Пенсионное обеспечение и социально экон

Краткое содержание:

О своей пенсии беспокоится каждый россиянин. Какая индексация пенсий будет у всех категорий пенсионеров с 2021 года, а кто ее вообще не получит - в материале "Курьер. Среда. Бердск".

Что такое индексация

«Индексация» касается социальных пенсий. Для страховых пенсий есть другое понятие - «корректировка». Или ежегодная корректировка пенсий, исходя из роста потребительских цен за прошлый год. При этом пенсию корректируют в сторону увеличения ежегодно с 1 января каждого года, но один раз в году.

Как вырастет пенсия?

У каждого пенсионера есть индивидуальный пенсионный коэффициент. Происходит увеличение на стоимость этого пенсионного коэффициента. У всех страховая пенсия определяется из количества пенсионных коэффициентов и умножается на стоимость одного коэффициента и к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которая тоже корректируется ежегодно.

Сколько стоит пенсионный коэффициент по годам

  • 2020 год — 93 рубля.
  • 2021 год — 98, 86 рублей.
  • 2022 год — 104, 69 рублей
  • 2023 год — 110, 55 рублей
  • 2024 год — 116, 63 рублей.

Размер фиксированной выплаты

  • 2020 год — 5 686,25 рублей.
  • 2021 год — 6 044, 48 рулей.
  • 2022 год - 6 401, 1 рублей.
  • 2023 год — 6 759, 56 рулей.
  • 2024 год — 7 131, 34 рублей.

Средний размер пенсии по годам

Средний размер пенсии по России в 2021 году составит 16 209,32 рублей, в 2022 году - 16 982,16 рублей, в 2023 году - 17 736,22 рублей.

Размер пенсии неработающих пенсионеров

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году может составить 17 443,40 рублей, в 2022 году - 18 368,54 рублей, в 2023 году - 19 294,07 рублей.

Размер социальной пенсии

Средний размер социальной пенсии в 2021 году составит 10 058,39 рублей, в 2022 году - 10 768,0 рублей, в 2023 году - 11 057,02 рублей.

Размер накопительной пенсии

Средний размер накопительной пенсии в 2021 году поднимется до 1 018 рублей, в 2022 году - 1 932 рублей, в 2023 году - 2 012 рублей в месяц, а срочной пенсионной выплаты в 2021 году - до 2 101 рубля, в 2022 году - 2 306 рублей, в 2023 году - 2 510 рублей.

Индексация страховых пенсий

Планируется, что с 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составит 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсии вырастут на 5,9 %, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6 %, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.

Индексация социальных пенсий

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6 %. В 2022 году социальные пенсии проиндексируют на 8,5%, 2023 году — на 0,9%. Все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2021 году составит почти 17 4000 рублей и в 2022 году — около 18 300 рублей.

Размер индексации пенсии в рублях

Средний размер индексации пенсий в 2021 году составит 1 000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16 000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет зависеть от индексации страховой части пенсии.


Индексация пенсий работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек.

Кто еще не получит индексацию пенсии

Индексация в январе 2021 года обойдет стороной тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой. Им индексация проводится 1 апреля на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Сейчас он составляет 2,6%.

Индексация пенсии инвалидов и ветеранов боевых действий

Январская индексация также не коснется инвалидов всех категорий и ветеранов боевых действий. Им повысят пенсию с 1 февраля, а надбавка будет зависеть от индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8%. Размер пенсии у них такой же, а вот надбавки за январь им пересчитают и начнут выплачивать повышенные суммы с 1 февраля 2021 года.

Индексация пенсий военных

Президент Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. В очередной раз наложен мораторий и на индексацию денежного обеспечения - пенсии. На пенсионеров из каких служб распространяется закон:

· объединенных ВС СНГ;

· внутренних и железнодорожных войсках;

· войсках гражданской обороны;

· военизированных подразделениях СК РФ;

· иных воинских формированиях, подразделениях.

Новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект.

Прожиточный минимум пенсионера по годам

Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2021 год в размере 10 022 рублей, на 2022 год - 10 115 рублей и на 2023 год - 10 818 рублей.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео

В современном экономическом словаре пенсия (от лат. pensio – платеж) – это денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях. В современном английском словаре по экономике пенсия (pension) – это платеж частным лицам, оставившим оплачиваемую работу или достигшим установленного государством пенсионного возраста, в форме регулярных еженедельных или ежемесячных выплат или в виде единовременной крупной суммы.

В этих определениях пенсии явно выражен её социальный аспект, состоящий в том, что пенсия – это платеж лицам, оставившим трудовую деятельность, получаемый ими в качестве денежного обеспечения их дальнейшего существования.

Однако экономическая сущность пенсии носит двойственный характер:

· с одной стороны, она направлена на уменьшение бедности и предотвращение нищеты, т.е. обеспечение минимально гарантированного уровня дохода;

· с другой стороны, она призвана компенсировать утраченный заработок и обеспечить адекватный индивидуальный коэффициент замещения.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий. Государственный пенсионный фонд формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, из которых и выплачиваются пенсии гражданам, а негосударственные пенсионные фонды аккумулируют денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных или разовых пенсий.

Средства социального страхования образуются из страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах к фонду заработной платы. Эти средства являются затратами предприятия, которые входят в себестоимость продукции, т.е. черпаются из себестоимости продукции предприятий. Величина этих затрат определяется установленным тарифом в процентах к заработной плате, она входит в суммарную денежную выручку предприятия от реализации его продукции.

Отчисления предприятия в фонд социального страхования с экономической точки зрения являются частью его издержек производства, но издержек особого рода. Эти

издержки имеют сходство с налоговыми отчислениями в том экономическом значении, что они экономически обособляются от оборота фондов (капитала) предприятия, выпадая из сферы компенсации его затрат. Это служит основанием известного и широко распространенного мнения, что источником пенсионных денежных выплат являются средства предприятий (работодателей).

Сходство страховых отчислений как источника денежных выплат пенсий с налоговыми отчислениями предприятия состоит лишь в том, что оба вида этих отчислений экономически обособляются и выпадают из дальнейшего оборота средств предприятия.

Пенсии уплачиваются из средств социального страхования, отчисляемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах не из фонда заработной платы рабочих и служащих, являющейся частью оборотных средств предприятия, а сами отчисления этих средств входят в издержки производства.

Предприятие делает пенсионные отчисления за счет части доходов своих работников, экономически обособляя эту часть от кругооборота и оборота всех своих средств, направляя её в пенсионный фонд, утрачивая собственность на нее и право дальнейшего распоряжения ею. Из этого вытекает первый уровень определения экономической сущности пенсии как экономической категории, а именно: пенсия является экономически обособившейся частью доходов работников, выполняющей экономическую функцию их жизнеобеспечения вне сферы трудовой деятельности, право получения которой работники получают по достижении установленного законом пенсионного возраста. В текущей же части выплачиваемой работнику заработной платы эта отчисляемая работодателем в пенсионный фонд часть доходов работника отсутствует.

Государственные пенсии выплачиваются государством при условии, что наемный работник вносил в течение своей трудовой жизни государственные страховые взносы, Выполнение этого условия даёт ему право на денежную сумму, обеспечивающую некоторый минимальный уровень жизни.

В современных условиях работник не получает «на руки» в качестве «располагаемого дохода» весь созданный им необходимый продукт (доход); он делится на две части. Одна часть начисляется, и он получает её в форме заработной платы на

руки за вычетом налогов, располагая ею по своему усмотрению. Другая часть отчисляется предприятием по линии государственного социального страхования в пенсионный и другие внебюджетные фонды, таким образом, принимает социально-экономическую форму пенсии. Соответственно, весь так называемый «рабочий фонд» (необходимый продукт) трудящихся предприятия расчленяется на составные части: фонд заработной платы, пенсионный фонд и другие фонды социального страхования.

Размер тарифа пенсионных и других отчислений от фонда заработной платы в пенсионный и другие фонды социального страхования представляет собой особую самостоятельную экономическую составляющую пенсии, поскольку этим тарифом оказывается двухстороннее экономическое воздействие:

· во-первых, на размеры той части себестоимости продукции предприятия, которая выпадает из его экономического оборота и не подлежит компенсации из его валового дохода. Она подлежит компенсации, за счет последующего воспроизводства стоимости необходимого продукта производительным трудом продуктивной занятости персонала предприятия, которая в зависимости от рыночной конъюнктуры может количественно-качественно изменяться и, тем самым, влиять на размеры компенсации;

· во-вторых, на размеры поступлений отчисляемых средств в пенсионный фонд, и, тем самым, на экономическое положение пенсионеров. От размеров тарифа прямо зависят, в конечном счете, размеры пенсионных выплат пенсионерам из пенсионного фонда.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Социальная и экономическая сущность пенсий

Жизнедеятельность в пожилом возрасте сопряжена со многими серьезными проблемами в отношении источников доходов и их надежности. До появления пенсионных систем основными источниками обеспечения дохода в старости являлись внутрисемейные формы социальной поддержки нетрудоспособных членов семьи, общинная взаимопомощь, а для ремесленников — корпоративные структуры (цеха, гильдии, товарищества, братства), благотворительная деятельность религиозных организаций. Однако эти формы материальной поддержки пожилых людей не могли обеспечить их надежными источниками доходов, поскольку были недостаточны по размеру и зачастую носили нерегулярный характер. В большинстве случаев, старея, люди сталкивались с бедностью. При этом возникала зависимость от детей, которая зачастую становилась тяжелым бременем, особенно если сами дети вынуждены были в поисках работы мигрировать в другие местности.

Такова была и остается сейчас незавидная участь пожилых людей в аграрных обществах. Еще сто лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности. Большинство вынуждено было работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных. Инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости. Создание пенсионных программ стало ответом на наиболее массовые и тяжелые по своим финансовым последствиям социальные риски -старости, инвалидности и смерти кормильца.

Процесс формирования национальных пенсионных систем в конце XIX — в начале XX в. в большинстве промышленно развитых стран знаменовал важный этап в истории человечества. С этого времени старость перестала быть синонимом бедности. Более того, во многих странах граждане после прекращения работы могут рассчитывать на пенсию, позволяющую им вести достойную по уровню материального достатка жизнь. Для них риск материальной необеспеченности существенно ниже, чем для многих молодых работающих, имеющих детей.

Под пенсионной системой подразумевается совокупность правовых, финансовых, организационных отношений, а также специализированных организационных структур, целью которых является материальное обеспечение граждан в случае достижения определенного возраста, инвалидности, потери кормильца (то есть собственно пенсия).

Сам термин "пенсия" происходит от латинского слова pension — платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан при утрате трудоспособности, а значит, и источника дохода в виде заработной платы, в случаях старости, инвалидности или потери кормильца.

Следует отметить два основных подхода, которые лежали в основе формирования национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему (борьба с бедностью), второй — рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным его уровнем.

В процессе развития пенсионного обеспечения произошла конвергенция обеих целей: универсальные системы стали дополняться страховыми, а страховые включать в себя положения о минимальных гарантиях. Двойственная экономическая природа и двойственная функция пенсий стали не просто общепризнанным фактом, а нашли свое отражение практически во всех развитых пенсионных системах.

Двойственный характер пенсий означает, что:

  • — с одной стороны, она обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода;
  • — с другой стороны, замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.

Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.

По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения (1964 г., пересмотрен в 1990 г.), и в Европейской социальной хартии.

Статья 23 Европейской социальной хартии "Право лиц пожилого возраста на социальную защиту" требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, "позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни". Для этого уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.

Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую рядом факторов: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Поэтому при разработке финансового механизма пенсионного страхования применяют систему расчетов, содержание которых состоит в обеспечении достаточности денежных средств в момент возникновения обязательств перед группами застрахованных, выходящими на пенсию на весь предстоящий период выплат.

Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с рядом трудно предсказуемых ситуаций: значительную длительность периодов уплаты страховых взносов (30—50 лет) и получения пенсий (20—30 лет), в течение которых происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношения удельных весов пенсионеров и работающих.

Для измерения влияния условий и норм предоставления выплат, характеристик охваченного населения, демографической и экономической ситуации на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше попять их финансовые механизмы и оценить будущие расходы и доходы системы. Среди них выделяют пять основных показателей: коэффициент охвата, коэффициент нагрузки, абсолютный размер пенсии и ее покупательную способность, коэффициент замещения, пенсионная модель.

Коэффициент охвата является показателем как доли застрахованного населения, так и уровня страхуемых заработков. Он измеряет долю заработков, которые охвачены системой социальной защиты, является ключевым показателем для измерения эффективного уровня защиты, предоставляемой пенсионными системами.

Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права па выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.

Абсолютный размер пенсии — это величина пенсии, характеризующая уровень пенсии, которая обычно сопоставляется с прожиточным минимумом пенсионера и характеризует его материальное положение. Данный показатель, который еще определяют как "потребительскую способность пенсии", обычно служит для оценки нуждаемости пенсионера, определения масштабов бедности и необходимых ресурсов для оказания помощи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости.

Анализ различных пенсионных систем позволяет сгруппировать их элементы и характеристики по важнейшим признакам (табл. 13.1).

Таблица 13.1. Примерный перечень основополагающих критериев-характеристик пенсионной системы

Сфера регулирования

Виды критериев-характеристик

Условия назначения и выплаты пенсий

Пенсионный возраст, в том числе мужчин и женщин. Страховой страж, в том числе мужчин и женщин. Порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам. Порядок предоставления досрочных профессиональных и государственных пенсий

Порядок исчисления размеров пенсий

Гарантированные нормы пенсионного обеспечения, в том числе размер социальных и страховых пенсий. Соотношение средней страховой пенсии и средней заработной платы. Шкала дифференциации коэффициентов замещения. Порядок осовременивания заработков. Верхний предел заработной платы, принимаемый за ограничительный при начислении пенсии и взимании страховых взносов

Обязательства основных социальных субъектов (работодателей, работников, государства) по финансовому обеспечению каждого вида пенсионной системы. Размер затрат на социальные пенсии. Размер затрат па социальное выравнивание в страховых системах. Структура финансового обеспечения по распределительному, накопительному и смешанному виду. Доля расходов на пенсионную систему к ВВП в средне- и долгосрочной перспективе

Условия и стоимость создания новой пенсионной системы

Этапы построения новой пенсионной системы в увязке с прогнозами экономического и демографического развития — коэффициентом пенсионной поддержки (нагрузки) (число плательщиков взносов к числу пенсионеров). Этапы создания финансовых (в том числе страховых) институтов, включая перестраховочные резервы

Структура органов управления (роль представителей социальных субъектов). Структура исполнительных органов. Структура и полномочия контролирующих органов

Уровень пенсионной защиты населения зависит в большой степени от двух факторов: "зрелости" системы социальной защиты и уровня экономического развития страны. Оба эти фактора и, соответственно, уровень пенсионной защиты в значительной степени обусловлены историческими, культурными, экономическими и социальными условиями.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социальной защиты населения.

Термин пенсия имеет свое происхождение от латинского слова pension- что означает платеж, регулярные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка или дохода, утраченного в установленных законом случаях. [1]

Пенсионное обеспечение по своей значимости занимает одно из приоритетных мест в социальной системе в целом. Деятельность государства по пенсионному обеспечению населения выделено в отельное направление. Для реализации политики государства в отношении пенсионного обеспечения населения в России был создан Пенсионный фонд, который наряду с Фондом социального страхования входит в структуру Министерства груда и социального развития государства.

Пенсионное обеспечение сегодня - это система институтов, деятельность которых направлена на формирование общественно необходимого уровня жизни лиц, неспособных к груду по тем или иным причинам, основными из которых являются - инвалидность, старость, потеря кормильца. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что пенсионные выплаты осуществляются в денежном эквиваленте, эти выплаты гарантированы законом и носят системный характер.

Пенсионное обеспечение посредством экономических организационных и правовых мер защищает население от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду причин (инвалидность, потеря кормильца, несчастный случай на производстве).

Пенсионное обеспечение имеет общий признак с другими видами социальной защиты населения, а именно - помощь со стороны государства тем членам общества, кто в силу различных причин не имеет возможности обеспечить себя средствами, достаточными для существования. Данная помощь выражается непосредственно в выплате денежных средств в размерах, установленных законодательно.

С позиции экономических отношений - пенсионное обеспечение - это обособленная часть национального дохода, которая направляется на обеспечение нетрудоспособной части населения.

Оно строится на тех же принципах, что и социальная защита населения в целом, однако имеет свои особенности. Можно выделить две наиболее значимые функции пенсионной системы:

Воспроизводственная - ее сущность заключается в том, чтобы перераспределять часть заработка работника в страховые резервы для использования их в случае наступления страхового события. Страховым событием здесь является достижение установленного законом возраста выхода на пенсию, несчастный случай, приведший к инвалидности или смерти кормильца.

Стимулирующая - связь между результатами трудовой деятельности и будущей пенсией. Данная функция стимулирует граждан на труд на протяжении определенного промежутка времени, что является необходимым условием для получения трудовой пенсии. Эта функция важна для государства и предприятий, так как благодаря этому стимулируется трудовая деятельность и экономическая активность населения.

В условиях перехода России к рыночной экономике советская система государственного пенсионного обеспечения в основном реформировалась в систему обязательного пенсионного страхования. Целью перехода было сформировать пенсионную систему, способную функционировать самостоятельно, без участия государства. Однако до сих пор государство частично финансирует бюджет ПФР.

В настоящее время в России существуют следующие виды пенсии и выплаты социального характера, осуществляемые за счет средств бюджета пенсионного фонда, назначаемые согласно действующего Российского законодательства:

  • 1.Трудовые пенсии:
    • • трудовая пенсия по достижению возраста выхода на пенсию;
    • • трудовая пенсия в результате наступления инвалидности;
    • • трудовая пенсия по причине потери кормильца;
    • • выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, при условии наличия накопительной части трудовой пенсии; однако условия выплаты предполагают, что смерть застрахованного наступила до момента назначения пенсии и получения хотя бы одной выплаты застрахованным лицом, в противном случае данные накопления не выплачиваются правопреемникам;
    • • выплата пенсионных накоплений гражданам, не имеющим право на трудовую пенсию по старости по причине отсутствия необходимого страхового стажа; выплата осуществляется одноразово;
    • • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. 1 Трудовые пенсии назначаются гражданам РФ, застрахованным в соответствие с ФЗ №167 от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», нетрудоспособным членам их семей по причине потери кормилица.
  • 2. Государственные пенсии:
    • • пенсии за выслугу лет;
    • • пенсии по старости;
    • • пенсии по инвалидности;
    • • пенсии по случаю потери кормилица;
    • • социальные пенсии. [2][3]

Пенсии за выслугу лет назначаются федеральным гражданским государственным служащим, военнослужащим, космонавтам, работникам летно-испытательного состава. Пенсия по старости назначается лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по инвалидности может быть назначена участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, космонавтам, военнослужащим, лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф. Социальная пенсия по старости, по инвалидности, по причине потери кормилица назначается нетрудоспособным гражданам. Государственные пенсии назначаются в соответствие с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.

Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:

  • • страховых взносов;
  • • средств федерального бюджета;
  • • пеней и других финансовых санкций;
  • • полученных доходов от инвестирования временно свободных денежных средств обязательного пенсионного страхования;
  • • добровольных взносов, полученных от физических лиц и/или организаций, в том случае если эти средства перечисляются не как от страхователей или застрахованных лиц;

и других источников, не запрещенных законами РФ. [4] Финансирование государственных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета и не зависит от страховых взносов.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России включает 2 вида социальной защиты: трудовые пенсии, построенные по принципу обязательного социального страхования; государственные пенсии, построенные по принципу государственного социального обеспечения.

Социальная политика

Учебник для бакалавров

Жизнедеятельность в пожилом возрасте сопряжена со многими серьезными проблемами в отношении источников доходов и их надежности. До появления пенсионных систем основными источниками обеспечения дохода в старости являлись внутрисемейные формы социальной поддержки нетрудоспособных членов семьи, общинная взаимопомощь, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии, товарищества, братства), благотворительная деятельность религиозных организаций. Однако эти формы материальной поддержки пожилых людей не могли обеспечить их надежными источниками доходов, поскольку были недостаточны по размеру и зачастую носили нерегулярный характер. В большинстве случаев, старея, люди сталкивались с бедностью. При этом возникала зависимость от детей, которая зачастую становилась тяжелым бременем, особенно если сами дети вынуждены были в поисках работы мигрировать в другие местности.

Такова была и остается сейчас незавидная участь пожилых людей в аграрных обществах. Еще сто лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности. Большинство вынуждено было работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных. Инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости. Создание пенсионных программ стало ответом на наиболее массовые и тяжелые по своим финансовым последствиям социальные риски - старости, инвалидности и смерти кормильца.

Процесс формирования национальных пенсионных систем в конце XIX - в начале XX в. в большинстве промышленно развитых стран знаменовал важный этап в истории человечества. С этого времени старость перестала быть синонимом бедности. Более того, во многих странах граждане после прекращения работы могут рассчитывать на пенсию, позволяющую им вести достойную по уровню материального достатка жизнь. Для них риск материальной необеспеченности существенно ниже, чем для многих молодых работающих, имеющих детей.

Под пенсионной системой подразумевается совокупность правовых, финансовых, организационных отношений, а также специализированных организационных структур, целью которых является материальное обеспечение граждан в случае достижения определенного возраста, инвалидности, потери кормильца (то есть собственно пенсия).

Сам термин «пенсия» происходит от латинского слова pension - платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан при утрате трудоспособности, а значит, и источника дохода в виде заработной платы, в случаях старости, инвалидности или потери кормильца.

Следует отметить два основных подхода, которые лежали в основе формирования национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему (борьба с бедностью) , второй - рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным его уровнем .

В процессе развития пенсионного обеспечения произошла конвергенция обеих целей: универсальные системы стали дополняться страховыми, а страховые включать в себя положения о минимальных гарантиях. Двойственная экономическая природа и двойственная функция пенсий стали не просто общепризнанным фактом, а нашли свое отражение практически во всех развитых пенсионных системах.

Двойственный характер пенсий означает, что:

- с одной стороны, она обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода;

- с другой стороны, замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.

Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.

По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ)
, а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения (1964 г., пересмотрен в 1990 г.), и в Европейской социальной хартии.

Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Для этого уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.

Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую рядом факторов: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Поэтому при разработке финансового механизма пенсионного страхования применяют систему расчетов, содержание которых состоит в обеспечении достаточности денежных средств в момент возникновения обязательств перед группами застрахованных, выходящими на пенсию на весь предстоящий период выплат.

Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с рядом трудно предсказуемых ситуаций: значительную длительность периодов уплаты страховых взносов (30-50 лет) и получения пенсий (20-30 лет), в течение которых происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношения удельных весов пенсионеров и работающих.

Для измерения влияния условий и норм предоставления выплат, характеристик охваченного населения, демографической и экономической ситуации на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше понять их финансовые механизмы и оценить будущие расходы и доходы системы. Среди них выделяют пять основных показателей: коэффициент охвата, коэффициент нагрузки, абсолютный размер пенсии и ее покупательную способность, коэффициент замещения, пенсионная модель.

Коэффициент охвата является показателем как доли застрахованного населения, так и уровня страхуемых заработков. Он измеряет долю заработков, которые охвачены системой социальной защиты, является ключевым показателем для измерения эффективного уровня защиты, предоставляемой пенсионными системами.

Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права на выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.

Абсолютный размер пенсии - это величина пенсии, характеризующая уровень пенсии, которая обычно сопоставляется с прожиточным минимумом пенсионера и характеризует его материальное положение. Данный показатель, который еще определяют как «потребительскую способность пенсии», обычно служит для оценки нуждаемости пенсионера, определения масштабов бедности и необходимых ресурсов для оказания помощи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости.

Анализ различных пенсионных систем позволяет сгруппировать их элементы и характеристики по важнейшим признакам (табл. 14).

Примерный перечень основополагающих критериев-характеристик пенсионной системы

В современном экономическом словаре пенсия (от лат. pensio – платеж) – это денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях. В современном английском словаре по экономике пенсия (pension) – это платеж частным лицам, оставившим оплачиваемую работу или достигшим установленного государством пенсионного возраста, в форме регулярных еженедельных или ежемесячных выплат или в виде единовременной крупной суммы.

В этих определениях пенсии явно выражен её социальный аспект, состоящий в том, что пенсия – это платеж лицам, оставившим трудовую деятельность, получаемый ими в качестве денежного обеспечения их дальнейшего существования.

Однако экономическая сущность пенсии носит двойственный характер:

· с одной стороны, она направлена на уменьшение бедности и предотвращение нищеты, т.е. обеспечение минимально гарантированного уровня дохода;

· с другой стороны, она призвана компенсировать утраченный заработок и обеспечить адекватный индивидуальный коэффициент замещения.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий. Государственный пенсионный фонд формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, из которых и выплачиваются пенсии гражданам, а негосударственные пенсионные фонды аккумулируют денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных или разовых пенсий.

Средства социального страхования образуются из страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах к фонду заработной платы. Эти средства являются затратами предприятия, которые входят в себестоимость продукции, т.е. черпаются из себестоимости продукции предприятий. Величина этих затрат определяется установленным тарифом в процентах к заработной плате, она входит в суммарную денежную выручку предприятия от реализации его продукции.

Отчисления предприятия в фонд социального страхования с экономической точки зрения являются частью его издержек производства, но издержек особого рода. Эти

издержки имеют сходство с налоговыми отчислениями в том экономическом значении, что они экономически обособляются от оборота фондов (капитала) предприятия, выпадая из сферы компенсации его затрат. Это служит основанием известного и широко распространенного мнения, что источником пенсионных денежных выплат являются средства предприятий (работодателей).

Сходство страховых отчислений как источника денежных выплат пенсий с налоговыми отчислениями предприятия состоит лишь в том, что оба вида этих отчислений экономически обособляются и выпадают из дальнейшего оборота средств предприятия.

Пенсии уплачиваются из средств социального страхования, отчисляемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах не из фонда заработной платы рабочих и служащих, являющейся частью оборотных средств предприятия, а сами отчисления этих средств входят в издержки производства.

Предприятие делает пенсионные отчисления за счет части доходов своих работников, экономически обособляя эту часть от кругооборота и оборота всех своих средств, направляя её в пенсионный фонд, утрачивая собственность на нее и право дальнейшего распоряжения ею. Из этого вытекает первый уровень определения экономической сущности пенсии как экономической категории, а именно: пенсия является экономически обособившейся частью доходов работников, выполняющей экономическую функцию их жизнеобеспечения вне сферы трудовой деятельности, право получения которой работники получают по достижении установленного законом пенсионного возраста. В текущей же части выплачиваемой работнику заработной платы эта отчисляемая работодателем в пенсионный фонд часть доходов работника отсутствует.

Государственные пенсии выплачиваются государством при условии, что наемный работник вносил в течение своей трудовой жизни государственные страховые взносы, Выполнение этого условия даёт ему право на денежную сумму, обеспечивающую некоторый минимальный уровень жизни.

В современных условиях работник не получает «на руки» в качестве «располагаемого дохода» весь созданный им необходимый продукт (доход); он делится на две части. Одна часть начисляется, и он получает её в форме заработной платы на

руки за вычетом налогов, располагая ею по своему усмотрению. Другая часть отчисляется предприятием по линии государственного социального страхования в пенсионный и другие внебюджетные фонды, таким образом, принимает социально-экономическую форму пенсии. Соответственно, весь так называемый «рабочий фонд» (необходимый продукт) трудящихся предприятия расчленяется на составные части: фонд заработной платы, пенсионный фонд и другие фонды социального страхования.

Размер тарифа пенсионных и других отчислений от фонда заработной платы в пенсионный и другие фонды социального страхования представляет собой особую самостоятельную экономическую составляющую пенсии, поскольку этим тарифом оказывается двухстороннее экономическое воздействие:

· во-первых, на размеры той части себестоимости продукции предприятия, которая выпадает из его экономического оборота и не подлежит компенсации из его валового дохода. Она подлежит компенсации, за счет последующего воспроизводства стоимости необходимого продукта производительным трудом продуктивной занятости персонала предприятия, которая в зависимости от рыночной конъюнктуры может количественно-качественно изменяться и, тем самым, влиять на размеры компенсации;

· во-вторых, на размеры поступлений отчисляемых средств в пенсионный фонд, и, тем самым, на экономическое положение пенсионеров. От размеров тарифа прямо зависят, в конечном счете, размеры пенсионных выплат пенсионерам из пенсионного фонда.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: