Пенсионный фонд в банковской системе

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

За те деньги, которые Пенсионный фонд берет с работодателей, он мог бы повысить пенсии почти в 10 раз

Средняя пенсия в России по состоянию на июль этого года составила 14 150 рублей и не забываем, что больше половины пенсионеров живут на меньшую сумму.

Это примерно 30% от средней зарплаты . То есть, когда человек увольняется с работы и уходит на пенсию, его доходы падают на 70%. Комфортно ли так жить? Вопрос риторический…

Надеяться, что Пенсионный фонд позаботится о нашей старости, уже не приходится. Кстати, власти обещали не повышать пенсионный возраст еще сильнее – но пока только до 2036 года . К моменту, когда я пойду на пенсию, возраст могут отложить и до 70 лет.

Есть альтернатива? Вряд ли, но давайте немного помечтаем, а заодно, и посчитаем .

Думаю, каждый задумывался, а что будет, если вместо взносов в Пенсионный фонд переводить деньги на банковский вклад. Примерно похожая система в Сингапуре – там все взносы идут в специальный фонд, больше похожий на банк.

Давайте посчитаем, какую пенсию можно было бы заработать , если перечислять 22% от зарплаты не в Пенсионный фонд, а в банк. Исходные данные:

  • средняя зарплата в России по данным Росстата за 2018 год составила 43 724 рубля;
  • средневзвешенная ставка по депозитам физических лиц на срок больше 1 года (мы же на старость копим) в июне 2019 года составила 6,86%;
  • россияне выходят на пенсию, имея стаж в среднем 35 лет;
  • средний возраст дожития (то есть, получения пенсии) – 261 месяц.

Посчитаем, какая была бы пенсия в сегодняшних ценах – если бы на вклад не начислялись проценты:

43 724 * 22% = 9 619,28 – столько отчисляем в месяц

9 619,28 * 12 * 35 = 4 040 097,6 – столько накопим за 35 лет;

4 040 097,6 / 261 = 15 479,30 – столько получим в месяц.

Как видно, сумма почти на полторы тысячи рублей больше , чем предлагает Пенсионный фонд, и это без процентов!

Но мы выберем вклад с процентами. Из экономической теории вспомним формулу обычной ренты:

Эту формулу скинул мне мой коллега, у него банковское образование. Я же, как обычный потребитель составил таблицу в Экселе. В первой колонке у меня был номер месяца, во второй – накопленная сумма, в третьей – сумма «накапавших» процентов, а в четвёртый – очередной взнос в нашу копилку:

Вышла сумма в 16 652 960 рублей . Больше, чем по предыдущему расчёту. Дело всё в том, что в таблице капитализация процентов (начисление процентов на проценты) шла помесячно, а в формуле с расчётом капитализации раз в год. Но сути это не меняет. Для дальнейших расчётов будем использовать меньшую сумму накоплений - 15 477 854 рублей .

Даже учитывая, что проценты капитализируются раз в год, размер пенсии выходит уже не такой уж низкий:

Но и это еще не все. Мы не учитываем, что в течение 261 месяца деньги будут продолжать лежать на вкладе, и на них тоже будут капать проценты!

Даже если вообще не снимать накопления со счета и жить на проценты, сумма пенсии будет больше:

А если хочется получать больше, то можно будет каждый месяц снимать со счета 113 640 рублей – тогда вклада с процентами хватит ровно на 261 такую выплату! Почти в 10 раз больше, чем средняя пенсия сейчас.

Это очень неплохая пенсия, правда, что будет с рублем через 35 лет, вряд ли кто-то скажет. Процентная ставка тоже может быть как выше, так и ниже.

По 30-летним государственным облигациям Минфина РФ доходность сейчас около 7% годовых, так что ставка вряд ли будет намного ниже.

Также у банковского вклада есть масса преимуществ:

  • его можно забрать и отдать в тот банк, который предложит больше процент;
  • его можно забрать и купить на него валюту;
  • на него можно купить хорошие ценные бумаги.

Справедливости ради скажу, что Пенсионный фонд сейчас собирает деньги с работающих не ради их пенсий, а только чтобы платить пенсии нынешним пенсионерам. Накопительная система существовала несколько лет, пока взносы на нее не заморозили в 2014 году.

На этом всё! Спасибо за внимание!

Минуточку!

Мы уже благодарны Вам за то, что вы дочитали эту статью до конца, но чтобы сделать нас безмерно счастливыми, поставьте 👍 и подпишитесь на нас!

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает вопрос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ2.

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР3, согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования4. При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств5.

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюд-жетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 1486 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией7.

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период8.

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ9.

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты. 2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.

3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».

5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.

6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.

9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

В связи с последними событиями, связанными с реформированием текущей пенсионной системы в Российской Федерации, многие граждане начали большее внимание уделять вопросам, связанным с их выплатами в будущем.

В большей степени это касается лиц старшего возраста, которым осталось до выхода на заслуженный отдых не так много времени. Однако и для граждан относительно молодых пенсионная тематика стала представлять значительный интерес.

Бесплатно по России

Людей, в первую очередь, беспокоит размер будущей пенсии и то, смогут ли они поддерживать в старости привычный для себя уровень жизни, связанный с их нынешней финансовой обеспеченностью. Ведь ни для кого не секрет, что пенсионные выплаты в России довольно низкие, а их средний уровень значительно ниже, чем размер усредненной заработной платы.

Однако законом предусмотрены механизмы того, как их можно увеличить. Одним из них является перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Что такое НПФ

Пенсионная система в нашей стране основана на принципах обязательного страхования. На практике это выражается в том, что за каждого работающего гражданина в адрес Пенсионного фонда России, являющегося, по сути, основным страховщиком по ОПС, периодично вносятся денежные взносы. Обязанность по их перечислению лежит на работодателе.

Сумма взносов зависит от размера официальной заработной платы, составляя 22% от нее. Следует учесть, что эта сумма направляется на формирование пенсии работника не вся целиком. Так, 6% идет на текущие нужды ПФР. Это солидарный тариф.

Остальные 16% и направляются на пенсию. При этом большая часть работающего населения вправе выбрать то, каким образом она будет формироваться. Так, гражданин может решить, что все 16% пойдут в счет страховой пенсии.

А может выбрать вариант, что наравне со страховой (10%) будет формироваться и накопительная (6%). Он предусмотрен не для всех граждан, а только для тех, которые приняли решение об этом. Кроме этого, формирование накопительной пенсии за счет страховых взносов невозможно для лиц, которые были рождены до 1967 года.

О том, каким образом распорядиться накопительной частью, работающий гражданин также принимает решение самостоятельно, однако в рамках предложенных законом альтернатив. Так, он может оставить ее в ПФР или перевести в негосударственный фонд. Под последним следует понимать частную структуру, которая осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию граждан на договорных основах.

НПФ, в который переводятся денежные средства на накопительную часть, аккумулирует их и вкладывает в различные проекты, то есть осуществляет инвертирование. Полученный с этого доход позволяет значительно увеличить размер пенсии в дальнейшем.

Накопительная пенсия может формироваться не только из страховых взносов, но и за счет добровольных перечислений граждан, суммы материнского капитала, направленного на эти цели, а также в рамках программы софинансирования, которая на данный момент заморожена.


Сегодня на этом рынке представлено большое количество НПФ, выбрать среди которых наиболее надежный и выгодный – довольно непростая задача.

Перечень НПФ в России

Ниже мы рассмотрим 10 наиболее надежных негосударственных пенсионных фондов по версии РА. Он актуален на период с 2018 по начало 2019 года.

НПФ «Сбербанка»

Этот фонд один из старейших в России, он был основан еще в 1995 году. Учредителем, как и следует из его названия, является «Сбербанк России». Согласно открытым источникам клиентами НПФ Сбербанка являются чуть менее 8 млн. человек, а объем активов почти 480 млрд. рублей. Кроме этого, фонд показывает наилучшую доходность. За предыдущие периоды она составила более 10%.

«ВТБ Пенсионный фонд»

«ГАЗФОНД пенсионные накопления»

Данный фонд был образован совсем недавно, только в 2017 году. Произошло это в результате выделения его из НПФ «ГАЗФОНД», который расположился ниже в перечне. В 2019 году его капитализация составила более 500 млрд. рублей, что придает ему статус одного из крупнейших в стране.

«ГАЗФОНД»

Является также одним из старейших фондов в стране, основанным в 1994 году. Акционерами НПФ является многие структуры, формирующие газовую отрасль, в том числе госкорпорация «Газпром». По объему активов являлся крупнейшим в стране.

АО «НПФ НЕФТЕГАРАНТ»

Основным владельцем фонда выступает госкорпорация «Роснефть». НПФ известен тем, что является правопреемником по обязательствам другого крупного фонда – «Согласие», который был присоединен к нему в конце 2018 года. На данный момент более 1,6 миллиона человек хранят здесь свою накопительную пенсию.

НПФ «Атомгарант»

Фонд присутствует на рынке пенсионного страхования более двух десятилетий. Основным акционером выступает АО «Концерн Росэнергоатом».

«Национальный» НПФ

Был создан в 1997 году для обеспечения пенсиями работников «Татнефти». «Национальный НПФ» — один из крупнейших фондов, среди образованных в регионах. Акционерами выступают крупнейшие татарстанские промышленные и финансовые организации, однако на данный момент головной офис находится в Москве.

«Альянс»

Данный НПФ был создан в 2004 году. Основным акционером является ПАО «Ростелеком», участие государства в котором составляет более 53%. Надежность фонда подтверждена многочисленными экспертными оценками.

«Алмазная осень»

Один из самых первых фондов, который был создан в 1995 году. Крупнейший акционер – ПАО «АК Алроса», являющееся мировым лидером по добыче природных алмазов. НПФ располагает активами в почти 30 млрд. рублей со среднегодовой доходностью за последние три года в 9,69%.

АО «НПФ Сургутнефтегаз»

Был создан в 1995 году для нужд работников ОАО «Сургутнефтегаз», остающимся основным акционером фонда и поныне. НПФ обладает активами в 26 млрд. рублей и входит в число крупнейших организаций, оказывающих услуги в сфере негосударственного пенсионного страхования.

Какой НПФ лучше выбрать

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, не следует торопиться или сразу поддаваться на уговоры агентов. Важно провести тщательный анализ организации, которой следует доверить будущую пенсию. Выбор же можно осуществить по критериям, указанным далее.


Когда был создан

Очевидно, что чем раньше НПФ был организован, тем больше у его руководства практического опыта управления пенсионными накоплениями. Кроме этого, высокую оценку по этому критерию заслуживают организации, образованные в 90-е годы. Это свидетельствует о том, что, несмотря на экономическую турбулентность тех лет, фонд смог сохраниться, имея на данный момент опыт работы в кризисных условиях.

Учредители фонда

Предпочтение следует отдавать НПФ, которые в качестве учредителей имеют крупные компании, в том числе финансовые и ресурсные, что в российских условиях является актуальным. Таким образом, надежность фонда обеспечивается за счет многомиллиардных активов головных компаний.

Доходность

Собственно, именно получение инвестиционного дохода и является причиной того, что граждане размещают накопительную пенсию в НПФ. Ознакомиться с этим показателем можно из данных ЦБ, размещаемых на сайте регулятора.

Уровень надежности

Рейтинговые агентства анализируют показатели деятельности НПФ по нескольким критериям, где, кроме надежности, рассматриваются:

  • капитализация;
  • количество клиентов;
  • объем текущих пенсионных выплат.

Прозрачность деятельности

В соответствии с действующим законодательством негосударственные фонды обязаны публиковать информацию о текущей деятельности на своих официальных сайтах. Кроме этого, многие НПФ предлагают зарегистрировать личный кабинет, где клиент может ознакомиться с состоянием своих накоплений и иной конфиденциальной информацией.

НПФ или ПФР

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Здесь следует отметить, что рисков, связанных с потерей пенсионных накоплений при ликвидации или банкротстве фонда, нет. Если НПФ прекращает свое существование, то все средства, которые там находятся, переходят в ведение ПФР.

В то же время следует понимать, что деятельность негосударственного фонда связана с риском. НПФ не может гарантировать доходность как таковую, тогда как в ПФР накопления периодически индексируются. В то же время размер прибавки крайне мал и не покрывает даже показатель реальной инфляции. В этой связи выгоднее размещать накопительную пенсию в НПФ, который имеет высокий уровень надежности и хорошие показатели доходности.


Выбирая негосударственный пенсионный фонд, граждане могут не бояться за свои накопления, поскольку они застрахованы. Однако следует внимательно отнестись к выбору фонда. Этих организаций довольно много, поэтому остановиться следует на том НПФ, который является наиболее надежным и имеет продуманную инвестиционную политику, обеспечивающую высокую доходность.

Полезное видео

На что обращать внимание при выборе НПФ смотрите в видео-сюжете:

Читайте также: