Пенсионное обеспечение граждан уволен

Руководитель Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов объяснил, каким образом индексируются пенсии работающих пенсионеров после увольнения.

Ранее я написал вам, что если пенсионер все-таки решит уволиться, сделать это действительно лучше до конца 2019 года. Поскольку с 1 января 2020 года предусмотрена индексация страховых пенсий для неработающих граждан. Повышение будет на 6,6%, и если пенсионер увольняется до конца 2019 года (хоть 31 декабря), то он сохраняет для себя право на получение доплаты к пенсии.

По словам Дроздова, после увольнения пожилому человеку положен перерасчет пенсионной выплаты.

«Количество накопленных человеком индивидуальных пенсионных коэффициентов умножается на их актуальную стоимость (в 2020 году она будет 93 рубля), и к полученной сумме прибавляется актуальный размер фиксированной выплаты (в 2020-м она будет 5 686,25 рубля», – заявил чиновник в интервью «Российской Газете».

Например, гражданину назначили пенсию в 2015 году, и он продолжал работать до 15 ноября 2019-го. Соответственно, ему выплачивалась пенсия без индексации, которая при 120 индивидуальных пенсионных коэффициентах составляла 12 958,79 рубля (71,41 руб. х 120 + 4 383,59 руб.). С 1 января 2020 года ему будет выплачиваться пенсия в сумме 16 846,25 рубля (93 руб. х 120 + 5 686,25 руб.).

По словам Антона Дроздова, если спустя какое-то время пенсионер захочет продолжить трудовую деятельность, проведенную индексацию ему уже не отменят. Именно так мы и поступили с моим сотрудником, он написал заявление о увольнении в декабре 2019 года, и в январе 2020 года получит полный перерасчет своей пенсии. На работу он выйдет в феврале 2020 года.

Единственным минусом в данной ситуации является задержка платежей. Дело в том, что Пенсионному фонду нужно еще «распознать» неработающего пенсионера. Как правило, на это уходит время, работодатель подает документы в ПФР уже в следующем месяце после увольнения работника, потом ведомство в течение месяца выносит решение о возобновлении индексации.

«Например, если пенсионер увольняется 31 декабря 2019 года. В январском отчете его уже не укажут в числе работающих – значит, в феврале ПФР вынесет решение о восстановлении индексации. Ну а выплату недополученной индексации с 1 января 2020 года перечислят только в марте 2020 года. Но еще раз повторю: за весь 2020 год пенсионер получает индексацию в полном объеме, хоть и с отсрочкой выплаты», – поясняет специалист юридической консультации.

Таким образом, никаких предпосылок к тому, чтобы работающего пенсионера лишили пенсии, если не уволится до конца года, не имеется. Но увольнение до наступления нового года было выгоднее: так не теряется ни дня при получении новой индексации.

Кроме того, если пенсионер увольняется с работы, ему полагаются все выпавшие за это время индексации, и его пенсия сразу станет больше.

Часть пенсионеров действительно специально оставляют место работы ради увеличения выплаты, но число таких граждан невелико, добавил Дроздов.

В ПФР разъяснили, нужно ли пенсионерам уволиться до конца 2019 года

Этот вопрос на самом деле волнует очень многих граждан. Вопрос только в том, что работающий пенсионер в 2020 году будет получать пенсию без уровня индексации.

Но увольняться для сохранения права на получение пенсии точно не нужно, уточнили в ПФР.

При этом пожилой гражданин вправе сам оставить место работы, если он того захочет. И в таком случае его ждет приятный сюрприз. «В случае прекращения работы пенсионер получает все прошедшие за время трудоустройства индексации», – отметили в ПФР.

Напомню, что по действующему законодательству после завершения трудовой деятельности страховая пенсия пересматривается и выплачивается человеку с учетом всех пропущенных индексаций. Перерасчет осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения пенсионером трудовой деятельности.

Пенсию с учетом индексации человек начнет получать через три месяца после увольнения с работы, но с доплатой за эти три месяца. Это связано со сроками, в течение которых ПФР получает от работодателей сведения, необходимые для перерасчета.

Например, если пенсионер прекратил работу в декабре 2019 года, то с 1 января 2020 года размер пенсии будет пересмотрен с учетом всех пропущенных индексаций за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы, а также с учетом индексации с 1 января 2020 года. Таким образом, новый размер пенсии гражданин получит в марте.

Обязательно напишите в комментариях своё мнение об этом, подписывайтесь на канал.

В случае прекращения трудовых отношений с работающими пенсионерами нужно оповещать об этом отделение ПФР. С этой целью оформляется и подается пакет документов. Часто возникают споры касательно того, как и кем должно проводиться уведомление ПФР об увольнении работающего пенсионера, руководством компании либо бывшим сотрудником. Чтобы в этом разобраться, следует знать положения законодательства о пенсионном обеспечении.

  • 1 Нужно ли работодателю уведомлять ПФР об увольнении?
  • 2 Нужно ли уволившемуся пенсионеру идти в ПФР?
  • 3 Какие документы нужно подать в Пенсионный фонд?
  • 4 Как правильно написать заявление?
  • 5 Перерасчет пенсии после увольнения
    • 5.1 Пример перерасчета

Нужно ли работодателю уведомлять ПФР об увольнении?


Увольнение некоторых категорий сотрудников имеет определенные особенности. А так как правительство страны регулярно вносит коррективы в законодательство касательно пенсионного обеспечения, необходимо быть в курсе всех изменениях, чтобы не допустить нарушения трудовых прав сотрудника.

Важно знать, когда работающий пенсионер уволился с работы, надо ли сообщать в Пенсионный фонд об этом событии руководящему составу предприятия, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности.

Еще несколько лет назад пенсионеров обязывали лично обращаться в ПФР после увольнения с целью подтверждения статуса безработного и проведения перерасчета выплат по этой причине. Но с апреля 2016 года в законодательство России были внесены некоторые коррективы касательно этого вопроса.

Обязанность оповещения Пенсионного фонда (ПФР) была возложена на работодателя. Ежемесячно руководство предприятия предоставляет данной организации отчетную форму СЗВ-М, в которой указана вся необходимая информация о каждом застрахованном сотруднике.


Дополнительно директору компании нужно подавать определенный пакет документов на пенсионера в ПФР в случае прекращения трудовых отношений с ним.

Эта обязанность сохраняется, даже если бывший сотрудник собирается лично оповещать данную организацию об изменении своего статуса.

Нужно ли уволившемуся пенсионеру идти в ПФР?

Многие пенсионеры после увольнения не знают, нужно ли им идти в Пенсионный Фонд для сообщения о том, что они обрели статус безработного. Поскольку эту информацию передает бывший работодатель, то лично посещать ПФР гражданину нет необходимости.


Но бывают ситуации, когда переданные в Пенсионный фонд сведения теряются среди других бумаг либо руководство предприятия забывает предоставить данной организации требуемую информацию.

Поэтому многие пенсионеры в качестве перестраховки все же идут в ПФР и сообщают о своем новом статусе. Сотрудники данного Фонда обязаны принять гражданина, проконсультировать его и помочь составить заявление.

В обязательном порядке пенсионеру лично нужно уведомлять ПФР об увольнении в случае получения федеральной социальной доплаты. Такая надбавка положена лишь тем гражданам, сумма выплат которых меньше прожиточного минимума. Благодаря федеральной социальной доплате пенсионер каждый месяц получает пенсию в размере, не ниже МРОТ. Прожиточный минимум устанавливается на региональном уровне, поэтому может варьироваться в широких пределах в зависимости от региона.

Уведомлять гражданам Пенсионный фонд о своем увольнении необходимо для изменения типа выплат. Также рекомендуется лично обратиться в ПФР с заявлением о перерасчете пенсии в том случае, если спустя несколько месяцев после увольнения не был произведен пересмотр денежной суммы.

Какие документы нужно подать в Пенсионный фонд?

Ежемесячно работодатель обязан подавать в Пенсионный фонд форму СЗВ-М, утвержденную Постановлением ПФР №83п, 1 февраля 2016 года. В нее вносится информация обо всех сотрудниках, в том числе и об уволенных в отчетном периоде.

СЗВ-М содержит сведения застрахованных подчиненных их ФИО, ИНН, СНИЛС. По приведенным в отчетах сведениям, Пенсионный фонд видит, с какими сотрудниками директор компании прекратил трудовые отношения, а какие пенсионеры продолжают работать на благо страны.

При увольнении подчиненного, работодатель обязан предоставить в ПФР пакет документов, в него входят такие бумаги:


  • копия паспорта пенсионера;
  • выписка из книжки работника об увольнении или копия приказа о прекращении трудовых отношений;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • уведомление от сотрудника о прекращении трудовой деятельности (оформляется в виде заявления).

Можно направить их в электронном виде либо заказать доставку почтой России, курьером. Допустимо подавать пакет документов через Многофункциональный центр.


+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Как правильно написать заявление?

Для информирования ПФР о прекращении трудовой деятельности, пенсионеру нужно подготовить заявление-уведомление. Жестких требований к его составлению нет. Но существует типовой бланк, который можно использовать при составлении заявки. Он закреплен во втором приложении к Административному регламенту предоставления ПФР госуслуги по установлению страховых пенсий, утвержденному Постановлением правления ПФР №16п от 23 января 2019 года.

Заполняется форма в таком порядке:

  1. в верхней строке указывается название территориального органа ПФР по месту регистрации;
  2. в первой части приводятся персональные сведения о пенсионере: его фамилия, имя и отчество, принадлежность к гражданству, пол, номер страхового лицевого счета, телефон для контакта, паспортные данные. Также отмечается наименование отделения ПФР, которое начисляет пенсионные выплаты;
  3. второй раздел заполняется в том случае, если заявление подает законный представитель гражданина. Тут вносится информация о поверенном лице. Отдельно прописываются реквизиты доверенности;
  4. в третьей части приводятся основания для произведения перерасчета пенсии, указывается тип выплат;
  5. в четвертом пункте заявления делается отметка о том, что гражданин не работает. Также указывается наличие нетрудоспособных членов семьи;
  6. в пятом разделе приводится информация о том, когда и о каких изменениях пенсионер обязан оповещать ПФР;
  7. в шестом пункте приведена таблица из двух столбцов. В ней перечисляются документы, прилагаемые к уведомлению-заявлению. В первой графе ставится порядковый номер, а во второй – наименование бумаги;
  8. в седьмой части указывается адрес электронной почты для отправки уведомления ПФР о принятом решении. Данный пункт заполнять необязательно;
  9. в восьмом разделе гражданину нужно подтвердить достоверность предоставленной информации, поставить дату составления заявления и личную подпись с расшифровкой.

Также не запрещено оформлять документ в произвольном виде. При этом нужно придерживаться стандартной структуры и правил написания заявления. Необходимо указать личные данные, причины для пересмотра пенсии, перечень дополнительных прилагаемых бумаг. Обязательно ставится дата прекращения трудовой деятельности. Также перечисляются все прилагаемые к заявлению-уведомлению документы.

Перерасчет пенсии после увольнения


В 2016 году были внесены определенные коррективы в особенности начисления пенсии. В большей степени они коснулись правил индексации выплат страховой части. С 2016 года на ежегодную надбавку к пенсии имеют право лишь неработающие граждане.

Подобные изменения объясняются тем, что трудоустроенные лица меньше подвержены инфляционным рискам, чем безработные. Индексация пенсий направлена на предотвращение обесценивания выплат. Поэтому осуществляется она в соответствии с текущим уровнем инфляции.

Благодаря отмене надбавок к пенсии трудоустроенным пенсионерам, правительству страны удалось сократить бюджетные расходы практически на 450 миллиардов рублей. Это достаточно большая сумма. Такая существенная экономия обусловлена тем, что многие граждане, достигнув пенсионного возраста, продолжают трудовую деятельность. Сегодня насчитывается более 14 000 000 работающих пенсионеров.

Помимо страховых выплат они получают заработную плату, поэтому в надбавках не нуждаются. После увольнения, пенсионеру должны быть увеличены выплаты с учетом проведенной ранее индексации. Для получения компенсации и надбавки необходимо подать соответствующий запрос в ПФР. С первого числа месяца, следующего за тем, когда было принято заявление, будет произведен перерасчет размера фиксированной пенсии.


Этот период дается сотрудникам Пенсионного фонда на обработку полученной информации и пересмотра выплат.

Надо учитывать, что размер надбавки зависит от целого ряда факторов, к ним следует отнести такие:

  • сумма отчислений;
  • величина индивидуального пенсионного коэффициента, который закрепляет пенсионные права гражданина;
  • процент прибавки за прошедшие годы;
  • продолжительность трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пример перерасчета

Гражданин Сидоров Петр Петрович по достижению в октябре 2018 года пенсионного возраста, решил продолжить трудовую деятельность на предприятии «Сапфир» на должности охранника. По итогу на январь 2019 года сумма ежемесячных пенсионных выплат для Сидорова П.П. составила 12000 рублей.

Об этом работодатель оповестил Пенсионный фонд Российской Федерации в установленный срок путем подачи необходимого пакета документов. Принимая во внимание индексацию 2019 года (7,05%), размер выплаты Сидорову П.П. увеличится на 846 рублей (12000х7,05%).

Таким образом, гражданину после увольнения будет положена более высокая пенсия в размере 12846 рублей (12000+846). Эту сумму Сидоров Петр Петрович начнет получать ежемесячно не раньше, чем с 1 декабря 2019 года до момента проведения очередной индексации.

Таким образом, уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации об увольнении пенсионера является обязанностью работодателя. Руководство подготавливает необходимые отчеты, формирует пакет документов на бывшего сотрудника и подает их в отделение ПФР. После пересмотра полученной информации данной организацией, пенсию гражданину должны повысить с учетом индексации.

Но часто граждане жалуются на то, что спустя 3, 4, 5 месяцев после прекращения трудовой деятельности выплаты остаются на прежнем уровне. Это может быть связано с халатностью работодателя, не передавшего необходимые сведения в ПФР. Также бывают ситуации потери документов сотрудниками Пенсионного фонда.

Не зависимо от причины, пенсионеру следует лично обратиться в ПФР с пакетом бумаг, подать заявление на перерасчет выплат повторно. Запрос может быть оформлен в произвольном виде либо на типовом бланке, который доступен для скачивания на официальном сайте ПФР.


В нынешних условиях, когда увольнения стали намного более частыми, чем прием на работу, многих пенсионеров интересует, на какие льготы они имеют право при увольнении и как их получить.

Давайте посмотрим, на что может рассчитывать человек, который перестал быть «рабочим» и остался «нерабочим пенсионером».

Во-первых, работодатель должен ему

В день увольнения с работником необходимо произвести полный расчет. В дополнение к зарплате он также имеет право на денежную компенсацию за отпуск, если он не успел его использовать.

Это относится как к ежегодному отпуску, так и к дополнительному отпуску (когда работник имеет такое право). Если работник проработал в организации не меньше 6 месяцев, то согласно закону он может взять отпуск.

После увольнения определяется, сколько дней отпуска осталось неиспользованным, а компенсация выплачивается исходя из среднего заработка за каждый рабочий день.

Это при условии, что он проработал не менее 11 месяцев. Если меньше - компенсация уменьшается пропорционально отработанному времени.

Но право на полное возмещение отпуска возникает уже при стаже работы в 5,5 месяцев, если человек уволен по объективным причинам (сокращение штата, ликвидация организации, состояние здоровья и т. д.).

Но когда гражданин полностью отгулял в отпуск за год и увольняется, не проработав целый год, работодатель может вычесть у него за счет переплачиваемого отпуска.

Но учтите, что вычет допускается не более 20%, а остальную часть долга работник может погасить только добровольно.

Более того, в случае увольнения в связи с ликвидацией организации или сокращения штата, вычеты из заработной платы строго запрещены (Верховный Суд Российской Федерации, дело № 59-KG17-19).

Если пенсионер уволен, ему дополнительно назначается выходное пособие - среднемесячная заработная плата. На второй месяц после увольнения он может получить еще одну среднюю зарплату от работодателя, если он не получит работу за это время.

Во-вторых, какие выплаты обязано сделать ПФР

Получателю страховой пенсии, восстанавливают его индексацию - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

Нет необходимости срочно бежать в Пенсионный фонд и подавать заявление о том, что вы теперь неработающий пенсионер. Индексация начисляется без декларативного характера:

-Работодатель подаст еще один отчет в ПФР, где пенсионер больше не числится среди работников.

На основании этих данных ПФР примет решение возобновить индексацию и перенести доплату. Деньги поступают через 3 месяца после увольнения.

Также уволенный пенсионер имеет право на те пособия, которые налагаются только на безработных.

Если его пенсия ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в регионе его проживания, он может подать заявку на социальную надбавку.

Вам необходимо обратиться в ПФР, если прожиточный минимум в регионе ниже 9,311 рубля, или в отдел социальной защиты населения - если он превышает указанную сумму. Доплата назначается с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи заявления.

Если у вас 30-летний опыт работы в сельском хозяйстве, уволенный пенсионер может подать заявление в ПФР на дополнительную пенсию, если он живет в сельской местности. В этом году размер ежемесячного пособия составляет 1421 рубль 56 копеек.

Кроме того, став безработным, пенсионер может обратиться в Департамент социальной защиты за пособиями. Это компенсация взносов на капитальный ремонт жилья, если он является собственником и достиг 70-летнего возраста.

Это могут быть пособия, предоставляемые ветерану труда (во многих регионах они предоставляются только безработным или пенсионерам с низким доходом).

В регионах также могут быть предусмотрены дополнительные выплаты безработным пенсионерам. Например, в Московской области сейчас платят дополнительно 1000 рублей в месяц безработным, одиноким пенсионерам старше 65 лет.

Вы должны узнать о региональных выплатах и ​​пособиях для безработных пенсионеров в местном отделении социального обеспечения.

(Фатеев К. В., Харитонов С. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 9)

О ПРОБЛЕМАХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН,

УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

К. В. ФАТЕЕВ, С. С. ХАРИТОНОВ

Фатеев К. В., доктор юридических наук, профессор.

Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.

Одной из важнейших форм социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения.

Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

Сложившуюся систему социального обеспечения следует понимать как форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) граждан, проходивших военную службу.

Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предоставляет обязанность государства в силу ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 7, 37 (ч. ч. 1 — 3), 39 (ч. ч. 1 и 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (пп. «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.

Наиболее распространенным и социально значимым видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей, является пенсионное обеспечение.

Вместе с тем необходимо отметить ряд проблем пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в их разрешении, в том числе путем совершенствования правового регулирования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» к основным принципами построения и функционирования системы государственной службы относится принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

Вместе с тем единство подходов к организации государственной службы не соотносится с единством подходов к организации пенсионного обеспечения на государственной гражданской службе и военной (правоохранительной) службах.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона.

Размеры пенсий за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Указанным Законом предусмотрено, что пенсия за выслугу лет выплачивается гражданам, уволенным с военной службы при наличии выслуги 20 лет и более в размере 50 процентов оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, например, при наличии равной выслуги 20 лет у федерального государственного гражданского служащего и у военнослужащего пенсия первому будет выплачиваться в размере 60 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, а пенсия второму будет выплачиваться в размере 50 процентов оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.

Согласно правовому смыслу понятия «пенсия за выслугу лет» указанный вид пенсии в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе когда гражданин уже не отвечает повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим военную службу.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой. Они носят характер трудовых пенсий, и им не может придаваться несвойственное их социально-правовой природе значение — быть какой-либо выплатой.

В связи с приданием Вооруженным Силам Российской Федерации нового облика в настоящее время производится значительное сокращение численности военнослужащих. Увольняемые с военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе с должностей солдат (сержантов), прежде всего это касается военнослужащих женского пола, имеют право на пенсию за выслугу лет, которая ниже прожиточного минимума. Оклад по первичной воинской должности — 2085 рублей, оклад по воинскому званию рядовой — 1537 рублей, процентная надбавка за выслугу 20 лет — 50 процентов от окладов по воинскому званию и воинской должности. Итого — 5433 рубля. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 1 квартале 2010 г. составляет 5956 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 529). Даже надбавка к пенсии в 240 рублей, которая выплачивалась военным пенсионерам по состоянию на август 2010 года, не изменяла размера пенсии ниже величины прожиточного минимума.

По смыслу положений статей 1 и 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации, а также включает обязательные платежи и сборы.

Из названных законоположений, являющихся нормативно-правовой конкретизацией воплощенных в статьях 1, 2, 7, 17 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1) и 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации социальных ценностей, следует, что в системе действующего правового регулирования категория прожиточного минимума избрана федеральным законодателем в качестве критерия для определения меры социального вспомоществования нуждающимся, обеспечения им достойной жизни и свободного развития. Это означает, что в названном качестве показатели прожиточного минимума, обусловливая объем экономических обязательств государства перед гражданином при установлении государственных пенсий и социальных пособий, должны рассматриваться как элемент нормативного содержания конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, основу которого составляет пенсионное обеспечение; во всяком случае, они выступают ориентиром пенсионной политики при недостаточности на данный момент финансовых гарантий пенсионного обеспечения.

Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Страховые взносы при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер будущей трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями.

В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (ст. 2, подп. 2 п. 1 ст. 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1 ст. 8).

На 1 января 2009 г. во всех субъектах Российской Федерации проживало 2229538 граждан, ранее проходивших военную службу по контракту, из которых всего 1119943 человека (50,2%) уволены с правом на пенсию за выслугу лет или на пенсию по инвалидности, а 1109595 человек уволены с военной службы по контракту без права на указанные пенсии.

Учитывая, что в период военной службы не осуществляется пенсионное страхование военнослужащих и у них не формируется страховое обеспечение будущей трудовой пенсии, категория граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию, ставится в неравное положение с остальными гражданами, исполнявшими трудовые обязанности, на индивидуальном лицевом счете которых производились накопления страховых взносов.

Речь идет о гражданах, уволенных с военной службы, которым была назначена пенсия за выслугу лет и которые после увольнения с военной службы были лишены воинского звания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Наказание в виде лишения воинского, почетного или специального звания либо классного чина закреплено нормами Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации. Суд при его назначении применяет непосредственно статьи 44, 45 и 48 УК РФ, в соответствии с которыми это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление. Согласно части второй статьи 71 УК РФ и ч. 3 ст. 16 УИК РФ данное наказание исполняется самостоятельно судом, вынесшим приговор, а требования приговора — должностным лицом, присвоившим звание.

Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского (специального, почетного) звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации, недопустимо.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, — право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан трудовой пенсии в период нахождения их в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии на период отбывания этого наказания, а равно прекращение начисления или выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированного ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку же закреплявшие их положения пенсионных законов этим требованиям не отвечали, они были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В силу приведенных правовых позиций с учетом Определения Конституционного Суда от 12 апреля 2005 г. N 184-О не может расцениваться как соответствующее ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы.

Таким образом, ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

То обстоятельство, что эта норма истолковывается как предусматривающая прекращение выплаты ранее назначенных пенсий за выслугу лет гражданам, лишенным приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, свидетельствует лишь о ее неправильном применении.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время лишение воинского звания как дополнительный вид уголовного наказания рассматривается как мера морального воздействия, которая не влечет последствий прекращения гражданам, уволенным с военной службы, выплаты назначенной пенсии за выслугу лет. Военнослужащий, имеющий право на пенсию за выслугу лет и лишенный воинского звания, пенсию за выслугу лет получать не будет, поскольку она ему не была назначена.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ), Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон РФ №4468-1) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 11 Закона РФ N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 6 приказа МВД России от 27.05.2005 N 418 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что пенсии пенсионерам назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

Лица, уволенные со службы, приобретают право на пенсии: за выслугу лет и по инвалидности.

Каждый из этих видов пенсии отличается субъектным составом, порядком исчисления размера пенсии и т.д., в связи с чем, пенсионерам МВД при наличии права одновременно на несколько видов пенсии, пенсия назначается по их выбору.

При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости пенсионеры МВД имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ №4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Факт трудоустройства на выплату пенсии по линии МВД не влияет, однако при поступлении на военную службу, службу в ОВД, ГПС, органы по контролю за оборотом наркотических средств, учреждения уголовно – исполнительной системы, выплата пенсии на время службы приостанавливается.

Лицам, уволенным со службы, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам назначаются независимо от продолжительности службы.

Право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники:

а) имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) при выслуге 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия); за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) если общий трудовой стаж составляет 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее –постановление № 941)

В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в ОВД, ГПС; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе ГПС МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, ГПС МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими ГПС; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Там же предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (в соответствии с Абзацем4 пункта 2 постановления № 941 время учебы засчитывается при исчислении стажа службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года).

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перечни местностей, приведены в приложениях к постановлению N 941.

Пенсионерам, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районных коэффициентов, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначаемые пенсии, исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

В случае, если при увольнении со службы в ОВД пенсия по линии МВД не назначается, ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Читайте также: