Пенсионеры переселенцы приходят смс сообщения


В последнее время некоторые переселенцы начали получать SMS-сообщения с информацией, что они не прошли идентификацию, и в связи с этим карта будет заблокирована. Как оказалось, это распространенный вид мошенничества, в результате которого граждане рискуют лишиться сбережений на банковских картах. Своими историями и способами борьбы с мошенниками переселенцы поделились в Facebook-группе «Переселенцы Донбасса».

«У нас с мамой произошла очень неприятная ситуация. Телефонный "развод", старый как мир, СМС со "страшными" для ВПЛ словами – "Вы не прошли идентификацию, ваша карта будет заблокирована". Не нужно объяснять, что это означает для пенсионеров-переселенцев. Мама испугалась, позвонила на этот номер, там представились сотрудником службы безопасности банка, и бла, бла, бла», – рассказала переселенка из Донецка Елена Ч., которая сейчас проживает в Киеве.

Она констатировала, что в их случае «всё обошлось, были приняты меры». «Но такие СМС могут и будут приходить нашим любимым старичками постоянно. Поэтому не ленитесь потратить в месяц минут 15 и постоянно проводите с ними ликбез на эту тему. Заставьте их заучить как Отче наш, что самое первое, что нужно сделать в этом случае – позвонить на "горячую линию" Ощадбанка», – подчеркнула Елена.

Аналогичные ситуации приводят и иные переселенцы, причем, в некоторых случаях мошенникам удалось «очистить» банковские карты.

«Такой "развод" был лично у меня, в результате чего мошенники сняли с пенсионной карточки Ощадбанка мои деньги. Когда обратилась на "горячую линию", деньги уже уплыли. Написала заявление в полицию и в главное управление Ощадбанка – бесполезно. Деньги не нашли, хотя по распечатке видно, куда они перешли. Ощадбанк не защищает наши сбережения и наши личные данные. К большому сожалению», – поделилась своей историей переселенка Елена Б., проживающая в Одессе.

Также переселенцы, столкнувшиеся с таким мошенничеством, делятся своим опытом реагирования на подобные SMS-сообщения.

«Нам тоже звонили. В прошлом году. Настоятельно требовали номер карточки. Говорили, что если не продиктуем номер, то карточка больше не сможет разблокироваться. И еще обратите внимание – с какого телефона вам звонят. У Ощадбанка тел. 0-8-002-10-800, остальные телефоны – это "развод"! Работники банка никогда не потребуют информацию о вашей карте. Если есть проблемы, не поленитесь, сходите в отделение банка. И когда приходят СМС, читайте их внимательно», – присоединилась к обсуждению Елена Б.

Маме Ольги Л. тоже пришло аналогичное SMS, и она тоже сначала поддалась панике. «Но потом позвонила на линию Ощадбанка, и успокоилась. Так людей можно и до инсульта довести», – отмечает переселенка из Донецка.

«Мне тоже приходила СМС, что карточки заблокированы. Нужно не звонить на их телефоны, а или идти в банк, или звонить на "горячую линию" банка! Пошла в Ощадбанк, показала СМС, сразу сказали, что это мошенники», – констатирует переселенка-пенсионерка Анна Л., проживающая в Покровске (до переименования Красноармейск, Донецкая обл.).

А переселенка из Луганска Наталья К. такие SMS получает примерно каждые полгода. «Обратите внимание на то, что СМС приходит с одного номера, а перезвонить нужно на другой номер. Но оба эти номера никакого отношения у Ощадбанку не имеют. Я записываю эти номера на листочек, и тут же звоню в Ощадбанк и сообщаю о мошенничестве, сообщив банку эти два номера. Последняя СМС такого типа была уже с просьбой перейти на сайт. Ни в коем случае не переходите на такие сайты (!), это сайты-ловушки. Адреса этих сайтов очень похожи на адрес официального сайта Ощадбанка, но могут отличаться одной буквой, точкой, тире и т.п.», – предупреждает Наталья.

Такие SMS-сообщения приходят не только пенсионерам. «Мне тоже такое пришло, что сразу насторожило – что СМС пришло с одного номера, а звонить нужно на другой, и не указано было каким банком заблокирована карта. Когда позвонили на "горячую линию" Ощадбанка, там сказали, что это мошенники, и ни в коем случае не звонить на эти номера», – дополняет Ольга Т.

В последнее время некоторые переселенцы начали получать SMS-сообщения с информацией, что они не прошли идентификацию, и в связи с этим карта будет заблокирована. Как оказалось, это распространенный вид мошенничества, в результате которого граждане рискуют лишиться сбережений на банковских картах. Своими историями и способами борьбы с мошенниками переселенцы поделились в Facebook-группе «Переселенцы Донбасса».

«У нас с мамой произошла очень неприятная ситуация. Телефонный "развод", старый как мир, СМС со "страшными" для ВПЛ словами – "Вы не прошли идентификацию, ваша карта будет заблокирована". Не нужно объяснять, что это означает для пенсионеров-переселенцев. Мама испугалась, позвонила на этот номер, там представились сотрудником службы безопасности банка, и бла, бла, бла», – рассказала переселенка из Донецка Елена Ч., которая сейчас проживает в Киеве.

Она констатировала, что в их случае «всё обошлось, были приняты меры». «Но такие СМС могут и будут приходить нашим любимым старичками постоянно. Поэтому не ленитесь потратить в месяц минут 15 и постоянно проводите с ними ликбез на эту тему. Заставьте их заучить как Отче наш, что самое первое, что нужно сделать в этом случае – позвонить на "горячую линию" Ощадбанка», – подчеркнула Елена.

Аналогичные ситуации приводят и иные переселенцы, причем, в некоторых случаях мошенникам удалось «очистить» банковские карты.

«Такой "развод" был лично у меня, в результате чего мошенники сняли с пенсионной карточки Ощадбанка мои деньги. Когда обратилась на "горячую линию", деньги уже уплыли. Написала заявление в полицию и в главное управление Ощадбанка – бесполезно. Деньги не нашли, хотя по распечатке видно, куда они перешли. Ощадбанк не защищает наши сбережения и наши личные данные. К большому сожалению», – поделилась своей историей переселенка Елена Б., проживающая в Одессе.

Также переселенцы, столкнувшиеся с таким мошенничеством, делятся своим опытом реагирования на подобные SMS-сообщения.

«Нам тоже звонили. В прошлом году. Настоятельно требовали номер карточки. Говорили, что если не продиктуем номер, то карточка больше не сможет разблокироваться. И еще обратите внимание – с какого телефона вам звонят. У Ощадбанка тел. 0-8-002-10-800, остальные телефоны – это "развод"! Работники банка никогда не потребуют информацию о вашей карте. Если есть проблемы, не поленитесь, сходите в отделение банка. И когда приходят СМС, читайте их внимательно», – присоединилась к обсуждению Елена Б.

Маме Ольги Л. тоже пришло аналогичное SMS, и она тоже сначала поддалась панике. «Но потом позвонила на линию Ощадбанка, и успокоилась. Так людей можно и до инсульта довести», – отмечает переселенка из Донецка.

«Мне тоже приходила СМС, что карточки заблокированы. Нужно не звонить на их телефоны, а или идти в банк, или звонить на "горячую линию" банка! Пошла в Ощадбанк, показала СМС, сразу сказали, что это мошенники», – констатирует переселенка-пенсионерка Анна Л., проживающая в Покровске (до переименования Красноармейск, Донецкая обл.).

А переселенка из Луганска Наталья К. такие SMS получает примерно каждые полгода. «Обратите внимание на то, что СМС приходит с одного номера, а перезвонить нужно на другой номер. Но оба эти номера никакого отношения у Ощадбанку не имеют. Я записываю эти номера на листочек, и тут же звоню в Ощадбанк и сообщаю о мошенничестве, сообщив банку эти два номера. Последняя СМС такого типа была уже с просьбой перейти на сайт. Ни в коем случае не переходите на такие сайты (!), это сайты-ловушки. Адреса этих сайтов очень похожи на адрес официального сайта Ощадбанка, но могут отличаться одной буквой, точкой, тире и т.п.», – предупреждает Наталья.

Такие SMS-сообщения приходят не только пенсионерам. «Мне тоже такое пришло, что сразу насторожило – что СМС пришло с одного номера, а звонить нужно на другой, и не указано было каким банком заблокирована карта. Когда позвонили на "горячую линию" Ощадбанка, там сказали, что это мошенники, и ни в коем случае не звонить на эти номера», – дополняет Ольга Т.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Гражданам Украины, запертым из-за карантина в "ДНР", усложняют получение украинских пенсий. В последние дни жители этих территорий говорят, что государственный "Ощадбанк" начал блокировать некоторые виды карт.

Сейчас эти люди в массе своей не покидают территории "ДНР" в сторону Украины - блокпосты не работают. И для многих единственным способом получить украинскую пенсию или соцвыплату является онлайн-банкинг "Ощада". Через который на территории "республик" разными хитроумными способами производится обналичивание денег.

Но в октябре у многих эта опция работать перестала. И не только у них - жалобы идут также от жителей подконтрольных территорий.

В "Ощадбанке" уже разъяснили, что действительно блокируют некоторые виды карт, у которых закончился срок действия. Исключение составили только специальные счета "для переселенцев", работу которых автоматически продлевают.

Но проблема в том, что многие себе оформляли обычные карточки, которые оказались заблокированными. И теперь без выезда на подконтрольную территорию вопрос не решить. Но сделать это можно только через Россию - что для многих очень дорого и к тому же, с точки зрения Украины, незаконно.

Разбирались, что происходит с работой "Ощада" для переселенцев и жителей неподконтрольных территорий.

Что происходит с картами для дончан

После того, как марте в Украине был объявлен карантин, банки массово продлевали сроки действия карт, по которым истекали сроки выпуска. Чтобы людям не приходилось лишний раз выходить из дома и подвергаться риску заражения коронавирусом. К тому же действовали ограничения в работе общественного транспорта и многие физически не могли добраться до отделений своих банков.

Эта проблема был не только украинской - потому рекомендацию об автоматическом продлении срока действия карт выдали международные платежные системы (VISA, MasterCard), и к ней прислушались банки по всему миру.

Автопродление действовало в среднем до начала сентября. В зависимости от решения каждого банка в отдельности, и от выбранных им групп клиентов.

Как рассказал "Стране" заместитель председателя правления "Ощадбанка" Антон Тютюн, действительно - сегодня одни пенсионные карты блокируются по сроку давности, а другие нет.

"Мы предоставили льготу - продление срока действия по просроченным картам - по тарифному пакету, рассчитанному на перемещенных лиц, а действие прочих просроченных карточек стали постепенно останавливать. Они проработали больше срока уже 5-6 месяцев. Из-за чего возникают разные риски, и риски мошенничества (с хищением средств) в том числе. Потому пришлось пойти на эти меры", - объяснил Тютюн.

Более конкретные цифры приводили на днях в Донецком областном управлении банка.

Чуть меньше половины банковских карт, выданных переселенцам по специальной программе "Мій рахунок. Мігрант" на данный момент фактически просрочены. Речь о 112 тысячах карточек - а всего в Донецкой области 274 тысячи пенсионеров со статусом переселенцев.

Эти карты уже перевыпущены автоматически и находятся в отделениях "Ощада". Но их оттуда никто не забирает, заявила на брифинге глава Донецкого областного управления "Ощада" Светлана Якивчик.

Скорее всего, речь о жителях "ДНР", которые не могут выехать через перекрытые блокпосты. Интересно, что по данным "Ощада", остатки на счетах таких карт составляют более двух миллиардов гривен.

"На сегодня 112 тысяч внутренне перемещенных лиц – это те, кто не получили платежные карты. То есть карты находятся в отделениях банка, срок действия их продлен, но клиенты по тем или иным обстоятельствам не смогли их получить, и они ожидают получения", - рассказала Якивчик.

Тем, чью карту нужно забрать, придет (или уже пришло) смс-сообщение.

При этом еще 30 сентября банк выпустил заявление, что старые карты "Мій рахунок" продлеваются до 1 ноября. "Если вы не смогли забрать свою новую карту в отделении, вы можете снимать средства и рассчитываться своей старой карточкой до 1 ноября 2020 года", - заявили в "Ощаде".

Пока неизвестно, будут ли карты автоматически аннулированы после 1 ноября или их снова продлят. Как сообщил "Стране" Антон Тютюн, этот вопрос будет рассматриваться в конце октября.

Другие карты по другим тарифным пакетам продлевать не будут. За ними нужно обратиться в отделение "Ощадбанка". Правда, и с теми, которые продлены, уже есть проблемы - они работают некорректно.

Проблемы с продленными картами

В соцсетях переселенцы, которые живут на подконтрольной территории, массово жалуются, что банкоматы "съедают" карты, которые должны действовать до ноября и в магазинах ими тоже не рассчитаться. Также некоторые жалуются, что при снятии наличных с пенсионной карточки ВПЛ снимаются проценты - 1% от снимаемой суммы, если снимать деньги чаще двух раз в месяц.

В самом "Ощадбанке" предупреждают, что не все банкоматы и терминалы могут принимать такие продленные карты.

"К сожалению, не все банки успели настроить свои банкоматы и POS-терминалы, ведь продолжение действия карт - это экстренная ситуация, которой никто не ожидал. Поэтому просим с пониманием относиться к таким моментам и повторить попытку в другом ближайшем терминале" - сообщается на сайте.

Также там пояснили ситуацию с процентами за снятие налички. Появились ограничение на получение налички из банкомата: не более 15 тысяч в месяц. В кассах отделений обещают выдавать деньги без ограничений.

"Согласно, тарифов, по тарифному пакету "Мій Рахунок" по картам Visa Classic, MC Debit Word, Муниципальная карта, Простир предусмотрен лимит на снятие средств в банкоматах украинских банков в размере 15 тыс грн. При этом операция проводится без удержания дополнительной комиссии. Снятие свыше установленного - 1%+5 грн. Также, банк предоставляет возможность совершать снятие в кассе банка без ограничения по сумме и дополнительной комиссии. Начиная с третьего раза - 1%+5грн" - пояснил представитель банка на странице "Ощада" в Facebook.


А что делать жителям "ДНР"?

Главная новость для населения неподконтрольных территорий - сервис "Ощад 24/7" будет работать по просроченным картам "Мій рахунок". По ним в основном оформлялись пенсионные счета людям со справкой временно-перемещенного лица.

В их список входят и жители неподконтрольных территорий, которым без такой справки пенсии не оформляют.

Что же до других карт "Ощадбанка", то они автоматически продлеваться не будут. И для их перевыпуска нужно будет ехать на подконтрольную территорию.

Как уже говорилось, у людей в ОРДЛО есть серьезные проблемы с перемещением. Далеко не все могут беспрепятственно добраться до отделений "Ощадбанка", потому остаются без денег.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014 10:00


Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.

Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

для беженцев – удостоверение беженца;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

- документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

- пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР - компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.

Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:

  • инвалидам с детства I группы, детям - инвалидам - 11903,51 руб.;
  • инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) - 9919,73 руб.;
  • инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет - 4959,85 руб.;
  • инвалидам III группы - 4215,90 руб.

По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).

Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.

Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.

Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.

Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.

Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.

Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.

В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.

По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

В российском законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение граждан страны, нашли отражения вопросы, связанные с пенсиями переселенцам в 2017 году. Граждане стран, бывших союзных республик СССР, могут рассчитывать на получение пенсии в РФ при условии соблюдения ряда требований. Соглашения между странами по этому вопросу было подписано ещё в 1992 году.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Стать обладателем российской пенсии могут и граждане других стран, решивших мигрировать в Россию для постоянного места жительства.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

На какую пенсию в России могут рассчитывать переселенцы?

При переезде в Россию пенсионеры вправе рассчитывать на своё пенсионное обеспечение в том случае, когда они становятся гражданами страны или получают вид на жительство в ней. Для граждан бывшего СССР существует упрощённый порядок получения гражданства РФ.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Согласно подписанным между государствами соглашениям, переселившиеся в Россию пенсионеры имеют право на получение пенсии такого вида, какого они получали её в стране своего прежнего проживания. Такие выплаты начисляются в соответствии с действующим в РФ пенсионным законодательством.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->


p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

При получении переселенцами пенсий в РФ прежние выплаты прекращаются. Переселенцы могут продолжать получать пенсии своих бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в российском законодательстве.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Какие переселенцы могут получать пенсию в России?

Право на страховую пенсию по старости в России имеют переселенцы с ПМЖ, или получившие гражданство РФ. Для этого у них должен быть:

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

  1. Страховой стаж не менее 7 лет.
  2. Индивидуальный коэффициент не ниже 9.
  3. Возраст, установленный российским законодательством. Сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

На уменьшение возраста, предусмотренного для выхода на пенсию, могут претендовать женщины, имеющие пять и более детей, а так же те, кто трудился на вредных производствах, перечень которых утверждается Правительством страны.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Пенсионные выплаты в РФ производятся только тем переселенцам, которые постоянно проживают на территории государства.

В тех случаях, когда пенсионные выплаты производятся на основании ПМЖ, срок их действия заканчивается вместе с датой пребывания иностранного гражданина на территории России.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Самый первый шаг при оформлении российской пенсии — сбор необходимых для этого документов. Их перечень утверждается специальным приказом, который издаётся Министерством труда РФ.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Обязательными документами для переселенца являются:

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство с указанием места регистрации
  • заявление установленного образца
  • страховое свидетельство ПФ РФ
  • выписка лицевого счёта в системе ОПС.

Полный список документов можно найти на сайте государственных услуг РФ. Подаются документы в территориальные ПФ или МФЦ по месту регистрации или фактическому месту жительства.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Подавать документы можно лично, через доверенных лиц или почтовым отправлением. Срок рассмотрения, установленный законодательством — 10 дней. Датой начисления считается день подачи заявления. Нельзя подавать документы раньше одного месяца до наступления пенсионного возраста.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Сохраняется ли пенсия за россиянами, эмигрирующими из страны?

Выезжающие на ПМЖ граждане России сохраняют право на получение пенсии. С 2016 года изменён порядок её получения. До выезда за пределы страны необходимо определиться с формой получения пенсии и подать об этом соответствующее заявление в ПФ РФ.

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Выезжающие за пределы страны граждане могут получить пенсию за 6 месяцев вперёд. Для таких авансовых платежей им необходимо написать заявление в ПФ. Ежегодно каждый гражданин, проживающий за пределами страны должен подтверждать факт того, что он жив пенсионному фонду. Оформляться он может бумагами особого образца у нотариуса.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Отсутствие таких документов автоматически прекращает пенсионные начисления. Для возобновления начислений пенсионеру придётся лично обратиться в ПФ с соответствующим заявлением.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Внутреннее переселение

Пенсии, начисляемые внутри страны, имеют региональные особенности. Они зависят от размера доплат местных органов власти, которые производятся к основному размеру пенсионного обеспечения. При смене места жительства переоформление пенсии производится в течение 3 дней после подачи заявления в ПФ.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->

Не теряют своих начислений жители Крайнего Севера, проработавшие в этих районах более 15 лет и в приравненных к ним районах не менее 20. Такие переселенцы сохраняют за собой право на получение повышенного размера пенсии.

мой стаж: в Казахстане 27лет, гражданка РФ с 2010 -работала неполные 3года, в наст время -работаю в Казахстане 4года. будет ли засчитан мой стаж, каков будет размер пенсии гражданина РФ при оформлении в 2017г?

В разделе «На какую пенсию могут рассчитывать переселенцы» есть фраза : Переселенцы могут продолжать получать пенсии свои бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в Российском законодательстве. Вопрос: Что это за пенсии?

На какую пенсию может рассчитывать гражданка — пенсионерка Республики Казахстан, имея ВНЖ в РФ?

Можно сохранить прежнюю казахстанскуюпенсию при получении ВНЖ в России

ПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – ИЗГОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?
Одним из главных критериев отбора кандидатов для участия в «Государственной программе переселения соотечественников в Россию» является обязательное наличие у них опыта трудовой деятельности (стажа работы по специальности) и квалифицированного образования.
Но, ни в самой «Программе», ни в приложениях к ней, ни в «Памятках для соотечественников, возвращающихся на Родину» нет правдивых сведений о том, что при достижении пенсионного возраста в России этих самых возвратившихся соотечественников ждет большой «сюрприз» — назначение им минимальной (социальной) пенсии, независимо от количества проработанных ими за свою трудовую жизнь лет.
Это связано с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), который и позволил приобрести вышеуказанный требуемый трудовой опыт, стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно они, ведь если не учитывать практически половину стажа работы (около 20 лет с институтом, время обучения в котором, например – мое, с 1973 по 1978 годы, которое и позволило приобрести вышеуказанное требуемое образование и квалификацию, в РФ с 2001 года стало считаться социально не значимым и, благодаря приданию закону обратной силы действия, тоже не стало включаться в стаж), то и пенсия начисляется как тунеядцу или рецидивисту – практически равная прожиточному минимуму пенсионера.
Пишу, основываясь, в том числе, на своем личном опыте: при моем стаже с институтом и армией — 42 года и коэффициенте зарплаты -1,1 (при максимальном – 1,2), пенсия мне назначена в размере 9 тыс. руб., что значительно ниже даже среднего размера пенсии в России, который в 2017 году составляет около 13,7 тысяч рублей).
Расчет, очевидно, на то, что возвратившиеся на Родину соотечественники столкнутся с вышеописанной ситуацией не сразу, а только потом, лишь при выходе на пенсию, но порядочно ли это скрывать от людей? «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ».
Считаю, что было бы гораздо справедливее, руководствуясь общечеловеческими нормами, принять, например, поправку к закону, позволяющую учитывать все-таки весь честно заработанный трудовой стаж или уплаченные страховые взносы возвратившихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников при определении размера их пенсии, в противном случае все громкие призывы о возвращении соотечественников на Родину так и останутся пустыми и обманными лозунгами.
Может быть, надо что-то менять?
А иначе, какие же мы соотечественники?

Аналитическая справка


В случае смены гражданства иного государства на гражданство РФ, у переселенца возникают такие же права в сфере пенсионного обеспечения, как и у остальных граждан РФ.

Пенсионным законодательством предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Оформление пенсии иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим ВНЖ в РФ

И для данной категории пенсионеров трудовая пенсия (пенсия по старости) в РФ может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Судя по определению, данному на сайте ПФР, под первой понимается обязательная часть государственного обеспечения, которая выплачивается даже тем, кто вообще никогда официально не работал. Вторая часть — накопительная — это те средства, которые человек добровольно отчислял в соответствующие фонды.

Размер страховой части определяется государством. В 2019 году минимальная пенсия в РФ установлена в размере 8 846 рублей. Размер накопительной — трудовым стажем, уровнем заработной платы, условиями труда и другими факторами.

Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать на получение пенсии в той же мере что и россияне. Другой вопрос, что начисляться она будет только с момента достижения пенсионного возраста, закрепленного в РФ (на 2019 год — 60 мужчины и 55 женщины). Далее возраст будет повышен.

Следует выделить особенности пенсионного обеспечения граждан Украины в РФ

В настоящий момент претендовать на получение российской пенсии по старости могут следующие категории украинских граждан: украинцы, имеющие ВНЖ; украинцы, получившие статус беженца. Пенсия людям, получившим статус беженца, назначается на срок действия выданного удостоверения. Граждане Украины, оформившие временное убежище в РФ, не могут рассчитывать на пенсию.

Чтобы с помощью вида на жительство оформить пенсию украинскому гражданину, нужно предоставить следующий набор документов: ВНЖ со штампом о регистрации; заявление о назначении пенсии; пенсионное дело и информацию о том, что выплаты пенсии на Украине остановлены. Если подобных документов на руках нет, то придется составить отдельное заявление. В нем пенсионер сам указывает срок прекращения выплат и обязуется выплатить сумму, переплаченную при назначении российской пенсии, если обнаружатся сведения о том, что указанный срок был занижен (например, пенсионер указал сроком последней выплаты ноябрь 2019 года, а из украинских пенсионных органов пришли сведения о выплате ему пенсии в декабре 2019).

Для тех украинских граждан с ВНЖ, которые впервые обращаются за пенсионным обеспечением, понадобится также СНИЛС, справки о стаже и среднемесячном заработке за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 года. Срок рассмотрения заявления — от 10 дней до 3 месяцев. По результатам проверки документов заявителю либо назначат пенсию, либо аргументируют отказ. Если пенсию назначат, то начислению будут производиться со дня принятия заявления.

Одним из важных документов при реализации пенсионных прав переселенцев является Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан из этих государств осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 7 этого документа, в момент переезда пенсионера из одной страны СНГ в другую начисление пенсии по прежнему месту жительства останавливается, если подобного вида пенсия существует в новом государстве. Размер пенсионных выплат пересматривается в соответствии с законами нового места жительства.

Соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Российских граждан ждет изменение начисления трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ноябре 2019 г.

По словам главы государства, изменения внесет соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный документ пропишет новые основания для зачисления трудового стажа для назначения пенсии.

Дело в том, что ранее россиянам не учитывали трудовой стаж, который они получали на территории других государств, входящих в данный союз. Однако теперь эта несправедливость будет устранена.

То есть стаж на территории данных стран (а в союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) теперь будет учитываться при начислении пенсии. Отныне работнику будет начисляться весь трудовой стаж, который он получил, работая в любой из стран, входящих в союз.

Особый интерес это соглашение вызывает у иностранных граждан, переезжающих на постоянное место жительства в РФ.

Основные нарушения прав переселенцев и проблемы, возникающие у них при начислении пенсионных выплат:

    Определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по российскому законодательству является место жительства в России.
    Лица, не имеющие регистрации по месту жительства, получают отказы в приеме заявлений на назначение любых видов пенсий. Усугубилось это положение после ужесточения законодательства за фиктивную регистрацию. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, не могут зарегистрироваться по месту жительства в арендуемом жилье.

  • Пенсионные органы зачастую не все периоды работы, внесенные в трудовую книжку, засчитывают в трудовой стаж. Причины при этом различные: ошибки в записях персональных данных, дат, номеров приказов, отсутствие расшифровки росписи сотрудника, произведшего запись в трудовой книжке, отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки и т.д. В результате люди могут вообще не набрать баллов для страховой пенсии. Основная масса пенсионеров–переселенцев получает минимальную пенсию.
  • Не принимаются документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, предоставляемые самими переселенцами. Нормативными актами определено , что заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
  • К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся:

    • справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
    • справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
    • архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

    Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Вместе с тем, повсеместно производятся обязательные запросы в государства прежнего места жительства по проверке трудового стажа.

    Ответы на них ожидаются от 3-х до 6 месяцев. Зачастую ответы вообще не приходят. На основании этого заявителю могут отказать в начислении пенсии или начисляют минимальную пенсию, а то и социальную, если позволяет возраст.

    1. Проблематично оформить в РФ пенсии переселенцам, проработавшим в прежних государствах во вредных условиях и на тяжелой работе. Зачастую им приходится это делать только по суду.
    2. Не начисляются пенсии пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Это происходит в результате того, что удостоверения, выданные уполномоченными органами в Казахской ССР в России не признаются.
    3. Известны факты отказа в назначении пенсий по выслуге лет по педагогическому стажу. Пенсионный Фонд следует указанию Минтруда РФ об отказах, заявителям приходится обращаться в суд. Суды, как правило, поддерживают пенсионеров.
    4. Имеются проблемы при начислении пенсий бывшим военным, сотрудникам МВД, МЧС, органов госбезопасности. Так, например, военные пенсионеры имеют право получать и вторую (страховую) пенсию, но условия ее получения с 2015 года сильно ужесточились.
    5. При назначении пенсии гражданам России- переселенцам из-за рубежа не учитывается их стаж работы за пределами России после 1991г.
    6. Поступают жалобы, что часто в клиентских отделах Пенсионного фонда РФ не разъясняют порядок начисления пенсий.
    7. Многие потенциальные переселенцы пытаются получить консультацию в пенсионных отделах до переезда. Но им отказывают в проверке записей в трудовой книжке, что позволило бы исправить имеющиеся ошибки.
    8. Возникают проблемы у граждан РФ, постоянно проживающих определенные периоды за рубежом, получающих пенсии этих государств проживания и возвращающихся на ПМЖ в РФ. В случае задержки при подаче заявлений на назначение пенсий в РФ (например, из-за длительных сроков получения внутреннего паспорта РФ, регистрации по месту жительства, неточностей в документах и др.) им отказывают в начислении пенсии за период от последней выплаты пенсии за рубежом до момента обращения в РФ.
    9. Сотрудники пенсионного Фонда считают, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимо пересматривать.

    Примеры:

    – Мать и дочь Г., участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, переехавшие из г.Алматы в Воронежскую область в 2017 г. в течение 2-х лет не могут добиться получения пенсии( мать по возрасту , а дочь по инвалидности) т.к. имеют в Воронеже лишь регистрацию по месту пребывания.

    В Казахстане они выписаны на ПМЖ, о чем имеются подтверждающие документы. Регистрации в других регионах они не имеют. В РФ у них нет собственного жилья, никто их по месту жительства не хочет регистрировать. Первоначально в государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда РФ в г. Воронеже у них приняли заявления, но потом вернули. Пенсионные дела, привезенные из Казахстана, находятся у гг.Г. на руках.

    – Муж и жена Р., переселенцы из Украины в Калужскую область- участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, обратились 16.02.2016 г. государственном учреждении –Управлении пенсионного фонда РФ в г.Обнинск, Калужской области по вопросу назначения им пенсии по старости . Им было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в РФ и не предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    – В. Е.И., переселенка в Калужскую область из Сумской области Украины, участник «Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Имеет две трудовые книжки.

    23 июля 2018г. обратилась в Управление ПФР в Малоярославецком р-не с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В решении УПФР отказались учесть трудовой стаж – 25 лет, записанный в трудовой книжке колхозника только на том основании, что на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки. В самой трудовой книжке указана дата приема на работу, это и есть дата заполнения трудовой книжки. В любом случае, указанный недостаток при заполнении трудовой книжки не означает ее недействительность. И не дает права при назначении пенсии не учитывать 25 лет трудового стажа работы в колхозе.

    – Н.Т.В. – переселенка из Казахстана, г.Москва. Отказано в приеме документов на назначение пенсии по старости из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

    – Д.В.В. – переселенец из Казахстана в г. Воронеж. Отказано в досрочном назначении страховой пенсии по льготному стажу. (Выиграно в суде).

    – Новосибирский областной суд изготовил решение по иску бывшего гражданина Казахстана Кузьмина И.М. к пенсионному фонду. Было доказано его право на льготную пенсию и на зачёт в трудовой стаж периодов работы в Республике Казахстан после 2002 г.

    – Л. Е.В.переселенке из Казахстана было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Она обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, указав в обоснование своих требований, что решением № ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Легаевой Елены Владимировны удовлетворить.

    – Д. Г. А., 1959 г.р. проработала в Казахстане с 1974 г. по 2017 г. В 2018 г. переехала в г. Хабаровск, как член семьи участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Размер пенсионных выплат составляет 6 666 руб. На данный момент подали документы на рассмотрение увеличения выплат до размера прожиточного минимума. Стаж работы был учтен только за период работы в СССР. 26 лет работы в Казахстане не засчитали.

    Справка подготовлена на основании обращений в исполком МОД «Форум переселенческих организаций»,
    в Институт стран СНГ и к депутату Госдумы РФ К.Затулину,

    Галина Рагозина, эксперт проекта

    Ноябрь 2019

    • Справка подготовлена в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда президентских грантов

    Читайте также: