Пенсионное обеспечение в рамках социальной защиты







СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ 4

1.1. Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения. 4

1.2. Значение пенсионной реформы в РФ.. 9

2. анализ деятельности ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ и его бюджетной обеспеченности.. 13

2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ.. 13

2.2. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда РФ.. 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.. 24

3.1. Проблемы реализация пенсионной реформы в России. 24

3.2. Бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

ВВЕДЕНИЕ

Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им? Поэтому пенсия - это социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и на смог заработать большую пенсию.

Поэтому в любой пенсионной модели должна быть функция перераспределения. В остальном же, величина пенсии должна определяться количеством и качеством труда работника, измеряемого размерами его доходов

Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью в настоящее время.

Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.

Для реализации поставленной цели определим задачи курсовой работы:

- рассмотреть роль Пенсионного фонда РФ в социальной защите населения;

- проанализировать значение пенсионной реформы в РФ;

- провести анализ деятельности Пенсионного фонда РФ;

- провести анализ финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ;

- указать проблемы реализация пенсионной реформы в России;

- проанализировать бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения.

1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ

Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения

Во главе всех органов социальной защиты, участвующих в пенсионных правоотношениях, осуществляющих защиту граждан в старости, в случае потери кормильца и при наступлении других обстоятельств, в результате которых уровень жизни этих граждан значительно понижается, стоит Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) [2, с.323].

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.


Рисунок 1 - Структура ПФР

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников [15, с.412].

По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

- аккумуляция страховых взносов;

- финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуаль­ной трудовой деятельностью;

- страховых взносов других категорий работающих граждан;

- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гра­жданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадав­шим от чернобыльской катастрофы, на расходы по дос­тавке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государ­ственным фондом занятости населения РФ в связи с на­значением досрочных пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств фонда;

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

- выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения мате­риальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение те­кущей деятельности фонда и его органов;

- финансирование других статей в соответствии с законом [7, с.376].

Негосударственное пенсионное обеспечение является допол­нительным по отношению к государственному и может осущест­вляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо тер­риторий, а также в форме личного пенсионного страхования граж­дан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи

В Москве суммы пенсионных выплат больше, чем в других городах. И когда денежная сумма, получаемая гражданином на пенсии, не доходит до законодательно установленного минимума, его следует обеспечить надбавками. Существуют особые льготы и привилегии специально для пенсионеров – все это призвано повысить уровень жизни и помочь человеку следить за своим здоровьем.


Социальная помощь пенсионерам

Выплаты в Москве

Любой пенсионер имеет право на пенсию, сумма которой как минимум доходит до прожиточного минимума. Как трудящиеся, так и безработные люди могут быть претендентами на получение доплат. Безработные граждане могут получать страховые пенсионные выплаты, если они жили в столице как минимум десять лет. Средняя сумма данной разновидности пенсии составляет 14 тысяч рублей в Москве и 14 тысяч 200 рублей в области.

Когда гражданин не прожил в столице нужное количество лет, ему будут выплачивать около 11 тысяч 428 рублей.

Важно! Если данная сумма не совпадает с установленным прожиточным минимумом, недостаток оплачивается из средств городского бюджета.


Если пенсия меньше прожиточного минимума, гражданину положены доплаты

Работающие пенсионеры в Москве – льготники, у которых имеется право на индексацию предоставляемых выплат. Все проценты в данном случае тоже обеспечиваются из денег региона. Если говорить о накопительной пенсии – зачисления данного характера основываются на тарификации.

Категории пенсионеров, имеющих право на комплексный набор социальных услуг

Список категорий граждан, которым предоставляется комплекс социальных услуг, прописан в Федеральном Законе номер 178 от 17 июля 99-го года. Перечислим эти категории:

  • участники и ветераны ВОВ;
  • инвалиды и ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, которых награждали орденами либо медалями, служившие с момента 22 июля 41-го года по 3 сентября 45-го в воинских частях, не имевших статуса действующей армии;
  • участники Великой Отечественной Войны, имеющие почетный знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • участники Великой Отечественной Войны, служившие на объектах противовоздушной обороны, принимавшие участие в постройке оборонительных заграждений и сооружений для морских баз войск и аэродромов, располагавшихся неподалеку от границ тыла;
  • члены семей умершего инвалида ВОВ, ветеранов из числа граждан, состоявших в особые группы самозащиты команд, занимавшихся противовоздушной обороной, а также члены семей погибших участников ВОВ, занимавшихся выполнением профессиональных обязанностей в больницах Ленинграда;
  • граждане с инвалидностью.


Выдержка из статьи 6.1 ФЗ №178

Разновидности материальной социальной помощи

Государство предоставляет несколько основных разновидностей материальной поддержки.

Государственная адресная единовременная материальная социальная помощь

Данная разновидность помощи предоставляется местной соцзащитой. Она обеспечивается безработным одиноким гражданам пенсионного возраста, когда они живут с неработающими близкими родственниками, и общие доходы семьи – максимум 15 тысяч рублей.

Данная поддержка предоставляется максимум раз в год и выдается на выполнение каких-то конкретных целей. К примеру, для оплаты дорогого лечения, отопления, ремонта квартиры, если произошла чрезвычайная ситуация. Необходимо учитывать, что для вычисления суммы на оплату ремонтных работ и дальнейшей поддержки требуется предоставление акта осмотра и оценки жилья, оформление сметы и прикрепление документации, свидетельствующей о понесенных затратах.

Важно! Материальная поддержка предоставляется только при соблюдении всех указанных критериев.


Пенсионеры имеют право на получение единовременной материальной социальной помощи

Материальная поддержка бывшего работника, вышедшего на заслуженный отдых раньше срока по выслуге лет либо в связи с достижением определенного возраста

Стоит сказать, что эта разновидность помощи весьма неопределенная, потому что решение об оформлении дополнительных пенсионных выплат либо предоставлении материальной помощи регулируется коллективным трудовым договором фирмы, где выполнял свои трудовые обязанности гражданин. Поддержка может быть оказана пенсионерам для оплаты лечения, в связи с выходом на пенсию по старости или инвалидности.

Чтобы получить эту разновидность помощи, нужно оформить заявление на имя начальника, прописав причины такой просьбы.

Важно! Независимо от принятого решения выдают приказ, содержащий сведения об оказании материальной поддержки гражданину либо об отказе – при этом обязательно должна быть прописана причина.

Эта разновидность поддержки не облагается налогами на доходы, если она не относится к трудовой дисциплине или трудовым условиям, однако призвана поддержать в непростой жизненной ситуации. Иными словами, выплата должна быть отнесена к расходам. Страховые отчисления не требуются, если размер поддержки не превышал четыре тысячи и касается случаев выплат, связанных со стихийными бедствиями, усыновлением, рождением ребенка или смертью близкого родственника.


Работодатель может обеспечить сотрудника, который выходит на пенсию, материальной поддержкой

Целевые контракты

Подобная разновидность помощи призвана адаптировать и помочь устроить на работу граждан пенсионного возраста и инвалидов. С таким человеком, социальной службой, образовательным заведением оформляют трехстороннее соглашение на обучение и сопровождение при устройстве их на рабочее место. Социальную группу данных граждан отправляют на переквалификацию или обучение по специальностям, имеющим актуальность на трудовом рынке.

Важно! Таким образом, государство организовывает досуг людей и гарантирует им трудоустройство.


Пенсионер может быть отправлен на переквалификацию

Комплексный пакет социальной помощи: из чего состоит и кому предоставляется

Комплексная социальная помощь предполагает оказание поддержки одиноким и семейным гражданам пенсионного возраста с инвалидностью, участникам боевых действий, у которых уже имеется пенсия.

Из чего состоит эта помощь — можете увидеть в таблице ниже.

ПомощьОписание
МедикаментыПенсионерам предоставляют лекарственные препараты, которые стоят так дорого, что они сами не могут себе их купить.
Лечение в санаторных условияхЕсли имеется рекомендация специалиста и направление на данную разновидность лечения, то раз в год пенсионеру могут предоставить такую возможность при оформлении им соответствующего заявления.
Компенсация проезда до санаторного учреждения и до домаДанный пункт касается проезда на автобусе, поезде, самолете, паромной переправы на речном и морском транспорте.
Особые условия предоставляются гражданину пенсионного возраста с инвалидностью первой группыПенсионер пожилого возраста с инвалидностью первой группы может ездить в санаторий дважды в год, а проезд в это учреждение и обратно оплачивается не только ему, но и сопровождающему лицу.


Выдержка из статьи 6.2 ФЗ №178

Из чего состоит социальная помощь нуждающимся пенсионерам в столице?

Льготы социального плана обеспечиваются пенсионерам, проживающим в Москве, чтобы улучшить качество их жизни.


У пенсионеров, проживающих в Москве, есть дополнительные льготы

Компенсации, предоставляемые ежемесячно

Ежемесячные компенсационные выплаты, или компенсационные выплаты регулярного характера – разновидность денежной поддержки для работающих граждан пенсионного возраста. Полагаться на нее имеют права люди, чей доход не доходит до 20 тысяч рублей. Перечень граждан, чаще всего нуждающихся в подобной прибавке, состоит из библиотекарей, дворников, медицинских сестер, фармацевтов, водителей и воспитателей.

Важно! Список относящихся сюда специальностей утвержден в законном порядке.

Объемы денежных выплат выставляются в индивидуальном порядке, они связаны с суммой основных выплат по пенсии и компенсаций.


Пенсионеры могут получать ежемесячные компенсационные выплаты

Обратите внимание! Для инвалидов первой и второй группы, участников Великой Отечественной Войны прибавки производят вне зависимости от рода их трудовой деятельности.

Льготы на квартплату

Граждане пенсионного возраста аналогично с другими нуждающимися людьми имеют право на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Когда сумма «коммуналки» превышает сумму, эквивалентную десяти процентам общих доходов семьи, пенсионер может использовать данную привилегию. Разумность обеспечения подобной субсидии каждый месяц рассматривается заново, требует утверждения при помощи справки о доходах.

Важно! Она сразу прекращает предоставляться в момент повышения доходов.

Тем гражданам, чья жизненная ситуация подходит под приведенные выше критерии, предоставляют скидку в полцены на оплату долгов за электричество, воду, отопление. Помимо этого, пенсионеры Москвы платят лишь половину цены за предоставление им кабельного телевидения. Привилегия распространяется на одиноких граждан пенсионного возраста и их семьи при оформлении субсидии.

Каждый месяц пенсионеру обеспечивают выплату 230 рублей, призванную компенсировать плату за стационарный телефон.


Гражданин пенсионного возраста может получать субсидии на оплату услуг ЖКХ

Льготы медицинского характера

На основе социальной программы граждане пенсионного возраста, живущие в столице, имеют право на следующие услуги медицинского плана:

  • посещение медицинских заведений без оплаты и без очереди в районе регистрации;
  • бесплатные путевки в санаторные учреждения по направлению врача;
  • скидки на лекарственные средства, действующие по всем розничным аптекам в городе;
  • частичная компенсация трат на приспособления для технической реабилитации по рекомендации лечащего врача;
  • бесплатное предоставление зубных протезов, исключая сложные и дорогие конструкции (в государственных заведениях);
  • вызов медицинского специалиста на дом по действующей социальной программе.


Существуют также льготы медицинского характера

Налоговые привилегии

Вычеты налогового плана обеспечиваются гражданам пенсионного возраста в Москве на тех же основаниях, что распространяются и на прочих граждан нашей страны. Они имеют право на льготы при выплате налога на имущество, землю или транспорт.

Важно! Таким образом, для пенсионера упраздняется налог на одно транспортное средство.

Помимо этого, ему предоставляют скидки на погашение сборов по налогам на один земельный участок, если заявление будет предоставлено до первого ноября.

Если говорить о вычетах налогового плана, московским пенсионерам обеспечивают:

  • имущественный вычет при покупке имущественного объекта;
  • базовый вычет для категории работающих граждан;
  • профессиональный вычет;
  • вычет в сумме 120 тысяч рублей на собственное образование и в сумме 50 тысяч рублей при плату за обучение близкого родственника – ребенок или внук;
  • вычет на процедуры медицинского характера, стоящих очень дорого.


Выдержка из статьи 220 НК РФ

Процесс предоставления льгот

Давайте выясним, как получить какую-либо разновидность льготы. Поясняем, как вам следует поступить:

  1. Обратиться в заведение соцзащиты населения своего района.
  2. Сбор бумаг: для любой разновидности льготы предписан свой пакет документации. Чтобы выяснить, что именно вам нужно собрать, позвоните в социальную защиту или обратитесь в местный орган соц. Службы.
  3. Ждите ответа. Вам придет решение по окончании сроков, установленных в законодательном порядке. Сотрудники выяснят, допустимо ли назначить вам льготу. Если решение не в вашу пользу, то отказ придет в письменной форме в рамках указанного срока. А если соцзащита приняла положительное решение, то на законных основаниях оформляется льгота.


Нужно предоставить пакет документов для получения определенных льгот

Важно! Если гражданин думает, что ему неправомерно отказали в прошении о льготе, у него есть право на оформление жалобы в вышестоящие органы.

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:

Читайте также: