Пенсионная система pay as you go

Внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.

Исключительная особенность внебюджетных фондов - осуществление финансирования ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Важнейшим и наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Его бюджет второй по величине и составляет 50% федерального бюджета, на его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все внебюджетные фонды.

Пенсионный Фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельный финансовый институт, средства которого находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование соответствующих расходов; капитализацию средств, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда России направляются на: выплату государственных, трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов и др.

Пенсионный фонд России, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно, в соответствии с действующим законодательством, является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда России, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда полностью автономен от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России и должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога (ЕСН) различными категориями плательщиков. Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии. Его доходная часть формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а расходная часть - в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного Фонда России осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по источникам финансирования смешанная. Базовая часть трудовой пенсии финансируется из государственного бюджета, страховая часть - из бюджета Пенсионного фонда России. Государственные пенсии финансируются из федерального бюджета.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей средства через банк плательщика поступают в районные отделения налоговой службы и далее в региональные отделения Пенсионного Фонда России, на счет Пенсионного фонда России в Казначействе, откуда через Центральный Банк Российской Федерации или банк, им уполномоченный, направляются в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в централизованный фонд, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные стимулы для руководителей регионального уровня удерживать у себя как можно больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же отметим положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность наиболее полного решения собственных проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты соответствующей суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты гарантированных государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

Финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилого поколения, составляет существенную долю валового внутреннего продукта (рисунок 1) и продолжают увеличиваться.


Рис. 1. Расходы на пенсионное обеспечение в различных странах мира

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Выделяют два основных способа финансирования пенсионных систем:

  • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов приходится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you go);
  • накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Во многих развитых странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе (таблица 1).

Платежеспособность распределительной (нефондируемой) пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в объеме, требуемом в данный момент. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается следующей формулой:


, где

ОЧР - общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ - средняя заработная плата;

СПВ - ставка пенсионных взносов;

ОЧП - общее число пенсионеров;

СП - средняя пенсия.

Таблица 1. Финансирование пенсионных систем

Мы выкладываем расшифровки выступлений ключевых спикеров конференции «Базовый доход: пролог к социальной политике XXI века» в рамках специального проекта группы. Евгений Якушев, исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «САФМАР», рассказал, как работает пенсионная система в России, с какими вызовами сталкивается, и почему заменить пенсии на базовый доход может быть неплохой идеей

Нынешняя пенсионная система построена по принципу перераспределения средств между поколениями. Ее называют pay as you go, или в переводе «плати, пока идешь». Но, наверное, ее также надо называть «получай, пока живешь». В мире происходит процесс старения населения. Люди не умирают от старости, а умирают от болезней, которые связаны с возрастными изменениями, и с этой точки зрения колоссальное количество ресурсов сейчас вкладывается в поиски лекарств от старения, в изучение механизмов старения, и борьбы с ними.

К чему это приведет? К увеличению продолжительности жизни. Так привело к росту продолжительности жизни изобретение пенициллина и целого ряда лекарств в XX веке. Соответственно, нужно говорить не только об увеличении продолжительности жизни, но и об увеличении продолжительности здоровой жизни. Текущие исследования и инвестиции в этот сектор говорят о том, что очень скоро можно ожидать прорыва. Старение – это основная угроза для пенсионных систем. Именно с этой точки зрения увеличение скорости старения увеличит нагрузку на пенсионную систему.

МЕНЯЮЩИЙСЯ РЫНОК ТРУДА — ВЫЗОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ

Риторический вопрос: можно ли остановить прогресс? В этой связи у нас, ко всему прочему, меняется левая половина этой модели pay as you go, то есть меняется рынок труда, исчезают определенные профессии, и развитие технологий автоматизации приводит к сокращению занятости в традиционных отраслях. Одновременно с этим технологические компании зарабатывают уже не на людях, а на технологиях. Выручка компании растет быстрее, чем фонд оплаты труда (ФОТ). С этой точки зрения характер труда и база для пенсионного страхования сильно меняется.

Солидарная пенсионная система как раз сейчас находится под двойной угрозой. С одной стороны, сокращение доходов пенсионной системы вследствие снижения официальной занятости, сокращения базы для страховых взносов. С другой стороны, рост расходов. И единственное параметрическое изменение, которое можно сделать, — это изменить соотношение работающих пенсионеров. Это можно сделать путем увеличения возраста, изменения стажевых характеристик, параметрических измерений.

Это и было сделано. Россия провела параметрическую реформу, изменила пенсионный возраст, и это не является пенсионной реформой, потому что непонятно, что делать дальше. Все угрозы, которые были, сохраняются.

МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Пенсионная система у нас состоит, с одной стороны, из страховых взносов, с другой стороны, из трансфертов федерального бюджета. И на сегодняшний день доля федерального бюджета составляет значительную часть доходов пенсионной системы.

Если посмотреть на эти тенденции, то мы видим, что, например, индексация пенсии теперь зависит от возможностей федерального бюджета. И мы имеем практический пример прошлого года, когда индексация не была проведена, а была заменена разовой денежной компенсацией. С этой точки зрения негативные процессы на рынке труда будут снижать долю страховых взносов, поступающих в пенсионную систему, а расходы на выплату пенсий будут расти.

Мы понимаем, что налоговые поступления в федеральный бюджет занимают достаточно высокую долю в расходах пенсионной системы. Если просто посчитать баланс, то без трансфертов, без моратория на накопительную пенсию страховая пенсия составляла бы 7-8 тысяч рублей, если бы все доходы пенсионной системы направлялись на выплату пенсий. И, наоборот, для того чтобы обеспечить текущие выплаты пенсионерам без задействования ресурсов федерального бюджета, тариф должен составлять 34-36% от ФОТ.

Заморозка накопительной пенсии привела к сокращению трансфертов из федерального бюджета, но потом уровень трансфертов возрос. Собственно говоря, мы демонтировали один из элементов многоуровневой пенсионной системы, но это не обеспечило долгосрочного эффекта. В целом, мне кажется, пенсионную систему можно сравнить с некой машинкой. Бисмарк изобрел мощную сильную паровую машину, которая, уверен, долго могла бы работать. Но после этого в этой машинке провели колоссальное количество изменений. Она стала радиоуправляемой, как какая-нибудь Tesla, потом ее отдали в песочницу, а сейчас ее фактически разобрали.

Необходимо также отметить, что коэффициент замещения неодинаков по стране. Коэффициент замещения, который можно посчитать как соотношение заработной платы к пенсии, тоже разный. В этой связи мы видим, что пенсионная система в целом, с одной стороны, для значительно количества людей обеспечивает достаточно высокий доход, с другой стороны, сохраняется проблема неравенства и отсутствия справедливости.

КАК ЗАМЕНИТЬ ПЕНСИИ БАЗОВЫМ ДОХОДОМ

Если считать XIX век изобретением, то в XX веке мы занимались внедрением пенсионной системы, базирующейся на принципах перераспределения средств между поколениями. Вначале XXI века экономисты-пенсионщики договорились, что трехуровневая пенсионная система, строящаяся на перераспределении, накоплении и добровольных пенсионных сбережениях, и диверсифицированная база формирования пенсий — это достаточно правильная концепция. Но мы также помним, что у нас есть социальная пенсия — нулевая колонна, для тех людей, которые не участвовали в первой колонне. По моей оценке, сейчас очень сложно понять, куда же реформировать пенсионную систему, поэтому возможным сценарием является замещение пенсий базовым доходом. Это может быть следующей парадигмой организации пенсионного обеспечения.

На сегодняшний день у нас есть страховые пенсии и социальные пенсии. При этом страховые пенсии на 40% финансируются за счет федерального бюджета, который выплачивает пенсии примерно 15-18 миллионам человек. То есть он является источником. По большому счету, это означает, что у нас пенсионная система перестала быть страховой, и она фактически идет за счет перераспределения других источников налоговых поступлений. В этой связи у нас также у некоторых людей есть накопительные программы, сформированные по третьей колонне.

Я не призываю к введению базового дохода, но модельно можно предположить, что пенсионная система может выглядеть как пенсионное пособие, которое будет финансироваться за счет бюджета.

Мы обеспечим финансирование пенсий за счет перераспределения общих налогов. Тем самым мы решим проблему изменения характера занятости на рынке труда, снижения базы страховых взносов. Кроме прочего, мы снижаем затраты на администрирование учета пенсионных прав и назначение пенсий. Да, остается спорным вопрос, какой должен быть размер этого пенсионного пособия, но, в любом случае, он должен обеспечивать приемлемый уровень жизни. Кроме того, размер базового дохода должен определяться исходя из особенностей и возможностей места жительства, потому что у нас разная экономическая ситуация по регионам. В этом случае, в этой модели получается, что дифференциация пенсионных доходов может быть обеспечена за счет участия в индивидуальных пенсионных программах, организованных на накопительных принципах. В этой связи возникают вопросы, где поставить этот треугольничек. Если это будет пенсионный возраст, то это пенсионное пособие. Если его сдвинуть влево до 18 лет, то эта концепция трансформируется в универсальный базовый доход.

У нас есть фундаментальные проблемы в организации пенсионной системы. Не работают базовые принципы страхования, эквивалентность уплаченных страховых премий и выплат. Мы понимаем, что в рамках пенсионного страхования как части социального страхования осуществляется перераспределение средств от высокооплачиваемых категорий к менее обеспеченным, поэтому понятие «эквивалентность» здесь заменяется на «сопоставимость между уплаченными взносами и выплатами». При этом у нас есть высокое перераспределение налоговых поступлений в бюджет пенсионной системы, и тем самым нарушается взаимосвязь между взносами и пенсиями.

Несмотря на то, что связь между взносами и пенсиями фактически есть, но она как бы уменьшилась, мы продолжаем сохранять затраты на учет поступивших взносов накопленных пенсионных прав, и потом трансформацию их в расчет размера пенсии. И по факту мы имеем плоский слабо дифференцированный размер пенсионных выплат, который в целом решает задачу обеспечения минимального прожиточного минимума. Если посмотреть на размер страховой пенсии без учета фиксированной надбавки, то он почти сопоставим со средним размером социальной пенсии. Пенсия утрачивает страховые принципы, в большей степени зависит от уровня жизни в регионе и возможности для распределения общественных доходов.

Сохранение текущих тенденций, если ничего не менять, приведет к тому, что дифференцированные страховые пенсии трансформируются в пенсионные пособия, основным источником которых будут налоговые поступления. И общественный спор будет об уровне этого пенсионного дохода.

Когда мы начинаем обсуждать базовый доход, все примеряют его к сегодняшним реалиям. Скорее всего, базовый доход будет вводиться не как некий политический компромисс, консенсус в обществе, а он может возникнуть как следующая модель организации пенсионного обеспечения. И если будет принято решение, например, что через 100 лет пенсии будут таким образом организованы, тогда мы получим, с одной стороны, вектор для пенсионной реформы, с другой стороны, обсуждение пенсионного дохода может быть сразу трансформировано в сторону универсального базового дохода, и тогда будут ясны влияние и все аспекты, связанные с внедрением. Они как раз получат некую базу для обсуждения.

В оформлении текста использованы слайды презентации Евгения Якушева

О том, почему почему европейские пенсионеры богаче российских, читайте в нашем эксклюзивном интервью с Евгением.

Чем богаче страна, тем лучше в ней жить пенсионеру, но не потому, что о нем так хорошо заботится государство, а потому, что он заботился о своей старости всю жизнь. Хорошо зарабатывал, использовал все фонды накопления, в том числе и личные накопления. Тот, кто этого не делал, влечет нищенское существование во всех странах, даже социальных. На другом сайте мне пришлось разобраться в пенсионной системе Германии и Швеции, а сейчас еще и для Владимира Ефремова в пенсионной системе Швейцарии. Хочу еще отметить, что когда опубликованы цифры пенсионных пособий, следует понимать и их покупательскую способность. Например, на две тысячи швейцарских франков прожить в Швеции пенсионеру очень сложно. Об этом в комментариях.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пенсионная система Швеции до 90-годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от среднестатистической зарплаты по стране. Стаж свыше 30 лет и размер собственной зарплаты в расчёт не принимался.

Реформа

Под нарастающим давлением ухудшающейся демографической ситуации была предпринята реформа пенсионной системы, которая была принята парламентом в 1998 году, а полностью вступила в силу с 1 января 2003 года.

Новая пенсионная система была распространена на граждан родившихся после 1938 года и состояла из трёх уровней: условно-накопительного, накопительного и добровольного. Для тех, кто родился с 1938 по 1953 годы, часть пенсии рассчитывается в соответствии со старой системой.

Обязательные пенсионные платежи состоят из двух частей и начисляются на максимальную сумму годового дохода, равную 7.5 базовым зарплатам (360 000 крон в 2008 году - около 44 000 долларов США).

Условно-накопительная часть (Inkomstpension)

Условно-накопительная пенсия является, по своей сути, распределительной (PAYG, т.е. Pay as You Go). Она формируется из взносов, составляющих 16% от всех доходов, полученных гражданином в стране. Эта часть представляет собой условные пенсионные обязательства, но выраженные в денежных единицах. Они регулярно индексируются исходя из макроэкономических показателей в стране. Размер основной пенсии гражданина определяется путём деления этих условных накоплений на ожидаемую продолжительность жизни. Начисляться она может по достижении 61 года.

Персональная накопительная часть (Premiepension)

Накопительная пенсия формируется из отчислений с заработной платы в размере 2.5% на индивидуальный пенсионный счёт. Эта часть представляет собой реальные деньги, которые передаются в управление пенсионным фондам, инвестирующим их с использованием рыночных механизмов. Начисляется одновременно с условно-накопительной пенсией по достижении 61 года.

Добровольная часть

Добровольное пенсионное обеспечение основывается на коллективных договорах между работниками и работодателями и охватывает около 90% всех занятых в национальной экономике. Эта часть составляет, в среднем, 10% от последней зарплаты перед выходом на пенсию.

Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)

Тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают из государственного бюджета выплачивается так называемая "гарантированная пенсия". Она назначается только по достижении 65 лет и при проживании в Швеции не менее трёх лет, а в полном размере выплачивается только тем, кто прожил в стране полные 40 лет. За каждый недостающий год размер такой пенсии уменьшается на 1/40 часть. Размер полной гарантированной пенсии составляет для одинокого человека 2.13 прожиточных минимума - 91 164 кроны в год (998 $ в мес.) по данным 2009 года. [1]

Административные расходы пенсионного фонда

На содержание и работу всего аппарата пенсионной системы отчисляются строго установленные суммы от пенсионных накоплений гражданина: 0.5 % - от условно-накопительной части, и 0.46 % - от персональной накопительной части.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.

Распределительные пенсионные системы. В распределительной системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих и платящих налоги в соответствующие пенсионные фонды. A, свою очередь, взносы нынешних пенсионеров получили предыдущие поколения пенсионеров. Таким образом, распределительная система представляет собой "обмен между поколениями". Принцип "обмена" - социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном (законодательном) порядке и может работать только на государственном уровне.

Распространенное в США неформальное название такой системы: "Плати по мере получения" (pay-as-you-go system). Поступающие в пенсионные фонды средства в виде налогов на социальное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде ежемесячных пенсионных выплат. В целом государственная распределительная система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий пенсионерам в установленных сроках и объемах.

Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа - ОФП (Social Security), охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с Законом о социальном страховании 1935 г.

Важно подчеркнуть, что хотя финансовое и административное управление государственных страховых фондов ОФП осуществляет Совет управляющих, куда входят, в частности, представители Правительства США - министры труда, финансов, здравоохранения и социальных услуг, эти фонды являются внебюджетными, т.е. их средства не входят в федеральный бюджет. Эти средства не могут использоваться ни на какие другие цели, кроме установленных законом. В частности, вложение средств может осуществляться только в государственные ценные бумаги.

Доля инвестиционного дохода в общих поступлениях фондов ОФП составила во второй половине 90-х гг. около 9,5%. За счет инвестиций в 1995 г. удалось получить дивиденды в размере 35 млрд. долл.

Однако, в целом, главная государственная пенсионная система США выполняет социальную, а не инвестиционную функцию. Для двух третей престарелых государственные пенсии составляют половину и больше их дохода. Число бедных среди престарелых, в 50-е годы составлявшее более 40%, в настоящее время не превышает 12%. В эту категорию попадают главным образом те, кто по каким-то причинам не смог заработать себе право на полную государственную пенсию, например, незамужние женщины, примерно до 40 лет жившие на пособия по программе помощи семьям с детьми.

Накопительные пенсионные системы. Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, построены по накопительному принципу. Их инвестиционная функция играет первостепенную роль для фондообеспечения самих программ. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику. В послевоенный период и особенно за последние 20 лет происходит бурный рост пенсионных систем, построенных по накопительному принципу, и соответственно растет их вклад в экономику США.

Существуют два вида накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan). Первый вид гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который для каждого работника определяется с учетом размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируют фонды за счет отчислений с предпринимателей, а сами наемные работники взносы в эти фонды не платят. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь, федеральные (охватывающие номенклатуру гражданской службы и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами.

Однако в 80-90-е годы в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли программы с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Такие схемы, особенно так называемые планы 401 (к), приобрели особую популярность в США за последние 10-15 лет. Популярность фондов с установленными взносами способствовала процессу стимулирования инвестиций в экономику.

Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, проработав в данной компании 5-10 лет.

Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС (individual retirement account). Порядок открытия и ведения этих счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2 тыс. долл. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. Зa все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Счета в любой момент могут быть переведены из одного места в другое. Также по желанию держателя счета он может сам управлять им (т.е. планировать наиболее выгодное размещение средств, накапливаемых на ЛПС) или доверить управление ЛПС упомянутым финансовым организациям.

Личные пенсионные счета становятся все более распространенной формой пенсионного обеспечения. Только за 11 лет - с 1985 по 1996 гг. - накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 млрд. долл.

Таким образом, все большее число американцев обеспечивает себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия ЛПС.

Две последние из перечисленных пенсионных систем построены по накопительному принципу и, развиваясь исключительно быстрыми темпами, служат все более важным источником инвестиций в американскую экономику.

Однако и эти три формы пенсионного обеспечения не исчерпывают возможности американцев обеспечить себе дополнительные выплаты в старости. Еще одну возможность предоставляют компании по страхованию жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов, т.е. ежегодной ренты. По своей сути аннуитеты - такая же накопительная пенсионная система, как и другие, существующие в частном секторе экономики. Но эта система организуется не пенсионными фондами, а страховыми компаниями. Накапливаемые страховые резервы по аннуитетам точно так же вкладываются в экономику и служат источником долгосрочных инвестиций.

Структура инвестиций накопительных пенсионных систем складывается из традиционных инструментов финансового рынка. К ним относятся государственные ценные бумаги, в первую очередь, облигации федерального правительства, казначейские обязательства, акции и облигации корпораций, отличающихся высокой степенью надежности, доли паевых фондов, инструменты кредитного рынка и др. Так, в 1996 г. суммарные активы частных пенсионных фондов оценивались в 4139 млрд. долл., из них государственные ценные бумаги составляли 686 млрд. долл., корпоративные ценные бумаги - 1645 млрд. долл., инструменты кредитного рынка - 789 млрд. долл., доли паевых фондов - 411 млрд. долл. и т.д.

В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики. Одной десятой тех активов, которые американцы накопили на своих пенсионных счетах, хватило бы, чтобы только за счет инвестиционного дохода с этих сумм на уровне 7% годовых выплачивать пенсии всем российским пенсионерам на протяжении десятилетий в размере 150 долл. в месяц на одного пенсионера, что примерно в 8 раз выше послекризисного уровня. В США не только пенсионные фонды, но и другие институты, играющие важную роль в экономике и социальной сфере, успешно функционируют лишь путем использования накопительных схем. Так, страховые компании в целом сводят текущие страховые операции с некоторым убытком, и их прибыль формируется лишь в результате грамотного инвестиционного размещения страховых резервов, которые только у компаний по страхованию жизни с 1980 по 1995 гг. увеличились с 390 до 1812 млрд. долл., а инвестиционный доход за те же годы возрос соответственно с 38 до 173 млрд. долл.

В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. и обеспечивает минимальную пенсию.

К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.

В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.

Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.

Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Основной институт социальных выплат (включая пенсии): Social Security Administration, SSA. Ввиду высокой социальной значимости государственных пенсионных фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти.


Пенсионная система США работает без сбоев благодаря тесному сотрудничеству государства, работодателей и будущих пенсионеров.


В США сосуществуют множество пенсионных систем - государственных и частных. finance.tochka.net выяснил, откуда берутся относительно невысокие, но очень стабильные пенсии американцев.

Спасение пенсионера - дело рук самого пенсионера

Пенсионный возраст: 66 лет (постепенно повышается до 67), ранняя пенсия - в 62.

Средняя пенсия: 1150 USD / 9200 грн.

Пенсионное обеспечение:

- Государственное: небольшая социальная пенсия;

- Корпоративное: корпоративные пенсионные планы;

- Частное: личные пенсионные счета и планы;

Для большей части населения США государство предлагает социальную пенсию в рамках Общей федеральной программы.

Пенсионный фонд формируется за счет налогов на социальное обеспечение в размере 6,2% от заработка сотрудника, столько же платит работодатель.

Самозанятое население отчисляет 12,4% от своего трудового дохода. Эта система является солидарной и действует по принципу pay as you go: взносы работающих формируют выплаты сегодняшним пенсионерам.

Социальная пенсия невелика - 40% допенсионного заработка. Для ее получения достаточно иметь трудовой стаж 10 лет и достигнуть 66-летнего возраста (можно выйти на пенсию и в 62, но размер пенсии будет ниже на 25%). Государство официально призывает рассматривать социальную пенсию не как основной источник средств, а лишь дополнение к другим пенсионным инструментам.

Как работают негосударственные фонды?

Значительную часть пенсионных выплат населению обеспечивают негосударственные пенсионные программы, например:

  • Пенсионные планы, предоставляемые работодателями (например, пенсионные планы 401k и 403b): сотрудник отчисляет часть зарплаты (процент отчислений - на усмотрение отчисляющего) на пенсионный счет до налогообложения, работодатель, со своей стороны, может добавить аналогичную или меньшую сумму. Налоги платятся при получении денег со счета.
  • Личные пенсионные счета: индивидуальные отчисления, ограниченные годовым верхним пределом (около $2 тыс., или 16тыс. грн.).
  • Аннуитеты, которые предлагают страховые компании по страхованию жизни, - покупка права на регулярно поступающие суммы после выхода на пенсию.
  • Пенсии работодателей - часть социального пакета, выплачиваются чаще всего в виде единой суммы. К сожалению, встречаются все реже.

Роль государства на рынке частных пенсионных программ заключается лишь в установлении четких и прозрачных правил игры, а также налоговой стимуляции притока денег в пенсионные программы, поскольку именно они обеспечивают приток долгосрочных инвестиций в экономику.

Плюсы и минусы пенсионной системы США

Плюсы: инвестиционная и социальная функция пенсионных накоплений - разделены. Человек может быть уверен в том, что сможет удовлетворить свои базовые потребности на пенсии, и в то же время активно участвует в формировании своего благосостояния в старости.

Минусы: пенсионная система США децентрализована, большая часть пенсионных накоплений находится в распоряжении приватного сектора и зависит от финансовой погоды на рынке. Поэтому в последнее время американскую пенсионную систему критикуют за нестабильность и угрозу банкротства.

Как живет пенсионер в США?

Джереми, 71 год, пенсионер из США, до пенсии - сотрудник системы образования. Джереми вышел на пенсию в 65 лет. Его рабочий стаж - 30 лет.

Всю свою рабочую жизнь он, кроме отчислений социального налога, делал также взносы в профсоюзный пенсионный фонд, поэтому сейчас он получает не только социальную пенсию, но и дополнительную, которую накопил сам.

Кроме того, у Джереми бесплатная медицинская страховка. Вместе с женой (ей 61, она повар) он живет в своем "небольшом, но очень хорошем" доме.

У Джереми двое взрослых детей, они живут на другом конце страны. Каждый год семья ездит в отпуск на машине - в пределах США. Особой необходимости экономить Джереми не чувствует.

Солидарная модель пенсионной системы бессильна перед современными демографическими тенденциями: пенсионеров все больше и больше, а рабочей смены растет все меньше и меньше, и ее недостаточно, чтобы обеспечить всем достойную старость. Поэтому пенсионная реформа необходима не только Украине, но и сознанию каждого украинца для того, чтобы понять: о своей старости нужно думать самостоятельно, еще в молодости.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читайте также: