Пенсионные слухи в россии

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Действующая российская пенсионная система провалилась, необходимо вернуться к практике выплат напрямую из бюджета, заявил глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

По его словам, эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным, в то время как страховая пенсия едва превышает прожиточный минимум, а накопительная вообще оказалась мизерной. Миронов подчеркнул, что «косметические» попытки спасти действующую систему с помощью ужесточения правил досрочного выхода на пенсию, вывода «серой» занятости и отказом от индексации выплат работающим пенсионерам потерпят неудачу. «Действующая пенсионная система не обеспечит достойных пенсий, она банкрот», — цитирует Миронова пресс-служба партии.

Парламентарий утверждает, что пенсионная система «несправедлива» и «нуждается в масштабной ревизии», так как ее «чудовищная неэффективность несет колоссальные политические риски». «Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же», — считает Миронов.

По его словам, это снизит все нецелевые расходы, включая содержание «раздутого» штата Пенсионного фонда России (ПФР), а также риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений. «Наконец, это даст пенсионерам хоть какие-то твердые гарантии», — заявил Миронов.

В конце октября глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз высказался против индексации пенсий работающим пенсионерам. По его мнению, «справедливо» помогать исключительно неработающим пенсионерам. Он пояснил, что пенсия является компенсацией за утраченный заработок. Индексация пенсий неработающим пенсионерам прекращена с 2016 г. Ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий работающих пенсионеров максимум на три индивидуальных пенсионных коэффициента — в 2020 г. максимальная прибавка составила 279 руб.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных


Рунет продолжают будоражить слухи о том, что российские власти планируют новое повышение пенсионного возраста. Предыдущее повышение вступило в силу лишь в 2019 году, а в Госдуме уже якобы обсуждают новые поправки. Anews собрал последние новости и мнения экспертов о возможном повышении возраста выхода на пенсию в стране.

Новая пенсионная реформа? Кто первым заговорил об этом

Поводом для волны слухов послужили сделанные в начале сентября заявления чиновников российского правительства. Тогда глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила на Восточном экономическом форуме, что Россия бьет рекорды по темпам увеличения продолжительности жизни. Примерно в то же время глава Минтруда Максим Топилин заявил на встрече министров труда стран G20, что в России за последние пять лет выросла доля предпенсионеров среди общего числа занятых.

На этом фоне депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин сообщил «Свободной прессе» о подготовке второго этапа пенсионной реформы в России. «Его задача - повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет. Причем и мужчинам, и женщинам», - говорил парламентарий в начале сентября, ссылаясь на неназванные источники.

По его словам, первый этап реформы не решил никаких крупных проблем и к тому же породил рост безработицы среди предпенсионеров. Цель второго этапа - чтобы как можно меньше граждан доживали до пенсии, а уже собранные деньги уходили бы в ПФР на текущие расходы, предположил Рашкин.

В конце сентября о новом повышении пенсионного возраста рассказал «Свободной прессе» еще и член экспертного совета общественной организации «Деловая Россия» Владислав Жуковский, но цифры привел другие.

«Если говорить о ближайших инициативах, то, во-первых, сейчас в коридорах власти, в кабинетах «единороссов» ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года - до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше», - заявил эксперт.

«Во-вторых, рассматривается вариант повышения момента выплаты базовой пенсии также еще на 3 года. Наконец, самое фееричное. Взамен украденных у россиян после 2014 года пенсионных накоплений власть намеревается ввести еще один добровольно-принудительный платеж с работника и работодателя в размере 6%. То есть, давайте-ка, ребята, увеличим вам страховые взносы с 30 до 36 процентов», - сказал экономист.

Кремль: повышение пенсионного возраста не обсуждается

В конце сентября заявления об очередном повышении пенсионного возраста опровергли в Кремле. «Нет, у нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и посоветовал обратиться за пояснениями к автору заявления, передавал «Интерфакс».

Впрочем, однажды Кремль уже обманул ожидания граждан. Президент РФ Владимир Путин некогда уверял, что при нем пенсионный возраст не повысится. «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет», - обещал глава государства в ходе «Прямой линии» в 2005 году.

После решения правительства повысить пенсионный возраст Песков объяснил, почему не считает обещание нарушенным. Представитель Кремля сказал, что Путин не имеет к реформе никакого отношения. К тому же с момента обещания президента прошло 13 лет, за это время произошли изменения в экономике и международной конъюнктуре, а также вырос показатель продолжительности жизни.

Политики и эксперты: новая реформа - «полный бред»

Политики и эксперты сомневаются, что власти решатся на второй этап пенсионной реформы, пишет «Московский комсомолец». «Предположения депутата Рашкина мы можем назвать полным бредом. Иначе никак», - сообщил изданию источник в аппарате правительства.

Вице-спикеру Госдумы и первому замруководителя фракции «Единая Россия» Андрею Исаеву «ничего не известно о подобных планах». «С моей точки зрения, никто такого предлагать сейчас не будет. Когда в прошлом году обсуждалась пенсионная реформа, объявлялось, что это трудное решение окончательное, тем более что и оно имело определенные социальные и политические издержки». «Просто есть беспокойные сердца», - уверен единоросс.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал слова Рашкина «вбросом». По его словам, реформа «дорого обошлась в политическом смысле власти, переходный период далеко еще не закончен, и до конца непонятно, каковы будут последствия и итоги этой реформы».

Сопредседатель «Деловой России», экономист Антон Данилов-Данильян уверен, что как минимум «в ближайшие 3-5 лет такого решения не будет».

Власти вряд ли снова пойдут на повышение пенсионного возраста в преддверии выборов в Госдуму 2021 года, считает директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. «Они видят, что происходит на выборах - люди все чаще голосуют за кого угодно, только не за представителей власти. (. ) Играть с огнем никто не хочет, и вряд ли что-то подобное всерьез обсуждается», - убежден эксперт.

Пенсионная реформа в России 2019 года: суть и последние новости

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста в июне 2018 года, за три часа до старта Чемпионата мира по футболу в России. Решение было принято, несмотря на массовые протесты граждан и предупреждения экспертов о росте безработицы среди людей предпенсионного возраста с принятием реформы.

В октябре закон о пенсионной реформе подписал президент РФ Владимир Путин. В соответствии с ним пенсионный возраст в России будет повышаться поэтапно в течение десятилетия - до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно (граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагоги, медики, творческие работники, женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет, многодетные матери).

На время переходного периода реформы предпенсионный возраст увеличивается с двух до пяти лет до наступления пенсии. Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста.

Тем временем правительство внесло в Госдуму законопроект об увеличении периода выплаты накопительной пенсии - так называемого срока дожития. 23 сентября документ рассмотрел профильный комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и предложил включить его в осеннюю сессию для рассмотрения в ноябре.

Законопроектом предлагается с 2020 года увеличить ожидаемый период выплат до 258 месяцев (21,5 года). До 2016 года он составлял 228 месяцев (то есть 19 лет). С 1 января 2016 года этот показатель ежегодно определялся федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет соответственно.

Накопления на старость - это фиксированная сумма, которая будет делиться на общее количество месяцев периода дожития. То есть если законопроект примут, граждане, сами собравшие себе накопления на старость, будут ежемесячно получать меньшие суммы. Поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года.

«При таких раскладах от половины до трех четвертей сделанных людьми пенсионных накоплений останутся у государства. Люди просто не доживут до пенсий. Недовыплаченные деньги пойдут не детям и внукам, а пойдут на повышение зарплат чиновникам, сотрудникам ПФР, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации», - предупреждает экономист Владислав Жуковский.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

В стареющей стране тема недоработок в государственном ведомстве, отвечающем за пенсионеров, очень быстро из бюрократической становится политической. В России 40% избирателей –а это 44 миллиона человек – пенсионеры. От их настроения зависит очень многое, поэтому любая информация о Пенсионном Фонде немедленно попадает в топ новостей. Реформируют пенсионную систему давно и с удовольствием. За последние 20 лет государство изменяло её как минимум десять раз. Но чтобы кто-то вышел с радикальной идеей просто закрыть Пенсионный Фонд – такое произошло впервые.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призвал упразднить фонд и платить пенсии напрямую из бюджета. По его словам, затраты фонда на штат, офисы и IT-инфраструктуру себя не оправдывают.

Чтобы понять, имеет ли эта инициатива какое-либо основание, или, как говорят некоторые из опрошенных нами экспертов, это чистой воды политический пиар перед сентябрьскими выборами, нужно прояснить, а чем же Пенсионный фонд занимается.

В России изначально была заложена трехуровневая стратегия пенсионной системы. Первый уровень – это государственные пенсионеры: военные, служащие силовых структур, госслужащие. Второй уровень – обязательное пенсионное страхование. В него включены 70-80% работников, за которых работодатели платят пенсионные взносы. Третий уровень – это добровольное страхование. Во второй группе в 2002 году произошло раздвоение счетов. Помимо счета обязательного пенсионного страхования, появились накопительные счета.

- Когда деньги поступают на счета накопительного страхования, они сразу тратятся на текущих пенсионеров. Деньги с накопительных счетов на текущих пенсионеров не тратятся. Чтобы защитить эти деньги, их необходимо инвестировать. Этим занимается государственная управляющая компания в лице Внешэкономбанка. Граждане могут распорядиться и перевести деньги со счетов накопительного страхования в негосударственные управляющие компании, - говорит Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Но счета накопительного страхования – это, скорее, теория. С 2015 года они заморожены. В общей сложности, без движения лежат 5 триллионов рублей. Это почти треть пенсионных отчислений граждан моложе 52 лет. Система называет себя страховой, но деньги граждан не инвестируются уже пять лет. Прошли слухи, что государство вот-вот сейчас раскупорит кубышку. Нужны деньги на национальные проекты, да и ковид тяжело отразился на бюджете страны, и не известно, какие еще последствия скажутся на финансах.

У противников Пенсионного фонда есть основания для критики. Из 9 триллионов рублей бюджета Пенсионного фонда 30-40% составляют бюджетные ассигнования. Очевидно, что часть субсидий идет на выплату пенсий, иначе зачем государству платить 3-4 триллиона в год, не на постройку же шикарных зданий, как злопыхают критики. То есть, система является дотационной.

Негосударственные пенсионные фонды, возникшие в начале 2000-х, так и не стали альтернативой государственному Левиафану. На вопрос, популярны ли в России негосударственные фонды, Константин Угрюмов, президент национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), не задумываясь, отвечает:

- Конечно нет! Несмотря на то, что у нас 37 млн клиентов и в активах 4 трлн денег, в России ещё очень слабо развита культура долгосрочного страхования. У людей возникают сомнения и фобии, связанные с бесконечными кризисами, изменениями правил игры в пенсионной системе. За последние двадцать лет как минимум десять раз менялись правила игры, вводились всё новые и новые идеи, которые до конца так и не были реализованы. Поэтому люди испытывают определённый скепсис в отношении негосударственных пенсионных фондов.

При этом, триллионы, которых говорит президент НАПФ, - это та же накопительная часть пенсии. Просто половина граждан оставила ее в Пенсионном фонде, а вторая половина перевела в негосударственные учреждения. И лишь только 6 миллионов человек, а вернее, их работодатели платят за работников взносы за настоящую негосударственную пенсию. Богатые предприятия, в основном, нефтяные компании и банки, предлагают сотрудникам социальный пакет, часть которого и идет на негосударственную пенсию.

- Налоговый вычет (для работников) составляет 15 тысяч рублей в год. Для работодателя это тоже не интересно, потому что для него нет никаких преференций для негосударственного пенсионного страхования. Помимо обязательного пенсионного страхования, он еще и тащит на себе и негосударственное страхование. 6% из фонда оплаты труда можно переложить на себестоимость, но это не так интересно, с точки зрения налогов, - говорит Юлия Финогенова.

Заграницей работники платят 2-4% своей зарплаты на дополнительную пенсию. Работодатель докладывает еще столько же. Это выгодно фирмам, потому что они сокращают на эту же сумму налоговое бремя, и они стимулируют работников, которые удваивают свои сбережения на старость.

- Даже в «молодой» Америке системе пенсионных фондов больше ста лет. А у нас – всего двадцать пять. Я не говорю про Англию, где первые пенсионные кассы появились двести лет назад. Это вопрос культуры страхования. С одной стороны – готовности людей позаботиться о своей старости, а с другой стороны – возможность или её отсутствие откладывать на старость. Если у нас по разным подсчётам около 35 миллионов граждан живут за чертой бедности, то о каких накоплениях вообще может идти речь? Какое долгосрочное откладывание! – восклицает Константин Угрюмов.

То есть, чтобы были достойными пенсии, нужно получать достойную зарплату. Частная пенсия так и останется мечтой для многих будущих пенсионеров, потому что живут они от зарплаты до зарплаты.

- Текущее развитие финансовой сферы и экономической и институциональных сред не благоприятствуют развитию пенсионных накоплений. Например, в России с определенной регулярностью происходят финансовые экономические кризисы, которые обесценивают накопления, поэтому доверие к рыночным инструментам формирования пенсий пока не очень велико, - считает Юрий Горлин, заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС.

Пенсионный фонд сейчас заменить нечем – это мнение экспертов. Сегодня ПФ ведет миллионы пенсионных счетов. Нет ни одной структуры, которая могла бы взять на себя эти функции.

- В российской системе пенсионного страхования ПФ играет слишком важную роль как администратор. Он ведет 150 миллионов счетов, у него есть отделения везде. Доступность услуг ПФ должна быть повсеместной. Если его убрать, но кто эту функцию будет выполнять – Сбербанк? Я не вижу альтернативы страховщику при той структуре, которая у нас сейчас есть в России, которые могли бы взять на себя ту же функцию. Издержки не снизятся ни при каких обстоятельствах, но удобства для конечного пользователя будет значительно меньше, - говорит Юлия Финогенова.

Эксперты называют идею передать функции распределения пенсий государству всплеском политической активности, поскольку она означает возврат к советской распределительной системе. Они подозревают политиков в полной некомпетентности. Примерно, как и в вопросе о возврате пенсионного возраста. «Когда люди это говорят, они сами верят в то, что это возможно? Нет, конечно», - вот общее мнение экспертного сообщества. Кто будет рассчитывать пенсии при назначении пенсий? Кто будет выплачивать материнский капитал? А единовременные денежные выплаты, социальные пенсии?

- Именно потому, что его функции не сводятся исключительно к выплате пенсий, в обозримой перспективе вряд ли возможно и целесообразно всерьез рассматривать предложение о ликвидации ПФР. Другие ведомства эти задачи не могут выполнять из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, квалификации сотрудников, - говорит Юрий Горлин.

Так что Пенсионный фонд останется. Счетная палата будет бить по рукам, если что-то не так. А граждане должны надеяться, что когда-то их зарплата позволит им жить достойно и в старости, и не ждать милости от национальных проектов в полтора процента в год, что даже не покроет годовой инфляции. И когда они в очередной раз пойдут к избирательным урнам, они должны помнить, что пенсионеры – это политическая сила.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: