Пенсионное социальное обеспечение предмет

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения - это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

  • отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (профессиональная реабилитация, транспортное обеспечение, предоставление протезно-ортопедической помощи);
  • отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
  • система льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои соцтруда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни);
  • медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными;
  • санаторно-курортное обслуживание и лечение;
  • лекарственная помощь.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

1.Предмет социального обеспечения
2.Группы общественных отношений
3.Основные виды

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг. Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев. Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием.

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

  • по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, се-мой с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защит-той права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан. «Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению грыж-дан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслужи-ваянию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплата-ми включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоя-ном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствии-ем возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по со-цельному обслуживанию престарелых и инвалидов в ста-пионерных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуг гид для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалид-дав в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

Предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, под-группой которых выступают отношения по санаторно-ку-ротному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются обще-ставенные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

  • отношения по установлению юридических фактов, на-личике которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению ус-луг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.
  • отношения, связанные с представлением гражданина какому-либо виду социального обеспечения либо с при-снятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезноортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защит-той гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной от-росли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по со-цельному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Содержание:

Предмет права социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Метод права социального обеспечения

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Каждая отрасль российского права имеет свой предмет, который позволяет отграничить одну отрасль права от другой, свидетельствует о ее самостоятельности среди других отраслей. Это означает, что существуют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, имеют свои особые критерии.

Прежде чем говорить о понятии предмета права социального обеспечения необходимо иметь в виду, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения и его содержанием (см. параграф 1.1 в главе 1). Существуют отношения между гражданином - получателем материального блага и органом, предоставляющим ему такое благо в виде пенсии, пособия, социальной услуги и пр. Гражданин – потребитель этого блага, и орган, его предоставляющий, как неотъемлемые стороны этих отношений, обладают определенными правами и обязанностями. Иными словами, они имеют то положение, которое именуется правовым статусом. Их статус и раскрывает содержание социально-обеспечительных отношений. Следовательно, правовое положение гражданина выступает своеобразным критерием, с помощью которого познается отраслевая специфика данных отношений, которой нет в других отраслях российской системы права.

К числу характерных признаков социально-обеспечительных отношений, присущих только предмету данной отрасли права, относятся:

- отношения по социальному обеспечению граждан в денежной и натуральной формах, которые называем материальные социально-обеспечительные отношения;

- отношения, связанные с установлением юридических фактов, именуемые процедурными отношениями;

- отношения, связанные с защитой права на тот или иной вид социального обеспечения и которые зачастую возникают в ходе реализации права на данное обеспечение – это процессуальные отношения.

Кратко остановимся на общей характеристике названных признаков.

Материальные социально-обеспечительные отношения граждан (в денежной и натуральной формах) составляют главную суть – «ядро» предмета права социального обеспечения. Это можно объяснить тем, что между гражданином и органом, предоставляющим социальное обеспечение, возникает конкретизированное отношение по поводу какого-либо определенного вида обеспечения, установленного законодательством. К видам обеспечения можно отнести:

а) страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца;

б) пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет и социальные пенсии существующие в рамках государственного пенсионного обеспечения;

в) выплаты, заменяющие пенсии или дополняющие их уровень (например, пожизненное содержание судей, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение Героям России, работникам организаций ядерного оружейного комплекса и др.);

г) страховые пособия, возмещающие утрату заработка или дохода, связанного с трудом - пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также по уходу за ребенком работникам, оформившим соответствующий отпуск до исполнения ребенку полутора лет;

д) социальные пособия, частично компенсирующие повышенные расходы гражданина – единовременные пособия по случаю рождения ребенка, ежемесячные пособия неработающим лицам по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячные пособия на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и т.п.;

е) компенсационные выплаты, схожие с пособиями по своему предназначению, например, лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе и пр.;

ж) социальное обслуживание и предоставляемые социальные услуги для престарелых и инвалидов (к примеру, стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, социальные и реабилитационные услуги для инвалидов; материальная поддержка семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов в детских учреждениях общего и специального типов – в детских домах, домах-интернатах, детских приютах и др.);

з) социальные льготы и преимущества некоторым категориям граждан, указанных в законодательстве;

и) социальная реабилитация инвалидов, включающая, бесплатное или со скидкой предоставление социальных услуг по профессиональному обучению, переобучению инвалидов в различных образовательных учебных заведениях и осуществление их последующей занятости; обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортом и оказание им протезно-ортопедической помощи и т.д.;

к) относительно самостоятельные виды социального обеспечения - медицинская помощь и лечение, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь (бесплатно или со скидкой), а также меры социального характера по уходу за больными; санаторно-курортное лечение и обслуживание (бесплатное и на льготных условиях); лекарственная помощь (бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан);

л) государственная социальная помощь, оказываемая малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в регионе.

Подобное содержание отношений, возникающих между гражданином и органами, предоставляющими перечисленные виды обеспечения, не встречается в других отраслях российского права.

Материальные социально-обеспечительные отношения не существуют сами по себе, они до определенного времени, можно сказать, «молчат». Рассмотрим на примере. У гражданина возникло право на какой-либо вид социального обеспечения, например, на страховую пенсию по старости. До тех пор, пока он не выразит свою волю на реализацию возникшего права на пенсию, его пенсионное право «молчит». Образно говоря, молчит и его материальное отношение с будущим пенсионным органом. Для реализации своего права лицо обязано вступить в связь с этим органом, т.е. изъявить свою собственную волю, выполнив порядок, предписанный законодательством. Иными словами, гражданин должен вступить в установленную процедуру с названным органом. В данном случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения. Точно также происходит и при нарушении прав граждан на какой-либо вид социального обеспечения. Для защиты нарушенного права гражданин должен также изъявить свою волю, но уже подчиняясь специальным процессуальным правилам, установленным законом. Только тогда материальные отношения между конкретными лицом и органом становятся «живыми», т.е. действующими в реальной жизни.

Как видим, процедурные и процессуальные отношения являются производными от материальных отношений. Они тоже не могут существовать сами по себе как без конкретного правообладателя, так и без выраженной внешне его воли (желания). Вполне очевидно, что любое лицо, имеющее право на какой-либо вид социального обеспечения, должно обладать правами и обязанностями. Сумма прав и обязанностей, с одной стороны – гражданина, а с другой стороны – органа социального обеспечения (как сторон социально-обеспечительных отношений) характеризует их правовой статус уже как субъектов права социального обеспечения.

Общее юридическое положение данных субъектов характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Граждане выступают в основном носителями прав, а государство - в лице органов, осуществляющих социальное обеспечение, выступает обязанной стороной. Очевидно, объем прав и обязанностей сторон распределяется по-разному.

Законодатель исключает усмотрение обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения. Деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, орган пенсионного обеспечения не может отказать гражданину в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия денежных средств в ПФР, т.к. он обязан совершить действия для реализации гарантированного законом права гражданина на пенсию. Гражданам же предоставляется свобода распоряжения своими правами в области социального обеспечения. Например, женщина сама решает, есть ли у неё необходимость после отпуска по беременности и родам оформлять отпуск по уходу за новорожденным с выплатой соответствующего пособия или нет.

Обратимся к процедурным отношениям. Они включают три относительно самостоятельные подгруппы отношений:

1) по установлению юридических фактов, при наличии которых возникают материальные социально-обеспечительные отношения. К ним относятся такие факты, как, например, инвалидность, временная нетрудоспособность, признание гражданина безвестно отсутствующим и др.;

2) связанные с представлени­ем гражданина к какому-либо виду социального обеспечения, например, к пенсии, пособию и т.п.

3) связанные с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (об установление пенсии, о назначении пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на определенный вид социального обеспечения. Например, при отказе пенсионного органа в назначении какой-либо пенсии гражданин может обратиться в суд и т.д. Такие отношения возникают не только между физическим лицом и органом, непосредственно осуществляющим социальное обеспечение. Они могут возникать между гражданином и вышестоящими органами (в порядке подчиненности), а также в судебном порядке.

В настоящее время споры в сфере социального обеспечения разрешаются в судах общей юрисдикции. Конечно, было бы предпочтительным все споры в сфере социального обеспечения решать в специально предназначенных для этого социальных судах, т.к. законодательство о социальном обеспечении очень объемно, зачастую противоречиво, требуются специальные знания правоприменительной практики и т.п.


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Содержание

  • 1 Предмет права социального обеспечения
  • 2 Метод права социального обеспечения
  • 3 Функции права социального обеспечения
  • 4 Принципы права социального обеспечения
  • 5 Источники права социального обеспечения в России.
  • 6 Международное правовое регулирование социального обеспечения
    • 6.1 Общепризнанные принципы и нормы международного права. Международный опыт
    • 6.2 Источники международного права, их основное содержание
  • 7 Соотношение с другими отраслями права [17]
  • 8 Страховые пенсии
    • 8.1 Страховая пенсия по старости
    • 8.2 Трудовая пенсия по инвалидности
    • 8.3 Пенсия по случаю потери кормильца
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Литература

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП (валового внутреннего продукта) путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части ВВП через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения: 1) Установление юридических фактов, 2) Реализация права, 3) Защита прав. [2] .

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

  1. Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  2. Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование). Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  3. Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
  4. Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  5. Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.
  6. Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан [3] .

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения [7] . В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Источники права социального обеспечения в России.

Международное правовое регулирование социального обеспечения

Общепризнанные принципы и нормы международного права. Международный опыт

Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:

Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.

Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.

Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.

Источники международного права, их основное содержание

Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.

Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.

Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.

Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и др. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.

Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.

Соотношение с другими отраслями права [17]

Страховые пенсии

Страховая пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:

- на общих основаниях (ст.7 Закона от 17.12.01 г.);

- досрочные пенсии пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17.12.01 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17.12.01 г., но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г.

Трудовая пенсия по инвалидности

Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трём условиям:

1.они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

2. они должны быть признаны инвалидами в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;

3. им должна быть установлена одна из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая назначается в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимися на иждивении умершего.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно ст.9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, то есть находившиеся на полном содержании умершего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Читайте также: