Пенсионеры в трамваях говорят о звездной войне

«…Нет сердца, нет души, нет чувства сострадания и совести. Все эти компоненты чрезвычайно важны для людей, которых граждане наделяют особыми полномочиями для принятия решений на благо страны», — донесся до меня из компьютера голос Владимира Владимировича. «Началось!» — словно лампочка, зажглась в голове мысль. Сейчас вот он скажет, что устал терпеть, и они уходят. Потому что лучшей характеристики для нашего чиновничества еще не было придумано. А значит, раз уж президент сказал, все дружно поднимаются с высоких кресел и исчезают. Но тут лампочка перегорела: оказалось, что Путин говорил об искусственном интеллекте.

А действительно устал Владимир Владимирович от коронавируса. Так устал, как если бы с марта в маске ходил. «Давайте, — сказал Голиковой, — вы мне уже не доложите, а начнете на неделе вакцинацию». За всю Россию не скажу, но в Москве после этих слов наступила ясная погода, да так до сих пор и держится. Какая тут связь? Ну, примерно такая же, как между приказом президента начать вакцинацию и реальной возможностью ее начать. Не зря Голикова смущенно улыбалась, когда говорила, что через неделю доложит только о возможности. Да и Путин, если кто внимательно слушал, сказал: «Я знаю, что произведено, или будет произведено в ближайшее время, 2 миллиона доз». Или будет, ага. А оба компонента произведут или только первый пузырек, а то тут «сливы» нехорошие от фармацевтической промышленности в СМИ муссируют…

Можно еще вспомнить, как некоторое время назад вся машина госпропаганды была брошена на опровержение публикации… во Франции. О якобы разговоре Путина с Макроном, в котором наш президент французского коллегу просил подсобить с производством вакцины. И основных посылов было два: негоже сливать разговоры президентов, и вообще вы всё неправильно поняли. Однако если это чушь собачья (которую, ко всему прочему, никто особо и не заметил, если бы не опровержения) — то чего же из «Искандеров»-то по воробьям?

Впрочем, Голикова шикарно выкрутилась — заявила, что после вакцинации нельзя пить 42 дня. А у нас тут Новый год на носу, кто ж согласится-то… Так что раньше середины января, когда все отгуляют, свое выпьют и 42 дня терпеть готовы будут, массовой вакцинации ждать нечего. А к тому времени или вакцину наработают, или чего-нибудь скорректируют.

Вот как в нацпроекте «Демография», который на неделе в Совфеде обсуждали. Там замминистра труда и соцзащиты Баталина рассказывала, что все выплаты, призванные стимулировать рождаемость, перечисляются в полном объеме. А рождаемость падает. Странно, да? Чиновники из кожи вон лезут, считают, перечисляют, а народ не размножается. Не заводит детей, и всё тут. Как в чайлдфри все записались. Такой народ упертый, что показатели нацпроекта по рождаемости предложено было скорректировать. Выполнять-то его надо, а то премия в квартал накроется. Что под корректировкой подразумевается — тайна сия велика есть. Трансляцию из Совфеда на этом моменте прервали. Но опыт подсказывает, что если планочку-то опустить, то высота будет взята.

Вот, например, государство решило позаботиться о гражданах, которые хотят взять ипотеку. И снизило ставку до 6,5%. Позаботилось? Позаботилось. Ура? Ну, вроде… Но не совсем. Наш капитализм, еще не одомашненный, так не работает. Застройщики тут же задрали цены на жилье до такой степени, что вся радость от сниженной ставки превратилась в дым. Как не было возможности квартиру купить, так и нет. Зато забота государства есть.

А потому странной кажется обида Пескова на результаты опроса граждан, которые в большинстве своем плохо оценили работу чиновников. «Мне как чиновнику такое обидно слышать. Конечно, в семье не без урода, но чиновники в своем большинстве — это люди, которые работают много, честно, на благо страны достойно выполняют свои функции…» — пожаловался Дмитрий Сергеевич. Но граждане — они в реальности живут, а не в позитивных отчетах и грандиозных обещаниях. Их можно в средний класс поместить, офигительную среднюю зарплату им посчитать, в докладе выплаты перечислить, на своевременность и полноту указать… А гражданин пойдет с авоськой в лабаз, и тут-то вся эта прекрасная карета обернется тыквой. Впрочем, и тыквы нынче недешевы…

Но Пескову и правда не позавидуешь. Только народ обрадовался — Чубайса сняли! — как оказалось, что не совсем. Он был назначен спецпредставителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития (что бы это ни значило). Огорчение вышло. Пескову пришлось как-то сластить для людей пилюлю. Мол, Чубайс не будет госслужащим, в Администрацию Президента не войдет. Вот интересно, он на какие деньги тогда в ООН, где его уже ждут, поедет — достигать цели устойчивого развития? На свои? То есть вот ты теперь спецпредставитель, а дальше крутись как хочешь?

Он-то выкрутится, сомнений нет. А мы Анатолию Борисовичу, хоть и не забудем песенку «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», должны быть благодарны. Если бы он с кресла встал и в другое не сел, а исчез — можно было бы думать «началось!». А так — притворство одно, заботы, нацпроекты, выплаты… Если по сути — нет сердца, нет души, нет чувства сострадания и совести.

Кедми: Запад уверен, что Россия - государство слабое и сломается, если на него надавить

Кедми провёл параллели давления Запада на Россию с попыткам давления Ирана на Израиль.

Сатановский: И всё-таки Путин гений!

Политолог Евгений Сатановский высказался о новом статусе Анатолия Чубайса, назначенного спецпредставителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. По мнению эксперта, «всё-таки Путин гений».

Благодарность Чубайсу: выдал государственную тайну России

Это раньше пенсионеры в трамваях говорили о звездной войне. А на прошлой неделе, выбравшись на работу с удаленки, как медведь-шатун из берлоги, я пока до конторы доехал, несколько раз слово «Чубайс» услышал. Анатолий Борисович затмил всё: все скандалы, интриги, расследования, смешные обиды Пескова.

Журнал МИД РФ продолжает публиковать карту России без Крыма

В журнале «Международная жизнь», который издает МИД, снова появилась карта России без Крыма.

Правда о потере Шуши: Кочарян намекнул на «предательство» и «сдачу» территорий

Теперь, когда Ереван потерял большую часть Карабаха, поздно что-либо делать, но обида заставляет искать ответы на неудобные вопросы.

Планы Запада на Молдову рушатся. А Россия спокойна

Казалось бы, совсем недавно Запад праздновал в Молдове победу – Майя Санду выиграла выборы.

Даже лояльные Украине переселенцы Донбасса массово возвращаются в ЛДНР

Около полумиллиона переселенцев с Донбасса, некогда перебравшихся на Украину, в итоге вернулись в Луганскую и Донецкую народные республики.

Варшава: без «форта Трампа» и наедине с разъяренным Берлином

Конгресс США убил мечту польских русофобов.

«Путин хочет освободить нас от тирании»: британцы о манёврах российских кораблей в районе Ла-Манша

Если США позволяют себе бороздить просторы мирового океана, нарушая границы, то почему Россия не может послать эскадру в международные воды.

Жители ЛДНР столкнулись с проблемами после получения украинских паспортов

С октября 2020 года уроженцы Донбасса не могут проехать из Украины на территорию республик через Россию, так как их не пропускают пограничники со стороны РФ.

Украинский телеканал впервые позвал представителя ЛНР в эфир

Эфир вызвал серьёзный скандал, а некоторые гости из числа националистов в запале явно сболтнули лишнего.

Битва за Арктику: последний Большой передел мира

Может ли Россия соперничать с США и НАТО в соревновании за природные богатства Арктики.

«Не могут верхи и низы»: Неужели 2021-й в России станет революционным?

В следующем году миру обещают гуманитарную катастрофу, а РФ — политико-экономическую.

Америка уже не может тягаться с Китаем и впадает в ярость от бессилия

Когда Пекину нужно что-то сделать, он делает сразу, не тратя 15 лет на болтовню.

Чьи интересы будет защищать Чубайс перед Западом от имени Кремля

Главный российский приватизатор — в ООН. Это не шутка.

Донбасс услышали в Совбезе ООН

«Жителям Донбасса впервые была предоставлена столь высокая и звучная трибуна, и они этим воспользовались сполна. Теперь их взгляды и оценки будут гораздо понятнее нашим коллегам по Совбезу. Европа же с Украиной выставили себя в невыгодном свете – дипломаты должны вести диалог, а не уходить от него.

США записывают россиян с Южных Курил в «японцы»

Южно-Курильские острова России считаются в США японскими, как выяснилось из американских виз. О «геополитическом хамстве» Госдепартамента — в материале ПИКiNFORM.

Австрийский архитектор высмеял санкции Киева из-за работы в Крыму

Руководитель австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au Вольф Прикс заявил, что участие компании в строительстве оперного театра в Севастополе не нарушает правил Евросоюза, поэтому угроз Киева она не боится.

По следам Петрова и Боширова: «Агенты ГРУ выдавали себя за журналисток»

Российский «агенты ГРУ», участвовавшие в «отравлении Скрипалей» весной 2018 года, также выдавали себя за симпатичных журналисток британской газеты The Daily Telegraph. Они хотели проникнуть в компьютерные системы, завладеть определенной информацией и помешать расследованию «покушения», пишет.

Венедиктов огорчил Украину: Путин полон сил, элиты – за него

Украинские националисты надеялись на распространяемые либералами слухи о состоянии здоровья президента РФ.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Сообщений 1 страница 20 из 1000

  • Автор: Adja
  • Странница
  • Зарегистрирован : 18.02.2016
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 989
  • Уважение: +185
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    3 дня 22 часа
  • Последний визит:
    16.02.2017 10:14:16

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Наше лето, нашу зиму и весну.
Ничего, что мы чужие, — вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
Б.Ш.Окуджава

Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить.
Так природа захотела,
почему -- не наше дело,
для чего -- не нам судить.

Совсем с ума сошла - неужели, правда, перепутала, и в "Амаркорде" этого нет.

Отредактировано Adja (19.06.2016 21:49:18)

  • Автор: Инклер
  • Это я

  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 09.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11843
  • Уважение: +659
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    6 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 13:57:34

Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить.
Так природа захотела,
почему -- не наше дело,
для чего -- не нам судить.

Совсем с ума сошла - неужели, правда, перепутала, и в "Амаркорде" этого нет.

Отредактировано Adja (Вчера 21:49:18)

Делай что должно и пусть будет, что будет.

Расхожая фраза,.однако я ее погуглил.
С французского: Fais ce que tu dois, et advienne qui pourra.
Французская поговорка.
Выражение часто встречается в сочинениях Л. Н. Толстого, поэтому иногда ошибочно ему и приписывается.

  • Автор: Vladimir_S
  • Кондуктор

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 11.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11886
  • Уважение: +820
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 месяца 16 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 14:14:32

Делай что должно и пусть будет, что будет.

Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или еще что-либо делать. Такой порядок завел Гаргантюа. Их устав состоял только из одного правила:

ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ,

ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свергнуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному и мы жаждем того, в чем нам отказано.

"Гаргантюа и Пантагрюэль", Гл. LVII

  • Автор: Леди Осень
  • Пилигрим

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 10.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 9256
  • Уважение: +1019
  • Пол: Женский
  • Возраст: 54 [1966-02-16]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 15 дней
  • Последний визит:
    26.11.2020 16:10:40

Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или еще что-либо делать. Такой порядок завел Гаргантюа.

– Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!

Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок"

  • Автор: Vladimir_S
  • Кондуктор

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 11.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11886
  • Уважение: +820
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 месяца 16 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 14:14:32

совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведённому порядку

Человеку много ль надо —
Чтоб в природе был порядок,
И была бы жизнь длиннее,
Чтобы шагать.

Чтоб не тёрла плечи ноша,
Повстречать людей хороших,
Да и счастье тоже надо,
Тоже надо повстречать.

Лазарь Маграчёв, "Человек из дома вышел" — хит Эдуарда Хиля 60-70-х гг.

  • Автор: Инклер
  • Это я

  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 09.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11843
  • Уважение: +659
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    6 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 13:57:34

Человеку много ль надо —
Чтоб в природе был порядок,
И была бы жизнь длиннее,
Чтобы шагать.

Чтоб не тёрла плечи ноша,
Повстречать людей хороших,
Да и счастье тоже надо,
Тоже надо повстречать.

Лазарь Маграчёв, "Человек из дома вышел" — хит Эдуарда Хиля 60-70-х гг.

Мы жили душа в душу, и ссор не было никаких. Если кто-нибудь хотел пить портвейн, он вставал и говорил: «Ребята, я хочу пить портвейн». А все говорили: «Хорошо. Пей портвейн. Мы тоже будем с тобой пить портвейн». Если кого-нибудь тянуло на пиво, всех тоже тянуло на пиво.

"Москва"Петушки".
Узнаете? Конечно, это нравы Телемского аббатства. Помнится, прочитал я это и аж ахнул.

  • Автор: Леди Осень
  • Пилигрим

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 10.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 9256
  • Уважение: +1019
  • Пол: Женский
  • Возраст: 54 [1966-02-16]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 15 дней
  • Последний визит:
    26.11.2020 16:10:40

Мы жили душа в душу, и ссор не было никаких. Если кто-нибудь хотел пить портвейн, он вставал и говорил: «Ребята, я хочу пить портвейн». А все говорили: «Хорошо. Пей портвейн. Мы тоже будем с тобой пить портвейн». Если кого-нибудь тянуло на пиво, всех тоже тянуло на пиво.

"Москва"Петушки".
Узнаете? Конечно, это нравы Телемского аббатства. Помнится, прочитал я это и аж ахнул.

Да мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой.

А. Грибоедов "Горе от ума"

  • Автор: Vladimir_S
  • Кондуктор

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 11.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11886
  • Уважение: +820
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 месяца 16 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 14:14:32

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

И вдруг за столиком вспорхнуло слово: «Берлиоз!» Вдруг джаз развалился и затих, как будто кто-то хлопнул по нему кулаком. «Что, что, что, что. » – «Берлиоз. » И пошли вскакивать, пошли вскрикивать…

  • Автор: Инклер
  • Это я

  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 09.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11843
  • Уважение: +659
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    6 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 13:57:34

И вдруг за столиком вспорхнуло слово: «Берлиоз!» Вдруг джаз развалился и затих, как будто кто-то хлопнул по нему кулаком. «Что, что, что, что. » – «Берлиоз. » И пошли вскакивать, пошли вскрикивать…

Сегодня он играет джаз,
А завтра родину продаст

Источник неизвестен. Разве что Владимир раскопает.

  • Автор: Vladimir_S
  • Кондуктор

  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 11.09.2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11886
  • Уважение: +820
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 месяца 16 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 14:14:32

В трамвайном депо пятые сутки бал;
Из кухонных кранов бьет веселящий газ.
Пенсионеры в трамваях говорят о звездной войне.
Держи меня, будь со мной.
Храни меня, пока не начался джаз.

Прощайте, друзья, переставим часы на час;
В городе новые стены, но чистый снег;
Мы выпускаем птиц — это кончился век.
Держи меня, будь со мной,
Храни меня, пока не начался джаз.

Ночью так много правил, но скоро рассвет;
Сплетенье ветвей — крылья, хранящие нас.
Мы продолжаем петь, не заметив, что нас уже нет.
Держи меня, будь со мной,
Храни меня, пока не начался джаз.
Веди меня туда, где начнется джаз.

Источник неизвестен. Разве что Владимир раскопает.

Могу лишь поделиться той байкой, которую услышал об истории этой песенки еще в подростковом возрасте.
Это переделка популярной еще в весьма давние годы блатной песни
Как под Ростовом-на-Дону
Попал я первый раз в тюрьму —
На нары, б. на нары, б. на нары.
И появилась эта переделка якобы при следующих обстоятельствах. Отдыхал в Коктебеле какой-то из маститых советских поэтов, то ли Николай Грибачев, то ли Степан Щипачев, то ли еще какой, ну и, как это было тогда, так и сейчас, в Коктебеле было полно "диких" туристов, преимущественно молодёжи, которые, по мнению мэтра, вели себя. ну скажем, не совсем так, как это подобает советским комсомольцам. И вот в местной газете появляется статья о "тунеядцах", ведущих распущенный образ жизни и т.д. и т.п., после чего была сочинена эта песня и исполнена под окнами мэтра. Говорят, скандал вышел нешуточный.
Косвенно эта версия подтверждается последними строками песни:
Пусть говорят что я мою
Для денег написал статью —
Не верьте, б. не верьте, б. не верьте!
Ведь я писал не для рубля, а потому, что был я б.
И есть я б. и буду б. до смерти!

Краткое содержание:

Пожилым людям ездить из Подмосковья в Москву в декабре 2020 года, во время действия режима обязательной самоизоляции для граждан старше 65 лет, можно, но не рекомендуется. Совершать поездки придется без льгот на проезд, так как социальные карты лицам из группы риска были заблокированы.

Сколько продлится режим самоизоляции для пожилых граждан в Москве и Подмосковье

Режим самоизоляции граждан введен в регионе на фоне роста заболеваемости Ковидом среди населения. Граждане старше 65 лет и лица с хроническими заболеваниями составляют основную группу риска в период второй волны пандемии, из-за чего им в общественных места появляться категорически не рекомендуется.

Чтобы обезопасить жителей региона, а также избежать столпотворения в общественном транспорте в период роста заболеваемости, власти Москвы и Подмосковья приняли решение о блокировки социальных карт: пенсионеров лишили льгот на проезд на время эпидемиологической угрозы.

В Москве блокировка карт будет длиться до 15 января 2021 года. В Подмосковье кардинальных мер пока принято не было: режим предварительно действует до 13 декабря 2020 года.

Режим самоизоляции предполагает прогулки на свежем воздухе недалеко от дома, но полный отказ от мест скопления людей. Ходить можно и в близлежащий у дому магазин или в аптеку, но обязательно в маске и перчатках. Воспользоваться можно услугами волонтеров, которые продукты и лекарства могут доставить прямо на дом.

Можно ли ездить пожилым людям из Подмосковья в Москву в декабре 2020 года

Несмотря на введение режима самоизоляции, многие пенсионеры и лица с хроническими заболеваниями в силу субъективных или объективных обстоятельств не могут отказаться от дальних поездок по территории региона.

Власти утверждают, что ездить в общественном транспорте пожилым людям категорически не стоит, так как именно в метро, в электричках, троллейбусах, трамваях и автобусах есть высокий риск заражения коронавирусом. Режим самоизоляции предполагает прогулки и решение бытовых проблем на ограниченной территории, то есть, в пределах своего адреса проживания.

Отказаться от дальних поездок пенсионерам стоит из соображений собственной безопасности. Но если обстоятельства все же вынуждают человека нарушить режим, то никаких ограничений пользования транспортом в регионе введено не было: ехать можно, но из-за блокировки социальных карт невозможно будет воспользоваться льготами. То есть, совершать все необходимые поездки пожилые люди могут только платно, если речь не идет о посещении больницы или поликлиники.

Для поездки в медицинское учреждение можно воспользоваться услугой временного разблокирования карты — льготы предоставляются на один день, на дату, указанную в электронной записи к врачу.

Штрафы за нарушение режима самоизоляции в Москве и Подмосковья в декабре 2020 года

Социальные карты в столичном регионе были заблокированы не только пенсионерам, но и студентам. В Москве частично проездные заблокировали школьникам, которые переведены на дистанционное обучение. При этом на платной основе гражданам пользоваться услугами общественного транспорта разрешено, если в том есть такая необходимость.


В мэрии столицы официально заявили, что никаких штрафов за нарушение режима самоизоляции осенью и зимой 2020 года пока введено не было. Проверка физических лиц на наличие пропусков и разрешений на передвижение не проводится. Схлопотать наказание можно в одном случае: при нарушении масочного режима в общественном транспорте.

Свободно передвигаться по городу и за его пределами, в Подмосковье, пока имеют право все граждане, так как строгий локдаун, предполагающий жесткие ограничения, введен не был. Но в период пандемии придерживаться стоит определенных рекомендаций врачей: ездить можно, но не нужно.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

История российского трамвая насчитывает больше ста лет. Это был первый вид общественного транспорта, который работал не на конной тяге. Государство делало всё, чтобы проезд стал доступным, а плата – почти символической. «Всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин говорил: «Если в городе есть трамвай – значит, в городе советская власть». Оценивая общую картину, можно подумать, что его слова были пророческими: не стало советской власти, и трамвай как вид транспорта пришёл в упадок. Но в нашей стране процесс деградации трамвая – от процветания до вырождения – достиг апогея.

В 2017 году (последние доступные данные Росстата) российские предприятия выпустили 175 трамвайных пассажирских вагонов. Такая цифра – во многом заслуга мундиаля и программы развития транспортной инфраструктуры в городах – организаторах чемпионата мира. Буквально за два года до этого, в 2015-м, трамваестроители переживали кризис, из-за отсутствия заказов «Уралтрансмаш» останавливал производство. В 2015 году было произведено лишь 26 российских трамваев.

Идёт вниз и график количества единиц подвижного состава: за последние 15 лет парк сократился с 10,3 тыс. до 7,7 тыс. вагонов. Что касается протяжённости путей сообщения, то, по официальным данным, трамвайные пути к концу 2005 года протянулись на 2,8 тыс. километров, а к 2017 году этот показатель сократился на 0,3 тыс. километров. Количество маршрутов уменьшилось на 20 процентов.

Гнут свои линии

На севере Свердловской области, в горнозаводском Волчанске, действует уникальная трамвайная линия, которую местные жители считают гордостью и «реликвией». Вся инфраструктура – один действующий вагон на линии, 8 километров рельсов и старое краснокирпичное депо. Есть и второй вагон, цветов российского флага – «Россель» (его подарил городу первый губернатор Свердловской области), но он запасной и находится на ремонте. Волчанск с населением восемь тысяч жителей – самый маленький город в мире, где ещё ходит трамвай.

Трамвайный маршрут должен был соединить две части города – северную и южную. Ещё по советскому генплану эта линия закладывалась как основа центральной улицы Волчанска. Развал страны внёс свои коррективы: вместо проспекта сейчас семь километров леса.


Трамваи чем-то похожи на самолёты: не стареют, но требуют ухода Фото: Анна Матвеева

В местном трамвайном депо работает 18 человек. Трамвай ходит раз в час, с 11 до 16 часов стоит в депо – спрос в это время небольшой. В месяц он перевозит от силы 3–4 тысячи пассажиров. Одна поездка стоит 20 рублей, разумеется, прибыли у «лесного» трамвая никакой. Город выделяет на трамвайное управление 14 млн рублей в год – громадные для местной казны деньги. Но властям не жалко – это дело принципа.

Чтобы оправдать своё существование, трамвайное управление занимается вывозом мусора, заведует тракторным парком для обслуживания полигона ТБО; уборка снега и даже обрезка тополей в Волчанске тоже легли на плечи трамвайного управления. Недавно ему передали и местную баню.

Трамвай всегда был планово-убыточным, говорит директор волчанского трамвайного управления Лариса Бушуева, но это гордость и достопримечательность города.

– К нам со всей страны приезжают туристы прокатиться на трамвае. Иногда мы прямо в лесу останавливаем для них вагон, чтобы гости могли пособирать грибы у путей. Держимся только благодаря нашему главе Александру Вервейну, недавно заменили 400 метров шпал – с деревянных на железобетонные. Сделаем пути, и он ещё 50 лет проходит, – говорит директор и предлагает прокатиться на трамвае.


На рейсе Фото: Анна Матвеева

Вагон с цифрой 3 на борту приезжает скоро, но с неполадкой – слегка отломилась контактная дуга. Работники депо собираются возле вагона на «консилиум».

«Ну, может, цапнула где-то. Хотя я ласково ехала», – смеётся водитель волчанского трамвая Наталья Беккер. Она водит вагоны уже больше 28 лет.

Мужики-слесари быстро приваривают дугу на место, можно ехать дальше.

– Пассажиры – в основном дети и пенсионеры. Последним торопиться некуда, и они любят трамвай, говорят, что это экологичный вид транспорта, – рассказывает второй водитель в депо Вера Белоглазова. Весь маршрут занял 40 минут, за это время в трамвай сели лишь трое подростков.

– А мы не по расписанию же поехали, мы вас повезли. Так-то у нас больше пассажиров, конечно, – объясняет Вера.


Кондуктор и его вагон Фото: Анна Матвеева

В соседнем с Волчанском Краснотурьинске тоже есть свой трамвай. Линий две, вагонов два, проблем тоже в два раза больше.

– В Краснотурьинске скорее нет квалифицированных специалистов. Привести контактную сеть в порядок, в принципе, не так уж сложно, но кому оно надо? Даже тагильское старьё взяли только тогда, когда система практически загнулась. А ведь активисты ещё за несколько лет до этого предлагали взять старьё из Москвы – оно и посовременнее, и по состоянию приличнее, и вагонов тупо больше можно было забрать. Но там трамваем никто не хочет заниматься, странно даже, что из Тагила что-то взяли, – говорит эксперт и автор сообщества «Трамвай» в соцсети «ВКонтакте» Иван Конюхов.

Однако шансы на развитие трамвайного движения в городе есть. Эдуард Штеле вместе с другими активистами уже несколько лет препятствует закрытию второго маршрута в Краснотурьинске. Более того, он считает, что маршруты трамваев нужно продлить в новые районы.

– В Свердловской области четыре города с трамвайным движением, и это делает их уникальными. Волчанск и Краснотурьинск – Мекка для многочисленных трамвайных туристов, в том числе международных. Поэтому в городах сохранились исторические маршруты.

В России осталось четыре города с населением менее 100 тысяч человек, где есть трамвай.

Конечная станция

Пока на севере Свердловской области держатся за самые короткие в мире пути, Воронеж стал единственным в Европе городом-миллионером без трамвая. Здесь было три трамвайных депо, рассказывает краевед, основатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов. Летом 2001 года демонтировали первую линию, сеть перестала охватывать основные районы.

– Трамвайное депо, занимавшее 5–7 гектаров земли в центре города, вместе с историческими зданиями 1914 года постройки передали другим собственникам. Большая часть этой территории ушла под застройку, а здания снесли. Второе депо в левобережном промышленном районе продали частной организации по цене однокомнатной квартиры.

Тогда же власти Воронежа стали говорить о том, что трамваи создают пробки, из-за них возникают перебои с электричеством. В общем, пора от них избавляться. Из объективных доводов: долг Воронежского трамвайно-троллейбусного управления по платежам за электроэнергию в 150 млн рублей, износ хозяйства из-за отсутствия инвестиций в 90-х. Последнее депо продали к 2007 году, на его месте появились жилые комплексы.


Кто сказал, что трамвай не востребован? Фото: Максим Конанков

– По мере закрытия линий местные жители требовали сохранения трамвайного сообщения. В конце 2002 года была забастовка работников трамвайного депо из-за долгов по зарплате, год спустя пенсионеры протестовали против демонтажа трамвайной линии на основной магистрали левого берега – Ленинском проспекте. В 2005-м создали движение «Комитет воронежцев за трамвай», которое работает по сей день. Периодически появляются слухи о возрождении в городе трамвайного транспорта, но они так и остаются слухами, – рассказал Фурсов.

К сожалению, ситуация в Воронеже не уникальна. «За постсоветский период у нас не появилось ни одной новой трамвайной системы, а закрыто тринадцать – около одной пятой части от общего количества», – говорит Иван Конюхов.

– На лихие девяностые можно списать только две-три закрытых сети, остальные, как ни странно, ликвидированы уже в сытые нулевые. Во многих городах сети существенно сократились, новые линии строятся редко. Например, в Москве линии не вводили с 1982 года. Пассажиры пользуются трамваем и вообще муниципальным транспортом всё реже, так как маршрутная сеть устарела, интервалы большие, а ездить зачастую некомфортно.

Трамвай – красно-жёлтый грохочущий монстр, но добрый и ламповый. Этот вид транспорта появился на наших улицах ещё в начале прошлого века и завоевал сердца горожан. Он менялся со временем, но ощущение, что остался таким, каким и был изначально. Застыл, но продолжает движение. Какова его судьба, и куда он идёт?


Сколько могут рассказать морщины старого сиденья из грубой искусственной кожи? Сколько миллионов пассажиров видела эта спинка?


В музее екатеринбургского трампарка сохранились уникальные модели трамваев в первозданном виде. Да, вагоны у некоторых были соединены в единое пространство.


Сейчас всё пластиковое. А до войны по улицам Свердловска ходили деревянные трамваи. Подобные алюминиевые ручки были и в советских электричках.


В Екатеринбурге действуют сразу три трамвайных депо. Там трамваи моют, чинят и готовят к рейсам.


Трамваи ремонтируются прямо в депо. Так что каждый трампарк – ещё и небольшой завод.


Часто запчасти для ремонта трамваев изготавливаются прямо в парках. Грубо, но это работает.


Время словно застыло. Чисто и по-заводскому аскетично.


Трамваи красят регулярно: толстый слой краски похож на панцирь железной машины.


Мало кто знает, но в Екатеринбурге существует уникальный трамвайный музей. За век экспонатов накопилось немало.


Компостер – слово, которое уже не знает современное поколение гаджетов и пластиковых карт, но ещё пару десятков лет назад билетик нужно было «дырявить».


Никаких компьютеров и спутниковой навигации. 30 лет назад диспетчер работал на ламповом оборудовании. И ничего – справлялись.

За последние 15 лет перевозка пассажиров трамваями снизилась почти в четыре раза, до 1327 млн пассажиров в год. При этом стабильно сохраняет высокие показатели метро, резко вырос спрос на такси. Ещё в середине нулевых Санкт-Петербург считался «трамвайной столицей мира», обгоняя по развитости линий Вену и Мельбурн. В мире развитие наиболее экологичного вида транспорта продолжается, а в России, напротив, акценты сместились в сторону автобусной сети. Эксперты объясняют эту тенденцию отсутствием единой федеральной программы для электротранспорта. Едва ли не единственная поддержка – субсидии на покупку новых вагонов.

«Мэры-губернаторы если и заинтересованы в сохранении трамвая, то потому, что “в Москве/Европе есть, значит и у нас должно быть”. Для многих трамвай – чемодан без ручки, отсюда и подход: в хозяйство покупают современные вагоны, а про специалистов и оборудование для их обслуживания забывают».


Иван Конюхов
автор сообщества «Трамвай»

«В отдельных городах (Екатеринбурге, Ижевске, Набережных Челнах, Нижнекамске и других) трамвай на хорошем счету, кое-где (в Нижнем Тагиле, Новочеркасске) взялись за возрождение доведённых до ручки хозяйств, но это не общая тенденция», – объясняет Конюхов. В Твери в конце 80-х был самый передовой трамвай во всём Союзе, потом его довели до состояния зомби. Но вместо того чтобы привести технику и инфраструктуру в порядок, купили несколько очень сложных и дорогих трамваев, которые заведомо в городе работать не могли. И движение здесь закрыли.

– В Липецке два года назад закрыли троллейбус, обещая вложиться в трамвай, теперь хотят закрыть трамвай, потому что слишком много надо вкладываться. В Архангельске ухлопали трамвай, обещали взамен построить троллейбусные линии, но в итоге закрыли и троллейбус, причём два раза – его там частники пытались возродить. В Астрахани трамвай грохнули лет пятнадцать назад, недавно добрались и до троллейбуса, – говорит Конюхов.


Зелёный остров – место, где трамвай ждут Фото: Анна Матвеева

Если в 2005 году количество вагонов старше 20 лет составляло всего треть, то сегодня таких «ветеранов» уже более 67 процентов, и лишь десятая часть – это современные машины. При этом в России сразу три крупных предприятия серийно производят свои модели трамваев: Усть-Катавский вагоностроительный завод им. Кирова (Челябинская область), Тверской вагоностроительный завод и свердловский «Уралтрансмаш». Такой концентрации трамваестроительных мощностей нет ни в одной другой стране. Россия экспортирует свой подвижной состав в страны СНГ, страны Ближнего Востока, а недавно отечественный производитель вышел на рынок ЕС – поставляет продукцию в Латвию.

В Екатеринбурге львиная доля подвижного состава на линиях – это те самые знаменитые и узнаваемые с детства глазастые «Татры» производства социалистической Чехословакии. Они были выпущены в 1972–1989 годах и поставлены в Свердловск. Только с 2001-го на линию небольшими партиями, по 5–10 штук в год, начали выходить «Спектры» моделей 71-402 и 71-403 производства местного завода «Уралтрансмаш». Перерыв случился в 2006–2009 годах, затем поставки возобновились, но такими же несерьёзными партиями, а во время крымского кризиса 2014-го они и вовсе прекратились на целых четыре года.

В 2018 году на линию вышло пять футуристичных вагонов модели 71-407-01. Этот односторонний четырёхосный высокопольный трамвайный вагон с переменным уровнем пола и асинхронным тяговым электродвигателем – последняя серийная новинка «Уралтрансмаша». Далеко не все города могут поставить на рельсы новые трамваи. Краснотурьинск получил четыре вагона производства «Уралтрансмаша», Волчанск – два, но оказалось, что современная электронная составляющая не может работать с устаревшими трамвайными системами.


Маршрут № 11 – самый необычный в Екатеринбурге Фото: Анна Матвеева

Сегодня ситуация с трамваями в России похожа на ту, что была лет 30–40 назад в Европе. Тогда трамваи массово исчезали с улиц городов, но спустя 15 лет стали возвращаться. Пять лет назад Франция построила несколько сотен километров трамвайных путей. Италия запускает междугородние трамваи. Трамвайная сеть Германии считается самой протяжённой в мире. Будет ли ренессанс трамвая в России?

Читайте также: