Пенсионные системы зарубежных стран учебник

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алябьева Т.С.

В статье рассмотрены уровни пенсионной системы зарубежных стран. Рассмотрены особенности выхода на пенсию в зарубежных странах. Рассмотрены основные современные проблемы пенсионных систем.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алябьева Т.С.

Текст научной работы на тему «Особенного пенсионного обеспечения зарубежных стран»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

максимального лимита суммы доходов в 350000 руб. Начиная с месяца превышения указанной величины, стандартный вычет не учитывается. Это правило актуально и при получении родителем двойной льготы в отношении налогооблагаемых по ставке в 13 % доходов.

Новое по НДФЛ в 2017 году ожидает РФ относительно социальных вычетов, предоставляемых организацией своим работникам при обучении. При оплате повышения квалификации личными средствами физлицо вправе написать по месту трудоустройства заявление о получении вычета. Предельная сумма ограничена 120000 рублей в расчетный период - год. Законодательное нововведение регламентирует стат. 219 НК, а именно подп. 6 п. 1. Не включаются при расчете суммы благотворительных вычетов, а также на дорогостоящее лечение и обучение детей.

Подоходный налог в 2017 году: какие изменения произойдут при введении прогрессивных ставок [1,

• Полное освобождение от уплаты НДФЛ получат те граждане, годовой заработок которых не превышает 180000 рублей, что составляет 15000 рублей ежемесячно.

• Граждане с совокупной величиной ежегодного дохода свыше 180000 рублей, но не более 2400000 рублей, будут уплачивать НДФЛ по действующей в 2016 г. ставке в 13 %. Размер ежемесячного дохода при этом составляет 15000-200000 рублей.

• Граждане с совокупным размером ежегодного дохода свыше 2400000 рублей, но не более 100000000 рублей, будут уплачивать НДФЛ по ставке в 30 %.

• Граждане с совокупным размером ежегодного дохода более 100000000 рублей будут уплачивать НДФЛ по ставке в 70 %.

Таблица прогрессивных ставок на 2017 г.:

Величина дохода (совокупно в год), в рублях Ставка, в %

180000-2400000 13 % с доходов свыше 180000

2400001-100000000 288600 фиксировано + 30 % с доходов свыше 2400000

Свыше 100000000 29568600 фиксировано + 70 % с доходов свыше 100000000

Формировать и сдавать отчетность по НДФЛ в следующем году необходимо по старым правилам. Состав отчетов зависит от статуса бизнеса. Юридические лица обязаны представлять справки формы 2-НДФЛ и отчетность формы 6-НДФЛ. Предприниматели на ОСНО (общая система налогообложения) декларационно информируют о доходах путем сдачи 3-НДФЛ и 4-НДФЛ.

Список использованной литературы: 1. Муртазина Е.М. Перспектива введения прогрессивной ставки НДФЛ в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 26.

© Алиев Н А., Тхамокова С.М., 2017

студент ЮЗГУ, г. Курск, РФ

ОСОБЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье рассмотрены уровни пенсионной системы зарубежных стран. Рассмотрены особенности выхода на пенсию в зарубежных странах. Рассмотрены основные современные проблемы пенсионных систем.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Пенсионная система, обязательные страховые взносы, добровольное пенсионное обеспечение, пенсионный возраст

Современная пенсионная система представляет собой сложный организм, который объединяет экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.

Пенсионная система - это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, создаваемых государством и предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий [1, с.67].

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, которые включают в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Пенсионная система большинства стран состоит из трех уровней (табл.1)

Уровни пенсионной системы

Страна Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Китай обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение сельское пенсионное страхование

Франция основной пенсионный режим обязательное дополнительное пенсионное обеспечение добровольные пенсионные накопления

Россия обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение

Великобритания государственная пенсия базовая государственная пенсия негосударственная пенсионная система-профессиональные пенсионные фонды

Эстония государственное пенсионное обеспечение обязательный пенсионный фонд дополнительный пенсионный фонд

Швеция общая государственная (базовая) пенсия пенсия за выслугу лет собственные пенсионные сбережения

На сегодняшний день обязательные страховые взносы составляют основу пенсионной системы многих стран мира[2, с.135]. При этом выплата обязательных взносов в большинстве стран распределена между работодателями и работниками (рис. 2).

Италия Великобритания Швеция Япония Чили Словения Канада Израиль Греция Россия

Размер обязательных пенсионных взносов

Рисунок 2 - Размер обязательных пенсионных взносов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Правом на получение государственной пенсии считается достижение определенного возраста, который установлен в данном государстве. Но в некоторых случаях возможно уйти на пенсию раньше, либо продолжать работать по достижении пенсионного возраста.

Например, несмотря на то, что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3 % за каждый недоработанный месяц).

Во Франции каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако если выйти на пенсию раньше, размер получаемой пенсии будет на 25 % меньше от нее.

Пенсионный возраст в Китае составляет 50-55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Японии 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25 %. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5 %.

Демографическая ситуация в большинстве развитых стран в настоящее время характеризуется следующей особенностью: замедляется рост численности трудоспособного населения, или она даже сокращается. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению численности населения в возрасте старше 60, и даже 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, т.е. к росту числа пенсионеров.

Главная проблема заключается в том, что "стареющие" государства западного мира могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их необходимой медицинской и социальной помощью. Экономический рост в этих государствах идет недостаточно быстро. Стала заметна тенденция сокращения в этих странах числа работающих и, соответственно, числа потребителей. В ближайшем будущем этот процесс может набирать силу. Жители развитых стран мира стали жить дольше, поэтому дольше находятся на пенсии[3, с.168]. И если старики не захотят работать до 70 лет, а бизнесмены не начнут удерживать их на работе, экономический рост замедлится примерно на треть.

Все эти факторы в совокупности уже привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные бюджеты и поставили перед правительствами стран мира вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной пенсионной системы. Однако, как показывает опыт разных стран, реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, что связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды.

В решении финансовых проблем пенсионных систем, как показывает общемировой опыт, может пойти по двум направлениям:

1) по пути сохранения, но в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременного стимулирования развития дополнительных добровольных частных пенсионных программ;

2) введения новой многоступенчатой распределительно-накопительной пенсионной системы, финансируемой из различных источников[4, с.226].

Таким образом, развитие пенсионных систем зарубежных стран связано со многими сферами жизни общества: развитием экономики, социальной сферы, страховой культурой населения, финансовых институтов, особенностями демографической ситуации. Разработка и реализация мер по совершенствованию пенсионных систем должны основываться на изучении международного опыта, использовании научно обоснованных подходов к оценке перспектив развития обязательного и добровольного пенсионного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. А. Иванов - Развитие страховых принципов пенсионной системы Российской Федерации //Финансы и Кредит. 2011. № 3. С. 66-71.

2. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. и др. / Экономическая безопасность в бюджетно-налоговой сфере экономики / монография / 2016г. / 315 стр.

3. Приходченко О.С. / Программное бюджетирование как механизм управления бюджетными расходами региона / Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2016г. / С. 167-170

4. Приходченко О.С. / Налоговые органы в системе обеспечения финансовой безопасности региона / Приоритеты системной модернизации России и ее регионов. 2014г. / С. 224-227

© Алябьева Т.С., 2017

Амбарцумян Карен Аркадьевич

студент КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: karen24037@mail.ru Лымарева Ольга Александровна к.э.н., доцент кафедры ЭП, Р и КМ КубГУ E-mail: olga.lymarewa@yandex.ru г. Краснодар, РФ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Обзор публикации посвящен теоретическим вопросам, связанным с определением понятия «организационная культура предприятия» и анализом его содержания. При этом данная категория исследуется в условиях реальной жизни - анализируются пути совершенствования системы общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами современных отечественных предприятий. Также в статье описывается влияние оргкультуры на формирование конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова Конкурентоспособность предприятия, организационная культура, организационная структура, развитие, рост.

В современном мире все большими темпами создаются и развиваются экономические отношения между субъектами всех уровней экономической системы (глобального, макро- и микроуровня). Поддержание стабильности и расширение своих позиций на рынке в нынешних условиях острого влияния политических факторов на экономические отношения, являются наиболее актуальными проблемами для любой организации, в том числе и для предприятий России. Учитывая данные факторы и специфику условий хозяйствования, сложившихся в РФ, следует отметить особо важную роль повышения конкурентоспособности российских компаний и организационной культуры их сотрудников.

Новый этап социально - экономического развития России обусловлен пересмотром ряда устаревших подходов к оценке роли организационной культуры не просто как «статусного» инструмента управления персоналом и позиционирования компании на рынке, а как необходимого условия эффективного развития самой системы управления предприятием, ориентированной, прежде всего, на формирование конкурентных

Содержание статьи:

Пенсионное обеспечение является неотъемлемым правом человека в любой демократической стране, ведь каждый имеет право на достойную жизнь в старости. Однако пенсионные системы многих стан имеют свои нюансы и отличия.

Пенсионное обеспечение в Германии

Пенсионный возраст: 67 лет

Размер пенсии: 800 евро

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Как и в других странах, граждане Германии имеют право на:

Подобные пенсии имеют три вида обеспечения: государственный, частный и корпоративный. В основе каждого из них лежит пенсионное страхование.

Каждый работающий житель Германии в обязательном порядке должен выплачивать взносы в государственный пенсионный фонд в размере 20,3% от месячного заработка. Причем сам работник платит всего лишь половину данного взноса, а основную сумму выплачивает работодатель.

Хорошо зарабатывающие немцы имеют возможность обращаться в частные страховые компании, где они самостоятельно определяют сумму обязательных ежемесячных страховых взносов.

Также Германия имеет очень сложную систему профессиональных пенсий. Немецкие компании и концерны выплачивают надбавки своим трудящимся. Размер такой пенсионной надбавки зависит от заработной платы сотрудника.

Несмотря на то, что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше, то есть до его достижения. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3 % за каждый недоработанный месяц). Выйдя на пенсию, каждый человек имеет право на продолжение трудовой деятельности.

Минимальным стажем для получения немецкой государственной пенсии является 5 лет беспрерывной работы. Причем особенностью пенсионной системы является возможность получения такой пенсии иностранцами. Размер же пенсий напрямую зависит от стажа работы, заработной платы и, естественно, от суммы взносов, выплаченных по пенсионному страхованию. Минимальной пенсией считается 364 евро, а средней – 70 % от месячного заработка. Это приблизительно 800 евро. Различия существуют между Западной и Восточной Германией (950 евро и 700 евро).

Пенсионное обеспечение во Франции

Пенсионный возраст: 60 лет

Размер пенсии: 500 евро

Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов пенсионного обеспечения граждан существует во Франции. Как такового обязательного страхования пенсий во Франции практически не существует. В основу накопительных платежей пенсионного обеспечения положены два принципа:

  • Непосредственно накопленная пенсия из страховых взносов. Пенсия выплачивается человеку из тех средств, которые он накопил в течение своей трудовой деятельности. Причем каждый француз ежемесячно платил в пенсионный фонд столько, сколько считал нужным. Обычно 6, 55% заработка платит сам работник, а 8,2% — работодатель.
  • Солидарность. В дополнение к основной пенсии каждому пенсионеру оплачиваются дополнительные суммы, состоящие из обязательных взносов других работающих сограждан.

Каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Размер основного вида пенсии составляет около 50% от среднемесячной заработной платы за последние или лучшие в финансовом плане 11 лет. Если же человек платил обязательные пенсионные взносы в течение 40 лет, то в дополнение к основной пенсии он получает дополнительные проценты. Таким образом, каждый француз может получать пенсию соответствующую 80% среднемесячного заработка. Минимальная пенсия во Франции составляет порядка 500 евро в месяц, однако многие, благодаря французской пенсионной системе могут получать в 2 раза больше.

Отличительной особенностью системы пенсионного обеспечения во Франции является возможность граждан получать сразу несколько видов пенсий в зависимости от профессиональной деятельности, так как существуют множество различных подсистем пенсионного обеспечения (4 режима).

Пенсионное обеспечение в Великобритании

Пенсионный возраст: 65 лет мужчины, 60-65 лет женщины

Размер пенсии: 148 — 218 фунтов в неделю

Практически идеальной и образцовой является пенсионная система в Великобритании. Как и во многих странах здесь существуют три вида пенсионного обеспечения. Это:

Основные государственные пенсии выплачиваются всем подданным Великобритании по достижению ими пенсионного возраста. Причем размеры таких пенсий фиксированы и не зависят от стажа или других факторов, и выплачивается за счет доходов от налогообложения. Размер такой пенсии невелик. Поэтому для всех пенсионеров, имеющим определенный трудовой стаж, есть еще альтернатива – это пенсии по выслуге лет, которые зависят от стажа и заработной платы. Но достаточно большую сумму можно получать в виде негосударственной пенсии, размер которой определяет для себя сам работник. Такая пенсия формируется как самим работником, так и его работодателем.

Пенсионный возраст в Великобритании на сегодняшний день составляет 65 лет для мужчин и 60-65 лет для женщин (это зависит от года рождения). Пенсионеры, продолжающие трудиться, имеют право на надбавку к пенсии за каждый проработанный год. Такая надбавка может составлять до 25% заработной платы.

Размеры минимальных пенсий зависят от семейного положения пенсионеров. Для одиноких людей это 147,70 фунтов в неделю, для семейных пар – 217,90 фунтов в неделю. Право на получение государственной пенсии имеет каждый человек, исправно плативший налоги в течение 30 лет.

Особенностью пенсионного обеспечения в Великобритании является обложение ряда пенсий налогами. Пенсии не облагаются налогом, если не превышен порог индивидуальной налоговой льготы.

Пенсионное обеспечение в США

Пенсионный возраст: 65 лет женщины, 67 лет мужчины

Размер пенсии: 1100 — 1200 долларов в месяц

Граждане США имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам. Причем частное пенсионное обеспечение осуществляется в трех разновидностях: пенсионные взносы на рабочем месте, индивидуальные пенсионные счета и ежегодная рента (аннуитеты).

Государственная пенсия формируется за счет взносов граждан, предприятий и государственных ассигнований. Ежемесячное отчисление составляет 15,3 % от заработной платы, причем 7,65% выплачивает работодатель.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако выйти на пенсию можно и раньше. Но при этом размер получаемой пенсии будет на 25 % меньше от нее.

Средняя государственная пенсия в США составляет приблизительно 40 % от заработной платы работника. Это в среднем 1100-1200 долларов в месяц. Размер пенсий зависит от заработной платы и профессиональной деятельности. Например, военные специалисты и государственные служащие получают пенсии выше других категорий граждан.

Пенсии индексируются в зависимости от стоимости жизни, роста цен и других факторов. Что касается частного пенсионного обеспечения, то в стране существует большое количество разнообразных программ пенсионного страхования, что позволяет пенсионерам вести сравнительно безбедную жизнь. Кроме того все пенсионные взносы не облагаются налогом.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения в США является преобладание частного пенсионного страхования над государственным. Поэтому всего лишь 30% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию. Такая пенсионная система была взята за пример некоторыми странами Латинской Америки.

Пенсионное обеспечение в Китае

Пенсионный возраст: 50-55 лет женщины, 60 лет мужчины

Размер пенсии: 900 — 1360 юаней (около 80 долларов)

Пенсионная система Китая на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Дело в том, что государственного пенсионного обеспечения в Китае практически не существует. Государственную пенсию получает только каждый четвертый китаец (в основном – это горожане). Остальных пенсионеров по старым обычаям обязаны содержать их дети.

Государственный пенсионный фонд формируется за счет пенсионных взносов, которые составляет 11% от заработной платы, 8% отчисляют сами работники, а 3% — работодатели. За служащих бюджетной сферы отчисления в пенсионный фонд осуществляет государство. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Китае составляет 50-55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Средняя пенсия составляет от 900 до 1360 юаней (около 80 долларов). При этом государственные служащие получают пенсии на порядок выше обычных работников. Пенсионеров, проработавших в сельской местности, содержат родственники.

В отдельных районах Китая на предприятиях создаются своеобразные накопительные фонды, из которых впоследствии выплачиваются пенсии работникам. Ежемесячные выплаты составляют 20% от среднемесячной заработной платы.
Однако вопрос пенсионного обеспечения основной массы китайских пенсионеров остается очень острой проблемой. После ограничения рождаемости, одному ребенку достаточно сложно содержать своих престарелых родителей.

Пенсионное обеспечение в Японии

Пенсионный возраст: 65 лет

Размер пенсии: 67 тыс. иен или 700 долларов

Обеспечение пенсионеров в Японии существует в двух разновидностях: базовая национальная и трудовая или профессиональная пенсии. Базовая пенсия выплачивается всем японцам, достигшим пенсионного возраста, и не зависит ни от стажа, ни от заработной платы. Чтобы получить эту пенсию, необходимо ежемесячно уплачивать отчисления в пенсионный фонд. Треть подобных отчислений покрывает государство. Для того чтобы получить право на базовую пенсию, каждый японец должен платить обязательные взносы не менее 25 лет.

Трудовая пенсия начисляется работникам путем ежемесячных пенсионных отчислений самих работников и их работодателей (5 % заработной платы) и с помощью страховых взносов.

Пенсионный возраст в Японии 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25 %. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5 %.

Среднемесячный размер пенсии в Японии приблизительно 60 % среднемесячного заработка. Это приблизительно 67 тыс. иен или 700 долларов. Такой пенсии достаточно для удовлетворения необходимых потребностей человека. Наемные работники наряду с базовой пенсией получают еще и трудовую, профессиональную пенсию.

Особенностью пенсионной системы Японии является возможность получать базовую пенсию иностранцам, работающим в Японии.

    Екатерина Ваткеева 2 лет назад Просмотров:

1 УДК Назарова С.В. старший преподаватель кафедры «Экономические теории» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Россия, г. Москва Шароваров С.Ю. студент 4 курса конструкторско-механического факультета ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА Россия, г. Москва Аннотация: в данной статье проанализированы особенности пенсионных систем различных стран мира: Франции, Великобритании, Канады, США, Японии, Израиля, Германии и др.; также рассмотрены проблемы реформирования российской пенсионной системы. Ключевые слова: пенсии, пенсионные системы, пенсионные модели, англо-саксонская модель, континентальная модель, накопительная пенсионная система, распределительная пенсионная система. Nazarova S.V. Sr. instructor of the department of economic theories Moscow state automobile and road technical university (MADI) Russia, Moscow Sharovarov S.U. 4th year student of the design and mechanical faculty Russia, Moscow PECULIARITIES OF PENSION SYSTEMS IN VARIOUS COUN- TRIES OF THE WORLD

2 Annotation: in this article the authors analyzed the peculiarities of pension systems in various countries of the world: France, Great Britain, Canada, USA, Japan, Israel, Germany and others and also considered the problems of reforming the Russian pension system. Keywords: pensions; pension systems; pension models; Anglo-Saxon model; continental model; accumulative pension system; distribution pension system. Пенсионное обеспечение, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует практически во всех развитых странах мира. Однако современные демографические тенденции увеличения продолжительности жизни населения и снижения рождаемости добавляют значимости и актуальности данной проблеме. В настоящее время вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения обострился во многих странах [7]. Речь идет либо о целесообразности увеличения налогов и взносов на социальное страхование, либо о сокращении государственных пенсий, либо об увеличении пенсионного возраста и др. [8]. Для нашей страны эти вопросы также являются актуальными, и чтобы выбрать правильное направление в проведении реформирования пенсионной системы России необходимо провести подробное исследование и изучение зарубежного опыта. Сегодня высокоразвитые западные страны используют пенсионные модели двух типов: англо-саксонскую модель (Бевериджа) и континентальную модель (Бисмарка) [9]. Англо-саксонская модель применяется в США, Канаде, Великобритании, Голландии и некоторых других стран. Модель гарантирует всем гражданам предоставление государством минимального пенсионного обеспечения. Как правило, оно обеспечивается специальным налогом. С уровнем жизни и доходом человека эта базовая пенсия от государства никак не связана, поэтому имеют место дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению, построенные, как правило, по накопительному принципу.

3 Пенсионные системы стран, имеющих в своей основе англосаксонскую модель, гарантируют своим гражданам лишь минимальные выплаты от государства, предназначение которых - защита от бедности. Это стимулирует самих будущих пенсионеров участвовать в дополнительных программах, позволяющих им достичь желательного уровня пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение в этих странах не является тяжелым бременем для государства, но способствует формированию активной гражданской позиции у граждан и ответственности за свое будущее. Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире. Она существует с 1908 года. Британские пенсионеры могут получать как государственную базовую пенсию, так и трудовую пенсию от национальной страховой системы. Размер государственной базовой пенсии зависит от стажа работы, но уровень ее ограничен. Государство гарантирует пенсионные выплаты только в размере 20% от средней заработной платы работника. Трудовая пенсия формируется за счет взносов самого работника пополам с работодателем. Также в Великобритании существует множество способов накопления частных пенсий, например, имеются корпоративные программы на предприятиях и др. [4]. Пенсионное обеспечение в Канаде состоит из трех составляющих: вопервых, это базовая пенсия, которая выплачивается из фондов государства; вторая составляющая - обязательная пенсия, она начисляется за счет налога на доходы физических лиц и отчислений за счет работодателя; третья часть пенсии добровольная, то есть, частные накопления. В США существуют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а сразу три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. Государственная пенсионная система США охватывает всех граждан занятых в

4 экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая только минимальную пенсию. Накопительные пенсионные системы делятся на государственные и частные. Программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей. Сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами финансируются как предпринимателями, так наемными работниками в равных долях. Работники, с персональным счетом в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Также каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах и страховых компаниях. Базовая часть пенсии в Японии финансируются за счет бюджета государственного социального обеспечения. На нее имеют право все граждане Японии независимо от уровня дохода и рода деятельности. Дополнительно к базовой пенсии работники получают государственные и профессиональные пенсии, которые финансируются за счет равнозначных взносов работников и работодателей. В случае если работник продолжает работать, будучи уже в пенсионном возрасте, размер пенсии ежегодно возрастает. В Израиле пенсионная система является двухуровневой: пенсия складывается за счет ежемесячных государственных выплат из фонда социального страхования, а также за счет накоплений, сделанных работодателем [3]. Если англо-саксонская модель, как уже было отмечено, способствует формированию ответственности каждого работника за свою будущую пенсию, то в основе континентальной пенсионной модели лежит уравнительный принцип пенсионного обеспечения. К континентальной модели пенсионного обеспечения можно отнести такие страны как Германия, Австрия, Италия, Швеция, Франция и др. Континентальная модель относится к распределительной системе пенсионного обеспечения, то есть предполагает финансирование пенсий за счет

5 взносов работающих, которые пропорционально распределены между гражданами, имеющими право на пенсию. Уравнительный принцип начисления пенсий обеспечивает социальную защищенность населения, но порождает социальное иждивенчество и снижает интерес к сбережениям. При этом государство имеет монопольное право маневрировать размерами пенсионных выплат в зависимости от экономической ситуации в стране. Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсий производятся за счет доходов, сформированных за счет взносов работающего населения [2]. Французские пенсионеры получают пенсию в размере около 50% от своей средней зарплаты. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу, пенсионные взносы поровну распределены между наемными работниками и работодателем, а лица свободных профессий осуществляют ежемесячные выплаты в пенсионный фонд самостоятельно. В Германии работающие граждане платят в государственный пенсионный фонд, откуда потом сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время декретного отпуска или службы в армии взносы платит государство. Размер пенсионного обеспечения зависит от возраста выхода на пенсию, размера зарплаты, стажа работы, вида пенсии и ряда других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. Кроме этого государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные выплаты. В чистом виде пенсионные модели Бевериджа и Бисмарка практически не существуют можно говорить лишь об условном отношении той или иной страны к данной модели. Пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: распределительный и накопительный. В условиях нестабильности экономической ситуации и распределительная, и накопительная системы имеют свои недостатки: минусом накопительной системы является то, что

6 инфляция обесценивает пенсионные сбережения граждан, однако при распределительной системе инфляция также является негативным фактором, так как индексация пенсий становится достаточно тяжелым бременем для государства [5]. Поэтому в чистом виде эти модели (накопительная или распределительная) используются редко пенсионные модели стран мира основаны на сочетании элементов распределительной и накопительной пенсионных систем с преобладанием одного из них. До 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако проблема старения населения, когда на одного работающего приходится все больше и больше пенсионеров, сделало эту модель бесперспективной, а реформирование пенсионной системы России необходимостью. Сегодняшняя пенсионная модель России является комбинированной, сочетающей накопительный и распределительный элементы, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества. Однако современное реформирование российской пенсионной системы не исчерпывает всех проблем. Очевидной перспективой для России, по мнению экспертов, является повышение пенсионного возраста путь по которому вынуждены были пойти многие западноевропейские страны. Еще один проблемный аспект для России заключается в необходимости формирования культуры сбережений у населения - добровольные сбережения у нас не развиваются так, как на Западе [1]. Государство должно создать предпосылки для того, чтобы стимулировать вовлеченность самих работников в процессы инвестирования сбережений и принятия ими значимых решений в вопросах формирования будущих пенсий. В заключении хочется отметить, что изучение успешного опыта построения пенсионных систем в других странах, анализ преимуществ и недостатков различных пенсионных моделей, является необходимым условием процесса формирования эффективной пенсионной системы и в России.

7 Использованные источники: 1. Коваленко Н.В., Безновская В.В. Анализ уровня жизни и доходов населения России // Международный технико-экономический журнал С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Франции // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (17). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Израиля // Форум молодых ученых (9). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Великобритании // Экономика и социум (22). С Прусова В.И., Безновская В.В., Гусева Е.А., Попов А.Н. Уровень жизни населения России в период кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика С Прусова В.И., Безновская В.В., Корсакова А.Г. Мотивация к труду работников автотранспортных предприятий через пенсионную реформу // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура (3). - С Улицкая И.М., Юстратова И.Л. Сравнительный анализ пенсионных систем Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Социалистической Республики Вьетнам // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 1. М.: Экон-Информ, С Юстратова И.Л., Бау Иеде Жиль Арман. Пенсии в Республике Котд'Ивуар // В сборнике: Национальные и международные финансовоэкономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 2. М.: Экон- Информ, С (дата обращения ).

Реформы в каждой стране проводятся по-своему - с учетом демографических, культурных, социальных, политических, финансовых особенностей и возможностей. Реформы имеют цену,

Пенсионные системы зарубежных стран

Другие контрольные работы по предмету

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права

Кафедра "Финансы и кредит"

по дисциплине "Внебюджетные фонды"

Пенсионные системы зарубежных стран

Набережные Челны - 2010

1.Пенсионное страхование в Федеративной Республике Германии

.Пенсионные системы США

3. Пенсионное обеспечение в Японии

Список использованной литературы

В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.

Реформы в каждой стране проводятся по-своему - с учетом демографических, культурных, социальных, политических, финансовых особенностей и возможностей. Реформы имеют цену, и вопрос состоит в том, кто и когда платит, насколько открыто или, напротив, замаскировано, они проводятся. Страны, недавно вставшие на путь капиталистического развития, имеют даже некоторое преимущество:"цена перехода" может быть ниже благодаря сравнительно низкому исходному уровню пенсий и более высоким темпам экономического роста. Это в принципе позволяет более эффективно использовать для пенсионных накоплений рыночные инструменты. Пенсионные активы, в свою очередь, становятся важным источником роста рынка капитала. В официальных документах Европейского экономического сообщества для осуществления этого перехода установлены конкретные цели, охватывающие период с 1998-го по 2020 год. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах PAYG ("первой опоры") снизится с 84 до 64%, намного возрастет роль "второй опоры" (с 12 до 29%), а незначительная сегодня доля "третьей опоры" утроится (с 1,5 до 4,5%). При этом сумма частных пенсионных активов возрастет с 2 млрд до 11,8 млрд евро в 2020 году. Очевидно, сохранится тенденция к ослаблению ограничений для инвестиций пенсионных активов.

1.Пенсионное страхование в Федеративной Республике Германии

Модель пенсионной системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система защиты старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся эти структуры. Несмотря на существующие значительные различия, вся система предоставления защиты старости в Федеративной Республике Германии характеризуется как "система трех уровней".

К первому уровню защиты в старости относятся все те отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательным для определенного круга лиц. В целом в ФРГ существуют четыре "обязательные системы" такого типа:

установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых категорий самозанятого населения (например, деятели искусств и публицисты; лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.);

пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательной системой для госаппарата;

помощь по старости для фермеров, представляющая собой обязательную систему для всех фермеров, а также для членов их семей;

пенсионное обеспечение по профессиональным группам, которое представляет собой обязательную систему для так называемых лиц свободных профессий (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие).

Ко второму уровню защиты в старости относится обеспечение по старости от предприятий. Многие предприятия выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на пенсию по возрасту так называемые пенсии от предприятий дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования.

Однако в ФРГ эта форма защиты в старости не является обязательной, она добровольная. В конечном итоге предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии от предприятия, и если да, то в каком объеме. Система оформления предоставления пенсий от предприятий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей.

Третий уровень защиты в старости - это забота о своей старости частным способом.

Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать для обеспечения своей старости, и если да, то в каком виде и в каком объеме. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала.

Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании.

Особое значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет установленное законом (обязательное) пенсионное страхование.

% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости.

Обеспечение по старости от предприятий и возможность частным способом позаботиться о своей старости имеют только дополнительную функцию, т.е. они дополняют доход пенсионера, который он получает из системы установленного законом пенсионного страхования, и не могут в обычном случае служить единственным источником, достаточным для обеспечения достойного уровня жизни в старости.

Основным принципом для исчисления индивидуального размера пенсии является принцип зависимости размера пенсии от размера заработной платы и факта уплаты страховых взносов. Смысл данного принципа заключается в том, что размер пенсии застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов.

При определенных условиях для повышения размера пенсии могут быть также засчитаны и особые периоды времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы. Эти и другие так называемые мероприятия по социальному выравниванию дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему установленного законом пенсионного страхования.

Другим составным элементом установленного законом пенсионного страхования является динамика увеличения размера пенсий. Это означает, что после назначения пенсии, приобретенные на пенсию права в течение жизни индексируются в зависимости от изменения размера средней заработной платы, с тем, чтобы пенсия лица, получавшего среднюю зарплату в течение 45 лет, равнялась бы на момент выхода его на пенсию по достижении возраста 65 лет 70% "чистой" средней зарплаты работающих по найму. При этом подразумевается, что в дальнейшем пенсия будет ежегодно индексироваться (динамизироваться) в той же степени, в какой будут меняться размеры средней заработной платы лиц, работающих по найму. Таким образом, гарантируется то, что пенсионеры принимают участие в реальном приросте дохода лиц, работающих по найму.

Зависимость размера пенсии от размера зарплаты обусловливает финансирование пенсий за счет страховых взносов, зависящих, в свою очередь, от размера зарплаты.

Система пенсионного страхования, помимо страховых взносов, получает для финансирования своих расходов дотации от государства. Дотации показывают ответственность государства за существование дееспособной системы предоставления защиты в старости, которая, в свою очередь, является предпосылкой для стабильного экономического и социального развития страны. Государственные дотации в пенсионное страхование рабочих и служащих составляют в настоящее время 20% всех поступлений. Более 80% поступлений составляют страховые взносы.

Принцип финансирования, используемый в установленном законом пенсионном страховании, - это чисто распределительная система финансирования.

Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме,

Читайте также: