Пенсионное обеспечение в мид россии

Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 442
"О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

12 марта 2015 г., 19 августа 2017 г.

ГАРАНТ:

См. справку о денежном содержании государственных служащих федеральных органов исполнительной власти РФ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в целях совершенствования оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации постановляю:

1. Установить размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы согласно приложению.

2. Установить, что федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляются исходя из размеров их должностных окладов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.

3. Правительству Российской Федерации:

а) установить для индексации пенсий за выслугу лет, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", средневзвешенный индекс повышения денежного содержания лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих):

в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации (в центральном аппарате Министерства иностранных дел РСФСР, в центральном аппарате Министерства иностранных дел СССР), - с 1 июля 2014 г.;

в территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (в территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел РСФСР на территории РСФСР, в территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел СССР на территории СССР), - с 1 января 2015 г.;

в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации (в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РСФСР, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях СССР), - с 1 января 2016 г.;

б) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

4. Признать утратившими силу:

а) в разделе 12 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459):

подраздел 2 - с 1 января 2016 г.;

подраздел 3 - с 1 января 2015 г.;

б) Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 1447 "О материальном стимулировании работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" - с 1 июля 2014 г.

5. Настоящий Указ вступает в силу:

в отношении федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации - с 1 июля 2014 г.;

в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации - с 1 января 2015 г.;

в отношении федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - с 1 января 2016 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 июня 2014 года
N 442

Существенно увеличивается денежное содержание госслужащих центрального аппарата МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств МИД России на территории нашей страны.

Денежное содержание госслужащих центрального аппарата Министерства возрастет с 1 июля 2014 г., представительств МИД России на территории нашей страны - с 1 января 2015 г., дипломатических представительств и консульских учреждений - с 1 января 2016 г.

Предусмотрено, что положенные дополнительные выплаты будут начисляться указанным госслужащим на повышенные размеры окладов.

Также в указанные сроки будут проиндексированы пенсии за выслугу лет дипломатическим работникам.

Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации"

в отношении федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации - с 1 июля 2014 г.;

в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации - с 1 января 2015 г.;

в отношении федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - с 1 января 2016 г.

Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть II) ст. 3513

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 19 августа 2017 г. N 381

Изменения вступают в силу с 19 августа 2017 г.

Указ Президента РФ от 12 марта 2015 г. N 129


Выход на пенсию, стаж


При этом в департаменте указали, что "этим правом пользуются в равной степени как мужчины, так и женщины".

Там оговорились, что сотрудники министерства, достигшие установленного законом пенсионного возраста для госслужащих (в 2018 году он составляет 61 год для мужчин и 56 лет для женщин), могут по их собственному желанию уйти с госслужбы и до достижения 65-летнего возраста при условии наличия у них стажа госслужбы минимум 16 лет (в 2018 года).

В российском МИД отметили, что "возраст, необходимый для выхода на пенсию за выслугу лет, каждый год будет возрастать на полгода вплоть до 2026 года (для женщин – до 2032 года с учетом увеличения их пенсионного возраста до 63 лет)". "Соответственно, минимальный стаж госслужбы для пенсии возрастет к 2026 году до 20 лет", — сообщили в департаменте информации и печати.

Размер пенсии

В ДИП российского МИД указали, что "размер пенсии дипломатов зависит от среднемесячной зарплаты по занимаемой должности за последние 12 месяцев и стажа трудовой деятельности, как и для всех работников в нашей стране".


Говоря о том, когда в последний раз повышалась пенсия сотрудников министерства, в российском внешнеполитическом ведомстве пояснили, что "повышение пенсий за выслугу лет осуществляется при увеличении окладов сотрудников министерства". "В последний раз это произошло в начале этого года, когда оклады в МИД России были увеличены на 4%. Выросли, соответственно, и пенсии", — добавили в департаменте.

Так, замруководителя Общественной палаты РФ, бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе сообщил, что пенсии у всех дипломатов отличаются. "Даже у послов разные пенсии. Зависит от того, в какой стране он был, сколько раз он был послом. Выслуга лет также имеет значение", — отметил он. "Если человек работал в стране со сложными условиями, с тяжелым климатом или в военной обстановке, к зарплате всегда платится надбавка", — пояснил Орджоникидзе. Как указал дипломат, пенсия зависит от должности, которую занимал человек в МИД. "Конечно, у заместителя министра пенсия будет выше, чем у советника. Те, кто был в ранге чрезвычайного и полномочного посла, у тех пенсия побольше", — добавил он.


"Большинство начальников департаментов и все заместители министра, естественно, имеют ранг чрезвычайного и полномочного посла. Им на пенсии, как правило, оставляют медобслуживание управления делами президента – это единственная льгота", — отметил Орджоникидзе.

В свою очередь, бывший посол России в Норвегии, Японии и Южной Корее, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Александр Панов отметил, что "пенсия дипломата практически не отличается от стандартной пенсии". "Есть, конечно, категории дипломатов, которые занимали высокие, приравненные к государственным должностям посты, ряд послов в крупных странах, награжденные орденами – у них, конечно, пенсия несколько выше. А так, у других она совершенно обычная, как у государственных служащих", — указал он.

Влияние изменений пенсионного законодательства

Высказываясь по теме того, как предложенный правительством вариант изменения пенсионного возраста может отразиться на российских дипломатах, в МИД разъяснили, что "в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ возраст для пенсии по старости для госслужащих повышен до 65 лет для мужчин и до 63 – для женщин".

"Таким образом, реформа пенсионной системы, предложенная правительством Российской Федерации для всего населения, уже действует применительно к российской госслужбе, включая сотрудников МИД, с января 2017 года", — заключили в департаменте российского МИД.


По мнению бывших дипломатов, изменение пенсионного законодательства не повлияет на работу их коллег в министерстве иностранных дел России.

Бывший заместитель генсека ООН Орджоникидзе рассказал, что сегодня в МИД РФ в 60 лет уходят на пенсию средний и младший состав. "А так до 65 работают. То есть, на старшем дипломатическом составе повышение пенсионного возраста никак не скажется", — указал он.


В свою очередь, бывший посол Панов отметил, что для дипломатов вполне приемлемо повышение пенсионного возраста до 65 лет, "потому что люди имеют опыт, навыки и могут их передавать молодежи, да и сами еще готовы активно работать". "С другой стороны, если старшее поколение займет все руководящие должности, то для молодежи будет меньше шансов продвигаться вперед. Но в целом, я думаю, что для дипломатов – это вполне приемлемая цифра", — заключил он.

Сейчас стандартный возраст выхода на пенсию в России составляет 60 и 55 лет у мужчин и женщин соответственно, прописанный в законе пенсионный возраст установили еще в 1930-х годах. Вопрос о повышении пенсионного возраста обсуждается уже довольно давно. Необходимость этого обуславливается выросшей продолжительностью жизни и невозможностью обеспечить достойную пенсию в условиях, когда количество работающих в стране уменьшается, а число пенсионеров, напротив, растет. Сегодня в большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 60-65 лет.

Внимание! С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, а также изменение условий и порядка установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного федерального закона. С подробной информацией об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей, можно ознакомиться здесь .

По вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, письменные обращения следует направлять в Пенсионный фонд Российской Федерации http://www.pfrf.ru/, либо по адресу: 119991, Российская Федерация, г. Москва, ГСП-1, ул. Шаболовка, д. 4, а также по факсу: +7 495 987 80 70 или через онлайн-приёмную для граждан, проживающих за рубежом, которая находится на сайте ПФР по адресу: http://www.pfrf.ru/eservices/send_appeal/ .

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, осуществляет прием по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, по адресу: г. Москва, ул. Анохина, д. 20А, ежедневно с понедельника по четверг 9:30 - 17:00 и по пятницам 9:30 - 16:00.

Получить консультацию можно также обратившись по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента ПФР: +7 495 987 80 30.

Для граждан России, постоянно проживающих в России, получающих пенсию на территории Российской Федерации и, по каким-либо причинам не имеющих возможности явиться в Пенсионный Фонд, в Посольстве России в Абхазии возможно оформление Акта о личной явке, с автоматическим отправлением сведений в электронном виде в ПФР.

Необходимые документы (в оригинале с ксерокопиями):
Паспорт гражданина России;
Паспорт гражданина Абхазии, либо подтверждение нахождения на территории Абхазии (адресная справка, временная регистрация);
Пенсионное удостоверение.

В Консульском отделе при обращении заполняется заявление. Уведомление выдается на следующий день после подачи заявления. Обращаться необходимо лично (возможно обращение законного представителя для недееспособных граждан).

Граждане России, постоянно проживающие на территории Абхазии при первичном оформлении российской пенсии, переоформлении и восстановлении, обращаются в Посольство России в Абхазии для получения справки о дате выезда гражданина на постоянное жительство из РФ (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации.

Необходимые документы (в оригинале с ксерокопиями), действительные на момент обращения:
Заграничный паспорт гражданина России;
Паспорт гражданина Абхазии с регистрацией по месту жительства;
Адресная справка о проживании, заверенная специалистом Пенсионного Фонда.

В Консульском отделе при обращении заполняется заявление. При подаче заявления выдается направление на получение справки с указанием даты получения.

Возможно оформление справки о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации. Факт выполнения (невыполнения) гражданином оплачиваемой работы может также подтверждаться справкой с его места работы, документом, выданным налоговым органом или другим компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

ВНИМАНИЕ! На сайте Консульского департамента МИД России (https://pension.kdmid.ru/) можно предварительно заполнить документы (акты о личной явке, справки о постоянном проживании за границей, справки о выполнении оплачиваемой работы), необходимые для оформления/выплаты пенсий гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации (https://pension.kdmid.ru/) .

Обратите внимание: заполнение форм через указанный сайт не освобождает от необходимости личной явки в консульские учреждения для оформления вышеуказанных документов. Предварительная отправка заявки через интернет НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВАШИ ДОКУМЕНТЫ РАССМОТРЕНЫ И НАПРАВЛЕНЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, и предназначена для сокращения времени ожидания при личном обращении в консульское учреждение.

Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации»

20 апреля 2020 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru).

Данное постановление издано в связи с принятием в странах мира чрезвычайных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отсутствием возможности у пенсионеров, проживающих за рубежом, представить в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий их пенсионное обеспечение в Российской Федерации, документы, необходимые для продления выплаты российских пенсий и иных социальных выплат (например, дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (http://kremlin.ru/acts/bank/22201), дополнительного материального обеспечения на основании Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», http://kremlin.ru/acts/bank/17895).

Согласно Постановлению № 530 будет осуществлено продление выплаты:

пенсий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» (http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/

1978), либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы;

иных социальных выплат без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы.

Постановление № 530 носит временный характер и предусматривает продление выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат гражданам, проживающим за рубежом, у которых срок действия документов, необходимых для продолжения выплаты пенсионного обеспечения, истекает в интервале с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

Выплата пенсий и иных социальных выплат указанным лицам будет произведена без представления необходимых для продления выплаты документов за период с апреля по июнь 2020 года включительно.

В отношении лиц, у которых срок действия ранее представленного документа, подтверждающего факт нахождения в живых (принадлежности к гражданству Российской Федерации, о неосуществлении трудовой деятельности), истек до марта текущего года, выплата пенсии и иных социальных выплат будет осуществляться в общем порядке в соответствии с Постановлением № 1386 (при условии подтверждения названных фактов).

О порядке получения страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС), используемого для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации сведений о физическом лице и аутентификации физического лица при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

СНИЛС присваивается гражданину при регистрации сотрудниками ПФР в системе индивидуального (персонифицированного) учета его данных, указанных им при заполнении формы «Анкета зарегистрированного лица» (далее – анкета), утвержденной приложением № 1 к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2019 года № 485п.

Бланк анкеты может быть распечатан с интернет-сайта ПФР pfrf.ru в разделе «Жизненные ситуации» → «СНИЛС» → «Как получить, заменить или восстановить СНИЛС» → «Как получить СНИЛС взрослым» → «Анкета» либо «Гражданам» → «Будущим пенсионерам» → «Персонифицированный учет пенсионных прав граждан» → «Как получить, заменить или восстановить СНИЛС» → «Как получить СНИЛС взрослым» → «Анкета».

Анкета заполняется буквами русского алфавита, четким почерком, без исправлений на основании документа, удостоверяющего личность гражданина (в том числе на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации), действующего на момент подачи документов.

Правильность указанных в анкете сведений подтверждается подписью гражданина (нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется).

Граждане, у которых отсутствует СНИЛС, для его получения могут подать заполненную анкету в любой территориальный орган ПФР лично либо через своего представителя или направить ее почтой по адресу: 119991, г.Москва, ул.Шаболовка, д.4, ГСП – 1. Анкета также может быть направлена в ПФР по факсу на номер +7 (495) 987-80-70 или через онлайн-приемную на официальном сайте ПФР (pfrf.ru → «Центр консультирования» → «В онлайн- приемной ПФР» → «Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации»).

При представлении анкеты непосредственно в орган ПФР гражданин должен также предъявить документ, удостоверяющий личность. При направлении гражданином анкеты по почте, факсом или через онлайн-приемную к ней дополнительно прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (достаточно приложить только копии страниц, подтверждающих информацию, указанную в анкете). Верность таких копий должна быть засвидетельствована в соответствии с действующим российским законодательством в области нотариата (1).

В случае если документ, удостоверяющий личность, выдан полномочным органом иностранного государства, соответствующие страницы должны быть также переведены на русский язык, а верность перевода – засвидетельствована нотариально.

Для получения из ПФР документа, содержащего информацию о номере индивидуального лицевого счета гражданина, к анкете необходимо также приложить заявление в произвольной форме с указанием почтового адреса либо адреса электронной почты для его направления.

Данный алгоритм действий применяется в отношении лиц, которые ранее не обращались в ПФР за получением СНИЛС либо утратили соответствующие данные, несовершеннолетних детей, родившихся за рубежом, оформивших/приобретших российское гражданство в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в установленном порядке и никогда не проживавших в России, а также лиц, никогда не документировавшихся внутренними российскими паспортами.

За дополнительными разъяснениями о порядке получения СНИЛС необходимо обращаться по многоканальному телефону ПФР +7 (495) 987-80-30.

________________________________________________________________________________
(1) В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 39п.

Финансовое обеспечение пожилых людей, которые в силу лет уже не могут осуществлять трудовую деятельность, является одной из первостепенных задач любого социального государства.

В РФ этой категории граждан гарантировано пенсионное обеспечение либо же социальная поддержка со стороны государства. Но как же быть с теми, кто не имеет российского гражданства, если они проживают на территории страны? На что могут претендовать эти лица и на каких условиях, и поговорим в статье.

Бесплатно по России

Имеют ли право постоянно проживающие иностранные граждане на получение пенсии в России

Законодатель в п. 1 ст. 3 закона «О государственном пенсионном обеспечении…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ среди категорий лиц, имеющих право на назначение соответствующего обеспечения, упомянут не только российских граждан, но и апатридов или иностранные граждане, которые в РФ проживают на постоянной основе. Причем, они могут претендовать на пенсию по тем же основаниям и на тех же условиях, что и россияне.

На какие виды выплат могут претендовать иностранцы

По сути, указанная выше норма позволяет иностранцам получать все пенсии, предусмотренные российским законодательством при условии, что они постоянно здесь проживают и соблюдают те условия, которые выдвигаются в отношении граждан страны.

В частности они имеют право претендовать на следующие виды выплат:

  • страховая пенсияпри достижении установленного возраста (по старости), по причине приобретения инвалидности или в связи с потерей кормильца (ч. 3 ст. 4 закона «О страховых…» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • накопительная пенсияпри условии ее формирования (ч. 2 ст. 4 закона «О накопительной…» от 28.12.2013 № 424-ФЗ);
  • социальная пенсия, которая выплачивается при несоблюдении необходимых для получения обеспечения по старости условий, но на 5 лет позже установленного срока и в меньшем размере (пп. 5 п. 1 ст. 11 упомянутого закона 166-ФЗ).

Условия назначения

Конкретные требования к иностранцу, соблюдение которых необходимо для выплаты ими пенсии, зависит от вида материального обеспечения, которые указаны выше. Рассмотрим их подробнее:

Страховая

Предоставляется на условиях, установленных для россиян. Главное из них – лицо должно быть застраховано в системе обязательного пенсионного страхования, т.е. состоять в трудовых отношениях или осуществлять законную предпринимательскую деятельность с регистрацией в российском налоговом органе. Данного факта будет достаточно, чтобы при наступлении инвалидность получать соответствующую пенсию, а в случае смерти иждивенцам умершего была назначены выплаты в связи с потерей кормильца.

Чтобы получить содержание по старости, необходимо достичь установленного пенсионного возраста (постепенно он поднимется до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно). Также необходимо иметь стаж работы на территории страны не менее 15 лет и минимальный пенсионный коэффициент 30.

Накопительная

В случае если иностранный гражданин был застрахован в российской системе обязательного пенсионного страхования до 2015 года, у него также была возможность выбрать способ формирования будущего дохода. И при выборе помимо страховой и накопительной пенсии, впоследствии он сможет на нее претендовать на общих основаниях. К таковым относится достижение возраста 65 или 60 лет для мужчин и женщин соответственно, наличие ИПК не менее 30 и не менее 15 лет страхового стажа.

Иностранец сможет получить свои накопления в виде:

  1. единоразовой (если в составе всей пенсии она составляет менее 5%);
  2. срочной (устанавливается ежемесячно на протяжении выбранного заявителем периода, но не менее 10 лет);
  3. обычной пенсионной выплаты (накопления выплачиваются исходя из периода дожития, равного 252 месяца в 2019 году).

Социальная

При отсутствии необходимого стажа и минимального количества страховых отчислений иностранцам, постоянно проживающим в стране, полагается социальное пособие. Оно выплачивается по достижении 70 лет мужчинами и 65 лет женщинами. Также в числе требований указывается минимальный срок проживания в России, равный 15 годам.

Оформление пенсии в России иностранным гражданином

Процедура оформления обеспечения одинакова для всех лиц, имеющих на него права, независимо от их гражданской принадлежности.

Складывается она из следующих этапов:

В случае принятия положительного решения иностранец будет получать пенсию с того месяца, когда он обратился за ней (но не ранее наступления обстоятельств, предоставляющих право на ее получение).

Расчет пенсии для иностранцев

По общему правилу при расчете размера обеспечения во внимание принимаются страховые выплаты и периоды социально значимой деятельности на территории России. В остальном система подсчета та же, что и для обладателей российского гражданства. Накопительная пенсия формируется полностью из накопленных средств, страховая пенсия определяется путем суммирования фиксированной части и индивидуального пенсионного коэффициента, умноженного на его стоимость в соответствующем периоде.

Также при наличии международного договора могут существовать иные схемы расчета права на пенсии. Таковых у России 13 (со всеми бывшими союзными республиками, кроме Азербайджана). В каждом из них прописаны свои условия расчета, но в большинстве случае в качестве льготы установлено право зачета стажа, приобретенного в любой республике бывшего СССР.

На какие дополнительные льготы могут претендовать иностранные граждане

Под иностранцами, постоянно проживающими в России, подразумеваются граждане, получившие обладатели вид на жительство в стране. Наличие такого разрешения практически уравнивает иностранцев с россиянами, особенно в социальных правах. Что же касается пенсионеров, то в значительной степени их касается право на бесплатное получение медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования.

В заключение еще раз напомним, что иностранцы вправе претендовать на пенсионное обеспечение на том же основании, что и россияне. Для этого им необходимо постоянно проживать на территории страны и в большинстве случаев быть застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

При расчете права на выплаты по общему правилу учитывается стаж и страховые выплаты на территории РФ, но при наличии международного соглашения (договора) могут быть установлены льготные условия. В частности, может засчитываться зарубежный стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Уважаемые граждане!

Обращаем Ваше внимание на изменение порядка подтверждения факта нахождения гражданина в живых в целях продолжения выплаты пенсии.

При составлении акта о личной явке гражданина принципиальное значение имеет корректное указание сведений об органе, по линии которого производится выплата пенсии.

Право на пенсию (дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с российским законодательством граждане, проживающие за границей, могут реализовать путем подачи соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов в органы пенсионного обеспечения следующими тремя способами:

  1. лично
  2. через своего законного представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке
  3. по почте

Обращаем Ваше внимание на то, что Консульский отдел Посольства осуществляет помощь гражданам в оформлении документов для предоставления в Пенсионный фонд Российской Федерации только в отношении нотариального заверения копий документов и выдачи справок.

По вопросам консультаций рекомендуем, в первую очередь, обращаться в Департамент Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, по многоканальному телефону: +7 495 987 80 30 .

Подробную информацию по всем вопросам, касающимся пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, в том числе формы и бланки заявлений, можно найти на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

24.08.2016

Информация для российских пенсионеров, проживающих за рубежом

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 793 «О внесении изменений в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».

Согласно поправкам, пенсионеры обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, подтверждающий факт осуществления или прекращения работы, выданный компетентными органами иностранного государства.

Документ может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. Информация передается в Пенсионный фонд России (ПФР) в электронном виде, а пенсионеру на руки выдается соответствующая справка о выполнении/невыполнении им оплачиваемой работы за рубежом.

Неработающие пенсионеры получают право на индексацию страховой пенсии (фиксированной выплаты).

С официальным текстом Постановления Правительства можно ознакомиться по ссылке.

15.09.2020 - Об изменениях в порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. № 1356 внесены изменения в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386.

19.03.2020 - О сроках оформления акта о личной явке

Уважаемые граждане, акт о личной явке необходимо оформлять не ранее чем по истечении 12 месяцев с месяца составления предыдущего документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, и не позднее 6 месяцев с момента наступления срока оформления нового акта о личной явке.

05.03.2019 - Изменение времени приема посетителей по пенсионным вопросам

С 11 марта прием посетителей будет проходить с 14:00 до 16:00 (вход до 15:30), в рабочие дни кроме среды.

05.12.2018 - Информация Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, а также изменение условий и порядка установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного федерального закона.

11.04.2016 - О новой электронной услуге для российских пенсионеров

Введен в эксплуатацию новый интернет-портал для подачи российскими пенсионерами, проживающими в Великобритании, заявок на выдачу консульским учреждением пенсионных справок и составление акта о личной явке.

13.07.2015 - О новых правилах обращения за страховой пенсией

В соответствии с новым порядком выдача пенсионного удостоверения не предусмотрена. При необходимости по желанию гражданина для подтверждения факта установления ему пенсии может выдаваться соответствующая справка.

15.12.2014 - Об изменении адреса Департамента по вопросам пенсионного обеспечении лиц, проживающих за границей.

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, переехал по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А.

27.05.2014 - C 1 апреля 2014 увеличены размеры трудовых пенсий и пенсий по государственному трудовому обеспечению.

С 1 апреля 2014 года увеличены размеры трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 года № 241 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2014 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" и от 22.03.2014 года № 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 года социальных пенсий".

25.03.2014 - С 1 января 2014 года изменен порядок учета периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком

С 1 января 2014 года изменен порядок учета периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. №427-ФЗ «О внесении изенений в статью 11 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

25.03.2014 - С 1 февраля 2014 года увеличены размеры трудовых пенсий

С 1 февраля 2014 года увеличены размеры трудовых пенсий на основании постанвления Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 №46 «Об утверждении коэффицента индексации с 1 февраля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инфвалидности и трудовой пенсии по случа. Потери кормильца».

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Читайте также: