Пенсионеры повышать свою грамотность

Банковские карты, банкоматы и не только

Старшее поколение остается очень уязвимым в мире современных финансов. Многие пенсионеры боятся пользоваться банковскими картами и уж тем более не доверяют электронным способам оплаты чего бы то ни было. Но, даже отгораживаясь от технологий века, они нередко становятся легкой добычей мошенников всех мастей. Становится очевидным: матчасть надо знать. Научить зрелых людей ориентироваться в реалиях, связанных с деньгами, призваны программы финансовой грамотности.


Фото: АГН «Москва»

Лапша на уши

Заведите в любом поисковике запрос «вложения для пенсионеров» — и вы поразитесь, сколько несуразных предложений с обещаниями баснословных прибылей выпадет. При этом авторы «выгодных» схем подчеркивают: варианты «строго для пенсионеров». Эта информационная деза носит массовый характер, и, похоже, без улова мошенники не остаются. К сожалению, люди старшего возраста плохо ориентируются в современных финансовых реалиях.

Не так давно по стране прокатились очередные мошеннические гастроли. Пенсионерам звонили из «собеса» и сообщали об обмене денег, предлагали «пойти навстречу» и осуществить операцию на дому, даже с некоторыми бонусами «как для ветерана». И слишком много пожилых людей на такое «выгодное» предложение купилось. Они очень наивны, наши душевные бабушки.

Не стоит обольщаться, что попасть на подобную удочку могут только представители старшего поколения «из простых». Моя знакомая — грамотный, активный человек, журналист — недавно повелась на незамысловатое мошенничество. Ей позвонили на домашний телефон якобы из Пенсионного фонда, «чиновница» представилась, назвала верные личные данные жертвы — имя, домашний адрес (это, конечно, еще и к вопросу о сохранности наших конфиденциальных сведений). Далее «чиновница» сообщила, что пенсионерке полагается денежная компенсация за то, что та не воспользовалась правом получить бесплатную путевку. Сумма возмещения звучала разумно, подозрений не вызвала. Дело было за малым — сообщить данные банковской карты, чтобы «Пенсионный фонд» смог перевести «причитающиеся» средства. Моя знакомая начала диктовать сведения, и тут ей на мобильный стали поступать тревожные СМС‑сообщения от банка о попытке некорректной операции. «Знаешь, я въехала в самый последний момент и не сообщила трехзначный код, а начала задавать уточняющие вопросы, — рассказала без пяти минут пострадавшая. — «Чиновница» сначала уверенным тоном несла чушь, потом явно разозлилась на мою настырность и бросила трубку». В той истории дело закончилось всего лишь блокировкой карты, которую банк вскоре перевыпустил. Реального списания средств, к счастью для моей знакомой пенсионерки, не произошло. Логично будет предположить, что далеко не все абоненты «чиновницы» вовремя остановились.

Можно «попасть на деньги» и без очевидного мошенничества. Так, один пенсионер обратился в банк за небольшим кредитом: что-то там на дачу надо было приобрести. Ему сообщили, что сроки рассмотрения заявки составляют три дня. Он вышел из офиса и буквально за углом увидел вывеску другого финансового учреждения, в котором ему выдали кредит моментально. Заемщик радовался своей предприимчивости, ведь он получил средства гораздо дешевле, чем в банке, всего под 2%. Он не понимал, что речь идет о двух процентах в день — это он так «удачно сэкономил» время и деньги в микрофинансовой организации (МФО). Оказывается, он и не слышал о такой разновидности финансовых институтов, не знал о дороговизне их кредитов.

Понятно, что пенсионеров надо учить ориентироваться в мире современных финансовых продуктов. На это нацелен в том числе федеральный проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Научи свою бабушку

Программа запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Просветительские мероприятия организованы практически по всей стране. Визитной карточкой проекта считается осенняя Неделя сбережений для взрослого населения, в рамках которой проводится много встреч, фокусированных именно на пенсионерах. К таким неделям дважды выпускались специальные газеты «Деньги и жизнь» и «Современный пенсионер», содержавшие базовые обучающие материалы: как пользоваться банковской картой, планировать бюджет, не переплачивать за кредиты — и бесплатно распространявшиеся, в том числе через почтовые отделения.

Но в этих «фирменных» неделях, объясняет директор Национального центра финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») Евгения Блискавка, возраст, заявленный в «шапке» мероприятия, не является жесткой привязкой. Столь же традиционной, как и неделя для взрослых, является Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. И в рамках этого марафона организаторы все равно ориентируются на пенсионеров. «Сопровождают детей на мероприятия обычно бабушки, — объясняет Блискавка, — они же вместе с внуками невольно становятся слушателями лекций и семинаров». Отметив этот естественный прирост аудитории, организаторы запустили для детей тренинг «Научи свою бабушку пользоваться банкоматом».

Формат мероприятий в рамках официального проекта Минфина самый разнообразный: от традиционных лекций, бесед, семинаров, выездных встреч в районных центрах до весьма креативных жанров. Так, в Алтайском крае для людей старшего возраста в общественных местах — в основном в крупных торгово-развлекательных центрах — проводились викторины под названием «Финансовая лестница», интерактивные тренинги. Дважды прошел одноактный спектакль «Финансовая безграмотность» на подходящую тематику, сценарий для которого создавался при участии регионального телеканала, а в качестве артистов были задействованы студенты местного института культуры. Перед спектаклем зрителей «разогревали» загадками и конкурсами на финансовую тему, а после него организовали со зрителями диалог по затронутым в постановке проблемам.

Иногда организаторы мероприятий выделяют узкие фокусные группы. Так, в Калининграде на регулярной основе работает программа для военных пенсионеров. А на Алтае в сотрудничестве с органами соцзащиты и Союзом пенсионеров на текущий год намечена серия встреч с одинокими пенсионерами, в том числе с целью их финансового просвещения.

От сберкнижки до биткоина

Но традиционными обучающими форматами остаются все-таки лекции, семинары, встречи. «Аудиторию старшего возраста интересует в основном, как сберечь свои деньги, — рассказывает Юрий Коробов, профессор, заведующий кафедрой банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В.Плеханова, читающий лекции в Университете старшего поколения. — Большинство их вопросов очень конкретные: можно ли потерять вложения в банке; как выбрать банк; чем отличается вклад от сертификата; как избежать рисков, связанных с банкоматом; как определить финансовую пирамиду. Но я был просто поражен интересом этих слушателей, казалось бы, к абстрактной теме — электронные деньги, в том числе биткоин. Это новый феномен нашего времени, я‑то полагал, что будет лишь вежливое внимание. Ничего подобного! Зря некоторые думают, что люди старшего возраста из всех возможных финансовых форматов признают только сберкнижки. Это очень активные люди».

Его коллега из Москвы, консультант-методист проекта Минфина «ВАШИ.ФИНАНСЫ.РФ» Татьяна Бандюк, подтверждает: «Интересы категории неработающих пенсионеров направлены на то, как уберечь себя от мошенников и куда правильно вложить свои кровные, чтобы не прогореть, но получить пассивный доход. Категория более активных пенсионеров желает, кроме названных вопросов, узнать, где можно приложить свои знания и опыт, возможно, подучиться и оставаться по-прежнему востребованными в обществе, иметь официальный заработок и повышать свою финансовую грамотность, в том числе и чтобы не отставать от своих детей и внуков».

Евгения Блискавка выделяет основные направления интересов слушателей старшего поколения. Во-первых, «Правила финансовой безопасности» — как распознавать финансовые пирамиды и мошенников, предлагающих финансовые (и не только) услуги. Во-вторых, «Финансы онлайн» — как пользоваться онлайн- сервисами банков, сайтами оплат, как получить удаленный доступ к услугам. В‑третьих, «Как не залезть в долги» — правила выбора кредитов, займов, информация об опасности МФО. В‑четвертых, «Социальные льготы, выплаты, бережное потребление» — какие на местном уровне есть возможности для пенсионеров меньше тратить или получать компенсации. В‑пятых, «Финансовая грамотность в ЖКХ».

Учат пенсионеров всем этим финансовым премудростям, судя по всему, очень неплохо. «Вечная студентка» саратовского Университета старшего поколения (посещает занятия уже много лет) Нина Сергеевна К. так объяснила, почему перенесла наш разговор на более позднее время: «Я была у приболевшей подруги. Так за время визита еще и оплатила все ее квитанции через онлайн-сервис банка. Сама я уже давно так оплачиваю свои счета. А когда выбирала банк, чтобы открыть депозит, сравнила множество банков по интересующим меня параметрам — меня в университете научили, на что нужно обращать внимание». К числу лекций, которые ее особенно заинтересовали, она отнесла и вопросы наследства: «На какую удочку ловятся многие мои ровесники? На дарственную на квартиру: мол, подпишите, а уж мы будем за вами до конца дней ухаживать. Нам на семинаре четко разложили по полочкам наследственное законодательство».









ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Влияние информационных технологий на человека с каждым годом растет. Уже сегодня трудно представить какую-либо деятельность без использования информационных технологий.

Активное формирование и развитие информационной среды способствует ускорению всех процессов в человеческой деятельности. Результатом является возникновение новых требований и определенных условий жизни, к которым человек обязан приспособиться [3, c .23].

Особенно трудно адаптироваться к новым изменяющимся условиям, такой возрастной группе, как пожилые люди. Но включение пожилых людей в информационную среду важно как для пожилого человека, так и для общества. Сегодня активно происходит старение населения, только по данным статистическим данным РФ доля пожилых людей из всего населения за 2017 год по предварительным данным составляет 23,8 %. Доля пожилых людей по Ульяновской области за 2016 год составляет 27,8 %.

Так основные проблемы пожилых людей связаны с ухудшением здоровья, с финансовыми трудностями и с социальной адаптацией. По статистическим данным, полученных из социологического исследования, в ходе которого определилась доля активных пользователей сети Интернет (заходят в интернет не реже 2 раза в неделю) за 2017 г. по РФ - доля пожилых людей от 55 до 59 лет составляет 6,6 %, от 60 до 72 — 5,3 %.

Доля пожилых людей, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг за октябрь-ноябрь 2017 года составила от55 до 59 — 11,3%, от 60 до 72 — 5,7 % [1, c .26].

Эти статистические данные показывают недостаточную включенность пожилых людей в информационное пространство. И если не решать эту проблему, то пожилые люди окажутся в информационной изоляции, что приведет к усугублению и обострению их проблем социально-психологического и материального характера.

Именно поэтому есть необходимость в формировании у пожилого человека информационной грамотности, и если этого не делать, то пожилой человек не сможет организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит, повысить общий интеллектуальный уровень [2, c .276].

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. 164-р [4] рассматривает приоритетные направления государственной поддержки граждан старшего возраста:

- стимулирование занятости граждан пожилого возраста посредством создание условий для обучения компьютерной грамотности (также прописано в ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») [6];

- повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста;

- обеспечение доступа пожилых людей к информационным и образовательным ресурсам; развитие современных форм социального обслуживания;

- формирование условий для организации досуга граждан пожилого возраста.

Также существует государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [4].

В настоящее время социальная политика РФ выделяет такие приоритетные задачи в аспекте включения пожилых людей в информационную сферу, как:

- содействие в использовании гражданами пожилого возраста компьютерных и информационных технологий для успешной социальной адаптации в информационной среде;

- содействие информированию граждан пожилого возраста о возможностях реализации их прав посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий;

- содействие в получении гражданами пожилого возраста государственных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая единый (региональный) портал государственных и муниципальных услуг;

- вовлечение граждан пожилого возраста в общественно значимую деятельность современного общества через информационно-телекоммуникационные ресурсы, в том числе организация их просвещения, досуга, повышения уровня социальной активности; формирование позитивного образа открытости органов государственной власти.

В рамках постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» действует подпрограмма «Старшее поколение», целью которой является обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным ресурсам. Подпрограмма ориентирована на увеличение доли неработающих пенсионеров, прошедших курс обучения компьютерной грамотности (обучение компьютерной грамотности 50 тыс. неработающих пенсионеров в год). Программа реализуется с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года.

В настоящее время реализуется программа, целью которой является повышение качества жизни и работы граждан, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Основные ее положения закреплены в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», в которой реализуются следующие подпрограммы:

- Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе;

- Безопасность в информационном обществе;

- Информационное государство. В рамках данной программы реализуется федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2019 годы».

Компьютерные курсы для людей третьего возраста призваны не только снизить «межпоколенческие» различия, но и помогут социально адаптироваться к сложившимся условиям, самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Таким образом, обучение компьютерной грамотности лиц старшего возраста обеспечивает:

- доступность государственных социальных услуг и услуг, предоставляемых различными организациями и учреждениями;

- преодоление барьеров в общении [7].

Типичные программы обучения компьютерной грамотности людей старшего возраста включают в себя занятия по освоению первичных навыков работы на персональном компьютере такие как:

- знакомство с персональным компьютером, программами Word, Excel, PowerPoint;

- знакомство с возможностями сети Интернет (освоение электронной почты, поисковых систем, знакомство с электронными приемными государственных и негосударственных социальных учреждений, способами заказа и оплаты различных услуг, записи в поликлинику, поиска нужной информации и т. д.);

- знакомство способами общения в Интернете посредством программ Skype, популярными социальными сетями, общение на форумах, блогах.

Исходя из вышесказанного, мы можем условно определить области применения информационной грамотности пожилых людей, используя некоторые направления социальной активности пожилых людей, которые мы можем преобразовать. Информационная грамотность в нашем понимании определяется навыками использования пожилыми людьми компьютера, также знание и умение работать с информационными порталами и сайтами, которые направлены на упрощение и реорганизацию бытовых операций, практическую значимость которых нельзя переоценить. То есть условно навыки использования пожилыми людьми разделим на следующие сферы их влияния на социальную активность, такие как:

- познавательно-трудовая, которая характеризуется стремлением пожилого человека к саморазвитию и к приобретению новых знаний и навыков, таких как изучение основных свойств ПК, использование государственных услуг в электронном виде (оплата ЖКХ, электронная запись на прием к врачу, а также государственные услуги Пенсионного фонда);

- финансовая, которая характеризуется информационной грамотностью пожилого человека в сфере использования денежных средств и методов работы с ними, например, освоения пожилыми людьми онлайн-шопинга (покупка в сети лекарств, билетов на театрально-концертные мероприятия, бытовых товаров, электроники и одежды), онлайн-банкинга (денежные переводы через интернет);

- коммуникативная, которая направлена на поиск и восстановление связей, контактов, необходимых для реализации деятельности, для этого используют различные социальные сети, серверы, программы для общения (электронная почта, Skype и др.). Таким образом, социальная активность пожилых людей в информационной среде рассматривается в познавательно-трудовом, финансовом, коммуникативном аспекте. Стоит отметить, что при обучении лиц пенсионного возраста компьютерным технологиям используется помощь специалистов, а также предоставляются технические средства для получения доступа к социально-значимой интернет-информации.

И важно, чтобы пожилые люди стремились к получению информационной грамотности или же других новых навыков и умений, для появления и сохранения позитивного отношения к себе и окружающим.

1.Морозова Е. Г. Быть современным есть возможность / Е. Г. Морозова // Социальная работа. – 2009. – № 5. – С. 26–30.

2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651с.

3. Штир К. Пожилые в информационном и коммуникационном обществе – новые задачи для Бюро пожилых / К. Штир // Компьютерное образование пожилых: опыт Европы. – СПб.: Питер, 2007. – С. 21.

Пару месяцев назад моя 65-летняяя соседка поинтересовалась, можно ли в ее возрасте научиться пользоваться компьютером. Сначала я удивилась, так как знаю, что она давно не работает, а пенсия не позволяет покупать дорогостоящую технику, но на ее вопрос ответила утвердительно, поскольку за долгие годы преподавания сама многократно была свидетелем того, как люди старшего возраста вполне успешно осваивали новые технологии на моих компьютерных курсах.

Оказалось, что пожилая дама хотела научиться пользоваться интернетом, а слово «компьютер» произнесла потому, что не вполне понимает, что есть еще планшеты, смартфоны и другие устройства. Тогда я как раз покупала новый смартфон – в итоге старый сменил хозяйку, а моя соседка пополнила ряды интернет-пользователей.

Учиться никогда не поздно

Для меня странно, что еще находятся люди, считающие будто пожилым незачем напрягать мозги и учиться обращаться с гаджетами, мол, им и телевизора с радио из розетки за глаза хватит. Возможно, так рассуждают те, кто и в свои далеко не преклонные годы уже перестали интересоваться новым и стремиться к саморазвитию?

Возраст — не помеха для обучения в какой бы то ни было сфере! Утверждаю это как педагог. В этой связи могу вспомнить замечательные слова Генри Форда: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни — это сохранять свой разум молодым».

Не всё так просто

Что касается информационных технологий, не могу не признать, что определенные трудности у поколения 55+ в их освоении прослеживаются. Молодое поколение выросло в окружении современной техники и разнообразных гаджетов, впитало знания по обращению с компьютером чуть ли не с детсадовского возраста. Пожилым людям приходится куда тяжелее: незнание базовых понятий затрудняет восприятие, многие испытывают сложности с усвоением новой информации из-за того, что она никак не соотносится с их предыдущим опытом, сомневаются в своих способностях, потому что, к сожалению, не всегда получают поддержку своего окружения.

Была бы цель…

Однако все преграды преодолимы, если есть цель. Без мотивации не видать успеха никому и ни в одном деле! И что с того, что человеку давно не 18? Если пенсионер еще сомневается, стоит ли изучать современные технологии, то он просто не понимает, какие преимущества дает умение пользоваться компьютером и интернетом.

Если вы не смогли заинтересовать своих бабушек и дедушек, то, возможно, просто плохо объяснили преимущества интернета. Чем можно заинтересовать старшее поколение? Интернет позволяет:

  • удобно делать покупки в интернет-магазинах с доставкой на дом;
  • зарегистрироваться на портале госуслуг, где можно записаться в поликлинику и, не выходя из дома, отправлять заявления и другие запросы в самые разные инстанции;
  • оплачивать услуги ЖКХ, всевозможные пошлины и налоги, попусту не теряя время в очередях на почте или в банке (хотя для кого-то очереди – это нелишнее общение, которого старшему поколению иногда так не хватает);
  • быстро найти информацию о нужном лекарстве и аптеке города, в котором оно стоит дешевле;
  • сократить расстояние с родными и знакомыми в социальных сетях или воспользоваться бесплатной видеосвязью для звонков в любой город или страну.

А тем, кто достиг уровня уверенного пользователя, новые знания помогут и прибавку к пенсии получить — пенсионеры вполне могут работать удаленно: делать переводы, выполнять корректуру текста, писать статьи и даже создавать собственные сайты.

И это помимо чтения книг, новостей, поиска единомышленников и расширения знаний о мире.

Окно в новый мир

Думаю, этих причин достаточно, чтобы преодолеть страх освоения нового и начать постигать азы компьютерной грамоты.

Кстати, моя соседка, о который я упоминала в начале своего рассказа, уже вовсю серфит по просторам рунета. Смотрит прогноз погоды, читает новости, а также информацию о бесплатных культурных мероприятиях, тем самым планируя свой досуг. И в очередях с квитанциями больше не стоит — оплачивает все коммунальные услуги онлайн.

Другая знакомая пенсионерка не вылезает с кулинарных форумов, чуть ли не каждый день балует своих двоих внуков новыми лакомствами, приготовленными по вычитанным там рецептам. Еще одна дама, которой уже за 70, активно общается по Скайпу с друзьями и родственниками из других городов, пользуется соцсетями, заказывает по интернету товары, а недавно вдобавок к ноутбуку обзавелась еще и планшетом.

Освоение компьютерных технологий открывает старшему поколению целый мир — общения, творчества, развлечений, обучения новому. Старость отступает, когда человек живет насыщенной, полноценной жизнью, и современные гаджеты помогают сделать ее таковой!








Впрочем, желание овладеть этими навыками есть у многих: по подсчетам специалистов, пожилых людей, которые хотят и готовы учиться, – 10 миллионов. Более того, в последние годы в России появилось новое поколение пенсионеров – грамотных и подкованных по части информатики и цифровых технологий. Убедиться в этом можно было на IV Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров, который прошел в Москве в сентябре.

Пять дисциплин многоборья

Организаторами и идейными вдохновителями столь необычного соревнования выступили: общественная организация «Союз пенсионеров России», филиалы которой есть во всех российских регионах, и Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

Первый чемпионат прошел в Вологде в 2011 году. Кстати, зарубежных аналогов таким компьютерным соревнованиям нет. В этом году в российскую столицу приехали пенсионеры из самых разных уголков страны – из Нижнего Новгорода, Башкирии, Татарстана, Амурской, Ярославской, Курской, Тамбовской областей, Ставропольского и Приморского краев (всего из 59 регионов). Во всероссийском финале участвовали более 130 человек – по два победителя отборочных региональных соревнований, продвинутые пользователи компьютера и новички, которые только окончили специальные курсы компьютерной грамотности для пенсионеров.

И те и другие мерялись силами в пяти дисциплинах многоборья: создание собственной презентации «Визитная карточка» в PowerPoint, работа с текстовыми редакторами, поисковыми системами, порталом «Госуслуги.ру», в управлении личным кабинетом коммерческого банка. Некоторые задания были бы сложными и для более молодой аудитории: например, предлагалось с помощью поисковика «Яндекс» найти все объекты Кремля и описать их; форматировать заданный текст по образцу; через портал госуслуг найти информацию о том, как записаться на прием к врачу; оплатить квитанции. Организаторы уверяют, что уровень сложности конкурсных заданий был значительно выше, чем в предыдущие годы, причем с инициативой усложнить программу выступили сами же пенсионеры-участники. В итоге победителем стала команда Астрахани, второе место заняли москвичи, а третье – команда Ставропольского края.


Герои дня

Самыми старшими участниками соревнований были 85‑летний москвич Валентин Алексеевич Анцышкин и 73‑летняя Марьям Мухаметовна Янбулатова из Башкортостана. Она вышла на пенсию только в прошлом году, всю жизнь проработала учителем физики в школе и на чемпионате выступала как продвинутый пользователь. «Мне пришлось самой научиться пользоваться Интернетом для дополнительного образования и поиска материалов для уроков. Но теперь я чувствую себя вполне уверенно в мире информационных технологий, – рассказывает Марьям Мухаметовна. – Сегодня в моих планах – виртуальный туризм, общение по Интернету с друзьями и родными, хочу создать свой сайт и научиться пользоваться порталом госуслуг».


«Благодаря компьютерным курсам, которые я окончил в прошлом году, я узнал, что компьютер обладает такими возможностями для самообразования, которые мне и не снились, – поделился другой участник соревнований, 75‑летний москвич Валентин Павлович Беликов. – Компьютер стал моим другом и помощником во всем».

Где найти курсы

Интернет и современные цифровые технологии действительно могут реально помочь пожилому человеку решить массу ежедневных проблем и дать ему возможность почувствовать себя, что называется, в центре событий, не выходя из дома. Ведь с помощью Интернета можно читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и спектакли, общаться с родственниками и друзьями, живущими в других городах и странах, путешествовать по виртуальным туристическим маршрутам, посещать виртуальные лекции и презентации лучших специалистов в самых разных областях знаний… Можно записаться на прием к врачу в районную поликлинику, оплачивать коммунальные и прочие платежи, контролировать свои накопления и расходы, пользоваться государственными и муниципальными услугами, продолжать трудовую деятельность и найти себе новое дело по душе.

Но у любого пенсионера, желающего освоить компьютерную грамоту (прямо скажем, не такую уж и сложную), сразу возникает вопрос: куда пойти учиться и бесплатно ли учат пожилых студентов? На сегодняшний день крупнейшей региональной сетью образовательных площадок, где пенсионеры могут бесплатно освоить навыки работы за компьютером и в Интернете, являются «Университеты третьего возраста», организованные по инициативе и при участии Союза пенсионеров России (СПР) в более чем 40 регионах страны. Ежегодно только компьютерной грамотности в них обучается порядка 15 тысяч пенсионеров. В регионах просвещением представителей старшего поколения занимаются разные организации – благотворительные фонды, отделения Пенсионного фонда РФ, – где-то обучение можно пройти в центрах социальной защиты, на базе школ, лицеев, профессиональных колледжей и вузов, где-то у крупного бизнеса есть свои программы для пенсионеров. Преподаватели – чаще всего волонтеры: старшеклассники, студенты, банковские служащие, социальные работники. Поэтому если вы пенсионер, можете смело обращаться в местное региональное отделение СПР, Пенсионного фонда, в центр соцзащиты. Даже если там не учат, то обязательно подскажут, где и как попасть на компьютерные курсы.


Грамотность – это не просто умение красиво и без ошибок писать и читать. На самом деле ее можно рассматривать намного шире, например, как возможность постоянно расширять свои личные возможности и развивать свой потенциал. Но в любом случае на практике грамотность будет проявляться именно в умении без ошибок выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Мы уже говорили о том, нужна ли грамотность в современном мире и почему важно быть грамотным, поэтому не будем повторяться. В сегодняшней статье мы хотим рассказать об эффективных способах повышения грамотности. Они не только подойдут каждому человеку, но и позволят повысить уровень грамотности очень быстро, не тратя на это много времени и сил.

Грамотность очень тесно взаимосвязана с расширением кругозора, развитием красноречия и повышением эрудированности, так что если начать уделять внимание чему-то одному, автоматом будет улучшаться и другое. Отсюда и следует первый и главный совет на тему повышения грамотности – получать знания из книг. Но какими должны быть книги? Что лучше читать?

Чтение для повышения грамотности

Мы уже не единожды говорили о том, что лучшим способом повысить уровень своей грамотности является чтение. Оно расширяет кругозор, обогащает знания, делает умнее. Однако читать для этого нужно не что попало, а конкретную литературу. Перечислим то, что, как нам кажется, способствует повышению грамотности в большей степени:

  • Классическая литература. Чтобы определиться с тем, к книгам каких авторов стоит обратиться, достаточно вспомнить школьную программу. Далеко не каждый может похвастаться тем, что прочел все произведения из нее. Вспомните, читали ли вы Толстого, Пушкина, Достоевского, Булгакова, Есенина? Если нет, берите любое произведение и начинайте пополнять свои знания. Естественно, можно взять на заметку и книги зарубежных классиков, таких как Гюго, Кафка, Стендаль, Ремарк, Шоу, Драйзер и другие. Кроме того, иногда можно перечитывать любимые произведения, а также читать хороших современных авторов, например, Акунина, Гэлбрейта, Брауна, Пелевина и т.д.
  • Техническая и профессиональная литература. Для повышения грамотности рекомендуется читать книги из области своих профессиональных интересов. К таковым относятся всевозможные справочники и словари, патенты и инструкции, чертежи и схемы, доклады и рефераты, журналы и альманахи, касающиеся того, чем вы занимаетесь по работе. Изучая подобные материалы, вы будете повышать свой профессиональный уровень и получать уникальные знания, а заодно заполнять пробелы в правописании и манере изложения.
  • Аудиокниги. Пусть этот вид литературы и не совсем соответствует понятию «чтение», но такие книги не менее полезны, чем традиционные варианты. Большой популярностью они пользуются среди тех, у кого есть проблемы с расстановкой знаков препинания. Слушая профессиональных дикторов, у которых поставлена речь, способных качественно передавать интонации, вы, сами того не замечая, начнете намного лучше разбираться в пунктуации. Другое удобство аудиокниг состоит в том, что их прослушивание можно совмещать с любыми другими делами: вождением автомобиля, уборкой, готовкой, прогулкой по улице. Сами же книги могут быть как художественными, так и обучающими.
  • Специальная литература. Здесь имеются в виду книги, повышающие грамотность. Они рассчитаны специально на улучшение показателей грамотности. Конечно, такая литература больше подходит для людей, профессионально занимающихся написанием текстов, редактурой и корректурой, но и «обычным» людям для общего развития почитать их не помешает. А что касается авторов, то советуем обратить внимание на таких мастеров слова как Розенталь и Мильчин, а также книги «50 приемов письма» Роя Кларка, «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера, «Как писать книги» Стивена Кинга и «Слово живое и мертвое» Норы Галь.
  • Тематические интернет-ресурсы и подписки. На просторах Всемирной паутины можно найти множество интересных, в том числе и бесплатных материалов по повышению грамотности, начиная форумами и справочниками и заканчивая занятным интерактивным контентом – играми, тестами, разными заданиями. Возьмите на заметку сайты Gramota.ru, Mogu-pisat.ru, Vsrussian.com, Pushkininstitute.ru, Яндекс.Спеллер, Orfogrammka.ru и Therules.ru, где можно как проверять тексты, так и обучаться в режиме онлайн. Сюда же можно отнести рассылки с полезной теоретической и практической информацией. Тем же, кого с грамотностью связывает работа, будут очень полезны рассылки от сайтов Glvrd.ru, Redaktoru.ru и Milchin.reaktoru.ru.

Чтение любых из указанных материалов (а еще лучше – комплексное их чтение) – верный путь к повышению грамотности. Но важно не только это, ведь полученные знания в обязательном порядке необходимо закреплять. А для закрепления знаний нужна практика. Давайте поговорим о том, какая практика подойдет в нашем случае.

Закрепление грамотности

Что подразумевается под практикой, когда речь идет о закреплении грамотности? Все предельно просто – это многократное повторение и запись слов, чтение и выделение знаков препинания. А использовать для этого можно несколько эффективных инструментов:

  • Орфографическое чтение. Эта удивительно полезная техника помогает в кротчайшие сроки запоминать, как правильно пишутся слова. Смысл состоит в том, что вы вслух очень медленно читаете слова, проговаривая их по слогам и как можно четче произнося каждую букву. Для большей эффективности слова рекомендуется записывать – тогда они будут запоминаться еще быстрее (кстати, именно орфографическое чтение используют педагоги в школах, когда начинают давать ученикам первые диктанты).
  • Тесты по русскому языку. Такие тесты представляют собой аналоги тестов по ЕГЭ и идеально подходят для самопроверки, получения новых знаний и повышения уровня грамотности. Разные варианты тестов можно найти как просто в Интернете, задав подходящий поисковый запрос, так и на специализированных сайтах, таких как бюро копирайтинга Textbroker, биржа копирайтинга Miratext, биржа контента Turbotext, биржа комментариев и социального продвижения QComment и других.
  • Учебные пособия. Поищите в закромах или сходите в книжный магазин и купите несколько учебников по русскому языку – таким образом вы очень быстро решите проблему практики проверки и повышения грамотности. В учебниках вы найдете массу заданий, а также все необходимые для усвоения правила русского языка. При необходимости можно повторить разделение по родам, падежи, времена глаголов, паронимы и прочие темы.
  • Онлайн-ресурсы. Выше мы уже назвали несколько полезных сайтов, с помощью которых можно проверять и улучшать свою грамотность. Но к ним можно добавить и сайты, специализирующиеся конкретно на диктантах, тестах и прочих проверочных инструментах. Это такие сайты как ЯРУС, Best-language.ru, Mosmetod.ru и, конечно же, сайт известного ежегодного спецпроекта «Тотальный диктант» Totaldict.ru, где представлены подробные разборы всех проведенных ранее диктантов. А если вам хочется просто проверить уровень своей грамотности, может воспользоваться для этого тестами ЕГЭ на сайтах Академия ЕГЭ и Examen.ru.
  • Репетитор. Занимаясь самостоятельным повышением грамотности, очень легко упустить нечто важное, но если рядом есть профессиональный помощник, вероятность это сводится практически к нулю. Именно поэтому полезно заниматься с репетитором. Найти опытного педагога можно среди своих знакомых или по объявлениям. Также можно дать объявление о поиске репетитора и самому. Кстати, сегодня у любого желающего есть прекрасная возможность заниматься с учителем, не выходя из дома, ведь многие педагоги проводят занятия онлайн с помощью специальных программ, к примеру, Skype.
  • Игровая деятельность. Когда наскучивает читать книги и сидеть за учебниками, а от экрана компьютера устают глаза, но заниматься все же хочется, можно поиграть одному, с друзьями или с кем-то из домочадцев. Повышению грамотности способствуют такие игры как «Телеграммы», «Кот Ученый», «Виселица», «Из мухи в слона», «Балда» и т.п. Но если вы не помните или не знаете правила, придется провести в Интернете еще несколько минут. А вместе с играми можно самостоятельно проводить домашние викторины или даже организовать «Поле чудес». При желании можно на время стать корректором: если у вас есть дети, перечитывайте их письменные работы по русскому языку и литературе, устраивайте домашние диктанты, а затем проверяйте их. Кстати, и в Сети можно найти множество текстов для проверки, для чего достаточно просматривать статьи разных авторов на разных сайтах, перечитывать их и искать ошибки.

Выполняйте эти рекомендации по закреплению грамотности, чтобы быстро запоминать всю новую информацию. А в дополнение к ним предлагаем еще несколько вспомогательных советов и парочку полезных упражнений.

Упражнения и советы по развитию грамотности

Чтобы повысить уровень своей грамотности, можно приобрести сборник заданий для подготовки к экзаменам и ежедневно выполнять задания из него. Однако тут есть одна небольшая загвоздка: задания из подобных сборников зачастую требуют немало времени и усилий, а также серьезной доли усидчивости для своего выполнения. Если для вас это не проблема, планируйте график и смело приступайте к занятиям, но если по какой-то причине на повышение грамотности у вас есть совсем немного личных ресурсов, обратитесь к представленным ниже упражнениям.

Всего мы расскажем о двух упражнениях. Они на самом деле очень полезны и эффективны, хотя на их выполнение вам понадобится всего 15-20 минут в день. Единственное условие для получения результата – это ежедневные занятия. Но задания так просты, что даже очень занятой и ленивый человек запросто сможет выполнять их регулярно. Итак, вот эти упражнения:

  • Найдите в Интернете какой-нибудь сборник слов и фраз для списывания (или сборник словарных диктантов), возьмите тетрадь или блокнот и выписывайте в него любые понравившиеся отрывки – просто берите и переписывайте. В этом упражнении задействуется моторная память, благодаря чему ваш мозг будет запоминать, как пишутся сложные слова и предложения. Чтобы усложнить задание, можно сначала читать предложение, затем повторять его по памяти, потом повторять его по принципу орфографического чтения, после чего записывать и проверять, не допустили ли вы ошибок.
  • Возьмите любой журнал или газету и цветной маркер для выделения текста. Начинайте читать любую статью и выделяйте маркером все слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку, а также слова, значения которых вы не понимаете либо понимаете не до конца. С помощью данного упражнения вы будете заранее предупреждать ошибки в написании и произношении разных слов и расширять словарный запас. Кстати, данное задание удобно совмещать с составлением собственного словаря: записывайте в блокнот все термины и понятия, которые кажутся вам интересными, а на досуге перечитывайте их и повторяйте значения.

И теперь давайте поговорим о советах, которые тоже станут вам верными помощниками на пути повышения грамотности:

  • Про чтение мы уже говорили, поэтому здесь лишь дополним, что уделять ему нужно как можно больше времени. Начать читать какую-нибудь книгу лучше уже прямо сегодня, ежедневно заполняя свободные временные окна этим занятием. Будет просто великолепно, если вы сможете прочитывать хотя бы одну небольшую книгу в две недели. Для этого нужно уделять чтению 1 час утром и 1 час вечером.
  • На тему письма мы тоже уже беседовали, так что и здесь только дополним: хотя бы по 15 минут утром и вечером выделяйте на ведение записей. Это может быть переписывание текстов или небольшое эссе о прошедшем дне. Если вы работаете за компьютером – печатайте в MS Word. Главное использовать как можно больше разных слов, а затем проверять правописание.
  • Регулярно занимайтесь самопроверкой. При малейших сомнениях в произношении, написании или значении того или иного слова обращайтесь за помощью к словарям. Да, это может отнимать некоторое время, но лучше потратить пару-тройку лишних минут, чем оставаться в неведении. Плюс не стоит забывать, что багаж ошибок копится точно так же, как и багаж знаний.
  • Пользуйтесь приложением «Слово дня». Это приложение – вроде бы сущая мелочь, но ежедневно эта мелочь будет пополнять ваш словарный запас на одно новое слово в автоматическом режиме, причем вы будете знать и его правильное написание, и значение. Представьте, что за год в вашем лексиконе появится 365 новых слов, и это абсолютно без усилий с вашей стороны!
  • Заучивайте ежедневно по одному новому правилу. Скачайте или купите пару учебников русского языка или сборник правил. Каждый день изучайте одно правило, проверяйте, как оно работает на практике, после чего обязательно занимайтесь самопроверкой. Также каждый новый день повторяйте правило прошлого дня, а в конце недели устраивайте себе тест на знание освоенных за неделю правил.
  • Проверяйте и редактируйте все, что пишите. Это касается не только тех же диктантов или записей отрывков текстов из сборников для списывания, но вообще всего, что приходится писать. Сюда относятся смс, сообщения в соцсетях и мессенджерах, комментарии. Даже если это переписка с другом, старайтесь писать правильно. Поверьте, такая привычка сослужит вам отличную службу.
  • Ведите таблицу стиля. О ней говорит в своей книге «Писателями не рождаются» американская писательница Джен Ягер. Способ предназначен для улучшения качества письма, а суть его состоит в том, что вы делите лист на две части: в левой записываете все слова, где часто совершаете ошибки, а в правой – все, что относится к грамматике и употреблению слов.
  • Занимайтесь игровой деятельностью. Помимо игр, о которых мы уже упоминали, есть и другие игровые варианты повышения грамотности, позволяющие совмещать приятное с полезным. Рисование, лепка из пластилина, вышивание, составление слов из магнитов (например, вместе с детьми), разгадывание кроссвордов и сканвордов, решение головоломок, шарад, анаграмм и ребусов – вот лишь несколько способов стать умнее.
  • Еще один отличный вариант повышения грамотности – прохождение специализированных курсов. На помощь снова приходит вездесущий Интернет, где сегодня можно найти огромное количество хороших курсов по развитию грамотности (например, онлайн-программа «Русский язык» от 4Brain). Один-два хороших курса вполне способны восполнить пробелы в знаниях почти по всей школьной программе.
  • Хорошую поддержку при работе с текстами оказывают онлайн-словари – справочники с информацией по правописанию любого слова или словосочетания. Среди лучших словарей мы можем выделить Wordsonline, Alfavit.dljavseh.ru, Povto.ru.

Таким образом, мы с вами рассмотрели почти все возможные варианты быстрого повышения грамотности самостоятельно. И, подводя итог статье, хочется лишь заметить, что если вы поставите перед собой цель стать действительно грамотным человеком (кстати, почитайте нашу статью «Что значит быть грамотным в современном мире»), вы в любом случае сумеете ее достичь.

В этом деле, как, впрочем, и в большинстве других жизненно важных задач, все зависит исключительно от вас, а точнее от ваших личных качеств, таких как целеустремленность, работоспособность и дисциплинированность. Помните, что важнее всего постоянно работать над собой, применять для повышения грамотности разные способы и их модификации, проверять себя и непрестанно желать становиться лучше и умнее.

Желаем вам удачи! Мы уверенны, что у вас обязательно все получится!

Читайте также: