Пенсионное обеспечение граждан из туркменистана

Спасибо большое Федор за ответ, но помогите понять, пожалуйста, как происходит подсчет стажа, просто есть пример, когда наша знакомая уехав в Россию на ПМЖ, имея Российское гражданство с конца 90 годов, сначала получала пенсию как за весь стаж, в том числе и в Туркменистане, а недавно ей сделали перерасчет пенсии с учетом стажа только до 1992 г.
Да вот пример из интернета, где так-же урезали стаж человеку. Правда понять за что, так и не можем, может Вы сможете проще объяснить?
__________________________________________________ _____________________
Вопрос: Общий стаж 39 лет в туркменистане, пенсионный фонд россии только учёл 29 лет

Ломакин Василий 1950 года рождения. Гражданин России с 2001 года. С 1972 года по 2010 год жил и работал в Туркменистане. Платил страховые взносы в пенсионный фонд Туркменистана. В январе 2010 года переехал на постоянное жительство в Россию. При назначении пенсии не учтено 9 лет рабочего стажа. Имею ли я право по закону требовать пересмотра размера пенсии на предмет увеличения. Общий трудовой стаж на одном месте 38 лет. Назначенный стаж пенсионным фондом России 29 лет.
24 Июля 2013, 17:23, вопрос №139794 Василий, г. Томск
================================================== =================
Ответ юристов (1)

Юрист - Черемушкина Тамара

Черемушкина Тамара
Юрист, г. Москва 693 Общаться в чате

Добрый день, Василий! Стаж в Туркменистане с 01.01.2002 года, а вернее страховые взносы в Пенсионный фонд Туркменистана, Вам не зачли при назначении российской пенсии на вполне законных основаниях. Дело в том, что при исчислении пенсии в РФ стаж как таковой (дни, месяцы, годы) имеет значение только за период до указанной выше даты, а далее в размере пенсии учитываются суммы страховых взносов работодателя за конкретного работника в Пенсионный фонд России. Туркменистан и Россия — участники многосторонего международного Соглашения стран СНГ в области пенсионного обеспечения. Соглашение 1992 года — уже давно «устаревшее» в плане того, что законодательство РФ с 2002 года кардинально поменялось, а нормы Соглашения остались и действуют. А указанными нормами не предусмотрены какие-либо взаимозачеты по страховым взносам. На моей практике не было ни одного выигранного пенсионером судебного дела по этому вопросу. Назрел вопрос об изменении Соглашения, поэтому многие страны СНГ уже заключили с Россией двусторонние договоры, но пока Туркменистан не в их числе. Когда такой договор появится, тогда за стаж работы в Туркменистане с 2002 года будет выплачивать свою часть пенсии эта страна.
24 Июля 2013, 18:08
__________________________________________________ __________________________

Да, всё верно. Дело в том, что согласно Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" :
Статья 5. Виды трудовых пенсий и их структура
.
2. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.

Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации , включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
.
2. При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года , единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Среди всех стран, находящихся в составе СНГ, самой закрытой и малоизвестной считается Туркменистан – и Запад, и даже Россия почти ничего не знают о жизни туркмен. Практически никому не известно, что соль, газ, воду и электричество жители Туркменистана получают бесплатно.


Более того, каждому владельцу автомобиля ежемесячно выдавалось безвозмездно 120 л бензина/дизельного топлива. Собственники автобусов или грузовых авто получали по 200 л топлива нужного вида. Все, что человек расходовал свыше установленной нормы, он был вынужден покупать за свои деньги.

Стоимость бензина, приобретаемого свыше нормы тоже очень низкая – за литр здесь платят всего 16 центов. Но как считают сами туркмены – это дорого: за последние несколько лет бензин подорожал в 8 раз. И это правда – не так давно бензин здесь стоил столько же, как в Иране – по 2 цента за литр.

Очень низкими в Туркмении были цены на хлеб, проезд в общественных видах транспорта, услуги ЖКХ, квартплату. Если семья хотела приобрести жилье, половину стоимости выплачивало государство, а остальные платили сами владельцы на протяжении 30 лет, для чего кредит им выделялся под 1%.

Но так ли уж хорошо живется в Туркменистане гражданам этой страны?

Бесплатная коммуналка: сказка или факт

То, что население Туркмении пользуется бесплатно всеми коммунальными услугами – это факт. Но лишь частичный – на количество бесплатного газа, света, воды существует лимит. Например, в 2014 году бесплатно на каждого человека можно было потреблять 250 л воды ежедневно, а в месяц можно было использовать 50 кубов газа и 35 кВт света.

Эти льготы были установлены бывшим президентом Сапармуратом Ниязовым, а в настоящее время планируется их отмена нынешним руководителем страны – Гурбангулы Бердымухамедовым. Отменить «социальный рай» планируется из-за того, что применение льгот служит своего рода преградой при переходе к рыночной экономике.

В дальнейшем пользоваться социальной помощью будут только те, кто в этом нуждается, сама же система льгот признана неэффективной.

Были ли льготы таковыми

Введенные Ниязовым льготы оказались всего лишь рекламой, которая срабатывает до настоящего времени: и Россия и европейские обыватели по-прежнему уверены, что туркменская диктатура смогла обеспечить свой народ прекрасной жизнью, что отличает страну от ее соседей по региону.


Но на деле льготы оказывались фикцией из-за запущенности коммунального хозяйства. Так, обещанная бесплатная вода редко (обычно 2–4 часа в день) поступала в квартиры многоэтажек, поэтому жители были вынуждены покупать воду в емкостях, которую далеко недешево предлагали коммерсанты. С газом проблем не было, так как он в Туркменистане свой и поступал всегда без перерывов.

Об уровне жизни в стране можно судить по следующему факту: чтобы сэкономить спички, домохозяйки оставляли гореть конфорку на газовой плите – это обходилось дешевле.

Что же было с деньгами, полученными за экспорт газа? Они поступали на личный счет президента, который затем переводил их за границу для «надежного сохранения».

Отмена пенсий и возобновление выплат

Наряду с предоставлением льгот, С. Ниязов частично или полностью отменил выплату пенсий тем, кто вышел на заслуженный отдых. Данный закон оставил без средств на существование более 100 000 пенсионеров, а еще 200 тысяч лишились части выплат. Более того, подписанный в феврале 2006 года документ требовал, чтобы пенсионеры вернули в казну государства, полученные за предшествующие 2 года деньги.

Этот закон принес немало горя старикам: одних он привел к самоубийству, у других вызвал сердечные приступы, инсульты, так как остаться в преклонном возрасте без средств – это самое страшное для старых людей. Ранее (в июле 2002 года) были лишены пенсии все те, кто всю жизнь проработал в сельском хозяйстве.

Такой ситуация не могла оставаться после смерти С.Ниязова, поэтому произошли перемены в социальном обеспечении: уже в 2007 году Гурбандурды Какалыев – министр соцобеспечения, выступая на туркменском телевидении, сказал, что разработан новый закон, цель которого вернуть право на получение выплат целому ряду категорий пенсионеров.


Пенсионный возраст Туркменистана в сравнении с другими странами

Было запланировано провести и другие изменения. Так, чтобы оформить выход на пенсию теперь требуется представить документы не за 10 отработанных лет, как было ранее, а за 5.

Согласно новому закону Туркменистана, каждый, кто отработал необходимые 20–25 лет, может претендовать на получение минимальной пенсии, размер которой равнялся 80 долларам США. Те граждане, которые не имеют необходимого стажа, смогут получать пенсионные выплаты в размере 56 долларов.

Если человек по разным причинам нигде не работал официально и соответственно, трудового стажа не имеет, он сможет получать ежемесячно 300 манатов. До этого закона данная категория туркменского населения не получала ни копейки. А также запланировано было возобновить денежные выплаты и для сельских пенсионеров.

Особенности социального положения

Государство в настоящее время выплачивает деньги не только пенсионерам, но и другим гражданам, которые нуждаются в средствах. Тем же, кто потерял работу, а таковых в стране насчитывается практически 60%, не выплачивают никакой помощи. Причем сложность с поиском работы сохраняется на протяжении многих лет. Например, в 2008 году был проведен опрос на севере Туркменистана (мониторинг корреспондентами сайта «ХТ»), который выяснил, что практически 70% населения не трудоустроены.

Спустя 8 лет картина почти не изменилась – те же сотрудники сайта «Хроника Туркменистана» провели повторный опрос, который показал: без работы остаются более 60% взрослого населения страны. Фарид Тухбатуллин – редактор сайта «ХТ», рассказал, что приведенные цифры представляют объективную картину, поскольку были подтверждены аналитиками США, оценивающими уровень безработицы в Туркмении.


Экономические показатели Туркменистана за 2015-2018 годы

Тяжелое социальное положение жителей республики вызвано сложной ситуацией с экспортом газа. Россия не договорилась с Ашхабадом о стоимости газа и отказалась его брать. Что касается поставок газа в Китай, то из-за неправильных просчетов правительства Туркмении оказалось, что китайцам необходимо будет оплачивать за проданный им газ деньги, которые они уже вложили в добычу газа и строительство газопроводов.

Кроме того, огромные средства были выделены на строительство туристической зоны «Аваза», которая остается мало востребованной. Соответственно, десятки миллиардов в валюте США никак себя не окупили. Есть и другие проекты, в которые были вложены огромные деньги, так и не окупившиеся в последующем.

Новый закон соцобеспечения

В конце 2017 года был разработан новый указ президента, направленный на улучшения социальной ситуации в стране. Согласно документу в 2018 году на 10% были увеличены государственные пособия и пенсии в Туркменистане. А также увеличены студенческие стипендии и зарплаты тех, кто работает на хозрасчетных предприятиях, в общественных организациях, бюджетных учреждениях.

О том, как сейчас живется в Туркменистане можно узнать из видео:

В 2020 году планируются выплаты гражданам следующих категорий:

  1. Участники ВОВ будут получать ежемесячно 1415 манат.
  2. Супруги участников ВОВ и те, кто трудился в тылу, будут минимально получать 415 маната ежемесячно.
  3. Минимальная пенсия будет равняться 338 манат.
  4. Для расчета государственного пособия установлена базовая ставка 322 манат.
  5. Минимальная зарплата составит 870 манат.

Чтобы выйти на указанный уровень в стране планируется провести:

  1. Оптимизацию структуры учреждений, организаций и предприятий.
  2. Усовершенствовать эффективность использования мощности предприятий.
  3. Повысить производительность труда.
  4. Простаивающие внутренние резервы будут привлечены для решения поставленных задач.

Особенности пенсионной системы

В настоящее время в Туркменистане действуют следующие виды пенсионного обеспечения:

  1. Обязательное – для всех граждан страны.
  2. Добровольное. Предназначено для тех, кто захочет воспользоваться данной разновидностью пенсий.

Что немаловажно, получать пенсию может каждый, кто проживает на территории Туркмении, и достиг пенсионного возраста: женщины – 57 лет, мужчины – 62 года. Причем это могут быть даже люди без туркменского гражданства, если они постоянно проживают в стране. Более того, не имеющие гражданства лица, кроме пенсии могут даже претендовать и на другие виды пособий и выплат.


Манат — национальная валюта Туркменистана

Чтобы получить пенсию, человек должен обратиться в Пенсионный Фонд, который и определит размер выплаты согласно получаемым зарплатам с применением базовых величин расчета.

Население республики может претендовать на одну из разновидностей пенсий:

  1. По выслуге лет.
  2. По возрасту.
  3. По инвалидности.
  4. Профессиональные выплаты.
  5. Накопительная и другие.

Государство выплачивает конкретному человеку накопительную пенсию из денег, которые он добровольно перечислял в пенсионный фонд. Остальные разновидности пенсионного обеспечения выплачивают из госбюджета.


Продолжительность жизни на пенсии жителей Туркменистана по сравнению с другими странами

Получать пенсию можно и раньше установленного срока. Это возможно для следующих категорий граждан:

  1. Женщинам, достигшим возраста 56 лет, если они имеют трех детей возрастом до 8 лет и трудовой стаж 20 лет.
  2. Женщинам по достижении 55-летнего возраста, если у них есть четверо детей до 8 лет и стаж минимум 18 лет.
  3. 54-летние женщины со стажем от 15 лет, которые имеют 5 или больше детей, возраст которых не превышает 8 лет.
  4. Больные нанизмом женщины, которым исполнилось 40 лет. Для мужчин с этим диагнозом возраст составляет 45 лет.
  5. Мужчины/женщины с военной выслугой 15 лет и трудовым стажем 20 лет.
  6. Лица 45-летнего возраста с военной выслугой 15 лет.
  7. Мужчины возрастом 50–52 года, которые имеют необходимый стаж и выслуги.

Подробнее о жизни в Туркменистане можно узнать из видео:

Но, усовершенствование пенсионной системы Туркменистана еще не завершено: постоянно разрабатываются новые возможности пополнения пенсионного фонда для увеличения размера выплат нуждающемуся населению. Не так давно снова были увеличены пенсионные выплаты. Согласно указу президента республики теперь минимальная пенсия составляет 338 манат.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Родители-пенсионеры, приехали по статусу переселенца из Туркменистана. В пенсионном отделе пр рассмотрении пенсионных дел им отказываются учитывать стаж постсоветского пространства и брать годы после 1992 года для начисления пенсий! Собираются пересчитать пенсию по стажу и размеру оклада советского периода. Хотя сейчас у них начислена пенсия по окладу постсоветского периода. Правомерны ли действия работников пенсионного фонда? И за какие годы можно брать стаж и начислять пенсию переселенцам из Туркменистана? Спасибо.



В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Все зависит от страхового стажа и имеющихся документов. Поэтому отказ можно будет обжаловать на основании ст. 218 КАСС РФ.


Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не позволяет учитывать время работы, в течение которого гражданин работал в иностранном государстве, поэтому в учет будет идти только время работы в период существования СССР.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

(ред. от 29.12.2015)

"О страховых пенсиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".


Пенсионное обеспечение граждан переселившихся на территорию РФ определяется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Размер пенсии будет определяться в соответствии со статьей 30 ФЗ №173-ФЗ, заработная плата берется за пять лет подряд до 01.01.2002 г. либо за два года 2000-2001 г., но прибывшим из стран СНГ лучше брать заработную. Плату за советский период.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: