Пенсионные проблемы в мире

Пенсионные программы действуют во всех странах мира: вопрос лишь в том, какая часть населения реально подпадает под их действие. Проблемы возникают из-за высокого уровня бедности, большой доли неофициальных зарплат и низкой продолжительности жизни. С конца 90-х годов во многих странах проводятся социальные реформы, призванные улучшить экономическое положение людей в старости.

Разговоры о том, в каких странах нет пенсии по старости, часто базируются на устаревших данных 90-х годов. Сегодня социальные выплаты для пожилых людей формально существуют во всех странах. Даже в государствах с самым низким ВВП на душу населения, таких как ЦАР и Бурунди, действуют обязательные пенсионные программы и выплачиваются пособия по инвалидности.

Найти государство, в котором совсем нет пенсий, сегодня просто невозможно.

Вопрос заключается в том, какая часть населения реально получает социальные выплаты в пожилом возрасте. В некоторых государствах Азии и Африки пенсии доступны всего 5-10% граждан. К странам с ограниченным пенсионным обеспечением относятся:

  • Китай;
  • Индия;
  • Таиланд;
  • Гамбия;
  • Гана;
  • Кения;
  • Нигер;
  • Ботсвана.

В своих исследованиях экономисты не только рассуждают о том, в каких странах людям не выплачивают пенсию, но и выделяют причины возникающего неравенства. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются пенсионные системы в каждой из перечисленных стран.

Китай

Рисунок 1. Флаг Китая.

В 1995 году власти Китая запустили масштабную пенсионную реформу. Если до середины 90-х на пенсию претендовали лишь 5,4% китайцев, то в 2016 году это число составило уже 60%. Однако 40% населения все еще не подпадают под действие полноценной социальной защиты. Проблема связана со структурой пенсионной системы Китая, которая делит граждан на 2 категории:

  • Госслужащие и городские жители. Мужчины получают пенсию с 60 лет, женщины — с 55 или 50 лет в зависимости от тяжести труда. Для этой категории граждан пенсионный фонд формируется из двух источников: отчислений работодателей и собственных выплат сотрудников. Средний размер пенсии — 2,3 тыс. юаней (23 тыс. руб.).
  • Сельские жители и городские рабочие с низким доходом. Они могут претендовать только на пособие по старости, которое выплачивает региональный бюджет. Минимальный размер пенсии — 127 юаней (1,26 тыс. руб.), которых не хватит даже на покупку еды.

При этом около 20% китайцев по-прежнему не могут рассчитывать ни на одну из пенсионных программ.

Индия

Рисунок 2. Флаг Индии.

Уровень социальной защиты в Индии остается одним из самых низких в Азии. На получение пенсии в этой стране могут рассчитывать лишь 12% населения. Самой защищенной категорией остаются госслужащие: большинство из них может оставить работу в 60 лет. При этом размер пенсии часто не превышает 2 тыс. рупий (курсы индийской валюты и рубля примерно равны).

С 2004 года в стране проводится масштабная социальная реформа. Она предполагает разделение пенсии на 2 части: добровольные отчисления и обязательные налоги для работодателей. Реформа не дала ожидаемых результатов: ее последствия пока затронули лишь 1% рабочей силы в Индии.

Таиланд

Рисунок 3. Флаг Таиланда.

До конца 90-х в Таиланде действовали только пенсии для чиновников. Ситуация изменилась в 1998 году, когда был принят Закон о социальном обеспечении. Правительство страны предложило двухуровневую систему выплат: отдельно для госслужащих и сотрудников частных компаний.

Каждая фирма в Таиланде обязана платить налоги за своих сотрудников. 3% заработной платы попадают в пенсионный фонд, а государство добавляет еще 1% из бюджета. При этом более 40% трудоспособных граждан не получают официальную зарплату. Эти люди смогут претендовать только на минимальное пособие, которое составляет 700 бат (1,4 тыс. руб.).

Хотя формально социальная поддержка распространяется на всех пожилых людей, примерно в 40% случаев она не покрывает даже базовые потребности.

Гамбия

Рисунок 4. Флаг Гамбии.

Пенсии в Гамбии выплачиваются с 60 лет. При этом претендовать на хорошую социальную поддержку в старости могут только 2 категории граждан:

  • Сотрудники бюджетных организаций и коммерческих фирм с государственным участием.
  • Военные и полиция.

На получение пенсий могут также рассчитывать некоторые рабочие, занятые на производствах или проживающие в городах. При этом для граждан, которые заняты в сельском хозяйстве, пособия по старости отсутствуют. С такой же проблемой сталкиваются люди, работающие нелегально. В результате пенсионная система охватывает только 20% граждан Гамбии.

Гана

Пенсионная система Ганы разделена на две ветви. Одну из них представляет Национальный фонд страхования и социальной защиты. Он работает с большинством категорий граждан, включая сотрудников частного и государственного сектора, фермеров, торговцев и владельцев малого бизнеса. Вторая ветвь под названием CAP 30 занимается выплатами для военных, полиции и некоторых чиновников.

Обе программы в сумме покрывают потребности 10% рабочей силы. Остальные 90% населения Ганы в старости не получают никакой поддержки от государства. Главная причина столь низкого уровня соцзащиты — высокая доля теневой экономики. Кроме того, из-за высокой инфляции деньги в государственных фондах быстро обесцениваются.

В 2004 году по стране прокатились массовые протесты рабочих. Власти Ганы были вынуждены пойти на реформу Национального фонда. По новым правилам, мужчины и женщины могут выходить на пенсию в 55 лет. Несмотря на некоторые подвижки, пенсионная система страны все еще находится в зачаточном состоянии.

Кения

Рисунок 6. Флаг Кении.

Пенсионная система в Кении охватывает только 15% рабочей силы. Средства распределяются с помощью 3 социальных программ:

  • Выплаты Национального фонда социальной защиты. Формируется за счет выплат сотрудников и работодателей.
  • Пенсии для госслужащих. Выплачиваются из бюджета страны.
  • Индивидуальные накопления.

Даже в столь усеченном виде система социальной защиты Кении работает неэффективно. Многие рабочие, имеющие право на получение выплат по старости, просто не доживают до пенсионного возраста. Сегодня он закреплен на уровне 55 лет, но обсуждается возможность повышения этой планки до 60 лет. Из-за эпидемии ВИЧ средняя продолжительность жизни в стране составляет всего 59 лет, так что до пенсии доживает сравнительно небольшое число людей.

Нигер

Рисунок 7. Флаг Нигера.

Пенсионная система Нигера — скорее формальное понятие, нежели реальный механизм соцзащиты. Какие-либо выплаты в старости здесь получают только 3% населения. Государственный фонд социальной защиты создан еще в 1965 году, но даже спустя полвека его возможности недоступны подавляющему большинству граждан. Пенсионный возраст в стране закреплен на уровне 55 лет, в то время как средняя продолжительность жизни составляет всего 52 года.

Нигер находится на 2-м месте в списке беднейших стран: хуже дела обстоят только в Сьерра-Леоне. В этих условиях практически все жители Нигера предпочитают работать нелегально. Несмотря на столь сложную ситуацию, власти Нигера в последние годы проводят политику повышения пенсий.

Ботсвана

Рисунок 8. Флаг Ботсваны.

Пенсионная система Ботсваны возникла в 1996 году. В старости жители этой страны могут претендовать на 2 категории выплат:

  • Фиксированные пенсии для всех граждан из государственного бюджета.
  • Пенсии на основе выплат работодателя. Организации обязаны платить социальный налог за своих сотрудников 1 раз в 5 лет, но на практике редко выполняют это требование.

Несмотря на относительно высокий уровень экономического развития Ботсваны, пенсионная система страны работает неэффективно. 84% сотрудников частных организаций в старости могут рассчитывать только на минимальную выплату в 220 пул (1,4 тыс. руб.). При этом минимальный возраст выхода на пенсию на 6 месяцев выше, чем средняя продолжительность жизни.

Выводы

Проблема пенсионного обеспечения граждан характерна для многих развивающихся стран. При этом причины ее возникновения могут отличаться. В таблице кратко изложены основные параметры пенсионных систем, затронутых в статье.

Таблица 1. Выплаты по старости в развивающихся экономиках.

Ситуацию усугубляет низкая продолжительность жизни. В африканских странах люди часто не доживают до пенсионного возраста из-за плохой медицины и тяжелых условий жизни.

В азиатских странах на первый план выходит проблема неравномерного развития городов и сельской местности. Городские жители Китая и Таиланда могут получать вполне достойную пенсию, в то время как их сограждане из деревни в лучшем случае претендуют на минимальное пособие.

Проблемы Пенсионного фонда опять будут решать за счет населения






До выхода на пенсию некоторые россияне рискуют не дожить: мизерные подачки съедает инфляция, а за желание еще поработать приходится платить.

Повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта для российского бюджета: трансферты на выплату страховых пенсий сократились лишь на сумму около 136 млрд. рублей. Пандемия коронавируса свела экономию на нет.

«НГ» напоминает, что повышение пенсионного возраста должно было способствовать снижению зависимости ПФР (Пенсионный фонд России) от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить опережающий рост пенсий. Однако данные Счетной палаты и анализ проекта бюджета ПФР на ближайшие три года «показывают, что пока эти ключевые задачи не решены».

Из-за пандемии в этом году Пенсионный фонд может недополучить более 420 млрд руб. страховых взносов на выплату страховой пенсии, дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб., говорится в статье. Как следствие, до конца года из Резервного фонда правительству придется направить в бюджет ПФР 941,42 млрд руб. для покрытия дефицита и сбалансированности бюджета на два последующих года.

Не почувствовали обещанного роста и пенсионеры, тем более, что индексировать пенсии тем из них, кто работает правительство не планирует, против этого активно выступает Минфин.

«Пенсия — это компенсация за утраченный заработок, и если пенсионер, который получает пенсию, еще и работает, то заработок не утрачен», - заявил глава ведомства Антон Силуанов.

С такой постановкой вопроса не согласны многие депутата, в том числе лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его мнению, позиция главы Минфина противоречит Конституции и позиции президента РФ, а кроме того, оскорбительна по отношению к пенсионерам.

«Пенсия не является компенсацией за утрату заработка, это деньги, которые человек уже заработал, отдав на благо страны лучшие годы своей жизни. Индексация пенсий — это не подачка от государства, а его обязанность по отношению к пенсионерам. Слова министра оскорбительны для пенсионеров», — сказал он.

Экономист Леонид Хазанов отмечает, что дефицит Пенсионного фонда связан с тремя серьезными проблемами.

— Во-первых, из-за повышения пенсионного возраста у населения безработица нисколько не уменьшилась, она, наоборот, стала подрастать, пускай и скрытно: те люди, кто мог раньше выйти на пенсию в 55 или 60 лет, стали выходить позже, оказавшись не нужными для работодателей, предпочитавших от них избавиться под любыми предлогами.

Во-вторых, был повышен налог на добавленную стоимость, отрицательно сказавшийся на экономической активности российского бизнеса — у него стало изыматься еще больше оборотных средств, которые пошли на могли быть направлены на зарплаты сотрудникам.

И, в-третьих, федеральному бюджету пришлось потратить кучу средств на поддержку экономики в условиях пандемии коронавируса. Она же никак не закончится, значит, дополнительные траты не за горами.

Рост же пенсий преспокойно съела инфляция. Да и, по сути, его ростом назвать сложно: он настолько мизерный, что члены моей семьи его фактически не заметили. Поэтому можно ждать расширения федеральных трансфертов на покрытие его дефицита, хотя средств и на их может не хватить.

«СП»: — Как можно решить бюджетную проблему ПФР, если вообще можно?

— Решить проблему дефицита средств в Пенсионном фонде в нынешних условиях крайне непросто, но, на мой взгляд, следует вернуть возраст выхода на заслуженный отдых на прежний уровень, может даже его и понизить — у нас население работает как каторжное, у многих людей нет здоровья к 50 годам.

Также не мешало бы повысить налоги на доходы и недвижимость наших олигархов, в том числе зарубежную. Раз они львиную долю своих «заработков» получают в России, значит, должны не жадничать, а делиться как следует со своей родиной. И, конечно же, надо разобраться с зарплатами у менеджмента Пенсионного фонда, уверен, там есть скрытые резервы для увеличения его доходов.

И, наконец, надо решить проблему с трудовыми мигрантами из-за границы, ведь может возникнуть ситуация, когда выходцы из Средней Азии смогут претендовать на получение российских пенсий, увеличивая тем самым дефицит Пенсионного фонда. Их число надо сокращать: чем больше, тем лучше — их наличие в нашей стране серьезно давит на занятость граждан России и их зарплаты.

Можно также ввести налог на проживание мигрантов в России, например, в размере 30−40 тыс. рублей в месяц и еще налог на их работу с точно таким же размером: если у них есть средства на билеты к нам, то деньги на уплату налогов они смогут изыскать, либо пусть за них их платят работодатели. Правда, тогда придется затруднить получение российского гражданства, но думаю это не смертельно. Скажем в Люксембурге гражданство предоставляют через 10 лет после постоянного проживания и работы на территории данной страны, и никто не возмущается. У нас можно установить 20−30 лет при условии безупречного поведения мигрантов.

Заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин напоминает, что решение о повышении пенсионного возраста, принятое в 2018 году, предусматривало также индексацию пенсий на период до 2024 года, которая существенно — на 2−3% - превышает инфляцию.

— Без повышения пенсионного возраста такой рост вряд ли был бы возможен. Поэтому для сегодняшних пенсионеров принятые решения можно считать позитивными.

Было бы хорошо, если пенсионная система не зависела от средств федерального бюджета, которые предоставляются в виде трансфертов. Относительно высокий рост пенсий только отчасти был компенсирован эффектом от повышения пенсионного возраста. Установленная индексация предусматривала больший объем трансфертов по сравнению с вариантом, если бы повышения пенсионного возраста не произошло.

Однако связанный с пандемией кризис оказывает влияние на темпы экономического роста, поэтому доходы пенсионной системы от страховых взносов уменьшились. При этом пенсии надо выплачивать в том же объеме, поскольку это установлено законом. Также были предоставлены льготы отдельным видам бизнеса по страховым взносам. Все это потребовало увеличения трансфертов.

Если в дальнейшем будет наблюдаться экономический рост не менее 1,5%, то в связи с повышением пенсионного возраста прогнозируется тенденция снижения трансфертов. Это также будет зависеть от того, как после 2025 года будут индексироваться пенсии.

По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта, так как задачей государства было не решение проблем пенсионной системы и конкретных пенсионеров, а получение свободных денег для решения других вопросов, закрытия «бюджетных дыр».

— Тоже самое было еще до пенсионной реформы, когда так называемая накопительная часть пенсии была заморожена и каждый год эту заморозку продляют. Но мы понимаем, что деньги не лежат, а куда-то уже ушли. Фактически эта накопительная часть пенсии, которая откладывалась в течение нескольких лет, ушла.

Я эту пенсионную реформу объясняю исключительно тем, что государству понадобилось больше денег. А на простых граждан и пенсионную систему им наплевать. Про Пенсионный фонд вообще ничего хорошего не могу сказать, потому что столько, сколько он съедает государственных средств, то, наверное, если бы его не было, а пенсии выплачивались напрямую от государства, то и пенсии были бы выше, и проблем меньше.

«СП»: — Пенсии работающим правительство не хочет повышать, но ведь пенсионеры не от богатой жизни идут работать. Так что ждать в ближайшее время пенсионерам, учитывая экономическую ситуацию?

— Государство как шулер: с одной стороны, дает какие-то крохи-подачки, с другой — отбирает еще больше. Это сущность капиталистического неразвитого общества, сущность нынешнего политического режима, который выстраивает экономику таким образом, чтобы максимально сбросить социальные обязательства государства. Это сейчас и происходит.

Только смена социально-экономического курса, без перераспределения ресурсов в сторону социальной сферы — образования, медицины, пенсий — ничего хорошего не выйдет. У нас 7 лет подряд падают доходы населения, 20 миллионов за чертов бедности, миллионы безработных, уровень жизни падает, смертность растет, рождаемость падает. Мы заходим в глубокий социально-экономический кризис благодаря нынешней социально-экономической политике. Смена курса позволит изменить ситуацию к лучшему.

«СП»: — Обновленный кабмин может переломить экономическую ситуацию, ведь без этого социальные проблемы сложно решить?

— Нет. Это правительство не может это решить, не способно, потому что это правительство технического удержания ситуации. Хоть Путин и говорит, что это правительство прорыва, но по сути это правительство надсмотрщиков, задача которого не дать все развалить. По их действиям, их компетентности это правительство, судя по всему, хуже, чем медведевское по всем параметрам.

Увеличение числа вице-премьеров показывает, что управляемость теряется. Все хотят контролировать. Появились контролеры за контролерами. Если вспомнить правительство Примакова-Маслюков, которое действительно сделало многое, вывело страну из кризиса, то там не было такой бюрократизации, и то правительство было на порядок сильнее, чем сейчас.

Через 20 лет пенсия будет больше зависеть от человека

Пенсия – это то будущее, которое ждет большинство людей, но какой она будет через 20 лет?

Современная пенсионная система формировалась в ХIХ в. и была основана на простом принципе: работающее и молодое большинство кормит отработавшее свое старое меньшинство. Этот принцип солидарности оправдывал себя, пока весы не начали склоняться в пользу пожилых и молодых рук стало не хватать, чтобы прокормить их. И сейчас пенсионная система все больше напоминает огромный чемодан без ручки: бросить нельзя, а нести все тяжелее.

Развитые и развивающиеся страны ищут ответ, тасуя колоду с немногочисленными и стандартными решениями этой задачи: повышение пенсионного возраста и необходимого для ее получения трудового стажа, увеличение налоговой нагрузки на труд, обеление рынка труда, создание инструментов для накоплений. Но мир меняется слишком стремительно, в том числе рынок труда, население стареет, а молодые поколения не склонны копить и обременять себя имуществом. Некоторые эксперты задаются вопросом: стоит ли ремонтировать здание, фундамент которого не может уже его выдержать, или нужно строить новое? Понимание работы и пенсии существенно трансформируется, писал ректор РАНХиГС Владимир Мау в 2013 г. в статье «Человеческий капитал: вызовы для России», общество перерастает существующую пенсионную модель.

Планета пожилых

За последние 30 лет демографическая ситуация кардинально изменилась: продолжительность жизни выросла, рождаемость упала, как и число работающих людей, способных обеспечивать пенсионеров. По подсчетам Deutsche Bank, людей старше 65 лет впервые стало в мире больше, чем пятилетних детей. К концу века количество первых увеличится почти в пять раз, а вторых – почти не изменится, прогнозируют аналитики банка.

В России за 27 лет к 2018 г. число пенсионеров выросло с 34 млн до 43,5 млн человек, а работающих людей в расчете на одного пенсионера, напротив, резко сократилось – с 2,2 до 1,78. К 2036 г. пенсионеров будет столько же, сколько работающих, прогнозирует Росстат. Это значит, что работнику придется обеспечивать не только себя и свою семью, но и еще одного пенсионера.


Решение проблемы ищут многие страны. Наиболее очевидное – удержать людей на рынке труда, повысив пенсионный возраст. Это самый простой способ решить проблему пенсионного обеспечения и власти делают это снова и снова, говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Гонтмахер. В среднем в странах ОЭСР с 90-х гг. пенсионный возраст женщин вырос к 2018 г. с 61 до 63,5 года, а мужчин – с 62 до 64,3. За последние годы повысили пенсионный возраст 30 из 34 стран ОЭСР и 10 планируют это сделать. По такому пути пошли и российские власти, решив постепенно к 2028 г. поднять возраст выхода на пенсию с 55 и 60 лет до 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. По прогнозу Минэкономразвития, это увеличит рабочую силу на 1,7 млн человек до 2024 г. и на 3 млн до 2036 г. Но экономисты предупреждают, что население будет стареть слишком быстро, а значит, проблема решена не будет. Так, по прогнозу Центра стратегических разработок, доля населения в возрасте 20–39 лет не вернется к нынешнему уровню и к середине столетия, а число занятых в возрасте 26–30 лет сократится на 4,6 млн человек, или на 43%, по сравнению с 2015 г.

Корпорации без сотрудников

Будущие пенсионеры могут столкнуться с еще большим, нежели сейчас, падением доходов при уходе с работы. Если через 20 лет экономическая ситуация существенно не изменится, то соотношение средней пенсии и средней зарплаты (коэффициент замещения) останется на уровне 33% до 2028 г., а затем будет постепенно снижаться, отмечает замдиректора Института стратегического анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Повышение пенсионного возраста помогает поддержать уровень пенсий, но без серьезных дополнительных реформ разрыв с зарплатами будет расти, заключает он. Чтобы довести коэффициент замещения до 40%, каким он должен быть по конвенции Международной организации труда, страховые пенсии работающих пенсионеров уже с 2022 г. нужно индексировать вдвое быстрее инфляции (сейчас – на уровень инфляции), оценивала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Демографические тренды – не единственный риск для сбалансированности пенсионной системы. Изменения на рынке труда и большой сектор неформальной занятости грозят серьезно сократить ее финансовую основу. Рынок труда постепенно сдвигается в сторону фриланса и так называемой gig economy (не просто частичная занятость, а гибкий рабочий график), констатирует директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

По прогнозам PwC, уже через 15–20 лет в отраслях с проектным принципом 70% работы будут выполнять фрилансеры, а численность постоянного персонала будет составлять 10–15% от нынешней. Это означает, что социально работник будет меньше защищен, считает Шибанов: самозанятые часто не платят пенсионные взносы, им будет сложнее рассчитывать на государственную пенсию и придется планировать личные инвестиционные стратегии, чтобы накопить на пенсию. Самозанятые не платят постоянных пенсионных взносов во всем мире, свидетельствуют данные ОЭСР. Решить проблему могут специальные накопительные системы для самозанятых. Например, в Чили, где в 2012–2015 гг. внедрялась такая система, налоговая служба стала удерживать 10% от суммы каждого чека за оказанные ими услуги, перечисляя этот налог управляющим компаниям как пенсионный взнос. А власти Турции ввели накопительную систему с 3%-ным взносом, четверть которого (сумма ограничена) финансирует государство.


В России действует специальный налоговый режим для самозанятых – с дохода, не превышающего 200 000 руб. в месяц, можно платить налог 4 или 6% в зависимости от того, кому самозанятый продает или оказывает услугу – другому человеку или компании. Но взносы на пенсионные накопления самозанятые платят добровольно, чтобы купить нужное количество баллов для страховой пенсии. Если же самозанятые предпочтут взносов не платить, у них будет право на социальную пенсию, которая после повышения пенсионного возраста будет выплачиваться с 70 лет (сейчас социальная пенсия составляет чуть больше 5000 руб.).

Ключевой источник пополнения пенсионной базы – фонд оплаты труда – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Медианный риск автоматизации рабочего места в странах ОЭСР эксперты ЕБРР оценивали в 48%, а в России – в 49%. Каждый новый промышленный робот вытесняет от трех до шести работников, писали Дарон Аджемоглу из MIT и Паскуаль Рестрепо из Бостонского университета. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, альтернатива же новому повышению пенсионного возраста – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии.

Избежать падения доходов пенсионеров поможет лишь комплекс мер, считает Горлин: повышение ставки страховых взносов, сокращение теневой экономики, а также увеличение продолжительности страхового стажа. По его оценкам, чтобы сохранить соотношение пенсий и зарплат на уровне 33% к 2050 г. тариф страховых взносов должен вырасти на 7 п. п., а для увеличения показателя до 40% – на 14 п. п.

Некоторые страны повышают ставки взносов, например Канада и Франция. Ужесточаются и условия раннего выхода на пенсию: в Финляндии этой возможности лишились работники частного сектора, в Португалии – все, в Польше в ходе реформы 2009 г. число граждан, имеющих право на досрочную пенсию, было сокращено вдвое. В Испании за каждый «преждевременный» год выхода на пенсию она уменьшается на 7%. Наряду с этим страны вводят стимулы для более позднего выхода на пенсию, расширяют возможности совмещать получение пенсии с продолжением работы.

Сам себе пенсионный фонд

В будущем человеку вновь придется все больше самому отвечать за свою пенсию , считает Шибанов. Люди уже неоднозначно относятся к перспективе ухода на пенсию, писал Мау, и если в прошлом большинство стремилось перестать работать, то сейчас растет число тех, кто вовсе не хочет на пенсию. В будущем система станет более индивидуальной, говорилось в его статье: в основе будут государственная пенсия, частные пенсионные накопления, вложения, приносящие рентный доход, и в семью, которая в старости будет служить опорой. Пенсионная система будущего будет более гибкой, рассуждает федеральный чиновник: в ее основе будет накопительный элемент и скорее по квазиобязательным программам, например корпоративным. Для фрилансеров же, которых будет все больше, пенсией будущего станет доход от их личных накоплений. Государственная минимальная пенсия сохранится для тех, кто не копил или не мог этого сделать, прогнозирует он.

Краткое содержание:


В мире существует три основных вида пенсионных систем.

Индивидуально-накопительная - когда пенсионные взносы выплачиваются самими работниками или работодателями (зависит от законов конкретной страны). Взносы идут на специальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса.

Распределительная, строящаяся на основе пенсионных налогов. Организована на принципе "солидарности поколений": пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа.

Распределительная, строящаяся на основе общих налоговых поступлений. Нет специальных пенсионных налогов, пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищенные граждане, инвалиды, в связи с потерей кормильца и т.п.

Обычно в каждой стране используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится все меньше работающих сограждан. В США в 1950 году на одного пенсионера приходилось восемь трудоспособных, а в 2020 году количество работающих уменьшится вдвое (один к четырем).

Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря прежде всего пенсионным накопительным системам, в которых участвует уже около 40% населения планеты, причем в США и Европе этот показатель в два раза выше (около 80%), в Азии - в два раза ниже, а в Африке южнее Сахары - всего лишь 5%.

В США обычная пенсия составляет в среднем около 1200 долл. (50% от размера зарплаты). Наемные работники платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5% (столько же доплачивает работодатель). Ненаемные работники (бизнесмены, адвокаты, художники и т.п.) сами платят за себя полную сумму - 15%.

В Японии пенсия состоит из двух частей - базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60% заработка.

В Германии работодатель и работник поровну вносят взносы в пенсионный фонд - всего 20,3% от заработка работающего. Размер пенсии достигает 70% от зарплаты.

В Великобритании работник платит в фонд 10% с заработка, работодатель добавляет от 3 до 10,2%. Пенсия достигает до 50% зарплаты. Государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

Французы вносят в пенсионный фонд 16,35% от заработка (работники и работодатели уплачивают взносы пополам, лица свободных профессий - полностью самостоятельно). Размер пенсии - 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Минимальная пенсия - 6 тыс. евро в год, максимальная - 12 тыс. евро.

В Израиле государственного пенсионного фонда нет, вместо него - фонд обязательного социального страхования. Размер пособия по старости - от 16 до 24% средней зарплаты.

Понятие "пенсия" в Китае только формируется в последние несколько лет, при этом сельские жители не могут рассчитывать на пенсию.

В некоторых странах Восточной Европы солидные по нашим меркам пенсии (150 - 300 евро), однако высокая стоимость жизни быстро "съедает" государственные пенсии. Так, в Венгрии средняя пенсия составляет менее 40% средней зарплаты, в Польше - менее 50% (в России - 27%). В то же время в Болгарии минимальная пенсия составляет 25 евро, максимальная в два раза больше.

Государственная пенсия во всех странах дает возможность прожить, но скромно. Поэтому, заботясь о своем пенсионном будущем, работающие отчисляют часть зарплаты и в негосударственные пенсионные фонды, что дает им существенную прибавку к государственной пенсии.

В развитых странах негосударственные пенсионные фонды обеспечивают в среднем 20% пенсионных выплат, но если в США, Канаде, Великобритании, Австралии они составляют более 40%, то в Чехии, Польше, Венгрии, Словакии - пока менее 5%.

Одной из главных проблем для всех пенсионных систем в мире является увеличение количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения. В 1998 году количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 году такое соотношение ожидает всю планету. Если в 1950 году средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 году - 69. Новые поколения уже физически не в состоянии поддерживать "солидарность поколений" и выплачивать пенсию своим предшественникам.

Из-за старения населения в мире пенсионная проблема грозит в будущем стать одним из наиболее неразрешенных противоречий: власти будут требовать поднять пенсионный возраст, народ - повысить размер пенсий. В высокоразвитых западных странах сложилась проверенная годами система негосударственных пенсионных фондов, в которые люди без страха делают свои отчисления ежемесячно. В отличие от них в странах СНГ первые такие фонды оказались финансовыми пирамидами. Насколько реально восстановить доверие новым пенсионным фондам - покажет лишь время.

Приведем более подробную информацию о пенсионном обеспечении в некоторых странах.

Пенсионное обеспечение в Германии

Как и в других странах, граждане Германии имеют право на:

• пенсию по возрасту;

• пенсию по потере кормильца (вдовам, вдовцам и сиротам);

• пенсию по частичной или полной потере трудоспособности (по инвалидности).

Подобные пенсии имеют три вида обеспечения: государственное, частное и корпоративное. В основе каждого из них лежит пенсионное страхование.

Все работающие жители Германии в обязательном порядке должны выплачивать взносы в государственный пенсионный фонд в размере 20,3% от месячного заработка. Причем сам работник платит половину данного взноса, а остальную часть выплачивает работодатель.

Хорошо зарабатывающие немцы имеют возможность обращаться в частные страховые компании, где они самостоятельно определяют сумму обязательных ежемесячных страховых взносов.

Также Германия имеет очень сложную систему профессиональных пенсий. Немецкие компании и концерны выплачивают надбавки своим трудящимся. Размер такой пенсионной надбавки зависит от заработной платы сотрудника.

Несмотря на то что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше, т.е. до его достижения. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3% за каждый недоработанный месяц). Выйдя на пенсию, каждый человек имеет право на продолжение трудовой деятельности.

Минимальный стаж для получения немецкой государственной пенсии - пять лет беспрерывной работы. Причем особенностью пенсионной системы является возможность получения такой пенсии иностранцами. Размер же пенсий напрямую зависит от стажа работы, заработной платы и от суммы взносов, выплаченных по пенсионному страхованию. Минимальной пенсией считается 364 евро, а средней - 70% от месячного заработка. Это приблизительно 800 евро. Различия существуют между Западной и Восточной Германией (950 и 700 евро).

Пенсионное обеспечение во Франции

Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов пенсионного обеспечения граждан существует во Франции. Как такового обязательного страхования пенсий во Франции практически не существует. В основу накопительных платежей пенсионного обеспечения положены два принципа:

1) непосредственно накопленная пенсия из страховых взносов (пенсия выплачивается человеку из тех средств, которые он накопил в течение своей трудовой деятельности. Причем каждый француз ежемесячно платил в пенсионный фонд столько, сколько считал нужным. Обычно 6,55% заработка платит сам работник, а 8,2% - работодатель);

2) солидарность. В дополнение к основной пенсии каждому пенсионеру доплачиваются суммы, состоящие из обязательных взносов других работающих сограждан.

Каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Размер основного вида пенсии составляет около 50% от среднемесячной заработной платы за последние или лучшие в финансовом плане 11 лет. Если же человек платил обязательные пенсионные взносы в течение 40 лет, то в дополнение к основной пенсии он получает дополнительные проценты. Таким образом, каждый француз может получать пенсию, соответствующую 80% среднемесячного заработка. Минимальная пенсия во Франции составляет порядка 500 евро в месяц, однако многие, благодаря французской пенсионной системе, могут получать в два раза больше.

Отличительной особенностью системы пенсионного обеспечения во Франции является возможность граждан получать сразу несколько видов пенсии в зависимости от профессиональной деятельности, так как существуют множество различных подсистем пенсионного обеспечения (четыре режима).

Пенсионное обеспечение в Великобритании

Практически идеальной и образцовой является пенсионная система в Великобритании. Как и во многих странах, здесь существуют три вида пенсионного обеспечения:

• пенсии по выслуге лет;

Основные государственные пенсии выплачиваются всем подданным Великобритании по достижении ими пенсионного возраста. Причем размеры таких пенсий фиксированы и не зависят от стажа или других факторов, выплачиваются за счет доходов от налогообложения. Размер такой пенсии невелик. Поэтому для всех пенсионеров, имеющих определенный трудовой стаж, есть еще альтернатива - это пенсии по выслуге лет, которые зависят от стажа и заработной платы. Достаточно большую сумму можно получать в виде негосударственной пенсии, размер которой определяет для себя сам работник. Такая пенсия формируется как самим работником, так и его работодателем.

Пенсионный возраст в Великобритании на сегодняшний день составляет 65 лет для мужчин и 60 - 65 лет для женщин (это зависит от года рождения). Пенсионеры, продолжающие трудиться, имеют право на надбавку к пенсии за каждый проработанный год. Такая надбавка может составлять до 25% заработной платы.

Размеры минимальных пенсий зависят от семейного положения пенсионеров. Для одиноких людей это 147,70 фунтов в неделю, для семейных пар - 217,90 фунтов в неделю (около 188 и 277 евро соответственно). Право на получение государственной пенсии имеет каждый человек, исправно плативший налоги в течение 30 лет.

Особенностью пенсионного обеспечения в Великобритании является обложение ряда пенсий налогами. Пенсии не облагаются налогом, если не превышен порог индивидуальной налоговой льготы.

Пенсионное обеспечение в США

Граждане США имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам. Причем частное пенсионное обеспечение осуществляется в трех разновидностях:

1) пенсионные взносы на рабочем месте;

2) индивидуальные пенсионные счета;

3) ежегодная рента (аннуитеты).

Государственная пенсия формируется за счет взносов граждан, предприятий и государственных ассигнований. Ежемесячное отчисление составляет 15,3% от заработной платы, причем 7,65% выплачивает работодатель.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако выйти на пенсию можно и раньше. Но при этом размер получаемой пенсии будет на 25% меньше.

Средняя государственная пенсия в США составляет приблизительно 40% от заработной платы работника. Это в среднем 1100 - 1200 долл. В месяц. Размер пенсий зависит от заработной платы и профессиональной деятельности. Например, военные специалисты и государственные служащие получают пенсии выше других категорий граждан.

Пенсии индексируются в зависимости от стоимости жизни, роста цен и других факторов. Что касается частного пенсионного обеспечения, то в стране существует большое количество разнообразных программ пенсионного страхования, что позволяет пенсионерам вести сравнительно безбедную жизнь. Кроме этого, все пенсионные взносы не облагаются налогом.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения в США является преобладание частного пенсионного страхования над государственным. Поэтому всего лишь 30% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию. Такая пенсионная система была взята за пример некоторыми странами Латинской Америки.

Пенсионное обеспечение в Китае

Пенсионная система Китая на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Дело в том, что государственного пенсионного обеспечения в Китае практически не существует. Государственную пенсию получает только каждый четвертый китаец (в основном это горожане). Остальных пенсионеров по старым обычаям обязаны содержать их дети.

Государственный пенсионный фонд формируется за счет пенсионных взносов, которые составляют 11% от заработной платы: 8% отчисляют сами работники, а 3% - работодатели. За служащих бюджетной сферы отчисления в пенсионный фонд осуществляет государство. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Китае - 50 - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Средняя пенсия составляет от 900 до 1360 юаней (около 130 и 200 долл.). При этом государственные служащие получают пенсии на порядок выше обычных работников. Пенсионеров, проработавших в сельской местности, содержат родственники.

В отдельных районах Китая на предприятиях создаются своеобразные накопительные фонды, из которых впоследствии выплачиваются пенсии работникам. Ежемесячные выплаты составляют 20% от среднемесячной заработной платы. Однако вопрос пенсионного обеспечения основной массы китайских пенсионеров остается очень острой проблемой. После ограничения рождаемости одному ребенку достаточно сложно содержать своих престарелых родителей.

Пенсионное обеспечение в Японии

Обеспечение пенсионеров в Японии существует в двух разновидностях: базовая национальная и трудовая или профессиональная пенсии. Базовая пенсия выплачивается всем японцам, достигшим пенсионного возраста, и не зависит ни от стажа, ни от заработной платы. Чтобы получить эту пенсию, необходимо ежемесячно уплачивать отчисления в пенсионный фонд. Треть подобных отчислений покрывает государство. Для того чтобы получить право на базовую пенсию, каждый японец должен платить обязательные взносы не менее 25 лет.

Трудовая пенсия начисляется работникам путем ежемесячных пенсионных отчислений самих работников и их работодателей (5% заработной платы) и с помощью страховых взносов.

Пенсионный возраст в Японии - 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25%. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5%.

Среднемесячный размер пенсии в Японии составляет приблизительно 60% среднемесячного заработка. Это около 67 тыс. иен, или 700 долл. Такой пенсии достаточно для удовлетворения необходимых потребностей человека. Наемные работники наряду с базовой пенсией получают трудовую (профессиональную) пенсию.

По материалам (Редакция «Российской газеты», 2016)

Читайте также: