Пенсионное обеспечение по обязательному медицинскому страхованию

МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил законы о бюджетах Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021-2023 годы.

Доходы бюджета ФСС прогнозируются на 2021 год в сумме 815,663 млрд рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 608,25 млрд рублей. В 2022 году доходы фонда составят 922,46 млрд рублей, в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 703,69 млрд рублей, в 2023 году - 984,31 млрд рублей (в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 753,05 млрд рублей).

Расходы бюджета фонда предусмотрены на 2021 год в сумме 833,29 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 663,25 млрд рублей (79,6% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111,29 млрд рублей (13,4% от общих расходов).

Расходы на 2022 год предусмотрены в размере 863,09 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 688,41 млрд рублей (79,8% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 115,94 млрд рублей (13,4% от общих расходов). На 2023 год - в сумме 893,23 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 713,92 млрд рублей (79,9% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 120,79 млрд рублей (13,5% от общих расходов).

Расходы фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,19 млрд рублей в 2021 году, 347,69 млрд рублей - в 2022 году и 368,9 млрд рублей в 2023 году.

Бюджет ПФР

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР в 2021 году составит 9,28 трлн рублей. Общий объем расходов бюджета запланирован в сумме 9,57 трлн рублей. Дефицит бюджета составит 295 млрд рублей. Трансферт из федерального бюджета в 2021 году предусмотрен в размере 3,5 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда. Часть дефицита бюджета фонд покроет переходящими остатками 2020 года.

В документе предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3%, социальных пенсий - на уровне 2,6%. Средства бюджета ПФР будут направлены на выплату пенсий в размере 8,4 трлн рублей, на материнский капитал - 443,3 млрд рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособий на погребение - 632,7 млрд рублей.

В расходной части проекта бюджета ПФР также предусмотрены расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2021 году - 1 млрд рублей, в 2022 году - 1,3 млрд рублей, в 2023 году - 1,5 млрд рублей с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер срочной пенсионной выплаты в 2021 году составит 2 тыс. 101,36 рубля, в 2022 году - 2 тыс. 305,69 рубля, в 2023 году - 2 тыс. 510,02 рубля.

Расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений запланированы в размере 12,5 млрд рублей, 24,2 млрд рублей и 23,8 млрд рублей на период с 2021 по 2023 годы с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер единовременной выплаты в 2021 году составит 15,5 тыс. рублей, в 2022 году - 31,9 тыс. рублей, в 2023 году - 32,6 тыс. рублей.

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17,443 тыс. рублей. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 6,3% устанавливается с 1 января 2021 года в сумме 6,044 тыс. рублей 48 копеек.

Бюджет ФОМС

Общий объем доходов бюджета ФОМС в 2021 году составит 2,533 трлн рублей, в 2022 году - 2,656 трлн рублей, в 2023 году - 2,798 трлн рублей. Основным источником доходов являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится в 2021 году 88,3%, в 2022 году - 88,8%, в 2023 году - 89,3%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2021 год в сумме 2,237 трлн рублей, на 2022 год - 2,359 трлн рублей, на 2023 год - 2,499 трлн рублей.

Расчет показателей бюджета фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 года в количестве 145,5 млн человек, в том числе работающего населения - 65,1 млн человек, неработающего населения - 80,4 млн человек.

В бюджете фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2021 год в размере 293,1 млрд рублей, на 2022 год - 293,5 млрд рублей, на 2023 год - 295,5 млрд рублей. В бюджет фонда предоставляются традиционные виды трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.

Планирование расходов бюджета ФОМС осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения". Оценка расходов бюджета фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2,545 трлн рублей, на 2022 год - 2,658 трлн рублей, на 2023 год - 2,798 трлн рублей.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи

Краткое содержание:


С 2021 года медицинскую помощь, оказываемую в клиниках, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, начнут оплачивать напрямую через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Предполагающий это закон 2 декабря одобрил Совет Федерации. Какие ещё новшества ждут систему ОМС, разбиралась «Парламентская газета».

Финансирование федеральных клиник пойдёт напрямую

С 2021 года медпомощь в федеральных клиниках будет оплачиваться напрямую федеральным Фондом обязательного медицинского страхования, минуя территориальные системы ОМС, и, соответственно, страховые медицинские организации.

«Новые правила позволят обеспечить равный доступ граждан к высококвалифицированной медицинской помощи, которую оказывают федеральные клиники, — пояснила «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. - Регионы смогут направлять в эти клиники своих жителей, не тратя на это средства субвенций».

В бюджете фонда на 2021 год на эти цели предусмотрено 119,4 миллиарда рублей. Это — гарантия государства для граждан, что они смогут получить высококвалифицированную медпомощь в передовых клиниках страны, подчеркнула сенатор.

Проект нормативного акта, регулирующего порядок направления россиян в такие центры, Минздравом уже подготовлен, уточнила Татьяна Кусайко.

Контроль за распределением средств ОМС станет строже

Также новые полномочия получат регионы: впредь территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут третьей стороной договора на оплату медпомощи, оказанной по полису ОМС. Прежде договор был двусторонним — только между страховыми медорганизациями и медучреждениями.

«Таким образом, они будут осуществлять контроль за распределением объёма медпомощи, своевременностью её перераспределения (в случае необходимости. — Прим. ред.), а также производить её оплату по результатам этого контроля», — сказала Татьяна Кусайко.

В России появится информационная система застрахованных

Новая статья в законе посвящена созданию государственной информационной системы ОМС. Она позволит организовать цифровой учёт застрахованных лиц и оказанной им помощи, сказала Кусайко, а также перейти к цифровому полису ОМС.

О том, что в системе обязательного медицинского страхования необходимо активнее задействовать информационные технологии, чтобы «понимать, куда что уходит», отмечал, выступая 13 мая на пленарном заседании Госдумы, и глава Минздрава Михаил Мурашко. «Информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит», — констатировал министр.

Норматив финансирования страховых организаций уменьшен

Уменьшается и размер выплат из территориальных фондов ОМС страховым медицинским организации «на ведение дела». Впредь получать они будут не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы, поступившей по дифференцированным подушевым нормативам. В настоящее время им предоставляется от 1% до 2%.

По расчётам кабмина, это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые будут направлены на реализацию территориальных программ ОМС.

Для чего потребовались изменения?

О необходимости совершенствования системы страхования в здравоохранении неоднократно заявляла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве недостатков спикер называла непонятную роль страховых компаний, являющихся, по её словам, «промежуточным звеном, которое перекачивает деньги фонда ОМС в больницы». Забота же об интересах пациентов со стороны страховых медорганизаций, по мнению спикера, недостаточна.

В итоге нововведений качество медицинской помощи при новой системе финансирования в рамках ФОМС вырастет, так как объёмы финансирования будут выше, а проволочек меньше, сказал 3 декабря в интервью каналу «Россия 24» председатель Госдумы Вячеслав Володин

Федеральным медучреждениям, где совмещаются и наука и практика, не придётся конкурировать с муниципальными и областными больницами. У высокотехнологичных медцентров при такой системе будет прямое финансирование за счёт федерального ФОМС, причём с введением коэффициента. «Это тоже важно, потому что у них уровень затрат на оказание медицинской помощи другой, его нельзя соизмерять, допустим, с обычной городской больницей», — отметил спикер палаты.

Эффект от такой модели, по мнению Володина, однозначный, потому что деньги будут приходить в больших объёмах в федеральные медицинские учреждения и не будет посредников в лице страховых компаний.

Организации и предприниматели обязательно отчитываются в налоговые органы о внесенных страховых взносах за своих работников. Если речь идет об ИП, предприниматель также рассчитывается и за себя. Существует свод правил, регулирующих удержание и перечисление налоговых взносов, согласно которому должны вести свою деятельность все работодатели.

  1. Что такое ОПС, ОМС и ОСС
  2. От чего зависит размер страховых взносов
  3. Основные тарифы страховых взносов в 2020 году
  4. Пониженные тарифы страховых взносов
  5. Видео по теме статьи

Что такое ОПС, ОМС и ОСС


В законодательстве прописаны следующие виды страхования:

  • обязательное пенсионное страхование – ОПС.
  • обязательное медицинское страхование – ОМС.
  • обязательное социальное страхование – ОСС.

Подробнее об особенностях обязательного государственного страхования можно узнать здесь.

Отчисление по каждой разновидности страховки проходят в соответствующие фонды. Расшифровка путей, по которым идут перечисленные средства, выглядит следующим образом:

  • Пенсионный фонд накапливает средства для формирования и последующего начисления пенсионных накоплений.
  • ФФОМС хранит отчисления по ОМС, которые предназначаются для реализации в случае, если гражданин обращается в медицинское учреждение за оказанием бесплатной помощи.
  • Фонд социального страхования обеспечивает пособиями, которые выплачиваются при нетрудоспособности. Взносы на ОПС также проходят по ВНиМ – временной нетрудоспособностью в связи с материнством.

Важно! Отчисления по ОПС и ОМС должны переводиться в порядке. Их организации платят даже в том случае, если у них маленькая и даже нулевая прибыль.

От чего зависит размер страховых взносов


При установлении взносов на ОПС и ОМС учитываются следующие факторы:

  • Группа, к которой принадлежит налогоплательщик – юридическая организация или ИП.
  • Группа, к которой принадлежит физическое лицо.
  • Ранние выплаты, поступившие на счета физического лица на протяжении года. Важно смотреть, превышает ли сумма предельную базу.

Если работодатель не входит в программу тех, кто может платить пониженные тарифы, он должен руководствоваться общими требованиями.

Основные тарифы страховых взносов в 2020 году


Расшифровка тарифов страховых взносов определяет, сколько должны платить работодатели по закону. Это регулируется Налоговым кодексом ст. 425 пунктом 2. В 2020 году предельная величина базы по обязательным взносам на ОПС составляет 1 292 000 рублей, по ОСС эта сумма чуть меньше – 912 000 руб. Страховые выплаты по ОМС, а также перечисление средств за травматизм не имеют установленной предельной величины.

Таким образом, страховые отчисления имеют следующие тарифы по оплате:

  • Пенсионное страхование – 22%.
  • Медицинское страхование – 5,1%.
  • Социальное страхование – 2,9% (не учитываются взносы на несчастные случаи).

Они действительны для всех категорий плательщиков, за исключением тех, кто имеет льготы. Также стоит отметить случаи превышения установленного лимита. Если превышается предельная база в 912 000 рублей, работодатель освобождается от выплат по ОСС. Если превышен показатель в 1 292 000 рублей, к этому прибавляется снижение выплат по ОПС до 10%.

Внимание! Если сотрудник числится как иностранный специалист, лицо, временно пребывающее на территории РФ и не имеющее гражданства, в отношении него выплаты не начисляются. Это связано с тем, что у такого сотрудника нет страховки, поэтому отчислениям некуда приходить.

Пониженные тарифы страховых взносов


В 2020 году многие ранее предоставляемые льготы для ИП и юридических организаций были отменены. Так, были затронуты предприниматели, занятые работой на патентах, а также те, кто работал в социальной области и производственной, применяя упрощенную систему налогообложения.

Пониженные тарифы сохранились для некоммерческих организаций, занимающихся благотворительностью. В частности, это касается тех, кто ведет деятельность в области социального обслуживания, ведет образовательную, просветительскую деятельность, занят в науке, культуре или спорте. Им предстоит переводить только отчисления в Пенсионный фонд, размер которых не превышает 20%.

Также пониженные тарифы доступны тем организациям, которые осуществляют свою деятельность в сфере информационных технологий. Эти компании должны соответствовать требованиям, указанным в статье 427 Налогового кодекса РФ.

Одним из видов обязательного социального страхования является обязательное пенсионное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит:

  • из Конституции РФ;
  • Закона об обязательном пенсионном страховании;
  • Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Приведем основные понятия, используемые в обязательном пенсионном страховании.

Обязательное страховое обеспечение — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

Тариф страховых взносов состоит из двух частей: солидарной и индивидуальной.
Солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов — это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая не- государственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением ОМС), является Минтруд России.

Субъекты обязательного пенсионного страхования:

  • страховщик;
  • страхователи;
  • застрахованные лица.

Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации, который был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые необходимо было выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы ПФР создаются по решению правления ПФР и являются юридическими лицами. В структуре ПФР восемь управлений в федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение в субъектах РФ и одно в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов (далее также — НПФ), осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов регулируются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному
    страхованию;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсион- ному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию не- зависимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Кроме того, к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К застрахованным лицам относятся физические лица:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым до- говорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным до- говорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных на- родов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан.

Физическими лицами, застрахованными по обязательному пенсион- ному страхованию, могут быть:

  • граждане Российской Федерации;
  • постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
  • отдельные категории иностранных граждан или лиц без гражданства,
    временно пребывающие на территории РФ.
  • Страховым риском по обязательному пенсионному страхованию признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом страховым случаем является достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

    Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсион- ному страхованию являются:

    1. трудовая пенсия по старости;
    2. трудовая пенсия по инвалидности;
    3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
    4. единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
    5. срочная пенсионная выплата;
    6. выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
    7. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

    Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по законодательно установленным нормативам.

    Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
    При формировании бюджета ПФР на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

    Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ.
    Бюджет ПФР является консолидированным.

    В составе бюджета ПФР отдельно учитываются:

    • суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
    • суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
    • суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц;
    • суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
    • суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
    • средства, направляемые на инвестирование;
    • выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
    • средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
    • средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
    • расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

    Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при отсутствии учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

    Бюджет ПФР формируется за счет:

    • страховых взносов;
    • средств федерального бюджета;
    • сумм пеней и иных финансовых санкций;
    • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных
      средств обязательного пенсионного страхования;
    • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    • средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
    • средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
    • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

    Кроме того, во исполнение ряда федеральных законов бюджету ПФР предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета ПФР.

    Расходование средств бюджета ПФР осуществляется строго в соответствии с их целевым назначением. Они направляются:

    • на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
    • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
    • финансовое и материально‑техническое обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных и территориальных органов);
    • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

    При этом следует отметить, что расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

    Расходы бюджета ПФР в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за за- страхованных лиц, компенсируются ПФР за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета ПФР в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете ПФР на очередной финансовый год и на плановый период.

    Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, раз- мер которого, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФР. Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Росфиннадзором.

    Законом об обязательном пенсионном страховании предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

    • для граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
    • физических лиц в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с действующим законодательством;
    • застрахованных лиц, осуществляющих в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
    • физических лиц в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
    • физических лиц в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающих на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

    Читайте также: