Пенсия недееспособных проживающих в стационарном учреждении

Каков порядок выплаты пенсий в государственных домах престарелых и интернатах.
Как изменяется сумма выплат, если пенсионер ездил в санаторий, к родным, лежал в больнице.
Кто и как распоряжается пенсионными перечислениями.


В соответствии со ст. 122 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсионерам, проживающим в государственных или муниципальных учреждениях социального обслуживания, выплачивается пенсия в размере 25% от начисленной суммы, а оставшиеся 75% зачисляются на счета этих учреждений (помимо бюджетных дотаций) и используются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов. Перечисление указанных средств производится органом социальной защиты населения, назначающим и выплачивающим пенсию.
Пенсия в размере 25% от назначенной суммы выплачивается лично пенсионеру через отделения связи по ежемесячным ведомостям или зачисляется на личный счет в сбербанк.

Поскольку речь идет о назначенной пенсии, в ее сумму включаются все полагающиеся надбавки и повышения, а также компенсационная выплата.

Если у пенсионера, проживающего в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания (исключая периоды временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях), имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного члена семьи — четверть пенсии, на двух членов семьи — треть пенсии, на трех и более членов семьи — половина пенсии, на самого пенсионера — 25 процентов пенсии.

В период временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях ему выплачивается 75% назначенной пенсии. При этом периодом временного отсутствия считается календарный срок от 1 до 3 месяцев. Отсюда следует, что отсутствуя в доме-интернате меньше месяца (например, в течение 23 дней) пенсионер должен получить 25%, как обычно. Календарный период может определяться с любой даты (например, с 8 февраля по 4 марта). Поскольку в ст. 122 не оговорено иное, представляется, что в установленном новыми правилами размере пенсия должна выплачиваться как за полные, так и за неполные месяцы (пропорционально календарным дням временного отсутствия).

Причины и периодичность возможного временного отсутствия законом не оговариваются. Следовательно, они значения не имеют. Так, если, например, пенсионер в течение одного календарного года трижды выбывал из учреждения и отсутствовал всякий раз по 2 месяца, выплата ему пенсии за все периоды должна производиться по новым правилам (не в полном размере, а с уменьшением на 25%, которые перечисляются в учреждение).

Предполагается, что пенсия в период временного отсутствия пенсионера будет выплачиваться учреждением социального обслуживания, куда перечисляется разница между суммой назначенной и полагающейся к выплате пенсии. Так как законодателем не оговорено иное, по мнению правоприменительных органов, в период временного отсутствия пенсионера пенсия должна выплачиваться лишь за текущий месяц, т.е. по общему правилу, установленному ст. 120 Закона 1990 г. (см.: Л.С. Степина, С.В. Петрова. О выплате пенсий за период временного отсутствия пенсионеров в стационарных учреждениях социального обслуживания. «Пенсия». 2000. N 12. С. 23 — 26). С таким подходом трудно согласиться. Представляется, что в период временного выбытия пенсионера на срок, не превышающий трех месяцев, допустима выплата ему пенсии авансом, как это практикуется при выезде пенсионера за границу, когда пенсия выплачивается вперед за полгода.

Временное отсутствие пенсионера оформляется на основании его заявления приказом руководителя стационарного учреждения с указанием в нем даты выбытия и даты предполагаемого возвращения. При необходимости в заявлении указывается порядок получения пенсии за это время.

Если пенсионер отсутствует в доме-интернате более трех месяцев, такое отсутствие временным не считается. В правоприменительной практике его именуют длительным и полагают, что за пределами трехмесячного срока пенсия должна выплачиваться в полном размере.



Как уже упоминалось, 75% пенсии направляется в учреждение социального обслуживания, где находится пенсионер, для улучшения условий проживания. Перечисление этих средств производится органами социальной защиты населения на внебюджетный счет дома престарелых, т. н. счет «Суммы по поручениям».
Администрация дома каждый год представляет органу социальной защиты населения, выплачивающему пенсию, список лиц, находящихся в учреждении, по состоянию на 1 января.
В течение года администрация подает сведения об изменениях в составе проживающих в учреждении пенсионеров. Администрацией по согласованию с вышестоящим органом социальной защиты населения ежегодно утверждается Перечень мероприятий по целевому использованию средств. В первую очередь они должны направляться на приобретение мягкого инвентаря сверх установленных нормативов, улучшение питания, приобретение технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, мероприятия по развитию лечебно — трудовых процессов и на другие расходы, связанные с жизнедеятельностью обеспечиваемых.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, поступающие в стационарные учреждения социального обслуживания на временное пребывание, разницу между получаемой и полагающейся им пенсией вносят в кассу учреждения. Учреждение, в свою очередь, перечисляет эти средства на внебюджетный счет.

При выбытии пенсионера из учреждения социального обслуживания в лечебно — профилактическое или санаторно — оздоровительное учреждение выплата пенсии производится ему в полном размере независимо от срока пребывания в этих учреждениях. Расходы на выплату пенсии в полном размере обеспечиваются из средств того счета учреждения социального обслуживания, на который поступает разница между назначенной и причитающейся к выплате пенсии.

При переводе обеспечиваемого из одного дома-интерната в другой вся причитающаяся сумма пенсии, зачисленная на депозитный счет и им не востребованная, перечисляется на депозитный счет соответствующего дома-интерната или на личный счет обеспечиваемого в сбербанке по новому месту нахождения.

Если пенсионер из дома престарелых или интерната выезжает в санаторий или профилакторий, выплата пенсии производится в полном размере, независимо от срока пребывания пенсионера в указанных учреждениях. Сведения о временном выбытии пенсионера в отдел соцзащиты не направляются, и пенсия перечисляется в соответствии со ст. 122 (25% и 75%). Расчет с обеспечиваемым в данных случаях осуществляется бухгалтером интерната или дома престарелых по возвращении пенсионера на основании справки о сроке пребывания в соответствующем учреждении. Расходы на выплату пенсии в полном размере возмещаются бухгалтером из средств, перечисленных на счета «сумм по поручениям».
Расходы, связанные с дорогой до лечебного учреждения, возмещаются интернатом так же за счет средств «сумм по поручениям» на основании представленных документов.



Что касается недееспособных пожилых людей, то их интересы представляет опекун. Недееспособность подтверждается только решением суда. Если над лицом, признанным недееспособным, до его помещения в психиатрическое учреждение (ПНИ) опека не была установлена, функции опекуна осуществляет это учреждение.
Недееспособным обеспечиваемым пенсия в размере 25% от назначенной суммы зачисляется на депозитный счет дома-интерната или выплачивается опекуну отделом соцзащиты по месту его жительства.
Средства с депозитного счета учреждения расходуются на личные нужды пенсионера в соответствии с решением комиссии, создаваемой руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии и возглавляемой руководителем. Комиссия составляет перечень товаров, которые необходимо приобрести для личных нужд пенсионера, и назначает лиц, которые отвечают за их приобретение и выдачу. Решение комиссии оформляется протоколом и является основанием для выдачи бухгалтерией необходимых сумм. Выдача товаров пенсионеру оформляется актом, который подписывается лицами, ответственными за их приобретение и выдачу, и утверждается руководителем учреждения.

Социальное пособие на погребение пенсионеров, проживавших в учреждениях социального обслуживания, выплачивается гражданам только в том случае, если ими за свой счет произведены похороны умершего. Не допускается выплата пособия на погребение сотрудникам учреждения, в котором проживал пенсионер.
Суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру и оставшиеся на депозитном счете в связи со смертью получателя, выплачиваются его наследникам на общих основаниях, т.е. по предъявлении администрации дома-интерната свидетельства о праве на наследство, выданного нотариальными органами по месту открытия наследства.

Примечание: Хосписы не относятся к числу учреждений социального обслуживания, а являются медицинскими учреждениями. Выплата пенсии в период пребывания в хосписах производится в полном размере.



Незаконно на цели, отличные от использования на обеспечение больных. Согласно ст.37 ГК РФ распоряжение данными денежным средствам должно осуществляться с согласия органов опеки и попечительства (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Если имеет место нецелевое использование средств, то это повод для жалобы в прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.


Законно только если интернат является опекуном недееспособного и только в интересах недееспособного. Причем интернат обязан отчитываться перед органом опеки об этих тратах в силу ст. 37 ГК РФ.


Законно с соблюдением требований Статья 122. Выплата пенсии за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания. (в ред. Федерального закона от 17.12.95 N 199-ФЗ)

Пенсионерам независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, выплачивается 25 процентов назначенной пенсии.

Если у пенсионера, проживающего в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного члена семьи - четверть пенсии, на двух членов семьи - треть пенсии, на трех и более членов семьи - половина пенсии, на самого пенсионера - 25 процентов пенсии.

Разница между суммой назначенной и выплачиваемой в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи пенсии направляется в государственные или муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания, где проживает этот пенсионер. Указанные средства зачисляются на счета этих учреждений сверх бюджетных ассигнований и направляются на укрепление их материально - технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Если деньги используются на содержание и обеспечение больных, то это вполне законно. В данном случае это не противоречит законодательству. Если деньги используются для личных целей должностных лиц интерната, то это является должностным преступлением (ст.285, 286 УК РФ).


если больные находятся под опекой этого учреждения, то законно использование пенсий опекаемых на их нужды, на это указывает Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" Статья 19. Распоряжение имуществом подопечных

1. Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

3. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в банки, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.2. Установленные частями 3 и 3.1 настоящей статьи требования распространяются также на денежные средства, находящиеся на номинальном счете, который открыт опекуну или попечителю и бенефициаром по которому является подопечный, при этом такой номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного.

4. Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

5. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

6. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммыалиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Закон об опеке и попечительстве (№ 48-ФЗ), действующий на территории Российской Федерации, гласит: представители, утвержденные органами опеки, имеют право совершать юридические сделки вместо недееспособного лица. Недееспособный гражданин должен лишь предоставить заявление о том, что закрепляет за доверенным человеком право на проведение подобных процедур. Прошение рассматривается соответствующей инстанцией в течение месяца, после чего формируется одобрительный или отрицательный ответ.

ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕКУНСТВА И ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ НА ОПЕКУНА

Для начала стоит понять, что подразумевается под определением «недееспособное лицо». Недееспособным признается человек, который не в состоянии контролировать собственные действия. Многие люди ошибочно полагают, что недееспособными признаются лишь те граждане, которые теряют способность осуществлять уход за собой в силу возраста.

Оформление опекунства является сложной, длительной и комплексной процедурой, включающей несколько этапов:

Сначала в судебные инстанции подается заявление о признании пенсионера недееспособным. Документ должен содержать достаточные аргументы, описывающие обстоятельства и причины, повлиявшие на появление недееспособности гражданина.

Далее ожидаются результаты очной/заочной психиатрической экспертизы, которая изучает состояние пенсионера, и официально устанавливает его недееспособность. Заочная форма проведения экспертизы возможна лишь в том случае, если человек уже имеет медицинскую справку.

В случае одобрения заявления судом опекун получает право обратиться в органы опеки.

Органы изучают текущие жилищные условия потенциального опекуна, составляют официальный акт и в течение 30 дней рассматривают поданное прошение.

В случае одобрения прошения опекун получает соответствующее удостоверение после заключение договора. Переоформление пенсионных выплат за недееспособного пенсионера производится в ближайшем отделе ПФР.

Сотрудник отдела вправе потребовать от опекуна официальные документы, доказывающие то, что он действительно несет законную ответственность за недееспособного пенсионера. Только после этого производится переоформление выплат на представителя гражданина.

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ

Статья 37 ГК РФ гласит, что доходы подопечного (в том числе и пенсия, пособия, а также дополнительные выплаты на содержание недееспособного) могут тратиться опекуном только на нужды самого пенсионера. Для этого необходимо получить дополнительное разрешение от органов попечительства. Если разрешения нет, опекун может расходовать данные средства только в пределах максимальной величины прожиточного минимума (на 1 душу населения).

Если с подопечным произошли какие-либо изменения, так или иначе влияющие на размер пенсии и прочих типов финансовой поддержки, опекун обязуется незамедлительно подать данную информацию в отдел пенсионного фонда по месту жительства.

К сожалению, часто встречаются случаи мошенничества, когда опекун/попечитель продолжает получать деньги после смерти недееспособного подопечного. Управление ПФР оставляет за собой право применять дополнительные меры по возмещению незаконно полученных денег, а также для предупреждения появления повторных случаев мошенничества. Опекун, действующий подобным образом, попадает под уголовное расследование по соответствующей статье.

Что касается способов доставки финансовой помощи, то здесь есть несколько вариантов. Самым распространенным является зачисление средств на банковскую карту. Также возможен вариант перевода денег на сберегательную книжку. Последний вариант – перевод через почту (требует явки опекуна непосредственно в почтовый отдел по месту жительства).

МОЖЕТ ЛИ ПОЛУЧАТЬ ПЕНСИЮ САМ ОПЕКУН?

Как уже было сказано, пенсия недееспособного пенсионера может тратиться опекуном только в нуждах самого подопечного. Но при соблюдении ряда условий сами опекуны могут рассчитывать на финансовую поддержку от государства. Если вы осуществляете уход за инвалидом или престарелым лицом, этого будет недостаточно для подачи заявления. Необходимо помнить о ряде дополнительных факторов:

Заявитель не имеет официального трудоустройства. В случае, когда опекун имеет официальный источник дохода, пенсия по уходу за недееспособным ему не полагается. То же самое условие действует в сторону людей, уже получающих какую-либо финансовую помощь от государства.

Опекаемый дает официальное соглашение на уход за собой. Если речь идет о недееспособном лице, данное соглашение может предоставить его законный представитель.

Опекун сам не является пенсионером. Если вам уже положена пенсия, вне зависимости от ее вида (социальная, по старости или по потере кормильца), претендовать на дополнительную финансовую поддержку вы не можете.

Текущей размер ежемесячной поддержки опекунов является фиксированным и составляет 5500 рублей. Если человек ухаживает не за одним, а за несколькими недееспособными лицами, то размер устанавливается по конкретным основаниям.

Как оформить такую пенсию?

Подача заявления/документов в ПФР допустима при наличии следующего ряда бумаг:

Паспорт гражданина РФ, или действующая регистрация, если человек не является гражданином России.

Согласие опекаемого на уход за ним, написанное по специальной форме.

Справка о наличии других типов пенсий (оформляется в ПФР в предварительном порядке).

Официальное подтверждение недееспособности опекаемого гражданина.

Удостоверение, подтверждающее статус опекуна заявителя.

Заполненная форма о назначении пенсионных выплат за недееспособным человеком.

Рассмотрение и обработка бумаг осуществляются в течение 10 дней. Прекращение выплат возможно лишь в случае отказа от попечительства, признания недееспособного дееспособным, а также факт назначения другой пенсии опекуну (к примеру – по старости).

Опекун имеет полное право получать пенсию за недееспособного гражданина. Трата денег возможна лишь в интересах подопечного, но дополнительные выплаты по уходу за недееспособным позволяют опекуну тратить средства на свои нужды.

Каков порядок выплаты пенсий в государственных домах престарелых и интернатах.
Как изменяется сумма выплат, если пенсионер ездил в санаторий, к родным, лежал в больнице.
Кто и как распоряжается пенсионными перечислениями.


В соответствии со ст. 122 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсионерам, проживающим в государственных или муниципальных учреждениях социального обслуживания, выплачивается пенсия в размере 25% от начисленной суммы, а оставшиеся 75% зачисляются на счета этих учреждений (помимо бюджетных дотаций) и используются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов. Перечисление указанных средств производится органом социальной защиты населения, назначающим и выплачивающим пенсию.
Пенсия в размере 25% от назначенной суммы выплачивается лично пенсионеру через отделения связи по ежемесячным ведомостям или зачисляется на личный счет в сбербанк.

Поскольку речь идет о назначенной пенсии, в ее сумму включаются все полагающиеся надбавки и повышения, а также компенсационная выплата.

Если у пенсионера, проживающего в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания (исключая периоды временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях), имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного члена семьи — четверть пенсии, на двух членов семьи — треть пенсии, на трех и более членов семьи — половина пенсии, на самого пенсионера — 25 процентов пенсии.

В период временного отсутствия пенсионера в указанных учреждениях ему выплачивается 75% назначенной пенсии. При этом периодом временного отсутствия считается календарный срок от 1 до 3 месяцев. Отсюда следует, что отсутствуя в доме-интернате меньше месяца (например, в течение 23 дней) пенсионер должен получить 25%, как обычно. Календарный период может определяться с любой даты (например, с 8 февраля по 4 марта). Поскольку в ст. 122 не оговорено иное, представляется, что в установленном новыми правилами размере пенсия должна выплачиваться как за полные, так и за неполные месяцы (пропорционально календарным дням временного отсутствия).

Причины и периодичность возможного временного отсутствия законом не оговариваются. Следовательно, они значения не имеют. Так, если, например, пенсионер в течение одного календарного года трижды выбывал из учреждения и отсутствовал всякий раз по 2 месяца, выплата ему пенсии за все периоды должна производиться по новым правилам (не в полном размере, а с уменьшением на 25%, которые перечисляются в учреждение).

Предполагается, что пенсия в период временного отсутствия пенсионера будет выплачиваться учреждением социального обслуживания, куда перечисляется разница между суммой назначенной и полагающейся к выплате пенсии. Так как законодателем не оговорено иное, по мнению правоприменительных органов, в период временного отсутствия пенсионера пенсия должна выплачиваться лишь за текущий месяц, т.е. по общему правилу, установленному ст. 120 Закона 1990 г. (см.: Л.С. Степина, С.В. Петрова. О выплате пенсий за период временного отсутствия пенсионеров в стационарных учреждениях социального обслуживания. «Пенсия». 2000. N 12. С. 23 — 26). С таким подходом трудно согласиться. Представляется, что в период временного выбытия пенсионера на срок, не превышающий трех месяцев, допустима выплата ему пенсии авансом, как это практикуется при выезде пенсионера за границу, когда пенсия выплачивается вперед за полгода.

Временное отсутствие пенсионера оформляется на основании его заявления приказом руководителя стационарного учреждения с указанием в нем даты выбытия и даты предполагаемого возвращения. При необходимости в заявлении указывается порядок получения пенсии за это время.

Если пенсионер отсутствует в доме-интернате более трех месяцев, такое отсутствие временным не считается. В правоприменительной практике его именуют длительным и полагают, что за пределами трехмесячного срока пенсия должна выплачиваться в полном размере.



Как уже упоминалось, 75% пенсии направляется в учреждение социального обслуживания, где находится пенсионер, для улучшения условий проживания. Перечисление этих средств производится органами социальной защиты населения на внебюджетный счет дома престарелых, т. н. счет «Суммы по поручениям».
Администрация дома каждый год представляет органу социальной защиты населения, выплачивающему пенсию, список лиц, находящихся в учреждении, по состоянию на 1 января.
В течение года администрация подает сведения об изменениях в составе проживающих в учреждении пенсионеров. Администрацией по согласованию с вышестоящим органом социальной защиты населения ежегодно утверждается Перечень мероприятий по целевому использованию средств. В первую очередь они должны направляться на приобретение мягкого инвентаря сверх установленных нормативов, улучшение питания, приобретение технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, мероприятия по развитию лечебно — трудовых процессов и на другие расходы, связанные с жизнедеятельностью обеспечиваемых.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, поступающие в стационарные учреждения социального обслуживания на временное пребывание, разницу между получаемой и полагающейся им пенсией вносят в кассу учреждения. Учреждение, в свою очередь, перечисляет эти средства на внебюджетный счет.

При выбытии пенсионера из учреждения социального обслуживания в лечебно — профилактическое или санаторно — оздоровительное учреждение выплата пенсии производится ему в полном размере независимо от срока пребывания в этих учреждениях. Расходы на выплату пенсии в полном размере обеспечиваются из средств того счета учреждения социального обслуживания, на который поступает разница между назначенной и причитающейся к выплате пенсии.

При переводе обеспечиваемого из одного дома-интерната в другой вся причитающаяся сумма пенсии, зачисленная на депозитный счет и им не востребованная, перечисляется на депозитный счет соответствующего дома-интерната или на личный счет обеспечиваемого в сбербанке по новому месту нахождения.

Если пенсионер из дома престарелых или интерната выезжает в санаторий или профилакторий, выплата пенсии производится в полном размере, независимо от срока пребывания пенсионера в указанных учреждениях. Сведения о временном выбытии пенсионера в отдел соцзащиты не направляются, и пенсия перечисляется в соответствии со ст. 122 (25% и 75%). Расчет с обеспечиваемым в данных случаях осуществляется бухгалтером интерната или дома престарелых по возвращении пенсионера на основании справки о сроке пребывания в соответствующем учреждении. Расходы на выплату пенсии в полном размере возмещаются бухгалтером из средств, перечисленных на счета «сумм по поручениям».
Расходы, связанные с дорогой до лечебного учреждения, возмещаются интернатом так же за счет средств «сумм по поручениям» на основании представленных документов.



Что касается недееспособных пожилых людей, то их интересы представляет опекун. Недееспособность подтверждается только решением суда. Если над лицом, признанным недееспособным, до его помещения в психиатрическое учреждение (ПНИ) опека не была установлена, функции опекуна осуществляет это учреждение.
Недееспособным обеспечиваемым пенсия в размере 25% от назначенной суммы зачисляется на депозитный счет дома-интерната или выплачивается опекуну отделом соцзащиты по месту его жительства.
Средства с депозитного счета учреждения расходуются на личные нужды пенсионера в соответствии с решением комиссии, создаваемой руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии и возглавляемой руководителем. Комиссия составляет перечень товаров, которые необходимо приобрести для личных нужд пенсионера, и назначает лиц, которые отвечают за их приобретение и выдачу. Решение комиссии оформляется протоколом и является основанием для выдачи бухгалтерией необходимых сумм. Выдача товаров пенсионеру оформляется актом, который подписывается лицами, ответственными за их приобретение и выдачу, и утверждается руководителем учреждения.

Социальное пособие на погребение пенсионеров, проживавших в учреждениях социального обслуживания, выплачивается гражданам только в том случае, если ими за свой счет произведены похороны умершего. Не допускается выплата пособия на погребение сотрудникам учреждения, в котором проживал пенсионер.
Суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру и оставшиеся на депозитном счете в связи со смертью получателя, выплачиваются его наследникам на общих основаниях, т.е. по предъявлении администрации дома-интерната свидетельства о праве на наследство, выданного нотариальными органами по месту открытия наследства.

Примечание: Хосписы не относятся к числу учреждений социального обслуживания, а являются медицинскими учреждениями. Выплата пенсии в период пребывания в хосписах производится в полном размере.

Приложение
к приказу Министерства
труда и социального развития
Республики Адыгея
от 23 марта 2012 г. N 50

Порядок
перечисления и использования пенсий, других социальных выплат и иных
доходов недееспособных граждан, проживающих в государственных бюджетных
стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Адыгея

1. Настоящий порядок определяет механизм перечисления в государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания Республики Адыгея (далее - стационарные учреждения) пенсий, других социальных выплат и иных доходов граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, проживающих в стационарных учреждениях, а также механизм их использования.

2. Обязанности опекунов недееспособных граждан, помещенных под надзор в стационарные учреждения, исполняются стационарными учреждениями в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Выплата пенсий, ежемесячных денежных выплат, доплат и надбавок к пенсии, иных социальных выплат недееспособным гражданам, временно или постоянно проживающим в стационарных учреждениях (далее - недееспособные граждане), производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения стационарного учреждения путем перечисления финансовых средств на лицевой счет стационарного учреждения, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея).

Иные доходы недееспособных граждан, в том числе суммы алиментов, доходы, причитающиеся недееспособным гражданам от управления их имуществом, иные выплаты, перечисляются соответствующим органом (лицом) на лицевой счет стационарного учреждения, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея).

4. Администрация стационарного учреждения представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту нахождения стационарного учреждения:

а) список недееспособных граждан, опекуном которых в соответствии с действующим законодательством является соответствующее стационарное учреждение.

В представленном списке указываются фамилия, имя, отчество недееспособного гражданина, дата рождения, полный адрес места жительства, где недееспособный гражданин получал пенсию до помещения в стационарное учреждение, номер его пенсионного удостоверения, дата поступления в стационарное учреждение. Список подписывается руководителем стационарного учреждения, главным бухгалтером и заверяется печатью.

В дальнейшем сведения о недееспособных пенсионерах, поступивших в стационарное учреждение, направляются в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по мере поступления указанных граждан в стационарное учреждение;

б) адрес и реквизиты лицевого счета стационарного учреждения, открытого в Управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) (далее - лицевой счет).

5. Для перечисления иных доходов недееспособных граждан администрация стационарного учреждения представляет соответствующему органу (лицу) информацию о реквизитах лицевого счета стационарного учреждения.

6. Поступающие на лицевой счет стационарного учреждения финансовые средства в качестве пенсий, других социальных выплат, иных доходов недееспособных граждан (далее - финансовые средства) учитываются бухгалтерией стационарного учреждения и используются на оплату за стационарное социальное обслуживание, удовлетворение личных потребностей недееспособных граждан и иные цели, предусмотренные федеральным законодательством. При этом в учреждении производится внутреннее перемещение указанных средств на счетах бухгалтерского учета с кода вида деятельности 3 на код 2, либо предусматривается в учетной политике учреждения отражение денежных средств в сумме, поступающей в рамках договора на социальное обслуживание, сразу по приносящей доход деятельности.

7. Оплата за стационарное обслуживание осуществляется в соответствии с Порядком оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарными учреждениями (отделениями) социального обслуживания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 февраля 2006 года N 20.

8. Финансовые средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения в качестве средств, находящихся во временном распоряжении, являются личными средствами недееспособных граждан и расходуются на их нужды.

9. Для осуществления функции опеки над недееспособными гражданами, проживающими в стационарных учреждениях, администрация стационарного учреждения может ежемесячно расходовать финансовые средства недееспособного гражданина, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, на его нужды в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (далее - величина прожиточного минимума) без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

В случае объективной необходимости использования на нужды недееспособного гражданина суммы, превышающей величину прожиточного минимума, расходование финансовых средств осуществляется с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

10. Расходование финансовых средств недееспособного гражданина, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляется на основании решения Комиссии по расходованию денежных средств недееспособных граждан (далее - Комиссия).

11. Положение о Комиссии и ее состав утверждается приказом руководителя стационарного учреждения.

Председателем Комиссии является руководитель стационарного учреждения.

В состав Комиссии могут входить работники стационарного учреждения с обязательным включением юриста и бухгалтера стационарного учреждения.

12. Комиссия составляет необходимый для приобретения перечень товаров на личные нужды недееспособных граждан, определяет иные расходы данных граждан и назначает лиц, ответственных за приобретение товаров, их выдачу, а также осуществление иных расходов.

Решение Комиссии оформляется протоколом. Протоколы ведутся в книге учета решений Комиссии, страницы которой должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью стационарного учреждения и заверены подписью его руководителя.

С лицами, ответственными за приобретение и выдачу товаров, заключается договор о материальной ответственности.

13. Бухгалтерия стационарного учреждения на основании решения Комиссии снимает финансовые средства с лицевого счета стационарного учреждения и выдает их лицам, ответственным за приобретение и выдачу товаров.

14. Лица, ответственные за приобретение и выдачу товаров недееспособным гражданам, приобретают на основании решения Комиссии товары для недееспособных граждан и представляют в бухгалтерию стационарного учреждения авансовый отчет с приложением первичных документов (акт закупки и товарный чек либо кассовый чек).

В случае наличия остатка денежных средств данные средства сдаются в кассу стационарного учреждения по приходному кассовому ордеру с последующим перечислением их на лицевой счет стационарного учреждения.

15. Выдача товаров производится недееспособному гражданину лицами, ответственными за приобретение и выдачу товаров, в присутствии старшей и дежурной медсестер отделения, о чем оформляется акт. Акт утверждается руководителем стационарного учреждения.

16. Поступающие от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, других органов (лиц) финансовые средства учитываются специалистом по социальной работе стационарного учреждения в книге "Текущих счетов и расходов" ф. 292 (далее - книга), где на каждого недееспособного опекаемого открывается отдельный лицевой лист. На основании представленных в бухгалтерию стационарного учреждения документов, подтверждающих приобретение и выдачу товаров недееспособным гражданам, в лицевых листах книги на каждого недееспособного опекаемого производятся записи о списании израсходованных сумм и выводятся остатки неиспользованных средств.

17. Ответственность за целевое расходование финансовых средств несут руководитель и главный бухгалтер стационарного учреждения.

18. При переводе недееспособного гражданина из одного стационарного учреждения в другое неиспользованные финансовые средства перечисляются на соответствующий счет нового учреждения.

19. В случае признания лица в установленном порядке дееспособным неиспользованные финансовые средства, по его желанию, выдаются ему на руки или перечисляются на счет, открытый на его имя.

20. В случае смерти недееспособного гражданина неиспользованные финансовые средства включаются в наследственную массу в соответствии с федеральным законодательством.

21. Для своевременного прекращения перечисления пенсии при выбытии недееспособного гражданина из стационарного учреждения или его смерти администрация стационарного учреждения в пятидневный срок обязана сообщить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, о дате и причинах снятия с учета недееспособного гражданина.

22. В случае перечисления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, излишних сумм финансовых средств администрация стационарного учреждения принимает решение об их возмещению органу, осуществляющему пенсионное обеспечение.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: