Пенсионный фонд правовые аспекты


Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также органы, осуществляющие контроль за их деятельностью.

Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов как основных субъектов пенсионной системы, составляют ряд федеральных законов.

Пенсионный Фонд Российской Федерации обладает особым правовым статусом, что обусловлено спецификой его структурной и функционально организации - в частности, его автономностью и наличием своего собственного источника доходов (страховых взносов). Так, например, А. А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией». При этом в главе 4 ГК РФ отсутствуют указания относительно особо статуса подобного рода государственных учреждений. И хотя в части 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов, данное положение к специфике организации Пенсионного фонда Российской Федерации отнести нельзя.

Во-первых, государственные учреждения, образующие Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются ни казенными, ни бюджетными, ни автономными, а потому не могу быть отнесены к ныне известным разновидностям государственных учреждений.

Во - вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает собственными источниками бюджетирования, что, соответственно, делает его бюджетный статус обособленным в отличие от иных государственных учреждений.

Таким образом, организационно-правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации представляется сложноустроенным еще и в силу своего рода «колизионности» организационно-правовой формы: с одной стороны, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), но, в то же время, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», представлена как «государственное учреждение».

Следует также обратить внимание и на судебную практику с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Остается актуальной проблема привлечения Пенсионного фонда Российской Федерации к ответственности как субъекта нарушений бюджетного законодательства. Устранение данного пробела носит стратегический характер и необходимо на современном этапе, поскольку «эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляю щ ими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти».

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, который бы урегулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, основываясь на реальных аспектах реализации пенсионной системы, в связи с чем необходимо принятие такого закона, в котором бы были четко обозначены все функции и задачи, которые на данном этапе им осуществляются.

На протяжении всего периода реформ Пенсионный фонд находится в центре всех социально-экономических противоречий. Управление системой пенсионного обеспечения – сложная область правового регулирования, и в настоящее время имеется много проблем и противоречий по этому поводу. Доказательство тому – неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, постоянное обсуждение необходимости перераспределения прав и обязанностей по сбору и выплате пенсионных средств между различными ведомствами.

- в современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Слажено функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе;

- пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль - обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом;

- правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации . Правовой статус Пенсионного фонда России состоит из следующих элементов: юридическое право, юридическая обязанность, законный интерес, правовой запрет, юрисдикция, полномочие, ответственность, правовые преимущества. Закрепление правового статуса Пенсионного фонда России на законодательном уровне поможет обеспечить законодательное регулирование отношений, связанных с деятельностью фонда. Одной из характерных черт правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации является формирование бюджета.

Ерохина Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова", кандидат юридических наук.

В настоящей работе проводится анализ нормативного материала, закрепляющего полномочия Пенсионного фонда России. Особое внимание уделяется контрольным полномочиям ПФР, в ходе исследования которых формулируется вывод об их недостаточности и аргументируется предложение о необходимости расширения таких полномочий по отдельным направлениям.

Ключевые слова: Пенсионный фонд России, полномочия, правовой статус, права и обязанности, контрольные полномочия.

Powers of the pension fund of Russia: Legal aspect

Yerokhina Tatyana V., Assistant Professor of the Public Law Department at the Saratov Social and Economic Institute (Branch of FSBEI HPE "G.V. Plekhanov Russian Economic University") Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

In the present work the analysis of regulatory material, establishing the authority of the Pension Fund of Russia. Special attention is paid to control the powers of the FIU, in the course of the research which is formulated conclusion about their failure and the rationale behind the proposal about the need for their expansion in certain areas.

Key words: pension fund of Russia, powers, legal status, rights and duties, control power.

Общественные отношения, складывающиеся в связи с пенсионным обеспечением населения, крайне важны, поскольку являются залогом уверенности граждан в завтрашнем дне, с одной стороны, и социальной стабильности в государстве - с другой . В силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным.

Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 33.

Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса. Толковый словарь русского языка определяет "полномочия" как официально предоставленные кому-нибудь права какой-нибудь деятельности, ведения дел . Юридическая наука использует термин "полномочия" для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности .

См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: Азъ, 1993. С. 571.
См.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982. С. 35; Старовойтов Н.Г., Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 22.

Таким образом, закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.

Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности - это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.

Элементы правового статуса ПФР и его территориальных органов обладают некоторой особенностью, которая состоит в том, что закреплены они во многих нормативных правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ , согласно которому фонд обеспечивает:

Постановление Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности.

Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" . Обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" . Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" .

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время ПФР, не ограничиваются пенсионным страхованием.

Сегодня Пенсионный фонд РФ осуществляет ряд социально-значимых функций. Так, ПФР ведет учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи (почти 63 млн. россиян). Фонд занимается назначением и выплатой пенсий, в том числе трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсий госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров. ПФР назначает и реализует социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. При осуществлении своих функций ПФР осуществляет взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц. К функциям ПФ РФ также относятся выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, управление средствами пенсионной системы и реализация Программы государственного софинансирования пенсии .

О Пенсионном фонде // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/about/.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2804.

Для характеристики полномочий ПФР, реализуемых в сфере административно-правового регулирования, особый интерес представляют контрольные полномочия рассматриваемого государственного учреждения. Обращение к исследованию контрольных полномочий ПФР обусловлено особой значимостью контроля в системе управления обязательным пенсионным страхованием. Можно сказать, что контрольные полномочия ПФР являются частью государственного контроля (надзора), который в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

По справедливому замечанию Т.В. Зыряновой и Е.М. Кот "организация контроля. является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль. является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования. " .

Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2008 г. N 10-П указал, что "контрольная функция государства по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения. " и что ". государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию. " . Контрольная функция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П , присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова" // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.

Изначально Пенсионный фонд РФ был наделен полномочиями по контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств. Позднее Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на Пенсионный фонд России были возложены дополнительные контрольные полномочия. В частности, названный Закон закрепил за ПФР статус органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. В связи с принятием данного Закона были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, - она была дополнена обязанностью страховщика (ПФР) по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.

Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.

Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.

Пенсионный фонд был образован для государственного управле­ния финансами пенсионного обеспечения, которые необходимо было выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пен­сионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финан­сирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступле­ния обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Деятельность Пенсионного фонда РФ и его территориальных ор­ганов регулируется следующими нормативными актами:

♦ Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

♦ Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соци­ального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

♦ Федеральным законом от 10.12.2010 г. № 355-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на пла­новый период 2012 и 2013 годов» и законами об исполнении бюд­жета за отчетный год;

♦ Указом Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по со­вершенствованию управления государственным пенсионным обе­спечением»;

♦ Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;

♦ Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2008 г. № 1018-р «О Председателе Правления Пенсионного фонда Российской Фе­дерации».

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской

Федерации (России), Пенсионный фонд РФ является самостоятель­ным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

♦ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финан­сирование расходов на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной за­щиты населения материальной помощи престарелым и нетрудо­способным гражданам и др.;

♦ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, ви­новных в причинении вреда здоровью работников и других граж­дан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

♦ капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привле­чение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

♦ контроль за своевременным и полным поступлением в Пенсион­ный фонд РФ страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств;

♦ организацию и ведение индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение го­сударственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

♦ проведение научно-исследовательской работы в области государ­ственного пенсионного страхования;

♦ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функ­ций, в том числе [58]:

♦ учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсион­ному страхованию;

♦ назначение и выплату пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пен­сии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии во­еннослужащих и их семей, социальные пенсии (это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначает­ся при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии), пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн российских пенсионеров;

♦ назначение и реализацию социальных выплат отдельным катего­риям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие во­енной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Фе­дерации и т.

♦ персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пен­сионные платежи почти 63 млн россиян;

♦ взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн юридических лиц;

♦ выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) ка­питала;

♦ управление средствами пенсионной системы, в том числе накопи­тельной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при Пенсионном фонде сегод­ня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

Структура Пенсионного фонда РФ представлена на рис. 3.1.

В структуре Пенсионного фонда действуют [58]:

♦ 7 управлений в федеральных округах РФ;

♦ 81 отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также в г. Бай­конур (Казахстан);

♦ около 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет,

ежегодно утверждаемый федеральным законом. Средства этого бюд­жета являются федеральной собственностью, не входят в состав дру­гих бюджетов и изъятию не подлежат.







В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен.

Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами были закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.

Полномочия Президента Российской Федерации по передаче Пенсионному фонду Российской Федерации функций по назначению и выплате государственных пенсий были подтверждены высшей судебной инстанцией - Конституционным Судом Российской Федерации, который в постановлении от 25.06.2001 № 9-П определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

С 2001 года в Российской Федерации началось преобразование пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов, ставших основой для новой пенсионной системы.

Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации » определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в пенсионной системе Российской Федерации появились страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН).

Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ и«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» урегулировал порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный федеральный закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности по вопросам внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным федеральным законом внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением этого федерального закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления либо в виде набора социальных услуг, либо в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Важное значение в области поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», принятое во исполнение статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанными Правилами определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право.

Необходимо также отметить, что в развитие положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации приняты Федеральные законы от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», которые частично вступают в силу с 1 октября 2008 года.

Федеральные законы разработаны в целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, за счет введения механизма уплаты ими добровольных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Право на получение государственной поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов имеют лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (в сумме не менее 2000 рублей в год) в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на протяжении 18 лет деятельности Пенсионного фонда государство, анализируя ошибки и проблемы пенсионного обеспечения, вводит новые законы и дополнения к существующим законам, тем самым повышая уровень благосостояния населения страны, нуждающегося в пенсионном обеспечении.

Пенсионный фонд был образован для государственного управле­ния финансами пенсионного обеспечения, которые необходимо было выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пен­сионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финан­сирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступле­ния обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Деятельность Пенсионного фонда РФ и его территориальных ор­ганов регулируется следующими нормативными актами:

♦ Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

♦ Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соци­ального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

♦ Федеральным законом от 10.12.2010 г. № 355-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на пла­новый период 2012 и 2013 годов» и законами об исполнении бюд­жета за отчетный год;

♦ Указом Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по со­вершенствованию управления государственным пенсионным обе­спечением»;

♦ Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;

♦ Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2008 г. № 1018-р «О Председателе Правления Пенсионного фонда Российской Фе­дерации».

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской

Федерации (России), Пенсионный фонд РФ является самостоятель­ным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

♦ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финан­сирование расходов на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной за­щиты населения материальной помощи престарелым и нетрудо­способным гражданам и др.;

♦ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, ви­новных в причинении вреда здоровью работников и других граж­дан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

♦ капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привле­чение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

♦ контроль за своевременным и полным поступлением в Пенсион­ный фонд РФ страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств;

♦ организацию и ведение индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение го­сударственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

♦ проведение научно-исследовательской работы в области государ­ственного пенсионного страхования;

♦ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функ­ций, в том числе [58]:

♦ учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсион­ному страхованию;

♦ назначение и выплату пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пен­сии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии во­еннослужащих и их семей, социальные пенсии (это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначает­ся при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии), пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн российских пенсионеров;

♦ назначение и реализацию социальных выплат отдельным катего­риям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие во­енной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Фе­дерации и т.

♦ персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пен­сионные платежи почти 63 млн россиян;

♦ взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн юридических лиц;

♦ выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) ка­питала;

♦ управление средствами пенсионной системы, в том числе накопи­тельной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при Пенсионном фонде сегод­ня аккредитованы 53 частные управляющие компании);

Структура Пенсионного фонда РФ представлена на рис. 3.1.

В структуре Пенсионного фонда действуют [58]:

♦ 7 управлений в федеральных округах РФ;

♦ 81 отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также в г. Бай­конур (Казахстан);

♦ около 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет,

ежегодно утверждаемый федеральным законом. Средства этого бюд­жета являются федеральной собственностью, не входят в состав дру­гих бюджетов и изъятию не подлежат.

Читайте также: