Пенсионная обеспечения минздравсоцразвития рф

Похожие публикации


О порядке расследования случаев заражения Covid-19 и обжалования результатов


О порядке расследования случаев заболевания медицинских работников коронавирусной инфекцией COVID-19


Порядок действий при выявлении заболевания у медицинского работника коронавирусной инфекции

  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VKontakte

В последние время увеличилось число обращений среднего и младшего медицинского персонала – членов профсоюза в областную организацию профсоюза по защите своих прав по предоставлению льготного пенсионного обеспечения по Спискам № 1 и № 2 для работников, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда. В основном это средний и младший медицинский персонал противотуберкулезных учреждений (кабинетов), рентгеновских отделений (кабинетов), средний и младший медицинский персонал психиатрических кабинетов лечебно-профилактических учреждений. Их права приходится отстаивать в судебном порядке.

Основными причинами отказа по назначению досрочной страховой пенсии Пенсионным фондом РФ является то, что не учитываются в стаж отдельные периоды работы, администрацией учреждений здравоохранения в пенсионный фонд предоставляется не полный перечень должностей (профессий) работников, отнесенных по условиям труда к Спискам № 1 и № 2 и др.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 утверждены списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Списки № 1 и № 2 применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12. 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.

Списки № 1 и № 2 применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537.

Льготное пенсионное обеспечение предусмотрено на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда согласно Списку № 1. Мужчины получают пенсию по достижению 50 лет при общем стаже работы 20 лет, если они проработали в особо вредных, особо тяжелых условиях труда не менее 10 лет; женщины по достижении 45 лет при общем стаже работы 15 лет, если они проработали в особо вредных, особо тяжелых условиях труда не менее 7,5 лет.

Стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по Списку № 1) Право на пенсию с уменьшением возраста наступает:
Мужчины Женщины
Не менее 3 лет 9 мес. 52 года
4 года 51 год
5 лет 55 лет 50 лет
6 лет 54 года 49 лет
7 лет 53 года 48 лет
7 лет 6 мес. 45 лет
8 лет 52 года
9 лет 51 год
10 лет 50 лет

Занятость на работе с вредными и тяжелыми условиями дает право работникам на льготную пенсию по Списку № 2. В этом случае мужчины имеют право на пенсию по достижению 55 лет при общем стаже 25 лет, если они проработали во вредных и тяжелых условиях труда не менее 12,5 лет; женщины по достижению 50 лет при общем стаже работы 20 лет, если они проработали во вредных и тяжелых условиях труда не менее 10 лет.

Стаж на работах с тяжелыми условиями труда (Список №2) Право на пенсию с уменьшением возраста наступает:
мужчины женщины
Не менее 5 лет 53 года
6 лет 52 года
Не менее 6 лет 3 мес. 58 лет 52 года
Не менее 7 лет 6 мес. 57 лет 52 года
8 лет 57 лет 51 год
9 лет 57 лет 51 год
Не менее 10 лет 56 лет 50 лет
11 лет 56 лет
12 лет 56 лет
Не менее 12 лет 6 мес. 55 лет

Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных в Списках № 1 и № 2 в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работником своих служебных обязанностей в условиях, предусмотренных списками, в течение не менее 80% рабочего времени.

В Списке № 2 предусмотрены врачи, средний и младший медицинский персонал, работающий в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений).

Отдельным письмом Минздрава России от 30.10.1992 года № 24-04/5-29 после утверждения Списка № 2 был решен положительно вопрос о врачах, среднем и младшем медицинском персонале гематологических учреждений (подразделений), постоянно занятых лечением химиопрепаратами опухолей системы крови.

Право на пенсию по Списку № 2 имеют средний и младший медицинский персонал психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях появились отделения и кабинеты, где лечатся психически больные. Поэтому было дано разъяснение, что среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических, соматопсихиатрических отделениях и кабинетах многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, льготные пенсии следует назначать также по Списку № 2 (письмо МЗ РФ от 20.10.1992 года № 02-15/32-15).

Трудным в решении остается вопрос о том, кому из числа среднего и младшего медицинского персонала, работающего в инфекционных, туберкулезных, психиатрических (психоневрологических) учреждениях (подразделениях), следует назначать пенсию по Списку № 2.

Чтобы ответить на него, были определены и доведены до учреждений здравоохранения письмом МЗ РФ от 23.08.1993 года № 05-16/30-16 виды деятельности и примерный перечень должностей среднего и младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах. При этом следует иметь в виду, что перечень должностей работников является примерным.

В Списке № 2 на льготное пенсионное обеспечение предусмотрены врачи, средний и младший медицинский персонал, работающий в ожоговых и гнойных отделениях. Следует учесть, что медицинский персонал гнойных отделений независимо от их наименования (гнойная хирургия, гнойная хирургическая инфекция, антисептическое и т.д.) имеют право на льготную пенсию, т. к. он занят обслуживанием гнойных больных.

Персонал, работающий в рентгенодиагностических кабинетах, включен в Списки № 1 и №2. Поскольку рентгеновские компьютерные томографы являются специализированными рентгеновскими аппаратами, работники, занятые на них, должны пользоваться правом на льготную пенсию по Спискам № 1 и № 2.

В Списке № 2 предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах). В связи с этим возник вопрос о назначении льготной пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов). Министерство труда и занятости населения РФ письмом от 27.05. 1992 года № 1062-РБ дало разъяснение, что санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать, как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах), т.е. по Списку № 2 (подтверждено письмом Минтруд РФ от 26.06.2003 года).

Работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия -226 или эквивалентного по радиотоксичности количества веществ, имеют право на льготную пенсию по Списку № 1.

В связи с указанной записью возник вопрос о праве на льготную пенсию медицинского персонала, обслуживающего «заряженных» больных. Согласно нормам радиационной безопасности, радиоактивное вещество (или установка), испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, является источником излучения. При введении радиоактивного вещества больному он сам становится источником ионизирующего излучения той же активности. В связи с этим обслуживание «заряженных» больных следует рассматривать как работу с радиоактивными веществами. Активность на рабочем месте определяется в помещениях постоянного пребывания персонала для выполнения производственных функций с радиоактивными веществами. Расчет активности на рабочем месте производится исходя из общей активности используемых радиоактивных веществ. Следовательно, обслуживание «заряженных» больных и работу с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, следует рассматривать как работу, предусмотренную Списком № 1.

Основными документами, в которых должно быть зафиксировано право работника на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2 являются:

  1. Трудовой договор, в котором указаны гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристика условий труда.
  2. Должностная инструкция, в которой указано, что работник в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), выполняет работу по «непосредственному обслуживанию больных».
  3. Приказ по учреждению, согласованный с отделением ПФ РФ, утверждающий перечень рабочих мест, профессий и должностей по Спискам № 1 и № 2.
  4. Приложение к коллективному договору – перечень рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2.
  5. Материалы спецоценки условий труда, подтверждающие право работника на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2.
  6. Начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Следует особо отметить, что окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, по которым работники имеют право на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией учреждения здравоохранения, которая подтверждает характер работы результатами аттестации рабочих мест (спецоценки) и доводит до сведения работников (письмо МЗ СССР от 29.04.1991 года № 04-14/12-14; письмо МЗ РФ от 23.08. 1993 года № 05-16/30-16).

NB! Обращаем внимание на установление доплат за выполнение обязанностей по другой должности, не входящей в Список №1 и №2. Эта работа в пределах основной должности может повлечь отказ в назначении досрочной пенсии, так как работник работает часть времени в другом месте по специальности не относящейся к вредным для начисления льготной пенсии.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 14 декабря 2009 года

ПО ВОПРОСАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ СУММЫ
МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ДОПЛАТ

В последнее время в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации приходит много вопросов о том, что включать в состав материального обеспечения пенсионера при расчете социальной доплаты к пенсии с 1 января 2010 года? Минздравсоцразвития России на эту тему подготовлены соответствующие разъяснения.

1. Пунктом 2 статьи 12.1 названного Закона установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения для принятия решения о назначении пенсионеру социальной доплаты к пенсии учитываются:

все виды пенсий,

дополнительное материальное (социальное) обеспечение,

ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), а также

иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, пунктом 3 этой же статьи предусмотрен учет в составе общей суммы материального обеспечения пенсионеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Перечисленные в пунктах 1 - 3 части 2 ст. 12.1 вышеназванного Закона виды денежных выплат составляют исчерпывающий перечень при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионеров и расширительному толкованию не подлежат.

По этой причине не включаются в состав материального обеспечения пенсионера при установлении социальной доплаты следующие выплаты:

Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", установленная в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1542-1 "О донорстве крови и ее компонентов"

Лица, награжденные знаком "Почетный донор России", получают ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждены Правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".

Эти Правила распространяются также и на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР".

Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (до принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ) предусмотрено предоставление компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения.

Принятое в развитие данного Федерального закона Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 528 предусматривает выплату компенсации инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем направления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

При возникновении поствакцинальных осложнений гражданам предоставлено право на социальную поддержку. Одной из таких мер является предоставление гражданам ежемесячных денежных компенсаций.

Финансовое обеспечение выплаты ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

Полномочия по реализации данных прав граждан реализуют субъекты Российской Федерации путем принятия их от Российской Федерации.

Ежемесячная денежная компенсация нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и имеющим детей в возрасте до 3-х лет

Ежемесячные компенсационные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций", производятся уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и находящимся на момент увольнения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет либо в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они не получают пособия по безработице.

Данные выплаты являются расходным обязательством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, руководствуясь нормами прямого действия, осуществляют выплаты получателям непосредственно путем перечисления на банковский счет или почтовым переводом.

Подобные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение которых предусмотрено федеральным бюджетом на соответствующий год, не отнесенные к числу выплат, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ), при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются.

Данное положение относится и к тем установленным федеральным законодательством выплатам и финансируемым из федерального бюджета, полномочия по реализации которых закреплены за субъектами Российской Федерации.

2. В отношении иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусмотренных п. 4 названного Закона.

Основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков:

принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи),

денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы.

Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера.

О нерегулярном характере свидетельствует предоставление различных мер социальной поддержки (помощи), основанное на учете нуждаемости (назначаемое с учетом дохода) получателя. Такие меры поддержки и виды помощи не должны включаться в состав материального обеспечения.

Не подлежат включению по этой причине, к примеру, установленное региональным законодательством ежемесячное социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан и ежемесячное пособие на диетическое питание малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.).

3. Что касается денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то порядок их расчета определен в Правилах, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2009 года N 804-н и зарегистрированном в установленном порядке в Минюсте России 10 ноября 2009 года, и предусматривает возможность пересмотра, в том числе по заявлению гражданина.

Определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством.

Если гражданам из числа "региональных" льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.

Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене.

Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов, не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения.

Ответы на вопросы подготовил
Департамент социальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н г. Москва Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н г. Москва Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
  • Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
  • II. Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица
  • III. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний
  • IV. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица
  • Все страницы


Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31 марта 2011 г. № 258н г. Москва Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2011 г.

Регистрационный № 20777

Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Министр Т. Голикова

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

I. Общие положения

1. Настоящий порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920; 2009, № 1, ст. 27; № 30, ст. 3739) (далее - Федеральный закон).

2. В соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды следующих работ:

  1. подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  2. работы с тяжелыми условиями труда;
  3. работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  4. работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  5. работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
  6. работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  7. работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
  8. работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  9. работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
  10. работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  11. работа на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;
  12. работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  13. работа в летном составе гражданской авиации;
  14. работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
  15. работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
  16. работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  17. работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  18. работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  19. осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;
  20. осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа;
  21. осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях;
  22. 22) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  23. 23) работа лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков;
  24. работа в летно-испытательном составе.

3. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерация, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 1, ст. 13; 2005, № 19, ст. 75; 2007, № 30, ст. 3754; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 30; ст. 3739; № 52, ст. 6454; 2010, № 31, ст. 4196; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6597) (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

II. Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

4. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

  • о периодах работы в течение полного навигационного периода и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности;
  • о периодах геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых условиях;
  • о периодах работы вахтовым методом, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • о периодах оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • о периодах начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором, которые включаются в стаж на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2872; 2006, № 19, ст. 2088; № 42,ст. 4410; 2007, № 26, ст. 3186; 2009, № 22, ст. 2725) (далее - Правила от 11 июля 2002 г.);
  • о периодах работы, не дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если такая работа выполнялась в связи с переводом на нее с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца;
  • о периодах испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • о периодах выполнения беременной женщиной работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, при переводе ее в соответствии с медицинским заключением по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), о периодах работ, которые в соответствии с пунктом 6 Правил от 11 июля 2002 г. исчисляются по фактически отработанному времени, а также о количестве рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • о периодах простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также о периодах отстранения от работы (недопущения к работе) по причинам, перечисленным в пункте 9 Правил от 11 июля 2002 г.

6. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

7. Периоды работы в профессиях рабочих, унифицированных при пересмотре выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) в профессии, предусмотренные списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, тождество которых установлено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1,2,4,5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 18 апреля 2003 г. № 4431) подтверждаются документами работодателей или соответствующих государственных (муниципальных) органов. При этом унификация таких профессий подтверждается выписками из ЕТКС или соответствующим актом.

8. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами (в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой.

9. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются:

  • для работников летного состава - трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке;
  • для работников, осуществляющих управление воздушным движением, - трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением;
  • для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

10. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

III. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний

12. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.), в порядке, предусмотренном разделом V Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 31, ст. 3110; 2003, № 33, ст. 3269; 2009, № 43, ст. 5067).

Характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

IV. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

13. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Читайте также: