Пенсия из ссср за границу


В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Бесплатно по России

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР


Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Кроме этого, льготы имели и инвалиды. Это был бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, 50% оплаты ЖКУ и телефона, а также раз в год инвалид мог без платы отправиться в любую точку страны на поезде или самолете.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Меня зовут Александром.

Проживая на территории СССР, заработал пенсию, которую оформил и стал получать с сентября 1987 года.

В 1990 году году выехал из СССР на ПМЖ за границу.

Проживаю в USA и являюсь гражданином этой страны. Российского гражданства не имел и не имею, хотя рожден был в РСФСР.

Проживал, пенсию заработал и выезжал с территории УССР.

Мой вопрос: "Как мне восстановить мою пенсию?".

Ответы юристов ( 2 )


Здравствуйте, так как у Вас отсутствует российское гражданство, полагаю, что восстановить пенсию для Вас будет затруднительно.

.Согласно ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Я думаю, что т.к. Россия взяла на себя "всю ответственность" за СССР, это должно "покрывать" и этот вопрос.

Александр, подскажите мне, пожалуйста, мои следующие шаги для успешного решения этого вопроса.

Р.S. Я знаю человек 50, таких как я.

Подскажите, я правильно понимаю, на данный момент у Вас только одно гражданство?

Да, я гражданин USA, и только.


Я думаю, что т.к. Россия взяла на себя «всю ответственность» за СССР, это должно «покрывать» и этот вопрос.
Александр

Александр, здравствуйте. На данный момент вопросы о назначении пенсий бывшим гражданам СССР могут быть разрешены только в суде. Напрямую Пенсионный фонд РФ назначать пенсии не будет, поскольку прямого закона на этот счет нет. В настоящее время граждане обращаются с соответствующими требованиями, но не всегда они удовлетворяются.

Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 81-КГ16-9
Бывшая гражданка СССР выехала на постоянное место жительства в другую страну в 1979 году и никогда не являлась получателем пенсии по законодательству Российской Федерации. Ей отказано в возобновлении выплат трудовой пенсии по старости, в перерасчете пенсии в соответствии с законодательством РФ, в индексации пенсионных выплат, так как по нормам пенсионного законодательства, действовавшего на момент назначения пенсии истице и ее выезда в капиталистическую страну, гражданка СССР не имела права на сохранение и получение ранее назначенной ей трудовой пенсии по старости; впоследствии пенсионное законодательство РФ также не предоставляло такого права иностранным гражданам. При этом в силу ст. 13, ч. 2 ст. 61 ГПК РФ для разрешения данного дела имеет преюдициальное значение Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. N 81-В08-18, которым истице отказано в удовлетворении исковых требований к УПФР в Центральном районе города о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации по мотиву отсутствия у нее как лица, получавшего пенсию по старости в соответствии с законодательством СССР и выехавшего на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, права на сохранение и получение ранее назначенной пенсии.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. N 33-45721/2016
Судья: Гусева И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре В.М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Г.П.П.
на решение Басманного районного суда г. Москвы от 03 июня 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Г.П.П. к ГУ — Главное управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении выплаты пенсии — отказать»,
установила:
Г.П.П. обратилась в суд с иском к ГУ — ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, просила обязать ответчика возобновить ей выплату пенсии по старости с 24.04.2010 г., то есть за три года, предшествующие дате обращения с соответствующими заявлениями об этом в пенсионные органы, и произвести расчет пенсии в соответствии с ч. 5 ст. 22, ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за весь период, проводить дальнейшую индексацию пенсионных выплат, методика которых установлена Правительством РФ, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что с 1984 г. получала пенсию, в 1990 г. выехала на жительство в Израиль, в связи с чем выплата пенсии ей была прекращена; на момент выезда она являлась гражданином РСФСР, 24.04.2013 г. обратилась в пенсионные органы с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации, в чем ей было отказано, что она полагает неправомерным.
В судебное заседание истец и ее представитель не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель ГУ — ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Г.П.П.
22.12.2015 г. Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда указанное решение было отменено, по делу было постановлено новое решение, которым исковые требования были удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.11.2016 г. названное апелляционное определение от 22.12.2015 г. отменено по новым обстоятельствам в порядке ст. 392 ГПК РФ.
При новом апелляционном рассмотрении истец на заседание судебной коллегии не явилась, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщила, в связи с чем дело в апелляционном порядке было рассмотрено в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ — ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области — П.А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит достаточных оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.П.П. в 1984 г. была назначена государственная пенсия по старости в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях».
В 1990 г. Г.П.П. выехала на постоянное местожительство в Израиль, в связи с чем выплата пенсии ей была прекращена.
Также из материалов дела следует, что Г.П.П. обращалась за возобновлением выплаты пенсии 24.04.2013 г., в возобновлении выплаты пенсии ей было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что ГУ — ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области является ненадлежащим ответчиком по данному спору и исходил из отсутствия у истца права на возобновление выплаты ей пенсии по старости.
Судебная коллегия, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы истца, исходя из следующего:
На момент назначения истцу государственной пенсии по старости порядок назначения и выплаты пенсий регулировался Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 (далее — Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий), в п. 180 которого было предусмотрено, что гражданам СССР, получавшим в СССР пенсию по старости или по инвалидности, за исключением пенсий, назначенных по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также семьям советских граждан, которым назначена в СССР пенсия по случаю потери кормильца, выехавшим после 01.10.1958 г. на постоянное или временное жительство в капиталистические страны, выплата пенсии приостанавливается на все время пребывания за границей, но перед отъездом из СССР пенсия указанным лицам выплачивается за 6 месяцев вперед в советской валюте.
Из приведенных положений законодательства СССР следует, что по нормам пенсионного законодательства, действующего на момент назначения пенсии истцу и ее выезда за границу, не было предусмотрено восстановление (возобновление) выплаты пенсии в отношении граждан, выехавших на постоянное жительство за границу. Граждане СССР, выехавшие на постоянное жительство за пределы СССР и являвшиеся получателями пенсий по иным основаниям, кроме пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, по случаю потери кормильца, назначенных и выплачиваемых в соответствии с законодательством СССР, не имели права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии.
Впоследствии пенсионное законодательство Российской Федерации также не предоставляло право иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, получать пенсии, выплата которых была приостановлена согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству СССР.
Так, Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал нормы, регулирующей порядок пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство за границу, и утратил силу в связи с введением с 01.01.2002 г. Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утратил силу с 01.01.2015 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основания для восстановления выплаты трудовой пенсии по старости перечислены в ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из приведенных положений закона восстановление выплаты трудовой пенсии по старости и определение ее размера осуществляется только в отношении трудовых пенсий, назначенных по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Истцу, как указано выше, была назначена государственная пенсия по старости в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости истцу не назначалась и не выплачивалась, она никогда не являлась получателем пенсии по законодательству Российской Федерации.
Учитывая, что выплата назначенной истцу государственной пенсии по старости была приостановлена на основании подлежащего применению к спорным отношениям п. 180 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в связи с ее выездом в 1990 г. на постоянное жительство в Израиль, какого-либо механизма восстановления (возобновления) выплаты государственных пенсий по старости, назначенных гражданам СССР по нормам Закона СССР 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», выплата которых была приостановлена до введения в действие Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и порядка их перерасчета пенсионное законодательство Российской Федерации не содержало и не содержит, то истец не имела права на сохранение и получение ранее назначенной ей по законодательству СССР пенсии по старости после выезда за пределы Российской Федерации, — в связи с чем доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылки на ст. 5 Федерального закона от 06.03.2001 г. N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», в которой определено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства, несостоятельны, поскольку истец не имеет гражданства Российской Федерации, и будучи иностранным гражданином, не проживающим на территории Российской Федерации, не являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому она не относится к числу лиц, на которых распространялись положения Федерального закона от 06.03.2001 г. N 21-ФЗ (утратил силу с 01.01.2015 г.), при этом, Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» вступил в силу только 01.01.1992 г., то есть после выезда истца на постоянное жительство за границу, а совпадение условий возникновения права на получение пенсии по старости в Законе СССР и в Законе Российской Федерации не может служить основанием для восстановления (возобновления) выплаты и расчета истцу пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также несостоятельны ссылки на правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.1998 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г. „О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации“ в связи с жалобами ряда граждан», поскольку в указанном Постановлении речь идет о выплате гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсий, назначенных по законодательству Российской Федерации, тогда как истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с законодательством СССР.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем, исходя из положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, решение суда отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы истца не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 03 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.П.П. — без удовлетворения.

У Вас ситуация еще сложнее, поскольку Вы получали пенсию и выехали с территории Украины. Поэтому перспективы такого иска для Вас довольно туманные.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куценко Н. В.

Текст научной работы на тему «О выплате пенсий бывшим гражданам СССР, проживающим за пределами Российской Федерации»

соискатель Московской государственной юридической академии

О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ БЫВШИМ ГРАЖДАНАМ СССР, ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Несмотря на то, что после распада Союза ССР прошло достаточно времени, проблема признания Россией обязательств СССР в сфере пенсионного обеспечения перед гражданами СССР, выехавшими на постоянное место жительство за границу, остается актуальной. Реформирование системы социальной защиты в Российской Федерации, к сожалению, не оказало на ее решение никакого влияния. Эти вопросы не были полностью урегулированы в нормативных правовых актах РФ, определяющих основания назначения и выплаты государственных пенсий. Таким образом, проблема выплаты пенсий, назначенных согласно Закону СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях»1, но приостановленных в связи с выездом граждан из СССР на постоянное место жительство в страны, не относившиеся к странам социалистического лагеря, и в наши дни заслуживает внимания законодателя.

Очередным поводом для обсуждения этой темы стало принятие Конституционным Судом РФ 18 декабря 2007 г. Определения № 961-О-О 2 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Израиля о нарушении его конституционных прав положениями ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3 и ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»4 как допускающих, по мнению заявителя, лишение иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами РФ, права на получение пенсии по старости, назначенной по нормам законодательства Союза ССР. Как следует из данного Определения, выплата пенсии, назначенной по Закону СССР «О государственных пенсиях» заявителю — бывшему гражданину СССР, была приостановлена в связи с его выездом на постоянное место жительства в 1992 году в Израиль. Пенсия по нормам российского законодательства ему не устанавливалась.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы иност-

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313; 1971. № 16. Ст. 168; Свод законов СССР. Т. 2. С. 532. 1990 г.

2 СПС «КонсультантПлюс».

3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4920; 2003. № 1. Ст. 13; № 48. Ст. 4587; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 8. Ст. 605; 2007 № 40. Ст. 4711; 2007. № 45. Ст. 5421, № 49. Ст. 6073.

4 Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 998.

ранных граждан, поскольку закрепляют гарантии сохранения прав этих лиц на получение государственных пенсий, назначенных в связи с их трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством РФ, независимо от даты их выезда за пределы РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что вопрос о выплате пенсий, назначенных по законодательству Союза ССР, может быть решен путем заключения международного договора между РФ и соответствующим государством, на территории которого проживают лица, выплата пенсий которым ранее была приостановлена согласно законодательству СССР.

Названное решение Конституционного Суда РФ не является единичным по исследуемой проблеме. Вопросы выплаты пенсий гражданам, проживающим за пределами РФ, затрагивались Конституционным Судом РФ и ранее (Постановление от 15 июня 1998 г. № 18-П определения от 1 марта 2001 г. № 46-0 2 и № 49-0 3). Однако независимо от того, какого конкретно вида государственной пенсии касалась проблема ее выплаты гражданам, проживающим за пределами РФ: трудовой пенсии или пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения — в этих решениях речь шла исключительно о защите пенсионных прав, приобретенных согласно законодательству РФ. В Определении же от 18 декабря 2007 г. № 961-0-0, противопоставив законодательство о пенсионном обеспечении РФ законодательству Союза ССР и обозначив проблему выплаты пенсий бывшим гражданам СССР, проживающим за пределами РФ, Конституционный Суд РФ прямо указал на возможность разрешения этих вопросов в международном договоре.

Такой подход уже можно рассматривать как осознание необходимости (или по крайней мере допущение возможности) урегулирования вопроса о признании Россией обязательств по пенсионному обеспечению перед выехавшими из СССР на постоянное место жительство лицами, выплата пенсии которым была приостановлена. С определенной точки зрения, это указание можно истолковать как констатацию пробела в действующем пенсионном законодательстве.

Следует заметить, что на возможность урегулирования неразрешенных в действующем законодательстве вопросов, касающихся назначения и выплаты пенсии, посредством заключения международного договора Конституционный Суд РФ уже обращал внимание. Так, в 0пределении от 20 мая 2007 г. № 186-0-0 4 указано, что вопрос о зачете в специальный стаж, необ-

1 Собрание законодательства РФ. № 25. 1998. Ст. 3003.

2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1767.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 18. Ст. 1907.

4 СПС «Консультант Плюс».

ходимый для досрочного назначения пенсии по старости согласно законодательству РФ, периодов работы, за которые производились отчисления в Агентство социального страхования Латвийской Республики, может быть урегулирован путем принятия двухстороннего соглашения между Россией и Латвией (равно как и посредством принятия специального закона).

Несмотря на то, что в данных определениях на законодателя не возлагается конкретной обязанности разработать соответствующие нормативные правовые акты, для определения дальнейшей перспективы развития российского права социального обеспечения они представляют несомненную ценность.

Одним из принципиальных моментов при определении общих принципов регулирования вопросов о признании Россией пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории СССР, является установление тех видов пенсионного обеспечения, которые предоставлялись лицам, выехавшим на постоянное место жительство за пределы Союза ССР, независимо от их гражданства и отношения государства, избранного ими для постоянного проживания, к проводимой в стране Советов идеологии.

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590)1, выплата пенсий по старости или по инвалидности, назначенных в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» гражданам СССР, выехавшим на постоянное жительство в капиталистические страны, по общему правилу, приостанавливалась; перед отъездом из СССР указанным лицам выплачивалась пенсия за 6 месяцев вперед. Особый порядок выплаты пенсий устанавливался в отношении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсий по случаю потери кормильца, а также пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство до 1 октября 1958 года. В настоящее время эти нормы не применяются. Изменились и принципы выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительство за границу. Однако для лиц, выехавших за границу на постоянное место жительства из СССР, фактически ничего не изменилось, за исключением того, что из категории «граждане, выплата пенсий которым приостановлена в связи с их выездом за границу» они перешли в категорию «лиц, не имеющих права на установление трудовой пенсии согласно российскому законодательству».

1 СП СССР. 1972. № 17. Ст. 86; 1973. № 25. Ст. 143; 1975. № 11. Ст. 65; 1976. № 6. Ст. 29; 1977. № 20. Ст. 124; 1980. № 3. Ст. 20 и № 16-17. Ст. 103; 1981. № 24. Ст. 143; 1985. № 9. Ст. 37; 1985. № 19. Ст. 90; 1987. № 28. Ст. 98.

Наиболее спорным, с точки зрения признания Россией обязательств СССР в сфере пенсионного обеспечения перед выехавшими из СССР гражданами, является Постановление Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4461-1 «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу»1, согласно которому Пенсионному фонду РФ было разрешено выплачивать пенсии, назначенные по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, получавшим эти пенсии на территории РФ и выехавшим на постоянное место жительство за границу.

Проблема толкования этого Постановления продолжает оставаться актуальной даже с учетом того, что с момента его принятия последовательно было принято два специальных закона, регулирующих вопросы выплаты пенсий гражданам, выехавшим за пределы РФ: Закон РФ от 2 июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации»2 и Федеральный закон от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации». Ни в одном из этих законов, равно как и в иных нормативных правовых актах вопросы выплаты гражданам, выехавшим из СССР на постоянное место жительство за границу, пенсий, назначенных по нормам законодательства Союза ССР, не раскрывались, и до настоящего времени Постановление Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4461-1 является единственным самостоятельным основанием для расходования средств Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий, назначенных по законодательству СССР, лицам, проживающим за пределами РФ.

Подходы к толкованию названного нормативного правового акта могут быть различны. В большинстве случаев с учетом позиции Верховного Суда РФ данное Постановление рассматривается как принятое в целях возобновления перевода пенсий за границу, которым Россия приняла на себя обязательства СССР в сфере пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное место жительства за границу, исключительно в той части, в которой это было предусмотрено законодательством СССР, т.е. по выплате пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также пенсий по случаю потери кормильца. Однако непосредственно из содержания Постановления от 11 февраля 1993 г. № 4461-1 такой вывод не следует. Возможно, в данном случае в отсутствие

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 8. Ст. 294.

2 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1233

реального правового регулирования правоприменительное толкование рассматриваемой нормы фактически изменило ее содержание, определив ее как предусматривающую выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительство за границу, лишь в той части, в какой это было предусмотрено законодательством СССР.

В практике же нижестоящих судов общей юрисдикции встречается и другой подход, согласно которому этим Постановлением Россия признала свою обязанность выплачивать лицам, проживающим за пределами РФ, абсолютно все виды пенсий, назначенных в СССР, т.е. не только тех, выплата которых продолжалась при выезде пенсионера из СССР на постоянное место жительство в другое государство, но и тех, выплата которых была приостановлена в связи с названными обстоятельствами.

Возможен также и иной подход к толкованию предусмотренной Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4461-1 нормы о выплате пенсий, назначенных по законодательству Союза ССР. Исходя из ее буквального смысла, она касалась исключительно пенсий, выплачивавшихся в РФ, что позволяет рассматривать ее как норму временного характера, предвосхитившую правовое регулирование, предусмотренное Законом РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянно место жительства за пределы Российской Федерации», принятым всего лишь через несколько месяцев. Такой подход представляется наиболее верным.

Возникает также необходимость решения вопроса о том, должна ли Россия признать права лиц, выплата пенсий которым была приостановлена при их выезде на постоянное место жительство за границу с территории РСФСР (РФ), или же Постановление Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4461-1 касается исключительно лиц, пенсия которым выплачивалась в РФ как в самостоятельном государстве, образовавшемся вследствие распада СССР. Возможен также и такой подход, при котором Россия могла бы быть признана правопреемницей СССР по пенсионным правоотношениям, возникшим на всей территории Союза ССР. Однако такое решение вопроса имеет не столь однозначный характер, учитывая существующие проблемы в вопросах правопреемства по правам и обязательствам бывшего Союза ССР.

Несомненно, что при решении проблемы признания права на пенсии, выплата которых была приостановлена в СССР в связи с выездом граждан на постоянное место жительство за границу, необходимо исходить из недопустимости дискриминации при определении права на пенсионное обеспечение в зависимости от гражданства и места жительства. Вместе с тем именно эти факторы имеют существенное значение для признания права иностранных граждан на назначение им государственных пенсий согласно зако-

нодательству РФ и на дальнейшую выплату им уже назначенных пенсий после их выезда на постоянное место жительства за границу.

Так, если по смыслу федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»1 и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право иностранных граждан на назначение им пенсии поставлено в зависимость от их постоянного проживания на территории РФ, то выплата назначенной по российскому законодательству пенсии таким ограничением уже не связана.

Что же касается права граждан РФ на пенсионное обеспечение, то ни назначение, ни выплата им пенсий не обусловлены их проживанием на территории РФ. Такой подход изначально не был предусмотрен пенсионным законодательством РФ, пришедшим на смену законодательству СССР. Его формирование происходило уже в преддверии проведения последней пенсионной реформы, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

На первый взгляд, установление в системе норм пенсионного обеспечения данного принципа никакого отношения к иностранным гражданам — бывшим гражданам СССР, выехавшим на постоянное место жительство за границу, не имеет. Однако его значение приобретает совершенно иной характер, если принимать во внимание безусловное лишение статуса гражданина СССР лиц, выехавших на постоянное место жительства в Израиль, что прямо предусматривалось Указом Президиума ВС СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль»2.

Если бы выезд этих граждан на постоянное место жительство за границу состоялся после утраты силы нормы о лишении гражданства, то они уже в качестве граждан РФ имели бы право на назначение и выплату им пенсии по нормам законодательства РФ, и никакие ограничения по выплате пенсий, назначенных с учетом их трудового вклада в период существования СССР, уже не были бы установлены. В то же время право на пенсионное обеспечение не может ставиться в зависимость от даты выезда гражданина на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации.

Однако следует заметить, что данный принцип сформулировался после введения в действие нормативных правовых актов, определяющих правовые основания установления пенсий в РФ после распада Союза ССР, и впервые был отражен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. № 18-П. Аналогичный подход может быть применен и при разрешении вопроса о признании Россией пенсионных прав бывших граждан

1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 16. Ст. 1823.

2 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 8.

СССР, выехавших за границу, выплата пенсий которым была приостановлена (при условии, что они выехали из СССР с территории РСФСР (РФ)).

Многие из тех, кто обращается за предоставлением права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства, действительно хотели бы быть восстановленными в своих гражданских правах, приобрести статус гражданина РФ со всеми вытекающими правами и обязанностями, но в силу ряда объективных причин не могут этого добиться. Другая часть заявителей рассматривает приобретение гражданства РФ исключительно как средство для приобретения права на пенсионное обеспечение согласно законодательству РФ. Однако в большинстве случаев преобладают лица, настаивающие на признании Россией их права на пенсионное обеспечение, возникшего на основании норм пенсионного законодательства Союза ССР, независимо от приобретения ими гражданства Российской Федерации.

Несомненно, что возможны различные варианты урегулирования данных вопросов, но признание Россией в той или иной форме трудового вклада бывших граждан СССР, выехавших на постоянное место жительства в другие государства, будет означать преодоление ограничений, ранее предусмотренных пенсионным законодательством СССР по выплате этим лицам пенсии.

Формирование принципа выплаты государственных пенсий РФ гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы ее территории, происходило постепенно, что позволяет сделать оптимистичный прогноз и в отношении возможного разрешения проблемы признания Россией пенсионных прав бывших граждан СССР, выплата пенсий по старости которым была приостановлена в связи с их выездом на постоянное место жительства за границу. Одновременно необходимо будет решить вопрос и о том, каким образом учитывать права лиц, выехавших из СССР на постоянное место жительство за границу, не достигшим на момент их выезда общеустановленного пенсионного возраста.

Для решения всех вопросов необходимы политическая согласованная воля соответствующих лиц (уполномоченных органов) государств — возможных участников международного договора либо принятие соответствующего специального закона. Пока же, несмотря на существовавшие в разное время предложения, как со стороны России, так и со стороны Израиля, такие инициативы поддержаны не были. Возможно, этот вопрос со временем получит свое разрешение, однако к тому времени количество лиц, заинтересованных в какой-либо оценке и признании их трудового вклада на территории СССР, многократно уменьшится.

Между тем обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод в сфере пенсионного обеспечения. Для этого необходимо такое правовое регулирование соответствующих отношений, которое предусматривало бы эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав 1.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П // Собрание законодательства РФ. 2007. № 29. Ст. 3744.

Читайте также: