Пенсионеры театр оперы и балета








27 октября народный артист России, премьер балета Большого театра, экс-худрук балета Большого театра Сергей Филин празднует 50-летие.

Несколько лет назад ему пришлось пережить «черную полосу» в его жизни. В январе 2013-го у подъезда его дома на Сергея напали, плеснув в лицо серную кислоту. Организатором преступления суд признал танцовщика ГАБТ Павла Дмитриченко.


— Сергей, чем сегодня заняты будни знаменитого танцовщика, бывшего худрука балета Большого театра Филина?

— Сегодня я пенсионер на свободе (смеётся). Поэтому рассказывать обо всём, что составляет теперь мою жизнь, можно долго. Есть Академия танца Сергея Филина. Есть проекты и ледовые шоу с Евгением Плющенко. Фестивали и конкурсы. К примеру, большой Фестиваль русского искусства в Довиле. Но главное, конечно, это мои семья и дети.

— На пенсию в балете выходят рано — в 38 лет. Плюс тяжелое детство у станка. В общем, вопрос у меня провокационный, Сергей. Какой смысл столько ломаться, чтобы так рано выйти в отставку?

— Это и вправду очень сложный вопрос, на него нельзя ответить однозначно. Когда в детском возрасте обнаруживается определенный талант, способности к тому, чтобы танцевать, двигаться как-то иначе, чем другие, никто из нас не задумывается на тему, что им придется довольно рано уйти на пенсию. Вот вспоминаю себя в том возрасте, когда я начал профессионально заниматься уже в Московском академическом хореографическом училище. Я вообще с трудом представлял себе свое будущее, а тем более то будущее, когда мне придется выйти на пенсию. Потому что нам тогда казалось, что мы будем вечно молодыми, что будем танцевать вечно. В юности мы работали по 8-10 часов каждый день для того, чтобы добиваться результата.


А ваш вопрос. Пожалуй, ответ на него интересует больше людей со стороны, тех, кто со стороны наблюдает за процессом. Что же касается меня лично, прожив довольно ярко, эмоционально, интересно, незабываемо 20 лет в качестве артиста балета театра — а театр всё-таки является домом для каждого артиста, — совершенно точно могу сказать: это те годы, которые остаются в памяти на долгую-долгую жизнь. Поэтому мне кажется, что для большинства артистов, особенно талантливых людей, которые никогда в общем-то не думают о пенсии, а думают исключительно о своей работе. Это даже не вопрос — стоит ли ломаться. И ещё очень важно, чтобы те люди, которые находятся с артистом рядом, вовремя подсказали, что нужно еще параллельно искать возможность развиваться, учиться. Для того, чтобы потом, как закончится уже танцевальная карьера, продолжить свою жизнь в другом качестве.

А детство. Зря вы думаете, что у балетных его не было. У меня детские годы были ого-го какими (смеется).

— Расскажете?

— Я вырос на Тёплом стане. Как мы там гоняли на великах! А зимой брали напрокат санки с рулём, «Чук и Гек» назывались. И с горы! Вообще не было страха! На лыжах ходили по лесу, и с трамплина я прыгал с такого, что сейчас даже просто смотреть-то страшно!


И я всем говорю: «Смотрите, смотрите! Вон моя квартира, вон мои окна и мой балкон на четвертом этаже. А все дети: «Где, где?» «Да вот же! — говорю я. — Смотрите, четвертый этаж прямо напротив нас. Видите?»

А они такие: «Да, да, видим! Это где ссаный детский матрас висит». Вот было неловко оправдываться! Мол, я не я, и матраса не моя.

А однажды произошло страшное. Мальчишки играли перед входом в школу в футбол после уроков. И вот во двор медленно заезжает грузовая машина за мусором. Медленно едет задним ходом. И вдруг у мальчишек вылетел мяч под колёса. Один из играющих хотел его остановить, споткнулся об асфальт, упал и прямо головой под заднее колесо грузовика. Голова лопнула, как орех! Было так страшно! Как же кричала мать малыша! Боже. Это была трагедия для всего района.

О школьных годах у меня остались самые разные воспоминания — и смешные, и грустные, и трагические. Весной в ручьи пускали из пенопласта кораблики с парусом, бегали в резиновых сапогах прямо по лужам. Шикарное было время! Я в квартире бывал реже, чем в лесу. Мы цедили прямо из стволов березовый сок, грибы собирали. Мои сыновья всего этого не знают совсем. Они растут в центре Москвы. У них Екатерининский парк любимый, Парк Горького. ВДНХ.


На мой взгляд, сегодня места моего детства очень изменились. Как в хорошую, так и в плохую сторону. Появились заборы и ограды. Кураж ушёл, задавили людей новостройками, ремонтами, суетой и гостями столицы.

— А сейчас где живёте?

— Я жил на Тёплом Стане, пока не женился и не переехал на Тверскую улицу, в самый центр. Первую собственную квартиру купил на Ленинском проспекте, 66. Там и родился первый сын Даниил. После жил на Фрунзенской набережной и на Комсомольском проспекте. Затем на Цветном купил квартиру и сейчас живём тут.

Недавно приобрел недвижимость на Пушкинской — на Тверской улице. Это для того времени, когда окончательно выйду на пенсию — буду ходить пешком до Патриков. Сейчас у метро Юго-Западная Большой театр строит кооператив прямо за церковью — у нас там тоже самая большая квартира в плане.

Но больше всего мы с семьёй любим дачу. Там приволье. Футбольное поле. Теннис, велики, мотики, купание.


— Именно в этом секрет хорошей формы Филина? Вам, конечно, в жизни не дашь 50. Стройный, моложавый. Такое ощущение, что вы по-прежнему класс в Большом театре посещаете.

— Ну, знаете, к счастью, я класс не посещаю! Так как это уже и не нужно, и не полезно, и даже было бы смешным в глазах молодых артистов. Да и физические нагрузки такого рода, напряжение не полезны для моего состоянии глаз, могут влиять на глазное давление. Я выгляжу так, как выгляжу, поверьте, не делаю ничего специально. В общем-то, никогда в принципе не считал, что внешность — это главное или важное. Но могу сказать: находясь рядом со своими детьми и детишками академии танца Сергея Филина, за которых всегда переживаю и радуюсь (радуюсь их удачам, а переживаю — за какие-то, может быть, и не совсем хорошие, успешные выступления), делая всю эту сложную работу вместе, но в разном качестве, я просто вынужден, у меня нет другого выхода и нет другого варианта выглядеть как-то иначе. Что же касается моложавости, я слежу за правильным питанием, не пью спиртного и никогда не курил.


Солисты балета, как и прежде, будут выходить на пенсию сразу, как выработают 15 лет стажа. Для остальных артистов балета этот стаж – 20 лет. Фото: Алексей Кунилов

В связи с изменением пенсионного законодательства с 1 января 2019 года много вопросов о досрочном пенсионном обеспечении возникает у творческих работников. С одной стороны, требования к продолжительности стажа и возрасту остались прежними. С другой – есть нюансы, о которых следует знать заранее, чтобы чётко представлять себе, когда можно рассчитывать на получение пенсии.

– Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» не внёс изменений в условия назначения пенсий творческим работникам в части требований к продолжительности льготного стажа и возраста выхода на пенсию. Исключение – те, кому и раньше досрочные пенсии назначались в зависимости от возраста, – поясняет заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской областиОльга Шубина.

Отметим, что для таких профессий, как артист балета или вокалист, всё осталось по-прежнему: вырабатывают свой «вредный» стаж и уходят на пенсию. Так, солист балета должен для пенсии протанцевать на сцене 15 лет. А вот для тех творческих работников-стажистов, кто выходит на пенсию в определённом возрасте, ситуация изменилась. Даже если они выработали требуемый стаж, им придётся дождаться нужного возраста.

На заслуженный отдых до сих пор выходили раньше, чем другие – в 50 лет – артистки драматических театров и борцы, занятые в цирке и концертных организациях. В 55 лет начиналась пенсия у мужчин-артистов драмтеатров. Для всех этих профессий возраст выхода на пенсию будет постепенно увеличиваться на 5 лет (или 60 месяцев): на 12 месяцев за каждый год начиная с 2019 года.

Например, артистке драматического театра, имеющей стаж творческой деятельности 25 лет, исполнится 50 лет 6 июля 2021 года. А досрочную пенсию она получит только 6 июля 2024 года (06.07.2021 + 36 месяцев).

Однако есть детали, на которые стоит обратить внимание тем, кто рассчитывал досрочно выйти на пенсию в ближайшие два года.

– Для адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения Федеральным законом № 350-ФЗ предусмотрена льгота для граждан, которым в 2019 – 2020 году предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству, – рассказывает Ольга Васильевна. – Те, кто приобретёт необходимый для досрочного назначения пенсии стаж с 1 января 2019-го по 31 декабря 2020-го, либо достигнут возраста, который даёт право на досрочное назначение пенсии, может стать пенсионером раньше на 6 месяцев.

К примеру, артист выработает профессиональный стаж 3 сентября 2019 года. Право на пенсионную льготу может быть реализовано не раньше 4 марта 2020 года (04.09.2019 + 12 месяцев – 6 месяцев).

Однако часть творческих работников по разным причинам не смогли обратиться в ПФР в 2018 году за досрочной пенсией. Их, естественно, тревожит вопрос, сохранилось ли их право на льготную пенсию?

– Пенсионные права граждан закреплены в законе, – комментирует Ольга Шубина. – Часть 2 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ предусматривает, что граждане, которые до 1 января 2019 года достигли пенсионного возраста, в том числе и льготного, имеют право обратиться за назначением пенсии, и её получат.

Например, артистке драматического театра 31 декабря 2018 года исполнилось 50 лет, требуемый «творческий» стаж выработан 19 февраля 2019 года. Выходит, что 20.02.2019 она получает полное право выйти на пенсию досрочно.

Полный перечень творческих работников, имеющих право на досрочную пенсию, смотрите на сайте www.oblgazeta.ru

Важно!

Кто из числа творческих работников имеет право на досрочную пенсию?

При стаже творческой работы не менее 15 лет:

  • артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии;
  • артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

При стаже творческой работы не менее 20 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пункте 1):

  • артисты балета (в том числе балета на льду);
  • артисты – исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах;
  • артисты театров мимики и жеста;
  • травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек);
  • артисты цирков и концертных организаций: акробаты-эксцентрики, мотовелофигуристы, балансёры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты – артисты всех наименований, а также борцы, достигшие 50-летнего возраста;
  • артистки-вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.

При стаже творческой работы не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2):

  • артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток-вокалисток (солисток), указанных в пункте 2;
  • артисты профессиональных хоровых коллективов, исполняющие сольные партии;
  • артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах;
  • артисты-кукловоды в театрах кукол;
  • артисты детских театров и театров юного зрителя;
  • артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста;
  • артисты – исполнители трюковых номеров (каскадёры).

При стаже творческой работы не менее 30 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1–3):

  • артисты хора профессиональных художественных коллективов;
  • артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.

Напомним также, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

Сюжет

«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.

"Начинается эпоха крыс"

В эти дни, на стыке календарной осени и зимы отметил свой вековой юбилей Егор Кузьмич Лигачёв – первый и пока единственный за всю историю ВКП(б)-КПСС член Политбюро ЦК, который сумел преодолеть 100-летний рубеж. Долгие годы находясь в высших эшелонах власти этот незаурядный человек успел отметиться делами и поступками, которые оказали в итоге важнейшее влияние на «зигзаги» истории нашей страны.


Егор Лигачев прославился на всю Россию, вошел в исторические хроники фразой «Борис, ты не прав!», активным руководством антиалкогольной кампанией, горячими нападками на некогда «порожденных» им же самим руководителей страны – Горбачёва и Ельцина… Однако в длинной биографии Лигачёва было много других событий, сопровождавшихся взлетами и падениями, успехами и неудачами. Мы вспомним лишь о некоторых из них – наименее растиражированных.

Молодой коммунист Егор Лигачёв свою политическую карьеру начал в комсомоле. Был секретарем райкома, обкома, с зимы 1948-го занял пост 1-го секретаря новосибирского обкома ВЛКСМ. Однако еще через полтора года его сняли с этой высокой должности, обвинив… в троцкизме.

На самом деле подобные обвинения являлись мыльным пузырем. Весь «троцкизм» Лигачёва заключался в том, что этот энергичный комсомольский вожак затеял было новую кампанию. Он предложил создавать на стройках, на заводах и фабриках молодежные производственные бригады, - это позволило бы, как считал Егор, дать им возможность побольше зарабатывать, чтобы крепче стать на ноги в самом начале самостоятельной жизни. Но старшие товарищи по партии столь меркантильный подход безоговорочно осудили и объявили троцкизмом: мол, ратуя за повышение уровня благосостояния юношей и девушек Лигачёв тем самым провоцирует отрыв молодежи от основной массы пролетариата.

Низвергнутому за свою искреннюю заботу о молодежи с перво-секретарских райкомовских высот Егору Кузьмичу пришлось идти в рядовые лекторы Высшей партшколы.

Спецзадание в Китае

В 1957-м Лигачёв побывал в Китае и познакомился там с Мао Цзэдуном.

История не до конца понятная. По одной из версий, Егор Кузьмич, работавший в должности заместителя председателя Новосибирского облисполкома, посетил Поднебесную, возглавляя советскую делегацию, отправленную туда в связи с празднованием 40-летия Великого Октября. Главной ударной силой делегации стала труппа Новосибирского театра оперы и балета, которая выступила с гастролями в Пекине и некоторых других городах КНР. Китайский вояж новосибирцев растянулся на 3 месяца. «Великий кормчий» посетил несколько спектаклей, после которых охотно общался с представителями СССР. А главу делегации Лигачёва даже принял в своей резиденции. На память о том эпизоде в семейном архиве сохранилась фотография (ее удалось найти в соцсетях): «Мао Цзэдун среди артистов Новосибирского театра оперы и балета. Слева - Е. К. Лигачев и посол СССР в Китае П. Ф. Юдин».

Однако сам Егор Кузьмич в своем интервью 10-летней давности, данном одному из центральных изданий, рассказал о китайской поездке несколько по-другому, напустив тумана. Во-первых, обмолвился, что в то время был секретарем Новосибирского обкома партии (хотя, согласно опубликованной биографии, он занимал такой пост с 1959 года). Во-вторых, прозрачно намекнул, что выполнял в Китае отнюдь не только представительские задачи. "Так получилось, пришлось ехать. Выполнял особое задание. Какое? – Пока рано говорить».

Примечательно, что Лигачёв, занимавший лишь скромный советский пост областного масштаба, помимо самого товарища Мао, имел встречи и еще с несколькими главными персонами в китайском руководстве – Чжоу Эньлаем (главой Госсовета КНР) и Лю Шаоци (официально признанным тогда партийным наследником «Великого кормчего»). Знать, и вправду было какое-то спецпоручение.

Конфуз с Михалковым

В 1959-м случился у нынешнего юбиляра конфуз с одним из «столпов» советской литературы - Сергеем Михалковым. Во время совещания творческих работников Новосибирска проводящий его секретарь обкома Лигачёв подверг резкой критике михалковскую комедию «Памятник себе». Столь категоричное мнение областного партийного начальника было растиражировано новосибирскими газетами и - оказалось прямо противоположным тому, которого придерживался центр. В «Правде» появились хвалебные отзывы о творении Михалкова: «Новая комедия хорошо раскрывает, в чем сущность мещанства в современных условиях».

Вдобавок сам писатель – автор текста гимна СССР, обратился к секретарю ЦК КПСС Фурцевой с жалобой: «Как же мне расценить после всего этого публичное выступление секретаря Новосибирского обкома КПСС тов. Е. К. Лигачёва, который… назвал мою комедию «злопыхательской, чернящей нашу жизнь» и одобрил решение коллектива Облдрамтеатра, который, якобы, «сам» снял пьесу из репертуара как порочную и вредную. Я полагаю, у Облдрамтеатра надолго отбита охота заниматься сатирой».

По поручению Екатерины Фурцевой отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР подготовил и направил в Новосибирск вразумляющую бумагу. «Тов. Лигачёву по этому вопросу дано соответствующее разъяснение», - отрапортовали сотрудники отдела Фурцевой.

Томский благодетель

На посту первого секретаря Томского обкома КПСС Е. К. Лигачёв пробыл более 17 лет – с 1965 по 1983 гг. В этом своем сибирском «хозяйстве», прежде весьма запущенном, Егор Кузьмич сумел многое сделать для развития промышленного и сельскохозяйственного потенциала, повышения уровня жизни томичей. В частности, он повторил здесь подвиг Никиты Хрущёва. Тот в довоенные годы ухитрился пробить в столице пуск нового вида пассажирского транспорта – троллейбуса, а Лигачёв сделал то же самое в Томске. Именно его настойчивость привела к тому, что осенью 1967-го, к 50-летию Октября, в городе заработала первая троллейбусная линия.

В областном центре стараниями Лигачёва был открыт в 1979 году новый театр. Чтобы этот очаг культуры сразу же поднялся на высокий уровень нужна была уже готовая, сыгранная труппа. И тогда Егор Кузьмич обратился за помощью к коллеге – первому секретарю Ленинградского обкома Григорию Романову. Тот «проникся» и, воспользовавшись своими неограниченными административными возможностями в Северной столице, организовал распределение в Томск очередного выпуска Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. В составе этого десанта оказались многие будущие звезды советской сцены и киноэкрана – Андрей Краско, Игорь Скляр, Наталья Акимова…

Интересно, что в Томске все привыкли называть партийного руководителя области Юрием Кузьмичем. Объяснение этому дал сам «виновник» годы спустя, во время очередного съезда работников просвещения, на котором он присутствовал. Когда выступавшая представительница Томской области на весь зал назвала его Юрием Кузьмичем, и в Кремлевском дворце съездов поднялся недоуменный шум, Лигачёв сообщил в микрофон: «Это в Томске меня так звали, а вообще-то все началось в Московском авиационном институте, где я учился» Оказывается, однокурсники «переиначили» Лигачёва, вычитав где-то, что Юрий – это современный вариант древнерусского имени Егор. Именно так, по-современному, и привыкли его с тех пор называть. Однако позднее, будучи переведен на работу в Москву, Лигачёв вновь превратился в Егора, - в точном соответствии с именем, записанным в паспорте.

Антиалкогольная кампания

Лигачёв известен как один из главных вдохновителей пресловутой антиалкогольной кампании, развернутой в стране во второй половине 1980-х. Однако не все знают, что бороться с «зеленым змием» он начал задолго до того – правда в куда более скромных масштабах. Еще будучи первым секретарем обкома Томской области Егор Кузьмич пробовал предпринимать активные меры против массового пьянства в этом регионе. Причем действовать там стали сразу по двум направлениям. С одной стороны, пытались отвлечь народ от праздного досуга с застольями, устраивая массовые спортивно-оздоровительные мероприятия (например, ставший традиционным «День лыжника» в Томске). А с другой стороны – применяли административные рычаги, сокращая возможности розничной торговли спиртным.

Результаты такого винного эмбарго однажды испытал на себе приехавший в Томск президент Академии Наук СССР академик Александров. Ужин, который устроил в честь именитого гостя «хозяин» области, оказался безалкогольным. Анатолий Петрович, отнюдь не страдавший абстинентным синдромом, так и не дождавшись появления на столе бутылок с горячительным, попросил своего спутника, с которым вместе приехал: «Пойди-ка принеси из моего чемодана бутылку водки». Впоследствии Егор Кузьмич, вспоминал об этом эпизоде с улыбкой.

"Все свиньям отдаете"

В числе прочих новостроек, затеянных при Лигачёве в Тюменской области, был крупный свинарник в Первомайском районе. Приехав посмотреть на только что законченный сельскохозяйственный комплекс, Егор Кузьмич остался доволен увиденным, однако потом вдруг удивил окружающих неожиданной репликой.

Присутствовавший при этом сотрудник обкома Александр Егоров вспоминал: когда вышли из готового уже здания, Лигачёв задержался возле дверей, любуясь открывающимися отсюда видами природы, и произнес: «Красота-то какая: лес, река, поляна вся в цветах. Здесь бы санаторий создать, а вы все это свиньям отдаете». Потом, помолчав немного, продолжил: «Надо бы переделать помещения под другую надобность». В итоге пришлось переоборудовать постройку из свинарника в телятник, менее вредный для окружающей среды.

Страшное событие

На томский период биографии Лигачёва выпала одна из самых черных страниц за все время его пребывания на руководящих должностях.

1 мая 1979 года, как раз в красный день календаря, в районе села Колпашево на берегу Оби по прихоти природных сил произошло «антисоветское» событие. Весенним паводком подмыло крутой берег, часть которого обрушилась. При этом к ужасу местных жителей вместе с грунтом в реку посыпались человеческие кости, до того скрывавшиеся в земле. А на образовавшемся свежем срезе обрыва во многих местах стали видны выступающие наружу фрагменты истлевших человеческих тел.

Как оказалось, в этом месте был прежде прибрежный овраг, куда в годы сталинского террора томские чекисты тайно свозили для захоронения трупы расстрелянных и умерших в застенках «врагов народа». И вот теперь, много лет спустя, река открыла на всеобщее обозрение эти страшные секреты.

По воспоминаниям очевидцев, уже вскоре к месту происшествия прибыли товарищи в штатском. Вслед за этим была предпринята попытка поскорее уничтожить все следы преступлений сталинских времен в районе Колпашево. Туда, где обвалился берег, подогнали несколько речных теплоходов. Капитанам приказали развернуть их кормой к берегу и, удерживая против течения, дать ход машинам. Мощные потоки воды от работающих гребных винтов стали интенсивно размывать грунт, и в воду сползали все новые участки берега со скрывающимися внутри массовыми захоронениями. Те фрагменты тел, которые всплывали на поверхность, ловили люди с лодок, выстроившихся шеренгой в нескольких сотнях метров поперек Оби. Они привязывали к ним тяжелые железяки (сюда специально завезли кучу металлолома) и топили в реке.

Спецоперация была проведена быстро, в режиме максимальной скрытности, с участников и местных жителей взяли подписки о неразглашении. Так что информация об этом мрачном событии впервые стала предметом публичных обсуждений лишь в конце 1980-х. Тогда нашлось немало желающих предъявить обвинения Егору Лигачёву. Мол, это он, будучи первым лицом в области, распорядился уничтожить останки невинно погибших в застенках НКВД людей вместо того, чтобы организовать их перезахоронение.

По поводу столь вопиющей истории Главной военной прокуратурой СССР было даже возбуждено дело. В рамках проводимого расследования в ноябре 1990 года взяли показания у Лигачёва. Однако в итоге выяснилось, что Егор Кузьмич не имел отношения к инциденту, всю операцию по уничтожению проводили по командам из столицы. Вот что он рассказал: «После первого сообщения я тут же позвонил в ЦК товарищу Суслову с тем, чтобы сообщить о случившемся. В тот же день состоялся мой разговор с председателем КГБ Ю. В. Андроповым. Хочу отметить, что ни обком КПСС, ни колпашевские партийные органы никакого участия в ликвидации захоронения не принимали, этим занимались органы КГБ в Москве и на месте.

На вопрос, почему не было произведено перезахоронение трупов, могу ответить так: в то время в стране был период свертывания реабилитационного процесса и не могло быть даже речи о предании гласности случившемуся. По сложившемуся тогда порядку такие мероприятия старались осуществить без привлечения общественного внимания».

Судя по рассказам людей, близко знающих Лигачёва, эта колпашевская история стала одной из самых болезненных для партийного ветерана тем.

Карабахский провал

Видя очевидные успехи Лигачёва в руководстве одним из сибирских регионов, генсек Брежнев неоднократно пытался перевести его на работу в Москву – в центральный аппарат. Егор Кузьмич получал из кремлевских кабинетов в качестве альтернативы и другие тоже весьма соблазнительные, как могло бы показаться многим, предложения: поехать послом во Францию, в Венгрию или на Кубу. Однако он всякий раз упорно отказывался и просил оставить его в Сибири. Лишь в 1983 году, уже после смерти Леонида Ильича его преемник Ю. В. Андропов все-таки перевел Лигачёва в ЦК – заведующим отделом.

На излете существования Советского Союза, в горбачевские времена Егор Лигачёв оказался в числе тех высших партийных функционеров, которые участвовали в попытках затушить один из самых серьезных межнациональных конфликтов, обострившихся в стране, – армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе.

Горбачёв весной 1988-го был чрезвычайно обеспокоен масштабами беспорядков в Закавказье, связанных с конфликтом между азербайджанцами и армянами. Генсек в конце концов решил лечить болезнь не радикальными средствами, а припарками: отправил в отставку по состоянию здоровья обоих партийных руководителей конфликтующих республик и заменил их людьми со стороны. Чтобы, согласно принятому протоколу, представить новых первых секретарей на специально созванных ради этого внеочередных Пленумах республиканских компартий, в каждую из столиц был командирован член Политбюро ЦК. В Ереван отправили А. Н. Яковлева, в Баку – Е. К. Лигачёва. Но такие действия лишь еще более усложнили Москве задачу по умиротворению враждующих сторон.

Кремлевские «партийные генералы» в своих выступлениях – один в Армении, другой в Азербайджане, - высказали поддержку местным патриотам, заверив, что правда, по мнению руководства страны, именно на их стороне. Тот же Лигачёв в Баку публично сообщил, что никакого изменения границ между республиками в Кремле не хотят, и что Нагорный Карабах останется в составе Азербайджанской ССР. В итоге политический ход, задуманный генсеком, с самого начала провалился.

Красный мамонт

В 2018 году в ходе всероссийской кампании по присвоению аэропортам фамилий известных людей, активисты томской Общественной палаты внесли Лигачёва в список кандидатур, в честь которых может быть назван местный аэропорт Богашево (его модернизация, к слову сказать, стала возможной в свое время именно благодаря усилиям Егора Кузьмича). Однако узнав об этом, Лигачёв отказался от того, чтобы его фамилия могла быть присвоена воздушной гавани Томска. Зато он поддержал другую кандидатуру – советского космонавта, здешнего уроженца Николая Рукавишникова.

Интересную характеристику Лигачёву – человеку, руководителю, политику, - дал в своих воспоминаниях Виталий Коротич, именно с подачи Егора Кузьмича назначенный в бурные 1980-е главным редактором популярного тогда журнала «Огонёк».

"Он был одной из опорных колонн системы, власть воспитала его старательнее других. В нем было много веры, но мир его был разукрашен узорчиками из догм… Для участия в заговорах Лигачёв был простоват, слишком порядочен и самоуверен. Этакий красный мамонт, вышедший из вырубленной тайги. Его коммунизм был где-то посередине между русским монастырем и коммунистическим субботником. Он готов был завершить очередной пленум ЦК крестным ходом, но при этом свято верил в колхозы, в Маркса с Лениным. От этой своей путаной веры Лигачев не отступал никогда".

К слову сказать, в пылу полемики Лигачёв сам обратился к вышеупомянутому образу доисторического вымершего животного: «Так ты говоришь, что я вымирающий динозавр? Мамонт? А ты не задумывался над тем, что после эпохи динозавров начинается эпоха крыс? Вы еще о нас, мамонтах, пожалеете!»

Одно из правил недорогого похода в театр — планируйте его заранее. Существует множество льгот и скидок, есть даже постановки, куда пускают бесплатно, по регистрации. Но за некоторыми билетами придется постоять в очереди. Например, в Большом действуют программы для молодежи, однако попасть туда сложно: учащиеся профессиональных вузов (консерватории, хореографической академии, ГИТИСа и других) готовы стоять у касс почти круглыми сутками. Также следует учитывать, что многие театры продают билеты порционно: за пять, за три месяца и за месяц до премьеры. Обо всех тонкостях экономии — в материале ТАСС.

Хит за 100 рублей

Конечно, места за 200–300 рублей — это не первые ряды партера (что, к слову, не всегда хорошо). Но не стоит думать, что места далеко от сцены могут испортить впечатление: в залах, особенно таких больших театров, как МХТ, театр им. Вахтангова или Ленком, выступление хорошо видно практически с любого места. А "плохие" билеты при покупке всегда будут помечены как неудобные.


На все спектакли одного из самых востребованных сегодня театральных режиссеров Константина Богомолова в МХТ им. Чехова стоимость билетов начинается от 250 рублей. Это номинированная на "Золотую маску" постановка "Трех сестер" — удивительно живая, бытовая интерпретация повести Чехова. Другой пример — "Мужья и жены": собственная инсценировка одноименного фильма Вуди Аллена. В основе — история счастливой, на первый взгляд, пары, "вдруг" решившей развестись, и их друзья, которые сначала выступали против этого, задумавшись, видят минусы и "трещины" в собственных отношениях.

Недорогие билеты можно найти практически на любую постановку основной сцены, в том числе на премьеру этого сезона, спектакль "Сережа" Дмитрия Крымова (по "Анне Карениной" Льва Толстого), "Вишневый сад" с Ренатой Литвиновой, моноспектакль Константина Хабенского "Контрабас".


Такая же история — в театре им. Вахтангова. "Евгения Онегина" Римаса Туминаса (с актерами Сергеем Маковецким и Евгенией Крегжде) можно посмотреть за 400 рублей. Премьерный спектакль-дуэт Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова "Фальшивая нота" также доступен от 450 рублей. Это непростая история встречи известного дирижера со своим фанатом, которая постепенно превращается в настоящий детектив.

Предложения для студентов

Помимо "подкарауливания" снижения цен на билеты, в театр можно попасть по льготным программам. Например, в Большом существует "Большой — молодым". Воспользоваться этой возможностью могут зрители от 16 до 25 лет. Согласно правилам театра, в специальном разделе на сайте опубликован перечень спектаклей, которые можно посетить со скидкой. В первой половине 2019 года это балеты "Пламя Парижа" и "Дочь фараона", опера "Бал-маскарад" по специальной цене от 600 рублей.


Другой путь в главный музыкальный театр страны для "вечноголодных" — программа "Большой — студентам". На каждый спектакль основной и исторической сцены администрация выделяет определенное количество льготных билетов, которые можно приобрести в кассе за 100 (!) рублей при предъявлении студенческого билета. Конечно, как правило, это так называемые "входные" — в зал пускают лишь после третьего звонка на свободные места, а иногда и вовсе приходится стоять. К слову, стоять еще придется и в очереди за этими билетами — желающих обычно море. Но оно того, конечно, стоит.


Центр имени Мейерхольда (ЦИМ) — особенное место в театральной среде столицы. Для людей с ограниченными возможностями там есть пандусы, лифты, а первый ряд с легкостью трансформируются в места для кресел-колясок. Стоимость таких билетов (в том числе и для сопровождающих) — 500 рублей. Для студентов и пенсионеров предоставляются места со свободной рассадкой по 300–500 рублей. Также в театре есть скидка для групп от 20 человек.

В ЦИМе регулярно ставят свои спектакли молодые режиссеры, чьи имена потом входят в список номинантов "Золотой маски". Среди резидентов артисты "Июльансамбля", актеры мастерской Дмитрия Брусникина, Московский ансамбль современной музыки, Творческое объединение 9, детский театр "Снарк", Антикварный цирк и многие другие. На большинство спектаклей цены начинаются от 850 рублей.


Посмотреть можно номинированную на премию "Золотая маска" в этом году "Родину" — спектакль-испытание, в основе которого исторические тексты разного содержания: от Пушкина до записи телефонного разговора нового русского и мэра.

Или "Топливо" режиссера Семена Александровского по автобиографии Давида Яна, создателя компании Abbyy, разработчика электронных словарей Lingvo. Пожалуй, это самая добрая и жизнеутверждающая постановка для взрослых, которую можно найти на отечественной сцене.

Абонементы

Покупка абонемента, в зависимости от политики театра, может снизить стоимость билетов до 50–70%. Плюс не надо каждый раз задумываться об их покупке, стоять в очередях или ждать начала продаж, чтобы "отхватить" себе хорошее место. Чаще всего эта система работает в рамках одного сезона, но, например, в концертных залах или в филармонии абонемент может продлеваться. Однако следует помнить и о минусах: как правило, сдать такой абонемент не получится, а значит, если вы не уверены в своих силах, стоит с этим повременить. Или выбрать небольшую программу, как в Электротеатре Станиславский. Помимо скидки 50% для студентов очных отделений на все репертуарные спектакли, предлагается 25% при покупке абонемента (от четырех спектаклей).


Программа абонементов существует и в театре Et Cetera. Всего за 5000 рублей предлагается приобрести билеты на шесть спектаклей, два из которых — премьеры в Большом и в Эфросовском зале. Более того, под эти билеты рассчитаны довольно хорошие места — с 9 по 15 ряды партера. Так можно увидеть премьеру сезона "Это так (если вам так кажется)" режиссера Адольфо Шапиро — черно-белую трагикомедию, где грань между зрителем и артистом, репетицией и спектаклем стирается, и разобраться в абстрактных правилах игры становится совершенно невозможно. Но помните, что все так, если вам так кажется.

Социальные скидки

Специальные льготы для пенсионеров, многодетных семей, групповых посещений и так далее существуют практически в любом государственном театре. Конечно, везде количество билетов, продаваемых по квоте, ограничено. Поэтому, если хочется сходить на спектакль по такой скидке, нужно следить за афишей и покупать билет за три-четыре месяца до представления.

Например, воспользоваться этим предложением можно в театре им. Маяковского, где, помимо стандартных льгот, билеты по понедельникам продаются с 10% скидкой. Так можно увидеть одну из главных премьер сезона "Обломов" в постановке Миндаугаса Карбаускиса, где режиссер пытается рассказать сложную историю главного героя без ключевого персонажа — лучшего друга Штольца.


Специальные предложения предоставляет и театр им. Ермоловой — посетить спектакль со скидкой могут многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями и дети-сироты. Из любопытного там — нашумевшая в прошлом сезоне премьера кибернуарной драмы "Текст" Максима Диденко по роману Дмитрия Глуховского. Это история о простом парне Илье, которого несправедливо сажают в тюрьму. Спустя семь лет он возвращается в родную Лобню, но понимает, что все изменилось: любимая девушка ушла, мать умерла, а лучший друг больше не хочет иметь с ним ничего общего. Тогда Илья находит страницу своего обидчика в интернете и решает отомстить.

Изначально недорогие спектакли

Купить недорогой билет можно не только в большой зал на громкую премьеру именитого режиссера. Некоторые театры, особенно те, которые работают с восходящими звездами сцены, порой предлагают довольно дешевые билеты. Тут надо иметь ввиду, что вероятно повышение цен в случае высокого спроса, поэтому принцип "дальше от премьеры — дешевле" тут не работает, и первые спектакли могут оказаться доступнее, чем через полгода.


Недорогие и необычные спектакли идут в Театре.doc. Цены на билеты начинаются от 800 рублей, а для студентов всегда действует 50% скидка. Там стоит посетить одну из постановок проека "Мамблкор" Александра Кудряшова. Каждый спектакль этой серии ставится по культовому фильму, например, "Терминатор 2. Судный день" или "Криминальное чтиво". Актерами там выступают сами зрители, рандомно получая роль в той или иной сцене, а руководит этим всем режиссер, подсказывая как и что надо делать по сценарию. Еще есть "Простить измену" Елены Греминой — драматичная постановка о любви, прощении и принятии.


Похожая политика действует и в Электротеатре. Там можно посетить спектакли "Бунин" (компиляция из десяти рассказов писателя, где актеры наблюдают за собой со стороны) и "Love Machines" (лирическая киберкомедия, где доброта и честность людей проверяется с помощью биороботов), на которые можно попасть за 500 рублей.

Иногда в театр можно попасть и совсем бесплатно — по регистрации. Такие предложения существуют по большей части в студенческих мастерских школы-студии МХТ или ГИТИСа. Например, у курса Елены Шаниной, курса Каменьковича-Крымова, некоторых мероприятий Центра им. Мейерхольда. А еще — на театральных фестивалях, там это могут быть трансляции, лектории или встречи с режиссерами. Чтобы быть в курсе таких событий, можно подписаться на специальные рассылки на сайтах театров или следить за артистами в социальных сетях.

Читайте также: