Пенсионный фонд россии и негосударственный пенсионный фонд диплом

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Негосударственные пенсионные фонды».


Тема моей выпускной квалификационной работы — «Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации: опыт, перспективы развития, оценка эффективности (на примере ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»).

Актуальность темы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение является базовой и одной из важнейших социальных государственных гарантий и условий стабильного развития общества.

Цель работы — исследование механизма функционирования негосударственного пенсионного страхования, оценка эффективности и определение перспектив развития.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач, решение которые определило структуру моей работы.

В первой главе работы проанализированы сущность и функции НПФ РФ.

Проведенный анализ позволил дать определена понятию НПФ: это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.


Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а так же в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд.

Также в первой главе был рассмотрен опыт формирования негосударственных пенсионных фондов в РФ. В результате реформирования пенсионная система Российской Федерации сегодня представлена тремя элементами:

  1. государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;
  2. обязательное пенсионное страхование;
  3. негосударственное пенсионное обеспечение.

Такое представление пенсионной системы принято называть трехуровневым.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время представлена 120 фондами, НПФ расположены в 54 субъектах Российской Федерации.

Среди основных негосударственных пенсионных фондов можно выделить негосударственный пенсионный фонд «Лукойл – Гарант» и НПФ Сбербанк России. По последним данным именно НПФ «Сбербанк» за последнее время завоевывает признание граждан по удобству и надежности.

Вторая глава посвящена анализу функционирования негосударственных пенсионных фондов (на примере НПФ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)

Негосударственный пенсионный фонд ОАО «Сбербанк России» (Фонд) является некоммерческой организацией, созданной 17 марта 1995 года по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ.

Это пенсионный фонд открытого типа. Фонд предлагает широкий выбор корпоративных и индивидуальных пенсионных программ:

  • Обязательное пенсионное страхование
  • Индивидуальные пенсионные планы на базе договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
  • Корпоративные пенсионные программы для юридических лиц.

По итогам проведенного анализа НПФ Сбербанка уверенно входит в тройку лидеров пенсионного рынка по объему пенсионных накоплений – 67,3 млрд руб.

Количество клиентов, заключенных в текущем году, приближается к 2 млн человек. Средний счет клиента по ОПС является одним из самых высоких в ТОП-10 крупнейших НПФ и на треть превышает средний счет клиентов на пенсионном рынке.

За 9 месяцев 2013 года темп прироста совокупных пенсионных активов стал одним из самых высоких на пенсионном рынке — 62% и превысил темпы роста всего рынка НПФ на 36 процентных пунктов.

В настоящее время более 6 тыс. человек получают выплаты пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка. Более 288 тыс. человек формируют в НПФ Сбербанка пенсию по НПО за счет личных вложений, из них свыше 13 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию.

НПФ предлагает широкие возможности своим клиентам. Для физических и юридических лиц имеется широкая линейка программ пенсионного обеспечения. Клиент сам может выбрать наиболее удобную схему в зависимости от взглядов на будущее, временной фактор или иных причин. Также стоитотметить, что каждый участник в любой момент времени в не зависимости от удаленности пенсионного возраста может проводить мониторинг своей будущей пенсии, что позволят быть в курсе своего будущего.

ТОЛЬКО У НАС!

Опираясь на теоретическую и практическую сторону исследования, можно выделить основные преимущества негосударственного пенсионного фонда ОАО «Сбербанк России»:

  • надежность (государственный контроль деятельности Фонда; договор об обязательном пенсионном страховании гарантирует защиту интересов граждан. Фонд отвечает по своим пенсионным обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: сбалансированный инвестиционный портфель и консервативная инвестиционная политика);
  • выгода – фонд инвестирует пенсионные средства через наиболее надежные и эффективно работающие управляющие компании; стабильно высокая доходность вложений клиентов);
  • качество и комфорт – индивидуальный подход к каждому клиенту, консультации по любым пенсионным вопросам, удобство и простота получения информации;
  • доступность – ОАО «Сбербанк России» ассоциируется как надежное, существующее при поддержки государства объединение.

В третьей главе работы рассматриваются проблемы и перспективы развития НПФ В РФ

Существующие проблемы негосударственных пенсионных фондов.

1) Защита от потерь

Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ.

Для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать своеобразный индекс эффективности доверительного управления. Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования.

3) Прозрачность и привлекательность

Можно выделить несколько шагов, которые повысили бы привлекательность НПФ среди населения. В частности, необходимо освободить средства работодателей, перечисляемые в НПФ в пользу работников, от налогообложения. Такой шаг продемонстрирует всем, что НПФ являются важной частью пенсионной системы и государство в них заинтересовано.

Перспективы развития НПФ

Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение является важной составляющей накопительного компонента и неотъемлемой частью пенсионной системы России. В принятой Стратегии впервые обозначены количественные ориентиры для отдельных составляющих пенсионного обеспечения:

  • среднее значение коэффициента замещения для обязательного пенсионного страхования – 40%,
  • для корпоративного пенсионного обеспечения – 15%,
  • для частных пенсий, формируемых работниками (физическими лицами) – 5%.

Важнейшим условием развития негосударственного пенсионного обеспечения является заинтересованное отношение государства, работодателей и профсоюзов к формированию корпоративных пенсионных систем, дальнейшее развитие принципов социального партнерства.

Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондов

Можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов:

  • Риски НПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств. Другими словами, для фонда появляется риск стать финансово неустойчивым.
  • Риски актуарных пассивов. Это риски неправильной оценки и формирования обязательств фонда.
  • Риски актуарных активов. Это риски того, что активы будут меньше расчетных величин.

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:

  • Особый статус негосударственных пенсионных фондов
  • Структура имущества негосударственного пенсионного фонда
  • Меры по обеспечению открытости и прозрачности негосударственного пенсионного фонда
  • Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений
  • Страхование рисков

Таким образом, комплексный подход к вопросам надежности негосударственного пенсионного обеспечения позволяет создать более устойчивые и стабильные показания, снизить существующие риски и обеспечить необходимый уровень развития.

В ходе подготовки работы были решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и функции негосударственных пенсионных фондов;
  • проведена оценка опыта формирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации;
  • проведен анализ деятельности НПФ на примере ОАО «Сбербанк России»;
  • проанализирована эффективность работы НПФ ОАО «Сбербанк России»;
  • выявлены существующие проблемы и перспективы развития НПФ в Российской Федерации.

Главная > Дипломная работа >Финансы

Введение

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий государства и бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение. Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой обеспечения их же, но в будущем. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3–5 лет, не говоря о 10–15, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.

Организация на российских предприятиях систем дополнительного пенсионного обеспечения своих работников не имеет методического обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем. В частности, многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Некоторые руководители отечественных предприятий считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, – это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы негосударственных пенсионных фондов как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов

1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.

Начиная с 1991 года пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Следующим значимым этапом становления пенсионной системы РФ можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Ну а самые последние изменения в структуре пенсионной системы определили ее современный вид. С принятием президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях и внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» вырисовывается следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

Негосударственные пенсионные фонды, создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон – о негосударственных пенсионных фондах – определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сформулированы легальные определения основных понятий:

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 октября 2017 09:18

Как выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для формирования накопительной пенсии?

В чем разница между государственным пенсионным фондом и негосударственным? М. Монгуш, Кызыл

Отвечает руководитель группы по инвестированию пенсионных накоплений ОПФР по Республике Тыва Чимис Эрес-ооловна Монгуш.

Вы можете спросить «Зачем мне слушать про пенсию сейчас, когда мне всего 20,30 или 40лет и до нее еще, ох, как далеко?!» Но не торопитесь отмахиваться от этой темы. Это здорово, что вам до пенсии пока далеко! Ведь, чем раньше начнете задумываться о будущей пенсии, тем больше успеете сделать, чтобы увеличить ее размер.

  1. Для этого необходимо контролировать платит ли работодатель взносы за Вас в ПФР.
  2. Грамотно управлять своими пенсионными накоплениями.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии.

Страховые взносы в ОПС работодатели платят по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Важно знать! В 2014 - 2019 годах по решению государства все средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии, т.е. все 22% идут на формирование только страховой пенсии.

Накопительная часть будущей пенсии формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплачивающих дополнительные страховые взносы.

Граждане, у которых формируются средства пенсионных накоплений в системе ОПС, вправе передавать эти средства страховщику для инвестирования на финансовом рынке государственной или частными управляющими компаниями. Страховщиком пенсионных накоплений может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав граждан. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании.

В Российской Федерации есть два типа пенсионных фондов — государственный (ПФР) и негосударственные (НПФ).

Государственный пенсионный фонд

В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд — Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Пенсионный фонд России входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально значимых задач, связанных с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан РФ.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. НПФ, как и ПФР, может выступать страховщиком гражданина в части его пенсионных накоплений. По достижении человеком пенсионного возраста НПФ обязан выплачивать накопительные пенсии, исходя из размера накоплений гражданина, сформированных на его счете в НПФ.

В чем отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного

Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ —не входит в бюджетную систему РФ и является частной компанией.

Выбор НПФ только за Вами

Необходимо внимательно подходить к выбору негосударственного пенсионного фонда (НПФ), принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ. Список негосударственных пенсионных фондов, которые вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц, размещен на сайте Банка России и Агентства по страхованию вкладов.

Выбор страховщика – это личное решение гражданина. Требовать перевода средств пенсионных накоплений в НПФ не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.

Варианты подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ:

Через клиентскую службу ПФР или МФЦ

      Заявление можно подать как лично, так и через представителя.

Через интернет

      Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

По почте

    В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке.

Если Вы принимаете решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из НПФ в ПФР, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления чаще одного раза в пять лет, не выгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете обратиться в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, д.18, каб. 308, тел. (394 22) 9-61-20.

На фоне регулярных и постоянных изменений пенсионного законодательства, а также, в целом, довольно низкого уровня жизни нынешних пенсионеров многие работающие гражданине, в том числе и из числа молодежи, задумываются о том, как увеличить свою пенсию в будущем.

Для этого существует ряд механизмов, обеспечивающих формирование пенсионных накоплений. Кроме прочего, в их числе следует отметить так называемую накопительную часть пенсии. Она формируется по особым правилам, об особенностях которых и пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Принцип формирования пенсии

В 2002 году в Российской Федерации была проведена масштабная реформа, которая определила переход системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. В соответствии с законодательством каждый гражданин обязан быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

При осуществлении трудовой деятельности за него в Пенсионный фонд России на цели, предусмотренные ОПС, вносятся денежные средства в размере, составляющем 22% от его заработной платы. Это так называемые страховые взносы. Обязанность по их отчислению в ПФР лежит на работодателе.

Денежные средства, перечисленные в качестве взносов, конвертируются в пенсионные баллы, которые составляют индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Именно данный параметр и характеризует объем пенсионных прав гражданина.

Однако, кроме пенсии страховой, существует еще и накопительная. Она формируется за счет все тех же взносов. При этом на накопительную часть пенсии направляются денежные средства в размере 6%, в то время как на страховую уже 16%. В целом, граждане, за небольшим исключением, сами выбирают то, формировать им накопительную часть пенсионных выплат или нет.

С 2014 года Правительство РФ ввело мораторий на отчисления в счет накопительной части. Иными словами, все взносы направляются только на формирование страховой пенсии. На сегодняшний день известно, что мораторий продлится до 2021 года включительно.

В целях, предусмотренных системой ОПС, граждане вправе самостоятельно определять, где они будут формировать свою накопительную пенсию – в государственном пенсионном фонде (ПФР) или в негосударственном (НПФ).

Что лучше НПФ или ПФР

В связи с тем, что гражданам предоставлено право выбора относительно того, где размещать средства для накопительной пенсии, у многих из них возникают вопросы относительно того, что выбрать – ПФР или НПФ. В данном случае у размещения в той или иной организации имеются свои плюсы и минусы, которые следует разобрать более подробно.

Минусы и плюсы НПФ

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой частную структуру, которая, получив соответствующую лицензию, имеет возможность заключать с гражданами договоры ОПС.

По их условиям НПФ получает и аккумулирует денежные средства, направленные в качестве страховых взносов на формирование накопительной пенсии. Соответственно, как только гражданин достигает пенсионного возраста, негосударственный пенсионный фонд обязан выплачивать ему денежное содержание, исходя из условий договора.

Плюсы формирования накопительной пенсии в НПФ:

  1. Увеличение размера пенсии за счет получения инвестиционного дохода. Денежные средства, которые в качестве страховых взносов направляются в НПФ, не только аккумулируются на соответствующих счетах, но и инвестируются в целях получения дохода для будущих пенсионеров. К объектам инвестиций следует отнести: ценные бумаги, драгоценные металлы, облигации, акции и так далее.
  2. Защищенность денежных средств. В соответствии с действующим законодательством денежные средства граждан, размещенные в НПФ в рамках договоров ОПС, застрахованы от всех возможных рисков, в том числе и от банкротства. Это не касается инвестиционного дохода, полученного от инвестирования.
  3. Конкуренция. На сегодняшний день на рынке представлено несколько десятков негосударственных пенсионных фондов. Большая часть из них аффилирована с крупными финансовыми структурами, такими как «Сбербанк» или «Газпром». Несмотря на это, отсутствие монополии благоприятно сказывается на функционировании негосударственных фондов с точки зрения выгод для их клиентов.

  1. Возможность банкротства или отзыва лицензии у НПФ. В случае, если НПФ потеряет лицензию или будет объявлен банкротом, гражданин рискует потерять накопленный инвестиционный доход.
  2. Отсутствие гарантий доходности. НПФ не несет гарантий того, что его инвестиционная политика принесет доход клиентам. В некоторых случаях он может не покрывать даже инфляцию.


Минусы и плюсы ПФР

Гражданин вправе не заключать договор с НПФ, а формировать накопительную пенсию в ПФР.

Это имеет следующие плюсы:

  1. Надежность. Государственный ПФ лишен традиционных рисков, присущих НПФ.
  2. Периодическая индексация. Вне зависимости от конъюнктурных показателей, ПФР ежегодно индексирует накопления граждан, чтобы нивелировать действие инфляции.

Минусы:

Основным минусом является то, что инвестиционная политика ПФР не предполагает получение высокого уровня доходности.

Как сделать правильный выбор

Выбирая то, какой организации доверить формирование своего будущего пенсионного обеспечения, гражданин должен учитывать:

Каждый гражданин желает иметь достойное пенсионное обеспечение в старости. Система накопительных пенсий отчасти способна воплотить данное стремление в жизнь. При этом гражданин вправе сам выбрать, какой организации он доверяет формирование своей будущей пенсии – государственному ПФР или частному фонду.

Полезное видео

Может быть стоит обратить внимание на инвестиции, а не надеяться на формирование государственной пенсии или накоплениями в НПФ? Подробнее в видео:

Главная > Дипломная работа >Финансы

Введение

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий государства и бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение. Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой обеспечения их же, но в будущем. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3–5 лет, не говоря о 10–15, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.

Организация на российских предприятиях систем дополнительного пенсионного обеспечения своих работников не имеет методического обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем. В частности, многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Некоторые руководители отечественных предприятий считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, – это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы негосударственных пенсионных фондов как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов

1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.

Начиная с 1991 года пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Следующим значимым этапом становления пенсионной системы РФ можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Ну а самые последние изменения в структуре пенсионной системы определили ее современный вид. С принятием президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях и внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» вырисовывается следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

Негосударственные пенсионные фонды, создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон – о негосударственных пенсионных фондах – определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Сформулированы легальные определения основных понятий:

Читайте также: