Пенсионные системы в условиях кризиса

Когда Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчёт в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы - пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.

Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование.

Основной задачей преобразования пенсионной системы России является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему, так же оно направлено на изменение существовавшей ранее распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Кризис случился явно «не вовремя». В сфере регулирования доходов обсуждавшиеся на протяжении последних лет проблемы совершенствования двух важнейших институтов - заработной платы и пенсии, так и не были решены за долгий период финансового подъёма. Система социального обеспечения, способная функционировать исключительно в условиях финансового и экономического роста, так и не вышла за рамки социалистических принципов перераспределения ресурсов от богатых к бедным и дотаций со стороны государства.
Несомненно, финансовый кризис поднял наверх системные недостатки в функционировании социальной сферы. Речь идет о применении накопительного пенсионного страхования. Всего лишь год тому назад Минфин и Минэкономики доказывали незыблемость сохранности и надёжного увеличения капитализируемых средств, гарантируемых государством. А сегодня молчание, факты явно противоречат аргументам, которые приводились в 2002 г. про то, что вчера казалось ещё нормальным, сегодня выглядит неустойчивым.

В 2006-2007 гг. государственная управляющая компания ВЭБ, которая Распоряжается более чем 90% всех пенсионных накоплений, не смогла обеспечить даже процентов на уровне инфляции (доходность ВЭБ за 2007г. - 4,1%; 2008 - 2,1%, на 1.07.2009 - 3,21%). В 2008 г. ситуация ухудшилась: накопленные пенсионные сбережения сократились на четверть, а то и на треть их общей величины. Одним словом, пенсионные накопления, формируемые на протяжении последних семи лет, по своей покупательной способности уменьшились на треть.

Российская пенсионная система (начавшаяся с 1 января 2002 г.), которая включает в себя базовый, страховой, накопительный элементы, оказывается нерезультативной, т.к. она не обеспечивает даже в приемлемой мере увязку страховых взносов и пенсионных выплат.

Работники, получающие зарплату, которая превышает среднюю ее величину по стране, могут рассчитывать на пенсию, размер которой будет составлять 25-30% (и ниже) их заработной платы.

Тогда как у граждан западных стран объемы личных сбережений «на старость» достаточно велики, что можно проследить по таблице 1.

Таблица 1.

Общие показатели объёма сбережений западных стран

Страны Уд. вес зарплаты в % ВВП Доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование % ВВП Дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование Величина среднего по стране размера зарплаты (в %)
Великобритания, США, Канада 60-65 12-14 3-4 50
ФРГ, Италия, Австрия, Франция 45-50 10-15 2-3 70

По - оценкам актуариев ПФР, расходы по распределительной составляющей в 2009 г. составят 5,4% к ВВП, а к 2020 г. сократятся до 3,7%; в период 2010-2020 гг. прогнозируется дефицит базовой части пенсионной системы, который к 2020 г. достигнет 1,5% ВВП.

Согласно прогнозным оценкам экспертов Организации Экономического Сотрудничества и Развития, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие 10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза (см. табл.2).

Таблица 2

Прогнозные оценки увеличения пенсионных расходов, %к ВВП.

Страна 2000 г. 2020 г.
Австрия 17,6 23,7
Бельгия 13,8 17,0
Германия 16,4 31,6
Греция 13 15,7
Италия 19,7 25,6
Франция 11,7 13,6
Швеция 12,1 15,9
Швейцария 10,6 16,9
Россия 5,6 8,1

Пенсионная система России вошла в фазу финансовой неустойчивости, которая будет усугубляться. Необходимо изменить порядок зарабатывания и расходования пенсионных средств. Так, всё более очевидным становится привлечение граждан к обязательному пенсионному страхованию. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, финансовое участие работников в своем пенсионном страховании - один из наиболее действенных механизмов формирования страхового пенсионного института.

Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы не позволили преодолеть кризис государственного пенсионного обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного пенсионного страхования.

Пенсионная система России является чувствительной к внешним в0здействиям со стороны органов власти. Пенсионная реформа 2002 г. и последующие законодательные изменения привели пенсионную систему к неоправданно завышенному перераспределению ресурсов от работников с высокими уровнями заработной платы в пользу низкодоходных слоев населения.

Государству следует решить такие вопросы, как накопить пенсию работнику за период своей трудовой жизни (35-45 лет), достаточном для получения пенсии, сопоставимой (хотя бы на 50-60%) с его заработной платой (в развитых странах это минимальная задача перед правительством). Так же усилить надежность негосударственных пенсионных фондов, наладить их деятельность, регулировать инвестирование пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемые в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политике в 2008-2010 гг. отмечена необходимость определения стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы и решения проблемы несбалансированности бюджета.

Источник: Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества. Материалы международной научно-практической конференции (30 октября 2009 г.)



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам





С 1 января 2021 года пенсии россиян увеличатся в среднем на тысячу рублей, заявила заместитель председателя комитета Совфеда РФ по социальной политике Елена Бибикова. Это произойдет в результате индексации на 6,3%, при оценочной инфляции в 3,7−3,8%.

Тем временем, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов рассказал, что в настоящее время во фракции готовится законопроект об упразднении ПФР и выплате пенсий напрямую из бюджета. Фактически, речь идет о создании солидарной пенсионной системы, как это было в Советском Союзе.

Взносы, уплачиваемые сейчас в ПФР, планируется перевести напрямую в бюджет. Оператором выплат может стать ФНС. Кроме того, можно отменить сегодняшние льготы на пенсионный налог с высоких зарплат. Об упразднении ПФР в связи с цифровизацией заявил также лидер ЛДПР.

В жизнеспособность действующей пенсионной системы не верят даже ее работники. В одном из региональных отделений ПФР спецкорру «СП» на вопрос о способах добровольной уплаты пенсионных страховых взносов ответили, что пенсионная система еще много раз может измениться.

— Инициатива «Справедливой России» понятна и очевидна, — говорит экономист Владислав Жуковский. — Такие же предложения вносит и КПРФ. И в Госдуме, и Мосгордуме. Знаю, так как имею личное отношение к этим законопроектам.

Российская пенсионная система по сути является банкротом. Она объективно не справляется со своей главной социальной функцией обеспечения пенсионеров достаточным уровнем дохода. По всем опросам, свыше 90 процентов респондентов не довольны выплатами.

«СП»: — Как же страна докатилась до жизни такой?

— За последние 20 лет пенсионную систему реформировали несколько раз. И после каждой последующей реформы уровень жизни пенсионеров только снижается. По рекомендации МОТ пенсия должна составлять не менее 40 процентов от зарплаты. У нас в лучшие годы было 35−40 процентов, в прошлом году 29, а в этом видимо уйдет ниже 27 процентов. У нас и без того крайне низкая реальная зарплата. Средняя, как нам рассказывают, около 50 тысяч рублей, но самая распространенная около 25 тысяч рублей. На такие деньги выжить невозможно. Но даже от этой зарплаты доля пенсии совсем невысокая.

Очевидно, что все последние годы власть просто залезала в карман населению, сбрасывала с себя социальную нагрузку, обязательства перед обществом. Мы помним и монетизацию льгот, и конфискацию пенсионных накоплений в 2014 году, которая подавалась как временная заморозка ради реформирования института НПФ, а по факту у людей украли 6 процентов их страховых взносов. То же самое касается системы электронных пенсионных баллов — ПФР сам толком не может посчитать по ним будущие пенсии, и исключение из трудового стажа целого ряда периодов.

Ну, и «вишенка на торте», удар поддых обществу — это пенсионная реформа 2018 года. Повышение срока выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 60 у женщин, из-за чего у нас 40 процентов мужчин и 15−20 процентов женщин до пенсии не доживут. И это при том, что у нас одна из самых низких в Европе продолжительность здоровой жизни. Дело ведь не только в том, до скольки лет доживет человек, но и в каком физическом состоянии он будет находиться. Он будет нуждаться в медицинской поддержке, но при этом будет вынужден работать

У нас постоянно повышаются сроки дожития. Расчет и по страховым и по накопительным выплатам идет исходя из срока дожития в 22 года. Неужели у нас мужчины выйдя на пенсию доживают до 87 лет, а женщины до 82-х?! Такие есть, но это исключение, а не правило. Это мухлеж. На деле мужчины после выхода на пенсию в среднем живут не более 7 лет (в ряде регионов 1,5−2 года), а женщины около 20-ти. Все это делается, чтобы выплачивать меньше денег, а заплаченные пенсионные взносы перешли государству.

«СП»: — В Пенсионном фонде с вами, наверное, поспорят…

— Сам по себе институт Пенсионного фонда, как некая «прокладка» — это уже бельмо на глазу, нечто, вызывающее чесотку, аллергическую реакцию, а у кого-то рвотный рефлекс. Все прекрасно видят, что штат раздут, стоят шикарные особняки в центре всех региональных столиц… В то время, как за семь лет реальные располагаемые доходы населения упали чуть ли не вдвое (только за прошлый год на 8,5 процента), зарплаты в ПФР в среднем в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. Сотни миллиардов рублей уходят на красивую жизнь пенсионных чиновников.

Но в условиях развития цифровизации, экосистем вообще непонятно зачем нужен этот «псевдособес». Пенсию можно перечислять напрямую на банковскую карту без ПФР. Мы все, ИП, ООО, самозанятые платим налоги в электронном виде, сдаем отчетность тоже. ПФР вообще не нужен физически. Достаточно иметь базу данных. Это даст огромную экономию. Причем ежегодно.

«СП»: — У нас зациклились на пенсионных взносах. А вот в Норвегии для выплаты пенсий используют доходы от нефти. Наверняка можно найти и другие источники…

— Это очень важный вопрос. По Конституции у нас недра, природные богатства принадлежат всему народу. Непонятно, почему пенсии должны платиться только с пенсионных взносов. Конечно, в этом есть определенная финансовая логика, чтобы не было коллапса пенсионной системы, но мы и так платим кучу налогов… Пора открыто говорить о том, что общество в праве претендовать на долю от всего экономического пирога: от экспорта сырья, нефти, газа, металлов и в целом от бюджетных поступлений. Поэтому не следует ограничиваться только пенсионными взносами.

Кроме того, у нас сейчас регрессивная шкала страховых взносов. Чем человек богаче, тем меньше за него платят в ПФР. За тех, чей ежемесячный доход составляет менее 110 тысяч рублей, платят 22 процента страховых взносов, а у тех, кто получает больше, ставка падает до 10 процентов. Конечно, это неприемлемо. Выравнивание этой шкалы будет более справедливым и позволит снизить среднюю ставку взносов где-то на треть. Также у нас сейчас не платятся страховые взносы с дивидендов. Их, за исключением реинвестиций, можно обложить повышенной ставкой. Наполнению бюджета способствует и реальная прогрессивная шкала налогообложения, а не такая, как сделал Путин.

«СП»: — Придется наступить на карман наиболее состоятельным россиянам…

— Безусловно. Но это совсем небольшой процент населения: высокопоставленные чиновники, министры, топ-менеджеры крупнейших корпораций, госбанков. Они, по данным ВШЭ, владеют тремя четвертями всех финансовых активов государства. Но другого пути просто нет. В Финляндии, где нет нефти и газа, средняя пенсия в октябре превысила 1715 евро. А у нас средняя 16 тысяч рублей, а у большинства 11 тысяч рублей. Хорошо бы посмотреть как в других странах такого добиваются. В Скандинавии перераспределяют через бюджетные механизмы 50−65 процентов ВВП, а у нас 32 процента и эта цифра падает. Нужно активнее перераспределять доходы.

«СП»: — Вопрос политический…

— Пока никакого законопроекта в комитет не поступало, поэтому оценивать детали преждевременно, — продолжает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«СП»: Миронов пообещал доработать закон к весне. Но основной посыл уже объявлен — отказ от страховой и переход к солидарной пенсионной системе. Фундаментальное изменение…

— На мой взгляд корректнее говорить не о солидарной, а о распределительной пенсионной системе. Поскольку действующая сейчас пенсионная система тоже отчасти солидарная. Ее можно донастраивать, можно реформировать, но самый главный вопрос — откуда взять средства. Люди должны получать больше, чем сейчас.

Важно, чтобы в законе было указано, кто будет заниматься назначением пенсий. Потому как у нас есть пенсии страховые, социальные, есть разный возраст выхода на пенсию, льготники. И социальные и страховые пенсии могут быть в случае потери кормильца, инвалидности, достижения возраста нетрудоспособности. Есть военные пенсии, есть государственные пенсии разных видов. Кто всем этим будет заниматься, если ПФР ликвидируют?

«СП»: — Как вариант — налоговая служба. У них есть своя сеть, персонал, да и в цифровизации они при бывшем главе Мишустине достигли успехов. А цифровизация существенно облегчит администрирование…

— Налоговая наверняка потребует расширения штата, здания Кроме того, ПФР помимо назначения пенсий выполняет значительное число государственных функций как оператор. Занимается, например, доплатами к пенсиям, индексацией, выплатой маткапитала, других социальных выплат. Кто все это будет делать?

Нужно посмотреть: вновь созданная структура, перераспределение полномочий одновременно с увеличением штата не приведет ли к дорогому решению? Насколько это будет эффективно? Ответить на эти вопросы можно только все детально обсчитав.

Но самое главное, целью любого изменения должен стать увеличивающийся размер пенсий. Нашим гражданам без разницы, какая пенсионная система, она несколько раз уже менялась — страховая или распределительная или еще какая. Человеку важно понимать, что при том или ином трудовом стаже он будет иметь ту или иную пенсию и индексацию.

Сейчас у нас страховая система. Но есть и социальные пенсии — у тех, кто на страховую не заработал. Наступил возраст потери трудоспособности, инвалидность, потеря кормильца, а страховых баллов не хватило - все равно будет получать социальную пенсию и к ней доплату до прожиточного минимума по региону. Это закон.

«СП»: — Люди боятся однажды остаться вообще без ничего, поскольку чувствуют, что государство озабочено тем, как снять с себя все больше и больше обязательств…

— Даже если у ПФР не будет хватать средств на пенсионное страхование и другие выплаты, то из федерального бюджета направляются средства на покрытие их дефицита. Именно так происходит сейчас. То есть тип пенсионной системы и гарантии выплат — это два разных вопроса. Но это не значит, что в нынешней пенсионной системе нет недостатков. Есть.

Например, отсутствие индексации работающим пенсионерам. Также им перерассчитывают пенсии раз в год — в августе, но только на 3 пенсионных балла. Хотя человек мог заработать 10 баллов. Почему так? Это искусственное ограничение в целях экономии. Несправедливо. Есть чехарда с накопительной пенсией, хотя в развитых странах она добровольная. С ней надо наводить порядок.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпляева Наталья Ивановна

Эффективность систем пенсионного обеспечения сложнейшая проблема современной рыночной экономики. Главная причина кризисных явлений связана с демографическими изменениями в развитых странах в последние годы. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается кризис системы обязательного пенсионного обеспечения. В статье рассматриваются меры государственного регулирования, направленные на преодоление кризиса. Основное внимание уделяется анализу стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России до 2030 г., новой формуле расчета пенсий. В статье обосновывается необходимость развития добровольного пенсионного страхования . Добровольное пенсионное страхование может обеспечить устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыпляева Наталья Ивановна

Effectiveness of the pension systems is the most complicated problem of the modern market economics. The main reason of the crisis is related to demographic changes in developed countries in recent years. Currently in Russia there is a crisis of the system of compulsory pension schemes. The article examines measures of state regulation aimed at overcoming the crisis. The main attention is paid to the analysis of long-term development strategy of the compulsory pension system in Russia till 2030 and to the new formula for pensions calculating. The article substantiates the necessity of development of voluntary pension insurance . Voluntary pension insurance can provide the sustainability of the pension system in the long-term perspective.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления кризиса пенсионной системы России»

ЦЫПЛЯЕВА Наталья Ивановна -

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16 tsyplyaeva@gmail.com

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

WAYS OF OVERCOMING THE CRISIS OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM

Эффективность систем пенсионного обеспечения - сложнейшая проблема современной рыночной экономики. Главная причина кризисных явлений связана с демографическими изменениями в развитых странах в последние годы.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается кризис системы обязательного пенсионного обеспечения.

В статье рассматриваются меры государственного регулирования, направленные на преодоление кризиса. Основное внимание уделяется анализу стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России до 2030 г., новой формуле расчета пенсий. В статье обосновывается необходимость развития добровольного пенсионного страхования, которое может обеспечить устойчивость пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: пенсионная реформа, дефицит бюджета Пенсионного фонда, стратегия развития, добровольное пенсионное страхование

Effectiveness of the pension systems is the most complicated problem of the modern market economics. The main reason of the crisis is related to demographic changes in developed countries in recent years. Currently in Russia there is a crisis of the system of compulsory pension schemes. The article examines measures of state regulation aimed at overcoming the crisis.

The main attention is paid to the analysis of long-term development strategy of the compulsory pension system in Russia till 2030 and to the new formula for pensions calculating. The article substantiates the necessity of development of voluntary pension insurance which can provide the sustainability of the pension system in the long-term perspective.

Keywords: pension system, budget deficit of the Pension Fund, strategy of development, voluntary pension insurance

Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население. В 2011 г. средняя продолжительность жизни по России составила 70,3 года: у мужчин — 64,3 года, у женщин — 76,1 года1. По сравнению с показателями 2007 г. продолжительность жизни россиян выросла почти на 3 года — в 2007 г. она составляла 67,5 года: у мужчин — 61,4 года, у женщин — 73,9 года. В 2012 г. доля населения старше трудоспособного возраста составляла 22,7% общей численности населения, а в 1992 г. — 19,7%. В 1992 г. на одного пенсионера

1 В России увеличилась продолжительность жизни. Доступ: http://www.dp.ru/101aw4/

приходилось 2,1 работающих, в настоящее время — 1,8. В дальнейшем пенсионная нагрузка будет увеличиваться, и к 2020 г. на 1 пенсионера будет приходиться только 1,5 работающих.

Вследствие этого формирование эффективных механизмов государственного и рыночного регулирования пенсионной системы России является весьма актуальным. В статье проанализированы последние меры правительства РФ по совершенствованию системы обязательного пенсионного обеспечения. В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.

Реформирование системы пенсионного обеспечения на современном этапе

К системе обязательного пенсионного обеспечения относят государствен-

ные и трудовые пенсии. Они гарантируются законом со стороны государства. Государственные пенсии выплачивается государственным служащим, в т.ч. военнослужащим, милиционерам и социально незащищенным гражданам, не имеющим права на трудовые пенсии. Право на получение трудовых пенсий имеют граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного обеспечения, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц в случаях потери кормильца и лица, получившие инвалидность.

В течение последних 20 лет пенсионная система России постоянно реформировалась. Основной задачей этих изменений было сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и уменьшение трансфертов из федерального бюджета на его покрытие. Однако принимаемые государством меры не смогли разрешить эти проблемы. В настоящее время система пенсионного обеспечения РФ находится в тяжелом кризисе. Последним шагом стала разработанная правительством стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года1. Министерство труда и соцзащиты России предложило новую пенсионную формулу, по которой будут рассчитываться пенсии граждан. В основе формулы лежат увеличение минимального стажа, более явная зависимость пенсии от заработной платы, а также стимулирование позднего выхода на пенсию2.

Стратегия предусматривает введение дополнительного тарифа для работодателей за вредные и опасные условия труда. Дополнительный тариф для списков вредных специальностей направлен на то, чтобы стимулировать работодателей улучшать условия труда. Предлагается также отменить преференции по страховым пенсионным взносам для самозанятого населения (нотариусов, адвокатов, предпринимателей). Одним из основных направлений стратегии является сокращение накопительной составляющей пенсии. Граждане, имеющие право на формирование пенсионных накоплений, смогут сохранить неприкосновенные 6%, если

1 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Доступ: http://www.pfrf.ru

2 Новая пенсионная формула. Справка

Минтруда. Доступ: http://nicolbuh.ru/of-dok/

переведут средства в негосударственный пенсионный фонд. Для тех, кто не воспользуется этим правом до конца 2015 г., новые пенсионные накопления формироваться не будут. Все страховые взносы будут присоединены к страховой части и пойдут на выплаты текущих пенсий.

Анализ предлагаемых изменений показал их недостаточную обоснованность и проработанность3. Так, новая формула расчета пенсий, с одной стороны, содержит показатели и коэффициенты, значение которых непрозрачно и непонятно для граждан, а с другой — государство получает удобный механизм манипулирования размерами пенсий на основе имеющихся экономических возможностей. Размер пенсий будет определяться не в абсолютном значении, а в баллах. «Стоимость» баллов будет зависеть от объемов средств на выплату пенсий, которыми располагает Пенсионный фонд в данный момент.

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2 раза привело к большим проблемам в развитии малого бизнеса: за два месяца 2013 г. закрылись более 200 тыс. предприятий. Это привело к сокращению доходов местных бюджетов.

В результате сокращения накопительного компонента молодые граждане лишатся возможности более тесно увязать пенсию с заработной платой и увеличить свою будущую пенсию. Обязательные накопления в размере около 2 трлн руб. потеряют перспективу увеличения. Свертывание накопительного компонента пенсионной системы приведет к ущемлению прав граждан.

Предлагаемая реформа пенсионной системы, затрагивая интересы большинства граждан, оставляет в неизменном виде пенсии для государственных служащих и досрочные пенсии силовых структур, нарушая основной принцип гражданского общества — равенство всех перед законом.

В стратегии практически не затронуты вопросы дальнейшего развития добровольного пенсионного страхования, которое является важным фактором формирования пенсий во многих странах.

Проблемы, с которыми столкнулась пенсионная система нашей страны, а именно невозможность масштабного

3 Кудрин А.Л. 2012. Назад в собес. — Ведомости. 06.09. Доступ: http://www.vedomosti.ru/

финансирования ее распределительной составляющей, недостаточное развитие накопительного компонента определяют необходимость форсированного развития добровольного пенсионного страхования.

Роль добровольного пенсионного

страхования в системе пенсионного

В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством. Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия. Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока. В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.

Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан1. Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.

Основная роль в добровольном пенсионном страховании принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В настоящее время в России

1 Частные пенсионные системы в США. Доступ: http://npfinsp2.narod.ru/new/ISKRAN_401k.htm

их 1452. Эти фонды имеют лицензию на осуществление деятельности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн граждан России. В НПФ накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн чел. Почти 6,6 млн чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.

Корпоративное и личное

Рассмотрим особенности корпоративного и личного пенсионного страхования. Особенность корпоративного пенсионного обеспечения в РФ состоит в том, что корпоративные пенсионные программы действуют в основном на крупных предприятиях, а также в представительствах иностранных компаний. Средний и малый бизнес практически не участвуют в дополнительном пенсионном страховании своих сотрудников из-за финансовых трудностей. Большинство корпоративных программ финансируются совместно работодателями и сотрудниками. В качестве примера корпоративных программ по

2 Негосударственные пенсионные фонды в цифрах (количественные показатели деятельности НПФ). Доступ: http://www.pensionerobserver.ru

3 СМИ: обязательное пенсионное страхование обогнало добровольное. Доступ: http://www.oi1m. com/news/365576/

формированию негосударственных пенсий можно привести программы, предлагающиеся ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК) своим сотрудникам и реализуемые совместно с НПФ «Норильский никель»1. Для повышения уровня пенсионного обеспечения работников компании реализуются следующие корпоративные пенсионные программы:

— солидарная корпоративная пенсия (СКП);

— накопительная корпоративная пенсия;

— корпоративная пенсионная опционная программа.

Программа СКП стимулирует работников к долгосрочному и производительному труду на предприятии, обеспечивает увязку трудового вклада работника и размера пенсии. После выхода на пенсию работникам ОАО «НТЭК» выплачивается дополнительная пожизненная корпоративная пенсия. В формировании накоплений солидарно участвуют работник и предприятие. Участниками программы являются высококвалифицированные работники основных профессий со стажем работы в ОАО не менее 5 лет.

Накопительная корпоративная программа основана на принципе солидарной ответственности ОАО «НТЭК» и ее работников в формировании негосударственной накопительной долевой пенсии и негосударственной индивидуальной пенсии. В настоящее время в программе участвуют более 30% сотрудников компании.

Корпоративная пенсионная опционная программа направлена на стимулирование работников к заботе о собственном пенсионном обеспечении и предназначена для формирования дополнительной пенсии работников. На первом этапе программы на именные счета сотрудников в НПФ «Норильский никель» были перечислены денежные средства. Участниками программы стали около 4 тыс. работников.

В настоящее время НПФ «Норильский никель» является одним из лидеров пенсионного рынка России, он входит в пятерку крупнейших негосударственных пенсионных фондов России. Дополнительную пенсию в фонде формируют около 100

1 Корпоративные пенсионные программы, реализуемые совместно с НПФ «Норильский никель». Доступ: http://www.oao-ntek.ru

тыс. граждан2. Почти 17 тыс. чел. уже получают в НПФ дополнительную негосударственную пенсию. Пенсии выплачиваются регулярно, без задержек и сбоев. Пенсионные выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению по итогам 2012 г. составили 706 млн руб.

Что касается личного пенсионного страхования, то гражданин самостоятельно участвует в формировании дополнительной пенсии. Негосударственные пенсионные фонды предлагают программы формирования будущих пенсий, которые помогают сохранить и приумножить пенсионные накопления, а после выхода на пенсию — обеспечить финансовое благополучие. Программы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения предполагают личное участие граждан в формировании дополнительной пенсии за счет собственных средств, которые перечисляются на именные пенсионные счета, открытые в НПФ. Для реализации пенсионной программы вкладчик заключает договор с негосударственным пенсионным фондом. Как правило, фонды предлагают два вида схем получения пенсий. Различия этих схем заключаются в периоде получения дополнительных пенсий после наступления пенсионного возраста и порядке наследования пенсионных накоплений. Пенсии, начисляемые по 1-й схеме, выплачиваются в течение определенного периода. Пенсионные накопления на именных счетах наследуются как до, так и после назначения этих пенсий. По 2-й схеме пенсии выплачиваются пожизненно. Накопленные средства наследуются только в период накопления, до назначения пенсии. В этом случае НПФ обязуется выплачивать пенсию гражданину, даже если все его пенсионные накопления закончатся. Пенсии, выплачиваемые по этим схемам, не облагаются налогом на доходы физических лиц. Размер начисляемой пенсии зависит от суммы накоплений на именном пенсионном счете участника и выбранного им периода выплаты пенсии.

Проблемы развития добровольного

Существенным препятствием быстрого развития добровольного страхования стало несовершенство российского зако-

2 НПФ «Норильский никель» — 19 лет. Доступ: http://npf.investfunds.ru

нодательства, регулирующего негосударственное пенсионное обеспечение. Для добровольного страхования налоговые льготы являются распространенной мировой практикой. К ним относятся льготы по уплате подоходного налога и других форм обложения с последующим налогообложением пенсионных доходов или их освобождение от подоходного налога и от других налогов с сохранением налогообложения взносов в фонды добровольного пенсионного страхования. В современном российском налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от налога на прибыль 12% фонда оплаты труда, направляемых на корпоративные пенсионные программы. Эта льгота распространяется только на финансирование именных пенсионных счетов. Данная льгота не распространяется на солидарные счета, т.е. счета, открытые на всех участвующих в пенсионной программе. Это ограничивает внедрение корпоративных пенсионных программ: компании расходуют на их финансирование не более 5% фонда оплаты труда. Если предприятие осуществляет переход от именных пенсионных счетов к паритетным, оно лишается льгот по налогу на прибыль на средства, которые были перечислены ранее. Участники любой из схем, именной или паритетной, уплачи-

вают подоходный налог. Если реализуется схема с именными счетами, это является обоснованным, поскольку предприятие имеет льготу по налогу на прибыль. При схеме с паритетными счетами это выглядит неоправданным, поскольку налоги с взносов уже уплачены. Таким образом, имеет место двойное налогообложение. Необходимо отметить, что суммы страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования не облагаются подоходным налогом.

Установление таких незначительных норм по льготному налогообложению является неоправданным и тормозит развитие системы корпоративного пенсионного страхования. Кроме того, отсутствуют льготы по уплате налога на доходы физических лиц для плательщиков страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды. Это обусловлено стремлением оградить использование схем добровольного пенсионного страхования для уклонения от уплаты налога. Однако такая мера не стимулирует граждан к участию в программах по добровольному пенсионному страхованию. Решение этих проблем должно способствовать развитию системы добровольного пенсионного обеспечения как важного фактора повышения размеров пенсий у граждан нашей страны.

Читайте также: