Пенсионеры общение и обучение

Лекция 4. Дистанционное обучение пожилых людей

Использование в повседневной жизни современных технологий, таких как Интернет, безусловно, предоставляет новые возможности для обучения пожилых людей. С другой стороны развитие информационно – коммуникационных технологий постоянно повышает потребность в обучении старшего поколения использованию этих технологий. Новые возможности позволяют общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, пользоваться электронными библиотеками, ходить на виртуальные экскурсии и т. д.

Использование интернета может помочь в решении проблемы одиночества пожилых людей, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

В этих условиях особое место занимает дистанционное обучение , которое помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и самостоятельно организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения благополучия людей пожилого возраста.

Использование дистанционных технологий в обучении позволяет выбрать собственный темп изучения материала, что для людей пожилого возраста играет огромное значение. Слушатель, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, может выбирать свой темп изучения материала.

Важнейшим фактором успеха дистанционного обучения является его доступность. Сегодня внедрение и совершенствование информационных технологий в управлении социальным обслуживанием развивается недостаточно быстро, да это развитие происходит далеко не равномерно по всей территории России. Кроме того, уровень социального обслуживания в разных регионах нашей страны значительно отличается. В связи с этим возможности дистанционного обучения как средство повышения качества жизни людей пожилого возраста, так и обучения социальных работников по всей стране, безусловно, обширны. Ни географическое положение, ни часовой пояс и особенности распорядка дня не ограничивают образовательные потребности людей пенсионного возраста и решают проблему снижения их мобильности.

Немаловажен и сам факт наличия возможности использования в процессе обучения информационных технологий, что уже само собой включает людей пожилого возраста в современную систему коммуникаций и играет огромную роль в процессе ресоциализации.

Роль и место компьютерных телекоммуникаций во всех сферах современного общества позволяет с уверенностью говорить об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и любого объема.

Какие еще есть основные возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?

1. Интерактивность (оперативная обратная связь).

2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..

3.Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.

4.Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.

Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

- эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

- мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Образование с использованием информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение образование с использованием ИКТ имеет для развития комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН),образовательных учреждений в сельской местности, библиотек, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Использование ИКТ в образовании взрослых имеет ряд преимуществ для обучения людей старшего возраста:

Во-первых характерно использование одного учебного средства: пособия для самостоятельного изучения, учебных курсов или лекции.

Во-вторых использование нескольких обучающих средств одновременно, то есть изучение дисциплины происходит не только на слух, но и с помощью аудио лекций и видео материалов.

Видеозапись – научно обоснованный путь обновления образования. Видео – принципиально новое явление, резко меняющее все системы учебной информации, создающее альтернативу традиционным моделям обучения. К педагогическим возможностям учебной видеозаписи относятся полная, точная информация об изучаемом явлении; наглядность обучения, доступность материала; повышение эффективности обучения за счет увеличения темпов изложения материала.

Однако используя видео уроки вне учебной аудитории (например, дома) процесс обучения затрудняет отсутствие обратной связи. Поэтому возникает потребность в создании таких учебных систем, которые позволят улучшить качество обучения и ускорить процесс обучения путем обеспечения двустороннего общения.

Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

- повышение качества обучения;

- улучшение восприятия информации;

- возможность ознакомления с уникальной информацией;

- активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

В связи с этим выделим главное преимущество , которое должен использовать ведущий при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации.

Применение информационных технологий в образовании взрослых не исключает возможных негативных последствий, в связи с чем, очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения информационных технологий на здоровье обучающихся и необходимости организации системы охраны здоровья пользователей новыми информационными и коммуникационными технологиями.

Разбираемся с возможностями непрерывного образования для пожилых россиян.

Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.

Недавно мы писали о том, как привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.

Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества.


Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. В ней есть пункт, посвящённый обучению пожилых людей. Там отмечается, что пожилым людям должны быть предоставлены возможности для профессионального образования, обучения по использованию информационных ресурсов и развития неформального образования в клубах по интересам и народных университетах.

При этом авторы стратегии признают, что система непрерывного образования в России только начинает формироваться. Похоже, у государства нет в этом направлении чёткой политики.

Но готовы ли сами пожилые учиться? На этот вопрос отвечает информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны», опубликованный в марте 2017 года.

Согласно данным опросов, в непрерывном образовании участвуют 30% населения России от 25 до 64 лет. Ключевые мотивы участия — профессиональные, связанные с желанием сохранить текущую работу или сделать карьеру на нынешнем рабочем месте.

Люди предпенсионного и пенсионного возраста, не помышляющие о карьере, теряют заинтересованность в том, чтобы чему-либо учиться. Если возрасте от 25 до 34 лет в непрерывном образовании участвует 23% взрослого населения, постепенно этот показатель снижается: в 35-54 года он составляет 18-19%, в 55-64 года — всего 8%. В странах Евросоюза показатели гораздо выше: согласно опросу 2011 года, в непрерывное образование вовлечены 27% населения в возрасте 55-64 года .

«Лично мне это вообще не нужно для моего развития», — сказали 34% тех, кто не занимается своим образованием во взрослом возрасте. Ещё 27% считают, что у них просто не было предпосылок и нужды по работе учиться чему-то новому. И эти объяснения одинаково распространены как у молодых, так и у пожилых.


Получается, что отсутствие внутренней мотивации учиться у россиян старшего возраста — не меньшая проблема, чем несформированная государственная политика по этому направлению.

Но обратимся к практикам — людям, кто, не взирая на вышеперечисленное, создаёт для старшего поколения возможности учиться и наполнять свою жизнь новыми смыслами. Тем более что практики уверены: потребность учиться есть у всех — только не все о ней догадываются.

В Советском союзе была своя система непрерывного образования. В 1947 году по инициативе учёных было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое в 1963 году было переименовано во Всесоюзное общество «Знание».

Целью общества была «передача передовых научных знаний от специалистов к народу». Для этого в разных уголках страны действовали отделения, которые организовывали образовательно-просветительские лекции для взрослых людей. Активисты сотрудничали с советскими предприятиями, на базе которых и проходили лекции, поэтому с аудиторией проблем не было.

Так получилось, что после распада Советского Союза именно региональные организации общества «Знание» взяли на себя роль просветителей среди пожилых. Одним из первопроходцев в этом деле стала руководитель региональной организации в городе Орёл Татьяна Михайловна Кононыгина.

Татьяна Михайловна рассказывает, что в 1990-е годы пожилые люди оказались в особенно уязвимом положении: происходящие в стране изменения никак не вписывались в их картину мира, а они сами с трудом находили себе место в новой стране, не имея знаний по экономике, праву, предоставленные сами себе. Чтобы как-то им помочь, в 1997 году орловское «Знание» открыло Университет третьего возраста — курсы, которые могли бы дать пожилым людям опору в интересных и необходимых для них сферах.

Университет оказался неожиданно популярным среди целевой аудитории: по одному объявлению в местной газете отозвалось 700 потенциальных «студентов». Запросы у них были предсказуемые: обучение компьютерной грамотности, садоводству (так как многих «кормили» свои участки) и, главное, — общение.

Татьяна Кононыгина говорит, что сферы интересов пожилых людей за 21 год работы курсов немного изменились: прежней популярностью пользуется только компьютерная грамотность, а место садоводства заняли английский, живопись и танцы. Но осталось главное — желание общаться и потребность в учёбе как таковой. И потребность эта не зависит от возраста и состояния здоровья. Самой старшей слушательнице курсов 90 лет.

Подобные Университеты третьего возраста появились и в других городах России, их организаторы во многом вдохновлялись опытом Немецкой ассоциации народных университетов, существующей с 1953 года и ведущей активную международную деятельность.

Свой практический опыт Татьяна Михайловна решила подкрепить научными аргументами. В 2004 году она защитила кандидатскую диссертацию «Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы», в которой исследовала опыт других стран и перспективы развития этого направления в России. Кроме того, она предложила свой проект Концепции геронтообразования в Российской федерации, который был одобрен участниками первого Всероссийского форума «Образование пожилых людей», прошедшего в Орле в 2005 году.

Татьяна Кононыгина подчёркивает, что организация образования среди пожилых людей требует междисциплинарные знания по психологии, медицине, геронтологии. Даже для того, чтобы создать эффективные компьютерные курсы для старшего поколения, нужен системный подход: понимание особенностей усвоения новой информации (вряд ли будут эффективными трёхдневные курсы), физических особенностей (может понадобиться специальная техника, учитывающая особенности зрения, мелкой моторики), психологии и так далее.


Отсутствие системного подхода — главная проблема различных государственных инициатив по образованию для пожилых. Все эти инициативы оказываются «на плечах» социальных служб, у которых в регионах нет подготовленных кадров для такой работы.

Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Но энтузиасты из общества «Знание» и Университетов третьего возраста активно делятся своим практическим опытом на конференциях и в Интернете.

Поэтому большая часть преподавателей здесь — из числа пенсионеров, и участники сообщества постоянно меняются ролями учеников и учителей. Каждому есть, чему поучить других: английскому, правовой грамотности, рукоделию и так далее.

Орловские активисты понимают, что образование может быть прекрасной почвой для неформального, живого диалога поколений. Общение с молодёжью для «стариков» — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями. А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и биографического опыта, а ещё совсем другого опыта общественной деятельности. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, но для этого нужно, чтобы их встречи происходили на подходящих для диалога площадках. Время официальных мероприятий в актовых залах прошло. Им на смену должны прийти совместные праздники, разговорные кафе, обучающие курсы.


В России наблюдается скорее даже не конфликт «отцов и детей», а пропасть между поколениями. Общению друг с другом надо учиться, но у российских молодых людей нет никакого представления о преклонном возрасте. «Стареть нас никто не учит. Все говорят, что за молодыми — будущее. Но ведь на самом деле наше будущее — старость. Только культуры старости у нас нет», — говорит Татьяна Кононыгина. Со своей стороны преподаватели Университета третьего возраста стараются проводить образовательные мероприятия в школах города, чтобы открыть детям ценность опыта старшего поколения, организуют встречи молодых и старых, тренируются со своими «студентами» в искусстве воспоминаний. Да-да, вспоминать и рассказывать о своей жизни так, чтобы другим было интересно тебя слушать — тоже большое искусство.

Как бы то ни было, как практик Татьяна Кононыгина видит, насколько образование в зрелом возрасте важно для самих пожилых людей. Они приходят учиться исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия — и этот самостоятельный выбор очень важен в ситуации, когда общество видит в пожилых пассивных получателей пенсий и помощи от близких. Обучение даёт возможности для общения, для преодоления социальной изоляции. Интеллектуальная и физическая активность оказываются эффективными средствами в борьбе со старческими недугами.

Сама Татьяна Михайловна, имея полное право уйти на пенсию, не готова расстаться со своим детищем-университетом и продолжает работать. К слову, желание работать — вовсе не редкость среди людей пенсионного возраста.

Уязвимое положение людей старше 45-50 лет на рынке труда оказывается в фокусе различных социальных проектов. И один из способов улучшить ситуацию — продвижение идей и создание возможностей образования для взрослых.

Согласно законодательству, человек пенсионного возраста, уволенный по сокращению, не может встать на учёт на Биржу труда как безработный и не может быть направлен от центра занятости на учёбу для получения дополнительного профессионального образования. А самостоятельно оплатить обучение, имея в качестве дохода только пенсию, способны немногие.

На эту проблему обращает внимание АНО «Центр развития социальных технологий». Один из проектов этой некоммерческой организации — Центр новых возможностей, — направлен на содействие в трудоустройстве людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Директор «Центра развития социальных технологий» Алла Рекова говорит, что именно необходимость профессиональной переподготовки часто становится камнем преткновения для успешной карьеры пожилых людей. Для того, чтобы решить эту проблему, в Центре стали подходить к вопросу профподготовки предельно индивидуально. Соискателю помогают определиться с его потребностями и заключают договор о прохождении обучения с конкретной организацией, которая готова подготовить конкретного человека, да ещё и стать в будущем его работодателем. Обучение пожилого человека оплачивает Центр. На реализацию программы «Комплексный подход к обеспечению занятостью пенсионеров и людей пенсионного возраста» в 2018 году был получен президентский грант, предполагается, что за год Центр отправит на дополнительное профессиональное образование около 100 человек.

По наблюдениям Анны Арзамасовой, координатора исследовательской программы «Больше, чем трудоустройство» центра социальных инициатив Impact Hub Moscow, количество дипломов об образовании, полученных в молодости, никак не спасает от безработицы в предпенсионном возрасте. Исключения составляют лишь сферы, в которых традиционно ценятся опыт, приобретаемый с возрастом, и квалификация: медицина, академическая деятельность, некоторые отрасли промышленности.

А вот готовность учиться в зрелом возрасте — необходимое условие для того, чтобы работать на любимой работе, пока есть силы и собственное желание, или освоить совершенно новый вид деятельности.

Исследовательская группа программы «Больше, чем трудоустройство» отмечает, что проблема вовлечения пожилых людей в активную деятельность, — будь то образовательную или трудовую, — требует комплексного подхода. Пожилым людям так называемого «поколения сэндвич», зажатым между необходимостью поддерживать выросших детей и ухаживать за престарелыми родственниками, для образования или работы необходимо свободное время, которого у них зачастую нет. Никакие образовательные программы им не помогут, если не развиты патронажные службы, которые возьмут заботу о немощных родных на себя. Если в обществе сам факт старости и проблемы, связанные с возрастом, стигматизируются, сложно ожидать открытой среды для самореализации людей преклонных лет.


Тем не менее, наблюдается интересная тенденция: последнее время некоммерческие проекты, направленные на поддержку старшего поколения, инициируются весьма молодыми людьми, при этом опытные деятели непрерывного образования полны энтузиазма и готовы делиться знаниями. Можно надеяться, что личного желания и взаимного интереса представителей разных поколений хватит для того, чтобы сделать единичные успехи массовым явлением.

Пенсионерам не светит спокойная старость. Ряд национальных и региональных проектов нацелен на поощрение социальной активности пожилых.

Седина в бороду - бегом за парту

С недавних пор государство занялось образованием пожилых. Учеба бесплатная, а программы разработаны с учетом возможностей седых студентов. Узнать о том, какое и где именно получить образование, можно в своем территориальном органе соцобеспечения. Сориентироваться помогут и в региональном отделении "Союза пенсионеров России" (сайт www.rospensioner.ru, телефоны центрального офиса в Москве: 651-38-69, 651-38-68).

- Страна стареет, и государство открывает новую страницу отношения к пенсионерам, - поясняет руководитель Союза пенсионеров России, депутат Госдумы Валерий Рязанский. - На пенсии человека нельзя оставлять один на один с мыслями и таблетками.

Формы, факультеты и методы увода от печальных мыслей в каждом регионе разные. Например, в Челябинске 60-70-летние студенты народного университета общества "Знание" постигают компьютерную грамотность в областной библиотеке. Как, кстати, и в Москве. В Коломне, в народном университете пожилого человека обучаться можно в течение всей жизни. Самому старшему слушателю - 87 лет, преобладают дамы.

В центре атомного судостроения в Северодвинске пенсионеров обучают в университете Сеньоров (не улыбайтесь, это официальное название) "Золотой возраст". Северных сеньоров учат искусству вязания крючком, плетения гобеленов, хоровому пению, финансовой грамотности. При желании бывшие строители субмарин могут получить навыки карвинга. Что такое карвинг? Представьте себе: искусство художественной нарезки овощей и фруктов.

Ноутбук против морщин

Проект "Компьютерная академия для пенсионеров" создал военный пенсионер Сергей Авдевнин. По профессии он врач, родился в Волгоградской области, служил в Забайкалье, в Монголии, участник боевых действий в составе контингента ООН и ликвидатор-чернобылец. Сейчас живет в Донецке. Ветеран освоил сайтостроение и бесплатно учит пожилых.

На сайте компьютерного ликбеза (www.pc-pensioneru.ru) доходчиво объясняет, что такое браузер и текстовый редактор, как зарегистрировать почтовый ящик, вести личную переписку. И вообще - учит, как подзаработать в Интернете вместо банальной работы ночным сторожем.

Кстати, в Курской области решили обучить 3000 пенсионеров в университетах для пожилых, предоставив на выбор шесть факультетов: информатика, огородничество, здоровье, культура и искусство, право, духовное возрождение.

Тяга пожилых к высоким технологиям - полезная тенденция. Пожалуй, первый адрес, который должен запомнить человек, выходящий на пенсию - портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru/ru. Начинать надо с раздела "Выход на пенсию" и далее по всем интересующим ресурсам: получение справок, лекарства, льготы.

На заслуженный отдых

Кроме перечня положенных государством льгот есть немало возрастных дисконтных программ.

В каждом городе и регионе свои предложения. А это значит, что придется самостоятельно выяснять, в какие дни и в каких именно театрах и кинотеатрах билеты продаются со скидкой. Музеи тоже предлагают скидки для пенсионеров.

Например, обычный входной билет в Третьяковку стоит 300 рублей. Для пенсионера посещение комплекса в Лаврушинском переулке обходится всего в 70 рублей. В выставочные залы Инженерного корпуса вход чуть дороже - 80 рублей.

Билет в Главный музейный комплекс Эрмитажа - 400 рублей. А пенсионеров пускают бесплатно.

Многие турфирмы, судовые компании и авиаперевозчики предлагают скидки пожилым путешественникам. Часто это способ привлечения клиентов в т.н. "низкий сезон", и, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, массового пенсионного туризма - в том смысле, каким его понимают в США и в Евросоюзе - в России пока почти нет. В качестве приятного исключения в РСТ приводят программу "Зима в Тунисе" (nuveltrans.com/tunisia-tours-menu-main.html).

- Их предлагает московская компания "Нувель Транс", крупный российский оператор по Тунису, - поясняет Ирина Тюрина.

Фирма договорилась с тремя четырехзвездочными отелями в Суссе и Хаммамете. Зимой здесь 15-20 градусов в тени, свежие овощи и фрукты, неплохой уровень местной медицины. Туры рассчитаны на отдых до 85 дней, стоимость самого дорогого тура при двухместном размещении в номере - 2300 долларов. Включены перелет, двухразовое питание. Если выбираете короткий (до месяца) отдых, то виза не нужна.

В качестве бонуса фирма дарит сим-карты местной телефонной компании, по которым стоимость 30-минутного разговора с Россией обходится в 300 рублей, а все входящие звонки бесплатны.

Впервые такие туры предложили три года назад, с тех пор зиму в Африке провели больше тысячи россиян в возрасте от 60 до 85 лет. В компании говорят, что большинство клиентов это интеллигентные пенсионеры - бывшие учителя, институтские преподаватели, профессора. Раньше возили пенсионеров чартерами и "Турецкими авиалиниями", теперь летают лайнерами "Эр-Франс" и "Алиталия": перелет со стыковкой в Париже или Риме занимает пять часов.

Для пенсионера почти 70 тысяч рублей - деньги приличные, но выручают дети и внуки. Кстати, освоив компьютер и подучив английский язык, можно самостоятельно, без помощи турфирм находить скидки и бронировать отели по всему миру. За меньшие деньги вполне реально безбедно провести зиму в Таиланде или Венесуэле.

Да и вообще, кто сказал, что российский пенсионер - это обязательно бедный и больной человек? Автор этих строк встретил в Португалии супружескую чету: москвичи, живут на даче, городскую квартиру сдают и на доходы 3-4 раза в год летают в разные уголки планеты. Объездили полмира. В промежутках между путешествиями живут как все - честно и скромно, и исключительно на пенсию.

А как у них

В каждой стране есть отели и сезоны, когда пожилым предоставляют солидные скидки. Февраль на Бермудах - для тех, кому за 50. В Швейцарии сезон для пенсионеров (женщины старше 62 лет и мужчины старше 65 лет) - с октября по март.

Некоторые не ждут милости сверху и бьются с морщинами всеми доступными средствами.

Гардеробщица городского бассейна из Сасова (Рязанская область) Галина Чувина после выхода на пенсию увлеклась спортивным метанием ножей. И установила два мировых рекорда.

Самым старым диджеем планеты был наш человек: участник дуэта DJ s Krugozory Борис Караулов. Карьеру диджея начал за 60. Вставал каждый день в 4.00, отводил два часа на физкультуру. Самая известная композиция: "Все не кончится старость". Умер в прошлом году от инсульта в возрасте 72 лет.

В стране 30,7 млн граждан в возрасте старше трудоспособного (22,1 млн женщин и 8,6 млн мужчин). Из них, по данным минэкономразвития, 8 млн работают, 12 млн готовы выйти на работу.

Среднестатистический заработок работающего мужчины-пенсионера в прошлом году -19,6 тыс. рублей, женщины - 13,7 тыс. Пенсия - 6,5 и 6 тыс. соответственно.

Пенсионер страдает одновременно 5-7 хроническими заболеваниями. Из 100 стариков 8 никогда не выходят из своих домов и квартир, а 5 прикованы к постели.








В России начала работать госпрограмма по обучению без пяти минут (а если точнее – без пяти лет) пенсионеров.

Профессия за 3 месяца?

Федеральный проект «Старшее поколение» (в рамках нацпроекта «Демография») рассчитан на 5 лет, до конца 2024 г. В нём, в частности, предусмотрены меры по профессиональному обучению и дополнительному образованию предпенсионеров. С этого года обучение смогут пройти 75 тыс. человек, а всего за время проекта – 450 тыс. Расчёты сделаны с учётом того, что пенсионный возраст будет повышаться, а значит, увеличиваться количество предпенсионеров.


Уже с 2019 г. начнут проводить ежегодные чемпионаты профессионального мастерства для людей старше 50 лет – аналогично конкурсам для молодых профессионалов в рабочих специальностях. Эти состязания будут называться «Навыки мудрых».

Обучаться за госсчёт граждане предпенсионного возраста (за пять лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста) уже начали. Средний срок обучения – 3 месяца. При этом незанятые граждане ежемесячно получают стипендию. Она равна минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в регионе, который сейчас не может быть ниже 11 280 руб.

Возраст – не помеха

Оказывается, людей, которые хотели бы поработать после наступления пенсионного возраста, не так мало. Например, в 2017 г., по данным Росстата, в службы занятости обратились 165 тыс. пенсионеров. При этом почти половине из них, чтобы устроиться на работу, нужно получить дополнительное профобразование или повысить свои компетенции по имеющейся специальности. Теперь такая возможность у них появилась совершенно бесплатно.


С другой стороны, предприятия, отправляя на обучение работников, до сих пор отдавали предпочтение более молодым: вкладывать средства в предпенсионеров желающих было мало. А теперь государст­во будет компенсировать им затраты на обучение сотрудников предпенсионного возраста.

Более того, государство берёт на себя обязательство помогать таким людям и с устройством на работу: после обучения в рамках госпрограммы не менее 85% предпенсионеров должны получить (если не работают) или сохранить за собой (если трудятся) рабочие места.


Где и чему будут учить?

Чтобы отправиться на обучение, нужно обратиться в местную службу занятости с паспортом, страховым свидетельством (СНИЛС), трудовой книжкой и документом об образовании. Там специалисты подберут подходящие курсы, которые организуют на базе вузов, колледжей, региональных учебных центров. Направить на обучение по программе, необходимой конкретному специалисту, может и предприятие.

При этом никто не собирается переучивать инженера с многолетним стажем на слесаря или токаря. Высококвалифицированные специалисты смогут получить дополнительные навыки и умения, которые требуются в современной экономике. Скажем, овладеть технологией 3D-моделирования и др. Однако новую несложную профессию могут получить все желающие. К примеру, стать мастером маникюра, парикмахером, делопроизводителем и т. д.

Альтернатива службе занятости – Ворлдскиллс Россия. Можно подать заявку на дополнительное профобучение в эту организацию. По результатам тестирования будет подобрана учебная программа для будущего ­«ученика».

Мнение эксперта


Доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ в Российском экономическом университете им. Плеханова Людмила Швец:

– Ещё не так давно было распространено убеждение, что в процессе трудовой деятельности необходимо периодически – раз в 3–5 лет – пополнять свои профессиональные знания и совершенст­вовать навыки. Однако сегодня темп жизни такой, что обучаться, даже в рамках одной профессии, необходимо постоянно. Но во многих компаниях (хоть и негласно) существует возрастной ценз. Работодатели не заинтересованы в обучении работников старшего возраста из-за незначительной отдачи от получения знаний. Проще найти на рынке специалиста помоложе и не тратиться на обучение возрастного сотрудника. Конечно, такая тенденция прослеживается не везде. Есть сферы, где возраст­ные сотрудники востребованы и компании стараются удерживать их, в том числе предлагая программы дополнительного обучения, поскольку на рынке труда таких специалистов не найти. К примеру, это сфера научных исследований.


Главная нагрузка при этом ложится на службы занятости, которые будут оказывать все услуги по дополнительному обучению (в рамках одной профессии или специальности) или переобучению. Для этого региональные органы власти совместно с работодателями и учреждениями образования должны сформировать списки наиболее востребованных профессий. Многие регионы такие списки уже опубликовали – Карелия, Курганская, Калининградская области и др. В Карелии, например, это перечень из 30 профессий, по которым до 2024 г. будут обучать по 239 человек в год.

В перечнях большинства регионов указаны прежде всего массовые рабочие профессии – повар, водитель, слесарь-сантехник и др. Но не только. Есть в них и такие профессии, как бухгалтер, специалист по охране труда, делопроизводитель.


Но есть среди людей предпенсионного возраста и те, кто хочет обучаться по направлению, которое интересно и позволяет реализовать свой потенциал или, может быть, какие-то мечты молодости. Такое тоже возможно. Например, в списках имеется профессия экскурсовода, гида.

Кстати, в большую часть программ обучения обязательно включают блок по компьютерной грамотности, так как в условиях цифровой экономики эти навыки необходимы практически на каждом рабочем месте.

К сожалению, удалённость некоторых населённых пунктов от районных или региональных центров сдерживает реализацию данной программы. В таких случаях необходимо решать вопросы проезда к месту обучения и проживания, поскольку возможность онлайн-обучения ограничивается отсутствием Интернета или навыков владения компьютером. Пока российский рынок труда лиц предпенсионного возраста характеризуется очень низкой мобильностью – как профессиональной, так и территориальной. В этой связи с 2020 г. предполагается предпенсионерам, которые направляются на обучение в другой регион или район, выплата компенсации на проезд и проживание.

Многие из нас, привыкшие к бешеному ритму жизни, общению и трудовой деятельности, мечтают поскорее выйти на пенсию. Жизнь на заслуженном отдыхе кажется такой спокойной, размеренной, без суеты и в свое удовольствие. Но с прекращением трудовой деятельности пожилые люди зачастую испытывают стресс, так как меняются приоритеты, и человек чувствует себя как бы «не у дел».

Цель данной статьи – предложить пенсионерам заслуживающие внимания увлечения и хобби, занимаясь которыми, можно иметь также дополнительный доход.

Планирование дальнейшего образа жизни: 8 полезных советов


После торжественных проводов, добрых слов и памятного подарка от коллег в первую очередь стоит отдать предпочтение следующим полезным занятиям:

    Займитесь укреплением здоровья. Именно сейчас открываются большие возможности заняться собственным здоровьем: совершать длительные пешие прогулки в любое время дня, купить абонемент в бассейн, начать правильно питаться, пройти полное обследование у врачей. Постройневшая фигура и отличное самочувствие дают стимул для свершения всех задуманных дел. Обновите свой гардероб. Стоит провести ревизию в шкафу и избавиться от всех устаревших вещей. При желании даже с маленьким размером пенсии в любой сезон можно выглядеть очень модно, стильно и элегантно. А если еще и есть опыт шитья и рукоделия, можно даже неплохо заработать. Начните правильно питаться. Составление тщательного меню из полезных продуктов, исключение гастрономического мусора сделает стройной вашу фигуру, поправит здоровье и позволит сэкономить деньги при покупках. Саморазвитие и обучение. Просмотр телевизора и сплетни на лавочке являются не самыми лучшими занятиями для пенсионеров. Для сохранения ясности и здравости ума, а также позитива на многие годы вперед полезно уделять свободное время чтению книг, разгадыванию головоломок, изучению компьютера. Главное, чтобы занятия приносили приятные эмоции и были в радость. Общение и культурный отдых. При любой возможности посещайте выставки, кино, театры. На таких мероприятиях всегда можно познакомиться с приятными и знающими людьми и получить массу положительных эмоций от общения, а также открыть для себя что-то новое в мире искусства. На крайний случай можно прогуляться в парке или совершить виртуальное путешествие по музеям мира, воспользовавшись интернетом. Путешествуйте. Размер пенсии часто не позволяет отправиться в путешествие в дальние страны. Но, воспользовавшись льготами при поездке в другой город или акциями туристических агентств, можно посетить близлежащий населенный пункт, где вам откроется масса интересных достопримечательностей. Осуществляйте свои мечты. Пенсионный возраст – самое лучшее время осуществить свою давнюю и желанную мечту. И какой-бы дерзкой и безрассудной она ни была, она имеет право на воплощение. Тем более, если позволяют здоровье, время и деньги. Так что дерзайте, и никто не вправе вас осудить за это. Вы это заслужили. Общение с семьей. Выход на заслуженный отдых позволяет много времени уделять родным и близким. Можно организовать совместную поездку на пикник или рыбалку, сходить с внуками на различные спортивные секции и занятия. Такая забота о близких значительно улучшает качество жизни и наполняет ее смыслом.

Чем заняться на пенсии женщинам?


Женская же половина воспринимает данный «процесс» вполне спокойно, так как львиную долю времени они посвящают семье и ведению домашнего хозяйства. Поэтому вопрос «чем заняться дома на пенсии» для женщин не стоит так остро. Но кроме ежедневной рутинной работы дома милые дамы могут дополнительно получать удовольствие от:

    Рукоделия. Вязание, вышивка, макраме, шитье – изделия, созданные своими руками, способны создать неповторимый домашний уют и значительно сэкономить семейный бюджет. А сам процесс создания красивых радующих глаз вещей и поделок успокаивает нервную систему и вызывает положительные эмоции. Также можно заняться, например, шитьем мягких игрушек, созданием свечей и мыла ручной работы. Создания кулинарных шедевров. Многие пенсионерки начинают осваивать кулинарные изыски, и это похвально. Что может быть лучше, чем собравшаяся семья за большим столом, расхваливающая очередной бабушкин пирог или вкусную запеканку. Умение готовить позволит сократить покупку готовых блюд в магазине и сэкономить средства. Ведения загородного хозяйства. Выход на пенсию многими женщинами воспринимается как отличный повод для выращивания любимых цветов, овощей, фруктов и разведения живности, а также создания уюта в загородном доме или на даче и закаткой на зиму. Обратить внимание на себя. Женщинам наконец-то предоставляется масса времени на свою внешность, посетить салон красоты, привести в порядок фигуру. Или заняться какими-либо увлечениями для пенсионеров: рисованием, танцами, освоением компьютера и др.

Как провести с пользой время на пенсии мужчинам?


Многочасовое лежание на диване у телевизора, опустошение холодильника и ничегонеделание негативно могут сказаться на внешности и настроении в пожилом возрасте. Поэтому, чтобы не превратиться в толстого брюзжащего дедулю, мужчинам стоит уделить пристальное внимание проведению своего свободного времени.

Мужчины могут посвятить свой досуг следующим видам деятельности:

    Занятия спортом. Активный образ жизни положительно скажется на самочувствии и эмоциональном состоянии. Хобби и развлечения. Теперь можно смело посвятить время тем занятиям, на которые катастрофически не хватало времени. Это могут быть столярные и плотницкие работы, резьба по дереву. Огромное моральное удовлетворение можно получить от саморучных выращенных садовых культур или большое семейство кроликов. Организация рыбалки, пикника или похода. Пенсионный возраст – отличная возможность собраться с семьей или друзьями у костра, порыбачить, приготовить обалденный шашлык или спеть душевные песни под гитару. И не беда, если покусали комары – это сущая ерунда по сравнению с прекрасно проведенным временем. Устроиться на дополнительную работу. Чтобы иметь небольшой дополнительный доход, мужчинам можно устроиться вахтером, сторожем или заниматься мелким ремонтом машин.

Чем заняться пожилому человеку, чтобы заработать?

Выход на пенсию – прекрасная возможность получать дополнительный доход и существенную прибавку. Каждый может выбрать занятие по душе:

    Написание книг или статей на заказ. Ведение блога или создание интернет-магазина. Выпечка или блюда на заказ. Репетиторство. Частный извоз (такси). Организация детского садика на дому. Выгуливание собак. Помощь в изготовлении курсовых и дипломных работ. Разведение аквариумных рыб и породистых животных на продажу. Изготовление вязаных изделий, вышивки, одежды на заказ и продажу.

И это лишь малая толика тех огромных возможностей, которые открываются перед вами.

Часто случается так, что у работающих родственников и детей совсем нет времени позаботиться о своих пожилых родителях, а ведь они так нуждаются в поддержке, заботе и внимании.

Именно для этих целей в Москве и Московской области создана сеть частных пансионатов «Забота о близких» для одиноких людей преклонного возраста. Здесь они смогут почувствовать себя нужными, получить полноценный уход, качественные медицинские услуги и условия для полноценной жизни!

Читайте также: