Пенсионные фонды в финансовой системе страны

Внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.

Исключительная особенность внебюджетных фондов - осуществление финансирования ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Важнейшим и наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Его бюджет второй по величине и составляет 50% федерального бюджета, на его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все внебюджетные фонды.

Пенсионный Фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельный финансовый институт, средства которого находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование соответствующих расходов; капитализацию средств, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда России направляются на: выплату государственных, трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов и др.

Пенсионный фонд России, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно, в соответствии с действующим законодательством, является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда России, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда полностью автономен от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России и должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога (ЕСН) различными категориями плательщиков. Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии. Его доходная часть формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а расходная часть - в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного Фонда России осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по источникам финансирования смешанная. Базовая часть трудовой пенсии финансируется из государственного бюджета, страховая часть - из бюджета Пенсионного фонда России. Государственные пенсии финансируются из федерального бюджета.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей средства через банк плательщика поступают в районные отделения налоговой службы и далее в региональные отделения Пенсионного Фонда России, на счет Пенсионного фонда России в Казначействе, откуда через Центральный Банк Российской Федерации или банк, им уполномоченный, направляются в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в централизованный фонд, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные стимулы для руководителей регионального уровня удерживать у себя как можно больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же отметим положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность наиболее полного решения собственных проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты соответствующей суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты гарантированных государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

Финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилого поколения, составляет существенную долю валового внутреннего продукта (рисунок 1) и продолжают увеличиваться.


Рис. 1. Расходы на пенсионное обеспечение в различных странах мира

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Выделяют два основных способа финансирования пенсионных систем:

  • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов приходится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you go);
  • накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Во многих развитых странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе (таблица 1).

Платежеспособность распределительной (нефондируемой) пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в объеме, требуемом в данный момент. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается следующей формулой:


, где

ОЧР - общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ - средняя заработная плата;

СПВ - ставка пенсионных взносов;

ОЧП - общее число пенсионеров;

СП - средняя пенсия.

Таблица 1. Финансирование пенсионных систем







Трудовую пенсия состоит из 3-х частей: 1.Базовая 2.Страховая (зависит от размера заработка) 3.Накопительная. Накопительнуючасть б. получать лица, начиная с 67 г.р. от доходов, полученных при инвестировании части финансовых ресурсов пенсионного фонда. Основная часть расходов ПФ РФ (90%) используется на обязательное пенс. страхование. 38,6 млн пенсионеров, 36,2 млн из них получают трудовые пенсии. Бюджет ПФ в 2006 году составило по доходам 733,1 млрд.руб., а по расходам 1344,4млр.руб. Последние 3 года в связи снижением налоговой ставки на ЕСН наблюдается глубокий дефицит бюджета ПФ РФ. Дефицит покрывается из фед. бюджета. В 2008-10г эта тенденция сохр-ся.

Пенсионный фонд РФ – фонд ДС, образованных вне фед. бюджета и предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида соц.риска – утраты з/пл или др. дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности или смерти кормильца для нетрудоспособных членов семьи. ПФ РФ создан в 1990 г. в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения граждан.

Направления ПФ являются:

1)целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с соц. защитой населения;

2)организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос. пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, проф. заболевания или по потери кормильца;

3)капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физ. и юр. лиц;

4)контроль за своевременным, полным поступлением в фонд страх. взносов, и контроль за правильным расходованием его средств;

5)проведение научно-исследовательской работы в области гос-го пенсионного страхования;

6)разъяснительная работа среди населения и юр. лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Средства фонда формируются за счет кредитующих основных источников:

• страх. взносов работодателей;

• страх. взносов граждан, занимающихся индивидуальной деят-ю;

• ассигнований из фед. бюджета РФ на выплату гос пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям соц. пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др.;

• Добровольных взносов физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений.

Размер взносов на соц. страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФ РФ, определяется Гос. Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.

Средства ПФ РФ направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами гос. пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
18.Прямые налоги и их характеристика

Налог – это обязательный безвозмездный безвозвратный платеж физ. и юр. лиц гос-ву для реализации его функций. Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, объектом налогообложения кот. являются доходы, в том числе прибыль и собственность, то есть имущество, капитал. Косвенные– объект операции по реализации товаров, работ и услуг или стоимость реализованных товаров.

Прямые налоги построены на основе постоянного характера, заранее определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки. Взимаются с доходов или имущества физ. и юр. лиц.

Они делятся на:

- реальные — устанавливаются с отдельных видов имущества и включают поземельный, на ценные бумаги;

- личные — с юр. и физ. лиц с учетом дохода по декларации и включают подоходный с населения, на прибыль корпораций, на прирост капитала, с наследства и дарений, поимущественный налог;

К ним относят НДФЛ: объект налогообложения-доходы (ставка-13%), налог на прибыль организаций: объект - прибыль (ставка - 24% (6,5 федер, 17,5субъектам)), ЕСН: объект- доходы (ставка-26% (6 федер, 14 пенс, 2,9 фонд страх, 1,1фед.ф.мед. страх.2 террит.ф.мед.страх)), налог на имущество организаций: объект- собственность.

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся юр. лицами; компании, фирмы кот. осуществляют предприн-кую деятельность.

В доходах фед.бюджета РФ более 60% составляют косвенные налоги. В развитых странах преобладают прямые налоги.
19. Местные финансы их особенности в РФ.

Местные финансы включают средства местного бюджета, гос. и муниц. ценные бум., принадлежащие органам местного самоупр-ия, и др. фин-вые сред-ва.

В бюджеты поселений зачисляют налоговые доходы от следующих местных налогов, кот. устанавливают их представительные органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

• налог на имущество физ. лиц.

В бюджеты поселений зачисляют также налоговые доходы от следующих фед. налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• единый с/х налог.

В бюджеты поселений поступают налоговые доходы от фед. или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец. налоговыми режимами, по нормативам отчислений, определенным органами гос. власти субъектов РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют и учитывают в соответствии со ст. 41-46 БК РФ.

Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, гос. финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Расходы бюджета делят на текущие (обеспечивают функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений) и капитальные(обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность действующих или вновь создаваемых юр. лиц в соответствии с утвержденной инвестиционной программой).
20. Налоговая система государства.

Налоговая системаРФ, по определению НК, это совокупность фед., региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию Д бюджета, без осуществления кот. невозможно проводить соц.-эк-кую политику гос-ва; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

принципы налог. си РФ кот. д. регулировать налогообложение в России:

1) Каждое лицо (юр. или физ.) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении кот. это лицо является налогопл-ом.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.

3) Налоги не могут применяться исходя из политических, этнических, и др. критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое эк-кое пространство РФ и налоговую си РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение организационно-правовой формы организации, физ. лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

К недостаткам следует отнести:

-фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;

-высокий уровень налогообложения юр. лиц, особенно это касается налога на прибыль.

-большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (фед., регион-ых, местных, целевых), осложняющее налогообложение.

- отсутствие разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к их разногласиям;

- многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.

Классификация налоговой системы РФ.

1. В зависимости от объекта обложения.

Прямые налоги, взимаемые с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, налог на имущество предприятий.

Косвенные налогиустанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, кот. перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы и т.д.

2. По их использованию налоги м.б. Общие налогиобезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Спец. налогиимеют определенное назначение, (налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства).

3. В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают фед. налоги, региональные налоги налоги субъектов РФ, местные налоги.
21. Финансовые ресурсы и их состав.

Фин. ресурсы - это совокупность фондов ДС находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, гос-ва, домашних хоз-в, т.е. это деньги, обслуживающие фин. отношения. Они образуются в процессе матер-го производства, где создается новая стоимость и возникают ВВН и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

· домохозяйства; предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юр. лица, владеющие децентр-ными финансовыми ресурсами (денеж. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств);

· гос-во в форме различных бюджетов и ВБФ-ов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физ. и юр. лиц, тем больше возможности у них формирования фин. ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений фин. ресурсов гос-ву. Оптимальное соотношение м/ду ними определяется гос-ом на основе научно обоснованного расчета, заложенного в соц.-эк-ких прогнозах страны.

Объектами фин. ресурсов явл-ся фин. тношения, в результате действия кот.образуются целевые денеж. онды.

Они концентрируются в двух блоках:

· децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплата труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

· централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и Д ВБФ.

В состав финансовых ресурсов входят:

1. собственные средства:

а) на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль,з/пл, доходы домохозяйств;

б) на уровне гос-ва - Д от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэк-кой деятельности;

2. мобилизованные на рынке:

а) на уровне предприятий и домох-в - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

б) на уровне гос-ва – эмиссия ценных бумаг и денег, гос. кредит;

3. средства, поступившие в порядке перераспределения:

а) на уровне предприятий и домохозяйств – % и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым др. владельцами;

б) на уровне гос-ва – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Фин. ресурсы, их формирование и использование находит отражение в сводном фин. балансе РФ.

Сводный фин. баланс РФ включает фин. ресурсы трех источников:

1. ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2. средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3. средства ВБФ, прежде всего социальных.
22. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования.

Бюджетный дефицит-это превышение Р бюджета над его Д.

Причинами дефицита бюджета могут быть:

- возникновение чрезвычайных непредвиденных расходов, вызванные крупным стихийным бедствием;

- осуществление чрезмерного вмешательства гос-ва в эк-кие и соц. процессы;

- финансирование неэффективного фин. механизма, при кот. результаты фин. контроля невысоки, наблюдается нецелевое использование средств, нерациональное использование средств и прямые хищения гос. ресурсов.

2 типа дефицитного бюджета:

- структурный (дефицит, кот. сознательно формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов);

- циклический (возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии).

В современной науке отношение к дефициту бюджета неоднозначно. С одной стороны дефицит бюджета считается нормой и дефицитно-бюджетное финансирование нормальным видом фин. политики. С др. стороны дефицит бюджета м. выйти из-под контроля в воздействия множества факторов на дефицит бюджета.

Считается, что дефицит бюджета в 3% от ВВП относительно безопасен. Свыше 3% оказывает негативное влияние на состояние финансов и народное хоз-во в целом.

Растущий дефицит порождает инфляцию ожидания. Увеличение дефицита бюджета сказывается на масштабах перераспределения НД из сфер материального производства в непроизводственную. Увеличение размера дефицита ведет к стимулированию спекуляции на фин. рынке, т.к.появляется дополнительное количество спекулятивных инструментов государственных обязательств.

Дефицит бюджета покрывается 3 методами:

3.Продажа государственной собственности.
23. Гос. и муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. долгом.

Гос. долг долговые обязательства Правительства РФ перед физ. и юр. лицами, иностранными гос-ми, м/д народ. организациями и иными субъектами м/д народ. права. Различают государственный и общегосударственный долг. Общегос-ый долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав гос-а. Обеспечением гос-о долга РФслужит все имущество, составляющее гос. казну.

Долговые обязательства РФ м. существовать в формах:

1) кредитных договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями иностранными гос-ми и м/д народ. фин. организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) гос-ых ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении гос гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств 3-ми лицами;

4) переоформления долговых обязательств 3-их лиц в гос. долг РФ на основе принятых фед. законов;

5) договоров, в том числе м/д народ., заключенных от имени РФ, о реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Гос. долгсостоит из задолженности прош. лет и вновь возникшей задолженности. Долговые обязательства РФ погашают в сроки, установ-ые конкретными условиями займа, кот. не м.б. больше 30 лет.

Муниц. долг— совокупность долговых обязательств муниц-го образования. Он полностью обеспечивается муниципальным имуществом. Долговые обязательства муниц. образования м. существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых выпуском муниц. цен. бумаг; договоров о получении муниц. образованием бюджетных кредитов от бюджетов др. уровней бюдж. си РФ; договоров о предоставлении муниц. гарантий.

В объем муниц. долга включаются:

• номинальная сумма долга по муниц. цен. бум.;

• объем основного долга по кредитам, полученным муниц. образованием;

• объем долга по бюджетным кредитам, полученным муниц. образованием от бюджетов др. уровней;

• объем обязательств по муниц. гарантиям, предоставленным муниц. образованием.

Долговые обязательства муниц. образования погашают в сроки, определяемые условиями заимствований, кот. не д. превышать 10 лет.

Управление гос. долгом выражает совокупность мер Правительства РФ по выплате Д кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых гос. ценных бумаг.

Цели управления гос. долгом:

1. Политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы.

2. Социальные: своевременное финансирование соц. программ, обеспечение соц. стабильности.

3. Эк-кие: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, сокращение Р по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования фин. ресурсов.

Достигнув преклонного возраста, человек обычно отправляется на заслуженный отдых и получает пенсию. Для подавляющего большинства людей пенсия — основной источник дохода в старости. В разных странах пенсия формируется по-разному.



Какие типы пенсионной системы существуют?

Распределительная или солидарная пенсия

Система работает по принципу солидарности поколений: работающее поколение платит за тех, кто уже вышел на пенсию. Большой плюс солидарной системы — государство может обеспечить приемлемый уровень пенсии тем, кто не смог бы сам скопить на старость, например, многодетным мамам, у которых нет большого стажа работы.

Распределительная пенсия является основной во многих странах, но из-за увеличения продолжительности жизни и постепенного старения населения, она перестает справляться с поставленной задачей. Тех, кто работает и делает отчисления в общий «пенсионный котел», становится все меньше. А пенсионеров — все больше.

Поэтому большинство развитых стран были вынуждены реформировать пенсионные системы, чтобы сохранить достойный размер пенсий для своих граждан.

Накопительная пенсия


Эта система противоположна распределительной: в ней пенсионеру платят не другие люди, а он сам копит себе на пенсию, пока работает. В течение жизни человек или его работодатель делает отчисления с его зарплаты, эти деньги инвестируются и приносят доход. Именно на них человек живет на пенсии.

Плюс в том, что на такую систему меньше влияют демографические тенденции. Даже наоборот: поскольку люди остаются активными и работоспособными до преклонных лет, они могут дольше копить и в результате сформировать себе пенсию большего размера.

Минус — люди с низким доходом не смогут откладывать достаточно денег и окажутся на пенсии в крайне уязвимом положении. В таком случае, скорее всего, только государство сможет обеспечить им достойную старость.

Смешанная пенсия

Во многих странах пенсионная система смешанная — распределительно-накопительная. Сами граждане или их работодатели делают отчисления в пенсионный фонд страны, часть этих денег идет на выплаты нынешним пенсионерам, а другая часть — на их собственную будущую пенсию.

Какая пенсионная система в России?

В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.

Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось софинансированием пенсии . Так формировались личные пенсионные накопления.

Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.

При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.

Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.

По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько уполномоченных управляющих компаний (УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.

Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать здесь .

Какой будет моя пенсия?

Если вы родились в 1966 году и раньше и самостоятельно не вступили в программу государственного софинансирования пенсий , то вся ваша пенсия будет только страховой.

Если же вы родились в 1967 году или позже и до 2014 года успели хотя бы немного поработать, то ваша будущая государственная пенсия складывается из двух частей — страховой и накопительной.

Страховая часть пенсии зависит от трудового стажа и заработка. Ее рассчитывает и назначает Пенсионный фонд России (ПФР), когда вы выходите на пенсию. Для расчета используют пенсионные баллы — за каждый год работы вам начисляют определенное количество баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, и будет зависеть размер страховой части пенсии.

Вторая часть — накопительная — зависит от того, какую сумму взносов на ваш индивидуальный пенсионный счет успел перечислить работодатель и сколько денег вы сами на него внесли. А также от того, насколько успешно фонд или УК инвестируют ваши деньги.

Если вас не устраивает размер инвестиционного дохода, который заработал ваш фонд или УК, вы можете перевести свои пенсионные накопления: из ПФР в НПФ или обратно, а также из одного НПФ в другой. Точно так же можно поменять управляющую компанию, оставшись в Пенсионном фонде России. Как это сделать без потерь, читайте в тексте о смене пенсионного фонда.

Подробнее о том, как формируется пенсия, можно прочитать на сайте ПФР .

Также на сайте ПФР есть специальный калькулятор , где можно прикинуть, какая пенсия у вас будет.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 6
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ 13
4. БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 17
5. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В УСЛОВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

КОНТР РАБ ПенсФонд РФ.doc

В связи с этим возникает необходимость стабилизации пенсионной системы и отсюда новый виток реформ.

3 этап: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.

Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Поскольку Пенсионный фонд и до этого испытывал серьезные проблемы с выплатой пенсий, разработчики пенсионной реформы приняли довольно непопулярное решение, суть которого сводится к следующему. Предполагается, что с 2010 года перестает действовать ЕСН. Вместо него опять введены страховые взносы в соответствующие фонды. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. Ставки страховых взносов заметно выросли:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26%;
  • в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%;
  • в Фонд социального страхования - 2,9%.

Всего получается - 34%.

Также с введением страховых взносов произошел переход от регрессивной шкалы к плоской: отчисления в Пенсионный фонд РФ по ставке 26 % нужно будет платить с предельной суммы годового дохода до 415 тыс. руб. После достижения этой величины до конца года отчисления не производятся.

Правительство в условиях кризиса решило пойти навстречу предпринимательскому сообществу, и не повышать уровень ставки до 1 января 2011 года. Также введение этого законопроекта предусматривает переходный период (2010 - 2012 год) для компаний, применяющих специальные и льготные налоговые режимы. В течение этого времени для них установлен пониженный тариф по страховым взносам.

Но, несмотря на переход на страховые взносы, дефицит пенсионной системы в 2010 году все равно остается большим. По подсчетам Замминистра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда за 2010 год составит около 72 млрд. руб. Он будет возмещен за счет федерального бюджета. С 2011 года дефицит будет уменьшаться за счет повышения нагрузки на фонд оплаты труда до 34%. Пенсионный тариф увеличится с нынешних 20 до 26%. Страховой взнос в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличится с 3,1 до 5,1%, страховой взнос в Фонд социального страхования сохранится на уровне 2,9%.

Минздравсоцразвития рассчитывает, что реформа пенсионной системы с 2010 года доведет минимальный уровень обеспечения пенсионера до величины не ниже его прожиточного минимума (сейчас - 4,33 тыс. руб.), к 2020 г. - повысит уровень до 2,5 прожиточного минимума, а также создаст условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40%.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование.

Социальное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.

Основным страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно- правовой форме государственного учреждения.

Пенсионный фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:

  • регистрацию страхователей;
  • индивидуальный (персонифицированный) учет;
  • сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • деятельность по инвестированию пенсионных накоплений;
  • назначение, расчет, перерасчет и выплату трудовых пенсий.

Государство несет перед застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.

С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному страхованию могут выполнять негосударственные пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию.

Страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере.

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.

Основанием для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового обеспечения, из которых первые три – страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

4. БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

В целях финансового обеспечения страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует бюджет денежных средств.

К составлению бюджета Пенсионного фонда России предъявляются следующие требования:

  • бюджет должен составляться страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  • при формировании бюджета на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств, не включаемых в состав временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда России.

Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Принципиальным нововведением в системе пенсионного обеспечения является также установление особого механизма обязательного пенсионного страхования самозанятой части населения страны. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов введена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Граждане РФ, работающие за границей, вправе добровольно осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за себя. Физические лица вправе осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за другое физическое лицо, за которое не осуществляется их уплата страхователем.

Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной доходной базы. Рассмотрим бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, сформулированный в Федеральном законе N 307-ФЗ от 30 ноября 2009 г. По данному документу бюджет на 2010 год сформирован по доходам в сумме 4,68 триллиона рублей (10,8% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 43,187 триллиона рублей), в 2011 году - 5,26 триллиона рублей, в 2012 году - 5,77 триллиона рублей. Расходы же планируются в размере 4,39 триллиона рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году - 4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона рублей.

Компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 2,53 триллиона рублей.

Для сравнения, в 2009 году доходы составили 3,28 триллиона рублей, расходы - 3,04 триллиона рублей. То есть, ожидается, что с изменением ставок страховых взносов в сторону увеличения, отчисления в Пенсионный фонд РФ возрастут в 2010г. по сравнению с 2009г. на 42,68 %, а расходы увеличатся 44,41 %.

Читайте также: