Пенсионная система россии история проблемы и пути совершенствования

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Ольга Сергеевна

Анализируется состояние пенсионной системы России. В качестве основных проблем отмечены: патерналистский принцип формирования пенсионного фонда , нарастание дефицита бюджета государственного Пенсионного фонда , большое количество получателей досрочных пенсий. Предложены меры по совершенствованию пенсионной системы .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова Ольга Сергеевна

The condition of Russias pension system is analyzed. The main challenges are reported: the paternalistic principle of forming the pension fund , the increase of the budget deficit of the state pension fund , a large number of recipients of early retirement. Measures to improve the pension system are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования пенсионной системы России»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

Problems of Improving

the Pension System of Russia

The condition of Russia's pension system is analyzed. The main challenges are reported: the paternalistic principle of forming the pension fund, the increase of the budget deficit of the state pension fund, a large number of recipients of early retirement. Measures to improve the pension system are proposed.

Key words and word-combinations: pension system, pension fund, pension liabilities of the state.

Анализируется состояние пенси-

основных проблем отмечены: патерналистский принцип формирования пенсионного фонда, нарастание дефицита бюджета государственного Пенсионного фонда, большое количество получателей досрочных пенсий. Предложены меры по совершен-

Ключевые слова и словосочетания: пенсионная система, пенсионный фонд, пенсионные обязательства государства.

УДК 364:368.4(470+571) ББК 65.272(2Рос)

О.С. Миронова ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

^^адача повышения социального благополучия граждан считается приоритетной для всех цивилизованных государств. Современное государство невозможно представить без эффективной системы социального обеспечения граждан, где одной из важнейших составляющих является пенсионное обеспечение.

Начиная со второй половины XX в. национальные пенсионные системы западных стран, а также СССР / РСФСР / Российской Федерации строились преимущественно на перераспределительном механизме и развивались именно как государственные пенсионные системы. Ведущим фактором, определяющим степень устойчивости таких систем в среднесрочном периоде, выступает возрастная структура населения, исходящая из соотношения численности населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста. По понятной причине тенденция «ста-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

рения» общества (увеличение доли лиц, старше трудоспособного возраста) способствует возрастанию нагрузки на трудоспособное население. Данное обстоятельство побудило правительства развитых стран в 1980-х годах предпринять шаги по реформированию национальных пенсионных систем. Для Российской Федерации это также стало весьма актуальным, поскольку согласно демографическим прогнозам после 2010-2020-х годов ожидается значительный рост доли пожилого населения.

В России реформа пенсионной системы была начата в 2002 г. Ее основой стала специально разработанная для этого Программа пенсионной реформы, одобренная Национальным советом при Президенте России по пенсионной реформе. Ее целью было заявлено повышение уровня пенсионного обеспечения граждан на основе обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы. Однако в уже модернизированной пенсионной системе сохраняются серьезные проблемы, отрицательно влияющие на ее развитие.

Первая проблема связана с тем, что в целом сохраняется патерналистский принцип формирования Пенсионного фонда. Пенсия носит явно уравнительный характер и мало зависит от трудового вклада работника. В структуре трудовой пенсии растет доля ее базовой части, не связанная с размером заработной платы. Не создан механизм, побуждающий работодателя и работника к формированию пенсионных накоплений.

Фактически пенсия представляет собой социальное пособие, размер которого зависит от возраста получателя (моложе или старше 80 лет), состояния его здоровья (наличие и тяжесть инвалидности) или количества иждивенцев на содержании. Единственным звеном, связывающим базовую часть пенсии с обязательным пенсионным страхованием, является требование по продолжительности страхового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии. Однако, по данным Росстата, за пять лет стажа лишь 4% работающих в Российской Федерации смогут сформировать себе базовую часть пенсии, равную хотя бы половине от установленной законодательством. Среднестатистический же работник за указанный период не может обеспечить и менее десятой доли базовой части, а абсолютному большинству трудоспособного населения недоступно даже это. Таким образом, стажевое ограничение применительно к базовой части пенсии носит исключительно номинальный характер и не наполнено реальным практическим смыслом.

С 2005 г. из Налогового кодекса РФ изъято указание на то, что средства единого социального налога (ЕСН), поступающие в федеральный бюджет, направляются на выплату базовой части трудовой пенсии - таким образом, последняя полностью утратила связь с обязательным пенсионным страхованием. Дополнительным аргументом этой оценки является установленный порядок финансирования базовой части пенсии за счет средств федерального бюджета, когда в бюджет Пенсионного фонда России передается не сумма поступивших в казначейство средств от ЕСН, а весь лимит государственных обязательств на выплату базовой части. В связи с этим закономерным является исключение базовой части из состава трудовой пенсии и перевод ее в систему государственного пенсионного обеспечения с соответствующим фи-

152 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

нансированием из государственного бюджета за счет общих налоговых поступлений [1, с. 41].

Зарубежный опыт развития национальных пенсионных систем показывает, что они включают в себя подсистемы добровольного дополнительного пенсионного страхования и частного корпоративного пенсионного обеспечения - так, сами работники и работодатели принимают активное участие в формировании пенсионных накоплений.

В среднем работник на Западе до 50% своего заработка откладывает на будущую пенсию. В России, хотя пенсионная система структурно включает помимо государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования рыночную пенсионную инфраструктуру, тем не менее основная нагрузка ложится на государство. В добровольное пенсионное страхование включено около 10% трудящихся. Это означает, что, в отличие от большинства развитых стран, где пенсионные системы формировались как результат компромисса между работником и работодателем, в России по-прежнему ответственность за пенсионное обеспечение ложится на государство.

Вторая проблема заключается в нарастании дефицита бюджета государственного пенсионного фонда.

Размер пенсионных обязательств Российского государства не совпадает с величиной реально полученных страховых взносов. В результате наполнение пенсионного фонда попадает во все большую зависимость от федерального бюджета. Финансовая необеспеченность текущих страховых пенсионных обязательств покрывается за счет средств из государственного бюджета, что увеличивает размер государственного долга.

Особую остроту проблеме финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства в нашей стране придают обстоятельства демографического характера [2, с. 161]. Во-первых, продолжается естественная убыль населения как результат демографического кризиса. Во-вторых, наблюдается тенденция сокращения доли трудоспособного населения и увеличения доли нетрудоспособных граждан, преимущественно пенсионеров. В-третьих, среднестатистическая продолжительность цикла формирования и исполнения пенсионных обязательств Российского государства составляет примерно 60-70 лет, тогда как в странах Запада - 80-85 лет.

Вследствие указанных факторов становится невозможным увеличение размера пенсий без прогрессирующего роста бюджетного дефицита пенсионного фонда. Это обстоятельство, в свою очередь, снижает качество жизни пенсионеров, так как средний размер пенсий является явно недостаточным для полноценной жизни. Большинство пенсионеров по труду получают недостаточные по величине систематические выплаты, а «разовые вливания, широко пропагандируемые, с лихвой съедает инфляция, которая для пенсионеров примерно вдвое выше официально объявленной, рассчитываемой по потребительским товарам и услугам, потребляемым как богатыми, так и бедными» [3, с. 4]. Как показывают исследования социологов, нехватку денег на покупку одежды и обуви ощущают 90% пенсионеров, на приобретение лекарств - 60%. Выход на пенсию у значительной части населения ассоциируется с бедностью и социаль-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ной неустроенностью; низкие размеры пенсий ухудшают психологическое состояние пожилых людей, вызывают депрессивные настроения, социальную апатию, стрессы.

Стремление решить задачу финансового наполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и сокращения его дефицита посредством введения единого социального налога на фонд оплаты труда (вместо страховых взносов) успеха не имело. Более того, практика взимания взносов по обязательному пенсионному страхованию в рамках налогового вычета из суммы единого социального налога привела к увеличению бюджетного дефицита пенсионного фонда. Прогнозные расчеты показывают, что при сохранении существующей модели пенсионного обеспечения, даже при увеличении единого социального налога, финансовая неустойчивость будет усугубляться.

Третья проблема связана с большим количеством получателей досрочных пенсий и претендентов на их получение. Федеральный закон «О трудовых пенсиях Российской Федерации» [4] закрепляет право на пенсионное обеспечение ранее общеустановленного (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) возраста в отношении двадцати семи различных категорий работников. В общем лимите средств Пенсионного фонда РФ, выделяемых на финансирование пенсий, 20% предусмотрены для досрочного пенсионного обеспечения [5, с. 58].

Многолетняя практика льготного пенсионного обеспечения в России применялась как правовая форма компенсации работникам профессиональной утраты трудоспособности, а именно возмещения ущерба, причиненному его здоровью в процессе производственной деятельности в опасных и вредных условиях труда. Несовершенство действующего механизма льгот в пенсионной системе России заключается в том, что на микроуровне (в хозяйственных организациях) он не стимулирует работодателей осуществлять затраты на улучшение условий и охраны труда (автоматизацию, дистанционное управление) [6].

В настоящее время решена только одна проблема пенсионной системы, а именно приведение величины базовой пенсии к размеру прожиточного минимума. Но этого явно недостаточно, так как «прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности» [7, с. 34]. Кроме того, по мнению специалистов, получение доходов в размере прожиточного минимума «позволяет говорить о состоянии «умеренной бедности» - об уровне жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности (физиологические, социальные), но нет возможности удовлетворить более сложные и высокие» [8, с. 23].

Одна из главных причин неудач в реформировании пенсионной системы России заключается в отказе от страховых взносов в пользу взимания единого социального налога. Не была решена задача установления зависимости величины пенсии от размера страховых взносов, что значительно ослабило действие страховых мотивационных механизмов. В результате в России так и не возник институт пенсионного страхования.

154 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Существующие проблемы пенсионной системы России свидетельствуют о необходимости принятия ряда мер по их решению:

1. Создание эффективных механизмов пенсионного страхования, чему будут способствовать, во-первых, установление взаимосвязи размеров пенсий от сумм страховых платежей; во-вторых, увеличение заработной платы как базы для пенсионных страховых взносов; в-третьих, внедрение страховых механизмов профессионального пенсионного обеспечения; в-четвертых, расширение числа работников, охваченных пенсионным страхованием.

Создание действенной системы пенсионного страхования является весьма масштабной и комплексной задачей. От степени эффективности данной системы зависит жизненный уровень как пенсионеров, так и трудящихся. При этом необходим такой механизм пенсионного страхования, который бы дал возможность работникам посредством страховых взносов накопить себе пенсию, сопоставимую по величине с заработной платой. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% размера средней заработной платы по стране.

2. Проведение реформы системы оплаты труда. В России сложилась ситуация «многократного занижения цены рабочей силы по сравнению с ее стоимостью, не допустимое для страны, претендующей на роль цивилизованной» [9, с. 29]. По этой причине первоочередной мерой должно стать увеличение заработной платы, доведение ее доли в ВВП не менее 35%. Заработная плата должна расти более высокими темпами, чем цены. Следует, учитывая рекомендации Международной организации труда (МОТ), довести зависимость минимальной и средней заработной платы до соотношения не менее 50% [10], что позволит снизить страховую пенсионную нагрузку на работодателей. Кроме того, весьма актуальным для России является принятие мер по уменьшению дифференциации заработной платы. «Без глубоких преобразований в одном из важнейших звеньев хозяйственного механизма - регулировании доходов и оплаты труда - невозможны качественные сдвиги в развитии производства» [11, с. 45]. Это станет основой для формирования качественной системы пенсионного страхования с тем, чтобы обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров.

3. Законодательное определение размеров дотаций, перечисляемых из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ как необходимая мера во время переходного периода становления страховых отношений при нехватке ресурсов.

4. Развитие института профессионального пенсионного обеспечения. В России практически каждый пятый работник, занятый в промышленности, обладает правом на досрочную пенсию за работу во вредных и опасных условиях труда. Кроме того, необходимо решить вопрос особого режима финансирования северных пенсий. Неприемлема ситуация, когда работники при выходе на пенсию получают доход, равный 12-15% от величины прежде получаемой заработной платы. Следовательно, важно установить схему финансирования данного вида пенсионного страхования.

5. Развитие негосударственного пенсионного страхования, потенциал которого в настоящее время явно используется не полностью. В целях стимулирова-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ния деятельности негосударственных пенсионных фондов требуется предоставить им льготы по выплате ЕСН. Позитивно скажется введение налоговых вычетов для тех физических лиц, которые переводят часть заработной платы на добровольные пенсионные накопления. Следует также увеличить размеры средств, которые негосударственные пенсионные фонды могут вкладывать в ценные бумаги учредителей и вкладчиков; разрешить им направлять средства на солидарные счета.

Предложенные меры будут способствовать совершенствованию пенсионной системы России, хотя и не являются исчерпывающими.

Итак, решение проблем совершенствования пенсионной системы России возможно на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс работодателей и самих работников, а также установления правовых норм, ставящих в зависимость размеры страховых взносов и величину пенсий. При этом для формирования эффективной системы пенсионного страхования необходимо, используя потенциал государственной власти, провести реформирование системы доходов и оплаты труда в стране, ввести государственное стимулирование дополнительных систем пенсионного страхования с вовлечением в них значительной части как занятых, так и самозанятых работников. Следует помнить, что заработная плата, регулируемая государством, и институты социального страхования выступают главными инструментами в осуществлении социальной защиты населения.

1. Соловьев А.К. Проблемы долгосрочной финансовой стабилизации ПФР на основе усиления страховых принципов // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 2.

2. Мустиева З.С. Институциональные факторы функционирования пенсионной системы в условиях модернизации // Экон. вестн. Ростовского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 4, ч. 2.

3. Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журнал российского права. 2009. № 6.

4. О трудовых пенсиях Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 2001 г. № 173-Ф3 (в ред. от 27 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2010. № 31. Ст. 4196.

5. Салмина М. Досрочная пенсия // ЭЖ-Юрист. 2010. № 27.

6. Чернышев С.Д. О проблемах досрочного назначения пенсии // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 6.

7. Лескова Ю.Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1.

8. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. М., 2009.

9. Роик В. К реформированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. 2009. № 1/2.

10. О минимальных нормах социальной защиты: Конвенция МОТ № 102 (1952 г.). URL: http://pensionreform.ru/36930

11. Логинова Л.В. Согласование социально-экономических интересов в условиях социально ориентированной экономики // Социально ориентированное развитие общества: сб. науч. трудов. Саратов, 2010.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74185/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает круг основных проблем в системе пенсионного обеспечения РФ, определяет мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера:

− проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы;

− совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.;

− повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий:

1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения.

Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3].

В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет.

2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны.

Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде.

Совершенствование системы предоставления услуг ПФР должно происходить по многим направлениям, также совершенствуется взаимодействие с МФЦ, чтобы человек мог получить все услуги за один визит.

Очень важным остается, на данный момент, вопрос о единых стандартах предоставления государственных услуг клиентам ПФР.

Также необходимо постоянно увеличивать долю услуг через лицевые счета сайта Пенсионного фонда и через портал государственных услуг. Необходимо развивать услуги, которые будут оказываться без заявления гражданина, а по данным которые имеются в ПФР.

3. Повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Для борьбы с коррупцией в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься противодействием коррупции. Во всех Управлениях пенсионной системы необходимо создать отделы организации и надзора за системами безопасности, на которые будет возложена координация мероприятий по предупреждению коррупции, а также контроль за их выполнением.

Необходимо разработать и принять положение о порядке обработки информации, в котором будет содержаться признаки коррупции в деятельности пенсионной системы РФ и его сотрудников. В соответствии с этим документом необходимо определить порядок регистрации жалоб, писем и обращений граждан, а также юридических лиц, содержащих сведения о возможной коррупционной деятельности сотрудников пенсионной системы.

В ПФР необходимо провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и иных документов пенсионной системы, с целью выявить коррупционные факторы.

Пенсионный фонд России также должен проверить своевременность и полноту выполнения процедур по ключевым направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

− контрольные мероприятия по контролю за деятельностью региональных органов ПФР по назначению и выплате пенсий;

− руководство мероприятиями по обеспечению функционирования региональных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

− контрольные мероприятия по проверке своевременного и полного выполнения процедур управления страховыми премиями;

− разработка и реализация административных положений по предоставлению государственных услуг в ПФР, а также анализ и оценку качества их реализации;

− совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР [3].

Любые действия ПФР по предупреждению коррупции в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должны согласовываться с правоохранительными органами и другими государственными органами [3].

Таким образом, необходимо найти пути улучшения функционирования пенсионной системы с качественной точки зрения, заложить основы и условия для увеличения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечить условия для их достойной жизни.

Первое упоминание о пенсии в России приходится на середину 17 века. Пенсионное обеспечение в те времена носило выборочный характер. Выплата предназначалась для воинов, которые получили ранения в боевых действиях. Размер ее зависел от тяжести полученного ранения.

Петр 1 внес кардинальные изменения в области пенсионного обеспечения. Им был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране – «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. В главе «О награждении» в 6 статье зафиксировано положение о предоставлении вдовам и детям убитых в сражении полагавшейся мужу доли добычи. В 8-й статье Петр определяет судьбу моряков, негодных к несению корабельной службы: «приставить к магазейнам, в гарнизоны или на штатскую работу с повышением чина. Совсем больных, изувеченных и старых отправлять в гошпиталя, где кормить до самой смерти».

К началу 20 века в России была сформирована пенсионная система, которая охватывала только военных и чиновников. Чиновники выходили на пенсию к 60-ти годам. Необходимо было иметь 35-летний стаж на государственной службе без жалоб и нареканий. Однако была возможность претендовать на пенсию и при 25-летнем стаже, но лишь на 50% от пенсионных выплат. На размер выплат влиял разряд чиновника. Всего их было 9.

Военным назначалась пенсия после 25 лет службы. 20 лет выслуги давали право лишь на 50% пенсионных выплат. Воины, которые были ранены и получили увечья в бою, могли претендовать еще и на дополнительную пенсию из инвалидного капитала.

Люди, трудившиеся на частных предприятиях, начали получать пенсию в начале 20 века. Выплаты формировались за счет денежных отчислений из заработка работников на их личных счетах. Если работник получал профессиональное заболевание или увечье, то он мог рассчитывать на выплату тех денежных средств, которые накопились за годы его работы на его счете.

Крестьяне до революции, как и длительное время, после нее, не имели права на пенсионные выплаты. Учитывая тот факт, что крестьян было около половины от населения всей империи, в которой проживало 120 миллионов человек, невозможно говорить об общенациональной и структурированной пенсионной системе в начале 20 века. Колхозникам выдавали зарплату продуктами. Зарплаты, по сути, не было. Эту систему отменят лишь в 1966 году. А пенсия для крестьян появится на 10 лет раньше, в 1956. Правда, выплаты рассчитывались по отдельной системе, и выплаты были меньше, чем у других работников.

После революции 1917 года ситуация начала меняться. Был запущен процесс внедрения пенсионного страхования. Власти взяли на себя пенсионное обеспечение сирот, вдов, инвалидов и престарелых уже в 1917 году. Конечно, думали и о внедрении пенсионного обеспечения по старости. Но, на тот момент война и тяжелая экономическая ситуация в государстве отсрочили на 11 лет эту идею.

Молодое правительство взялось после революции за осуществление ленинской страховой программы. Она была изложена на VI Всероссийской конференции РСДРП. В области социального обеспечения было принято около 100 декретов и распоряжений за 6 лет. По охране материнства и младенчества было открыто 1500 учреждений.

И только в 1928 году появится пенсия по старости. Однако, только для служащих и рабочих. Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Максимальной пенсией считалась сумма, которая равна 25% от средней зарплаты по стране. Жить на эти деньги было тяжело.

К 1956 году пенсионное обеспечение охватит всех граждан СССР. В этом году будет принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Эта система просуществует вплоть до распада СССР. Минимальный стаж, при котором можно было рассчитывать на пенсионное обеспечение, был равен 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин. Самая большая пенсия составляла 120 рублей. По статистическим данным, к 1980 году средняя зарплата составляла 174 рубля. Пенсия была равна половине от средней зарплаты трудящегося за два последних года или любых пять лет трудовой деятельности.

После распада СССР, новая экономическая реальность требовала реформ в системе пенсионного обеспечения. Для проведения реформ в системе учета пенсионных прав граждан была создана система персонифицированного учета в 1997 году. Всем застрахованным гражданам был присвоен индивидуальный лицевой счет (СНИЛС). В течении всей рабочей деятельности гражданина, на этом счете фиксируются данные о его стаже и размере заработной платы.

К 2002 году была сформирована накопительная пенсия для граждан. Распределительная пенсионная система была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. Теперь у работающих людей появилась страховая и накопительная части пенсии. На законодательном уровне был закреплен тот момент, что, если пенсионер не доживет до пенсии, то выплаты переходят по наследству его правопреемнику. Но экономические проблемы вынудили государство заморозить накопительную часть пенсии.

И с 2014 года работодатели стали перечислять взносы лишь за страховую часть пенсии. Несмотря на это, государство решило не национализировать уже сформированные накопления граждан. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями.

В 2015 году появилось такое новшество как «пенсионные баллы». Размер зарплаты и количество полученных за год баллов напрямую взаимосвязаны. Гражданин может получить максимум 10 баллов в год. Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством. Система пенсионных баллов продолжает действовать по сей день.


Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

- комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

- развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

- повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

- повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых мероприятий.

  1. Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

- отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

- обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

- лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

- обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

- применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

- начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, по нашему мнению, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам. Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

  1. Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР. Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

  1. Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

- контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

- контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

- разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

- совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

  1. Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные). После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

- пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

- на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ - 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

- бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

- система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Читайте также: