду все. Два года назад в пансионате для пожилых святого Винсента (Сиэттл, США) открыли детский сад. В Японии существует движение «объединения старых и малых». Летом 2017 года аналогичный эксперимент поставили в Великобритании. Он шел под прицелом телекамер: все происходящее тщательно протоколировали теледокументалисты. Фильм был показан на 4-м канале британского ТВ в начале августа.

Чудо с Линдой, чудо с Хэмишем

Для участия в специальной шестинедельной программе были отобраны 11 пенсионеров из дома престарелых святой Моники и 10 четырехлетних малышей. По мысли организаторов, они должны были жить обычной жизнью, а целая команда экспертов – геронтологи, психологи и физиотерапевты – отслеживать и анализировать состояние «старшей группы». Их главная задача — сравнить состояние испытуемых в начале и в конце шестинедельного эксперимента.

У старичков, участвующих в программе, отмечались «непрогнозируемые» улучшения здоровья.


Фото с сайта thesun.co.uk

Например, 90-летняя Линда страдает остеопорозом, отчего передвигается с большим трудом. В начале эксперимента, по собственному отзыву, «все у нее было плохо». Но затем старушка познакомилась с 4-летней Амийей, и вот они, взявшись за руки, бегут по газону.

Один из главных героев фильма — 88-летний Хэмиш Холл живет в «святой Монике» с 2012 года. Скептик, ворчун, зануда, да к тому же еще одноногий – так он сам описал себя. Мистер Холл не очень-то верил, что из шоу выйдет путное. И с трудом согласился участвовать. Исключительно из любопытства.

«Мне вот интересно, что именно дети могут получить от пожилых, — говорил он. – И совершенно непонятно, что старики могут им дать. Я — ничего, потому что я старый, больной человек. Я не могу лечь на землю, встать на четвереньки, чтобы возиться с ними. И в футбол не могу – с одной ногой не побегаешь».

А к концу первого эпизода Хэмиш лежал на полу вместе с детьми — играл. И так увлеченно, что забыл про камеру. «Как же приятно иметь дело с этими детьми!» — скажет он потом.

Печальный рай или серое царство?

Почему именно дом престарелых фонда святой Моники стал площадкой для социального эксперимента? Прежде всего, благодаря высочайшему уровню заботы о пожилых. Почему это было важно? Для того, чтобы поднять более глубокие вопросы – не только доказать то, что уже было доказано.

Часто программы, подающиеся как социальный эксперимент, — всего лишь смесь поп-психологии с псевдонаукой. У этой же есть «экзистенциальная глубина». Все мы знаем, что в старости можем оказаться на их месте: одинокие, доживающие, никому не интересные, ожидающие смерти. Один из приятелей Хэмиша назвал их место пребывания «Залом ожидания Господа».

Но обитатели пансионата открыто говорят о своих проблемах: депрессии, недостатку движения и совершенном, бесконечном, неизбывном одиночестве. Исполнительный директор фонда святой Моники Дэвид Вильямс считает такую откровенность мужеством: «Мы гордимся каждым нашим подопечным. Не каждый сможет так честно говорить на камеру о своих проблемах».

Сам пансионат выглядит настоящим раем. Но у трети волонтеров (тех, кто согласился принимать участие в съемках-эксперименте) – депрессия.

Девять из десяти говорят, что их жизнь пуста и скучна. Все, кроме одного, были в плохой физической форме и при ходьбе боялись упасть.

У 86-летней Мэри спрашивают, как долго она живет здесь. «Мне сказали, 11 лет, но точно я не помню». Как же она проводит свои дни? «Сплю. Это хоть как-то помогает мне справляться с одиночеством». Ее ответ на вопрос, удовлетворена ли она своей жизнью, ошеломляет: «Надеюсь, я скоро умру. Скорей бы».

Руководитель исследования – профессор Малькольм Джонсон из Батского университета подводит итог: «Жизнь с людьми, которые превратились в контейнеры, наполненные одними лишь потерями – не сахар. Особенно, когда и сам ты точно такой».

«Детям все равно, инвалид ты или здоровый»

И вот наступает день, когда приходят Они – 10 малышей, которые знают о жизни лишь одно: жизнь прекрасна.

Впервые они появляются, маршируя под бодрую веселую песню. Старики уже задолго слышат их приближение. Их апатию как рукой снимает.

«Я Нельсон, мне четыре», — объявляет первый смеющийся сгусток энергии.

Откуда этим детям вообще может быть известно о старости? Когда одну девочку, Еву, спросили, кто такие пожилые, она ответила: «Это такие люди, которые уходят жить в бунгало».

Старички тут же попали под детское очарование. Одни больше, другие – меньше. А на лице Хэмиша вначале – одно раздражение. Словно его заставляют решить сложную задачку.

Сразу бросается в глаза – это «разные» поколения. Девочка Милли тычет ручкой в протез Хэмиша и говорит, что он сделан из губки. Потом тянет его за ногу и просит рассказать, что случилось с ногой. А тот не любит «таких разговоров». Ногу он потерял еще в молодости, когда попал под грузовик. Но детям интересно, они чуть ли не силой разводят Хэмиша на откровенность.

«На самом деле, детям совершенно все равно, инвалид ты или здоровый, — скажет потом Хэмиш. — Я сказал Милли, что нога моя с самого начала была деревянной, вот доктор и подрезал ее. И она ничуть не испугались».

Малышка Милли хохочет. «Хэмиш – герой, — говорит она. – Однажды его нога вернется к нему».

Гвоздь программы — утиные яйца

Каждый день две группы – старая и молодая – проводят время вместе и выполняют задания. А ученые прикидывают — есть ли между ними нечто общее. «Группы» обмениваются историями, читают, гуляют.

Гвоздь программы – утиные яйца! Однажды в гостиную внесли инкубатор. В этих яйцах — концепция «новой жизни», по выражению профессора Джонсона.

Именно эти яйца, уверен ученый, объединят участников разных возрастов. Так и случается. Все столпились вокруг инкубатора, всем одинаково интересно. Старшие объясняют малышам, как утята появляются на свет. Проходят дни, и уже трудно сказать, кто с большим нетерпением ждет появления птенцов и на кого этот процесс ожидания повлиял сильнее.

А когда, наконец, утята вылупляются, даже сдержанный Хэмиш еле сдерживается, чтоб не заплакать от счастья. «Это просто удивительно – увидеть маленькие перепончатые лапки, — восклицает он. – Я уже сто лет не видел ничего прекрасней!»

Неприкасаемые

Информация о здоровье испытуемых-волонтеров собиралась постоянно: они носили датчики, измеряющие сердечный ритм, давление и т.д. Датчики не мешают. О них … просто забывают. Слишком интересной вдруг стала жизнь этих печальных стариков.

Вот Хэмиш отправляется с маленькой Евой на прогулку. Когда он говорит, что ему необходимо отдохнуть, она заявляет: «Нет, надо двигаться дальше». Он вздыхает, но повинуется. По пути рассказывает ребенку о птицах и деревьях. Домой возвращается с улыбкой и явно помолодевшим. «Это целое приключение, — говорит он. – Я буквально влюбился в Еву!»

Один из экспертов говорит, что некоторые пенсионеры годами не прикасались ни к кому.

«И самое ужасное, они привыкли к этому и не понимают, насколько это страшно», — говорит он. Не удивительно, что дети стали для это серого царства лучами света.

Маленькая девочка вбегает в комнату и едва не сбивает с ног 85-летнюю Монику. Так она бросилась в объятия старушки: соскучилась. Монику спросили потом, как она себя почувствовала в тот миг. — Мне даже понравилось.

Чем полезны старики

Не только старикам полезны дети. Ученые доказали, что и дети ведут себя более уверенно, лучше общаются, если они привыкли быть в компании старших.

Родители участвовавших в эксперименте детей говорят, что остались в полном восторге: даже не ожидали, что будут такие прекрасные результаты. Маленькая Ева, например, очень подружилась с дедушкой Дэвидом. «После съемок Ева стала более уверенной в себе. Мы теперь спокойно ездим с ней повсюду – и везде Ева чувствует себя в своей тарелке. Спокойно разговаривает со взрослыми людьми, те даже удивляются. Я считаю, что этот эксперимент нужно внедрить повсюду, по всем домам престарелых. Очень полезный опыт», — радуется мама.

Так оно, скорее всего, со временем и случится. Во всяком случае, в Великобритании.

«Мы хотим расширять наш опыт, — говорит директор Вильямс. — Во всех наших пяти пансионатах мы откроем игровые площадки, а в одном – детский сад».

Про чистую любовь

Самый трогательный эпизод фильма связан с 77-летней голландкой Зеной. В жизни она любила две вещи: своего мужа и горы. О последних пришлось позабыть. Они с супругом – люди одинокие и слабые здоровьем – решили вместе поселиться в святой Монике. Но муж очень быстро начал сдавать: деменция. Он еще жив, он здесь, рядом, но его словно и нет. Память исчезла, рассудок рассыпается, словно горстка песка, он никого не узнает, и Зена чувствует себя вдовой при живом муже.

В начале эксперимента она пребывала в самой глубокой депрессии. Даже Хэмиш рядом с ней казался весельчаком. А всего лишь три недели спустя (в середине съемок) Зена улыбалась шире всех. Последнее – научный факт. Выражение лиц испытуемых тщательно фиксировалось и анализировалось!

Что случилось с пожилой леди? Она считает, что знает секрет.

«Самое главное в жизни – быть любимым, и только дети способны дать тебе такую чистую и настоящую любовь. Когда держишь в руке крошечную детскую ладошку – это самое прекрасное, что может быть в жизни».

По материалам

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

К. Маркс

2) Согласно Т. Парсонсу поддержание мотивации деятелей при исполнении ролей, устранение скрытых напряжений обеспечивает подсистема …

Социального контроля

3) В естественных для изучаемого процесса условиях проводят ______ эксперимент.

Полевой

4) Особый метод социологического интервью – это …

Фокус-группа

5) Элемент социального действия, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, называется …

Актором

6) Согласно Р. Дарендорфу, источником конфликтов человеческих интересов является(-ются) …

Перераспределение власти

7) Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется …

Обменом

8) Стремительное распространение единого психического состояния на всех участников коллективного действия Г. Лебон определил как …

Заражение

9) Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие …

Общей культуры

10) Экономическую основу индустриального общества составляет …

Промышленность

11) Понятие тоталитарного института в научный оборот ввел …

Э. Гоффман

12) Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется …

Полиандрией

13) Наличие формальной организации – является признаком __________ группы.

Вторичной

14) Метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах называется …

Социометрией

15) Пенсионеры и дети представляют собой …

Социальные категории

16) Предписания, требования и правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе, называются социальными …

Нормами

17) С позиций ______ причиной социального неравенства являются неравноценные обмены.

Теории обмена

18) Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества.

Андеркласса

19) Совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени, называется …

Статусным набором

20) В качестве социальных «лифтов» мобильности выступают социальные …

Институты

21) Теорию социальных изменений как процесс циркуляции правящих элит обосновал …

В. Парето

22) Наиболее важным критерием общественного прогресса ____ считал гуманистический критерий.

Э. Фромм

23) Балет и опера являются примером ______ культуры.

Элитарной

24) Принцип _______ требует активного признания и утверждения культурного разнообразия как позитивной ценности.

Толерантности

25) Процесс создания единого экономического и политического пространства обозначают термином …

Глобализация

26) Стремление создать «наилучшее общество» характерно для _______ социальных движений.

Утопических

27) Покорность, послушание, стремление избегать ответственности характеризуют ______ личность

Авторитарную

28) Процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей и правил поведения вместо прежних или утраченных называется …

Ресоциализацией

29) К дефицитарным потребностям А. Маслоу относил потребности …

В принадлежности

30) Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это …

Гражданское общество

31) Автором первой договорной теории происхождения государства был …

Т. Гоббс

32) Для изучения структуры малой группы разработан метод …

Социометрии

33) Процедура отбора единиц наблюдения в социологическом исследовании называется …

Выборкой

34) Автором работы «Структура социального действия» является …

Т. Парсонс

35) Представителем теории социального обмена является …

Дж. Хоманс

36) Метод социального контроля в концепции Т. Парсонса, предполагающий отлучение девианта от общества, называется …

Изоляцией

37) Г. Блумер определил _____ как усредненную агрегацию индивидов, разобщенных и анонимных.

Массу

38) Используя понятие _________, Т. Парсонс рассматривает общество в качестве того типа социальной системы, которая достигает высшего уровня самодостаточности, создавая и воссоздавая все необходимые условия для своего существования.

Самодостаточность

39) Согласно концепции Э. Шилза существенными признаками общества являются собственные …

Названия

40) Относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества, называется социальным …

Институтом

41) Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется …

Полиандрией

42) Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется _______ группой.

Первичной

43) Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

Коллективом

44) Работники концерна «Газпром» представляют собой …

Групповую общность

45) Система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка называется социальным …

Контролем

46) С позиций _______ основой социального неравенства является частная собственность на средства производства.

Марксизма

47) Крупные предприниматели и ответственные чиновники входят в ______ слой.

Субэлитный

48) Понятие «статусный набор» ввел в социологию …

Р. Мертон

49) Автором концепции социальной мобильности является …

П. Сорокин

50) Показателем общественного прогресса Г. Ленски считал _______ критерий.

Технологический

51) Сказки являются примером ______ культуры.

Народной

52) Согласно концепции ______ «природные ресурсы не бесконечны, что накладывает определенные ограничения на общественный прогресс».

Коэволюции

53) Социальное движение – это вид …

Коллективных действий

54) Особенности развития человека, обеспечивающие его уникальность, отражает понятие …

Индивидуальность

55) Процесс отучения индивида от старых ролей, норм и ценностей называется …

Десоциализацией

56) Когда военные преступники оправдывают свои действия, ссылаясь на то, что они выполняли приказы командования, они используют стратегию …

Регулирования ролей

57) Устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы, – это …,

Стереотип

58) Критерием общественного прогресса ____ считал рост групповой солидарности.

М. М. Ковалевский

59) По утверждению ______ , механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам.

Э. Дюркгейм

60) Метод изучения документов, основанный на подсчете смысловых единиц текста называется _______ анализом.

Контент-

61) С целью изучить динамику развития объекта в определенный промежуток времени проводят _____ исследование.

Лонгитюдное

62) Создателем классической теории социального действия в мировой социологии является …

М. Вебер

63) Термин «социальный контроль» в социологии впервые использовал …

Г. Тард

64) Полное отсутствие письменности или ее существование в виде привилегии отдельных групп – это характерная черта _____ общества.

Традиционного

65) Обобщенные правила, управляющие поведением индивида, которые изменяются и совершенствуются, приводящие индивидов к достижению коллективных целей, называются …

Нормами

66) Совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям и родственникам, называется …

Браком

67) Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется …

Внутренней

68) Индивид, который либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненным за рамки характерных для данного общества социальных институтов, называется …

Аутсайдером

69) Разновидностью социальных норм выступают …

Обычаи

70) С позиций _______ социальное неравенство основывается на различиях в вознаграждении наиболее способных людей, выполняющих важные общественные функции.

Функционализма

71) Статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса, считается _________ статусом.

Смешанным

72) Изменения индивидом или социальной группой места, занимаемого в социальной структуре общества, называется социальным(-ой) …

Мобильностью

73) Организованные изменения в обществе на основе существующих в нем ценностей – это …

Реформа

74) Урбанизация, острые проявления социального неравенства, рациональный активизм способствуют …

Революциям

75) Эстрадная музыка является примером ______ культуры.

Массовой

76) Использование методов научного менеджмента, разработанных Ф. Тейлором, в различных странах мира – это пример …

Культурной диффузии

77) Особенности экономического развития традиционных обществ в условиях глобализации анализирует концепция …

Зависимого развития

78) С помощью ритуалов, коллективных мечтаний стремятся отделиться от несовершенного общества участники _______ движений.

Экспрессивных

79) Понятие ______ характеризует социальную сущность человека.

Личность

80) Инструментом формирования общественного мнения является …

Пропаганда

81) Автором теории структурации является британский социолог …

Э. Гидденс

82) По форме организации выделяют _______ наблюдение.

формализованное и неформализованное

Закрытым вопросом

84) Наиболее благоприятный вариант завершения конфликта называется …

Компромиссом

85) Тип девиантного поведения, согласно концепции Р. Мертона, предполагающий согласие с целями, но отрицающий социально одобряемые средства их достижения, называется …

Инновацией

86) Внушаемость, иррациональность характеризуют ______ как форму коллективного поведения.

Толпу

87) Используя понятие _________, Т. Парсонс рассматривает общество в качестве того типа социальной системы, которая достигает высшего уровня самодостаточности, создавая и воссоздавая все необходимые условия для своего существования.

Самодостаточность

88) Экономическую основу традиционного общества составляет …

Сельское хозяйство

89) Автором концепции явных и латентных функций социальных институтов является …

Р. Мертон

90) Метод социометрии в научный оборот был введен …

Я. Морено

91) Объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении, общей истории, а также характеризуется чувством солидарности, – это ____ общность.

Этническая

92) Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации.

Сословной

93) Отличительная черта представителей _____ слоя – невысокий деятельностный потенциал.

Нижнего

94) Понятие «статусный набор» ввел в социологию …

Р. Мертон

95) В качестве социальных «лифтов» мобильности выступают социальные …

Институты

96) Материалистическую и диалектическую концепцию социальных изменений разработал …

К. Маркс

97) Насильственный захват власти руководителями массовых социальных движений с целью осуществления глубоких преобразований называется …

Революцией

98) С позиций _______ все культуры имеют равную ценность.

Культурного релятивизма

99) Согласно концепции И. Валлерстайна страны Западной Европы входят в ______ мировой системы.

Ядро

100) Феминистские и экологические движения – это пример _______ движений.

Реформаторских

101) Подавленное психическое состояние личности, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями в достижении целей, называется …

Фрустрацией

102) Социальная _______ это тип поведения личности, обусловленный ее социальным положением.

Роль

103) Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это …

Гражданское общество

104) Согласно Т. Парсонсу поддержание мотивации деятелей при исполнении ролей, устранение скрытых напряжений обеспечивает подсистема …

Социального контроля

105) С целью уточнения целей исследования проводят ______ исследование.

Пилотажное

106) Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется …


Люди всегда стремятся к чему-то другому, это удивительно и парадоксально. Так в садике дети скорее хотят попасть в школу, затем в институт, потом побыстрее выйти на работу и получать свои деньги. В более зрелом возрасте уже приходит понимание скорее бы остаться на пенсии сидеть дома, наслаждаться отдыхом, тратить свое время на то, что действительно нравится. Но когда наступает этот самый пенсионный возраст, появляется страх: нового статуса, отношения к пожилым в обществе и семьей, финансовое положение и другие. Необходимо максимально быстро и комфортно адаптироваться в новом статусе и разобраться в новоиспеченном статусе людей пожилого возраста.

Место пенсионеров в обществе


Старение — это обязательный этап в жизни каждого человека. Его не избежать и не нужно бояться. У каждого периода есть свои определенные моменты, задачи, радости и трудности. И сейчас пожилые люди это далеко не всегда одинокие, грустные, больные и обездоленные люди. Наоборот, многие престарелые люди, наоборот именно в этом возрасте кардинально меняют жизнь. Начинают путешествовать, устраивать личную жизнь, заниматься увлечениями, на которые раньше не было возможностей.

Если вспомнить историю, то люди преклонного возраста очень почитались, чаще всего становились мудрецами или вождями, учили жизни молодое поколение. Но постепенно общество менялось, усовершенствовались и автоматизировались многие жизненные процессы. В связи с этим их авторитетность стала терять свою силу.

Пожилые люди в государстве и отношение к ним

Жизнь в современном обществе и государстве имеет важное значение для людей преклонного возраста. Уважительное отношение к ним выработалось на генном уровне много лет назад во всем мире.

Есть даже специальный мировой праздник, который отмечается с 1990 года и называется День людей преклонного возраста. Но есть страны, которые начали отмечать его раньше, так в Японии такой праздник начали праздновать еще в 1966 году. Любая нация или страна гордится своими старожилами, показателем средней продолжительности жизни и проводит различные мероприятия для его увеличения.

Людей пенсионного возраста подразделяют на несколько возрастных категорий:


  • Начало пенсионного возраста и до 74 лет включительно. Людей этой категории называют пожилыми людьми;
  • Следующий этап — с 75 до 89 лет — это люди старческого возраста;
  • И последняя категория начинается с 90 лет и старше — это самая малочисленная и уважаемая группа людей — долгожители. Среди них встречаются мировые рекордсмены. Самый большой рекорд принадлежит Жанне-Луизе Кальман. Эта французская женщина прожила долгую увлекательную жизнь, наполненную удивительными событиями и скончалась на 122 году жизни.

Государство всячески старается поддерживать пенсионеров, в том числе дает различные льготы, делает подарки, устраивает различные вечера и концерты для таких людей.

Пенсионеры в современном обществе


В современном обществе социальный статус и материальное положение семьи пенсионеров очень отличаются между собой. Поэтому общественное отношение к ним существенно различно. И роль людей одного возраста в общности соответственно тоже отличается. Так если попросить человека представить себе пенсионера оно тоже будет отличаться. Для кого-то этот будет простодушный дедушка полностью довольный своей жизнью, живущий в частном доме и играющий со своими внуками. Для других это бедный грустный одинокий обездоленный человек, которому еле-еле хватает денег на еду.

Первый пример описывает человека, который скорее всего имеет обеспеченных детей, всячески помогающих ему. Второй показывает жизнь большинства одиноких пожилых людей.

Это печально и обществу нужно изменить свое отношение к пенсионерам, они заслуживают уважение и почет к себе.

Место пожилых людей в семье и отношение к ним

Семья является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Именно от нее зависит роль и положение пенсионера в современном обществе. А также семья помогает пенсионеру более комфортно пройти адаптацию к своему новому статусу и уровню жизни. У пожилого человека есть определенные задачи в своей семье или в помощи детям:


  • Помогать более молодому поколению советами, основываясь на своем жизненном опыте;
  • Выполнение домашних дел по мере своих возможностей;
  • Необходимая помощь детям;
  • Формирование здорового позитивного эмоционального уровня в семье;
  • Помощь с внуками, их воспитание, обучение, помощь в посещении кружков и различных образовательных программ

Важно учитывать, что у пожилого человека могут возникнуть сложности со здоровьем, не стоит перегружать его и по возможности оказывать помощь и поддержку. Это будет способствовать оптимальной адаптации к пенсионному возрасту, положительным эмоциям, ощущению значимости и полезности пожилого человека как для своих родных, так и для всего общества в целом.

Также вы можете воспользоваться услугами справочника пансионатов и найти дом отдыха для вашего родственника или устроить его в пансионат для пожилых.

Примеры пенсионеров, доказывающие на личном примере, что возраст не помеха


Возраст не является помехой для активного образа жизни и занятия любимым делом. Есть множество людей преклонного возраста, занимающихся наукой, техникой, творчеством, спортом, политикой и даже интернет технологиями. Например, известному артисту балета Джону Лоу миновало 92 года. Или еще один яркий представитель Грейс Кук — рок-музыкант, выступающий на концертах в свой 91 год. Эти люди сильны не только физически, но и духом. Они не только не принимают тихую старость, а живут в свое удовольствие и заслужили признание в обществе несмотря ни на что.

Адаптация пенсионеров в современном обществе и возможные трудности


Самое важное, что должен сделать человек в этом возрасте — адаптироваться к новому статусу, посвятить себя своей семьей и любимым занятиям. Не стоит забывать, что многие пожилые люди имеют всевозможные проблемы со здоровьем, не стоит пренебрегать этим. Забота близких, их помощь, своевременный поход к специалистам помогут преодолеть эти трудности и продлят жизнь пожилого человека. В это время как никогда нужна поддержка близких и родных людей. И важно помнить, что жизнь на этом не кончается и можно жить прекрасно, получая удовольствия.

Кадр фильма "Август"/ © Кинопоиск

" src="https://static.life.ru/posts/2018/10/1165670/gr/north/5949851617fa10fb8db8202ef5886337__1920x.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Старый — что малый, гласит народная поговорка. Возраст меняет многих родителей: они обижаются, становятся токсичными, подозрительными, критикуют жизнь детей. Почему стало так трудно с ними общаться? Лайф с помощью специалистов разбирался, как строить отношения с постаревшими родителями.

— Я не знаю, как дальше общаться с мамой и стоит ли вообще это делать, — говорит 35-летняя Анна. — Она всегда была позитивным человеком, но, после того как вышла на пенсию, резко изменилась. Она критикует меня во всём: как я воспитываю детей, как готовлю, как убираюсь, как одеваюсь. Но хуже всего то, что она начала лезть в мои отношения с мужем. Почему-то она считает, что Игорь достоин лучшего выбора, чем я — плохая мать и хозяйка. Такое ощущение, что она пытается стравливать нас с супругом. Мама постоянно твердит: "Надеюсь, Игорь уйдёт от тебя и найдёт себе наконец хорошую жену".

— Отец в своё время открыл мне целый мир. Он научил меня рыбачить, охотиться, играть в шахматы, — рассказывает 44-летний Владислав. — С папой мы облазили Кавказские и Уральские горы, сплавлялись по рекам, ходили в многодневные походы. А теперь он, в прошлом активный человек, не интересуется абсолютно ничем. Мои попытки расшевелить отца не дают никакого результата. Внуками интересуется, но они быстро его утомляют. Целыми днями отец смотрит телевизор, изменить его не получается.


Кадр из фильма "Маленькая мисс Счастье"/ © Кинопоиск

Токсичное поведение у пожилых начинается индивидуально. По мнению психологов, уместно говорить про рубеж 60-летия, после которого у каждого наступают внутренние терзания.

Если человек был удовлетворён своей личной жизнью, то проблемы запоздалого "трудного возраста" протекают наиболее гладко.

— Если женщина была счастлива, любима и достаточно автономна, то этот период у неё проходит более или менее гармонично. А если её личная жизнь была посвящена только детям, то, конечно, требования к детям у такой женщины очень высоки, — говорит семейный психолог Ольга Меженина. — Это порождает конфликт в выборе партнёров у её детей, негативные комментарии, бесконечные навязчивые советы.

В этой ситуации детям очень важно поставить границы для матери.

Все пожилые люди становятся обидчивыми и ранимыми. В юном или зрелом возрасте психика человека куда более гибкая. К тому же человек активного возраста озабочен своей репутацией, а для пожилого она не играет большой роли. Поэтому он может позволить себе неряшливый внешний вид или скандал на публике.

— Молодым это сложно понять, потому что они полны энергии, но у пожилых со временем ощущение собственной силы уходит, — говорит Ольга Меженина.


Дозируйте информацию для родителей

Кадр из фильма "Тони Эрдманн" / © Кинопоиск

Именно поэтому родители остро переживают, если у их взрослых детей что-то не получается в жизни. Ведь они уже ничем не могут им помочь.

Эксперты советуют детям понимать это и разделять информацию, которую они собираются выложить родителям. Например, стараться давать им больше позитивных новостей или упоминать свои мелкие проблемы, по которым они могут дать мудрый совет. Серьёзные проблемы, тем более материальные, лучше решать самим и молча.


Не позволяйте манипулировать собой

Кадр из фильма "Тони Эрдманн"/ © Кинопоиск

Очень часто дети сталкиваются с угрозами и откровенным шантажом со стороны пожилых родителей. Что делать, если они пытаются вами откровенно манипулировать? Например, заявляют: "Я отпишу квартиру не тебе, а брату, потому что он лучше заботится обо мне".

— Вы должны говорить с позиции взрослого. Манипуляция в любом случае неуместна. Нужно отделять реальные потребности от попытки манипуляции и искать между ними золотую середину, — говорит психолог Ольга Торлецкая. — Конечно, вы не должны позволять родителям собой манипулировать, но в то же время вы обязаны быть снисходительны.


Не отвечайте на выпады. Гасите конфликт, сменив тему разговора

Кадр фильма "Тони Эрдманн"/ © Кинопоиск

Как быть в случае, если родители переводят разговор на повышенные тона и дело идёт к скандалу? Психологи советуют не спорить, не отвечать на выпады и постараться перевести разговор на другую тему. Ещё один приём, как быстро погасить конфликт, — быстро задать вопрос на постороннюю тему. Например, спросить, почему давно не видно наших соседей. Ещё лучше, если вам удастся развеселить родителей.

По словам психолога, у пожилых падает приспособляемость, а также сопротивляемость к новым переживаниям и проблемам. Старики становятся похожими на детей, но дети имеют биологическую защиту, а у людей старшего возраста понижается стрессоустойчивость: это выражается в тотальной тревожности и тотальном страхе. Им трудно самостоятельно купить дорогую вещь, трудно проконтролировать мастеров, они боятся лишний раз кого-то побеспокоить.

— Ты уже не так владеешь ситуацией, не всегда можешь на неё повлиять, у тебя иногда нет сил физически ей противостоять, — говорит Ольга Меженина. — Ощущение постоянной тревожности порождает раздражение на новые условия, людей.

По её словам, самое мудрое решение — относиться к пожилому родственнику как к ребёнку.

— Ведь его раздражение рассчитано не на тебя конкретно — так выражается бессилие и страх. Ему хочется, чтобы его кто-то защитил, а статус взрослого человека не позволяет просить помощи у своих детей. В итоге получается внутренний конфликт, — поясняет психолог.


Не втягивайте родителей в стрессовые ситуации

Кадр из фильма "Похороните меня за плинтусом"/ © Кинопоиск

Эксперты советуют не втягивать пожилых родителей в ситуации, в которых они теряются или испытывают стресс, — всё это может закончиться раздражением, скандалами и обидой. Если вы вызвали к ним сантехника или установщика окон, то лучше сами проконтролируйте его работу. Если родителям нужно купить дорогую вещь, то помогите им с выбором. Многие пожилые люди боятся походов в банк, магазин или клинику, потому что не знают современных технологий и не знают, как это всё работает. Возьмите на себя то, что у вас получится лучше.

Не нужно пытаться перевоспитать родителей, требовать от них меняться, бросать какие-то привычки, которые уже давно стали частью их жизни. Если, например, отец всю жизнь курит, то только он сам сможет решить, нужно ему это дальше или нет. Если мама любит вышивку, то не нужно спрашивать, куда она собирается всё это девать. У них свой мир.


Вместе решайте проблемы, не поддавайтесь на жалость

Кадр фильма "Родня"/ © Кинопоиск

Когда родители вступают в преклонный возраст, их ребёнок должен становиться на позицию мудрого и терпеливого взрослого. И понять, что родительские "выкидоны" представляют собой не злобность и не намерение причинить зло, а потребность внимания и доказательство собственной ценности бунтующего. Понимая это, легче регулировать конфликт. Нужно сопереживать и помогать, но не втягиваться в жалость.

— Ты говоришь с позиции взрослого: да, пап, я знаю, что тебе плохо и ты чувствуешь себя одиноким. Тебе не стоит держать меня в тревожном состоянии, ты просто скажи, чем я могу тебе помочь, — советует психолог Ольга Торлецкая. — Не нужно терзаться, нужно выводить проблему в рациональную плоскость: я понимаю, я люблю и всегда буду с тобой, но не стоит мне говорить каждый день про свои болезни. Не нужно нагнетать тревожность, нужно предлагать решение! И это будет уже не просто внимание, но и участие в том, что происходит.

Родителям нужно помогать, но не стоит жить их жизнью. Психологи советуют детям беречь себя, отдыхать и заниматься своей собственной жизнью — она одна и слишком короткая. И да, дети должны отпускать старые обиды, уметь прощать своих родителей.


Позвольте родителям заботиться о вас

Кадр из фильма "Старший сын"/ © Кинопоиск

Единственная потребность пожилого человека — это забота и внимание. Единственная ценность людей преклонного возраста — своя значимость в жизни близких и дорогих людей. Понятно, что если они её стремительно теряют, то пытаются удержать любыми силами и способами.

Эксперты советуют давать возможность родителям чем-то помочь своим взрослым детям. Например, посидеть с внуками, вести учёт коммунальных платежей, приготовить обед или сделать что-то другое полезное. Так родители почувствуют свою востребованность.

Хотя бывают и другие случаи: родители начинают новую жизнь после того, как их дети уходят из дома и создают свою семью.


Кадр из фильма "Август"/ © Кинопоиск

— Моя мать почти всю жизнь была такой чеховской "душечкой" — образцовой домохозяйкой, всецело зависевшей от мнения мужа, — вспоминает 50-летняя Галина. — Так совпало, что в тот же год, когда умер отец, я родила первенца. Конечно, я рассчитывала на мамину поддержку. Тем более что тогда ей не было ещё и 60 лет и она была в хорошей физической форме. Но не тут-то было.

По её словам, похоронив мужа, мать превратилась в абсолютно другого человека: стала ходить в бассейн, на танцы, на хор и на курсы рисования — при том что никогда не отличалась подвижным или творческим образом жизни.

— Когда я просила её посидеть с ребёнком, ей вечно было некогда: то у неё спевка, то она идёт на экскурсию. Мама сама удивлялась: и чего она бездельничала всю жизнь, когда кругом столько захватывающих занятий? И радостно навёрстывала упущенное. Правда, взрослыми детьми и маленькими внуками особо не интересовалась, — рассказывает Галина.

Директор ГБУ социального обслуживания Московской области "Одинцовский комплексный центр социального обслуживания населения" Татьяна Ярошенко работает с пожилыми людьми ежедневно. В её Центре пенсионеры повышают компьютерную грамотность, занимаются трудотерапией — делают из бытовых отходов нужные вещи, играют в собственном театре "Звёзды старшего поколения", а также практикуют асаны хатха-йоги и сражаются друг с другом в настольном теннисе.

— К нам ходят заниматься пенсионеры в возрасте от 55 до 92 лет. Общение — самое главное, чего им не хватает. Мы отмечаем дни рождения подопечных и вообще все праздники. Любое их мероприятие заканчивается чаепитием, для которого они приносят свою выпечку, — говорит Татьяна Станиславовна. — У наших пенсионеров есть гендерные различия по интересам: мужчины предпочитают спорт — бильярд, теннис, шахматы, скандинавскую ходьбу. Женщины любят петь, танцевать, рукодельничать. У пожилых людей — самое время вспомнить свои предпочтения и нераскрытые таланты, и всё это они у нас реализуют.

Читайте также: