Пенсионный фонд рф как звено бюджетной системы

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:03, реферат

Описание работы

Таким образом, деятельность ПФР распространяется на каждого гражданина РФ, что определяет актуальность темы данной контрольной работы, предметом которой является роль и значение пенсионного фонда России.
Цель данной работы - рассмотрение Пенсионного фонда РФ, как звена бюджетной системы, изучение и определение характеристики доходов и расходов ПФР. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть причины создания ПФР, показать основные направления его развития, разобрать функции фонда, а также проанализировать состав доходов и расходов ПФ с рассмотрением динамики за последние годы. Также обязательно обратить внимание на роль социального налога в формировании доходов ПФР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
ПФ РФ, как звено бюджетной системы………………………………..5
Причины создания и направления развития ПФР………….…..5
Место внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ…. …9
Характеристика доходной базы Пенсионного фонда Росси…………12
Формирование доходов Пенсионного фонда России и роль Единого социального налога……………………………….……..12
Анализ доходной базы Пенсионного фонда России 2008-2012. 14
Проблема укрепления бюджета ПФР……………………………..….16
Характеристика расходов Пенсионного фонда России………. ……..18
Состав расходов Пенсионного фонда России……………………18
Динамика расходов бюджета ПФР 2008-2012гг………………..19
Заключение…………………………………………………………….………. 22
Тесты………………………………………………………………….…………..25
Список использованной литературы………………………………..………. 28

Работа содержит 1 файл

ФиК кр исправленная.docx

  1. ПФ РФ, как звено бюджетной системы………………………………..5
    1. Причины создания и направления развития ПФР………….…..5
    2. Место внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ…. …9
  2. Характеристика доходной базы Пенсионного фонда Росси…………12
    1. Формирование доходов Пенсионного фонда России и роль Единого социального налога……………………………….……..12
    2. Анализ доходной базы Пенсионного фонда России 2008-2012. 14
    3. Проблема укрепления бюджета ПФР……………………………..….16
  3. Характеристика расходов Пенсионного фонда России………. ……..18
    1. Состав расходов Пенсионного фонда России……………………18
    2. Динамика расходов бюджета ПФР 2008-2012гг………………..19

Список использованной литературы………………………………..………. 28

В настоящее время в стране действует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч. :

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Таким образом, деятельность ПФР распространяется на каждого гражданина РФ, что определяет актуальность темы данной контрольной работы, предметом которой является роль и значение пенсионного фонда России.

Цель данной работы - рассмотрение Пенсионного фонда РФ, как звена бюджетной системы, изучение и определение характеристики доходов и расходов ПФР. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть причины создания ПФР, показать основные направления его развития, разобрать функции фонда, а также проанализировать состав доходов и расходов ПФ с рассмотрением динамики за последние годы. Также обязательно обратить внимание на роль социального налога в формировании доходов ПФР.

1.Пенсионный фонд России, как звено бюджетной системы.

    1. Причины создания и направления развития ПФР.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации. [11]

    1. . Место внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ.

Рис. 1 – Бюджет расширенного правительства РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах, закрепленных за ними, полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета и бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В настоящее время в стране действует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Основные вопросы деятельности Фонда регулируются Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Основными функциями ПФР являются:

1) аккумуляция страховых взносов;

2) финансирование расходов по социальной защите населения;

3) капитализация средств Фонда;

4) контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд единого социального налога, а также контроль эффективного расходования средств Фонда;

5) организация и ведение персонифицированного учета застрахованных в Фонде лиц. [10, с. 64-70].

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндиева А.Р.

Дана общая характеристика Пенсионного фонда РФ в системе финансовых отношений и финансового обеспечения обязательного пенсионного страхования. Определена специфика организации пенсионного фонда. Выделены основные функциональные особенности деятельности внебюджетного фонда .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яндиева А.Р.

Текст научной работы на тему «Роль пенсионного фонда в системе финансовых отношений»

128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Таким образом, организационно-законодательное формирование региональной финансово-налоговой политики должно обеспечивать надёжное финансовое существование территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2012.

2. Подъяблонская Л.М. Финансы. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012.

3. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2011; Финансы: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Н.И. Берзона. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. - 590 с.

4. Финансы: учебник для бакалавров / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. - С. 235.

5. Сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

6. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18355.html/?utm_campaign=hot-docs_day3&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=77705841 © Консультант Плюс, 2015.

7. http ://www. zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODU CT&id=3 96.

РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Институт экономики и правоведения, г. Назрань

Дана общая характеристика Пенсионного фонда РФ в системе финансовых отношений и финансового обеспечения обязательного пенсионного страхования. Определена специфика организации пенсионного фонда. Выделены основные функциональные особенности деятельности внебюджетного фонда.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, внебюджетный фонд, государственное учреждение, финансовая система, финансовые отношения.

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, включая назначение, перерасчёт и выплату государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных трудовых и социальных пенсиях, осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органа-

Финансы и налоговая политика

ми, составляющими единую централизованную систему органов управления средствами государственного пенсионного обеспечения,

Пенсионный фонд РФ входит в систему государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и имеющих целевое назначение, являющихся важным звеном финансовой системы.

В этой связи пенсионный фонд можно представить в виде:

1) элемента звена государственных финансов, а точнее государственных внебюджетных фондов;

2) основного института, деятельность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхования;

3) финансового посредника;

4) некоммерческой организации (бюджетного учреждения).

Рассматривая пенсионный фонд с позиции элемента звена системы государственных финансов, необходимо обратить внимание на отличия между пенсионным фондом и бюджетом, среди которых выделены: социальная направленность расходов пенсионного фонда, связанных с социальной защитой населения в части пенсионного обеспечения и страхования; самостоятельность фонда в бюджетной системе; адресность источников доходов фонда; бюджет пенсионного фонда не включается в консолидированный бюджет бюджетной системы. Данные отличия обуславливают особенности принципов организации пенсионных фондов.

Являясь элементом звена государственных финансов, пенсионный фонд должен выполнять такие же функции, как и государственные финансы в целом, а именно: формирование финансовых ресурсов (доходов) пенсионного фонда, их использование, а также контроль за их использованием.

Деятельность пенсионного фонда характеризуется возникновением целой системы финансовых (денежных) отношений (внутренние и внешние). Внешние представлены взаимоотношениями пенсионного фонда с плательщиками страховых взносов в части уплаты взносов и других обязательных платежей; федеральным бюджетом в части предоставления субсидий на выплату государственных пенсий и пособий; другими бюджетами в части получения бюджетных кредитов; Министерством финансов Российской Федерации в части вопросов использования Фонда национального благосостояния; Центральным банком в вопросах открытия и ведения счетов пенсионного фонда, а также исполнения его бюджета.

Внутренние же свидетельствуют об отношениях, возникающих между пенсионным фондом и его работниками в части оплаты труда персонала; другими организациями, осуществляющими закупки товаров, выполнение строительно-монтажных работ для нужд пенсионного фонда и т.д.

Отметим, что необходимость участия пенсионного фонда в денежных отношениях в части формирования и использования денежного фонда, пред-

130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

назначенного для финансирования его расходов, определяет особенности его функционирования, в том числе его финансовую устойчивость.

Так, функцию управления государственным внебюджетным фондом призвана выполнять специально созданная в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 организация - Пенсионный фонд России (ПФР) [1].

Пенсионный фонд обеспечивает материальную защиту от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие:

- потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности;

- для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца;

- для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

В Российской Федерации пенсионный фонд представляет собой крупнейшую и самую эффективную систему оказания социальных услуг, среди направлений деятельности которой можно выделить:

1) учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2) назначение и выплату пенсий (за счет средств Фонда получают пенсии 33,5 млн. российских пенсионеров) [2];

3) назначение и реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;

4) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования (в системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян) [2];

5) взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых взносов (информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц) [2];

6) выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

7) управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8) реализация Программы государственного со финансирования пенсии.

Пенсионный Фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

К основным задачам пенсионного фонда как финансового посредника -некоммерческой организации следует относить:

Финансы и налоговая политика

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсии и пособий в соответствии с действующим законодательством;

- регистрацию плательщиков обязательных платежей;

- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию и ведение индивидуального персонифицированного учёта застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в пенсионный фонд;

- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда.

При этом пенсионный фонд может также принимать участие в финансировании региональных программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Таким образом, доказательна особенность пенсионного фонда в части наделения его как государственного учреждения публично-властными полномочиями и обладающего специальной правоспособностью.

Говоря о пенсионном фонде как о финансовом посреднике, можно рассматривать его с двух сторон: как инвестора, и как лицо, осуществляющего сбор страховых взносов и выплату пенсий. Деятельностью пенсионного фонда, прежде всего, являются операции по аккумулированию денежных средств плательщиков страховых взносов (страхователей) и их размещению, то есть выплате застрахованным лицам и инвестированию. Таким образом, пенсионный фонд выступает в первую очередь финансовым посредником между страхователей и застрахованным лицом в области пенсионного страхования.

132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Кроме того, существует следующая трактовка финансового посредника -посредник между инвесторами и эмитентами: инвестиционная компания, коммерческий банк и т.д. Финансовые посредники выполняют функцию подбора заемщиков и кредиторов. Пенсионный Фонд России может выступать в роли своеобразного финансового посредника между частными управляющими компаниями и застрахованными лицами.

Именно через пенсионный фонд застрахованные лица осуществляют действия по реализации прав на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании, с которой пенсионный фонд заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений) и на выбор негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному страхованию. Все действия пенсионного фонда осуществляются исключительно в интересах застрахованных лиц.

Таким образом, пенсионный фонд наделен широким кругом полномочий в области негосударственного пенсионного обеспечения, что позволяет говорить о нем как о финансовом посреднике.

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)».

Читайте также: