Пенсионеры не дают дорогу молодым


Сразу несколько стран признали, что выжимать соки из немолодых людей невыгодно для государственного бюджета.

До сих пор в большинстве европейских стран была принята стандартная практика выхода на пенсию: предполагалось, что человек начинает работать в 18-20 лет, а в 60-65 - отправляется на заслуженный отдых.

За последние годы эта традиция пережила немало метаморфоз. В 2011 году итальянское правительство решило, что граждане в 60 с небольшим лет - вполне себе бодрые старички, и повысило возраст выхода на пенсию до 67 лет. Спустя три года чиновникам пришлось признать ошибку. Оказалось, что пожилые люди просто не в состоянии полноценно выполнять свою работу, к тому же занимают места, на которых куда эффективнее трудились бы молодые специалисты.

«Мы посчитали, что люди старше 60 лет в среднем 3,5 месяца в году не выходят на работу по состоянию здоровья. Это колоссальный ущерб для предприятия», - рассказал руководитель одного из автомобильных гигантов страны Марио Лаурелли.

Теперь правительство пошло на попятную - в апреле срок выхода на пенсию опять снижается на три года и будет рассчитываться по схеме «Квота 100». Это значит, что на заслуженный отдых сможет выйти любой 62-летний гражданин со стажем не менее 38 лет или старшие граждане, сумма возраста и трудового стажа которых не менее 100.

«Снижение пенсионного возраста не навредит, а поможет экономике, в том числе потому, что освободит рабочие места для молодых людей» - так считает вице-премьер Италии Маттео Сальвини.

Вслед за Италией по тому же пути пошла и Польша, где пенсионный возраст снижен до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. До этого выйти на пенсию поляки могли только в 67 лет, но эксперты и здесь вынуждены были признать, что для экономики государства пожилые работники невыгодны. Вакантных рабочих мест в этой стране и без того мало, поэтому из Польши толпами бегут люди с высокой квалификацией, а также перспективные молодые специалисты.

Во Франции каждый руководитель государства пытается внести свою лепту в пенсионное законодательство. Президент Миттеран в 1982 году снизил пенсионный возраст с 65 до 60 лет, при Саркози его повысили до 62 лет, но президент Олланд в 2012 году вернул его обратно на 60 лет.


Защитники пенсионной реформы в России часто приводили в пример эти цифры: мол, все европейцы выходят на пенсию после 60 лет, так чем же россияне лучше?

Противники перемен предложили рассматривать другой аспект - возраст дожития. Это тот срок, который граждане проживают после выхода на пенсию, получая при этом денежные пособия от государства.

Рекордсменом считается Великобритания: здесь женщины проводят на пенсии около 19 лет. Вслед за ней идет, как ни странно, Узбекистан, где дамы наслаждаются заслуженным отдыхом в среднем 17 лет. У мужчин в лидерах Канада, Швейцария и Швеция - 16 лет. В Италии, Испании и во Франции пенсионеры-мужчины живут 13-15 лет, женщины - около 15 лет. Зато в России этот период оказался совсем крошечным - 6 лет у мужчин и 11 лет у женщин. Хуже дела обстоят только в Казахстане и Азербайджане: здесь мужчины недотягивают даже до 5 пенсионных лет.

«В Европе средний мужчина выходит на пенсию в 65 лет, а живет 75. В России средняя продолжительность жизни мужчин - 65 лет. Таким образом, по европейскому методу расчетов наш мужчина должен выходить на пенсию в 55 лет (65 лет минус 10 лет). То есть, если ориентироваться на западный опыт, пенсионный возраст в России необходимо не повышать, а понижать!» - это мнение кандидата экономических наук Константина Сибирева разделяют многие эксперты.

Экономист Михаил Делягин даже заметил, что именно об этом говорили руководители страны. «В развитых странах в неизмеримо большей мере, чем в России, учитывают физиологию человека и стараются заботиться о нем, а не пытаются отправить сразу после пенсии, как отметил президент Владимир Путин в 2015 году, «в деревянный макинтош», - сказал М. Делягин журналистам. Но срок выхода на пенсию россиянам все равно повысили.

Много молодых людей, которые не могут найти работу, у них семья, дети. Их нужно кормить. А у пенсионеров есть пенсия (хоть и маленькая, но есть). Пенсионеров не выгнать с теплых насиженных мест. Почему их не сокращают и не дают дорогу молодым специалистам, которым действительно нужна работа? Правильно ли, что пенсионеров не отправляют на заслуженный отдых сразу после достижения пенсионного возраста?

Пенсионеров точно не выгнать с работы. Их можно от туда только вынести. В нашем городе работают одни пенсионеры, для молодых работы просто нет. Работодателей все устраивает, так как пенсионеры готовы ходить на работу хоть бесплатно, им даже зарплату можно не повышать. Пока не примут закон - либо работаешь либо получаешь пенсию, так и будет.

Да, вопрос вопросов. Я пенсионерка. Пенсия 6200. Вырастила 3 детей, часто работала на 2 работах. Но до 2001 года не хватает 3 месяцев стажа, их туда не доработаешь:-) Поэтому, говорят, столько. За хрущёвку свою плачу около 4500, это всё вместе, телефон, газ, свет и инет. Полгода назад случился инфаркт, делали операцию. Лекарства в течении года надо принимать в месяц на 4500 рублей. Вообще-то полгода их по закону бесплатно выписывать должны. Я получила 2 раза. И хоть и чувствую себя не очень хорошо, была вынуждена искать работу. Сил нет, прихожу и падаю. А как иначе? У детей маленькие дети, зарплаты невелики. Они-то конечно говорят, чтобы не работала, помогут. Но зная, что им и так тяжеловато приходится, смогу я так? Всё сердце изболиться. И так работают очень многие пенсионеры в нашем районном центре, вынужденно, к сожалению.


Интересный вопрос. Вот только так, наверно, происходит в регионах. В столице прямо противоположная ситуация. От пенсионеров как раз-таки избавляются. В Москве очень жёсткий возрастной ценз- некоторые даже после 40 лет не могут устроиться, что уж говорить про пенсионеров. Например, у нас на работе есть бухгалтер, ей в этом году 55 лет. Всё, пенсия. Контора наша по-тихоньку разваливается, и вот-вот должна пойти на дно. Что эта женщина будет делать и куда пойдёт, сама не знает. Специалист она опытный и знающий, но возраст. Сидеть дома ей не хочется. Семьи нет- ни мужа, ни детей. Просто жизнь так сложилась.

Если говорить про небольшие города, действительно, очень много работающих пенсионеров. Понимаю недовольство молодых таким фактом. Но, увы, пока пенсионер может эффективно выполнять свои функции, уволить его вряд ли захотят.

Вообще, здесь проблема скорее в пенсиях. Если посмотреть на пенсионеров из Европы. Эти идут на пенсию и начинают жить. Их пенсии хватает, чтобы и себя содержать, и детям помогать, да ещё и путешествовать.

Сколько раз летом видела в метро на станции Белорусская группы иностранных туристов, состоящих из людей преклонного возраста. Приезжают на экскурсии, ходят по Москве с гидом. Московское метро для них как музей. Да и выглядят они не как наши бабушки и дедушки, а гораздо лучше. Все какие-то ухоженные, весёлые, счастливые, улыбаются.

Пока у наших пенсионеров будет копеечная пенсия, будут работать. Если вышел на пенсию, это не значит, что теперь пенсионеру ничего не нужно.


Насколько я знаю молодое поколение, они сами виноваты в том, что не работают в большинстве случаев. Многие заводят семьи еще учась в институт(или как теперь модно говорить академия, университет), толком не встав на ноги и не зная взрослой и реальной жизни. И сразу же хотят устроиться не прикладывая для этого усилий(мол их везде ждут с распростертыми объятиями). Во первых так не бывает. И потом многие вчерашние студенты хотят получать, не имея за спиной стажа и опыта, миллионы, на маленькую зарплату идти не хотят и не хотят расти и добиваться чего-то самим в этой жизни. А ныть и обвинять кого-то проще всего. Брат тоже возмущался, когда долгое время после института устроиться не мог-он такой умный и красивый, но без опыта, а они носы ворочают и брать не хотят.

Это больше касается городских пенсионеров. Сельские, например в нашем районе, 100 процентов все занимаются своим огородом или собирательством на природе. Городские идут работать от скуки. А так же от нехватки средств. Создавая кстати прецедент, Правительство об этом знает, и принимает решение, точнее передает идеи в ГосДуму, о повышении пенсионного возраста. То есть есть основание повысить возраст, если пенсионеры показали работоспособность после достижения возраста. Этим они, пенсионеры, из-за своего эгоизма подкладывают свинью молодым, которым придется возможно хочешь не хочешь трудиться до 63 лет, по предварительным разговорам. А там поговаривают, поднимут и до 65.

В нашем районном центре, это тоже город считается, маленький, работы мало, и зарплаты малы. Фактической безработицы много. Много пенсионеров МВД и МЧС, которые по блату занимают все места в охранах, молодые действительно не могут устроиться. Несмотря на то, что в с 90-х падает рождаемость в селе, рабочих мест все равно не хватает, даже в районном центре. Например молодой сосед, искал искал работу, не нашел, а есть охота, пошел на воровство. Поймали посадили. В очередной раз Россия получила вместо солдата уголовника. Он был единственным, кто потенцально был призывником, в армию вот не успел. Больше призывников с нашего поселка нет, и не будет. При СССР для сравнения, с нашего поселка каждый призыв по несколько пацанов в армию шло. А сельские солдаты-это самые выносливые считаются. Их не напугают труды например при копке окоп и траншей. Россия все больше теряет свой потенциал, сельских призывников, как личный состав армии и флота, то есть единственных союзников России, как говорят иногда.

В мире все взаимосвязаны, и работающие пенсионеры таким образом вот так частично повлияли и на армию, не дав честно прокормиться призывнику соседу до армии. А при СССР мы со школьной скамьи шли работать кто в совхоз, кто в леспромхоз, а кто учиться. Все дороги были открыты.

Добавлено (11.12.2010, 02:19)
---------------------------------------------
Вечный спор поколений: "Уйди! Не мешай! Я сам!"






















В школе нет нормальной возможности личностного развития. На курсах в ИРО учат годами одному и тому же (слышала от учителей разных предметов и разных возрастов). Теперь эти курсы еще и за свой счет. В нашей школе за 6 лет моей работы приходило много молодых учителей - все говорили, что они не развиваются после института. Особенно это касается учителей иностранного, где практика имеет большое значение, учителей информатики, где постоянно нужно следить за всеми новостями и т.д.

В школах нет ни нормальной библиотеки, нет никакой возможности выписать журналы или газеты по предмету. Нет нормального профессионального общения, потому что, извините меня, большинство из нас - зачуханные и заработавшиеся, которые не высыпаются месяцами, болеют, плохо выглядят, и нет никакого позитива. Чем занимается школьная администрация на педсоветах? Неужели говорит о корпоративном духе, об стратегии развития школы, о перспективах? Просто ли подбадривают учителей, говорят, что они хорошо поработали?! Нет! Почитайте форум - во всей стране администрация давит учителей: не можете справиться - не компетенты, не профессиональны, гнать вас надо из школы. Рано уходите. Не звоните родителям по ночам. Тетради вообще никогда не проверяете. Не хотите подчиняться - мы никого не держим. И все такое.
Учитель со своими проблемами - один на один. Если что случится, директор не защищает учителей, а наоборот - давит, отстранятеся, "я с ним разберусь". Повышают голос на учителей. В присутствии учеников. Кабинет директора же учителя стороной обходят.

Только сегодня говорила с одним бывшим учителем, мужчиной. У него на новой работе (более 1000 сотрудников) заботятся о каждом сотруднике, и все это знают. Если самый мелкий подойдет к самому крутому и скажет - привет, как дела - это будет нормально. В школе же директор позиционирует себя как власть: "кто тут директор?! я сказала" - . обращаться к директору нужно чуть ли не "ваше величество". И это нормально.

В школе нет соц. пакета, который предоставляется в других компаниях: скидки в зуб. клиниках, расширенная мед. страховка, помощь в оформлении кредита, скидки на автомобили. Даже на ГАЗе есть бесплатные бани, бассейны и тренажерные залы. Проводятся спортивные мероприятия - по плаванию, лыжам, шахматам, шашкам - и все - не из-под палки! А у нас - даже от коллег слышишь - не пляшешь на сцене, ты не Учитель, тебе бы только за деньги работать, а для души - нет.

Путевки разве предоставляются учителям или их детям?! Нет и такого.

Молодой учительнице не интересно работать в школе, где средний возраст учителей - на уровне и старшее ее собственных родителей.
В школе не помогают молодым учителям, а изживают - коллеги, администрация, дети, родители - примеров на нашем сайте и в интернете - море. В школах, как и везде, есть проблема декретного отпуска, когда молодую учительницу просто не берут, потому что велика вероятность ее беременности в будущем.

На молодых - наваливают в школах ВСЕ - ты молодая, сделай это, это и это, мы же в твоем возрасте делали бесплатно! Но при этом все почему-то забывают, что было бесплатное образование, лечение, жилье, и чтобы ребенка в садик отдать, не нужно было платить взятку, в несколько раз превышающую з.п. учителя.

Вообще, перечисленные здесь проблемы касаются не только молодых, но всех учителей. Но молодые, зная, что в соседней фирме их будут уважать, скорее и пойдут в нее.

Вчера слушала одно интервью, Ольга Бруковская, какой-то там специалист на HeadHanter'е (объединяет 6 сайтов по работе) сказала, что люди при устройстве на работу смотрят на 3 главных параметра: зарплата, соц. обеспечение и атмосфера в коллективе.
И почему молодые не идут в школу?!

Кстати, многие здесь пишут, что у вас молодых нет. Странно как-то - в нашей школе было достаточно много молодых.

P.S. Если кого-то опять смутят мои слова, что я такая-сякая плохо стала говорить о школе, заявляю. В школе проблемы есть. И те, кто в школах работают на з.п., просто Великие Люди и Подвижники. Я вас люблю.




Если бы у пенсионеров была бы нормальная пенсия, если бы у них был какой-то досуг, то в школе бы их не было.

Тогда бы в школе работали молодые. И з.п. бы повысилась, и молодая кровь бы затекла и стала работать. И завучами-директорами-методистами-зав.РУО стали бы молодые. Изменили бы организационную структуру школ, РУО и т.д.

Многие пенсионеры и учителя предпенсионного возраста отсиживаются - пока не уволят, пока не попросят. А на их место могли бы прийти люди, которые хотят работать в школе. Таких много в нашей стране. Сколько в нашей школе было молодых, ВСЕ хотели работать в школе, пришли по искреннему желанию. но. не все подвижники.




Я знаю из своих знакомых 4-5 молодых людей (мужчин), которые хотели бы преподавать.
Среди девушек - знаю только учительниц из нашей школы, за 6 лет мой работы в школе это было не менее 8 девушек.
Знаю девушек и из других школ. Знаю, что как мой муж ушел из школы, на его место сразу взяли 2-х студенток 5-ого курса.

Это не шутки. Эти люди действительно хотели бы преподавать в школе: кто-то просто так и не пошел, потому что условия не нравятся, кто-то ушел по разным причинам. Кто-то работает. Не думаю, что эти молодые люди - случайные и у них бы не получилось. Все умные, добрые, ответственные.

На мой взгляд, это миф. Незаменимых людей нет.

Путь в "общество знаний" начинается с учителя в обычной школе. За годы кризиса в стране стало на 100 тысяч педагогов меньше. Меняется ли ситуация сейчас? Об этом рассказывают наши собст венные корреспонденты.

Выпускник без языка

В Иркутской области, по данным регионального департамента образования, 1 сентября приступили к работе 31 233 педагога. При этом в муниципалитетах не хватает свыше полутысячи учителей. Острее всего ощущается нехватка преподавателей английского языка - до сих пор открыты около ста вакансий.

Иркутский государственный лингвистический университет в этом году выпустил 115 учителей английского языка. Однако работать в школы пошли далеко не все.

- Из 13 студентов, которые проходили целевое обучение, в школы устроились 9 человек (двое юношей ушли в армию, две девушки вышли замуж за военных), - пояснила Ирина Волог жина, начальник учебного управления вуза. - Среди тех, кто обучался на общих основаниях, многие не скрывали, что не собираются заниматься педагогикой - уж слишком невысокие зарплаты. Да и проблемы с жильем не решаются из года в год. Понятно, что молодые педагоги устраиваются там, где предлагают лучшие условия. Не хватает и учителей русского языка, математики, физики, информатики, химии. Последствия кадрового голода уже начинают сказываться на качестве обучения. Минувшей весной ученики трех учебных заведений в Нижнеилимском районе, не прошедших аккредитацию, едва не оказались без аттестатов о среднем образовании. Тогда комиссия службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области установила, что качество образования в этих школах не соответствует стандартам. На протяжении нескольких лет ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение.

В результате в Заморской и Дальнинской школах выпускные экзамены прошли в традиционной форме, а учебные учреждения обязали пройти повторную аккредитацию. Ученики Соцгородокской школы - неаккредитованной по начальному, основному и среднему уровням образования - сдавали экзамены в соседней Видимской школе, расположенной в 30 километрах.

Лирики без физики

В Ростове-на-Дону количество учителей, которые пойдут в этом году работать в школы Ростовской области, в региональном министерстве образования уточнить затруднились, сказав, что такие данные появятся лишь в середине сентября.

Что же касается числа выпускников педвузов и колледжей, которые, получив педагогический диплом, идут работать по профессии, то подобной информацией областное минобразование не располагает вообще. Как пояснила "РГ" помощник министра Татьяна Зенкова, отследить ситуацию очень сложно, так как сейчас выпускников на работу никто не распределяет. А следовательно, и не отслеживает.

Несмотря на то, что пединститут Южного федерального университета и педагогические колледжи каждый год выпускают не одну тысячу специалистов, учителей в Ростовской области не хватает. Все дело в том, что все молодые специалисты, окончив вуз, пытаются устроиться на работу в городские школы, и там на свободные вакансии уже существует серьезный конкурс. На селе же детей учить некому.

Вот что рассказала "РГ" специалист отдела образования Дубовского района Татьяна Грузденко:

- Особенно не хватает преподавателей химии и биологии, русского языка, в двух школах очень нужен учитель физики. В одной из них физику сейчас преподает пенсионер, который уже пятый год никак не может уйти на пенсию, потому что нет замены. В другой школе физику ведет директор школы, который одновременно учит детей информатике. Но как администратор он не имеет права брать слишком много учебных часов, да и вообще такая большая нагрузка во вред административной работе.

В основном возраст педагогов либо предпенсионный, либо пенсионный. В одной из районных школ девять педагогов - пенсионеры. Это очень большой процент.

Ректор же Южного федерального университета Владислав Захаревич считает, что молодым учителям в сельских районах не всегда дают работать, потому-то они и уезжают в город.

- Когда министр образования и науки России Андрей Фурсенко встречался в Ростове со студентами ЮФУ, одна четверокурсница пединститута встала и сказала: "Я хочу работать учителем, но для меня в школе не нашлось места", - вспоминает он. - Действительно, порой педагоги пенсионного возраста, особенно на селе, не торопятся уходить с работы, потому что не видят возможности прожить на маленькую пенсию, особенно если еще надо помогать детям и внукам. Поэтому и держатся за свое место. Так что кадровые проблемы в образовании в первую очередь надо решать, улучшая качество и уровень жизни людей.

На вакансии, как на амбразуры

В Хабаровском крае начнут новый учебный год около десяти тысяч школьных педагогов. Учительский цех "омолодился" на 390 "свеженьких" специалистов, ведь сегодня каждый пятый работающий в образовании - пенсионер. Есть даже семидесятилетние.

О старении кадров давно сокрушаются управленцы, приняв специальную программу целевой подготовки педагогических кадров. Благодаря ей в этом году получили направления в школы края 230 выпускников педвузов, обучавшихся за казенный счет.

- Проблема закрепляемости в отрасли образования очень остра, - признал министр образования края Андрей Базилевский.

Он видит причину в том, что "школьная зарплата" ниже средней в крае. Кадровые дыры образуются не только в отдаленных селах, но и совсем рядом с городами. И тем не менее, по словам министра, в школах края нет предметов, которые бы вообще не велись. Вопрос лишь в том, кто их ведет. На вакансии предметников, как на амбразуры, идут добровольцы с самыми лучшими побуждениями - не дать школьнику почувствовать себя недоучкой. Так, в Верхнебуреинском районе 15 процентов учителей ведут предметы, не соответствующие их дипломной специальности.

-Учитель географии у нас преподает рисование. Направляли учиться "целевиков", но из пятнадцати вернулось девять, - сетует начальник отдела образования Татьяна Гермаш. В Комсомольском муниципальном районе прибытие молодого учителя такой праздник, что глава Александр Коломыцев лично встречает его и вручает ключи от жилья.

Самый дорогой для бюджета ученик - из глубинки. В Николаевске-на-Амуре один школьник обходится вдвое дороже, чем хабаровский, а в Охотском районе - втрое. Чтобы добраться до поселка Арка, где компактно проживают эвены, надо полтора часа ехать от райцентра Охотска на машине, а потом еще два пилить на моторке по морю или лететь вертолетом. В непогоду это путешествие может растянуться на дни. По этой причине приезжих кадров в национальном селе давно не ждут, обходятся доморощенными. Так надежней.

Все 26 учителей, которые 1 сентября пришли в среднюю школу Арки, закончили ее же. В новом учебном году здесь ожидают семь молодых специалистов, направленных от села по целевому обучению.

-В этом году впервые на базе аркинской школы будут экспериментировать - обучать детей английскому языку дистанционно. Есть специальные программы для проверки произношения.

-Если опыт будет удачным, внедрим "дистанционного учителя" в других отдаленных и северных школах,- пообещали в министерстве. Но не во всех. Уж больно дорогое это удовольствие - получать образование по Интернету.

Как удержать молодых

В Санкт-Петербурге первого сентября в классы школ вошли 72 761 учитель, - сказала корреспонденту "Российской газеты" заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Заиченко. - Вакантных мест практически нет.

А ведь не так давно дефицит составлял до тысячи мест! Сегодня учительский состав Северной столицы молодеет. Педагоги до 30 лет составляют более 18 процентов. В среднем в год приходит от 400 до 500 выпускников педагогических колледжей и педагогического университета.

Как же в Петербурге стараются привлечь и удержать молодых учителей?

- Выпускники вузов, пришедшие на работу в школу, получают подъемные средства в размере 13 635 рублей, - говорит Наталья Алексеевна, - а обладатели "красных" дипломов получают по 18 180 рублей.

Кроме того, молодой учитель в течение первых трех лет своей работы имеет право на льготный проездной билет с 50-процентной скидкой. Это чисто петербургская инициатива. Как и программа обеспечения работников образовательных учреждений доступным жильем. Ее участниками становятся молодая семья или одинокий молодой человек в возрасте до 30 лет, работающий в школе.

Если он отработал пять лет, то имеет право на льготы при покупке жилья. Если выплатит тридцать процентов от стоимости квартиры, то остальные семьдесят может выплачивать в рассрочку в течение десяти лет. При этом дается субсидия в размере пяти процентов, если учитель отработал в школе пять лет. Причем он будет заинтересован продолжать трудиться в школе, потому что за каждый год он будет получать субсидию по одному проценту от общей стоимости квартиры за каждый год. Со стажем работы уменьшается и размер первоначального взноса, и сумма субсидий. Таким образом, учитель с десятилетним стажем работы внесет первоначальный взнос в размере 20 процентов и получит 10 процентов субсидии. Подчеркнем, что въехать в новую квартиру он сможет уже после внесения первого взноса.

Сейчас учителей в стране около 1,5 миллиона. За последние десять лет их стало меньше на 100 тысяч человек. Число школьников за это же время снизилось на 8 миллионов.

Что мы знаем о российском учителе? Почти 90 процентов профсообщества - женщины. "Учительница первая моя" стопроцентно дама, но с большой вероятностью и второй, и третий учитель окажутся представительницами прекрасного пола. Для сравнения: во Франции в средней школе 57 процентов женщин, в Великобритании и Гонконге - 53, в Германии - 46, в Японии - 32. Почти 40 процентов учителей работают на селе, треть - в городах - миллионниках и областных центрах, столько же - в более мелких городах и поселках городского типа.


Я вспоминаю ситуацию, когда учился в школе. Одного из педагогов, учительницу географии, каждый год провожали на пенсию, а она все не уходила и не уходила. На самом деле ее уровень квалификации, конечно, с каждым годом все больше терялся, потому что она еще с СССР преподавала географию и убеждений своих не меняла. Уроки были совершенно неинтересны, но она держалась за большое количество ставок. Естественно, молодой учитель географии в нашей школе никак не мог появиться. Это была очень серьезная проблема.

Все-таки молодым нужно освобождать дорогу. Я сам выпускник МГТУ им. Баумана, и помню, как первый раз пришел на туполевский завод на практику. Меня определили в бюро технической информации. Я увидел там 10 человек пожилого возраста, которые разбирались с какими-то бумажками. Я спросил, а почему бы не автоматизировать работу в бюро, не установить несколько компьютеров? Можно будет иот бумаг избавиться, и бабушек проводить на пенсию.

На меня тогда косо посмотрел начальник, тоже пожилой мужчина, и сказал, что я ничего не понимаю. Эти бабушки - заслуженные работники завода, дома они быстро соскучатся без работы, им будет неинтересно жить.

Тут есть такой момент, что человек, который работает, должен что-то предлагать, как-то рационализировать процесс. А пожилой человек, который за свое место только и держится, уже нередко не способен на это.

Мне кажется, что если страна все-таки может себе позволить не повышать пенсионный возраст, то нужно оставить все как есть. Мы же не Евросоюз, и не такие члены Евросоюза как Латвия, Литва, которые просто не могут не повышать каждый год возрастной рубеж выхода на пенсию.

Если человек заработал себе пенсию, он может теперь заняться творчеством, бизнесом, помогать своим детям ухаживать за внуками. Это очень хорошо, он еще чувствует силы в это время и сможет реализоваться и в семейном, и в творческом плане. Мне кажется, это важно. Я считаю, что не стоит повышать пенсионный возраст.


Позднее об этом

Споры о повышении пенсионного возраста будут продолжаться долго, и всегда будут разные точки зрения.

Я хотел бы сказать о выводах украинских геронтологов. Сейчас бытует распространенный тезис, что по достижении пенсионного возраста работники теряют работоспособность. Он не подтверждается ни геронтологическими, ни медицинскими исследованиями. И вот, в частности, Киевский институт геронтологии в своих трудах свидетельствует, что состояние здоровья у подавляющего числа пенсионеров не исключает возможности трудиться. Это первое.

Второе. В СМИ регулярно приводятся какие-то странные цифры о том, что средняя продолжительность жизни мужчины 59,1 года. Это данные 10-летней давности. Сейчас мужчины живут в среднем 63 года, женщины примерно 74. Поэтому спекуляции по поводу возраста, заявления о том, что «люди не доживают до пенсии», это все ерунда.

Третье. Надо беспокоиться не об эмоциях, а о самочувствии самих людей, мнении самих людей. В рамках дискуссии на тему пенсионного возраста существуют различные точки зрения у разных социальных групп. Я, например, работаю в Академии наук. И мне совершенно ясно, что потенциал научного работника можно использовать не только по достижении 55, 65 лет, а гораздо дольше, потому что труд в науке не ограничен такими возрастами. На этой категории граждан, а это большая категория, также как и сфера услуг, и многие другие сферы деятельности, повышение пенсионного возраста никак не скажется. Конечно, есть некоторые специальности, где тяжело работать. В таких случаях людей надо переобучать, переводить на менее тяжелые работы. Переобучение пенсионеров в США, в Европе это повседневная практика , а у нас этим абсолютно не занимаются.

Если пойти по этому пути с учетом обозначенных аспектов, то никаких драм в связи с возможностью повышения пенсионного возраста не должно быть. В тоже время, я все-таки как научный работник хочу сказать, что все надо делать очень аккуратно. Важно дискутировать, чтобы люди сами убедились, что повышение пенсионного возраста ничем плохим им не грозит. Иначе, помимо уже имеющихся проблем, добавится проблема с пенсионерами. А это весьма многочисленная категория избирателей. Я, конечно, понимаю позицию нашего политического руководства, которое не хочет возбуждать этот процесс. Но есть экономические причины, которые все-таки ставят проблему пенсионного возраста на повестку дня.

04.04.2014
12 комментариевНизкий пенсионный возраст - не благо для общества

Проблема повышения пенсионного возраста в нашей стране давно уже стала дежурной. Говорить о том, плохо это или хорошо применительно к нашей стране именно сейчас нельзя без понимания сути этой проблемы. А суть ее заключается в том, что нигде, ни в каком международном акте не установлено, какой рубеж возраста обязывает государство предоставлять людям пенсионное обеспечение.

Есть конвенция №102 Международной организации труда, она называется «О минимальных нормах социального обеспечения». Она нами до сих пор не ратифицирована, хотя она была принята еще в 1952г. Там говорится, что предельный, самый высокий возраст, который должно устанавливать государство как пенсионный это 65 лет. А дальше оговаривается, что национальным законодательством с учетом экономической и демографической ситуации устанавливаются конкретные возрастные рубежи в той или иной стране, но они не могут быть выше 65 лет. Здесь возникает вопрос. В других странах этот рубеж выше. У нас он один из самых низких. Это плохо или хорошо? По состоянию на сегодняшний день с экономической точки зрения, конечно, плохо. Потому что, чем ниже пенсионный возраст, тем больше требуется расходов на то, чтобы гарантировать действенность пенсионной системы.

Но самой главной величиной, точкой отсчета для оценки, является продолжительность жизни людей, находящихся в послепенсионном периоде. Только с учетом этого параметра можно судить, повышение пенсионного возраста это плохо или хорошо.

Если сравнить послепенсионную продолжительность жизни людей в нашей стране, то при нашем низком пенсионном возрасте эта продолжительность ниже, чем в других странах, где пенсионный возраст 65 и выше. Это говорит о том, что продолжительность жизни пенсионера в России в связи с увеличением пенсионного возраста резко сократится. Что это даст государству? Экономию средств, конечно, потому что меньший период времени нужно будет выплачивать людям пенсию. Это нравственно, гуманно? Конечно, нет. Это безнравственно и негуманно.

Далее возникает вопрос. Можно ли сохранить тот пенсионный возраст, который обозначен сейчас в нашей стране? Конечно, нельзя, это неразумно. Потому что низкий пенсионный возраст при достаточно высокой продолжительности жизни деморализует людей, поскольку они исключаются из активной общественной, производственной жизни. В Америке как-то провели опрос о причинах, по которым бы люди вернулись на работу. Только 10% сказали, что из-за того, чтобы улучшить материальное положение. Основная масса людей так и написала: «чтобы не чувствовать себя на обочине жизни». Это первый момент, с психологической точки зрения.

Второй момент, с точки зрения гарантий в сфере труда. Во всех странах, по существу избавиться от работника, который еще не достиг пенсионного возраста очень непросто, его охраняет закон. Значит, если мы повышаем пенсионный возраст, то мы в определенной степени повышаем уровень гарантий и продолжительность занятости в сфере общественного производства.

Третий фактор, медико-биологический. Все специалисты в области медицины не только в нашей стране, но и за рубежом, четко сформулировали такую формулу: продлить свой трудовой путь означает и продлить свой жизненный путь. Это тоже является немаловажным фактором, потому что нам ведь не нужно, чтобы человек существовал в пенсионном возрасте как растение. Нам нужна активная жизнь после выхода на пенсию. А продолжая трудиться, человек сохраняет свою форму, сохраняет внутренние резервы организма, мобилизующие его каждый день на какие-то свершения, на какие он после выхода на пенсию, уже выбыв из общественного производства практически не способен.

Ну и наконец четвертый фактор, это экономическая отдача. Чем позже люди будут выходить на пенсию, тем дешевле будет пенсионная система. Значит, чисто теоретически, еще раз подчеркиваю, низкий пенсионный возраст это не благо, это скорее определенный ущерб для общества.

Но чтобы повысить пенсионный возраст, надо психологически население к этому подготовить. Другими словами, не надо шарахаться из одной стороны в другую и говорить «нет, мы не будем повышать», «нет, мы будем повышать». Надо сориентировать граждан на то, что пенсионный возраст нам все равно придется повысить. Это самый первый разумный и нравственный шаг.

Второй очень важный момент, это сам механизм повышения. В других странах повышение пенсионного возраста на 5 лет растягивается минимум на 10 лет, и люди не страдают от этого. Они постепенно психологически привыкают к тому, что в этом году очередное поколение выйдет на пенсию на 3-4 месяца или на полгода позже, чем предыдущее, и только через 10 лет будет достигнута конечная цель.

Но это можно делать только тогда, когда продолжительность послепенсионной жизни в нашей стране будет во всяком случае не ниже, чем в странах, где пенсионный возраст гораздо выше. Средняя величина послепенсионной продолжительности в странах, где пенсионный возраст 65 и более составляет 22-22,5. У нас эта величина составляет 16,8. Вот и ответ на вопрос.

Решение этой проблемы здесь и сейчас это абсолютно антигуманная, антиконституционная вещь. До тех пор, пока не будет повышен общий уровень жизни, который неминуемо приведет к увеличению общей продолжительности жизни, делать острые необдуманные шаги в этом направлении, на мой взгляд, абсолютно неправильно.

Рубеж пенсионного возраста и общая продолжительность жизни не могут безотносительно друг друга влиять на принимаемое решение. Если принять решение о повышении пенсионного возраста сейчас, то это будет откровенная демонстрация населению того, что на нем экономят, оно будет жить меньше, государство таким образом будет решать проблему нехватки финансовых средств.


Студентам и аспирантам очных отделений до 30 лет предлагают разрешить летать по льготным тарифам. Такая инициатива поступила в правительство из Госдумы. Сейчас приобрести субсидируемые билеты на Дальний Восток, в Крым и Калининград могут россияне до 23 лет — вне зависимости от того, студенты они или нет. Предложение о расширении льготной категории поддерживают в Общероссийском объединении пассажиров. Там считают, что это позволит повысить деловую и туристическую активность молодежи. Но количество субсидируемых билетов ограничено, предупреждают эксперты. В результате платежеспособные 30-летние люди будут создавать неоправданную конкуренцию другим льготникам — пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.

Молодым везде у нас дорого

Правительству РФ предложили разрешить студентам и аспирантам до 30 лет приобретать авиабилеты по льготным тарифам. С такой просьбой к премьер-министру Дмитрию Медведеву 6 ноября обратилась депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Кувшинова (копия письма есть у «Известий»).

В пресс-службе кабмина подтвердили получение письма. В правительстве уточнили, что обращение направлено на рассмотрение в профильные ведомства — Минтранс и Росавиацию. Там на запросы «Известий» на момент сдачи номера не ответили.


Парламентарий в своем письме в кабмин предлагает внести изменения в постановление правительства № 215 от 2018 года, утверждающее правила предоставления субсидий из бюджета для обеспечения доступности воздушных пассажирских перевозок. Речь идет о перелетах в дальневосточные регионы, а также в Калининград и Симферополь. Стоимость субсидируемых государством билетов в несколько раз ниже, чем проездных документов, которые продают по коммерческому тарифу. Но приобрести их могут не все. Такое право есть у молодых россиян до 23 лет, а также у инвалидов (и сопровождающих их лиц), пенсионеров и многодетных семей.

По данным Минтранса, в нынешнем году программой субсидирования перевозок в ДФО, Крым и Калининград должны воспользоваться около 1 млн льготников. На эти цели из бюджета в 2019-м выделено 6,3 млрд рублей. Льготные перевозки выполняют «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair, Nord Star, «Алроса», «Якутия», «ИрАэро», Nordwind, «Икар», Smartavia.

На совещании с вице-премьерами 18 ноября глава правительства Дмитрий Медведев сообщил, что в 2020 году перечень субсидируемых маршрутов на Дальний Восток будет расширен — со 152 до 176. При этом субсидии, по его словам, в среднем увеличатся на 30%, что позволит сохранить стоимость билетов для льготников на нынешнем уровне — половина от коммерческого тарифа на место в экономклассе. В частности, в 2019 году максимальная стоимость субсидируемого билета Москва–Владивосток составляет 7,4 тыс. рублей в одну сторону, Москва–Хабаровск — 7,2 тыс., Москва–Калининград — 3,8 тыс. рублей, сообщается на сайте Росавиации.

Наталья Кувшинова предлагает распространить льготу на граждан России в возрасте до 30 лет, получающих высшее образование по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры очной формы обучения.


— Внесение данной поправки будет способствовать развитию молодежного туризма, получению высшего образования, позволит участвовать в научных и образовательных обменах, семинарах, конференциях, — говорится в письме в кабмин.

Расширить льготные категории пассажиров предлагается в рамках действующего объема субсидий, уточнила «Известиям» Наталья Кувшинова. Важно предоставить возможность покупать недорогие билеты людям, которые связывают свое будущее с развитием науки, в том числе в регионах, добавила она.

Спрос опережает

Инициативу положительно оценили в Общероссийском объединении пассажиров.

— В ходе поездки на Дальний Восток, на встречах с пассажирским сообществом звучали предложения по расширению категорий людей, которые могут приобретать льготные билеты, — сказал «Известиям» руководитель общественной организации Илья Зотов. Он добавил, что молодежь — одна из самых активных групп граждан, ее деловую и туристическую активность стоит поддерживать.

В авиакомпаниях неоднозначно отнеслись к возможному расширению льготных категорий пассажиров. Президент «ЮТэйр — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков сказал, что все пассажиры рейсов в ДФО, Симферополь и Калининград должны иметь возможность купить субсидированные билеты. Любое выделение льготных групп он считает формой дискриминации.

В «ИрАэро» сказали «Известиям», что регулярно получают просьбы от пассажиров, которые хотели бы воспользоваться субсидией, но по тем или иным причинам не подпадают под ее действие. Не секрет, что много студентов из городов Сибири и Дальнего Востока обучаются в столичных вузах и поездка домой обходится дорого, особенно если приходится пользоваться пересадками, отметил пресс-секретарь перевозчика Николай Бессонов.


О положительных эффектах расширения льготной категории заявили в авиакомпании «Азимут». По мнению представителя перевозчика, расширение категорий клиентов, которые могут воспользоваться субсидируемыми тарифами, позволит повысить доступность авиаперелетов и, как следствие, увеличить загрузку самолетов.

В «Уральских авиалиниях» с этим не согласны. Там уверены, что 24–30-летние пассажиры лишь создадут дополнительную конкуренцию другим льготникам (молодежи до 23 лет, пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям), притом что квота дешевых мест на каждом рейсе ограничена.

Расширение льготных категорий имеет смысл только при условии увеличения объемов субсидирования, согласен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Если льготные билеты будут перераспределяться в рамках действующего размера господдержки, то положительного эффекта это не даст, полагает эксперт.

Пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова отметила, что после 23 лет люди зачастую получают дополнительное образование, совмещая работу с учебой, поэтому входят в категорию платежеспособного населения. В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

Читайте также: