Пенсионные системы зарубежных стран pdf

    Екатерина Ваткеева 2 лет назад Просмотров:

1 УДК Назарова С.В. старший преподаватель кафедры «Экономические теории» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Россия, г. Москва Шароваров С.Ю. студент 4 курса конструкторско-механического факультета ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА Россия, г. Москва Аннотация: в данной статье проанализированы особенности пенсионных систем различных стран мира: Франции, Великобритании, Канады, США, Японии, Израиля, Германии и др.; также рассмотрены проблемы реформирования российской пенсионной системы. Ключевые слова: пенсии, пенсионные системы, пенсионные модели, англо-саксонская модель, континентальная модель, накопительная пенсионная система, распределительная пенсионная система. Nazarova S.V. Sr. instructor of the department of economic theories Moscow state automobile and road technical university (MADI) Russia, Moscow Sharovarov S.U. 4th year student of the design and mechanical faculty Russia, Moscow PECULIARITIES OF PENSION SYSTEMS IN VARIOUS COUN- TRIES OF THE WORLD

2 Annotation: in this article the authors analyzed the peculiarities of pension systems in various countries of the world: France, Great Britain, Canada, USA, Japan, Israel, Germany and others and also considered the problems of reforming the Russian pension system. Keywords: pensions; pension systems; pension models; Anglo-Saxon model; continental model; accumulative pension system; distribution pension system. Пенсионное обеспечение, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует практически во всех развитых странах мира. Однако современные демографические тенденции увеличения продолжительности жизни населения и снижения рождаемости добавляют значимости и актуальности данной проблеме. В настоящее время вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения обострился во многих странах [7]. Речь идет либо о целесообразности увеличения налогов и взносов на социальное страхование, либо о сокращении государственных пенсий, либо об увеличении пенсионного возраста и др. [8]. Для нашей страны эти вопросы также являются актуальными, и чтобы выбрать правильное направление в проведении реформирования пенсионной системы России необходимо провести подробное исследование и изучение зарубежного опыта. Сегодня высокоразвитые западные страны используют пенсионные модели двух типов: англо-саксонскую модель (Бевериджа) и континентальную модель (Бисмарка) [9]. Англо-саксонская модель применяется в США, Канаде, Великобритании, Голландии и некоторых других стран. Модель гарантирует всем гражданам предоставление государством минимального пенсионного обеспечения. Как правило, оно обеспечивается специальным налогом. С уровнем жизни и доходом человека эта базовая пенсия от государства никак не связана, поэтому имеют место дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению, построенные, как правило, по накопительному принципу.

3 Пенсионные системы стран, имеющих в своей основе англосаксонскую модель, гарантируют своим гражданам лишь минимальные выплаты от государства, предназначение которых - защита от бедности. Это стимулирует самих будущих пенсионеров участвовать в дополнительных программах, позволяющих им достичь желательного уровня пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение в этих странах не является тяжелым бременем для государства, но способствует формированию активной гражданской позиции у граждан и ответственности за свое будущее. Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире. Она существует с 1908 года. Британские пенсионеры могут получать как государственную базовую пенсию, так и трудовую пенсию от национальной страховой системы. Размер государственной базовой пенсии зависит от стажа работы, но уровень ее ограничен. Государство гарантирует пенсионные выплаты только в размере 20% от средней заработной платы работника. Трудовая пенсия формируется за счет взносов самого работника пополам с работодателем. Также в Великобритании существует множество способов накопления частных пенсий, например, имеются корпоративные программы на предприятиях и др. [4]. Пенсионное обеспечение в Канаде состоит из трех составляющих: вопервых, это базовая пенсия, которая выплачивается из фондов государства; вторая составляющая - обязательная пенсия, она начисляется за счет налога на доходы физических лиц и отчислений за счет работодателя; третья часть пенсии добровольная, то есть, частные накопления. В США существуют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а сразу три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. Государственная пенсионная система США охватывает всех граждан занятых в

4 экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая только минимальную пенсию. Накопительные пенсионные системы делятся на государственные и частные. Программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей. Сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами финансируются как предпринимателями, так наемными работниками в равных долях. Работники, с персональным счетом в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Также каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах и страховых компаниях. Базовая часть пенсии в Японии финансируются за счет бюджета государственного социального обеспечения. На нее имеют право все граждане Японии независимо от уровня дохода и рода деятельности. Дополнительно к базовой пенсии работники получают государственные и профессиональные пенсии, которые финансируются за счет равнозначных взносов работников и работодателей. В случае если работник продолжает работать, будучи уже в пенсионном возрасте, размер пенсии ежегодно возрастает. В Израиле пенсионная система является двухуровневой: пенсия складывается за счет ежемесячных государственных выплат из фонда социального страхования, а также за счет накоплений, сделанных работодателем [3]. Если англо-саксонская модель, как уже было отмечено, способствует формированию ответственности каждого работника за свою будущую пенсию, то в основе континентальной пенсионной модели лежит уравнительный принцип пенсионного обеспечения. К континентальной модели пенсионного обеспечения можно отнести такие страны как Германия, Австрия, Италия, Швеция, Франция и др. Континентальная модель относится к распределительной системе пенсионного обеспечения, то есть предполагает финансирование пенсий за счет

5 взносов работающих, которые пропорционально распределены между гражданами, имеющими право на пенсию. Уравнительный принцип начисления пенсий обеспечивает социальную защищенность населения, но порождает социальное иждивенчество и снижает интерес к сбережениям. При этом государство имеет монопольное право маневрировать размерами пенсионных выплат в зависимости от экономической ситуации в стране. Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсий производятся за счет доходов, сформированных за счет взносов работающего населения [2]. Французские пенсионеры получают пенсию в размере около 50% от своей средней зарплаты. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу, пенсионные взносы поровну распределены между наемными работниками и работодателем, а лица свободных профессий осуществляют ежемесячные выплаты в пенсионный фонд самостоятельно. В Германии работающие граждане платят в государственный пенсионный фонд, откуда потом сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время декретного отпуска или службы в армии взносы платит государство. Размер пенсионного обеспечения зависит от возраста выхода на пенсию, размера зарплаты, стажа работы, вида пенсии и ряда других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. Кроме этого государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные выплаты. В чистом виде пенсионные модели Бевериджа и Бисмарка практически не существуют можно говорить лишь об условном отношении той или иной страны к данной модели. Пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: распределительный и накопительный. В условиях нестабильности экономической ситуации и распределительная, и накопительная системы имеют свои недостатки: минусом накопительной системы является то, что

6 инфляция обесценивает пенсионные сбережения граждан, однако при распределительной системе инфляция также является негативным фактором, так как индексация пенсий становится достаточно тяжелым бременем для государства [5]. Поэтому в чистом виде эти модели (накопительная или распределительная) используются редко пенсионные модели стран мира основаны на сочетании элементов распределительной и накопительной пенсионных систем с преобладанием одного из них. До 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако проблема старения населения, когда на одного работающего приходится все больше и больше пенсионеров, сделало эту модель бесперспективной, а реформирование пенсионной системы России необходимостью. Сегодняшняя пенсионная модель России является комбинированной, сочетающей накопительный и распределительный элементы, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества. Однако современное реформирование российской пенсионной системы не исчерпывает всех проблем. Очевидной перспективой для России, по мнению экспертов, является повышение пенсионного возраста путь по которому вынуждены были пойти многие западноевропейские страны. Еще один проблемный аспект для России заключается в необходимости формирования культуры сбережений у населения - добровольные сбережения у нас не развиваются так, как на Западе [1]. Государство должно создать предпосылки для того, чтобы стимулировать вовлеченность самих работников в процессы инвестирования сбережений и принятия ими значимых решений в вопросах формирования будущих пенсий. В заключении хочется отметить, что изучение успешного опыта построения пенсионных систем в других странах, анализ преимуществ и недостатков различных пенсионных моделей, является необходимым условием процесса формирования эффективной пенсионной системы и в России.

7 Использованные источники: 1. Коваленко Н.В., Безновская В.В. Анализ уровня жизни и доходов населения России // Международный технико-экономический журнал С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Франции // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (17). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Израиля // Форум молодых ученых (9). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Великобритании // Экономика и социум (22). С Прусова В.И., Безновская В.В., Гусева Е.А., Попов А.Н. Уровень жизни населения России в период кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика С Прусова В.И., Безновская В.В., Корсакова А.Г. Мотивация к труду работников автотранспортных предприятий через пенсионную реформу // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура (3). - С Улицкая И.М., Юстратова И.Л. Сравнительный анализ пенсионных систем Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Социалистической Республики Вьетнам // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 1. М.: Экон-Информ, С Юстратова И.Л., Бау Иеде Жиль Арман. Пенсии в Республике Котд'Ивуар // В сборнике: Национальные и международные финансовоэкономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 2. М.: Экон- Информ, С (дата обращения ).


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.03.2017 2017-03-23

Статья просмотрена: 4596 раз

Библиографическое описание:

Клименко, А. В. Пенсионная система России и зарубежных государств: сравнительно-правовой анализ / А. В. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40974/ (дата обращения: 08.12.2020).

Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения. Целью данной статьи является рассмотрение и сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России, Швеции и Индии в рамках понятия пенсионной системы, реализации прав граждан на пенсию, роль государства в регулировании пенсионных выплат. Актуальность данной темы обусловлена тем что пенсионная система вне зависимости от страны является важнейшим социальным гарантом каждого гражданина и общества в целом.

Энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «Пенсия (от лат. pensio — платеж) денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста» [1]. Исходя из данного понятия определим, что же такое пенсионная система. Пенсионная система — это система, гарантирующая гражданам, вышедшим на пенсию и потерявшим трудоспособность, достойную жизнь посредствам пенсии и других денежных выплат. Основным механизмом реализации этой системы является государство, которое посредствам «пенсионного обеспечения» выполняет свою обязанность.Пенсионное обеспечение — форма материального(денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях [2]. Важно сказать, что данный вид социального обеспечения, его размер напрямую связан с уровнем экономического развития конкретной страны, приоритетами финансирования, государственной политикой.

В данной статье, рассматривая понятие «пенсионное обеспечение» как экономическая категория, его можно обозначить как составляющую национального дохода, направленную на cохранение, поддержание и развитие достойного уровня жизни нетрудоспособных членов общества.

В современном обществе распространено мнение, что российская пенсионная система не является достаточно ориентированной на содержание достойного уровня жизни нетрудоспособной части населения. Но так ли это? Для того чтобы полностью раскрыть данный вопрос, необходимо более подробно рассмотреть пенсионную систему России, Швеции и Индии.

Пенсионная система России берет своё начало с времен СССР. В то время размер пенсии совершенно не зависел от размера заработной платы и стажа работы, не существовало индексации выплат. Основными источниками финансирования являлись общественные фонды потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и отчислений предприятий. В связи с нестабильным положением государства в области финансов уровень жизни нуждающихся стал заметно ухудшаться, необходимо было срочно реформировать пенсионную систему.

В рамках данных событий государство принимает ряд мер, направленных на стабилизирование денежных выплат:

‒ Принятие Закона от 20.11.1990 N 340–1 «О государственных пенсиях в РСФСР»

‒ Создание в 1992году Пенсионного фонда РСФСР

Политика Пенсионного фонда была направлена на государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. Появляется новейшая система финансирования и выплаты пенсий — за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. Расширяется перечень видов пенсий: [3]

‒ по старости (по возрасту) — раздел II Закона,

‒ по инвалидности — раздел III Закона,

‒ по случаю потери кормильца — раздел IV Закона,

‒ за выслугу лет — раздел V Закона.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона). Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Однако в 1990-е годы политика государства была больше направлена на формирование и развитие рыночной экономической системы, чем на вопросы социального обеспечения граждан. В следствие этого произошёл кризис пенсионной реформы, на который сказались рост инфляции, дефицит бюджета Пенсионного фонда. Долг Правительства перед населением рос, постоянно проводились безуспешные попытки его погашения. И только в 2000-х годах формируется Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе, функционирующий на основании накопительных и условно-накопительных принципов пенсионной системы.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даёт перечень видов пенсий и лиц, имеющих на них право.


Рис. 1. Виды пенсий в Российской Федерации

Обязательными условиями возникновения права на пенсию по старости являются [4]:

‒ достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

‒ наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений.

Своё начало пенсионная система Швеции берет в 1913 г. и становится одним из первых и основополагающим примером всеобщего социального страхования. Она основывается на принципе достаточной экономической защищенности каждого гражданина страны. Современная система была принята парламентом в 1998г., а полностью вступила в силу в 2003г. Она предполагает 3 вида пенсий: всеобщая, трудовая и гарантированная.

Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах и премиальной пенсии. Ежегодно 16 % от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах. Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом [5].

Трудовая пенсия начисляется из расчёта пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга и медицинской страховки. Величина трудовой пенсии зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии [там же].

Гарантированная пенсия является гарантом социальной поддержки абсолютно всех граждан Швеции, не имеющих трудового стажа, но достигших 65 лет и проживающих в Швеции не менее 40 лет.

Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он только влияет на размер выплаты.

Существенно иная пенсионная система существует в Индии. В настоящее время можно сказать, что это одна из слабейших стран в области социального обеспечения, которое является гарантом нетрудоспособного населения на защиту от нищеты. С чем же это связано?

Размер пенсии напрямую связан с родом деятельности гражданина. Все потенциальные пенсионеры здесь делятся на три группы — госслужащие, которые включены в обязательную пенсионную программу, военные и все остальные, чьи пенсии зависят от работодателя. В связи с тем, что большинство индийцев заняты в «неорганизованном секторе», т. е. рабочие в мелких официально незарегистрированных предприятиях; крестьяне, которые работают в частном секторе; либо занимаются ремеслом отчисления от заработной платы не ведутся. Поэтому основными источниками пенсии в Индии являются собственный бюджет семьи и малочисленные социальные программы. Например, распределение продуктов питания по субсидированным ценам. Основные продукты питания распределяются по месту жительства через государственные магазины. Государство закупает зерно и другие продовольственные товары по установленным ценам и реализует через магазины «справедливых цен». Безусловно, это большое подспорье для малоимущих слоев населения индийского общества [6].


Рис.2 Индийский пенсионер

Возраст выхода на пенсию варьируется в зависимости от штата. Правящая конгрессистская коалиция собирается повышать возраст с 60 до 62 лет.

Итак, на основе вышеперечисленного можно провести сравнение по следующим основаниям: возраст выхода на пенсию, необходимый размер трудового стажа, государственные гарантии лиц, не имеющих трудового стажа (таблица 1).

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Голубева, Светлана Васильевна

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.

1.1. Возрастная структура и старение населения: подходы к определению понятий.

1.2. Факторы и тенденции старения населения на мировом и региональном уровнях.

1.3. Особенности демографической ситуации и проблемы старения населения в России и странах бывшего СССР.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

2.1. Эволюция и типология пенсионных систем зарубежных стран.

2.2. Особенности развития пенсионных систем в странах с высоким уровнем демографического старения (на примере Великобритании, Германии, Швеции и Японии).

2.3. Особенности развития пенсионных систем в странах со средним уровнем демографической старости (на примере Польши и

2.4. Особенности развития пенсионных систем в странах с преддверием старости (на примере Чили).

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ.

3.1. Особенности формирования пенсионной системы

3.2. Прогнозы возрастной структуры населения России в среднесрочной перспективе.

3.3. Перспективы развития и рекомендации по совершенствованию пенсионной системы России с учетом зарубежного опыта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК

Проблема старения и пенсионного обеспечения населения России: Демо-экономические аспекты 2000 год, кандидат экономических наук Михайлов, Александр Юрьевич

Мировой опыт развития пенсионных систем: общемировые тенденции и межстрановые различия 2007 год, кандидат экономических наук Волошина, Анастасия Юрьевна

Реформа пенсионной системы Мексики в контексте мирового опыта 2007 год, кандидат экономических наук Мартинес Атилано Гильермо

Реформирование пенсионной системы в Китае 2006 год, доктор экономических наук Чжао Сянцзе

Старение населения и его влияние на формирование и развитие государственной пенсионной системы 2005 год, кандидат экономических наук Ермаков, Илья Сергеевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие пенсионных систем зарубежных стран и России в условиях демографического старения»

Актуальность темы исследования. Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран, заметным достижением XX века, играет большую роль в социальноэкономической, общественно-политической, в финансово-бюджетной сфере государства и связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием на рынке труда, а, кроме того, с демографическим положением в настоящем и будущем. К числу важнейших проблем цивилизованных государств относится формирование и изменение социального положения граждан, состояние и динамика, которого выражают результаты социальной политики государства. Следовательно, невозможно говорить о создании цивилизованного общества без создания соответствующих предпосылок формирования и дальнейшего поддержания эффективности системы социального обеспечения и вытекающей из нее системы пенсионного обеспечения граждан.

В современном мире любая пенсионная система - это система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им? Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду. Поэтому пенсия - это, прежде всего, социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать не только необходимые, но и достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и не смог заработать большую пенсию.

Существуют два основных механизма финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся. Это означает зависимость устойчивости подобной пенсионной системы от соотношения числа получателей пенсии и числа плательщиков взносов в систему. Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица.

Во второй половине XX века основную роль в национальных системах пенсионного обеспечения развитых стран, в том числе и России, играли государственные пенсионные системы, основанные на перераспределительном механизме. В среднесрочном аспекте, исключающем колебания уровня занятости, основным фактором, определяющим устойчивость перераспределительных пенсионных систем, является возрастная структура населения, точнее, соотношение численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте, и численности населения, находящегося в возрасте старше трудоспособного. Современная общемировая демографическая тенденция старения населения, проявляющаяся особенно отчётливо в развитых странах, приводит к росту нагрузки на население трудоспособного возраста в рамках перераспределительных пенсионных систем. Это обстоятельство стало причиной волны реформ пенсионной системы, начавшейся в развитых странах в 1980-х гг. В то же время, данная проблема актуальна и для России, поскольку демографические прогнозы говорят о значительном росте доли пожилого населения после 2010-2020 гг.

Проблема соответствия пенсионной системы демографической структуре населения широко обсуждается в исследованиях. Большое внимание проблеме реформирования пенсионных систем уделяют международные организации, в частности, Всемирный банк. Под его эгидой был разработан и регулярно обновляется комплекс рекомендаций

• I правительствам стран, включающий обобщённую универсальную модель пенсионной системы. Также, в разработке рекомендаций по проведению пенсионных реформ в отдельных группах стран принял участие, Международный валютный фонд и Международная организация труда. В рамках ОЭСР публикуются исследования, посвященные проблеме влияния изменяющихся демографических особенностей населения на индивидуальное пенсионное обеспечение. Наряду с международными организациями, оказывающими поддержку национальным правительствам, изучением реформ пенсионных систем занимаются сообщества страховщиков.

Вопрос о перспективах развития пенсионной системы России неоднократно поднимался начиная со второй половины 1990-х гг. В данной работе основное внимание обращается на демографические процессы как детерминанты потребностей в изменении пенсионной системы. Кроме того, в работе рассматривается ситуация, сложившаяся в России после реформы 2001 г., которая предопределила направление развития пенсионной системы в ближайшем будущем. В результате, выводы несколько отличаются от результатов предыдущих работ, доказывавших потребность в переходе к накопительному механизму как основе пенсионной системы. Во-первых, в представляемой работе, в результате анализа развития пенсионной системы России сделан вывод о недостаточности проведённых реформ для достижения финансовой стабильности системы обязательного пенсионного обеспечения. Во-вторых, на основе прогноза численности населения России был выделен период, наиболее благоприятный для проведения реформы пенсионной системы с демографической точки зрения. Кроме того, была выдвинута гипотеза о возможности и эффективности проведения единовременного перехода к накопительному механизму системы обязательного пенсионного обеспечения, который позволил бы существенно упрочить финансовую устойчивость пенсионной системы.

Объектом исследования в настоящей работе являются пенсионные i системы России и зарубежных стран.

Предмет исследования - особенности трансформации пенсионных систем России и зарубежных стран в условиях старения населения.

Цель исследования - выявить особенности развития и пути повышения эффективности пенсионной системы России в соответствии с прогнозируемыми демографическими изменениями, а также с учетом зарубежного опыта. Для достижения данной цели потребовалось решить следующие научные задачи:

- обосновать теоретические подходы к определению понятий, характеризующих демографическое старение населения;

- определить тенденции и перспективы демографического развития на мировом и региональном уровне;

- установить взаимосвязи между демографическим старением и трансформацией пенсионных систем в странах с различным уровнем старения; выявить особенности функционирования и трансформации пенсионных систем зарубежных стран и России в условиях демографического старения;

- дать прогноз демографическим тенденциям на мировом и российском уровнях и обозначить пути реформирования пенсионных систем в условиях демографического старения;

- разработать рекомендации по совершенствованию пенсионной системы России с учетом опыта зарубежных стран.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных экономистов и демографов; нормативно-правовые акты, регулирующие миграцию на государственном и межгосударственном уровнях. Данная диссертационная работа базировалась на научных трудах российских и зарубежных авторов, в том числе Альперович В., Андреев Е., Архангельский В., Богомолец А., Бургдерфер Ф., Гомпертц Б., Дегтярев Г., Джонсон Ф., Дмитриев Д., Доброхлеб В., Иванова А., Капица С., Комфорт А., Малева Т., Мейнард-Смит И., Медавар П., Новосельский С., Римашевская Н., Рыбаковский Л., Рязанцев С., Синявская О., Соколова А., Стрелер Б., Сундберг А., Травин Д., Урланис Б., Фролькис В., Хольцман Р., Шапиро Д. и др.

Источниками официальной информации служили данные Федеральной службы государственной статистики России (Росстата) -текущего - учета и переписей населения, Межгосударственного статистического комитета стран СНГ, результаты национальных переписей „ населения зарубежных стран, данные международных организаций - ООН (отдел народонаселения), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирного банка, Международного Валютного Фонда (МВФ), Международной Организации Труда (МОТ).

Научная новизна результатов исследования по специальности 08.00.14 - мировая экономика заключается в следующем:

- разработана типология пенсионных систем зарубежных стран на основе классификации государств по показателю старости населения, а также даны характеристики пенсионным системам зарубежных стран в контексте уровня демографического старения;

- обоснована необходимость повышения эффективности пенсионной системы России в условиях демографического старения на основе развития накопительного механизма системы обязательного пенсионного обеспечения с учетом зарубежного опыта;

- даны экономические обоснования по проведению пенсионной реформы в России с учетом демографических тенденций и демографических прогнозов возрастной структуры населения;

- разработаны рекомендации по совершенствованию пенсионной системы России в условиях демографического старения и роста пенсионной нагрузки с учетом зарубежного опыта.

Научная новизна по специальности 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономика народонаселения и демография) заключается в следующем:

- выявлены особенности демографического старения на мировом, региональном и российском уровнях, которые характеризуются практически повсеместным ростом доли пожилого населения в общей численности населения практически во всех странах мира;

- установлено, что российская модель старения населения имеет существенные отличия от модели экономически развитых стран. Основные отличия заключаются в том, что в России старение обеспечивают низкая рождаемость и высокая смертности населения трудоспособного и молодого возрастов (т.е. старение происходит снизу и в центральной части половозрастной пирамиды), в то время как в экономически развитых странах старение населения происходит за счет увеличения продолжительности жизни (старение сверху половозрастной пирамиды);

- даны прогнозные оценки тенденциям изменения численности и возрастного состава населения в России до 2020 г. с учетом рождаемости, смертности и миграции, которые заключаются в продолжении тенденции старения населения в среднесрочной перспективе и росте пенсионной нагрузки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные положения работы могут быть использованы в работе государственных органов в пенсионной сфере - Пенсионного фонда и Министерства здравоохранения и социального развития России.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на 3 конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых

Страны СНГ в условиях глобализации» (Российский университет дружбы народов, 26-29 марта 2003 г.), на международной научно-практической конференции «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения» (Институт социально-политических исследований РАН и Российский государственный социальный университет, 19-21 сентября 2008 г.), на международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.Ф. Станиса, «Современная экономическая теория и реформирование экономики России» (Российский университет дружбы народов, 26 ноября 2004 г.). Результаты исследования опубликованы в 5 статьях общим объемом 3,35 п.л., в том числе в журнале «Сегодня и завтра российской экономики», который входит в список журналов, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В диссертации 203 страницы текста, 107 наименований в списке литературы, 29 таблиц, 19 рисунков, 9 приложений.

Содержание статьи:

Пенсионное обеспечение является неотъемлемым правом человека в любой демократической стране, ведь каждый имеет право на достойную жизнь в старости. Однако пенсионные системы многих стан имеют свои нюансы и отличия.

Пенсионное обеспечение в Германии

Пенсионный возраст: 67 лет

Размер пенсии: 800 евро

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Как и в других странах, граждане Германии имеют право на:

Подобные пенсии имеют три вида обеспечения: государственный, частный и корпоративный. В основе каждого из них лежит пенсионное страхование.

Каждый работающий житель Германии в обязательном порядке должен выплачивать взносы в государственный пенсионный фонд в размере 20,3% от месячного заработка. Причем сам работник платит всего лишь половину данного взноса, а основную сумму выплачивает работодатель.

Хорошо зарабатывающие немцы имеют возможность обращаться в частные страховые компании, где они самостоятельно определяют сумму обязательных ежемесячных страховых взносов.

Также Германия имеет очень сложную систему профессиональных пенсий. Немецкие компании и концерны выплачивают надбавки своим трудящимся. Размер такой пенсионной надбавки зависит от заработной платы сотрудника.

Несмотря на то, что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше, то есть до его достижения. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3 % за каждый недоработанный месяц). Выйдя на пенсию, каждый человек имеет право на продолжение трудовой деятельности.

Минимальным стажем для получения немецкой государственной пенсии является 5 лет беспрерывной работы. Причем особенностью пенсионной системы является возможность получения такой пенсии иностранцами. Размер же пенсий напрямую зависит от стажа работы, заработной платы и, естественно, от суммы взносов, выплаченных по пенсионному страхованию. Минимальной пенсией считается 364 евро, а средней – 70 % от месячного заработка. Это приблизительно 800 евро. Различия существуют между Западной и Восточной Германией (950 евро и 700 евро).

Пенсионное обеспечение во Франции

Пенсионный возраст: 60 лет

Размер пенсии: 500 евро

Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов пенсионного обеспечения граждан существует во Франции. Как такового обязательного страхования пенсий во Франции практически не существует. В основу накопительных платежей пенсионного обеспечения положены два принципа:

  • Непосредственно накопленная пенсия из страховых взносов. Пенсия выплачивается человеку из тех средств, которые он накопил в течение своей трудовой деятельности. Причем каждый француз ежемесячно платил в пенсионный фонд столько, сколько считал нужным. Обычно 6, 55% заработка платит сам работник, а 8,2% — работодатель.
  • Солидарность. В дополнение к основной пенсии каждому пенсионеру оплачиваются дополнительные суммы, состоящие из обязательных взносов других работающих сограждан.

Каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Размер основного вида пенсии составляет около 50% от среднемесячной заработной платы за последние или лучшие в финансовом плане 11 лет. Если же человек платил обязательные пенсионные взносы в течение 40 лет, то в дополнение к основной пенсии он получает дополнительные проценты. Таким образом, каждый француз может получать пенсию соответствующую 80% среднемесячного заработка. Минимальная пенсия во Франции составляет порядка 500 евро в месяц, однако многие, благодаря французской пенсионной системе могут получать в 2 раза больше.

Отличительной особенностью системы пенсионного обеспечения во Франции является возможность граждан получать сразу несколько видов пенсий в зависимости от профессиональной деятельности, так как существуют множество различных подсистем пенсионного обеспечения (4 режима).

Пенсионное обеспечение в Великобритании

Пенсионный возраст: 65 лет мужчины, 60-65 лет женщины

Размер пенсии: 148 — 218 фунтов в неделю

Практически идеальной и образцовой является пенсионная система в Великобритании. Как и во многих странах здесь существуют три вида пенсионного обеспечения. Это:

Основные государственные пенсии выплачиваются всем подданным Великобритании по достижению ими пенсионного возраста. Причем размеры таких пенсий фиксированы и не зависят от стажа или других факторов, и выплачивается за счет доходов от налогообложения. Размер такой пенсии невелик. Поэтому для всех пенсионеров, имеющим определенный трудовой стаж, есть еще альтернатива – это пенсии по выслуге лет, которые зависят от стажа и заработной платы. Но достаточно большую сумму можно получать в виде негосударственной пенсии, размер которой определяет для себя сам работник. Такая пенсия формируется как самим работником, так и его работодателем.

Пенсионный возраст в Великобритании на сегодняшний день составляет 65 лет для мужчин и 60-65 лет для женщин (это зависит от года рождения). Пенсионеры, продолжающие трудиться, имеют право на надбавку к пенсии за каждый проработанный год. Такая надбавка может составлять до 25% заработной платы.

Размеры минимальных пенсий зависят от семейного положения пенсионеров. Для одиноких людей это 147,70 фунтов в неделю, для семейных пар – 217,90 фунтов в неделю. Право на получение государственной пенсии имеет каждый человек, исправно плативший налоги в течение 30 лет.

Особенностью пенсионного обеспечения в Великобритании является обложение ряда пенсий налогами. Пенсии не облагаются налогом, если не превышен порог индивидуальной налоговой льготы.

Пенсионное обеспечение в США

Пенсионный возраст: 65 лет женщины, 67 лет мужчины

Размер пенсии: 1100 — 1200 долларов в месяц

Граждане США имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам. Причем частное пенсионное обеспечение осуществляется в трех разновидностях: пенсионные взносы на рабочем месте, индивидуальные пенсионные счета и ежегодная рента (аннуитеты).

Государственная пенсия формируется за счет взносов граждан, предприятий и государственных ассигнований. Ежемесячное отчисление составляет 15,3 % от заработной платы, причем 7,65% выплачивает работодатель.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако выйти на пенсию можно и раньше. Но при этом размер получаемой пенсии будет на 25 % меньше от нее.

Средняя государственная пенсия в США составляет приблизительно 40 % от заработной платы работника. Это в среднем 1100-1200 долларов в месяц. Размер пенсий зависит от заработной платы и профессиональной деятельности. Например, военные специалисты и государственные служащие получают пенсии выше других категорий граждан.

Пенсии индексируются в зависимости от стоимости жизни, роста цен и других факторов. Что касается частного пенсионного обеспечения, то в стране существует большое количество разнообразных программ пенсионного страхования, что позволяет пенсионерам вести сравнительно безбедную жизнь. Кроме того все пенсионные взносы не облагаются налогом.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения в США является преобладание частного пенсионного страхования над государственным. Поэтому всего лишь 30% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию. Такая пенсионная система была взята за пример некоторыми странами Латинской Америки.

Пенсионное обеспечение в Китае

Пенсионный возраст: 50-55 лет женщины, 60 лет мужчины

Размер пенсии: 900 — 1360 юаней (около 80 долларов)

Пенсионная система Китая на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Дело в том, что государственного пенсионного обеспечения в Китае практически не существует. Государственную пенсию получает только каждый четвертый китаец (в основном – это горожане). Остальных пенсионеров по старым обычаям обязаны содержать их дети.

Государственный пенсионный фонд формируется за счет пенсионных взносов, которые составляет 11% от заработной платы, 8% отчисляют сами работники, а 3% — работодатели. За служащих бюджетной сферы отчисления в пенсионный фонд осуществляет государство. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Китае составляет 50-55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Средняя пенсия составляет от 900 до 1360 юаней (около 80 долларов). При этом государственные служащие получают пенсии на порядок выше обычных работников. Пенсионеров, проработавших в сельской местности, содержат родственники.

В отдельных районах Китая на предприятиях создаются своеобразные накопительные фонды, из которых впоследствии выплачиваются пенсии работникам. Ежемесячные выплаты составляют 20% от среднемесячной заработной платы.
Однако вопрос пенсионного обеспечения основной массы китайских пенсионеров остается очень острой проблемой. После ограничения рождаемости, одному ребенку достаточно сложно содержать своих престарелых родителей.

Пенсионное обеспечение в Японии

Пенсионный возраст: 65 лет

Размер пенсии: 67 тыс. иен или 700 долларов

Обеспечение пенсионеров в Японии существует в двух разновидностях: базовая национальная и трудовая или профессиональная пенсии. Базовая пенсия выплачивается всем японцам, достигшим пенсионного возраста, и не зависит ни от стажа, ни от заработной платы. Чтобы получить эту пенсию, необходимо ежемесячно уплачивать отчисления в пенсионный фонд. Треть подобных отчислений покрывает государство. Для того чтобы получить право на базовую пенсию, каждый японец должен платить обязательные взносы не менее 25 лет.

Трудовая пенсия начисляется работникам путем ежемесячных пенсионных отчислений самих работников и их работодателей (5 % заработной платы) и с помощью страховых взносов.

Пенсионный возраст в Японии 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25 %. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5 %.

Среднемесячный размер пенсии в Японии приблизительно 60 % среднемесячного заработка. Это приблизительно 67 тыс. иен или 700 долларов. Такой пенсии достаточно для удовлетворения необходимых потребностей человека. Наемные работники наряду с базовой пенсией получают еще и трудовую, профессиональную пенсию.

Особенностью пенсионной системы Японии является возможность получать базовую пенсию иностранцам, работающим в Японии.

Читайте также: