Пенсия или пособие по бедности


Проблема малообеспеченности граждан является одной из наиболее актуальных на территории Российской Федерации. Никаких материальных пособий для бедных не существует, но этот вопрос находится на этапе рассмотрения.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

На сегодняшний день, Правительством государства были разработаны системы социальных льгот для нуждающихся, которые частично, или полностью освобождают их от уплаты отдельных услуг, либо наделяют малоимущих лиц преференциями, уравнивающими их права.

  1. Законодательная база
  2. Кому положено пособие по бедности?
  3. По какому принципу будет осуществляться начисление?
  4. Перспективы утверждения
  5. Заключение

Законодательная база

Такая разновидность государственной поддержки направлена на обеспечение материальной помощью нуждающихся категорий граждан, которые имеют показатель месячного дохода ниже прожиточного минимума. Данный законопроект находится на стадии рассмотрения в Министерстве финансов РФ.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

При его утверждении пособие по бедности смогут получить малообеспеченные семьи и отдельные граждане, для уравнивания их уровня месячного дохода до прожиточного минимума на одного человека, установленного в регионе проживания.

Основным законодательным документом, на сегодняшний день, является:

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Федеральный закон №256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Так как определённый закон еще не утвержден, то его наименование, дополнительные поправки и другие критерии могут изменяться.


Говорить о конкретном законопроекте можно только, если он будет утвержден государственными властями. h2 2,0,0,0,0 -->

Кому положено пособие по бедности?

Денежная поддержка будет предоставляться только для особенно нуждающихся категорий граждан, соответствующих определённым критериям, которые зафиксированы в разработанном законе.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Каждый из кандидатов на получение пособия по бедности должен будет попадать под следующие условия:

  • Иметь среднемесячный доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • Гражданин не имеет достаточного количества денег для приобретения базового минимального имущественного набора.
p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Полноправно претендовать на материальную поддержку от государства смогут родители, воспитывающие детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Однако они должны будут соответствовать вышеупомянутым критериям.

Помимо этого, пособие по бедности в России будет начисляться для следующих категорий нуждающихся:

  • Семьи, имеющие трёх и более детей, и оформившие официальный статус многодетных;
  • Матери, или отцы, воспитывающие детей в одиночку;
  • Малоимущие лица;
  • Семьи, воспитывающие ребёнка с инвалидностью;
  • Родители, воспитывающие двоих детей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет.
p, blockquote 12,1,0,0,0 -->

Согласно разработанному законопроекту, полноправно претендовать на выплату смогут и опекуны детей.

По какому принципу будет осуществляться начисление?

Количество граждан, которые нуждаются в государственной помощи, постоянно увеличивается. Однако действующие нормативные документы не содержат информации о том, кто же является «бедным», и какая помощь им полагается.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

При разработке пособия по бедности в России потребуется придерживаться следующих шагов:

  • Выделить категории граждан, которые могут получить материальную помощь от государства;
  • Определить требования, выдвигаемые к семьям, что будут получать пособия;
  • Рассчитать минимальный размер выплаты и особенности изменения данного показателя в отдельных регионах;
  • Список документации для подтверждения статуса «бедного», либо нуждающегося;
  • Список документов для оформления выплаты;
  • Порядок проверки предоставленных бумаг сотрудниками местных законодательных органов;
  • Определить понятие нуждающегося гражданина на государственном уровне;
  • Разработать порядок оценки прибыли семьи;
  • Сформироваться порядок проверки состояния имущества.
p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Важно понимать, что пособие по бедности разрабатывается для лиц, которые вовсе не могут поддерживать своё материальное состояние. Размер её варьируется для трудящихся, пенсионеров и несовершеннолетних детей. Помимо этого, количество предоставляемых выплат варьируется зависимо от региона проживания.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Показатель прожиточного минимума в регионе не всегда увеличивается. В отдельных округах он был уменьшен.

На законодательном уровне, порядок расчета прибыли семьи регулирует Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ. Согласно этому нормативному документу, для расчета берётся средний доход семьи за крайние три месяца и разделяется на каждого совместно проживающего члена семьи.


Если родители не проживают совместно, то они не признаются как единая ячейка общества. h2 4,0,0,0,0 -->

Перспективы утверждения

Государственной Думой всё еще рассматривается внесение изменений в действующее законодательство. На сегодняшний день, на территории РФ сложилась тяжелая экономическая ситуация, которая тормозит внедрение новых пособий, выплачиваемых из госбюджета.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Основными негативно влияющими факторами являются:

  • Введение санкций против РФ со стороны других государств;
  • Снижение цен на нефтяные природные ресурсы;
  • Потребность в поддержке большого количества малообеспеченных граждан.
p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

На будущие года не была внедрена выплата материальной помощи малоимущим лицам. Окончательное решение будет принято только после того, как будут чётко определены категории граждан, которым будет предназначаться пособие по бедности. Однако, в уже утвержденном на ближайшие три года бюджете, это не указано.

М. Топилин, Министр труда и социальной защиты, подтвердил то, что он против внедрения пособия по бедности на территории РФ.

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Он утверждает, что государственные деньги, которые предполагается потратить на материальную помощь малоимущим, лучше направить на увеличение размером зарплат. Министр труда заявил, что выплата не будет целесообразной, так как социальной помощи и так достаточно много.

Заключение

Законопроект о предоставлении пособий для бедных на территории России так и не был утвержден. На сегодняшний день он находится на стадии рассмотрения. В случае его принятия, получить материальную помощь от государства смогут только определенные категории граждан, которые не могут поддерживать своё материальное состояние.

p, blockquote 24,0,0,0,1 -->

Однако, уже сейчас нуждающиеся граждане могут оформить различные социальные льготы, обратившись в местное Управление социальной защиты населения.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Краткое содержание:


Вопрос бедности в России является весьма актуальным. На высшем уровне говорится о предпринимаемых мерах, чтобы количество бедных граждан становилось как можно меньше.

Из-за пандемии экономика переживает не лучшие времена, что, в первую очередь, сказывается на простых людях. Особенно уязвимы семьи с детьми и пенсионеры. 13 июля 2020 года президент страны провел встречу по стратегическому развитию и национальным проектам, где были озвучены решения, которые нужно принять в ближайшее время для улучшения ситуации с бедностью в стране.

В первую очередь В.В. Путин отметил, что необходимо реализовать национальные проекты, особенно те, которые связаны с улучшением материального положения граждан нашей страны.

Президент отметил, что одной из ключевых задач государства является человек и его благоприятный уровень жизни. При этом нужно искоренить или хотя бы свести к минимуму бедность в России.

Президент дал определенные рекомендации Совету Федерации для разработки решений по улучшению экономических условий для людей, в том числе и пенсионеров. Таким образом, в ближайшее время может быть принят ряд важных решений, который затронет всех пенсионеров в стране.

Повышение доплат

В большинстве регионов страны размер пенсий является достаточно низким. В среднем, пенсионеры получают 10 000–11 000 рублей, а несколько миллионов пенсионеров получают социальные доплаты до прожиточного минимума. Часто региональные доплаты составляют всего 100–150 рублей в месяц. По сути, эти деньги никак не помогают пенсионеру, ведь в наше время на них мало что можно купить.

Таким образом, в Совете Федерации предлагают рассмотреть вопрос об установлении минимального порога доплат и льгот, которые полагаются пенсионерам. Если регион является бедным и денег в бюджете на это хватать не будет, то доплаты будут идти из федерального бюджета. Также предлагается создать резервный фонд на эти цели.

Обсуждаются предложения о выделении дополнительных денежных средств для неработающих пенсионеров с низким размером пенсии. На сегодняшний день пенсионер может обратиться в отдел социальной защиты населения и попросить материальную помощь, но она является адресной и предоставляется редко, да и не всегда такие просьбы удовлетворяются.

Больше всего бедных граждан в стране – это пенсионеры. Поэтому улучшение условий жизни пенсионеров является важным этапом борьбы с бедностью.

Индексация работающим пенсионерам

На сегодняшний день работающие пенсионеры лишены ежегодной индексации. Многие считают это несправедливым, ведь пенсионер своим трудом заслужил свою пенсию, и, соответственно, индексация не должна зависеть от факта работы. Многие пенсионеры вынуждены работать из-за низких размеров пенсии. Тема возобновления индексации работающим пенсионерам обсуждается уже давно, но пока никаких решений принято не было. Эту проблему подтвердили и в Совете Федерации, где уже поступают предложения вернуть индексацию пенсии работающим пенсионерам.

Также работающие пенсионеры могут получить прибавку в августе, но размер ограничен тремя баллами. Получается, что максимальная прибавка работающему пенсионеру может составить всего 279 рублей (1 балл = 93 рубля). Это крайне мало, поэтому обсуждается вопрос о повышении максимального количества баллов за один год работы.

Идеи неплохие, но пока это все обсуждается. Официальных решений нет. К сожалению, многие не доверяют правительству и сомневаются, что все эти идеи в итоге будут реализованы. Тем не менее разговоры ведутся, по крайней мере, проблемы озвучиваются. Будем надеяться, что это не пустой звук и жизнь большинства людей станет значительно лучше.

Будьте здоровы и берегите себя!

Благодарю за внимание!

Если статья понравилась, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

Выступив на форуме "Россия зовет", Путин заявил о нецелесообразности введения новых карантинных ограничений и тем более - всероссийского локдауна. И не то, чтобы причин не нашлось. Нет. И наши врачи готовы. И опыт уже имеется. И экономика не пострадает, как весной.

А главное - вертолетных выплат не будет. Ни постоянных, ни временных.

Для отвода глаз от резонансных тем, обсуждаемых в ГД - деление по рангам пенсионеров, индексация с выплатой по долгам работающим пожилым гражданам, pacпил госбюджета, отказ от совмедицины и пр.

Так вот, вполне официально было объявлено о лучшей валюте для личных сбережений россиян в ноябре 2020 года. Понятно, что это не нацвалюта. Даже не турецкая лира, которой доверяли еще в сентябре. И не доллары. Это евро. По мнению финансовых аналитиков, которые убеждены, что у россиян достаточно средств, чтобы открывать вклады. В Сбере.

Но тут же было показано по ТВ, как Путин лично высказался о ситуации с бедностью в РФ. То спотыкаясь на словах, как будто удивляясь сказанному, то говоря второпях, президент заявил о снижении бедности в 2020. Почти в два раза. И показатели ниже, чем в Европе. Там 10%. У нас - 6,3%.

Такое впечатление, что это и есть пик индексации. Проиндексируют в 2021 пенсии на 6,3% - исчезнет бедность в стране. А вскоре и о нищете забудем. Сказал же Песков: нищета там, где доход на человека менее $200 в месяц.

С ним солидарен глава справедливороссов Миронов. Он оппонирует главе Минтруда Котякову на его определение о новом расчете МРОТа, который увеличится в начале 2021 года и превзойдет темпы роста среднедушевого ПМ. Сергей Миронов назвал приемлемым МРОТ в размере 60 000 ₽. И обосновал это половинным уровнем действительных средних з/п в РФ. Он убежден, что тогда и не будет "работающих бедных".

Все дoплaты, выплaты и новые законы с 01.11.20

Для всех работающих граждан. День народного единства, который в РФ празднуется 4 ноября, официально признан нерабочим днем. Накануне, 3 ноября, рабочее время должно быть сокращено на 1 час.

Для автовладельцев. Раньше можно было только для москвичей, жителей Подмосковья, Питера, Лениградской области и Татарстана оформить ДТП без сотрудников ГИБДД. Это делали онлайн. На портале госуслуг в приложении "Помощник ОСАГО". С 1 ноября это правило введено во всех субъектах РФ. Также добавилось оформление электронных паспортов на все транспортные средства.

С 1 ноября 2020 года станет обязательной маркировка шин. Автовладельцы обязаны промаркировать все нереализованные остатки, которые используются в обороте.

Для покупателей. С 1 ноября все торговые агрегаторы с выручкой более 40 млн ₽ обязаны принимать платежи по карте "Мир". С 1 марта 2021 года планка требований опустится до ценза в 30 млн ₽ , а со второго полугодия 2021 года - до 20 млн ₽.

Для желающих приобрести свое жилье. Путин предложил правительству РФ продлить льготную ипотеку на новостройки под 6,5% годовых. Max для москвичей, питерцев, Подмосковья и Ленинградской области - 12 млн ₽. Для отсальных регионов - 6 млн ₽. Правительство продлило льготную ипотеку до 1 июля 2021 года.

Уже бытует мнение, что первых от кoвида привьют врачей. Затем будут прививать ипотечников. Скорее всего, до конца ипотек.

Выплаты семьям с детьми. И снова - заявление правительства на выплаты детям с 3 до 7 лет. Малоимущим родителям. На этот раз - по упрощенной схеме. Продление выплат в беззаявительном порядке. До 1 марта 2021 г. Величина пособия - половина детского ПМ в регионе. В среднем пособие - 5 500 ₽. Если с пособием среднедушевой доход в семье ниже ПМ в данном регионе, то семья получит в среднем по 11 000 ₽. На каждого от 3 до 7 лет.

Есть регионы, где выплаты больше.

Например, в Москве. Там назначают по 7 725 ₽ (или по 15 450 ₽ , где ПМ в семье ниже). Но там и среднедушевой ПМ выше - 17 841 ₽.

Или в НАО. Там назначают 11 442 ₽ (или 22 884 ₽ для семей с доходами ниже ПМ на человека). Среднедушевой доход - 22 049 ₽.

Есть регионы, где выплаты меньше.

Так, в Белгородской области выплачивают по 4 682 ₽ (или max - 9 364 ₽ ). Среднедушевой доход - 9 382 ₽.

Семьи с детьми могут рассчитывать на выплату в ноябре 2020 года при рождении ребенка. В среднем по РФ это 18 004,12 ₽ (в зависимости от районного коэяффициента).

На ежемесячную доплату могут рассчитывать будущие мамы, вставшие на учет по беременности на ранних сроках - не позднее 12 недель. Выплата составляет 675 ₽.

Маткапитал. Назначается за первенца в размере 466 617 ₽. За второго ребенка увеличивается до 616 617 ₽.

Новая мера господдержки - компенсация ипотеки на сумму до 450 000 ₽. Назначается родителям, у которых родился третий ребенок в прошлом либо в этом году.

Выплаты пенсионерам. На доплату к пенсии в ноябре 2020 года могут рассчитывать те пенсионеры, у которых есть региональное звание "Ветеран труда". Звание присваивается за непрерывный трудовой стаж: мужчинам - за 40 лет работы, женщинам - за 35 лет.

Доплаты зависят от регионов. Так, в Омске пенсионеры получат дополнительно по 250 ₽ к пенсиям, а в Приморье и Москве - по 1 056 ₽.

Для малообеспеченных пожилых москвичей в ноябре 2020 года продолжает действовать адресная соцпомощь. Для ее получения столичным пенсионерам нужно обратиться в соцзащиту с заявлением о материальной господдержке. На сумму в 2 000 ₽ . Им дадут социальную карту москвича с 2 000 баллов (эквивалентно 2 000 ₽ ). На продукты.

На ежемесячную доплату к пенсии в ноябре 2020 года могут рассчитывать пенсионеры, которым в октябре исполнилось 80 лет. Доплата - 5 686 ₽. Перерасчет страховой пенсии будет произведен автоматически.

На еще одну ежемесячную доплату к пенсии в ноябре 2020 года в размере 10 614 ₽ могут рассчитывать пенсионеры, у которых есть дети. Выплачиваются денежные средства на каждого ребенка, но max - на трех детей до 18 лет (обучающихся очно в ВУЗах - до 23 лет).

При этом сумма доплаты к пенсии может различаться. Так, в Сахалинской области пенсионерам доплатят по 10 614 ₽, в Ногликах и Охе - по 12 130 ₽ , на Курилах - по 15 163 ₽ и пр.

С 1 ноября 2020 года увеличатся пенсии у летчиков и шахтеров. Сумма доплаты к пенсиям различается от регионов проживания.

Так, в Рязанской области шахтеров ждет повышение пенсий на 3 396 ₽, а летчиков - на 5 120 ₽. Для гражданской авиации для получения выплат необходим 25-летний стаж работы у мужчин и 20-летний - у женщин. Шахтеры должны отработать 25 лет под землей или 20 лет в качестве горнорабочих очистных забоев либо машинистов выемочных машин.

Нoвocти о 13 пeнсии для poccиян

Еще в начале октября появилась информация о 13 выплате пенсионерам. Так называемой 13 пенсии.

Даже приводились в пример предложения и аргументация депутатов ГД. И назывался размер - 2 000 ₽ . Ежеквартально. Или 8 000 ₽ в конце года. Соответственно, это и было бы дополнительной единовременной выплатой, практически схожей по выплате пенсии. 13 по счету в году.

И депутаты действительно высказывались на эту тему.

Предлагали решить этот вопрос в пользу пенсионеров. И деньги бы нашлись. И пенсионеры были бы довольны. Но.

Это предложение так и осталось идеей, не претворенной в жизнь.

Едросы высказались однозначно, что пенсионерам в начале года будут проиндексированы пенсии. И доплаты будут получать ежемесячно, а не ежеквартально.

Как выразилась Набиуллина: у народа денег нет, потому что "копить не умеет". И ведь находятся те, кто Эльвире Сахипзадовне верит.

Борьба с пенсионной реформой продолжается. Минфин предлагает не повышать ставки страховых взносов для работников, получающих больше 47 тысяч рублей в месяц. Минтруда категорически против - если не поднять ставки, у граждан не появятся пенсионные накопления


Москва. 29 мая. FINMARKET.RU - Министерство труда и социальной защиты настаивает: порог обложения годового дохода граждан страховыми взносами по ставке в 30% нужно индексировать. Если послушать Минфин и отказаться от индексации, это "повлечет за собой снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, а также выплат пособий по уходу за ребенком и временной нетрудоспособности. Это недопустимо", - сказал "Финмаркету" глава ведомства Максим Топилин.

Таким образом министр прокомментировал инициативу Минфина, которую на прошлой неделе во время налоговых слушаний в Совете федерации озвучил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики финансового ведомства Илья Трунин:

"Мы предлагаем в дальнейшем не индексировать величину заработка, облагаемого по ставке 30%, как это индексируется сейчас - на темпы роста средней заработной платы".

От дополнительных пояснений в Минфине отказались.

  • В 2013 году порог облагаемого по ставке в 30% годового заработка составляет 568 тыс. рублей. С превышений этой суммы, называемых чиновниками "хвостом", страховые взносы берутся по ставке в 10%.
  • Разница во взглядах на обложение больших зарплат вскрылась в связи с обсуждением размера совокупного тарифа страховых взносов на 2016 год. Ставка 30% пока закреплена в законодательстве в качестве временной на 2012-2015 годы. О том, что увеличивать ее не стоит, неоднократно говорили руководители государства, поэтому не спорят с этим ни Минфин, ни Минтруд. Это политическое решение.

В аппарате вице-премьера Ольга Голодец "Финмаркету" сказали, что они согласны с Минтрудом. "До сих пор правительство работало в логике увеличения пенсий для среднего класса. Чтобы этого добиться, надо большую зарплату облагать общей ставкой страховых взносов в 30%. Либо надо признать, что у работников, получающих зарплату в районе 50 тыс. руб., и у тех, у кого она больше, будет примерно одинаковая пенсия", - сказал источник в окружении вице-премьера.

  • Для федерального бюджета сохранение нынешней ставки означает дополнительные расходы. "Если будет принято решение по установлению совокупной ставки отчислений во внебюджетные фонды в размере 30%, то потребуется выделение дополнительных средств на трансферты из федерального бюджета", - говорит глава Минтруда.
  • Закон "О страховых взноса"" требует, чтобы федеральный бюджет компенсировал Пенсионному фонду (ПФР) потери от снижения тарифа с 34% до 30%.
  • Очевидно, что Минфин хотел бы избежать этого постоянно нарастающего груза ответственности. Отсюда довольно изящное предложение не индексировать размер заработка, с которого взносы берутся по максимуму.
  • С одной стороны, для налогоплательщиков это означает постепенное снижение фискальной нагрузки на фонд заработной платы высокооплачиваемых работников. За работника, получающего больше 47 тысяч в месяц, работодатель будет платить страховые взносы по ставке 10%, а не 30%.
  • С другой стороны, постепенно будут снижаться пенсионные права работников. Взносы, уплачиваемые по ставке в 10%, не образуют никакого персонализированного пенсионного капитала, а просто идут на покрытие дефицита бюджета ПФР. Фондам социального и медицинского страхования от них не достается ничего. Отсюда неизбежное инфляционное сокращение размеров всех социальных выплат, о котором говорит министр Топилин.
  • К тому же это означает, что в перспективе все большее число работников, чей заработок будет превышать 47 тыс. руб., станут получать одинаковую пенсию, рассчитанную исходя из этой суммы. По сути, это задаст потолок пенсионным выплатам.

Авторы новой пенсионной формулы, в том числе Минтруда и аппарат вице-премьера Ольги Голодец, напротив, исходят из необходимости обеспечить достойными пенсионными выплатами средний класс. Для этого они предлагают с 2015 года увеличить порог облагаемых по ставке в 30% годовых зарплат до 1 млн рублей.

Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы

"Мне кажется, это какая-то путаница. Не понятно, почему Минфин это может предлагать, ведь тогда будет меньше взносов поступать в ПФР, будет больше дефицит его бюджета, и потребность в большем трансферте из федерального бюджета.

Пенсионных прав будет образовываться меньше в будущем, а меньше доходов - прямо сегодня. Сомневаюсь, чтобы такая схема облегчила финансирование пенсионной системы для бюджета".

Участник дискуссий в правительстве по новой пенсионной формуле, просивший его не называть

"С одной стороны, это консервация в номинале нагрузки на бизнес, а в реальности она будет уменьшаться.

Но одновременно с этим будут уменьшаться пенсионные права высокооплачиваемых работников. У все большего количества людей эти права будут обрезаться на одном уровне.

Правда, реализовать свои усеченные права люди смогут в отдаленной перспективе, и экономия будет не скоро, а доходы бюджета ПФР снизятся сразу. И уже в следующем году придется принимать решение о более умеренной индексации нынешних пенсий, либо добавлять трансферт из федерального бюджета на выпадающие доходы ПФР.

Да, пока у нас средняя зарплата (28,5 тыс. руб. в месяц по итогам марта 2013 года - "Финмаркет") не достигает 47 тыс. руб. И у 70% работников она ниже средней. Поэтому на первых порах потери ПФР будут не столь большими. Но надо считать. Неправильность этого предложения неочевидна.

Как известно, идея должна быть достаточно безумной, чтобы быть верной. Это еще Нильс Бор сказал".

Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Во взимании 30% даже с большего размера заработка (например, как предлагает Минтруда - с 230% от средней зарплаты, а не со 160%, как сейчас), не вижу ничего плохого, так как основная нагрузка ляжет на финансовый сектор и на нефтянку. Они справятся.

Отказ от индексации порога - это попытка снизить расходы на выплату пенсий.

В краткосрочной перспективе идея выглядит как очевидное сокращение доходов Пенсионного фонда. Обычно Минфин больше волнует, что будет на будущий год.

Поэтому возможно, выигрыш скрывается в неувеличении федерального трансферта уже в следующем году. Ведь если порог облагаемых по ставке в 30% зарплат вырастет, то должен вырасти также объем трансферта, необходимого для компенсации выпадающих доходов ПФР из-за снижения ставок с 34% до 30%".


Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца,

с какого удобнее. Решение же вопроса: какой конец

признать более удобным, по моему скромному разумению,

должно быть предоставлено совести каждого.

Джонатан Свифт, Путешествие Гулливера, гл. IV

Дискуссия о пенсионной стратегии завершилась тем, чем и была должна. Соперников развели по разные стороны ринга, каждый уверен, что прав. Но положение неравное: одни участвуют в пенсионных дискуссиях и готовят аналитические доклады, а другие проводят законопроекты в Госдуме.

Через пару дней после слов Дмитрия Медведева, что разногласия по пенсионной стратегии в прошлом, Минтруд внес ее в правительство. Разумеется, так и не договорившись с тремя экономическими ведомствами по ключевым вопросам. Новая версия стратегии не опубликована. Обсуждать важный документ предпринимателям и экспертам разрешили, но знать, какие замечания учтены, им не обязательно.

Президенту правительство сдало доклад о законах, нужных для реализации стратегии. Что в нем — неизвестно. Радость дискуссии с несговорчивым Минтрудом была омрачена и зрелищем утверждения Госдумой законопроектов, вводящих с 2013 года дополнительные взносы за работников, занятых на вредных производствах.

Результатов большой пенсионной дискуссии немного, они противоречивы:

1) снижение накопительного взноса с 6% до 2% перенесено с 2013 на 2014 год,

2) желающие продолжат накапливать 6%,

3) стаж для получения максимальной пенсии составит 35, а не 40 лет,

4) тариф для самозанятых после 2-кратного роста в 2013 году расти не будет.

Тем временем Институт экономической политики им. Гайдара (ИЭП) выпустил доклад о том, как надо поменять пенсионную систему. Он вызвал большой интерес СМИ, хотя в огромной степени совпадает со статьей, опубликованной в начале сентября в «Вопросах экономики» ключевым автором доклада Владимиром Назаровым. ИЭП предложил радикально упростить пенсионную систему, трансформировав пенсию в пособие по бедности при утрате трудоспособности.

Каковы аргументы в пользу этого варианта?

Необходимость реформы. Пенсионные тарифы в России на 31%, а расходы на пенсионное обеспечение — на 21% выше, чем в ОЭСР. Повышать нагрузку на зарплаты нельзя. Но отношение числа пенсионеров к работникам из-за раннего выхода на пенсию, низких требований к стажу и пенсионного возраста, неформальной занятости — всего 1/1,3. Через 20 лет оно почти достигнет 1/1.

Коэффициент замещения. Сейчас отношение средней пенсии к зарплате составляет 35%. На знамени сторонников распределительной системы вышита рекомендация МОТ: коэффициент не ниже 40%. Но этот показатель в России рассчитывается некорректно. Не учитывается, что с пенсий не берется подоходный налог. Сравниваются, в отличие от развитых стран, средние, а не медианные выплаты. Поскольку пенсии варьируются меньше зарплат, сравнение средних дает меньший коэффициент, чем сравнение медиан. Наконец, МОТ говорит о пенсионере, на иждивении которого находится супруг.

Повышение пенсионного возраста. Система разбалансирована, и, казалось бы, это лучшее лекарство. Но в крупных дозах оно залечивает пациента до общественного недовольства, а в малых — помогает нескоро и несильно. Чтобы волнений не было, повышение пенсионного порога надо начать с госслужащих и бюджетников. Его можно «разменять» на повышение зарплат (предложив это и части досрочников). Но возможность стремительно уходит: рост зарплат чиновников и бюджетников запланирован на ближайшие годы, а об изъятии пенсионной льготы они еще не знают.

Повышение порога для остальных может быть постепенным, растянутым на долгие годы (по 1-2 месяца в год). Или (другой вариант) более резким, но только для молодежи (в обмен на резкое снижение ее взносов в распределительную систему). Тогда придется чем-то замещать выпадающие доходы. А медленное повышение порога сделает эффект отсроченным и слабым. Особенно если дать работникам, как предлагает ИЭП, выбор: получать меньшую пенсию в нынешние сроки или большую, но позже. Действуя по принципу «избиратель не должен чувствовать себя ущемленным», сэкономить на повышении пенсионного порога невозможно. А политической воли на непопулярные шаги нет. Значит, нужен отход от классической модели пенсионной системы.

Пороки классической системы. Классическая пенсионная модель стимулирует ранний выход на пенсию, сокращение личных сбережений, пренебрежение к здоровью, образованию и квалификации, популизм (население стареет и голосует за увеличение распределительных выплат). Унифицированная пенсионная система любого типа далека от оптимальности: одним мешает копить на дорогостоящую операцию, другим — расплатиться по ипотечному кредиту. Все риски концентрируются на государстве. Обрушились акции, работники перешли в неформальный сектор, снизился ВВП — пенсионерам не объяснишь, почему пенсии упали.

Выход — вернуть людям отобранную у них около 120 лет назад Отто фон Бисмарком ответственность за обеспечение старости. Они лучше государства знают, сколько им надо будет денег, откуда их взять. Тем более что в постиндустриальной экономике пенсионерам будет проще повысить и получить новую квалификацию, найти оплачиваемое занятие, сохранить здоровье.

Новая модель. Взамен сложной, четырехуровневой пенсионной системы, дизайн которой для «нормального» человека непостижим, а каждая подсистема обложена множеством правил и ограничений, снижающих ее эффективность, предлагается трансформировать пенсию в пособие по бедности в случае нетрудоспособности. Все, что сверх, — добровольные инвестиции. Такой подход устраняет и противоестественное принуждение к убыточным инвестициям, (см. здесь и здесь), и завышенные распределительные ожидания.

Тупо- и остроконечники получают, как сестры, по серьгам. Одни — возможность накапливать на пенсию и пониженное фискальное бремя. Другие — прогрессивное по доходам пособие: богатым оно не назначается (проводится проверка нуждаемости). Пособие может финансироваться из обычных налогов и призвано довести доходы получателей до прожиточного минимума пенсионера (см. монографию Назарова). Сейчас средняя пенсия (9176 рублей в октябре 2012) выше прожиточного минимума на 65%. Отдельно финансируются самые крупные расходы пожилых людей — медицинские.

Нет нужды привязывать это пособие к определенному возрасту: нетрудоспособность может наступить в 70, а может — в 30 лет. А главный противник такой системы — ПФР, ведь потребность в его услугах устраняется полностью. Налоги администрирует ФНС, а пособия распределяет соцстрах.

Шаги к новой модели. Увы, переход от сложной модели к простой при отсутствии политической воли очень сложен. Это самая проблемная часть доклада. Первая мера — замедление индексации пенсий. Шаг совершенно необходимый: нынешние проблемы вызваны многократным волюнтаристским повышением базовой пенсии (начиная с монетизации льгот). Но возможность в любой момент, в угоду электоральным потребностям повысить пенсии на 10-15% обесценивает любое правило индексации. Нужна защита от властного популизма, а ее предложить в рамках пенсионных альтернатив невозможно.

Вторая мера — добровольное откладывание выхода на пенсию на 5 лет (с возможностью в любой момент войти в программу и выйти из нее) в обмен на повышение пенсии на 15-25% относительно базового уровня за каждый год участия в программе. Отложив выход на пенсию на 5 лет, ИЭП предлагает людям получать вдвое большую пенсию. Довольно щедрая программа для тех, кто собирается жить долго. Но она дает системе экономию лишь на несколько лет. И психологический эффект подготовки к повышению пенсионного возраста сомнителен: граждане согласятся на него лишь в обмен на увеличенную пенсию.

Систему досрочных пенсий ИЭП предлагает заменить страхованием утраты здоровья и заработка. Его тариф будет зависеть от оценки риска заболеть из-за работы на «вредном» месте. Шаг разумный, но потребует недюжинной бюрократической работы, которую можно делать годами, и непрост в администрировании. А балансировать систему досрочных пенсий ИЭП предлагает медленнее, чем правительство. В 2018 году, по варианту ИЭП, тариф составит 2-4%, а одобренный Госдумой закон предписывает довести их до 6-9% в 2015 году. Изложенная в докладе позиция — компромисс, выработанный совместно с РСПП, цитирует «Газета.ру» Александра Шохина (до сих пор союз был против повышения взносов).

К избыточному усложнению системы ведет и повышение требований к стажу, необходимому для выхода на пенсию. За ним легко просматривается повышение пенсионного возраста. Многокритериальность выплат (они зависят и от того, сколько человек проработал, и от того, сколько взносов заплатил) запутает население. Разумнее повышать страховой компонент пенсий. Но для этого снова нужен запрет увеличения пенсий по политическим мотивам.

Главная проблема перехода к новой модели – из чего платить пенсии по старым правилам, когда все больше работников будет выплачивать в систему пониженные взносы и копить самостоятельно. Понимая выплаты нынешним пенсионерам как выполнение социального долга, ИЭП предлагает делать это за счет нефтегазовых доходов, приватизации, а в случае крайней нужды поднять НДС и газовый НДПИ. На такое самоотречение политическое руководство страны едва ли пойдет: на что тогда проводить Олимпиаду, футбольный чемпионат, повышать зарплаты силовикам, отстраивать Сколково, развивать госэнергохолдинги?

Многозадачная среда. В итоге ИЭП предлагает сложную, многозадачную систему. Для людей старшего возраста — не снижать пенсии, увеличить расходы на соц- и медобслуживание, их эффективность. «Молодым» пенсионерам и людям предпенсионного возраста — предложить добровольный поздний выход на пенсию. Средним и младшим возрастам — усложнить вход в распределительную систему (повысить стаж и пенсионный возраст), повысить эффективность накоплений. А тем, кто еще не вошел на рынок труда, — предложить новую систему: снизить фискальное бремя, свести госгарантии к страхованию от бедности и стимулировать добровольные инвестиции.

Многозадачность такой реформы превышает нынешние способности бюрократического аппарата. Он может бороться за что-то одно — и против чего-то другого. Поэтому и накопительная система осталась нелюбимым пасынком: у государства уже была «родная» распределительная. Реформу по данному сценарию можно провести в небольшой развитой демократии. Сложность возникла из стремления Назарова сделать переход от бездумного патернализма к системе, ориентированной на человеческую способность рассуждать и планировать, мягким и безболезненным. Возможно и это, но только под руководством бюрократа уровня Ли Куан Ю.

Впрочем, в Рим ведут все дороги. Можно прийти туда и двигаясь волею Минтруда в противоположном направлении. Это произойдет, когда пенсии снова опустятся к уровню прожиточного минимума пенсионера. При этом система, отягощенная льготниками, досрочниками и низким пенсионным возрастом, останется очень дорогой для налогоплательщиков. Но сманеврировать за счет нефтегазовых доходов тогда уже не получится: газ подешевеет, а запасы уйдут на масштабные инфраструктурные проекты.


В основу нового принципа пенсионного обеспечения Минфин планирует положить «критерии нуждаемости». Тем гражданам, которые сильнее нуждаются, государство будет платить больше, и наоборот.

Изучая идею Минфина, невозможно не отметить её унижающий характер. Это подчеркнул журналист Илья Карпюк:

— Министр финансов признает: пенсия, по факту, является не проявлением солидарности ныне работающих с пожилыми людьми, а своеобразным пособием по бедности, на которое скидываются работоспособные граждане.

Но Андрей Силуанов называет свою идею «справедливой стратегией совершенствования пенсионной системы».

Работающий пенсионер – богатый человек!


Видимо, так в Минфине представляют всех работающих пенсионеров

Что же будет в итоге? Эксперты полагают, что плохо будет всем, поскольку Минфин наверняка будет основываться на издевательской цифре скудного прожиточного минимума. Ведь уже сейчас многие пособия и льготы завязаны именно на прожиточный минимум: чтобы их получить, людям нужно обратиться в органы социальной защиты и доказать свою бедность справками. Скорее всего, если пенсии будут выдавать на основе нуждаемости, то нуждающимися будут считаться люди, у которых пенсия не дотягивает до минималки. Им и сейчас её доплачивают до этого минимума.

Будет ли государство платить малоимущим пенсионерам больше? В условиях дефицита бюджета (а идея Минфина стопроцентно связана с этой проблемой) вряд ли стоит рассчитывать на щедрость государства. А вот те, у кого пенсия должна быть выше прожиточного минимума, могут при внедрении этой инициативы оказаться «на бобах».

Под удар, вероятнее всего, попадут работающие пенсионеры. Попытка отобрать пенсии у тех, кто продолжает на пенсии работать, в России предпринимается не впервые. Видимо, Минфин считает, что пенсионер, продолжающий трудиться, слишком богат для того, чтобы получать заслуженную пенсию.

Сдавай комнату, бабуля – ты не бедная!

Но в целом не совсем ясно, каким образом Минфин собирается выяснять, нуждается человек в пенсии или нет. Руководитель Департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов Константин Добромыслов отмечает, что в России до сих пор нет внятных критериев определения нуждаемости:


— Проблема в том, что до сегодняшнего времени правительству так и не удалось договориться о том, что подразумевается под критериями нуждаемости, и кто в нашей стране является бедным. Когда эти критерии будут определены, можно будет конкретно говорить, кому, сколько, когда и какую сумму необходимо выплачивать.

В Великобритании в XIX веке, начисляя пенсию, чиновники выясняли, имеются ли у человека дополнительные доходы или имущество, которое могло бы приносить прибыль (например, недвижимость, которую можно сдавать или кусок земли, который можно обрабатывать). Неужели Минфин тоже собирается проводить такой «аудит»?

Ведь если человек не работает и получает только пенсию, каким образом его вычеркнуть из числа «нуждающихся»? То ли тут гении из Минфина что-то не продумали, то ли что-то не договаривают. Не будут же они, в самом деле, отбирать пенсию у бабушки, которая имеет трёхкомнатную квартиру, на том основании, что она может сдавать две комнаты?

Такой вариант развития событий может присниться только в кошмарном сне. А вот применить этот принцип по отношению к тем, кто имеет не одну квартиру, а две, Минфин действительно может.

Не исключено также, что в качестве «критерия нуждаемости» будет использоваться норма квадратных метров на человека. Квартира большого метража? Ты её можешь продать и «проесть», а жить в конуре. Ещё хуже будет, если в основу определения нуждаемости положат рыночную стоимость жилья. Это станет прекрасным способом выселения пенсионеров из дорогих квартир в центре столицы и областных центров, а также отличной кормушкой для коррумпированных чиновников.

Копил всю жизнь? Обойдёшься без пенсии


Сейчас среди россиян наметилась тенденция готовиться к пенсии, откладывая деньги на депозиты или покупая недвижимость для сдачи. Люди таким образом рассчитывают обеспечить себе прибавку к скудной пенсии. Кажется, государство это тоже заметило.

Если Минфин внедрит свою инициативу, под удар попадут «рантье», имеющие депозиты в банках и получающие проценты. Например, человек, накопивший 1,5 млн рублей и получающий около 10 000 рублей в месяц в виде процентов, может считаться «богатым», ведь у него доход прожиточного минимума.

Так что «прибавка к пенсии», на которую рассчитывают те, кто сейчас отказывает себя в каких-то удовольствиях, чтобы накопить финансовую подушку или купить квартиру для сдачи, может оказаться для них единственным источником дохода. «Муравьёв», трудолюбиво и запасливо готовящихся «к зиме», государство у нас явно не поощряет.

Куда пойдут сэкономленные деньги?

Антон Силуанов утверждает, что сэкономленные средства пойдут на здравоохранение и образование. Это, по словам министра, этакий «манёвр внутри бюджета». Чем он вызван – понятно: острой нехваткой средств.


— Пенсионерам важнее получать качественные медицинские услуги, чем, может быть, даже небольшую прибавку к пенсии, — отметил министр.

Учитывая, что в бюджете на 2017 – 2019 годы расходы на медицину сокращены на треть, и неизвестно, что будет с финансированием медицины в дальнейшем, стремление «подпитать» эту сферу за счёт самих пациентов вполне понятно. Но что-то подсказывает, что медицина для пенсионеров после такого «манёвра» лучше не станет. Да и перекладывание куска из правой руки в левую желудок не наполнит. Почему бы не увеличить расходы на медицину, не отнимая пенсии? Ответ понятен: у огромной нефтегазовой державы нет денег.

Смысла в стаже не будет

Но не подложит ли Минфин «свинью» Пенсионному фонду? Ведь если пенсии будут начисляться на основе «критериев нуждаемости», смысл в «белой» зарплате для многих россиян пропадёт. Комментарий заместителя директора РАНХиГС Юрия Горлина:


— Если такая мера коснется социальных пенсий, то это было бы правильно, поскольку это не заработанная выплата, а если речь идет о страховой, то это не совсем справедливо, потому что человек ее заработал своим трудом.

Получится, что как ни работай, сколько ни отчисляй в ПФ – это не повлияет на пенсию. Значит, ещё больше людей будет стремиться работать в теневом секторе экономики, чтобы сэкономить на отчислениях и налогах, ведь эти деньги выгоднее отложить «в кубышку».

В итоге поступления в ПФ могут сократиться настолько, что непонятно будет, из каких шишей выплачивать пенсии нуждающимся.

Это абсурд!

Против безумной инициативы Минфина уже высказался рад экспертов. Так, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко назвал идею Минфина «очередным реликтовым предложением»:


— Это связано с тем, что либералы в правительстве озабочены тем, как заткнуть бюджетные дыры и достать эти деньги не в крупных компаниях и госкорпорациях, а из карманов простых граждан. Это похоже на очередное предложение из серии «денег платить не будем».

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов уверен, что идея «Силуанова и компании» ставит под угрозу существование российского пенсионного института:


— Говорить о том, чтобы создавать систему выплаты пенсий по нуждаемости — это вообще принципиальный абсурд. Потому что это означает, что Минфин таким образом хочет вообще что ли отменить этот пенсионный институт.

Действительно, это уже будут не пенсии, заслуженные трудом, а «подачки». Минфин собирается превратить пенсию в милостыню, вернувшись к тому, от чего другие страны ушли столетие назад.

Читайте также: