Пенсионное обеспечение инженерно технического состава гражданской авиации

Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в связи с особым характером работы в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения предусмотрена дополнительная ежемесячная выплата к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – доплата к пенсии), за счет средств дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее – плательщики взносов).

Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.

Право на доплату к пенсии имеют:

Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии выслуги в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации дающих право на доплату: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет*.

*При оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, мужчинам - не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.

В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155. При этом периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 года работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги для назначения доплаты к пенсии производится исходя из налета часов в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155.

Как оформить доплату к пенсии

Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация права на доплату к пенсии осуществляется путем подачи гражданином соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Документы, необходимые для установления доплаты к пенсии:

К заявлению о назначении доплаты к пенсии представляются документы:

  • о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии;
  • о налете часов;
  • о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы.

Определение размера доплаты к пенсии

Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),

где РД - размер доплаты к пенсии;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;

ЗР - среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;

СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;

СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.

Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.

Сроки установления доплаты к пенсии

Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ:

  • с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
  • с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
  • с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
  • с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Выплата доплаты к пенсии

Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.

При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.

Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязанности пенсионеров, плательщиков взносов, пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти

Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.

В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155 ФЗ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, применяемые при установлении доплаты к пенсии:

  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 года № 155 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 883 настоящее приложение признано утратившим силу с 1 января 2010 г., за исключением пунктов 3 - 5

Положение
о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава
(утв. постановлением СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384)

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 1992 г., 2 ноября 2009 г.

ГАРАНТ:

Настоящее Положение применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665

См. также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные постановлением СМ РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1992 г. N 577 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:

летчики (пилоты)-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;

б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний):

инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;

в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

4. При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается:

один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, при налете в год 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;

один год работы в должностях, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2017 г. N АКПИ17-500, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2017 г. N АПЛ17-437, абзац пятый пункта 4 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.

При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается.

В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности.

5. В выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается:

время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации;

время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);

время работы в должностях летно-испытательного состава иностранных фирм - в порядке, установленном настоящим Положением, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);

время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам-испытателям, штурманам-испытателям независимо от этого условия), - по фактической продолжительности, а в Школе летчиков-испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А.В.Федотова - в двойном размере при условии участия в испытательных полетах;

время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, продолжительностью, установленной законодательством.


Для получения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, необходимо соблюсти следующие условия:

условие

мужчины

женщины

возраст выхода на досрочную трудовую пенсию по старости

специальный стаж работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации

12 лет и 6 месяцев

не менее 10 лет

В выслугу лет для досрочной трудовой пенсии по старости работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.

Работники (диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуще­ствляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наи­большей интенсивностью или сложностью движения, включены в Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на ра­ботах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Минист­ров СССР от 26 января 1991 г. № 10, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Мужчины, осуществляющие профессиональную деятельность в инженерно-техническом составе на ра­ботах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, могут реализовать пра­во на досрочную трудовую пенсию по старости при соблюдении следующих условий:

для мужчин

для женшин

1 условие досрочной трудовой пенсии по старости

достижение 55-летнего возраста

1 условие досрочной трудовой пенсии по старости

достижение 50-летнего возраста

2 условие досрочной трудовой пенсии по старости

наличие специального стажа работы (осуществление профессиональной деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации) не менее 20 лет

2 условие досрочной трудовой пенсии по старости

наличие специального стажа работы (осуществление профессиональной деятельности в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации) не менее 15 лет

3 условие досрочной трудовой пенсии по старости

наличие страхового стажа не менее 25 лет

3 условие досрочной трудовой пенсии по старости

наличие страхового стажа не менее 20 лет

Правом на досрочную трудовую пенсию по старости обладают:

авиационные техники (механики, моторис­ты) всех наименований;

мастера всех наименований;

инженеры всех наименований;

начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных су­дов и других летательных аппаратов.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют работники, непосредствен­но занятые полный рабочий день на работах по опера­тивному и периодическому (гарантийному) аэродром­ному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродром­ных условиях в специально оборудованных помещени­ях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и иных предприятий военной системы, научно-исследователь­ских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, подтверждается справ­ками, выдаваемыми соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В выслугу лет работникам инженерно-техниче­ского состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых,определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

Как это делать вы можете познакомиться в разделах «Как сохранить и приумножить деньги» и «Финансовое планирование жизни», а также узнать из моих книг.
Если будут вопросы задавайте, постараюсь на них ответить.

PS1. Если материал "Досрочная пенсия гражданам, занятым на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также работающим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиаци" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

Профессия летчика гражданской авиации подразумевает работу в сложных условиях, связанных с регулярным риском для здоровья: постоянная смена часовых поясов, высокий уровень ответственности и связанное с ним переутомление нервной системы. Это накладывает определенный отпечаток на условия, которые создает авиакомпания для летного состава.

Престиж профессии вместе с возможностью хорошо зарабатывать, иметь полный социальный пакет и достойные условия и размер летной пенсии оправдывают непростые обстоятельства их профессиональной деятельности.

Бесплатно по России

Принципы начисления выплат летному составу

Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.

Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:

  • Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.

Размер содержания будет зависеть от звания пилота и среднего заработка за определенный период.

Во сколько лет пилоты выходят на заслуженный отдых

На назначение содержания возраст влияет не сильно, поскольку летчик может продолжать летать в роли командира до 65 лет, а после – в роли второго пилота, пока специальная медкомиссия не примет решение о допуске его к полетам.

Однако решение продолжить летать в таком возрасте принимает не каждый летчик в силу объективных причин: из-за регулярных нагрузок возникают проблемы со здоровьем, не позволяющие продолжать профессиональную деятельность. Чаще всего пилот отправляется в отставку по выслуге лет.

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации, регулирующей вопросы, связанные с условиями выхода на пенсию, для мужчин-летчиков необходимый стаж работы должен составить 25 лет, а для представительниц слабого пола – 20 лет. Когда причиной отставки становится ухудшение здоровья, необходимое количество лет стажа снижается на 5 лет для обоих полов – до 20 и 15 лет соответственно.

Для увольнения со службы по выслуге лет летчику необходимо предоставить подтверждение своего летного стажа, в качестве которого выступают сведения, содержащиеся в его летной книжке.

Этот документ сопровождает летчика в течение всего периода его профессиональной деятельности и содержит:

  • четкое документирование каждого полета;
  • допуски к полетам;
  • тренировки, которые были пройдены специалистом;
  • уровень его подготовки.

Назначение пособия по выслуге осуществляется с учетом летных часов:

  • пилоты, управляющие лайнером, должны «налетать» 6000 часов, если речь идет о мужчине, и 4800 часов – если о женщине;
  • пилоты, управляющие вертолетом, должны провести в небе 3100 часов и 2480 часов соответственно в зависимости от пола.

В месяц пилоты истребителей, лайнеров и частных самолетов не могут летать более 20 часов, а пилоты вертолетов – более 12 часов.

Размер пенсии

В определении размера пенсионного содержания учитывается несколько важных условий:

  1. Размер трудовой пенсии составляет 55% от средней зарплаты пилота.
    пилот, выходящий на пенсию, может выбрать период, за который будет рассчитан размер его средней зарплаты из двух вариантов: 5 лет непрерывного стажа, либо последние 2 года.
  2. Если до нужного летного стажа не хватает какого-то количества лет, за каждый такой год вычитается 2%. Социальное пособие при этом уменьшается в 2 раза за каждый недостающий год.
  3. На содержание влияет районный коэффициент, принятый в регионе, где проходила служба летчика.
  4. На размер пенсионного содержания влияет среднее значение по заработной плате в России за срок выслуги, совпадающий с выбранным пилотом ранее, и с размером отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Льготы и надбавки

В целом пенсионное содержание, полагающееся пилотам-пенсионерам, состоит из:

  • страховой части;
  • накопительной части;
  • прибавка за выслугу лет и специфические особенности профессиональной деятельности.

Таким образом, пенсионное обеспечение летчика-пенсионера – уже является доплатой.

Если стаж летчика был превышен, ему положены дополнительные начисления к имеющимся 55% от средней зарплаты в размере 1% за каждый год превышения.

Летчики-испытатели могут рассчитывать на надбавку к выплатам в виде дополнительных 10% от среднего размера зарплаты.

Надбавки, положенные летчикам за выслугу, считаются пожизненными, а их выплата происходит каждый месяц одновременно с основной пенсионной частью. Если летчик принимает решение о возвращении к своей профессиональной деятельности, то доплата в виде надбавки снимается с последующего месяца. Вернуть данные дополнительные выплаты можно в случае очередного ухода со службы.

Если пенсионер умер, то доплата невыплаченных надбавок осуществляется родственникам, проживающим вместе с пенсионером, после того, как ими будет подана соответствующая заявка.

Оформление

Для того чтобы будущий пенсионер смог рассчитывать на выплату положенного ему содержания, после увольнения ему нужно подать заявку на оформление пенсионного содержания.

Данная заявка может быть подана любым удобным способом из предложенных:

  • при личном обращении в Пенсионный фонд РФ;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • при обращении к авиакомпании-работодателю.

Для того чтобы заявка была принята, необходимо собрать и предоставить ряд документов (если речь идет о подаче заявки через Госуслуги – нужны сканированные версии документов):

  • паспорт гражданина РФ;
  • прошение на оформление содержания;
  • справка о размере зарплаты;
  • трудовая книжка летчика;
  • летная книжка и другие документы с указанием специального стажа пилота (справка о налете часов, документы, обосновывающие льготную специфику работы и пр.);
  • ИНН и страховое свидетельство;
  • медицинские документы (если пенсионное содержание назначается по состоянию здоровья).

Оплата содержания устанавливается со следующего месяца указанным в заявлении способом получения: на банковскую карту, либо через почтовое отделение.

Для того чтобы оформить заявку на выплату положенных доплат, пенсионер должен обратиться в ПФ РФ, имея при себе:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ, в котором зафиксирован специальный стаж пилота (летная книжка, справка о налете часов);
  • справку о размере зарплаты за выбранный летчиком период.

Роль в начислении выплат профсоюза летного состава

В профессиональном союзе летного состава числятся не только сами летчики, но и иные должностные лица, чья деятельность приравнивается к деятельности летчиков в вопросах выплат пенсионного содержания с доплатами. Это бортовые инженеры и механики, радисты, бортпроводники, операторы и пр.

Президиум профсоюза отстаивает интересы летного состава в вопросах назначения пенсий и доплат, регулирования их размера, обеспечения гарантированных условий для выхода на пенсию, а также рассматривает способы и возможности для улучшения пенсионных условий для летного состава, в том числе увеличения субсидий ушедшим на пенсию пилотам.

Интересное видео

Об особенностях выхода на пенсию у летчиков-испытателей в видео:

Профессия летчика гражданской авиации сопряжена с множеством угроз для здоровья, а иногда и жизни, что, несомненно, оправдывает достойное пенсионное обеспечение по итогу службы. Льготы и надбавки призваны компенсировать тяжелые условия труда данной профессиональной категории граждан.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В целях повышения заинтересованности работников гражданской авиации в производительном и продолжительном труде и улучшения их пенсионного обеспечения Совет Министров СССР постановляет:

1. Повысить максимальные размеры пенсий за выслугу лет работникам летного состава гражданской авиации со 120 до 180 рублей в месяц.

Ввести пенсии за выслугу лет для работников, осуществляющих управление воздушным движением и аэродромное техническое обслуживание воздушных судов.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.

Абзац утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 27.01.1988 N 108.

3. Министерству гражданской авиации СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

4. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1988 г.

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

И ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СОСТАВА

1. Пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

2. При назначении и выплате пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава соответственно применяются пункты 5, 9, 11 - 14, 111, 117, 119, 122, 124, 129, 140 - 143, 149 - 157, 159 - 168, 173 - 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (с учетом последующих изменений и дополнений).

3. Пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, исчисляются исходя из среднемесячного фактического заработка работника. Если среднемесячный заработок превышает 240 рублей в месяц, пенсия исчисляется из 240 рублей.

4. Время частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком и отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, установленной законодательством, предоставляемых женщинам, работающим в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в выслугу лет для назначения указанной пенсии.

I. Пенсии за выслугу лет для работников летного

и летно-испытательного состава

5. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются по перечню должностей согласно Приложению N 1.

6. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются: мужчинам при выслуге не менее 25 лет и женщинам - не менее 20 лет в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

7. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава при выслуге у мужчин 25 лет и у женщин 20 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на один процент среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 180 рублей в месяц.

Работникам летного и летно-испытательного состава, оставившим летную работу по состоянию здоровья или вследствие достижения права на пенсию за выслугу лет и продолжающим работать в гражданской авиации на других должностях в летной службе и в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной, последующий стаж их работы засчитывается год за год для назначения пенсии за выслугу лет в размерах, предусмотренных настоящим пунктом. Исчисление пенсии производится из среднемесячного заработка, который они получали перед уходом с летной работы.

Работники летного и летно-испытательного состава, оставившие летную работу по состоянию здоровья при наличии выслуги лет - мужчины не менее 20 лет и женщины - 15 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет в размерах пропорционально отработанному времени по достижении возраста 45 лет.

8. Летчикам-испытателям, штурманам-испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее половины необходимой выслуги лет, предусмотренной пунктом 6 настоящего Положения, приходится на летно-испытательную работу, ограничение заработной платы суммой 240 рублей при исчислении пенсии за выслугу лет не применяется. Исчисление пенсии в этом случае производится из должностного оклада, получаемого по последнему месту работы на штатной должности летчика-испытателя, штурмана-испытателя или парашютиста-испытателя.

Максимальные размеры пенсий: для летчиков-испытателей 1 класса - 300 рублей в месяц, для летчиков-испытателей 2 класса, штурманов-испытателей 1 класса, парашютистов-испытателей 1 класса - 200 рублей в месяц.

Лицам, имеющим почетные звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" или "Заслуженный штурман-испытатель СССР", к пенсии за выслугу лет, исчисленной из должностного оклада, устанавливается надбавка в размере 10 процентов пенсии (в пределах максимальных размеров, предусмотренных настоящим Положением).

II. Пенсии за выслугу лет для работников,

осуществляющих управление воздушным движением

9. Работникам, осуществляющим управление воздушным движением, имеющим свидетельство диспетчера, пенсии за выслугу лет назначаются: мужчинам в возрасте 55 лет при общем стаже работы в службе управления воздушным движением не менее 25 лет, из них не менее 15 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам в возрасте 50 лет при общем стаже работы в этой службе не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

10. Пенсии за выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, при работе по непосредственному управлению воздушным движением у мужчин не менее 15 лет и у женщин - 10 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на 2 процента среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 150 рублей в месяц.

III. Пенсии за выслугу лет для работников

11. Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

12. Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава при выслуге у мужчин 20 лет и у женщин 15 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункт 11 настоящего Положения).

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на 2 процента среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 140 рублей в месяц.

IV. Порядок назначения и выплаты пенсий

13. Пенсии за выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава назначаются и выплачиваются при условии, если они прекратили работу в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, в следующем порядке:

а) пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Положением лицам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет, выплачиваются в таком размере, чтобы пенсия и заработная плата не превышали в общей сложности среднемесячную заработную плату, получаемую перед назначением пенсии, и во всех случаях - 500 рублей в месяц.

В таком же порядке выплачивается пенсия пенсионерам, имеющим почетные звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР", занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях на работах, связанных с созданием, испытанием и эксплуатацией авиационной техники, в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет.

Летчикам-испытателям и штурманам-испытателям, получающим пенсию за выслугу лет, выплачиваемая пенсия во всех случаях сохраняется в размере не менее 50 процентов назначенной пенсии.

Работникам летного и летно-испытательного состава, перешедшим на работу по управлению воздушным движением на должности, дающие право на пенсию за выслугу лет, по их желанию пенсия может выплачиваться на указанных условиях (абзац первый подпункта "а" настоящего пункта), однако в таких случаях время этой работы в выслугу лет для повышения пенсии не засчитывается;

б) пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением и работающим в других отраслях народного хозяйства в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет, пенсия выплачивается в полном размере, если пенсия и заработная плата в общей сложности не превышают 300 рублей в месяц.

Если сумма пенсии и заработной платы превышает указанные пределы, то соответственно снижается размер выплачиваемой пенсии.

В таком же порядке может выплачиваться пенсия работникам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта.

14. Работникам гражданской авиации, призванным на военную службу в Вооруженные Силы СССР, выплата пенсии за выслугу лет прекращается до увольнения их в отставку или зачисления в запас.

15. Утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 14.09.1989 N 754.

V. Порядок исчисления выслуги лет для работников

летного и летно-испытательного состава

16. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава гражданской авиации считается:

а) один год работы на самолетах при налете в год: 500 и более часов - за два года, от 350 до 500 часов - за полтора года;

б) один год работы в Центре совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран - членов СЭВ, в Академии гражданской авиации, авиационных училищах, школах, аэроклубах, авиаспортивных клубах, планерных, планерно-вертолетных и учебно-технических школах и станциях, авиационных учебных центрах - за полтора года при условии выполнения плана учебно-летной работы;

в) один год работы на вертолетах при налете в год: 300 и более часов - за два года, от 200 до 300 часов - за полтора года;

г) один год работы в школе высшей летной подготовки, летном учебно-тренировочном центре, учебных эскадрильях и учебно-тренировочных отрядах при налете в год: на поршневых самолетах 400 и более часов - за два года, от 250 до 400 часов - за полтора года; на реактивных и турбовинтовых самолетах при налете в год: 320 и более часов - за два года, от 200 до 320 часов - за полтора года;

д) один год работы в аварийно-спасательных эскадрильях - за полтора года;

е) один год работы в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ) при налете в год: 300 и более часов - за два года, от 200 до 300 часов - за полтора года;

ж) один год работы в должностях: летчика (пилота) - испытателя, штурмана-испытателя, бортинженера (бортмеханика) - испытателя, бортрадиста-испытателя на летных испытаниях опытной и серийной авиационной и парашютно-десантной техники - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

з) один год работы в должностях: бортового инженера, ведущего инженера-испытателя, бортмеханика, бортэлектрика, борттехника, бортрадиста, бортмоториста, стрелка-радиста, бортстрелка, бортоператора и оператора-локаторщика на летных испытаниях опытной и серийной авиационной и парашютно-десантной техники при налете в год: 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года;

и) один год работы в качестве парашютиста, десантника-пожарного, инструктора-парашютиста, инструктора авиапожарной службы (авиазвена, команды, группы), тренера-парашютиста - за полтора года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов - за два года;

к) сроки выслуги работников летного (летно-испытательного) состава за период работы до 1 января 1988 г. исчисляются по правилам, действовавшим до 1 января 1988 г.

17. При исчислении выслуги лет работников командно-летного состава гражданской авиации по перечню должностей согласно Приложению N 2 один год работы в этих должностях считается за полтора года с 1 января 1974 г. при условии выполнения установленной нормы налета часов и наличия действующих летных свидетельств.

18. Время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР засчитывается в выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава в порядке, установленном для назначения пенсий военнослужащим.

19. Время работы граждан СССР за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации засчитывается в выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава по нормам налета часов, установленным настоящим Положением для соответствующих видов летной работы.

20. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 16 настоящего Положения, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов на каждой работе.

21. Если работник летного (летно-испытательного) состава гражданской авиации не имел в течение года налета часов, дающего право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, установленных пунктом 16 настоящего Положения, то год работы засчитывается за год выслуги.

Если же работник летного (летно-испытательного) состава гражданской авиации вообще не имел налета часов в течение года, то этот год в выслугу лет не засчитывается.

22. Время обучения в высших учебных заведениях гражданской авиации засчитывается в выслугу лет по фактической продолжительности учебы, если этому времени предшествовала работа в летных должностях.

23. Время работы в должности руководителя полетов до 1 января 1959 г. засчитывается в выслугу лет как лицам летного состава.

к Положению о порядке назначения

и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным

категориям работников гражданской авиации и

летно-испытательного состава, утвержденному

Постановлением Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

ДОЛЖНОСТЕЙ ЛЕТНОГО И ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СОСТАВА,

РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, работники летных (учебно-летных, летно-методических и летно-испытательных) подразделений, а также работники министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими и летно-испытательными) службами, при наличии летного свидетельства и при условии выполнения установленной нормы налета часов.

Инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники.

Парашютисты всех наименований, а также десантники-пожарные всех наименований, совершающие спуски с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах.

к Положению о порядке назначения

и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным

категориям работников гражданской авиации и

летно-испытательного состава, утвержденному

Постановлением Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

ДОЛЖНОСТЕЙ КОМАНДНО-ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ НА ЛЬГОТНЫХ

УСЛОВИЯХ (ОДИН ГОД РАБОТЫ ЗА ПОЛТОРА ГОДА)

Главные, ведущие, старшие специалисты и специалисты всех наименований по летной службе (летной работе).

Командиры (начальники) авиационных и летных (учебно-летных, летно-методических) подразделений.

Командиры (начальники) подразделений управлений, объединений, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими, авиационно-спортивными) службами.

Командиры (начальники, генеральный директор) управлений, объединений, предприятий, организаций и их структурных единиц.

Заместители командиров (начальников, генерального директора) управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их подразделений по организации летной работы (по летной службе, летной, учебно-летной и летно-методической подготовке), по политической части (по политико-воспитательной работе).

Заместители руководителей, начальники и заместители начальников подразделений аппарата министерств и ведомств, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими) службами.

Читайте также: