Пенсионная система казахстана проблемы перспективы решения

студент 3 курса, кафедра «Экономика» КазНУ им. аль-Фараби

Альжанова Нуржан Шариповна

научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби

Мировой финансовый кризис оказал свое негативное воздействие и на финансовую систему Республики Казахстан, в том числе — накопительную пенсионную систему, которая является одним из важнейших направлений социальной политики.

На сегодняшний день в Казахстане существует 11 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 79 филиалов и 51 представительств в регионах республики.

Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая волатильность ценных бумаг, обращающихся на отечественном и международных фондовых рынках, привели к существенному сокращению доходов всех инвесторов, включая накопительные пенсионные фонды [1, с. 15].

Тем не менее, пенсионные фонды продолжают привлекать в накопительную систему экономически активное население. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись с начала 2011 года на 393,2 млрд. тенге (17,4 %), на 1 января 2012 года составили 2 651,4 млрд. тенге.

Общее поступление пенсионных взносов, увеличилось за год на 182,0 млрд. тенге (10,0 %), составило на 1 января 2012 года 2 003,7 млрд. тенге.

Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2012 года составила 555,1 млрд. тенге. За 2011 год «чистый» инвестиционный доход уменьшился на 16,3 млрд. тенге (2,9 %) (табл. 1).

Заметим, что пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись с начала 2011 года на 393,2 млрд. тенге (17,4 %), на 1 января 2012 года составили 2 651,4 млрд. тенге.

Общее поступление пенсионных взносов, увеличилось за год на 182,0 млрд. тенге (10,0 %), составило на 1 января 2012 года 2 003,7 млрд. тенге.

Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2012 года составила 555,1 млрд. тенге. За 2011 год «чистый» инвестиционный доход уменьшился на 16,3 млрд. тенге (2,9 %).

Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись с начала 2011 года на 393,2 млрд. тенге (17,4 %), на 1 января 2012 года составили 2 651,4 млрд. тенге.

Общее поступление пенсионных взносов, увеличилось за год на 182,0 млрд. тенге (10,0 %), составило на 1 января 2012 года 2 003,7 млрд. тенге.

Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2012 года составила 555,1 млрд. тенге. За 2011 год «чистый» инвестиционный доход уменьшился на 16,3 млрд. тенге (2,9 %).

Таблица 1.

Объем пенсионных накоплений

В целом наблюдается рост количества счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам и суммы пенсионных накоплений. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись с начала 2012 года на 428,0 млрд. тенге (16,1 %), на 1 ноября 2012 года составили 3 079,4 млрд. тенге.

На 1 декабря 2012 года наибольшую сумму пенсионных накоплений имели 4 фонда: «Народного Банка Казахстана» — 1 030,5 млрд. тенге (33,1 %), «ГНПФ» — 602,1 млрд. тенге (19,3 %), «Ұлар Үміт» — 397,4 млрд. тенге (12,7 %) и «Грантум» — 299,0 млрд. тенге (9,6 %) от общего объема пенсионных накоплений всех фондов или в совокупности, на эти 4 фонда приходилось 74,7 % всех пенсионных накоплений.

Эффективность инвестирования средств пенсионными фондами во многом зависит от макроэкономической стабильности. На сегодняшний день в накопительной пенсионнной системе, в связи с кризисом, сменились приоритеты, причем это касается работы как реального сектора экономики, так и пенсионных фондов.

В условиях крайне волотильного рынка инвесторы, как правило ограничиваются крупными компаниями. Учитывая данные тенденции, многие пенсионные фонды пересмотрели свои портфели, и стали вкладывать больше средств в государственные ценные бумаги.

По состоянию на 1 ноября 2012 года ни один казахстанский пенсионный фонд по показателю доходности К2 за 12 месяцев не смог превысить уровень инфляции. Однако, стоит отметить, что средневзвешенная доходность по рынку выросла в 2 раза за последние несколько месяцев. Это связано с реформированием пенсионной системы, направленным на повышение доходности НПФ, которые производит Нацбанк РК. Если положительная динамика сохранится, то через несколько месяцев доходность большинства пенсионных фондов вплотную приблизятся к уровню инфляции, а скорей всего и превысят ее уровень. Лидером по показателю коэффициента номинального дохода К2 за 36 месяцев стал НПФ «Астана» — 20,43 %. За период 60 месяцев первое место по доходности у НПФ «Республика» — 42,01 %

Таблица 2.

Сведения о коэффициентах номинального дохода накопительных пенсионных фондов по умеренному инвестиционному портфелю по состоянию на 1 ноября 2012 года

Накопительный пенсионный фонд

К2 за период октябрь 2011 — октябрь 2012 (12)

К2 за период октябрь 2009 — октябрь 2012 (36)

К2 за период октябрь 2007 — октябрь 2012 (60)

АО «ООИУПА «GRANTUM Asset Management» (Дочерняя организация АО «Казкоммерцбанк»)

АО «НПФ ГРАНТУМ» (ДО АО «Казкоммерцбанк»)

АО «НПФ «Атамекен» ДО АО «Нурбанк»

АО «НПФ Народного Банка Казахстана, ДО АО «Народный Банк Казахстана»

АО «Накопительный пенсионный фонд «Индустриальный Казахстан»

АО «НПФ «НефтеГаз-Дем»

АО «НПФ «Капитал»- ДО АО «Банк ЦентрКредит»

АО «НПФ «Республика»

Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ

Скорректированный средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ

Минимальное значение доходности

Накопленный уровень инфляции

Таким образом, складывается ситуация, когда фондам, на сегодняшний день имеющим небольшой объем государственных ценных бумаг, возможно, придется в короткие сроки продавать другие инструменты, к примеру, корпоративные облигации [2].

Пересмотр порядка инвестирования пенсионных активов в сторону увеличения доли инвестиций в ГЦБ связан с тем, что данные бумаги в наименьшей степени подвержены негативному влиянию процессов, происходящих на финансовых рынках.

Накопительная пенсионная система Казахстана за короткий период своего существования подвергается кризису уже не в первый раз. В настоящее время в пенсионном секторе можно определить несколько основных проблем.

1. Ограниченность финансовых интрументов

В сложной ситуации оказались накопительные пенсионные фонды, в целях минимизации своих потерь начавшие пересматривать свои портфели. При этом они столкнулись с проблемой ограниченного набора доступных финансовых инструментов, способных приносить высокий доход. Таким образом, получается, что деньги — есть, а вложить их некуда, что, в свою очередь, приводит к обеспечиванию пенсионных накоплений. В данном случае одним из решений может стать использовние пенсионных средств в реальном секторе экономик, т. е. пенсионные накопления можно будет направить на строительство промышленных, обрабатывающих и перерабатывающих объектов. Так, например, в экономически развитых странах пенсионные накопления используются банками развития, которые служат проводниками инвестиционной политики государства. По аналогии и в нашей стране накопительные пенсионные фонды, совместно с организациями по инвестиционному управлению пенсионными активами, а также Банком развития Казахстана, могут разработать инфраструктурные проекты, — просчитав бюджет, определив все возможные риски и рассчитав расходы. Согласно данным проектам, в дальнейшем можно будет выпускать инфраструктурные облигации, которые, в свою очередь, будет торговаться на фондовом рынке. Это, свою очередь, поможет создать новые рабочие места и увеличить занятость населения.

2. Недостаточные раскрытие информации(непрозрачность)

Развитие пенсионной системы сдерживает и дефицит информации, так как фонды традиционно публикуют только свои инвестиционные декларации, где отражают приоритеты инвестирования средств в различные виды финансовых инструментов — согласно действующему законодательству и стратегии фонда. При этом необходимо отметить, что все декларации несут одинаковую информацию не предоставляя вкладчику возможности самостоятельно проводитб анализ своих пенсионных накоплений. Прозрачность информации о деятельности фондов позволит внести ясность для вкладчиков — как частых индивидуальных, так и институциональных инвесторв. Это повлечет рост финансовой культуры населения, а также повысит доверие к НПФ. Вкладчики должны иметь возможность самостоятельно анализировать отчеты по размещению пенсионных сбережений, оценивать качество принимаемых инвестиционных решений и действовать уже на основе данной информации.

Помимо этого, на сегодняшний день нет достаточного количества независимых аналитиков, имеющих возможность предоставить необходимый анализ всем желающим вкладчикам. Также, не существует необходимой методической базы, позволяющей проводить анализ вложений пенсионных средств. Разработка подобной базы поможет повысить интерес населения не только к пенсионным фондам, но ик фондовому рынку, ведь понимание процессов инвестирования позволит населению быть в курсе финансовых операций.

3. Низкий уровень финансовой грамотности населения

Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности пенсионных фондов. Кроме того, на сегодняшний день мало кто из казахстанцев задумывается над тем, сколько нужно вложить сегодня, чтобы получить доход завтра. Следовательно, необходимо повышать финансовую грамотность населения, используя все существенные возможности средств массовой информации. В настоящее время в Казахстане отсутствует связь между стратегическими проектами и средствами массовой информации. К примеру, в России появление стратегической программы было сразу подхвачено всеми СМИ, на всех телеканалах практически все передачи были отформированы под данную программу, цель которой — объеденение усилий государства, общества и бизнеса для решения проблем семьи.

4. Низкий уровень развития фондового рынка

Еще одним барьером на пути развития пенсионной системы является несовершенство фондового рынка Казахстана. Снижение объемов торгов напрямую связано с уменьшением количества участников рынка, что, в свою очередь, влияет на деятельность Казахстанской фондовой биржы, уменьшая доходность в виде комиссионных сборов и т. д. Происходит ослабление листинговых требований по отношению к новым эмитентам, при этом цели выпуска ценных бумаг эмитента могут не соответствовать реальным целям.

КФБ не несет ответсвенности за достоверность распространяемой ею общей информации о членах биржи, об эмитентах ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, а также не проверяет достоверность предоставленных документов. Это стваит под удар инвесторов, не последнее место в числе которых занимают пенсионные фонды. Для решения данной проблемы нобходимо рассмотреть возможность повышения ответственности эмитентов за предоставляемую информацию.

5. Старение населения

ООН, занимающихся вопросами старения населения, к 2025 г. 8 % населения Казахстана составят люди от 65 лет и старше. Однако данная цифра будет прогрессировать, так как Казахстан, по данным ООН, классифицируется как стареющая страна. Стоит отметить, что старение общества не является угрозо его развитию, пожилое население может быть не нагрузкой на финансовую систему, а дополнительным ресурсом. Ведь извесно, что с уходом работников старшего возраста уровень знаний и навыков компании заметно снижается, и для их восстановления необходимо длительное время.

В целях нивелирования данного эффекта можно разработать программу, которая поможет активизировать трудноспособность работников старшего возраста. Решение проблемы сокращения трудового потенциала республики только за счет увеличения возрастного порога для выхода на пенсию — невозможно, необходим комплексный подход, а именно: внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты; программы по снижению смертности; пересмотр принципов деятельности всей медицины Казахстана. В процессе совершенствования регулирования накопительной пенсионной системы необходимо учитывать тенденции развития рынка труда в условиях кризиса, что может повлечь снижение трудовых доходов, и, следовательно, пенсионных отчислений, особенно добровольных. Размер последних имеет большое значение для формирования накопительной части пенсии лиц предпенсионного возраста, доля которых в ближайшее несколько лет возрастет. Для государства это повлечет дополнительные расходы — по возмещению разницы между накопленной инфляцией и доходностью накоплений.

Практика последних лет показывает, что при инвестировании пенсионных средств в те или ценные бумаги положительная инвестиционная доходность не обеспечивается, также не осуществляется инвестирование в реальный сектор экономики. Ситуацю необходимо в корне менять, привлекая в этих целях возможности Банка развития [3, с. 96].

Пенсионная система будет продолжать свое существование, учтя негативный опыт, полученный в период финансового кризиса. В настоящее аремя каких-либо серьезных негативных изменений в пенсионном секторе не наблюдается, проблемы, которые существовали в пенсионной системе и до кризиса, постепенно решаются. Пенсионные фонды будут развиваться дальше — с тем, чтобы средства вкладчиков представляли весомый внутреннний источник долгосрочных инвестиций в экономику.

ст. преподаватель кафедры

«Бизнес технологии» КазУТБ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Современная пенсионная система Казахстана является одним из важных компонентов социального обеспечения и инструментом инвестирования в экономику Республики. Именно пенсионной системе Республики Казахстан посвящено данное небольшое исследование, проведённое в апреле 2009 года. В фокусе - накопительная система. Целями исследования являются раскрытие структуры пенсионной системы Казахстана и способов её функционирования, выявление наметившихся тенденций и назревших проблем, а также рассмотрение путей решения проблем пенсионной системы Республики.

Как результат событий первых лет независимости, сегодняшняя пенсионная система представляет собой симбиоз солидарной и накопительной систем. Накопительная система функционирует на основе следующих принципов, определённых в законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»:

- обеспечение гражданам права выбора осуществления пенсионных накоплений в государственном или негосударственных накопительных пенсионных фондах;

- прямые государственные гарантии по обеспечению установленной минимальной пенсии для граждан, продолжительность участия которых в формировании пенсионных фондов составляет срок не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;

- разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;

- обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;

- эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;

- обеспечения права наследования граждан на накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.

В настоящее время рынок пенсионных услуг в Республике представлен 14 накопительными пенсионными фондами, из которых 1 государственный и 13 негосударственных. За период их функционирования в них аккумулировано около 400 млрд. тенге пенсионных накоплений. Накопительная пенсионная система насчитывает более 6,5 млн. индивидуальных накопительных счетов граждан.

Создание ЗАО «Государственный накопительный пенсионный фонд» (ГНПФ) было предусмотрено «Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан». 24 сентября 1997 года вышло постановление Правительства РК № 1372 «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный пенсионный фонд», и 17 декабря того же года было выдано свидетельство о государственной регистрации ГНПФ. В марте 1998 года поступили первые в истории накопительной пенсионной системы обязательные пенсионные взносы, были открыты первые индивидуальные пенсионные счета.

- создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода (заработка) (коэффициент замещения);

- государственная гарантия обеспечения минимального прожиточного уровня всем Для эффективной реализации инструментов государственного регулирования пенсионной системы следует учитывать факторы, которые определяют ее развитие. Пенсионная система представляет собой один из наиболее сложных (если не самый сложный) экономических объектов управления в современном обществе, который зависит от комплекса факторов, включающего:

- макроэкономические: в частности темпы роста и структуру ВВП, долю в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

- демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половую структуру населения;

- социально-трудовые: ситуацию на рынке труда, период трудовой активности и структуру трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величину прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;

- собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившуюся организационную структуру самой пенсионной системы и т. п.

Перечисленные группы факторов накладывают конкретные ограничения на формирование экономических механизмов, регулирующих развитие пенсионной системы, и должны приниматься во внимание при определении ее долгосрочных целевых ориентиров [1].

Итак, накопительная пенсионная система является одним из важнейших компонентов социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику Казахстана, с другой. Две функции накопительной системы осуществляются следующим образом. Занятые граждане государства отчисляют из своих доходов пенсионные взносы в пенсионные фонды. Средства, привлечённые накопительными пенсионными фондами от занятого населения, инвестируются специальными организациями в экономику страны, а по достижении гражданами пенсионного возраста выплачивают последним пенсии. Абстрактная картина довольно привлекательна, но в реальности пенсионная система испытывает три серьёзные проблемы, на преодоление которых нужно направлять большие усилия. Что же это за проблемы?

Первая проблема накопительной пенсионной системы Республики Казахстан – отсутствие прозрачности, а именно, отсутствие информации о том, что за организации занимаются инвестиционной деятельностью накопительных фондов. О том, кто распоряжается пенсионными активами фондов, известно только то, что в сумме эта экономическая сила представляет десять юридических лиц. Сколько же реальных ключевых фигур распоряжается миллиардами накопительных пенсионных отчислений и кто эти люди, остаётся неизвестным миллионам занятых казахстанцев.

Вторая проблема накопительной пенсионной системы заключается в том, что большинство занятых перечисляют в пенсионные фонды через работодателей всего лишь десять процентов своих доходов. Добровольные пенсионные отчисления в настоящее время являются редкой практикой, а отчислений в размере десяти процентов от заработной платы не хватит сегодняшним работающим на получение достойной пенсии в будущем.

Третья проблема наиболее велика по своим масштабу и значению, как в пенсионном обеспечении, так и в экономике страны в целом. Она заключается в нехватке финансовых инструментов. Говоря проще, сегодня мероприятия, доступные для вложения пенсионных активов фондов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это мероприятия, поддерживаемые ценными государственными бумагами, депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов и облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций.

Так, в 2004 году 75-80% пенсионных активов было вложено в государственные ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан и в ценные бумаги некоторых отечественных предприятий. Остальные же 20-25% были распределены между депозитами в отечественных банках, ценными бумагами исполнительных органов и облигациями иностранных эмитентов. Вдобавок, к проблеме дефицита финансовых инструментов 10 из 16 существовавших на то время накопительных фондов работали в убыток. Скорее всего, эти две проблемы прямо связаны.

Возможными инструментами для вложения пенсионных активов могут стать:

- государственные проектные ценные бумаги. Это могут быть ценные бумаги, выпущенные корпоративными эмитентами с гарантией государства, либо ГЦБ, эмитированные под определенные проекты;

- акции и облигации казахстанских предприятий, национальных компаний по листингу ";А"; и ";В";;

- акции и облигации России, Кыргызстана и Узбекистана;

Следует отметить, что государство, которому не чужд реформаторский дух, планирует увеличить усилия, направляемые на развитие пенсионной системы. Реформирование продолжается. Постановлением Правительства

- повышение финансовой надежности и прозрачности деятельности накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами,

- увеличение предложения финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов,

- стабилизация доходов от инвестирования пенсионных накоплений,

- повышение эффективности надзора и регулирования субъектов накопительной пенсионной системы [2].

Сегодня пенсионные активы составляют почти 10% от ВВП. Это количественные шаги по построению пенсионной системы. Что касается качественного этапа. В Казахстане в одно время существовали двойные, тройные, ошибочные счета и, по сути, сейчас количество счетов превышает количество трудоспособного населения страны, тогда как регулярно отчисления в пенсионные фонды делают около 4 млн. человек. Чтобы внести качественные изменения, необходимо провести инвентаризацию пенсионных счетов, то есть один вкладчик имеет право открывать один пенсионный счет только лишь в одном пенсионном фонде.

Это важно по очень многим моментам. Например, когда считают коэффициент замещения. Казахстан поставил себе цель войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, но для этого необходимо соответствовать целому ряду критериев, где один из самых важных — социальный. То есть уровень зарплаты, образование и так далее. Среди них есть такое понятие как коэффициент замещения. То есть, процентное соотношение пенсии к средней заработной плате. В развитых странах оно составляет около 50% от средней зарплаты. У нас же на сегодня этот показатель равняется примерно 25—28%, нам необходимо поднять его хотя бы до 40—45%. Однако, если накопления человека разбросаны на пяти счетах, то никто не сможет подсчитать, какой у него коэффициент замещения. Чтобы упорядочить этот показатель, необходимо подсчитать, сколько у человека счетов, сколько денег на этих счетах и объединить их на одном счете.

Такой шаг приведет и к удешевлению администрирования системы, так как обслуживать 9 млн. счетов дороже, чем 6 млн. После инвентаризации необходимо приступить к оптимизации. Это значит, что на счет открытого последним пенсионного счета вкладчика будут перетекать деньги с других фондов, где он тоже открывал счета. Мы сейчас прорабатываем план действий по вышесказанным новациям, но пока что в них еще есть кое-какие минусы, которые мы в будущем решим.

Необходима консолидация пенсионных фондов, так как 14 фондов для Казахстана — это много. А когда количество фондов превышает необходимое, начинается неконкурентное ведение бизнеса: подкупы, договоренности и т.д. Соответственно ряд пенсионных фондов должен слиться, укрупниться, чтобы осталось конкурентное количество фондов. Каким образом? Нужно поднимать требования к пенсионным фондам.

Очень важно, чтобы деньги вкладчиков пенсионных фондов были хорошо инвестированы. В этом деле есть два аспекта. Первый, чтобы государство эффективно боролось с инфляцией, второй — чтобы фондам давали возможность инвестировать накопления вкладчиков посредством развития механизма государственно-частного партнерства в прорывные и инфраструктурные проекты. Многих казахстанцев волнует вопрос наследования пенсионных накоплений.

Только из нашего пенсионного фонда за десять лет было выплачено 15 млрд. 210 млн. тенге около 211 тыс. вкладчикам, вышедшим на пенсию, из сумм, которые они накопили. При этом инвестиционный доход от этой суммы, заработанный фондом для вкладчиков, составляет 26,5%. Если вкладчик после выхода на пенсию пережил установленные статистикой 19 лет для женщин и 12 лет для мужчин и у него закончились его пенсионные накопления, начинает работать солидарная система. То есть базовую пенсию государство будет платить человеку, пока он жив. Если же человек не дожил до того времени, когда его накопления закончились, то мы выдаем все оставшиеся его деньги согласно закону его наследнику. Как я уже говорил, пенсионные накопления — это собственность вкладчика, и она наследуется его родными или близкими по документам, подтверждающим право наследования. [3].

В результате анализа сущности накопительных пенсионных фондов необходимо сделать следующие выводы: пенсионные фонды выступают своеобразным стабилизатором финансовой системы страны, а появление полноценных институциональных инвесторов способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики. Поэтому пенсионные фонды должны стремиться капитализировать свои активы в развитие промышленности, телекоммуникации, сферы обслуживания и торговли и т. д.

1.Авторы: Югов А.А., Конопьянова Г.А.

ествующие в системе пенсионного обеспечения и управлении экономикой страны.

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 - 2005

2.Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов Статьи - Стратегии А.К. Соловьев

3. Интервью заместителя председателя правления Пенсионного фонда Народного банка Нуржан Алимухамбетов

Жинақтағыш зейнетақы жүйесi әлеуметтiк қамсыздандыру республиканың бiр ең маңызды компоненттерi, бiр жағынан, және Қазақстанның экономикасына құралдардың инвестиция салуын аспап болып табылады, басқа.Жинақтау жүйесiнiң екi функциялары төмендегiшелермен iске асады. Мемлекеттiң бос емес азаматтары өз табыстарының зейнетақы жарналарыдан зейнетақы қорға бөлiп шығарады.Құралдар, тартылған жинақтаушы зейнетақы қорылар,зейнетақы жас шамасының азаматтарын табыс бойынша соңғы зейнетақылар төлейдi.Қазақстандағы зейнетақы жүйесi нормалы дамиды.Тегiс бiр ұрпақ демек 40-45 жылдар керек халыққа зейнетақы жүйесi жүйеге бұны ауыстырып өмiр сүруi керек түсiнiкту үшiн сол үшiндер.Бiздер өмiр сүрiп, түсiнуге бұның барлығуымыз керек,бiздер және келесi ұрпаққа неше зейнетақыға бөлiп шығаруды хабардың орындылығы туралы әңгiмелеуге жинадық.


Совершенствование пенсионной системы в Казахстане

На сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК представлено разъяснение касательно дальнейшего совершенствования пенсионной системы в Казахстане:

В Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Глава государства поручил Правительству до конца 2019 года внести предложения о возможности целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений.

Для рассмотрения данного поручения при Правительстве была создана рабочая группа под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Бердибека Сапарбаева в составе 25 человек. В нее вошли депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители заинтересованных государственных органов, Нацбанка РК, ЕНПФ, ГФСС, ФСМС, общественных объединений, организаций и независимые эксперты, в том числе Олжас Худайбергенов.

Членами рабочей группы были изучены текущее состояние и перспективы развития накопительной пенсионной системы, возможные риски, международный опыт, приняты во внимание предварительные актуарные расчеты по устойчивости ЕНПФ.

Выработанные подходы были поддержаны большинством членов рабочей группы, одобрены Советом по экономической политике, и получили одобрение Главы государства как «первый шаг в решении этого важного вопроса».

В частности, рабочей группой предложены следующие варианты использования части пенсионных накоплений.

Первая категория - работающие граждане, которым предлагается предоставить право использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение (по отдельному перечню) - это вкладчики ЕНПФ, имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог достаточности» (порядка 100 тыс. человек). При этом «порог достаточности» рассчитывался ЕНПФ для каждого возраста отдельно, для мужчин и женщин. Во внимание принималось, что люди более молодого возраста имеют более длительный период будущей трудовой деятельности (до достижения пенсионного возраста) для продолжения накоплений. Предложенный ЕНПФ «порог достаточности» является минимальной пороговой суммой пенсионных накоплений, которая должна накопиться у среднестатистического вкладчика, постоянно участвующего в накопительной пенсионной системе (т.е. регулярно уплачивающего пенсионные взносы), с учетом последующего пополнения до суммы, необходимой для обеспечения пожизненных выплат, за счет новых взносов и инвестиционного дохода. Чем младше вкладчик, тем ниже «порог достаточности».

К примеру, для вкладчика 40-летнего возраста (со средним трудовым стажем 18-20 лет) минимальный «порог» накоплений составляет 6,9 млн тенге для мужчин и 9,8 млн тенге для женщин. Для 63-летнего вкладчика, т.е. человека, достигшего пенсионного возраста, этот порог составил - 8,2 млн тенге для мужчин и порядка 10,1 млн тенге для женщин.

Вторая категория - это состоявшиеся пенсионеры, которым предлагается воспользоваться 50% своих пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение. При этом обязательным условием является - размер назначенной пенсии (базовая, солидарная и накопительная), обеспечивающей замещение утраченного дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует международным стандартам. Таких пенсионеров насчитывается 119,5 тыс. человек.

В 2020 году деятельность рабочей группы продолжается. На сегодняшний день разрабатывается Дорожная карта по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. По поручению Президента также будет продолжена работа по постепенному расширению круга граждан, которым будет предоставлена возможность целевого использования части пенсионных накоплений.

Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые должны уплачиваться в пользу работников, было перенесено с 2020 на 2023 год. Таким образом, в Казахстане будет выстроена пенсионная система, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и работника.

При этом необходимо подчеркнуть, что вовлечение работодателей в процесс формирования пенсионного обеспечения работников - широко распространенная международная практика. К примеру, в Российской Федерации взносы в систему социального (пенсионного) обеспечения уплачиваются за счет работодателя в размере 22% от дохода работника, в Республике Беларусь взносы работодателя составляют 28% (работник - 1%), взносы работодателя в Пенсионный фонд Сингапура достигают 17% (за исключением уплаты в пользу работников 55 лет и старше).

По актуарной оценке ЕНПФ, 5% дополнительные взносы работодателя (в совокупности с другими мерами) позволят поддержать уровень замещения пенсионными выплатами не ниже 40% от их прежнего дохода граждан (минимальные стандарты Международной организации труда). Это актуально, в особенности, для низкодоходной категории работников.

Вместе с тем, по поручению Главы государства, необходимо проработать вопрос сохранения баланса между стабильностью социальной и пенсионной систем и сохранению стимулов для бизнеса к созданию рабочих мест и повышению заработной платы.

В реализацию данного поручения рабочей группой выработаны предложения по упрощению механизма уплаты социальных платежей из фонда оплаты труда (в т.ч. ИПН, соц.налог, обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, взносы/отчисления в систему обязательного социального и медицинского страхования), а также по унификации дохода, с которого работодатели уплачивают социальные платежи. Помимо прочих преимуществ данное предложение позволит снизить общую нагрузку на фонд оплаты труда для работодателей с 41% (запланированного на 2025 год) до 35% к 2029 году за счет постепенного введения 5% взносов работодателя и снижения ставки соцналога.

Как сказано выше, сейчас рабочей группой согласовывается проект Дорожной карты по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. Кроме обозначенных выше мероприятий, в проекте Дорожной карты предусмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию системы минимальных гарантий (включая методику определения размера минимальной пенсии и др. социально значимых показателей) и введение минимально гарантированной пенсии.

Важно отметить, что предложения, которые рассматриваются в данном направлении, в основном направлены на повышение адресности и эффективности расходования средств госбюджета на выплату базовой (конституционно гарантированной) пенсии. При этом государство, как и прежде, будет гарантировать сохранность пенсионных взносов в ЕНПФ.

В ходе расширенного заседания Правительства Глава государства подчеркнул, что «вопросы борьбы с теневой экономикой, повышения доли безналичных расчетов, должны оставаться в приоритете как Нацбанка, так и Правительства». Также было озвучено, что «в серьезной модернизации нуждается фискальная политика».

Учитывая, что эффективность накопительной пенсионной системы напрямую зависит от таких аспектов, как регулярность и полнота уплаты взносов работающего населения, уровня их доходов и качества управления пенсионными активами, в проекте Дорожной карты предусмотрен ряд мероприятий по защите прав работающего населения и усилению мер по отношению к недобросовестным работодателям, которые удерживают с работников и своевременно не перечисляют пенсионные взносы (по данным Комитета государственных доходов, текущая задолженность по пенсионным взносам составляет порядка 2,5 млрд тенге).

Деятельность рабочей группы продолжается. Вопрос пенсионного обеспечения очень чувствителен для каждого работающего гражданина. Министерство труда и социальной защиты населения всегда готово к конструктивному диалогу с общественностью и бизнесом, но важно понимать, что в вопросе будущего пенсионной системы нельзя допускать поспешных и непродуманных решений.

Свое видение и варианты решения проблем излагает экономист Мурат Темирханов


В пенсионной системе Казахстана есть серьёзные проблемы. В начале года глава государства поручил до 1 июля определиться с решениями этих проблем, включая использование пенсионных накоплений на приобретение жилья и иные нужды. Однако пока не видно, в каком направлении будет двигаться реформа пенсионной системы.

Как устроена пенсионная система Казахстана

На сегодня пенсионная система Казахстана состоит из двух основных уровней:

  • первый уровень – распределительная (или солидарная) пенсионная система (далее РПС). Она включает в себя пенсионные выплаты за счет средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты, в будущем - минимальная гарантированная пенсия);
  • второй уровень представляет собой обязательную накопительную пенсионную систему (далее НПС), которая полностью осуществляется через ЕНПФ.

Размер пенсии, выплачиваемой из бюджета, определяется и гарантируется государством. По факту, в распределительной пенсионной системе текущие налогоплательщики оплачивают пенсии текущих пенсионеров. Будущий рост выплат этой части пенсии целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета. Поскольку госбюджет сильно зависит от ежегодного трансферта нефтедолларов из Нацфонда, то выплаты пенсий из госбюджета находятся под сильным давлением во время низких цен на нефть.

В свою очередь, размер пенсии в накопительной системе ЕНПФ зависит только от того, сколько денег накоплено на счету работника, выходящего на пенсию, плюс инвестиционный доход на пенсионные активы. Вклады в ЕНПФ - это полностью собственность работника, а затем и пенсионера. В случае смерти пенсионера эти деньги наследуются в соответствии с законодательством. Главным ограничением по использованию своего вклада в ЕНПФ является то, что вкладчик может получить деньги только в виде ежемесячных пенсионных выплат.

В накопительной пенсионной системе Казахстана государство гарантирует лишь, чтобы инвестиционный доход на пенсионные вклады в ЕНПФ был не меньше накопленной инфляции.

В соответствии с международной практикой, государственная распределительная пенсионная система (выплаты из госбюджета) должна обеспечивать защиту от нищеты в пенсионном возрасте тем, кто не смог по разным причинам делать регулярные взносы или делал слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему.


Почему правительство Казахстана недооценило масштабы кризиса, планируя бюджет?

Что касается обязательной накопительной пенсионной системы, то она в основном ориентирована на работников со средними и более высокими доходами и предназначена для обеспечения замещения трудовых доходов на адекватную пенсию. В развитых странах пенсионный коэффициент замещения (соотношение пенсии и прежних доходов/заработка получателя пенсии) для накопительных систем находится примерно на уровне 70%, и Казахстан должен стремиться именно к этому уровню.

Для сравнения, в СССР существовала только распределительная пенсионная система, в которой коэффициент замещения дохода работника пенсионными выплатами был законодательно установлен и строго соблюдался на уровне 60%.

Главная проблема - слишком большая нагрузка на госбюджет

Динамика пенсионных выплат

В млн тенге, если не в %

2016

2017

2018

2019

Расходы республиканского бюджета*

Пенсионные расходы бюджета

Рост пенсионных расходов бюджета (%)

18,3%

23,6%

14,4%

Доля пенсионных расходов в ВВП (%)

2,9%

2,9%

3,2%

3,3%

Доля пенсионных расходов в расходах республиканского бюджета (%)

17,1%

15,0%

21,2%

19,7%

Выплаты из ЕНПФ**

Переводы из ЕНПФ в страховые компании

Выплаты из ЕНПФ без переводов страховые компании

Рост взносов в ЕНПФ (%)

36,7%

12,3%

16,8%

Рост выплат из ЕНПФ (%)**

25,9%

-23,0%

7,5%

Активы ЕНПФ к ВВП (%)

Общие пенсионные выплаты

Доля ЕНПФ в общих выплатах пенсий

9,8%

10,4%

6,7%

6,3%

* Резкий рост расходов бюджета в 2017 году произошел из-за спасения Казкоммерцбанка

** В 2018 прекратились одноразовые выплаты всех накоплений из ЕНПФ

Как видно из таблицы, сегодня госбюджет играет подавляющую роль с точки зрения выплат пенсий в Казахстане. Так, доля ЕНПФ в 2019 в общих пенсионных выплатах составила лишь 6,3%, уменьшившись по сравнению с 2018 годом (6,7%). При этом пенсионные расходы бюджета слишком быстро растут, опережая высокую инфляцию в Казахстане в 2-3 раза.

С другой стороны, суммарные расходы республиканского бюджета сильно зависят от нефтедолларов, накопленных в Нацфонде. Так, в 2019 расходы республиканского бюджета были на 26,8% профинансированы за счет трансфертов из Нацфонда. В 2020 наступил глобальный экономический кризис из-за коронавируса и резко упали цены на нефть. Для восполнения налоговых доходов и финансирования антикризисных мер правительство увеличило трансферты из Нацфонда, и их доля в расходах республиканского бюджета увеличилась до 34,5%.


Эмиграционные настроения и соблазн уйти в тень. Чем нам грозит прогрессивный ИПН?

Если такие очень низкие цены на нефть продержатся несколько лет, трансферты из Нацфонда резко сократятся и остро встанет вопрос - каким образом будут финансироваться быстро растущие пенсионные расходы госбюджета?

Также на быстрый рост пенсионных расходов госбюджета будут влиять долгосрочные демографические тренды в Казахстане. Ниже представлены ключевые выводы ЕНПФ по результатам демографических прогнозов в Казахстане.

  1. Ожидаемая численность населения к концу 2050 года достигнет 24 млн человек, хотя темпы прироста замедлятся.
  2. С ростом населения будет неуклонно расти доля пожилых людей в стране; доля людей в возрасте 60 лет и старше вырастет почти в два раза: с 11% в 2018 году до 20% к 2050.
  3. Основными факторами старения населения в стране будут постепенное снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни;
  4. Рост продолжительности жизни и снижение рождаемости в Казахстане в перспективе существенно снизят коэффициент потенциальной поддержки (отношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей в возрасте 65 лет и старше) с 6,45 в 2020 году до 3,5 в 2050 году, что резко увеличивает нагрузку на госбюджет при распределительной налоговой системе.

Эти факторы, связанные с демографическими трендами, постепенно будут увеличивать и так очень высокую нагрузку на госбюджет в части социального и пенсионного обеспечения. В условиях старения населения особое значение приобретает накопительная пенсионная система ЕНПФ, поскольку только эта система способна снизить нагрузку на бюджет и повысить размер пенсий в будущем.

Главная проблема накопительной пенсионной системы

По информации ЕНПФ, накопительная пенсионная система сейчас обеспечивает коэффициент замещения на уровне 12,4%. Актуарные расчеты ЕНПФ показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС полный цикл (40 лет) с регулярными ежемесячными взносами в размере 10% от дохода (12 в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%, что очень далеко от 70% в развитых странах.

Это означает, что если государство захочет достичь уровня развитых стран по пенсионному коэффициенту замещения при отсутствии реформ в накопительной пенсионной системе, оно будет вынуждено оплачивать подавляющую часть каждой пенсии из государственного бюджета.

В свою очередь, уровень коэффициента замещения в ЕНПФ зависит от следующих параметров:

  1. ставка ежемесячных пенсионных отчислений от совокупных доходов работника (сейчас она составляет 10%);
  2. регулярность взносов и охват населения, делающих взносы в НПС.
  3. средний срок выплаты пенсии (разница между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию);
  4. уровень доходности на пенсионные накопления (активы).

Из-за ограниченных размеров статьи остановлюсь только на проблемах в первых двух параметрах НПС.

Низкая ставка пенсионных отчислений в ЕНПФ

По расчетам, если регулярно вносить пенсионные взносы в течение 40 лет, то, чтобы достичь пенсионного коэффициента замещения на уровне 60%, необходим уровень пенсионных взносов от доходов работника в размере 15% и выше (в отличие от текущих 10%). То есть, если правительство хочет, чтобы ЕНПФ давал адекватную пенсию и снимал высокую пенсионную нагрузку с госбюджета, оно должно увеличить размер взносов в ЕНПФ.

Сейчас правительству поручено рассмотреть вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования. Однако при этом ничего не говорится об увеличении размера взносов в накопительную пенсионную систему ЕНПФ. Трудно понять такой подход к реформам в пенсионной системе, поскольку использование пенсионных накоплений на жилье и другие нужды будет снижать размер пенсий в старости, что означает снижение эффективности всей пенсионной системы.

Низкие доходы населения и плохой охват

В Казахстане очень высока доля теневой экономики. Эта проблема одинаково относится как к распределительной (бюджетной), так и накопительной пенсионной системе (ЕНПФ). Она заключается в том, что работники, получающие зарплаты «в конверте», и самозанятые делают минимальный вклад в госбюджет и ЕНПФ. При этом при наступлении пенсионного возраста они получают сравнительно неплохую пенсию из госбюджета. Это несправедливо по отношению к тем работникам, которые добросовестно платят налоги и делают социальные и пенсионные отчисления, но затем получают неадекватную пенсию в старости.

Другой большой проблемой пенсионной системы Казахстана является слишком большая доля людей с низкими доходами. Так, по информации Комитета по статистике, половина (3,3 млн) трудоустроенных казахстанцев получают зарплату меньше 112,2 тыс. тенге — именно столько составило медианное значение заработных плат в 2019. Размер средней заработной платы в Казахстане по итогам последнего квартала 2019 года составил 203,9 тыс тенге, что практически в два раза превышает размер медианной. Чем больше разрыв между средней и медианной зарплатой, тем выше доля работников с низкой оплатой труда.


Пенсионная реформа в Казахстане: причём тут Сингапур?

По информации министра труда и социальной защиты населения, в 2019 году пенсия, выплачиваемая из госбюджета, в целом была увеличена на 15%, в результате чего коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами вырос до 52,7%.

Такой уровень и рост коэффициента замещения в Казахстане выглядят неплохими даже по сравнению с некоторыми развитыми странами. Однако важно отметить, что расчет пенсионного коэффициента замещения в Казахстане - это как «средняя температура по больнице». Наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые. У них пенсионный коэффициент замещения существенно выше, чем объявленные 52,7% в прошлом году.

Дискриминация работников со средними и высокими доходами

На сегодня наименее защищенными с точки зрения достойного уровня жизни в пенсионном возрасте являются работники со средним и высоким доходами. Из-за низкой ставки взносов в ЕНПФ работники со средним и высоким доходами не смогут получить адекватную пенсию из фонда при достижении пенсионного возраста.

С другой стороны, из-за верхней границы по выплате базовой и солидарной пенсии из госбюджета (ограничения по максимальным пенсионным выплатам), пенсионный коэффициент замещения из бюджета для работников со средним и высоким доходами очень низкий. Для этой группы казахстанцев пенсионный коэффициент замещения гораздо ниже, чем объявленные 52,7%.


Министр труда: Казахстанцам не хватает денег на достойную старость

Работники со средним и высоким доходами являются главными плательщиками ИПН и социальных налогов в бюджет Казахстана. При этом в госбюджете при выплате пенсий происходит перераспределение этих взносов в пользу работников с низким доходом или без такового.

Планируемое внедрение условно-накопительного компонента в пенсионную систему Казахстана (обязательные пенсионные взносы в размере 5% за счет средств работодателя) еще больше усилит и так большую дискриминацию работников со средним доходом.

В странах, которые считаются развитыми, средний класс составляет самую многочисленную группу населения, и именно эта группа ответственна за процветание и рост конкурентоспособности экономики. С этой точки зрения важно направить пенсионную реформу в сторону получения адекватного пенсионного замещения для работников со средним и высоким доходами. К сожалению, текущие планы правительства по пенсионной реформе не показывают никакого прогресса в этом направлении.

Необходима полноценная программа реформ пенсионной системы

Действующая «Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года» была утверждена в 2014 году. В ней был сравнительно неплохой анализ проблем, но предложенные реформы были неполными и неглубокими. Также много важных запланированных мер так и не было выполнено.

Необходима новая полноценная программа по реформам пенсионной системе. В отличии от концепции, в данную программу необходимо включить экономически обоснованные расчеты, которые бы взаимно увязали развитие распределительной и накопительной пенсионной системы Казахстана. При этом очень важно вынести такие расчеты и реформы на общественное обсуждение, поскольку проблема достойного уровня жизни в пенсионном возрасте касается каждого казахстанца.

Конституцией гражданину РК гарантируется минимальная пенсия, формирование размера которой экономически не определено. Однако, по информации ЕНПФ, значения показателей прожиточного минимума, минимальной заработной платы и минимальной пенсии не коррелируют между собой ввиду отсутствия необходимых расчетов. Разные темпы роста минимальной заработной платы и минимальной пенсии, непонятный размер максимальной выплаты приводят к неоднозначным коэффициентам замещения для пенсионеров, которые имели разные уровни дохода. Необходимо срочно перейти на параметризацию пенсионных выплат из бюджета в соответствии с практикой стран ОЭСР.


Олжас Худайбергенов: Нужно сделать пенсионный счет кошельком вкладчика

В программе по реформам в пенсионной системе очень важно разработать меры по устранению крайне большого разрыва в адекватности пенсий (адекватности коэффициента замещения) между работниками с низкими и средними доходами. В долгосрочном плане в Казахстане необходимо проводить структурные реформы в экономике для максимального расширения прослойки среднего класса в стране. Накопительная система в ЕНПФ создана именно для них.

Для успешного развития как распределительной, так и накопительной пенсионной системы необходимо резко усилить и ускорить борьбу с теневой экономикой и разобраться со статусом «самозанятого». Чтобы сделать это, в развитых странах есть один очень мощный инструмент – всеобщее декларирование как доходов, так и расходов. Особенно это эффективно, когда декларируются не только доходы, но и крупные расходы налогоплательщика.

И наконец, необходимо прекратить попытки использовать вклады в ЕНПФ для других выплат кроме пенсионных (для покупки жилья и прочего). Сначала необходимо выполнить весь комплекс реформ, описанный выше. Особенно важны следующие моменты: необходимо снизить разрыв между населением с низкими доходами и средними доходами до приемлемого уровня; средние доходы населения должны быть на уровне развитых стран; охват работающего населения, делающих адекватные взносы в пенсионную систему, должен составлять не менее 90%.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Читайте также: