Пенсионное обеспечение в рб и направления его совершенствования

Республика Беларусь
220030 г. Минск, ул. Берсона 1а
Телефон: (017) 200-12-25
Факс: (017) 222-40-96
E-mail: center@pmrb.gov.by
Режим работы: пн.-пт. 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00


Капыльский М.П.
Начальник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Как известно, действующая в нашей стране пенсионная модель является распределительной. Суть ее состоит в том, что страховые взносы собирают с одних, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения. По этой причине данную модель часто называют солидарной. Такая система имеет свои преимущества. Среди них – возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой, т. е. внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым. Распределительные пенсионные системы существуют в большинстве развитых стран. Правда, они не являются там единственными и функционируют наряду с другими, например, накопительными.
В настоящее время пенсионная система Республики Беларусь функционирует достаточно стабильно. Регулярно и вовремя выплачиваются пенсии, их размер постоянно перерасчитывается в сторону увеличения. В настоящее время среднемесячная трудовая пенсия составляет 213 тысяч рублей или 135 процентов к бюджету прожиточного минимума и 42 процента по отношению к средней зарплате в стране. Такого соотношения нет ни в одном из государств СНГ.
Сказанное выше, однако, не означает, что существующая модель пенсионного обеспечения является совершенной и не нуждается в реформировании. Сложившаяся еще во времена СССР и принципиально не менявшаяся с тех пор, сегодня она не в состоянии эффективно обеспечивать потребности общества. При высоком, можно сказать, критическом тарифе страховых взносов пенсионная модель не выполняет свою главную задачу: обеспечить достойный уровень жизни тем, кто в прошлом активно работал и создавал национальное богатство страны. Большим недостатком распределительной системы является ее зависимость от демографических факторов, от соотношения численности работающих и пенсионеров. На протяжении последних 15 лет наблюдается активный процесс старения населения, что увеличивает долю пенсионеров и сокращает долю работающих. Если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в нынешнее время уже 60. Такая тенденция сохранится и на ближайшее время.
Солидарной системе свойственно излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.
Главный недостаток действующей распределительной системы – ее расточительность. Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию. Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. По этой причине по оценкам специалистов Минтруда и соцзащиты в стране фактический возраст выхода на пенсию на протяжении последних лет в среднем на один год ниже общепринятого.
Широкое распространение пенсий на льготных условиях в значительной мере связано с отсутствием отдельного источника их финансирования и предоставлением указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей тарифов пенсионных взносов. Такой подход ведет к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и расходованию средств Фонда социальной защиты населения на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.
Для решения указанных проблем необходима разработка законопроекта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, урегулировал порядок предоставления им профессиональной (досрочной) пенсии с использованием новых механизмов формирования прав на такие пенсии и в конечном итоге освободил общую пенсионную систему от обязанности отвечать за производственные риски в виде досрочных трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда и трудовых пенсий за выслугу лет.
Обременительно действует на пенсионную систему учет при определении размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов наравне с периодами их уплаты. Эти так называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и другие) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.
Первым шагом в разрешении данной проблемы должны стать меры, направленные на установление минимального периода уплаты обязательных страховых взносов как условия для назначения пенсии по возрасту. Такой срок, по мнению Минтруда и соцзащиты, должен быть не менее 5 лет. Соответствующую норму необходимо отразить в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения», который находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Данный законопроект содержит и другие предложения, направленные на оздоровление пенсионной системы, изыскание ее внутренних резервов. В частности, для лиц, работавших на сельхозпредприятиях после 1 июля 1998 года, вводится одинаковый с другими работниками порядок исчисления трудового стажа для начисления пенсии, основанный на уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, исходя из установленного минимального уровня заработной платы.
Важным подспорьем в оптимизации нынешней пенсионной модели могло бы стать перераспределение источников финансирования пенсий, назначаемых безработным до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Как известно, сегодня эта нагрузка лежит на Фонде социальной защиты населения. Для обеспечения использования средств государственного социального страхования по целевому назначению правильно было бы выплачивать указанные пенсии за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

В последние годы специалистами в области пенсионного обеспечения неоднократно поднимался вопрос о корректировке подходов в выплате пенсий в период работы. Сегодня, как известно, пенсии работающим пенсионерам выплачиваются полностью (за исключением пенсии за выслугу лет при продолжении работы, дающей право на эту пенсию). Такое положение «не согласуется с принципами социального страхования, базирующегося… прежде всего на солидарности поколений, сменяющихся на рынке труда и передающих эстафету содержания людей состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка. Особенно обостренно это воспринимается неработающими пенсионерами в условиях нехватки денежных средств для более высоких пенсий» [1]. Правовые способы решения указанной проблемы должны быть гибкими. Мы согласны с тем, что здесь надо учитывать как возможность повышения уровня пенсий, так и необходимость стимулирования занятости ветеранов, предоставления им шанса зарабатывать более высокую пенсию.

[1] Беспалов Г.С. Пенсионный синдром. Возможно ли его избежать? //Республика – 1998. – 25 марта.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

  • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
  • которые достигли пенсионного возраста;
  • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту
456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
257,96 (61,70 + 196,26)
245,12 (59,97 + 185,15)
243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
46,28
44,98
43,47
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
61,70
59,97
57,96

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
  • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2020 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.


Европейская исследовательская ассоциация «Oikonomos»

Изменения демографической ситуации в последние десятилетия влечет за собой необходимость изменения пенсионной реформы. Основные реформы пенсионных систем в большинстве постсоветских стран прошли ранее, и сейчас происходит пересмотр пенсионного возраста. Так, например, в Польше правительство приняло решение, что пенсионный возраст будет составлять 67 лет, в Латвии предполагается повышение пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов за 2014-2020 годы.

Пенсионная система Беларуси, при общем взгляде, выглядит вполне лояльно. Более низкие, чем у нас, возрастные пороги существуют только в двух государствах постсоветского пространства — России и Узбекистане. С 2017 года пенсионный возраст в Беларуси будет постепенно возрастать и составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин. Однако, несмотря на повышение пенсионного возраста на 3 года, наш пенсионный порог остается довольно низким в сравнении с европейскими стандартами.

Подводным камнем белорусской системы может считаться Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения», определяющий порядок и правила начисления страхового стажа работы. Необходимо понимать, что при выходе на трудовою пенсию учитывается не только общий стаж работы, но и страховой стаж. И теперь необходимый минимальный период страхового стажа для назначения пенсии – не менее 15 лет и 6 месяцев. Далее ежегодно с 1 января 2016 года стаж работы с уплатой взносов в бюджет Фонда будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет. В России минимальный страховой стаж составляет семь лет и будет постепенно увеличиваться до 15, в Литве, Латвии, Эстонии, Украине он сейчас равен 15 лет и пока не пересматривается.

Следует различать понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж». Первое включает в себя только время оплачиваемой общественно-полезной трудовой деятельности, сюда же включаются предусмотренные законодательством периоды, когда гражданин не работает, но за ним сохраняется место работы. Второй же – страховой стаж – это сумма периодов, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

В страховой стаж работы включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (при условии уплаты в эти периоды страховых взносов), в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию. В страховой стаж работы не включаются воинская служба, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получение образования, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом, а также за престарелым, получение пособия по безработице.

В отличие от Беларуси, в России большинство вышеперечисленных пунктов в страховой стаж включаются (все, за исключением обучения в высших и средних специальных учебных заведениях). Если сравнивать с европейской моделью, например, ФРГ, там также в исчисление страхового стажа включаются периоды нетрудоспособности, воинской службы, декретный отпуск, а также период получения образования продолжительностью до 3-х лет.

В связи с такими жесткими условиями начисления страхового стажа не все белорусы смогут претендовать на трудовую пенсию. Те, кто не имеет минимального страхового стажа смогут получать только пенсию по возрасту. Сейчас минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Таким образом, минимальная пенсия во втором квартале 2016 года составляла 392.283 руб. Возрастной порог получения этого вида пенсии увеличен, для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 60 лет.

Однако, происшедшие изменения нельзя назвать реформой пенсионной системы, так как не затронут вопрос совершенствования механизма накопительного элемента в пенсионной системе. В случае его обязательности государство должно гарантировать людям сохранность и приумножение обязательных пенсионных накоплений, но чтобы рассчитывать на реальную отдачу от инвестирования пенсионных средств, нужно высокое развитие финансового рынка и стабильность национальных денег, чего нет в Беларуси. В существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски. Такие факторы привели к ликвидации обязательного накопительного компонента в Чили, Аргентине и Венгрии, а Польша и Словакия перевели накопительный элемент на добровольную основу.

Опыт США, Германии, Франции и других европейских стран демонстрируют эффективность добровольных накопительных механизмов, что во многом сопряжено с развитостью рыночных экономических институтов в целом. Именно это должно стать приоритетом дальнейшего развития пенсионной системы Беларуси.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;
-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4
2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……. …11
2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения. 11
2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………. …. 16
3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………. …..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Пенсионная система РБ ноВОЕ.doc

1.СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……..4

2.АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……. …11

2.1Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения. 11

2.2Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе………. …. 16

3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………… ……………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..30

Пенсионная система является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь.

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление на современном этапе;

-изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;

- проанализировать сущность развития пенсионной системы;

- определить основные проблемы, пути их решения и направления совершенствования пенсионного обеспечения.

Объектом настоящего исследования является пенсионная система.

Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы, как синтез, анализ, сравнение показателей, статистические методы.

Важнейшей составной частью системы социальной защиты населения является система пенсионного обеспечения. В Беларуси она затрагивает жизненно важные интересы не только 2,4 млн. граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.

В Республике Беларусь функционирует солидарная пенсионная система с установленными выплатами, при которой работающее население финансирует пенсии путем уплаты страховых взносов.

Состояние пенсионной системы Республики Беларусь отражает процессы, происходящие в экономике страны. В 2012 году средний размер назначенных пенсий, в том числе по возрасту, увеличился по сравнению с 2011 годом более чем в два раза. Минимальный размер пенсии по возрасту в 2011 году был доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, а выплата социальных пенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душу населения.

Предусмотренный законодательством механизм корректировки размеров пенсий позволяет достаточно регулярно производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в стране. Несмотря на стабильное функционирование, в пенсионной системе Беларуси имеется немало проблем, требующих решения. При высоком тарифе страховых взносов (34% отчислений от фонда оплаты труда и страховом взносе в размере 1% от заработка, установленного для работающих по найму граждан), уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне.

Для значительной доли пенсионеров, заработная плата которых была в период трудовой деятельности выше средней зарплаты по стране, государство обеспечивает реализацию пенсионных прав в неполном размере. Диапазон нереализуемых прав составляет 30 – 80% от тех объемов страховых сумм, которые были накоплены в течение трудового периода.

Пенсии выплачиваются только застрахованным работникам, которые участвовали в резервировании части своей заработной платы.

Негативной тенденцией является возрастающая экономическая нагрузка на трудоспособное население, которая связана с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности. Изменение возрастной структуры населения Беларуси по основным характеристикам совпадает с общемировыми тенденциями.

Ситуация, при которой на одного пенсионера приходится менее двух работающих, оценивается экспертами как неблагоприятная. Согласно демографическим прогнозам, сделанным Всемирным банком, ожидается, что к 2025 году 28% населения Беларуси будет старше нынешнего пенсионного возраста, а доля пенсионеров превысит 32% населения. Действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста и другие обстоятельства ведут пенсионную систему к уравнительному распределению. Это вынуждает многих пенсионеров продолжать работать, особенно тех, кто имел высокие заработки.[21, с. 185]

Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили учебные пособия, статьи по исследуемой проблеме, статистические материалы , а также нормативные документы по Республике Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: Е. Березюк, В. Матвеев, Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов, Л. Писарчик, Е. Юркштович.

Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, графический способ, системный подход, а также специальные методы и приемы.

Оббьем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения ,списка использованных источников. Курсовая работа включает : с., рисунков, таблиц, источников

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь выступает одной из важнейших составляющих системы социальной защиты населения.

Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на её территории, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. На начало 2016 года в республике пенсию получает почти треть населения (27,1 процента).

Большинство граждан пенсионируется по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее-Закон). Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторых других лиц осуществляется согласно специальным законам.

Законом предусматривается назначение и выплата трудовых пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца (в том числе сиротам);
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях предоставляется: мужчинам — по достижении 60 лет, и наличии стажа работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и наличии не менее 20 лет стажа работы. Кроме того, обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет является уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения Республики Беларусь (далее — страховые взносы) в течение 15 лет, а для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов, многодетным матерям (родившим и воспитавших 5 и более детей), инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам — не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу инвалида или кормильца, а продолжительность уплаты страховых взносов значения не имеет (т.е. требуется только факт уплаты инвалидом или умершим кормильцем страховых взносов). Размеры трудовых пенсий определяются с учётом прошлого стажа (до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин) и заработка до назначения пенсии, с которого уплачивались страховые взносы (ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин). Размер пенсии по инвалидности также зависит от группы инвалидности.

В стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды работы (иной деятельности) с уплатой страховых взносов, а также иные социально значимые виды деятельности (служба в армии, уход за малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы и т.д.).

Трудовые пенсии в 2015 году при назначении исчисляются из заработка за 21 год подряд стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого произведена уплата страховых взносов, а за другие периоды деятельности, которые включены в стаж в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно (с 2016 г.) период для исчисления заработка увеличивается на 1 год.

Исчисленный размер пенсии не может быть менее установленного законодательством минимального размера пенсии.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. При этом с 1 января 2015 года социальная пенсия гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5-летний) страховой стаж, назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий:

  • в связи с ростом средней заработной платы (перерасчитываются трудовые пенсии) в пределах имеющихся пенсионных средств;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (перерасчитываются минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии).

Пенсионное обеспечение лиц, работавших на территориях государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области социального (пенсионного) обеспечения, осуществляется с учетом положений указанных договоров (соглашений). К таким договорам (соглашениям) относятся:

  1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.;
  2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 г.;
  3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. ;
  4. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г.;
  5. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;
  6. Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г.;
  7. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (вступило в силу 15 июля 2014 г.). В настоящее время ведется работа над проектом административного соглашения о применении Соглашения.

Принимаемые в последние годы в республике меры в области пенсионного обеспечения направлены на стимулирование граждан к длительной легальной трудовой деятельности и зарабатыванию пенсии, мотивацию трудоспособных граждан к получению пенсии в более старших возрастах, а также на пресечение иждивенческих установок.

Гарантии в области обязательного пенсионного обеспечения и страхования могут дополняться программами добровольного дополнительного пенсионного страхования, которые предлагаются страховыми организациями.

Осипенкова Д.А.,Чубрик Е.Н.

Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в Республике Беларусь

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит пенсионному обеспечению, которое реализуется через систему государственного социального страхования, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев (старость, болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком, инвалидность, потеря кормильца и другие).

Совершенствование системы пенсионного обеспечения является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" РПП называют солидарной. Система несправедлива, неэффективна и аморальна. Несправедлива, потому что разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию и национализирует выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы в случае смерти, потому что перераспределяет государственные ресурсы в пользу богатых и обеспеченных за счет бедных. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Потому что лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости и активизирует механизмы, разрушительные для института семьи и отношений между людьми. В Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде система РПП не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи [1].

Сама величина пенсионного пособия должна ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера. Нормы индексации подлежат уточнению. Во всяком случае, индексация по двум основаниям (инфляция и фонд оплаты труда) — экономический нонсенс, который должен быть устранен. Должны быть устранены (или преобразованы в иную, более рациональную форму)— льготные возрасты, льготные нормы расчета пенсии и т. п Необходимо хотя бы частично вернуться к изначальному пониманию межпоколенческой солидарности как прежде всего солидарности внутрисемейной (взрослые дети полностью или частично содержат нетрудоспособных родителей).

Средний размер назначенных пенсий в 2011г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 355,7 тыс.руб. и составил 940,4 тыс.руб. А в январе-августе 2012г. наблюдается значительное увеличение пенсий, которое составляет 1 309,1 тыс.руб. Реальный размер назначенных пенсий, в 2011г. в процентах к 2010г. составил 77,1%,

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в 2011г.:

из них получающих пенсии:

· по возрасту – 2 002;

· по инвалидности – 270;

· по случаю потерь кормильца – 125;

· за выслугу лет – 30;

· мужчины в возрасте до 60 лет – 2,1;

· женщины в возрасте до 55 лет – 1,8 [2].

Увеличение пенсионного возраста представляется правительству чуть ли неизбежным шагом для сохранения ликвидности пенсионной системы. Критическое состояние государственных финансов, отсутствие реальных сбережений и инвестиционной политики фонда социальной защиты, создавать рабочие места и завоевывать новые рынки сбыта - все эти факторы приводят к тому, что возможности государства повышать пенсии, выполнять обязательства перед будущими получателями трансфертов из пенсионной системы резко сокращаются. Отсутствие экономической свободы в Беларуси является очередной причиной сокращения финансовых возможностей Фонда социальной защиты (ФСЗ). По разным оценкам, от 60 до 85% ВВП страны производится в серой сфере. Из этих доходов граждане не платят взносы в ФСЗ. Очередным фактором, усугубляющим состояние пенсионной системы РБ, является ухудшающееся демографическое положение. Количество новых пенсионеров превышает количество молодежи, вступающей в рабочую силу. При сохранении существующих демографических тенденций, миграционной политики, безадресной системы социальной помощи, отсутствии эффективных механизмов к 2020 году отношение средств в пенсионную систему к числу пенсионеров будет один к одному.

В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2012 г. на учете состояло 2 495,2 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 1 657,3 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 721,4 тыс. рублей, по инвалидности – 1 509,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1 090,8 тыс. рублей, социальных пенсий – 782,4 тыс. рублей [2].

В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

- введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;

- в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;

- принят Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании".

Принятый 18 марта 2012 года был издан Указ Президента Республики Беларусь № 136 является одним из вариантов отсрочки получения пенсии, и устанавливает возможность увеличения пенсии по возрасту на 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии, − соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы, при условии, что пенсия не выплачивается [4].

Статьей 23-1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» уже было установлено, что размер пенсии по возрасту, назначаемой после достижения возраста и при наличии стажа работы, предусмотренных ст.11 этого Закона, увеличивается на один процент заработка за каждые полные два месяца работы, прошедшие со дня возникновения права на пенсию по возрасту на общих основаниях до дня обращения за ее назначением [5].

В современных условиях пенсионный возраст — экономически бессодержательная категория. Он должен бы означать границу между двумя качественно разными состояниями: жизнь на трудовой заработок и жизнь на пенсию. Когда-то так и было. Тогда и понятие «коэффициент замещения» было значимым. Оно показывало, насколько крута эта ступенька, насколько изменится уровень жизни при выходе на пенсию.

Специалисты Министерства труда и социальной защиты видят существующие проблемы, но в действующих правовых рамках не могут предложить конструктивные решения, которые были бы выгодны для пенсионеров и страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Принимаемые в последние 4 года меры носят поверхностный характер и не в состоянии нейтрализовать причины, порождающие кризис пенсионной системы.

Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Одной из самых новаторских пенсионных систем в мире считается чилийская пенсионная система, опыт которой использовался различными странами (в том числе и Россией). Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Следует отметить, что в Чили существует два основных типа получения пенсий: пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие застрахованному лицу до конца его жизни) и программированный уход на пенсию (пенсионные выплаты осуществляются по определенной схеме, оговоренной с застрахованным лицом). Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин. Однако есть вариант досрочного выхода на пенсию при условии достаточных для этого накоплений.

Таким образом, пенсионное (социальное) обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Чилийская пенсионная система может послужить ярким примером совершенствования пенсионной системы в Республике Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Официальный сайт Научно-исследовательского Центра Мизеса в Республики Беларусь / Режим доступа: http://pensionreform.ru/39245 Дата доступа: 10.11.2012

2. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php Дата доступа: 10.11.2012.

3. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. – №3. – 2008. – С. 41–44.

4. О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан: Указ Президента Республика Беларусь, 18 марта 2012 г., № 136 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. − Минск, 2012.

5. О пенсионном обеспечении: Закон Республика Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХII: В ред. Закона Республика Беларусь от 25 мая 2007 г. // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. − Минск, 2012

Читайте также: