Пенсионное обеспечение как социальный институт

Европе к началу ХIХ в. разрушила традиционную семейно-соседскую общину и характерные для нее преемственные межпоколенческие отношения. Значительное число людей стало работать вне семьи и местного сообщества, по найму на предприятиях в городах. Это привело к развитию различных форм социального страхования наемных работников.

Оно развивалось сначала на отдельных предприятиях, затем в 1880-х годах, в эпоху канцлера Бисмарка, оформилось в Германии. В 1883 году был введен Закон о страховании потери трудоспособности в связи с болезнью, в 1884 году - Закон о страховании в связи с несчастными случаями на производстве, в 1889 году - Закон о страховании нетрудоспособности в старости. При этом в данных законах плательщиками выступали как трудящиеся, так и предприниматели, а в особых случаях и государство.

Эти виды страхования стали обязательны для работающих независимо от возраста, пола, профессии, квалификации и состояния здоровья и явились фундаментом немецкого «социального рыночного государства». В начале ХХ века в других европейских странах также начали развиваться общегосударственные системы обязательного пенсионного страхования. Его появление разорвало связь старости и бедности, так как все люди, сначала мужчины, а затем и женщины, получили возможность обеспечить свою старость через наемный труд и участие в системе обязательного страхования.

Нужно отметить, что для получения полной пенсии был необходим стаж, равный 35 годам, а возраст выхода на пенсию был одинаков для мужчин и для женщин – 65 лет. Правда, в ряде случаев он мог быть ниже, например, если на индивидуальном счету были накоплены большие суммы.

В некоторых странах Европы со значительной частью католического населения, возраст выхода на пенсию для женщин был на 5 лет ниже. И если в 1970-е годы, в пору экономического подъема, некоторые страны смягчили пенсионные нормы (Франция, Италия), то сейчас все страны поднимают пенсионный возраст, что обусловлено увеличением числа пожилых и времени дожития. Рекомендованный возраст для Европы сейчас – 67 лет, но он принят пока только в Исландии, Дании и Норвегии.

Пенсионное страхование произвело революционные изменения в отношениях между поколениями, так как это был закрепленный законодательством механизм самостоятельного обеспечения каждого работника в старости. Именно страхование, на наш взгляд, является наиболее совершенным долгосрочным механизмом договорных отношений между поколениями работающих и пенсионеров, когда пожилые получают в виде пенсионных выплат в основном, суммы, внесенные ими самими в соответствии с правилами и сроками, установленными государством.

В России в 1861 г. был принят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах, где с этого момента в обязательном порядке устраивались кассы страхования от несчастных случаев. После этого регулирование страхования осуществлялось в рамках Устава о промышленности. Более чем через сорок лет (в 1903 году) в России был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях (об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими).

После событий 9 января 1905 года была создана комиссия, которая разработала четыре законопроекта:
-о создании больничных касс для рабочих;
-о создании конфликтных комиссий из представителей рабочих и администрации
-о сокращении рабочего дня с 11,5 до 10 часов;
-о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке.

Рабочая комиссия Думы очень долго рассматривала эти документы. В Государственную думу они попали лишь в апреле 1911 года. В январе 1912 года Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, отвергнув все поправки социал-демократов и кадетов (только социал-демократическая фракция Думы внесла 162 поправки). Всего было принято два закона о страховании. Один - от несчастных случаев (увечий), другой - от болезней, при этом не предусматривалось пособий в случае утраты трудоспособности вследствие профессионального заболевания.

Эти два закона распространялись только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих с общей численностью 2,5 млн. человек, то есть примерно на 1/6 часть всех рабочих и не распространялись на сельскохозяйственных, строительных рабочих, а также прислугу и ремесленников, которые составляли большинство. Пенсии за увечье выплачивались за счет промышленников, которые создавали страховые товарищества со штатом служащих и врачей. Размер пенсии при несчастных случаях и по болезни составлял 2/3 среднего заработка при наличии семьи, а одиноким от 1/4 до 1/2 заработка.

Естественно, что после 1917 г. процесс развития социального страхования «по немецкому образцу» остановился, и стало развиваться социалистическое социальное обеспечение, которое носило четко выраженный классовый характер. Общее для всех работников пенсионное законодательство было принято в СССР только в 1956 г., а для колхозников – в 1964 г. Были установлены требования к стажу и возрасту пенсионирования, существенно более низкие, чем на Западе, что сегодня обусловливает тот тупик, в котором пенсионная система находится уже двадцать лет.

В советской системе трудовой и страховой стаж могли не совпадать, да и собственно, представление о страховом стаже не было сформировано. Это привело к тому, что у многих, особенно женщин, трудовые книжки «лежали» где-то, а они не работали. Пенсия исчислялась по стажу, а индивидуализированного, т.е. персонифицированного учета страховых сумм не было (а на Западе изначально карточка «больничной кассы» - документ более важный, чем паспорт).

Размер пенсии определялся заработком последних двух или любых двух лет, названных работником. Это приводило к завышению размера пенсий, но в условиях «уравнительного социализма» никого не волновало. Реформы пенсионной системы начались в 1989 г., но и эта первая, и последующие не были удачными или понятными населению.

На Западе после 2-й мировой войны возник целый ряд документов, регламентирующих социальные права граждан. Первая по вопросу социальных выплат Конвенция МОТ № 102 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1952 г. определяет, что пенсия по старости должна составлять 40 % зарплаты (Конвенция. 1962).

Такой уровень возмещения заработка при высоких требованиях к трудовому стажу и возрасту выхода на пенсию был связан с восстановлением экономики развитых стран в послевоенное время. Более поздняя Конвенция № 128 повышает этот уровень до 45 %. Еще более высокий уровень - 55 % - определяет Рекомендация № 131, которая устанавливает, к тому же, что вводимый национальным законодательством минимальный размер пособия по старости должен гарантировать минимальный уровень жизни (42).

С начала 1990-х годов в России не реализуются даже скромные требования Конвенции № 102, хотя формально коэффициент расчета пенсий равен 0,55, т. е. 55 %. Также не соблюдается требование соответствия пенсии прожиточному минимуму. Это связано, в первую очередь, с низким уровнем заработной платы значительной части работающих, при котором пенсия, как механизм возмещения утраченного заработка, теряет экономический смысл.

Кроме того, в 1990-х годах был введен «потолок» заработной платы для расчета пенсий, который, фактически, являлся существенным ограничителем их размера для более высоко оплачиваемых работников. Затем вместо социальных отчислений введен Единый социальный налог, а размер его уменьшен почти на треть. Поэтому, по подсчетам разных специалистов, в среднем пенсия составляет до сих пор не более 25–30 % утраченного заработка.

Столь низкий размер трудовых пенсий разрушает межпоколенческие и социально-трудовые отношения, поскольку пенсия является частью отложенного заработка. Неспособность государства собирать социальный налог и обеспечить возврат внесенных работниками сумм приводит к разрушению трудовой мотивации и, опять же, к уклонению от уплаты налогов как работниками, так и работодателями.

Контрольные вопросы

Почему социальные реформы Бисмарка оказались востребованы везде в Европе?
Какие формы пенсий существовали в дореволюционной России?
Какие недостатки были у пенсионной системы советского времени?
Какие недостатки есть у сегодняшней российской пенсионной системы

Пенсионное обеспечение является системой институтов, направленных на минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой систему организаций (пенсионных фондов, страховых компаний), осуществляющих аккумулирование средств, вносимых индивидами, и выплату за их счет пенсий определенным категориям лиц. Системы институтов, регулирующих способы такой деятельности, называются пенсионными системами.

Различают три типа категорий лиц, которые могут быть получателями пенсий:

1) лица, достигшие определенного возраста, не позволяющего им осуществлять трудовую деятельность с прежней интенсивностью;

2) лица, которые в силу врожденных или приобретенных вследствие травм и болезней физических или психических недостатков ограничены в возможностях участия в трудовой деятельности;

3) лица, потерявшие кормильцев (вдовы, дети, лишившиеся родителей, и др.).

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть. Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий работающих является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Пенсионное обеспечение инвалидов и лиц, лишившихся кормильца, выполняет функции страхования рисков потери доходов вследствие инвалидности и смерти близких людей.

Пенсионное обеспечение граждан по старости является страхованием в смысле предоставления защиты против риска потери дохода вследствие полной или частичной утраты способности к трудовой деятельности из-за наступления старости. Но экономический механизм осуществления такой защиты отличается от классического механизма страхования. Поэтому чаще используется понятие "пенсионное обеспечение" и реже – "пенсионное страхование". Пенсионное обеспечение выполняет функцию сглаживания доходов людей в течение их жизни. С точки зрения индивида, пенсионная система обеспечивает перераспределение его потребления во времени. Участвуя в пенсионной системе, внося взносы в пенсионный фонд, индивид потребляет сегодня меньше, чем он производит, для того чтобы иметь возможность потреблять в будущем, когда он перестанет работать. В принципе индивид может перенести свое потребление во времени только двумя способами: либо делать запасы существующей продукции, либо приобрести права на потребление будущей продукции. Пенсионное обеспечение является механизмом обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем.

Есть два способа осуществления такого обмена сегодняшних благ на будущие. Первый способ состоит в регулярном (еженедельном, ежемесячном) сбережении индивидом части своего дохода и формировании таким путем денежной суммы, которую индивид использует в будущем, после прекращения им работы, для покупки благ, которые будут производиться в то время людьми младше его. Второй способ состоит в получении индивидом обещаний, что в будущем, после прекращения им работы, он будет получать экономические блага, производимые другими людьми. Такие обещания могут исходить от его детей, берущих на себя ответственность за обеспечение престарелых родителей, или от государства.

Первый способ реализуется в накопительных пенсионных системах. Они обеспечивают аккумулирование сбережений индивида и выплату на основе этих средств пенсий индивиду после достижения пенсионного возраста. Накопительные пенсионные системы организуются специализированными пенсионными фондами или страховыми компаниями. Индивиды заключают договор с пенсионным фондом (страховой компанией) и регулярно осуществляют пенсионные взносы. Пенсионный фонд (страховая компания) использует полученные средства для инвестиций в различные финансовые активы, доходы от которых зачисляются на индивидуальные счета участников накопительной системы.

В накопительной пенсионной системе право на получение пенсий появляется у индивида лишь по прошествии довольно длительного времени, требующегося для накопления суммы, достаточной для осуществления регулярных пенсионных выплат на уровне не ниже минимально допустимого в данном обществе. Когда у индивида появляется право на получение пенсии, и он прекращает работу, его пенсионные средства складываются из накопленных сумм его взносов и сумм начисленных процентов и дивидендов, полученных за счет этих накопленных взносов. Это составляет некоторую фиксированную величину средств – паушальную сумму, которая конвертируется в аннуитет – регулярно выплачиваемый доход, являющийся пенсией. Накопительная пенсионная система служит, таким образом, механизмом аккумулирования денег, которые будут обменены на экономические блага в будущем.

Накопительные системы любого вида характеризуются наличием значительных финансовых резервов, за счет которых выплачиваются пенсии, и тем, что индивид не может получить в форме пенсий больше суммы внесенных взносов и начисленных на эти взносы процентов и доходов. Индивид и его поколение ограничены в получении пенсий размерами своих собственных сбережений.

Распределительные пенсионные системы обеспечивают выплату пенсий индивидам, достигшим пенсионного возраста, за счет средств, вносимых в систему лицами, не достигшими пенсионного возраста. Такая система может быть организована только государством. Оно предоставляет гражданам гарантии пенсионного обеспечения и выполняет свои обязательства, не прибегая к аккумулированию взносов граждан, а облагая налогом работающее население и направляя поступления от этого налога на выплату пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста. С точки зрения работающего индивида, его права на получение в будущем пенсии основываются в распределительной системе на обещании государства выплачивать пенсию при условии, что индивид осуществляет платежи в пенсионную систему в течение своей деятельности. С точки зрения государства, распределительная пенсионная система предстает как взимание налога с одной части населения и перераспределение полученного дохода в пользу другой части населения. Важной характеристикой распределительной пенсионной системы является коэффициент зависимости – отношение численности лиц, получающих пенсии из этой системы, к численности лиц, платящих взносы в систему. Это показатель числа пенсионеров, которых содержит один работающий.

Число пенсионеров в РФ, в конце 2013 г. около 41,1 млн. человек. Из них получали трудовые пенсии 37,7 млн. человек, в том числе по старости 31 млн. человек. Большинство из них (около 95%) получали «страховую» пенсию. Социальные пенсии - 2,9 млн. человек (8,6% от получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению). В 2014 г. ее средняя величина составляла 7500 рублей.

По сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России с 1 февраля 2016 г. около 13 700 руб.

Если сравнить с заработной платой, то по подсчетам аналитиков, размер пенсии составляет около 40% от среднего заработка по России.

Средний размер социальной пенсии – 8 562 руб.

Средний размер пенсии детям-инвалидам - 8 790 руб.

Пенсии, которые получают граждане, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, в среднем - 30 700 руб.

Пенсионная система России сегодня состоит из 2-х подсистем: страховой и бюджетной, которые подразделяются в зависимости от источников, за счет которых выплачиваются пенсии. Итак, в России есть две основные пенсионные системы.

Страховая пенсионная система финансируется за счет средств обособленного страхового Пенсионного фонда РФ, в сфере ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, а также их семьи. Основная масса наемных работников получают при наступлении определенных условий трудовую пенсию.

Бюджетная пенсионная система финансируется за счет бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (государственные чиновники, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и некоторые другие), их семьи. Бюджетная пенсия гарантирует более высокий уровень пенсионного обеспечения кадровым военнослужащим, служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско-следственным работникам, государственным служащим, судьям и депутатам.

За счет бюджета государства выплачивается социальная пенсия тем гражданам, которые не выплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд и не имеют права на трудовую пенсию.

Таким образом, бюджетная пенсионная система складывается из 2-х неравнозначных частей: одна, предназначена для тех, кто исполнял важные государственные функции, другая часть этой подсистемы нацелена на тех, кто вообще не имел зафиксированного согласно закону трудового вклада.

Иногда эти две подсистемы сочетаются — к страховой пенсии производится бюджетная доплата. В отдельных случаях, предусмотренных законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии. Таким правом пользуются инвалиды вследствие военной травмы. Им предоставляется право получать пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности; участникам Великой Отечественной войны - пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности; родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих - пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия и пенсия по случаю потери кормильца.

Есть в России и негосударственные пенсии, которые выплачиваются соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Негосударственные пенсионные фонды сегодня уже реальность. Они предлагают программы долгосрочного страхования жизни. В качестве их преимуществ называют сочетание накопления с защитой близких в случае потери кормильца, а также гибкость программы пенсионного обеспечения по срокам и суммам. По прогнозам в ближайшее десятилетие в России ожидается значительный рост (примерно в 300 раз) частного рынка пенсионного страхования наряду с существованием государственного сегмента

Сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

Основные ее недостатки:

- недостаточная финансовая стабильность;

- слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

- неоправданно большой удельный вес льготных пенсий;

- отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Итак, система социальной защиты населения государства не может эффективно функционировать и развиваться без надежной и высокоорганизованной пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионной период его жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Читайте также: