Пенсионная система актуарная модель

Построение математических (актуарных) моделей для выбора направлений совершенствования пенсионной системы яв­ляется достаточно сложной проблемой для любой страны. Это связано с тем, что требуется провести оценку и прогноз изме­нения десятков факторов, влияющих на пенсионную систему (структуры работающих и пенсионеров, заработной платы, темпов роста производительности труда, ВВП и т.п.), а кроме того - необходимо решить задачу математического описания многих экономических, социальных и демографических про­цессов, динамику их протекания и взаимодействия.

Построение актуарной модели для обоснования стратегии и тактики пенсионной реформы России представляется задачей, трудной вдвойне. Причин тут несколько. Во-первых, сущест­вующая в стране статистическая база и методы прогнозных оценок не отвечают современным требованиям и не позволяют с достаточной степенью надежности проводить анализ как ре­ального положения в сферах экономики, демографии и соци­альной сфере, так и прогнозов их изменения.

Во-вторых, труднопредсказуемые и высокодинамичные демографические, финансовые и социальные процессы, проте­кающие в России в последние 15 лет, не позволяют применить «в чистом виде» опыт построения актуарных пенсионных мо­делей, который имеется в странах западного сообщества.

Например, модель PROST, предоставленная Всемирным банком, после серии попыток ее адаптации к условиям России, оказалась не подходящей в практическом плане. Финансовый кризис в России в августе 1998 г. сделал очевидным для всех факт уязвимости модели PROST по многим позициям (опоры на сценарий стабильных темпов ВВП, использования усред­ненных показателей заработной платы и т.д.).

В этой связи многие специалисты Международной орга­низации труда и российские ученые считают, что при построе­нии актуарной пенсионной модели России требуется примене­ние, наряду с традиционными, и новых методов, позволяющих учитывать ситуацию повышенных динамических изменений и связанных с ними рисков в экономической, финансовой, соци­альной и политической сферах.

Следует отметить экономико-математическую пенсион­ную модель Международной организации труда (МОТ), пре­зентация которой состоялась в Москве в феврале 2002 г. и стала знаковым мероприятием для российских специалистов в сфере пенсионного обеспечения. В основе построения данной модели лежат прогнозные методы расчета пенсионного бюджета с из­меняющимися параметрами в виде специально разработанного программного лицензионного комплекса.

Основными параметрами модели являются базовые пока­затели, характеризующие несущие конструкции пенсионной системы: коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате по стране), пенсионный возраст, уровень заработной платы, тариф взносов, структура занятости, уровень безработицы и ряд других.

Методология актуарного оценивания пенсионных сис­тем, которую рекомендуют применять специалисты МОТ, включает следующие взаимоувязанные этапы работ.

1. Анализ базовых характеристик состояния экономи­ки, демографического положения и уровня безработицы, а также их долгосрочных прогнозов по различным сценариям.

2. Оценка текущего состояния пенсионной системы и состояния его бюджета, включая качественные и количественные характеристики пенсионного обеспечения. При этом обычно даются заключения о том, предотвращает ли система нищету в пенсионном возрасте и выявляются или причины этого.

3. Актуарное оценивание пенсионной системы и долго-срочное актуарное прогнозирование финансового обеспечения пенсионной системы, демографической ситуации и си­туации на рынке труда. Результатом оценок являются вы­воды о долгосрочной финансовой стабильности системы с точки зрения существующего страхового тарифа и пред­ложения по выбору адекватного механизма финансирова­ния системы.

Актуарное оценивание позволяет реализовывать принцип финансовой коллективной эквивалентности, когда в любой прогнозный период времени общая современная стоимость всех будущих расходов пенсионной системы равна современ­ной стоимости ее будущих доходов. Строгое следование этому принципу обеспечивает:

а) долгосрочное финансовое равновесие пенсионной сис­темы;

б) регламентирует с помощью закона перераспределение доходов среди разных групп населения;

в) блокирует использование ресурсов пенсионного стра­хования для финансирования иных расходов (например, в слу­чаях заимствования правительством средств пенсионного стра­хования под ставку процента ниже рыночной).

Актуарный баланс определяется как разница между со­временной стоимостью полученных в течение всей жизни пен­сий и современной стоимостью выплаченных в течение всей жизни взносов. Будучи рассчитан для различных категорий пенсионеров и при различных сценариях развития системы, этот показатель позволяет оценить, кто получает преимущества и кто оказывается ущемленным в результате функционирова­ния пенсионной системы. При этом можно рассчитать и равно­весную ставку доходности, при применении которой актуарный баланс будет находиться в состоянии равновесий (то есть со­временная стоимость выплат будет равна современной стоимо­сти взносов).

Актуарный баланс или равновесная норма доходности мо­гут быть рассчитаны для различных уровней заработков и мо­делей занятости, а также для разных когорт участников пенси­онной системы.

Специального внимания заслуживает расчет актуарного, баланса для сравнения методов финансирования пенсий, для выработки рекомендаций по управлению пенсионными риска­ми (инвестиционным, дожития), а также для выработки взве­шенного подхода по оценке эффективности пенсионных ре­форм с позиции не только экономической, но и социальной (социальной защиты, солидарной взаимопомощи).

В заключение даются выводы и предложения по возмож­ным вариантам реформирования пенсионной системы (песси­мистическому и оптимистическому). Актуарное оценивание позволяет ответить на принципиальные вопросы:

- позволит ли существующее пенсионное законодательство, в соответствии с которым система функционирует сегодня, справляться с задачами пенсионного обеспечения в долгосроч­ной перспективе?

- будут ли пенсионные обязательства, которые возложены на пенсионную систему действующим законодательством, обеспечены финансовыми ресурсами в период, когда придется получать пенсию?

Конечной целью актуарного моделирования является оп­ределение размера страхового тарифа и соответствующих обя­зательств для различных вариантов финансирования и сценари­ев экономического и демографического развития, что позволя­ет помочь исполнительной и законодательной власти в определении оптимальной финансовой стратегии с учетом по­ложения системы, финансовых целей, демографической и эко­номической ситуации.

Актуарная модель МОТ хорошо зарекомендовала себя при проведении экономических расчетов в ходе реформирова­ния пенсионных систем Белоруссии и Украины. Представляет­ся, что ее потенциал еще только предстоит освоить российским специалистам-актуариям.

Специалисты Пенсионного фонда России сделали попыт­ку разработать свою оригинальную актуарную модель, в кото­рой во многом учтена специфика российской действительности. Однако данная модель еще находится на стадии доработки. Она еще не представлена для предметного обсуждения в среде специалистов. В этой связи возможные сценарии реформиро­вания пенсионной системы нуждаются в дополнительном ар­гументированном обосновании и обсуждении. Можно сказать, что Россия находится только на начальном этапе актуарного обоснования пенсионной реформы.

Что касается социальных и экономических проблем рефор­мирования пенсионной системы, то в среде специалистов в Рос­сии в сферах пенсионного обеспечения, доходов и демографии все более настойчиво звучит тезис о том, что пенсионная рефор­ма может не принести желаемых результатов и не сможет обес­печить более или менее приемлемого уровня жизни пенсионеров. Это связывают с серьезным отставанием реформирования систе­мы доходов наемного и самозанятого населения страны. Сторон­ники таких взглядов считают, что перестроить пенсионную сис­тему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Ус­пешной пенсионная реформа может быть при условии, если од­новременно будет проведена реформа всей сферы распредели­тельных отношений, прежде всего оплаты труда.

Действительно, проблема гарантированных и приемлемых (по прожиточному уровню) пенсий является для их получате­лей центральной. Сейчас в России средний размер пенсии со­ставляет примерно треть от средней заработной платы. В ре­альном выражении это около 1800 рублей в месяц (что состав­ляет 60 долларов в месяц, или 2 доллара в день). Понятно, что прожить на такую пенсию весьма сложно.

Поэтому работающие, даже если их доходы несколько выше черты бедности (а это примерно 60 % трудоспособного населения России), неминуемо сталкиваются с проблемой бед­ной старости. Это предмет озабоченности для широкого круга наемных работников и самозанятого населения, так как риск на­ступления бедности в старости для них очень велик.

Данный вопрос - один из главных и для государственной власти. Пенсии (по старости, инвалидности и при потере кор­мильца) - это самая большая статья расходов на социальную защиту, а кроме того - это один из базовых показателей эф­фективности государственной социальной политики.

В этой связи многие специалисты считают необходимым наметить комплекс мер по преодолению тенденции высокого темпа роста дифференциации доходов.

Если еще десять лет назад соотношение минимальных и максимальных доходов крайних децильных групп населения составляло 1:8, то сегодня оно составляет 1:40. Еще более тре­вожная ситуация в размерах затрат на рабочую силу на уровне предприятий, разрыв в которых зачастую достигает 100 и бо­лее раз.

Во многом неблагоприятное воздействие на процесс «зарабатывания» пенсионных прав приемлемого масштаба оказы­вает неоправданно заниженный уровень минимальной заработ­ной платы, который, даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 года, в 4 раза меньше прожиточного минимума ра­ботающего и составляет около 10% от средней заработной платы по стране. Для сравнения: по данным МОТ минимальная заработная плата в большинстве стран - примерно 40-60 % от средней заработной платы и в несколько раз превышает физио­логический прожиточный минимум.

Понятно, что работники, заработная плата которых нахо­дится в пределах прожиточного минимума (около 40 % всех работающих), не смогут заработать себе пенсию, достигающую прожиточного минимума пенсионера.

Это крайне негативно и угнетающе влияет на пенсионное обеспечение, постоянно воспроизводит масштабные проблемы по перераспределению средств и перекладывает их решение на пенсионную систему, потенциал которой значительно меньше потенциала системы заработной платы.

Пенсионные актуарии могли бы помочь в методическом решении этого вопроса, сформулировать свое отношение к данной проблеме, определить допустимые пропорции соотно­шения заработков, которые обеспечивают оптимальное функ­ционирование пенсионной системы.

Еще одним крупным фактором, влияющим на состояние пенсионной системы, является состояние рынка труда (вопросы безработицы, теневого рынка? скрытых форм безработицы и доходов).

В России при уровне безработицы, которая составляет 9 % (по методике исчисления Международной организации труда), значительная часть работающих (примерно пятая часть) только формально сохраняет за собой рабочие места на предприятии, но работает неполную рабочую неделю или вообще не работает. Заработная плата у категории работающих с режимом неполного времени, а также доход у большинства самозанятых по раз­мерам носит скорее символический характер. Символическими являются и взносы в Пенсионный фонд России, а вот пенсии им надо назначать не .символические. Поэтому зачастую ситуа­ция выглядит парадоксально, когда размер пенсий значительно превышает размер заработной платы.

Расширение неформального сектора занятых - это одна из крупных проблем для России. С позиции регулирования их доходов и взносов по пенсионному страхованию: Если сохра­нится неблагоприятная ситуация с официально регистрируе­мыми размерами доходов, то это приведет к тому, что значи­тельные слои населения фактически не будут участвовать в двух пенсионных институтах: пенсионного и накопительного страхования.

В этой связи представляется чрезвычайно важным объе­динить усилия актуариев и социологов по изучению данной проблемы - выявить масштабы вопроса с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.

Материальное обеспечение пожилого населения формируется и предоставляется на протяжении длительных временных периодов, оцениваемых в 60—75 лет, что сопряжено со многими неопределенностями в информации по экономической, социальной и политической жизни любой страны. Эта одна из причин, по которой возникают большие различия во мнениях как среди специалистов, так и среди населения о перспективах будущего развития систем пенсионного обеспечения. Для решения многочисленных проблем, связанных с перспективной оценкой финансового обеспечения пенсионных систем, используются модельные расчеты, позволяющие определить рамки возможных предположений по отдельным параметрам развития пенсионных систем.

Оценка вариантов для выбора направлений совершенствования пенсионной системы является достаточно сложной проблемой для любой страны. Это связано с тем, что требуется провести оценку и прогноз изменения десятков факторов, влияющих на пенсионную систему (численности, структуры работающих и пенсионеров, динамики изменения заработной платы, темпов роста производительности труда, ВВП и т.п.). Кроме того, необходимо решить задачу математического описания многих экономических, социальных и демографических процессов, динамику их протекания и взаимодействия в средне- и долгосрочной перспективе.

В качестве первого шага актуарного обоснования важно выделить наиболее значительные из многочисленных взаимосвязей пенсионной системы. Для этих целей используется актуарная модель, призванная точно отражать сложившиеся взаимосвязи между факторами, влияющими на функционирование пенсионной системы и степень их количественного воздействия на ее важнейшие параметры.

Основными параметрами модели являются базовые показатели, характеризующие несущие конструкции пенсионной системы: коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате по стране), пенсионный возраст, уровень заработной платы, тариф взносов, структура занятости, уровень безработицы и ряд других.

Использование пенсионной актуарной модели позволяет оценивать жизнеспособность пенсионной системы с точки зрения ее финансовой сбалансированности и на основе аргументированных расчетов представить рекомендации о необходимости изменения параметров страхования.

На основе актуарного моделирования проводится анализ законодательных инициатив, направленных на реформирование пенсионной системы и разрабатываются рекомендации по изменению параметров пенсионных систем.

Для моделирования требуется информация о застрахованных лицах (страхуемые заработки, трудовой и страховой стаж, текущие объемы пенсионных выплат) на дату составления прогноза. Данные должны быть уточнены таким образом, чтобы обеспечить однородность характеристик каждой группы застрахованных. Отдельные расчеты производятся для мужчин и женщин, а также для каждой группы застрахованных, имеющей специфические условия и нормы пенсионного обеспечения.

Гипотезы о распределении заработной платы по возрастным группам и видам занятости формируются для каждой отдельной группы.

Кроме того, с помощью конструирования актуарной модели принимаются во внимание следующие характеристики и возможности корректировки параметров различных факторов:

  • — демографические тенденции по структуре изменения групп населения;
  • — возможности изменения правил пенсионного страхования и прав на получение пенсий;
  • — изменения в начале получения пенсий и продолжительности их получения;
  • — взаимодействия между пенсионным страхованием различных видов, а также с другими системами социального обеспечения, например, правом на получение социальной пенсии;
  • — взаимодействия между системами занятости, миграцией, рынком труда, национальными системами заработной платы, других систем доходов населения и пенсионным страхованием.

В структуре основной пенсионной модели возможно рассмотрение ряда соподчиненных с ней моделей:

  • — микромодели для оценки процесса возникновения права на получение пенсии (минимально необходимый страховой стаж, возраст выхода на пенсию, минимальные размеры страховых взносов и т.д.);
  • — групповая модель для оценки общего количества различных видов пенсий на основе группировки населения на экономически активных лиц, наемных и самозанятых работников, безработных, инвалидов, лиц, получающих пособия по утрате кормильца;
  • — макромодели для оценки всех передвижений финансовых средств в рамках национальной пенсионной системы, с выделением отдельных видов обязательного и добровольного пенсионного страхования.

Вышеуказанные модели расчетов принимаются во внимание при рассмотрении общей актуарной модели. Например, на основании данных о застрахованных, применяя набор гипотез о демографическом развитии и расширении охвата пенсионным страхованием, используя метод передвижки возрастов, прогнозируется численность и структура пенсионеров. Затем, в соответствии с гипотезами экономического развития, состояния рынка труда и норм пенсионного обеспечения, прогнозируются уровень и объемы страхуемого заработка и расходы системы.

Следует при этом отметить, что расчеты осуществляются для заработков разного размера, поскольку страховой тариф и уровень замещения зависят от уровня заработной платы. Страховые периоды (зарабатывания пенсионных прав) оцениваются на основе типичных случаев занятости (полная или частичная), а также периодов, связанных с воинской службой, учебой, воспитанием ребенка, инвалидностью и безработицей.

В дополнении к пенсиям по системам обязательного пенсионного страхования и обязательным системам пенсионных сбережений, при анализе должны приниматься во внимание универсальные пенсии в едином размере, пособия в рамках социальной помощи и государственные гарантии по обеспечению минимального уровня дохода.

Актуарный баланс определяется как разница между современной стоимостью полученных в течение всей жизни пенсий и современной стоимостью выплаченных в течение всей жизни взносов. При этом можно рассчитать и равновесную ставку доходности, при применении которой актуарный баланс будет находиться в состоянии равновесия (т.е. современная стоимость выплат будет равна современной стоимости взносов).

Актуарный баланс или равновесная норма доходности могут быть рассчитаны для различных уровней заработков и моделей занятости, а также для разных когорт участников пенсионной системы с использованием набора статистических показателей.

Статистические данные для расчета актуарного баланса

Страховые взносы:

  • • численность застрахованных: активных плательщиков страховых взносов и застрахованных, не производящих отчисления страховых взносов (по полу, возрасту, при возможности — по профессиональной принадлежности, другие возможные распределения);
  • • численность застрахованных иждивенцев (по полу и возрасту застрахованных) в случае охвата иждивенцев системой социального страхования;
  • • численность лиц, впервые или вновь застрахованных в рамках системы социального страхования (по полу, возрасту, при возможности — по профессиональной принадлежности, другие возможные распределения);
  • • средний страхуемый заработок (по полу и возрасту);
  • • максимальный предельный уровень страхуемого заработка и основа его индексации;
  • • уровень собираемости страховых взносов.

Расходы на выплату пенсий:

  • • численность и средний размер пенсий по старости, включая возможные дезагрегированные индивидуальные данные (по полу и возрасту);
  • • численность и средний размер пенсий по инвалидности от общего заболевания, включая возможные дезагрегированные индивидуальные данные (по полу и возрасту);
  • • численность и средний размер пенсий по случаю потери кормильца, включая возможные дезагрегированные индивидуальные данные (по полу и возрасту), отдельно для вдов, вдовцов, сирот и других иждивенцев, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца;
  • • минимальный размер пенсий;
  • • численность пенсионеров, получающих пенсию в минимальном размере (по полу, возрасту, виду получаемой пенсии), факультативно;
  • • информация о модели выхода на пенсию;
  • • вероятности наступления и прекращения инвалидности;
  • • показатели смертности для застрахованного населения и пенсионеров;
  • • общий объем расходов на выплату пенсий по видам пенсий.

Специального внимания заслуживает расчет актуарного баланса для сравнения методов финансирования пенсий, для выработки рекомендаций по управлению пенсионными рисками (инвестиционным, дожития), а также для выработки взвешенного подхода по оценке эффективности пенсионных реформ с позиции не только экономической, но и социальной (социальной защиты, солидарной взаимопомощи).

Следует подчеркнуть, что актуарная модель используется для оценки финансового состояния пенсионной системы в координатах действующей законодательной базы, прогнозов социально-экономического развития страны и демографического положения. Ее важнейшими блоками (модулями) являются:

  • макроэкономический, позволяющий оценивать влияние внешних или системных факторов на пенсионную систему, включая динамику изменений ВВП, заработной платы, занятости, инфляционные ожидания, обобщающей характеристикой которых выступает динамика изменения доли расходов на пенсионную систему в ВВП;
  • демографический, используемый для анализа средне- и долгосрочных изменений в структуре населения (пенсионеров, занятых наемным трудом, самозанятого населения, мигрантов), динамику изменений в продолжительности жизни различных возрастных групп населения, мужчин и женщин, сельского и городского населения;
  • доходный, используемый для оценки финансового обеспечения пенсионной системы по источникам доходов, необходимых дотаций со стороны федерального и региональных бюджетов;
  • расходный, позволяющий оценивать накопленные обязательства застрахованных по их важнейшим группам и требуемые для этого ресурсы;
  • резервный, используемый для оценки накопленных долгосрочных резервов.

Показатели для актуарных расчетов в системах пенсионного страхования

Демографические данные:

  • • структура численности населения и официальные прогнозы численности населения (по полу и однолетним возрастным группам 0—100 лет);
  • • коэффициенты смертности и прогнозируемые изменения смертности (по полу и однолетним возрастным группам 0—100 лет);
  • • коэффициенты рождаемости и прогнозируемые суммарные коэффициенты рождаемости (по полу и однолетним возрастным группам 0—100 лет);
  • • нетто-коэффициент международной миграции (по полу и возрасту).

Данные о занятости и экономической активности населения:

  • • численность экономически активного населения и официальные прогнозы (по полу и возрасту);
  • • текущие и прогнозируемые коэффициенты экономической активности (по полу и возрасту);
  • • численность занятого населения и прогнозируемая численность занятого населения (по полу, возрасту и основным секторам экономики);
  • • численность самозанятого населения и прогнозируемая численность самозанятого населения (по полу, возрасту и основным секторам экономики);
  • • численность безработных и прогнозируемая численность безработных (по полу и возрасту).

Экономические показатели и государственные расходы:

  • • ВВП в текущих ценах и в сопоставимых ценах (по основным секторам экономики);
  • • прогноз показателей экономического роста, при возможности до конца прогнозируемого периода и на основе среднесрочного плана действий правительства (по основным секторам экономики);
  • • помесячные индексы потребительских цен;
  • • средняя заработная плата в экономике и по секторам экономики;
  • • фонд оплаты труда (ФОТ);
  • • исходное распределение доходов;
  • • прожиточный минимум пенсионеров.

Итоговыми результатами актуарных расчетов являются:

  • • оценка и прогнозирование финансовой устойчивости бюджетного процесса пенсионной системы (сбалансированности бюджета);
  • • оценка и прогнозирование объемов пенсионных прав застрахованных и пенсионных обязательств страховщика (актуарный баланс).

В результате актуарного оценивания действующей пенсионной системы решается ряд задач:

  • • производится оценка современного финансового состояния и прогнозируется будущее финансовое развитие пенсионной системы;
  • • анализируется долгосрочная финансовая стабильность системы с точки зрения существующего страхового тарифа и выбранного механизма финансирования системы;
  • • определяются причины существующего или будущего возможного неравновесия системы;
  • • подготавливаются рекомендации правительству о мерах по обеспечению финансового равновесия пенсионной системы в соответствии с результатами актуарных расчетов и на основе параметрических характеристик пенсионной системы, которые закреплены национальным законодательством.

Содержание актуарного отчета включает следующие важнейшие документы.

Содержание актуарного отчета

  • 1. Краткое изложение результатов и рекомендаций.
  • 2. Экономический и демографический контекст и анализ системы управления пенсионной системой.
  • 3. Анализ современной ситуации — условия и нормы пенсионного обеспечения, источники и методы финансирования пенсионных систем:
    • • анализ текущего финансового состояния пенсионной системы;
    • • анализ уровня пенсионного обеспечения (уровень охвата, доля страхуемых заработков в общем объеме заработной платы застрахованных, коэффициент пенсионной нагрузки, текущий коэффициент замещения и т.д.).
  • 4. Актуарные прогнозы — методология:
    • • исходные данные и предположения;
    • • результаты прогноза статус-кво;
    • • оценка достоверности (вероятности) прогноза (статус-кво) (sensitivity test);
    • • результаты прогнозов при условии изменений условий и норм пенсионного обеспечения или для альтернативных вариантов проведения пенсионной реформы.
  • 5. Выводы и рекомендации.
  • 1) Основные законодательные положения в области пенсионного обеспечения (в том числе в контексте соответствия требованиям, заложенным в Конвенциях и Рекомендациях МОТ).
  • 2) Финансовое состояние (детализированный анализ).
  • 3) Исходные данные.
  • 4) Методология (подробное описание).

Конечной целью актуарного моделирования является определение размера страхового тарифа и соответствующих обязательств для различных вариантов финансирования и сценариев экономического и демографического развития, что позволяет исполнительной и законодательной власти определить оптимальную финансовую стратегию с учетом положения системы, демографической и экономической ситуации.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.07.2015 2015-07-31

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21433/ (дата обращения: 08.12.2020).

Развитие пенсионной системы основывается на актуарных расчетах. Актуарное моделирование в России появилось в начале 90-х годов двадцатого века и полностью основывалось на методиках, разработанных в западных странах.

В общем виде актуарные расчеты можно представить следующим образом (рис. 1). [1], [2], [3]

В основе актуарных пенсионных моделей лежит несколько факторов, определяющих состояние пенсионной системы: демографические, социально-экономические, макроэкономические и пенсионные.

В западных странах существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда). Данные модели позволяют осуществлять актуарное моделирование любых пенсионных систем, как чисто распределительных и накопительных, так и смешанных систем вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [2], [3]


Рис. 1. Общая структура актуарного моделирования

Для прогнозирования российской пенсионной системы была создана собственная модель актуарных расчетов, которая позволяла обеспечить большую детализацию к специфике российского пенсионного законодательства.

В 2002 году на основе актуарной модели был дан прогноз развития пенсионной системы России до 2050 года (таблица 1). [3]

Основные показатели прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003–2050 г.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Фактические параметры пенсионной системы России за прошедшие годы приведены в таблице 2. [5], [6]

Основные показатели Пенсионного фонда России за период 2003–2013 гг.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

При проведении сравнительного анализа между прогнозом при актуарном моделировании и фактическими показателями, полученными до 2013 года, было получено следующее отклонение (таблица 3), которое для большей наглядности представим на графике (рис.2).

Отклонение основных прогнозных показателей Пенсионного фонда Российской Федерации от фактических значений, в процентах

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера,

Продолжение

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера


Рис. 2. Сравнение показателей прогноза и фактических данных в процентном отношении

Как видно из приведенных данных, отклонение между прогнозными показателями и фактическими значениями достигает значительных величин уже на четвертый год прогноза. Если учитывать, что значение средней величины пенсии и увеличение дефицита пенсионного фонда являются достаточно субъективными показателями, то величина прожиточного минимума является величиной более объективной, определяемой развитием экономики государства, но даже по этому параметру отклонение всего за десять лет дает более 80 %.

В 2010 году была проведена корректировка пенсионного законодательства с целью уменьшения дефицита пенсионного фонда. В результате трансформации была отменена базовая часть пенсии и оставлена только страховая и накопительная. Также были отменены выплаты единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с единой ставкой в 26 %, которые стали выплачиваться с суммы до 415 тысяч рублей, сверх этого лимита пенсионные права не распространялись. Кроме этого была проведена валоризация пенсий. [7], [8]

При актуарном моделировании соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, после проведенной корректировки распределялось следующим образом (таблица 4). [9], [10]

Прогноз соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Продолжение

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Фактические показатели, которые были достигнуты в ходе пенсионной корректировки за последние годы, приведены в таблице 5.

Фактическое соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Проведенный сравнительный анализ между прогнозными показателями и фактическими параметрами по соотношению средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера приведен на рис. 3.


Рис. 3. Отклонение между прогнозными и фактическими показателями, в процентах

В результате исследования видно, что отклонение уже к четвертому году прогноза по отношению к фактическим показателям достигло более 18 %. Следовательно, актуарная модель на ближайшую перспективу также дает значительные отклонения.

Проведенные корректировки пенсионной системы Российской Федерации на основе актуарной модели не привели к необходимым результатам, что привело к началу новой пенсионной реформы, которая осуществляется с 2015 года.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- актуарное моделирование, основанное на показателях, заимствованных из западных моделей, даже с учетом высокой степени детализации не дают адекватного прогноза не только на длительную перспективу, но и среднесрочную;

- актуарные модели пенсионной системы не дают достоверных прогнозов в кризисные периоды, не учитывают специфики экономического развития Российской Федерации;

- прогнозирование по основным показателям входной информации имеет детерминированный характер, это обусловлено, тем, что достоверных статистических данных в России накоплено еще недостаточно.

1. А. В. Батаев Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 186–191.

2. А. В. Батаев Моделирование финансового состояния пенсионной системы России. В сборнике: Финансовые решения XXI века: теория и практика Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого; Ответственные за выпуск Д. Г. Родионов, Т. Ю. Кудрявцева, Ю. Ю. Купоров. Санкт-Петербург, 2015. С. 6–14.

3. А. К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. Издательство: Финансы и статистика, 2006 г.

4. Бауэрс Н., Гербер Х., Джанс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика, М., Издательство: Янус-К, 2001, с. 665

5. Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ — http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

6. А. К. Соловьев, Н. В. Мележик Актуарный анализ бюджетно-финансовой самостоятельности пенсионной системы России в условиях ее реформирования. Аналитический вестник, Совета Федерации № 26 (510), с. 28

7. А. В. Батаев Анализ актуарной модели пенсионной системы России, В сборнике: Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции «Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика», СПб, Издательство: СПбГПУ, 2014, с. 31–37

8. Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионной системы России в зависимости от уровня собираемости налогов. Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 515–519.

9. А. К. Соловьев Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов, Экономический портал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj-sistemy.html

10. Д. Ю. Федотов Актуарное моделирование развития пенсионной системы России, Известия Иркутской государственной экономической академии, № 6, 2012 г.

1 Общие принципы моделирования

2 Модель актуарного оценивания системы обязательного пенсионного страхования России

2.1 Задачи и структура актуарной модели ПФР

2.2 Методы актуарного моделирования демографических показателей развития пенсионной системы

2.3 Прогнозирование макроэкономической ситуации

2.4 Методика оценки доходов бюджета ПФР

2.5 Методика оценки расходной части бюджета ПФР

3 Проблемы и перспективы актуарной оценки ПФР

Пенсионное страхование, обычно предлагаемое страховыми компаниями, состоит из страхования на дожитие и договоров отложенных аннуитетов со сроком начала выплат, привязанным к некоторому возрасту выхода на пенсию. Оно может рассматриваться как частный вид страхования жизни, хотя с иными правилами налогообложения и ограничениями на отказ от страхования.

Во многих странах, в том числе в России, пенсионное обеспечение осуществляется с помощью существенно другого механизма, а именно пенсионных схем, учреждаемых в виде пенсионных фондов. Одни из них создаются для определенной конкретной группы лиц, обычно для работников одного работодателя или группы работодателей. Другие фонды создаются для людей определенного вида деятельности или профессии, например, фонды, создаваемые профсоюзами в США. В Финляндии же, например, национальная пенсионная схема функционирует децентрализованно, через частные агентства.

Институциональные формы пенсионных схем могут быть различны. Ответственной организацией может быть юридически независимый фонд, хотя бы и учрежденный работодателем или группой работодателей, или же работодатель может выплачивать пенсии непосредственно из собственных ресурсов компании. Некоторые части организации, - управление инвестициями или выплата пособий, - могут быть перепоручены страховой компании. Для целей актуарного оценивания, описанных ниже, институциональная структура не имеет значения. Поэтому будет говориться просто о пенсионной схеме, которая несет ответственность за обеспечение определенных пособий группе членов и получает взносы. Реальная природа этих взносов также не играет роли; они могут вноситься государством в государственных схемах, работодателем (спонсором) в корпоративных схемах, самими членами и т.д. Однако будет предположено, что схема имеет персонифицированный учет историй взносов своих членов, и в этой связи можно говорить о взносах членов схемы.

1 Общие принципы моделирования

Для обеспечения адекватной текущей оценки и долгосрочного прогнозирования финансового состояния системы пенсионного страхования актуарная модель должна удовлетворять следующим основным требованиям.

1. Соответствие главным принципам пенсионного страхования, таким, как:

-солидарность материальных обязательств в пенсионной системе;

-возвратность пенсионных платежей;

-индивидуальный учет (персонификация) уплаченных взносов;

-целевое использование страховых взносов на выплату пенсий и пособий;

-эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;

-зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;

-поддержание уровня жизни пенсионеров (адекватность величины пенсии современным условиям

-сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения).

2. Соответствие основным нормам пенсионного законодательства государства, для которого она разработана.

3. Возможность быстрой адаптации основных блоков и параметров модели к изменениям в законодательстве.

4. Учет изменений макроэкономической ситуации.

Структура модели, как правило, не является жестко определенной и может включать в себя произвольное количество блоков. Однако общий вид актуарной модели может быть представлен следующей схемой:


В зависимости от задач, стоящих перед актуарной моделью: задаваемой точности прогноза, получения качественных и (или) количественных результатов моделирования, необходимости (или нет) проведения краткосрочного оценивания пенсионной системы, устойчивости законодательных норм и связанной с ними необходимости изменения входных, внутренних и выходных параметров модели, –могут быть установлены дополнительные требования, как к структуре модели, так и к отдельным ее параметрам, например:

- по разработке демографического и макроэкономического прогнозов внутри или вне рамок модели;

-по степени дифференциации категорий плательщиков взносов (или застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы);

- по требованиям к ставкам взносов и базе их начисления и т.п.

В разработке актуарных пенсионных моделей учитываются несколько факторов, оказывающих наибольшее воздействие на состояние пенсионной системы: макроэкономические, демографические, социально-экономические и собственно пенсионные (рис.1).


Рис. 1. Факторы стабильности пенсионной системы

К важнейшим демографическим факторам относятся показатели рождаемости, смертности и миграции населения страны, соотношение численности населения трудоспособного возраста к численности населения старше трудоспособного возраста.

Среди экономических факторов наибольшее воздействие на функционирование пенсионной системы оказывают темпы роста валового внутреннего продукта, фонда оплаты труда работающих по найму, доходов иных категорий населения, средней заработной платы, темпы инфляции, фактическая доходность инвестиций, уровень безработицы и ряд других показателей.

К собственно пенсионным (иначе их можно определить как правовые) факторам относятся особенности национального законодательства в области социального страхования и пенсионного обеспечения, включая степень охвата населения пенсионной системой, источники финансирования пенсионных выплат, ставки отчислений в пенсионную систему, пенсионную формулу, виды и условия назначения пенсий, а также размеры предоставляемых пенсионных льгот.

Актуарные модели для различных типов пенсионных систем существенно отличаются по принципу расчета баланса. В настоящее время существуют традиционные, апробированные многолетней практикой и хорошо зарекомендовавшие себя в условиях стран с различными социально-экономическими системами методы проведения актуарного оценивания пенсионных систем, построенных на основе как распределительных, так и накопительных принципов (которые, как правило, функционируют в рамках негосударственных пенсионных фондов).

Наиболее широкое применение актуарные методы получили для оценки и регулирования перспективной деятельности пенсионных систем, основанных на накопительных или частично накопительных принципах, что объективно обусловлено существованием ограниченного числа разновидностей накопи-тельных пенсионных схем, которые существенно упрощают разработку методов их формализации.

Значительно сложнее обстоит дело с разработкой комплекса методов для управления и оценки пенсионных систем, основанных на солидарно-распределительных принципах, используемых по традиции в общегосударственном масштабе.

Основная проблема определения более или менее типовой схемы актуарного оценивания распределительных пенсионных систем вызвана отсутствием единообразия (точнее, исключительным многообразием) используемых схем обязательного пенсионного страхования не только в национальном масштабе, но и в рамках одной солидарной пенсионной программы. Каждая национальная пенсионная система (и в первую очередь, сама пенсионная формула) опирается на исторически сложившиеся накопленные государственные пенсионные обязательства, формируемые исходя из количества и видов предоставляемых такими системами многочисленных пенсионных льгот. Это влечет за собой формирование специфических механизмов и масштабов перераспределения финансовых ресурсов внутри системы, что отражается на количественных и качественных характеристиках размеров назначаемых пенсий и объемах расходов на их выплату.

Указанные особенности непосредственно определяют структуру экономико-математических моделей, разработанных для актуарного оценивания распределительных пенсионных систем, которая основана на достаточно сложных взаимосвязях накопленных пенсионных прав застрахованных лиц и долгосрочных пенсионных обязательств государства, а также сопоставлениях объемов страховых поступлений и текущих пенсионных выплат.

В практике деятельности различных национальных пенсионных систем применяются достаточно сложные актуарные модели. Однако все они полностью ориентированы на собственные специфические особенности пенсионного обеспечения и не могут использоваться в российских условиях.

Наиболее известные зарубежные актуарные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда) являются в определенной степени универсальными и позволяют осуществлять актуарное оценивание как чисто распределительных, так и смешанных, и полностью накопительных систем вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства.

Однако при стремлении к универсальности модель лишается главного необходимого для ее практического применения достоинства: достоверности оценок. Разработчики модели PROST в комментариях относительно условий ее применения отмечают, что модель производит качественную оценку тенденций и перспектив развития ситуации в пенсионной системе, но не позволяет получить достоверные количественные характеристики (особенно в первые годы прогноза).

Несмотря на это, вышеупомянутые модели используются рядом российских и зарубежных экспертов (в том числе в Казахстане, Грузии, странах Центральной и Восточной Европы). Но как свидетельствует опыт специалистов ПФР, также применявших их в практической деятельности на начальном этапе развития актуарного оценивания в системе ПФР, погрешность расчетов на первое десятилетие прогноза неприемлемо велика. Она обусловлена следующими особенностями российской пенсионной системы.

Как правило, расчеты доходов пенсионной системы в подобных моделях осуществляются исходя из среднего размера заработной платы. Дифференциация застрахованных лиц по уровню получаемой зарплаты обычно не производится, в связи с чем возникают сложности в оценке изменения нагрузки на фонд оплаты труда в долгосрочной перспективе, при различных способах индексации шкалы регрессии. Кроме того, вышеназванные методы модели используют ограниченное количество категорий плательщиков (или, применительно к российскому законодательству, застрахованных лиц, за которых производится уплата взносов) и тем более не осуществляют разбивку внутри одной категории застрахованных лиц (например, наемные работники в российском пенсионном законодательстве подразделяются на наемных работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и остальных наемных работников). Это не позволяет оценить объемы поступлений каждой категории застрахованных и их будущие пенсионные права.

Некорректный подход к исчислению доходов пенсионной системы при расчете поступлений от различных категорий застрахованных лиц на порядок увеличивает погрешность расчетов.

Следующим недостатком использования типовых актуарных моделей для оценивания российской пенсионной системы является методика формирования расходного блока.

Размер пенсии в типовых зарубежных моделях рассчитывается достаточно укрупненно: определяется средний размер пенсии и далее он, как правило, индексируется по заданному темпу роста (инфляции, средней заработной платы или комбинированному). Для актуарного оценивания финансового состояния пенсионной системы России и в дореформенный период такой подход был неприемлем, поскольку трудовая пенсия включала в себя массу дополнительных выплат, не зависевших от трудового вклада застрахованного лица (различные надбавки, повышения, компенсационные выплаты и пр.), индексация которых осуществлялась темпами, отличными от темпов роста основного размера пенсии.

С введением условно-накопительной схемы и разделением пенсии на базовую, страховую и накопительную части расчет еще более усложнился и требует, кроме обособленного исчисления каждой составляющей пенсии, определения пенсионных прав застрахованных лиц, заработанных в течение всего периода трудовой деятельности. Таким образом, возникает потребность в перекрестных расчетах (когда отслеживаются взносы каждой группы застрахованных лиц в течение всего страхового стажа и исходя из них определяется размер расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений).

В новых условиях потребовалось осуществить разбиение совокупности пенсионеров на две группы: вышедшие на пенсию до старта реформы и вышедшие на пенсию после старта реформы, и постоянно отслеживать численность доживающих до следующего года представителей каждой группы. Подобное усложнение расчетов вызвано разными способами оценки прав застрахованных лиц, вышедших на пенсию в различные моменты времени. У пенсионеров, пенсия которым назначена до начала реформы, отсутствует накопительная часть, а также расчетный пенсионный капитал, заработанный в новой системе.

Как следствие, в российской практике актуарных расчетов возникла также потребность в расчете численности так называемых «доживающих пенсионеров» внутри группы лиц, вышедших на пенсию после начала реформы.

Это обусловлено как особенностями формулы исчисления расчетного пенсионного капитала в распределительной части пенсионной системы в переходный период, так и необходимостью оценки объема расходов на выплату накопительной части трудовой пенсии (законом установлены собственные тарифы отчислений для различных возрастных групп).

Наконец, ни одна из известных моделей не предусматривает постепенного перевода части лиц, имеющих право выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в профессиональные пенсионные системы, финансируемые на основе накопительных принципов за счет взносов по дополнительному тарифу.

Вышеназванные причины потребовали от ПФР разработки собственной актуарной модели.

Читайте также: