Пенсия из органов местного самоуправления в украине

Оставьте свои контактные данные


Оставьте свой вопрос

НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Сервис Bitlex рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.

С 01/05/2016 г. действует ЗУ "О государственной службе" от 10/12/2015г. (далее - Закон от 10/12/2015г.), которым предусмотрено, что пенсионное обеспечение государственных служащих происходит с учетом положений ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Однако разд.11 "Заключительных и переходных положений" Закона от 10/12/2015 г. указывает, что государственным служащим, которые на дату 01/05/2016 г. занимали должности государственной службы и имеют не меньше 10 лет стажа на должностях, отнесенных к аналогичным категориям должностей государственных служащих, а также лица, которые на дату 01/05/2016 г. имеют от 20 лет стажа, занимая должность, которая отнесена к соответствующей категории должности государственного служащего, - имеют право на назначение пенсии согласно ст.37 ЗУ ЗУ «О государственной службе» от 16/12/1993 г. (далее - Закон от 16/12/1993 г.)

С 01/05/2016 г. ЗУ от 10/12/2015 г. не предусматривает регламентацию правового статуса должностного лица органа местного самоуправления (далее - ОМС). В частности, в абз.11 ч.3 ст.3 ЗУ от 10/12/2015 г. определено, что действие данного нормативно-правового акта не распространяется на депутатов местных советов и должностных лиц ОМС.

В ч.1 ст.2 ЗУ «О службе в органах местного самоуправления» (далее - Закон «О службе в ОМС») определено, что должностным лицом ОМС является человек, работающий в ОМС, согласно занимаемой должности исполняюющий предусмотренные полномочия по реализации распорядительных, организационных и совещательно-консультативных функций, заработная плата которого обеспечивается за счет местного бюджета.

Этим же Законом предусмотрены отдельные ранги должностных лиц ОМС и категории должностей в ОМС.

В соответствии с этим понятие «должностные лица государственной службы» и «должностные лица ОМС» не являются тождественными. Поэтому возникает вопрос о целесообразности использования в положениях разд.11 "Заключительных и переходных положений" Закона Украины от 10/12/2015 г. при назначении пенсии отдельных государственных служащих в соответствии со статьей 37 ЗУ от 16/12/1993 г.

К сожалению, судебная практика по этому вопросу еще не сложилась.

Органы Пенсионного фонда Украины зачастую отказывают в удовлетворении требования назначить пенсию государственного служащего лицам, занимающим должности в ОМС в соответствии с гл. 11 "Заключительных и переходных положений" Закона от 10/12/2015 г., поскольку работники ОМС не являются государственными служащими, которые занимают должности государственной службы.

ЗУ «О службе в ОМС» регулирует пенсионное обеспечение должностных лиц ОМС.

В абз. 6 ст.21 определено, что пенсионное обеспечение должностных лиц ОМС, стаж службы которых в ОМС и/или государственной службы составляет от 10 лет, производится в порядке, определенном нормативными актами Украины о государственной службе.

Закон определяет, что размер пенсии, который не покрывается расходами с ПФУ (как органа управления солидарной системой пенсионного страхования), выплачивается за счет средств гос.бюджета Украины.

При этом в период с 01/01/2016 г. по 31/12/2016 г. должностным лицам ОМС во время прохождения службы в ОМС (без учета в данном случае лиц, являющихся инвалидами 1, 2 групп, инвалидов войны 3 группы и участников боевых действий, а также других лиц, статус которых регулируется положениями п.1 ст.10 ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"), в течение определенного период времени не представляються те пенсионные выплаты, которые уже были назначены.

На основании этого можно определить, что данный вопрос можно решить в судебном порядке. Данная ситуация не однозначна, ведь существует законодательная коллизия. При принятии ЗУ от 10/12/2015 г. не были внесены изменения в ст.21 ЗУ «О службе в ОМС», поэтому возникают такие нормативно-правовые противоречия.

Возможно, Вам будут интересны следующие консультации:

20 Мар 2013 - 09:41 0

Я – служащая органов местного самоуправления. Прошу объяснить мне порядок начисления пенсии и сообщить перечень документов на предъявление в управление Пенсионного фонда для оформления, а также срок обращения. Я 1957 года рождения, на пенсию мне в соответствии с новым законом в 56 лет (июнь 2013 года). Срок службы в органах местного самоуправления – 11 лет и 4 мес. Всего стаж работы – 37 лет без учета 2 лет учебы.

Согласно ст. 21 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления" (от 01.10.2011, далее – Закон № 2493) пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, которые имеют стаж работы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Согласно ст. 37 Закона Украины "О государственной службе" (от 01.10.2011, далее – Закон № 3723) на получение пенсии имеют право, в частности, женщины, которые достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (от 01.10.2011, далее – Закон № 1058) при наличии страхового стажа не менее 30 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на время достижения пенсионного возраста работали на должностях государственных служащих.

Пенсия государственным служащим и должностным лицам местного самоуправления назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой уплачены страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно ст. 26 Закона № 1058 женщины, родившиеся в период с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957-го, достигают пенсионного возраста в возрасте 56 лет.

Одновременно сообщаем, что органом, уполномоченным предоставлять официальные разъяснения по вопросам государственной службы является Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы.

О предоставлении документов, необходимых для назначения пенсии сообщаем следующее.

Согласно п.7 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 и зарегистрированного в Минюсте Украины 27.12.2005 под № 1566/1846 (далее – Порядок), к заявлению о назначении пенсии по возрасту подаются следующие документы:

а) справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера заявителю;

б) документы о стаже, определенные Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.93 № 637, а именно: трудовую книжку, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы, а также документы о подтверждении военной службы и времени обучения;

в) справка о заработной плате лица (согласно приложению 1 к Порядку) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 01.07.2000 (при условии подтверждения первичными документами), а начиная с 01.07.2000 индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета территориального органа Пенсионного фонда по форме согласно приложению 2, приложению 3;

г) документы о месте проживания (регистрации) лица;

г) документы, подтверждающие особый статус лица (удостоверение участника боевых действий, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и др.);

Для назначения пенсии по нормам Законов № 2493 и № 3723 к заявлению о назначении пенсии кроме документов, указанных в п.7 Порядка, также представляются:

а) справка о стаже должностного лица местного самоуправления и/или стаж государственной службы;

б) справка об основных видах оплаты труда государственного служащего (оклад, надбавки за ранг и за выслугу лет) на момент выхода на пенсию;

а) справка о составляющих заработной платы (за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которая подается для назначения пенсии согласно Закону Украины "О государственной службе" по форме, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 14.02.2011 № 5-1 и зарегистрированной в Минюсте Украины 18.02.2011 под № 210/18948.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после наступления права на пенсию, но не ранее, чем за месяц до достижения пенсионного возраста.

Пенсия назначается в сроки, предусмотренные ст. 45 Закона № 1058, а именно: со дня, следующего за днем ​​достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией состоялось не позже трех месяцев со дня достижения лицом пенсионного возраста, в случае обращения по истечении трехмесячного срока – со дня обращения за пенсией с полным пакетом необходимых документов.

01.11.2016 19588 7 1

Мы уже неоднократно сообщали, что с 01.05.16 г. действуют новые принципы функционирования органов власти и соответственно применяются иные подходы к определению статуса, полномочий, выполняемых функций работающих в этих органах лиц. Это предусмотрено Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Что касается пенсионного обеспечения госслужащих, то оно осуществляется на общих основаниях (ст. 90 Закона № 889). Отметим, что Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), который является базовым в части определения порядка исчисления и назначения пенсии лицам, на которых он распространяется, действовал только до 01.05.16 г. (за исключением некоторых норм). Сегодня мы на примере конкретных ситуаций подробнее рассмотрим правила получения пенсии госслужащего, которые следуют из норм действующих нормативно-правовых актов.

Бывший госслужащий, который приобрел стаж госслужбы в течение 1981–2013 гг. (в целом – 32 года), с 2013 года работает заведующим детсадом. Имеет ли он право на пенсию госслужащего?

Обратимся к разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 и постановлению КМУ от 14.09.16 г. № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» (далее – Постановление № 622). Согласно их нормам на право на пенсию госслужащего согласно ст. 37 Закона № 3723 могут рассчитывать те, кто имеет не менее 20 лет госслужебного стажа работы на должностях, определенных в ст. 25 Закона № 3723 и соответствующих решениях Кабмина. Условиями получения такой пенсии является достижение лицом возраста, установленного ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058), и наличие минимального страхового стажа для мужчин – 35 лет, для женщин – 30 лет.

Расчет пенсии должен осуществляться исходя из суммы заработка, в который включены все виды оплаты труда, из которой был уплачен ЕСВ (п. 4 Порядка назначения пенсии некоторым категориям лиц, утвержденного Постановлением № 622, далее – Порядок № 622). Пенсия назначается в размере 60 % от вышеупомянутой суммы заработка. В расчет будут входить выплаты начиная с мая текущего года по должности госслужбы, которую занимало лицо на день увольнения из госоргана, или по приравненной должности.

Женщина работала библиотекарем в вузе, а начиная с июня 2006 года – специалистом отдела культуры райгосадминистрации. В ноябре текущего года она достигает пенсионного возраста, имеет общий стаж работы свыше 37 лет. Есть ли у нее основания для получения пенсии госслужащего?

Нет, она не может рассчитывать на пенсию госслужащего по следующим причинам.

Согласно п. 10 разд. XI Закона № 889 право на пенсию госслужащего согласно нормам ранее действующего законодательства имеют лица, которые по состоянию на 01.05.16 г. имеют стаж работы на госслужебных должностях не менее 10 лет и на эту же дату продолжают занимать должности госслужащих. В нашей ситуации одно из этих условий не соблюдено – на 01.05.16 г. женщина не имеет 10 лет специального госслужебного стажа. Поэтому претендовать на пенсию госслужащего она не может.

Госслужащий, имеющий 14 лет стажа работы на должности руководителя отдела городской госадминистрации, после увольнения с 28.10.16 г. в связи с получением им права на пенсию госслужащего обратился в отделение Пенсионного фонда за назначением ему такой пенсии. Начиная с мая 2016 года составляющими его заработка были: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет. В октябре он получил надбавку за выполнение особо важной работы в размере 25 % должностного оклада и месячную премию в размере 15 % должностного оклада. Можно ли включать в расчет для назначения пенсии этому лицу все вышеперечисленные выплаты, включая начисленные и выплаченные в октябре?

Правильным будет расчет, осуществленный исходя из выплат, предшествующих месяцу обращения за назначением пенсии. Согласно п. 4 Порядка № 622 должностной оклад, надбавка за ранг и выслугу лет при этом должны учитываться в размерах, установленных на день обращения за назначением пенсии по последней занимаемой должности госслужбы. Что касается других выплат (за исключением вышеупомянутых надбавок и оклада), то в нашей ситуации они будут учитываться за период до сентября включительно, но не за октябрь. Если бы лицо обратилось за назначением пенсии в ноябре 2016 года, то в заработок для расчета пенсии правомерно была бы включена как надбавка за выполнение особо важной работы, так и премия, выплаченные в октябре этого года.

Женщина, стаж работы которой на должности госслужащего составляет 20 лет, намерена обратиться за назначением пенсии в ноябре 2016 года. В течение мая – октября этого года она ежемесячно получала премию в размере 30 % установленного должностного оклада и надбавку за высокие достижения в труде в размере 40 % должностного оклада. В каком размере ей будет назначена пенсия, если на конец октября текущего года она занимает должность руководителя самостоятельного управления облгосадминистрации?

Для исчисления пенсии будут использоваться следующие исходные данные:

  • должностной оклад – учитывая юрисдикцию госоргана (областной уровень, 4-я группа оплаты труда), должностной оклад руководителя самостоятельного управления составляет 6 547 грн.;
  • надбавка за ранг (четвертый) – 700 грн. (это следует из приложений 1, 2, 3 к постановлению КМУ от 06.04.16 г. № 292);
  • надбавка за выслугу лет – 3 273,50 грн. (50 % должностного оклада, см. ст. 52 Закона № 889).
  • ежемесячная премия – 1 964,10 грн. (6 547 грн. х x 30 %);
  • надбавка за высокие достижения в труде – 2 618,80 грн. (6 547 грн. х 40 %).

Заметим, что надбавка за высокие достижения в труде и ежемесячная премия будут учитываться при расчете пенсии в вышеуказанных размерах.

Итак, общая сумма заработка для исчисления пенсии составит:

6 547,00 грн. + 700,00 грн. + 3 273,50 грн. +
+ 1 964,10 грн. + 2 618,80 грн. = 15 103,40 грн.

Поэтому пенсия будет назначена в сумме:

15 103,40 грн. х 60 % = 9 062,04 грн.

Бывшему госслужащему назначена пенсия согласно нормам ст. 37 Закона № 3723 в августе 2016 года как имеющему стаж госслужбы свыше 20 лет. После этого он в течение двух месяцев не работал, а с 24.10.16 г. работает в коммерческой структуре начальником отдела охраны, о чем уведомил орган Пенсионного фонда. Продолжается ли выплата пенсии этому лицу?

Да, выплата «госслужебной» пенсии в такой ситуации должна продолжаться, но в уменьшенном размере. То есть с 24.10.16 г. лицо, как и все остальные работающие пенсионеры, будет получать только 85 % назначенной пенсии. Такое ограничение не касается пенсии, размер которой – меньше 150 % ПМ (прожиточный минимум) для лиц, утративших трудоспособность. Напомним, что размер такого ПМ составляет: в октябре 2016 года – 1 130 грн., с 01.12.16 г. – 1 208 грн. То есть ограничение не касается пенсии, размер которой в октябре не превышает 1 695 грн., а с 01.12.16 г. – 1 812 грн.

Женщина занимала должность председателя сельского совета в течение двух полных созывов. После этого 6 лет она работала руководителем почтового отделения, оформила пенсию госслужащего, а с февраля 2016 года была избрана на выборную должность председателя городского совета. Может ли она получать назначенную ей пенсию и в то же время продолжать исполнять свои обязанности как председатель городского совета?

Здесь есть нюансы законодательства, которые следует соблюдать этому должностному лицу. Речь идет о том, что независимо от вида назначенной пенсии – на общих основаниях или в соответствии со специальными законами – работающим на должностях госслужбы или должностях в органах местного самоуправления лицам выплата пенсии прекращается. Запрет на получение пенсии в период службы в органах местного самоуправления предусмотрен нормой ч. 7 ст. 21 Закона № 2493, которая действует временно, в период с 01.01.16 г. по 31.12.16 г.

Правом на получение как пенсии в полном объеме, так и заработной платы, даже при продолжении работы на должностях, с которых назначена пенсия госслужащего, могут воспользоваться следующие лица: инвалиды I и ІІ групп, инвалиды войны ІІІ группы, ветераны военной службы и участники боевых действий, а также те лица, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551). К последним, в частности, относятся семьи военнослужащих, погибших или умерших из-за ранений, контузии, увечья во время защиты Родины, включая добровольцев АТО. Для подтверждения этого следует подать в органы Пенсионного фонда по месту получения пенсии необходимые подтверждающие документы.

Поэтому если женщине, которая в настоящее время является председателем городского совета, назначена пенсия по правилам, касающимся госслужащих, она не может получать ее, работая на такой выборной должности в органе местного самоуправления. Добавим, что она обязана уведомить о факте своей работы орган пенсионного фонда по месту получения пенсии, в противном случае ее будут ждать неприятные санкции.

После прекращения полномочий на должности председателя городского совета выплата назначенной пенсии госслужащего возобновляется.

Должностное лицо местного самоуправления (главный бухгалтер совета) получило необходимый согласно законодательству стаж госслужбы в апреле 2016 года. Исходя из каких составляющих заработка ему необходимо исчислять пенсию?

Прежде всего обратим внимание, что хотя согласно Закону № 2493 должностным лицам органов местного самоуправления и назначается госслужебная пенсия при наличии определенных условий, однако применять к ним нормы Закона № 889 и решения Кабмина по условиям оплаты труда госслужащих некорректно.

Это значит, что должностных лиц органов местного самоуправления не касаются новации госслужбы по оплате труда – этим лицам, как и ранее, заработная плата устанавливается и выплачивается по старым принципам. То есть на них распространяются условия оплаты труда, определенные постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268). Напомним: в течение действия Постановления № 268 размеры должностных окладов повышались сначала на 45 % – с 01.02.08 г., а затем на 25 % – с 01.12.15 г. Исключение составляют лишь работники, должности которых включены в приложение 54 к Постановлению № 268 (сельские, поселковые головы, их заместители, руководящие работники и специалисты аппарата сельских, поселковых советов и их исполнительных органов), которым, кроме упомянутого, с 30.05.09 г. были повышены должностные оклады на 50 %.

В расчет пенсии включаются надбавки (за ранг, за выслугу лет, за знание и использование в работе иностранного языка, за почетное звание, за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы), доплаты, премии (включая премии к государственным, профессиональным и юбилейным датам) и материальная помощь.

Конечно, такие составляющие заработка могут быть не у всех должностных лиц органов местного самоуправления, поэтому в расчет должны включаться лишь те выплаты, которые были им установлены в период работы должностными лицами советов и их исполнительных органов. Например, поскольку права на получение надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы сельские, поселковые головы, их заместители и другие работники и специалисты аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительные органы не имеют, то фактически эти выплаты они и не получали, и поэтому такие выплаты не могут входить в расчет их заработной платы для назначения пенсии.

На сегодняшний день данные о причитающихся этим должностным лицам выплатах отражаются в справке о зарплате, которая представляется для назначения пенсии госслужащим. Для этого пользуемся формами, утвержденными постановлениями правления Пенсионного фонда от 14.02.11 г. № 5-1 и от 04.09.13 г. № 15-1 (за исключением форм справок о зарплате для перерасчета пенсии госслужащего).

Пенсия за работу на должности председателя поселкового совета

В период с 1989 по 2001 г. мужчина избирался председателем поселкового совета. В июле 2013 г. он достиг возраста 60 лет, в это время не работая на выборной должности. Имеет ли он право на пенсию в соответствии с Законом № 2493? Как будет определяться заработная плата для назначения такой пенсии?

Статьей 21 Закона № 2493 определено, что пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Согласно ст. 37 Закона о госслужбе мужчины 1953 года рождения имеют право на пенсию по достижении 60 лет и 6 месяцев.

Кроме того, Законом № 2493 предусмотрено, что должностным лицам местного самоуправления, работавшим на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и больше или в течение полных двух созывов и более, начиная с созыва 1990 г., при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере (для мужчин — 35 лет), назначается пенсия в соответствии с этим Законом независимо от того, где они работали перед назначением пенсии. Пенсия исчисляется в порядке, предусмотренном для государственных служащих, с сумм заработной платы по последней занимаемой выборной должности на день назначения пенсии.

Таким образом, мужчина будет иметь право на назначение пенсии как должностное лицо органа местного самоуправления по достижении 60 лет и 6 месяцев.

При этом в заработок для исчисления пенсии будут засчитаны:

  • должностной оклад на должности поселкового председателя;
  • надбавка за ранг, установленный ему в период работы;
  • надбавка за выслугу лет, на которую он имеет право, с учетом приобретенного им стажа в органах местного самоуправления.

По желанию лица ежемесячная премия может быть учтена за 24 последних календарных месяца работы перед увольнением с должности председателя сельского совета или за любые 60 месяцев, а также ежемесячная премия может учитываться в среднем размере, сложившемся в поселковом совете на должности председателя поселкового совета в месяце обращения мужчины за назначением пенсии.

Досрочная пенсия при условии подтверждения участия в ликвидационных работах

В августе 2013 г. мужчина достиг 50 лет, имеет стаж службы в органах местного самоуправления на выборных должностях свыше 15 лет. Имеет ли он право на назначение пенсии в соответствии с Законом № 2493 как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

Учитывая то, что ст. 21 Закона № 2493 предоставлено право на назначение пенсии должностным лицам органов местного самоуправления, работавшим на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и больше, мужчина при изложенных условиях приобретет право на назначение данного вида пенсии по достижении 62-летнего возраста.

По достижении 50 лет при наличии перерегистрированного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и документов, подтверждающих участие в ликвидационных работах, мужчине будет назначена пенсия в соответствии с Законом о пенсионном страховании.

Выплата пенсии будет продолжаться при трудоустройстве

С мая 2010 г. женщина получает пенсию, назначенную в соответствии с Законом № 2493. После назначения пенсии она продолжала работать на должности экономиста на государственном предприятии, в октябре 2012 г. уволилась. Будет ли продолжена выплата пенсии женщине как должностному лицу органа местного самоуправления при трудоустройстве на должность госслужащего?

Законом о госслужбе предусмотрено, что пенсия, назначенная в соответствии со ст. 37 этого Закона, в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных, в частности, этим Законом, выплачивается в размере, исчисленном в соответствии с Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном в соответствии с Законом о госслужбе.

Указанный порядок выплаты пенсии не распространяется на пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до вступления в силу Закона № 3668 (абзац третий п. 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3668).

С учетом указанных норм порядок выплаты пенсии, предусмотренный ст. 37 Закона о госслужбе во всех случаях увольнения и трудоустройства после 01.10.2011 г. (независимо от причин увольнения, перерывов в работе и занимаемой должности), не распространяется на пенсионеров, которые по состоянию на 01.10.2011 г. получали пенсию, назначенную в соответствии с Законом о госслужбе, и на эту дату работали.

Учитывая то, что пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, име-ющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не меньше 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе, а также учитывая то, что пенсия женщине как должностному лицу органа местного самоуправления назначена до 01.10.2011 г. и на указанную дату она работала, при ее трудоустройстве на должность государственного служащего выплата пенсии будет осуществляться в полном объеме как должностному лицу органа местного самоуправления.

Размер пенсии при ее возобновлении

В период с 2005 по 2010 г. мужчина получал пенсию в соответствии с Законом № 2493 в размере 90% заработной платы. В 2011 г. ему назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом № 796. Какой процент заработка будет учтен при переходе на пенсию как должностному лицу органа местного самоуправления?

Статьей 37 Закона о госслужбе предусмотрено, что пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой уплачен единый взнос, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы.

Однако в редакции этой статьи, действовавшей до 01.10.2011 г., пенсия государственным служащим назначалась в зависимости от продолжительности стажа государственной службы — от 80 до 90% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы.

Учитывая то, что пенсия по нормам Закона № 2493 мужчине назначена в 2005 г., при ее возобновлении будет учтено 90% суммы заработной платы.

Пенсия по инвалидности после увольнения из органов местного самоуправления

В период с 1998 по 2011 г. женщина работала секретарем поселкового совета. После 2011 г. не работала, а в июне 2013 г. ей установлена ІІ группа инвалидности по общему заболеванию. Имеет ли она право на назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 2493?

Должностным лицам органов местного самоуправления, которые в период нахождения на службе в этих органах признаны инвалидами І и ІІ групп, независимо от причины инвалидности назначаются пенсии по инвалидности в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы, при условии прекращения ими службы в органах местного самоуправления и наличия стажа службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не меньше 10 лет и стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности согласно Закону о пенсионном страховании.

Учитывая то, что женщина признана инвалидом ІІ группы после увольнения из органов местного самоуправления, для назначения ей пенсии по нормам Закона № 2493 основания отсутствуют.

Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

  • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
  • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
  • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

Основные понятия

Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.


Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.


Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Кто имеет право

Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
  • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
  • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
  • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

  • государственная социальная помощь на уход.

Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.


Размер

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.


Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Порядок назначения

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Временная помощь

В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
  • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
  • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).

Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

Временная помощь не назначается в случае, если:

  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев превышает 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • лицо получает пенсию или государственную социальную помощь, которая назначается в соответствии с Законами Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” или “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью”;
  • лицо или члены его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением временной помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, другого транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатили услуги (единоразово) по строительству , ремонту квартиры (дома) или автомобиля, другого транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен;
  • лицо работает, ведет другую деятельность, связанную с получением дохода;
  • по результатам выборочного обследования материально-бытовых условий семьи обнаружено, что лицо имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача внаем или в аренду жилого помещения (дома) или его части, один или несколько членов семьи работают без оформления трудовых отношений в установленном порядке; возможность получения дохода от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовых машин, микроавтобусов и т.п.);
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля, другого транспортного средства.

При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

Кому не положено

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

  • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
  • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
  • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
  • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
  • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.

Читайте также: