Пенсия организации объединенных наций

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229
"О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций"

С изменениями и дополнениями от:

29 апреля 2002 г., 17 марта 2010 г., 25 марта 2013 г., 23 июня 2014 г.

ГАРАНТ:

О единовременной выплате гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций см. постановление Правительства РФ от 18 января 2002 г. N 27

См. также телеграмму Минтруда РФ и МИД РФ от 18 июня 2001 г. N 4547-ЮЛ/ВФ-2435

Во исполнение статьи IV Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 октября 1980 г. Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 октября 1980 г., выплачивается ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

2. Ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, в зависимости от суммы средств, переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:

а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере 210 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере 290 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере 415 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

3. Вдовам (вдовцам) граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере 50 процентов суммы выплачивавшейся ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) умершего супруга (супруги), а в случае смерти супруга (супруги) до назначения ему (ей) государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания) - в размере 50 процентов ежемесячной доплаты, которая могла быть установлена к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) умершего супруга (супруги).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 постановление дополнено пунктом 3.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

3.1. Гражданам, имеющим одновременно право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) по двум основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 настоящего постановления, ежемесячная доплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер такой доплаты.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 пункт 4 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

4. При определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, применяется размер социальной пенсии, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

При увеличении (индексации) в установленном порядке социальных пенсий одновременно увеличивается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

5. Ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее дня назначения им государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).

При этом указанным гражданам, получающим государственные пенсии (ежемесячное пожизненное содержание) на дату вступления в силу настоящего постановления, ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается с даты вступления в силу настоящего постановления, если обращение за доплатой последовало не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

6. Установление и выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, производятся независимо от получаемой суммы государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания), пособий и других социальных выплат, а назначение этих выплат и определение их размера не зависят от установления и выплаты указанной доплаты.

Работающим пенсионерам ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) выплачивается в полном размере.

7. Ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, устанавливается и выплачивается органом, осуществляющим государственное пенсионное обеспечение (ежемесячное пожизненное содержание).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 постановление дополнено пунктом 7.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

7.1. Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) производится в порядке, установленном для выплаты указанной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).

8. Утвердить прилагаемое Положение о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций.

9. Министерству иностранных дел Российской Федерации выдавать по письменному обращению граждан, указанных в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, справки о суммах средств, переведенных на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, для установления им размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 в пункт 10 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

10. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год средства на выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), предусмотренной настоящим постановлением.

Расходы на выплату указанной ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) осуществляются в пределах ассигнований федерального бюджета, предназначенных для перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 11 внесены изменения

11. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

23 марта 2001 г.

Положение
о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229)

С изменениями и дополнениями от:

17 марта 2010 г., 23 июня 2014 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) (далее именуется - доплата) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 октября 1980 г. (далее именуется - Соглашение), а также вдовам (вдовцам) указанных граждан (далее именуются - граждане).

2. Заявление о назначении доплаты подается гражданином в орган, осуществляющий государственное пенсионное обеспечение (ежемесячное пожизненное содержание). Одновременно представляется документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина.

3. К заявлению о назначении доплаты гражданину Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, передавшему свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, прикладываются:

а) документы, подтверждающие работу этого гражданина в международных организациях системы Организации Объединенных Наций;

б) справка, подтверждающая сумму средств, переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, выданная в установленном порядке.

4. К заявлению о назначении доплаты вдове (вдовцу) гражданина Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, передавших свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, помимо документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, прикладываются:

а) копия свидетельства о заключении брака;

б) копия свидетельства о смерти супруга (супруги);

в) копия документа о назначении вдове (вдовцу) государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Заявление об установлении доплаты рассматривается органом, осуществляющим государственное пенсионное обеспечение (ежемесячное пожизненное содержание) в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. О принятом решении гражданину сообщается в письменном виде в установленном порядке, а в случае отказа в назначении доплаты - с указанием причин отказа.

6. В случае принятия решения об отказе в установлении доплаты (или несогласия гражданина с установленным размером доплаты) решение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Выплата доплаты производится в сроки, установленные для выплаты государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155 пункт 8 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

8. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой доплаты, осуществляется в пределах ассигнований федерального бюджета, предназначенных для перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и является строго целевым.

9. Выплата доплаты приостанавливается одновременно с приостановлением выплаты государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в пункт 10 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

10. Гражданам, проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, установленная им доплата выплачивается в полном размере.

11. Суммы доплаты, причитающиеся гражданину и недополученные в связи с его смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 апреля 2001 г. N 14 ст. 1364

Решением Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1843 пункт 4 настоящего постановления признан недействительным с 1 января 2002 г. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2002 г. N КАС 02-188 вышеупомянутое решение оставлено без изменения

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 155

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 285

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.


День ООН, отмечаемый по всему миру 24 октября, с одной стороны, вызывает гордость за работу российской дипломатии на международном поприще, на котором им довелось выполнять высокую миссию поддержания мира во всём мире и безопасности, решать глобальные вопросы. С другой стороны — хочется надеяться, что эти люди однажды займут достойное место в обществе и будут наконец получать соответствующее стандартам этой организации вознаграждение за свой труд.

Все дипломаты соцлагеря, включая и представителей Советского Союза, в подавляющем большинстве случаев подвергались дискриминации. Самой абсурдной и откровенно нелепой была дискриминация в сфере зарплат и социальных выплат по линии ООН. Так, ещё в Советский период существовала норма, по которой советские граждане-сотрудники ООН должны были делать отчисления от своих зарплат в пользу страны (СССР). Норма была введена советским руководством, исполнялась неукоснительно и в народе называлась «системой двух окон» (из одного берёшь, в другое отдаёшь).

Такая добровольно-принудительная норма существовала вплоть до «кончины» СССР. Известны были случаи, когда бывшие советские граждане, не выдержав унизительного положения, «переходили» на другую сторону вместе с жёнами и семьями. Нельзя сказать, что это носило массовый характер, но с несколько десятков случаев «перехода» разного уровня чиновников ООН имело место.

Трудно сказать, в каком из ООН-овских центров (Найроби, Нью-Йорк, Женеве или Вена) таких случаев было больше, но с десяток-двадцатку имён называются, они известны как в МИДе РФ, так и в ООН.

Так, если ООН выдавал некоему дипломату $20’000-$60’000 заработной платы, то после сдачи разницы в другом окошке сотруднику оставалось не более 10-40%, как правило, $200-600. Аналогичное соотношение имело место и в пенсионном обеспечении, если сотрудник (после 1981 года это обязаны были делать все) переводил свои начисления из Пенсионного фонда ООН в Россию. Сегодня доплата ООН к пенсии бывшего дипломата насчитывает порядка 10’000-11’000 рублей, что несопоставимо с тысячедолларовыми пенсиями дипломатов других стран.

Система недоплат по отношению к зарплатам их иностранных коллег по тем же департаментам продолжается уже в эпоху, когда СССР нет. Хотя по положению, утверждённому в системе ООН, любой сотрудник, который проработал более 12 месяцев в качестве международного чиновника вправе рассчитывать на получение пенсии, а в случае кончины самого сотрудника это право переходит либо мужу, либо наследникам первой очереди. В Центральном аппарате ООН это положение действует как минимум с 1975 года (читай форум бывших сотрудников ООН в Интернете).

Многие из российских дипломатов в прошлом были сотрудниками ООН. Они вправе рассчитывать на пенсию ООН, которая им полагается. В ряде случаев они (включая имеющих ранг P5) эту пенсию не получают по бюрократическим причинам внутреннего российского характера. Попробуйте получить необходимые для её оформления документы в МИД РФ! В то же время их коллеги из других стран, с которыми они работали в соответствующих департаментах ООН, эти пенсии получают в полном объёме, и лишь решают, где купить недвижимость премиального уровня.

«Рассматривается ли в недрах Министерства иностранных дел России вопрос о праве российских дипломатов на отсутствие дискриминации в финансовом вопросе, и почему так происходит, что сотни дипломатов недополучают деньги?», — этот вопрос «Э-Вести» адресовали к замминистра иностранных дел России Сергею Васильевичу Вершинину.

«Действительно, много россиян работают в системе ООН, — ответил Сергей Васильевич. — Мы, кстати говоря, всегда выступаем за то, чтобы наших представителей было больше в этой организации. Эти люди обладают большим потенциалом, большим опытом. Им приходится вести аспекты того, как Россия подходит к международным и региональным проблемам.

Насколько я знаю, в ООН существует чёткая система накопления пенсионных отчислений. Она очень сильно варьируется в зависимости от того, сколько человек проработал в этой системе, какие должности он занимал, и так далее.

Меня удивила цифра о сотнях людей, которые сталкиваются с трудностями, но могу сказать одно: мы всегда защищали права наших граждан. Пенсионеры — это вопрос для нас принципиальный. Поэтому я Вам обещаю, что я посмотрю на этот вопрос ещё раз, и дам ответ».


Цена:

Авторы работы:

ЧЕТЫРКИН ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПЕНСИОННЫЙ ФОНД МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2014, № 5, с. 15-20

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2014 г. Е. Четыркин

Статья знакомит с принятой в Объединенном пенсионном фонде ООН пенсионной схемой, видами пенсий и пособий, основными правилами, действующими при определении размеров пенсий и взносов в фонд. Автор обращает внимание на эволюцию основных финансовых показателей деятельности фонда. Приведены результаты актуарных оцениваний фонда и меры, принятые для ликвидации обнаруженного актуарного дефицита.

Ключевые слова: ООН, пенсионные схемы, взносы в фонд, выплаты пенсий, актуарное оценивание, актуарный дефицит.

Пенсионное обеспечение в большинстве стран мира осуществляется государственными и негосударственными организациями. Государственные системы обслуживают все население страны или отдельные его группы. Например, госслужащих, кадровых военных и т.д. Негосударственные пенсионные организации создаются для обслуживания персонала отдельных корпораций и организаций или производственных предприятий. Такие учреждения называют частными, корпоративными или производственными пенсионными фондами (private, corporate, industrial pension funds), а иногда и пенсионными планами (pension plans). Обычно средства в эти фонды поступают как от работодателей, так и их участников. В России подобного рода организации называют "негосударственные пенсионные фонды" (НПФ)1. Некоторые из НПФ в силу разных причин, в том числе неясного представления о принципах и механизме функционирования пенсионных систем, пренебрежительного отношения к актуарному анализу и мерам обеспечения надежности, при недостаточном финансировании и т.д., не выдержали испытания временем.

Кроме названных видов пенсионных учреждений имеются и другие. Существует единственный пенсионный фонд, обслуживающий сотрудников различных международных организаций. Это Объединенный пенсионный фонд Организации Объединенных Наций (United Nations Joint Staff

ЧЕТЫРКИН Евгений Михайлович, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23 (cetyrk@rambler.ru). 1 До 1917 г. подобного рода учреждения функционировали в России под названием пенсионные и эмеритальные кассы [1].

Pension Fund, UNJSPF)2. Объединенный пенсионный фонд ООН (далее в статье - Фонд) был создан в 1949 г. Он во многих отношениях отличается, причем в лучшую сторону, от упомянутых выше пенсионных организаций.

Знакомство с принятой в Фонде пенсионной системой, видами пенсий и пособий, основными правилами, действующими при определении размеров пенсий и взносов, с опытом работы и некоторыми финансовыми результатами деятельности, надо полагать, представляет интерес для тех, кто связан с организацией пенсионного обеспечения в России. Не будет лишним знать об этом и специалистам-международникам.

Помимо Секретариата ООН, членами Фонда состоят 22 международные организации. Назовем самые крупные и известные из них3. Это Всемирная организация здравоохранения (WHO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), Организация ООН по вопросам образования и культуры (UNESCO), Международная организация труда (ILO), Международное агентство по атомной энергии (IAEA), Международный фонд развития сельского хозяйства (IFAD), Международный телекоммуникационный союз (ITU), Организация ООН по промышленному развитию (UNIDO), Международный трибунал по морскому праву (ITLOS), Международный центр генной инженерии и биотехнологии (ICGEB), Международная организация гражданской авиации (ICAO). К концу 2011 г. в Фонде числилось более 120 тыс. участников, работающих в различных международных организациях, и 65 тыс. пенсионеров.

2 Автор в течение 25 лет был членом Комитета актуариев этого Фонда.

3 Полный перечень международных организаций - членов Фонда см.: www.unjspf.org/UNJSPF. Members.

Начнем с двух базовых положений, на которых основаны правила и деятельность Фонда. Первое - в Фонде применяется так называемое групповое пенсионное страхование. Отсюда следует, что соблюдается финансовая солидарность всех его участников в целом. Второе положение относится к принятой пенсионной схеме. В пенсионном страховании применяют два вида пенсионных схем: с установленным размером взносов (defined contributions, DC) и с заранее оговоренными суммами пенсионных выплат (defined benefits, DB). От выбранной схемы зависит, что считается первичным (исходным, гарантированным) в деятельности пенсионного фонда - размер взносов или пенсий. Согласно первой, сначала устанавливается величина взносов, а фактический размер пенсии является величиной, производной от них и инвестиционного дохода. При второй схеме сначала фиксируется размер будущей пенсии, а затем рассчитываются необходимые суммы взносов.

Схема DC имеет определенные преимущества для вкладчика - его ответственность заканчивается после выплаты взносов в пенсионную систему. Однако схема DB часто более привлекательна для пенсионера, поскольку его больше всего интересует, сколько конкретно он будет получать. Рассматриваемый нами Фонд работает по схеме DB.

Заметим, что на практике ни та, ни другая пенсионная схема не предполагает абсолютной неизменности размеров пенсии или взносов. Конкретные правила могут быть в силу различных обстоятельств изменены. Однако эти изменения не должны затрагивать уже накопленные права участников (accumulated rights, accrued rights).

Обратимся к конкретным правилам, принятыми в Фонде [6]. Участником Фонда становится штатный сотрудник, занятый на полной ставке или на половине ставки, принятый на работу на срок не менее шести месяцев в одной из международных организаций - члене Фонда.

В Фонде выплачивают следующие виды пенсий и пособий: стандартная пенсия по старости (age retirement benefit); досрочная пенсия (early retirement benefit); отсроченная пенсия (deferred retirement benefit); пенсия по нетрудоспособности (ill-health benefit, disability benefit); пенсия вдове/ вдовцу (widow/widower 's benefit); пособия на детей (child's benefit); пенсии иждивенцам второго круга (secondary defendant's benefit); единовременное пособие; выходное пособие (withdrawal benefit).

Стандартная пенсия по старости назначается участнику Фонда при условии, что он проработал

в международной организации - члене Фонда не менее 5 лет. Пенсия пожизненная. Стандартный возраст выхода на пенсию (normal retirement age) для сотрудников, ставших участниками до 1 января 1990 г., равен 60 лет. Для сотрудников, ставших участниками после этой даты, возраст выхода повышен до 62 лет.

Размер стандартной пенсии (R) определяется с учетом трех величин: стажа участника (T), средней величины заработной платы (Z) и коэффициента накопления (K) по формуле: R=T • Z • K.

Средняя величина заработной платы (final average remuneration) определяется как средняя за 36 месяцев работы с наиболее высокой заработной платой, засчитываемой для пенсии (pensionable remuneration) из последних 5 лет работы. Коэффициент накопления (процент от уровня заработной платы) за стаж до 1983 г. составлял 2% за один год работы. За стаж с 1983 г. коэффициент накопления гибкий. Так, за первые 5 лет работы он равен 7.5% (по 1.5% за год), за следующие 5 лет по 1.75%, а за стаж свыше 10 и до 25 лет - по 2% за год работы. Наконец, за стаж свыше 35 лет - по 1% за год. Максимальная величина коэффициента накопления равна 70%. Таким образом, в зависимости от стажа пенсия составляет от 7.5 до 70% средней заработной платы.

Ранняя, или досрочная, пенсия назначается участнику с опережением не более чем на 5 лет, по сравнению со стандартным возрастом выхода на пенсию. При назначении досрочной пенсии ее размер снижается на 6% за каждый год опережения для участников со стажем менее 25 лет. Для участников со стажем 25 лет и более сокращение пенсии менее существенное. Например, при стаже 30 и более лет - на 1% за год опережения. Необходимое и единственное условие для назначения досрочной пенсии - стаж работы в международных организациях - членах Фонда должен составлять не менее 5 лет.

Отсроченная, или отложенная, пенсия назначается (но не выплачивается) участнику, если он прекращает работу, не достигнув пенсионного возраста при стаже в международной организации не менее 5 лет. В этом случае участник получает право на пенсию, которое он может реализовать в дальнейшем в виде стандартной пенсии. Допускается перевод права на пенсию в любой другой пенсионный фонд с соответствующим финансированием со стороны Фонда.

Перечисленные виды пенсии могут быть скомбинированы с единовременным пособием (lump

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Таблица 1. Отчисления от заработной платы, %

Период Участник Работодатель

До 1984 г. 7.00 14.00

С 1 января 1984 г. по 30 июня 1988 г. 7.25 14.50

С 1 июля 1988 г. по 30 июня 1989 г. 7.40 14.80

С 1 июля 1989 г. по 31декабря 1989 г. 7.50 15.00

С 1 января 1990 г. 7.90 15.80

Источник: [5, Article 25. Contributions].

sum), которое участник Фонда имеет право получить в момент выхода на пенсию. Размер пособия не может превышать 1/3 актуарного эквивалента пенсии4 или собственных взносов участника. Так, если единовременная выплата равна 1/3 актуарного эквивалента, то регулярно выплачиваемая пенсия составит 2/3 первоначального ее размера.

Пенсия по нетрудоспособности выплачивается ежемесячно без права получения единовременного пособия. Размер пенсии определяется так же, как и величина пенсии по старости, но коэффициент накопления устанавливается особым способом.

Пенсия вдове/вдовцу положена в случае смерти супруга/супруги, работающего сотрудника международной организации или пенсионера, получающего пенсию из Фонда. Пособие на детей выплачивается детям до 21 года (неженатым). Пособие на ребенка равно 1/3 получаемой родителем-пенсионером пенсии.

Пенсии иждивенцам второго круга выплачиваются в случае смерти участника Фонда (работающего или пенсионера) лицу, находящемуся на его иждивении. Матери или отцу пожизненно положена пенсия в размере, равном половине стандартной, досрочной, отложенной пенсии у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, 2004

Вопрос о пенсионном обеспечении граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций (ООН) Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным Пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций достаточно сложный. Дело в том, что труд граждан бывшего СССР, работавших в организациях системы ООН в качестве международных служащих, оплачивался из бюджета соответствующих организаций. Из их зарплаты удерживались пенсионные отчисления, которые аккумулировались в Объединенном Пенсионном фонде персонала ООН (ОПФ).

В заключенном в 1980 г. между Правительством СССР и ОПФ Соглашении о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10.10.1980 (далее - Соглашение) предусматривалась возможность перевода пенсионных взносов в СССР, а их размер должен был учитываться при назначении соответствующим работникам пенсий по советскому законодательству. Речь шла, как правило, о назначении персональных пенсий, которые были отменены в ходе реформы пенсионного законодательства с 1 января 1992 г. в соответствии со ст.134 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", поскольку это противоречило концепции пенсионной реформы.

В соответствии с Соглашением участникам ОПФ, каковыми признавались сотрудники организаций, командированные с государственной службы СССР, было предоставлено право на перевод причитающихся им средств из ОПФ в Фонд социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного социального страхования СССР (ст.6 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях").

Вместе с тем ст.IV Соглашения предусматривалось, что при переводе ОПФ согласно ст.III средств Фонду социального обеспечения СССР участник утрачивает право на получение каких-либо пособий, предусмотренных в Положениях, и засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, а переведенная Фонду социального обеспечения СССР сумма учитывается при определении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.

В указанной статье Соглашения устанавливалось, что срок службы в международных организациях должен включаться в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии по законодательству СССР, а также предписывалось учитывать переведенные суммы при определении тех видов и размеров пенсии, которые установлены национальным законодательством. Однако не были приведены ни вид, ни размер пенсии, ни какие-либо критерии ее определения, так как эти вопросы решало национальное законодательство.

Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения бывших сотрудников международных организаций ООН оказался законодательно не урегулированным, и возникла необходимость установления соответствующего пенсионного обеспечения этим лицам с учетом объема переведенных Фонду социального обеспечения СССР средств.

Правительство Российской Федерации для реализации права бывших сотрудников международных организаций системы ООН и во исполнение норм Соглашения издало Постановление от 23.03.2001 N 229 (с изменениями и дополнениями от 29.04.2002) "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций" (далее - Постановление N 229). В Постановлении N 229 устанавливалось, что гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, должна выплачиваться ежемесячная доплата к пенсии, назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, данная доплата устанавливалась вдовам (вдовцам) граждан, получавших такое дополнительное материальное обеспечение, в размере 50% выплачивавшейся доплаты, а в случае смерти супруга (супруги) до установления доплаты - в размере 50% доплаты, которая могла бы быть оформлена умершему гражданину.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2002 N 27 была произведена единовременная выплата гражданам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), установленную Постановлением N 229. Размер единовременной выплаты исчислялся с учетом продолжительности получения государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания) и в зависимости от суммы средств, переведенных ОПФ на счет бюджета государственного социального страхования СССР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 285 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" п.п.2 и 4 указанного Постановления были приведены в соответствие с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В п.2 Постановления N 229 установлен размер доплаты к государственной пенсии гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости (в прежней редакции он устанавливался в кратном исчислении от минимального размера пенсии по старости). Пунктом 4 Постановления N 229 было установлено, что при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в п.п.1 и 3, должен применяться размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.1 ст.14 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

Таким образом, проблема пенсионного обеспечения указанной категории граждан за счет выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом средств, поступивших на счет бюджета государственного социального страхования СССР, и требований норм нового пенсионного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2001 г., была решена. Однако данное решение и указанные акты Правительства Российской Федерации были обжалованы гражданами Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН в Верховном Суде Российской Федерации.

По мнению заявителей, в ОПФ формировались их личные пенсионные накопления, которые должны быть им выплачены в полном объеме со счета бюджета государственного страхования СССР, поскольку разрешения с их стороны на использование указанных средств для нужд социального обеспечения не имелось.

Верховный Суд Российской Федерации подтвердил полномочия Правительства Российской Федерации при принятии Постановления N 229.

В Определении от 25.04.2002 N КАС 02-188 Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что обжалуемое Постановление Правительства Российской Федерации не устанавливает и не изменяет виды и размер пенсий, назначенных гражданам из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций. Вид и размер пенсий этим гражданам определены в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это и предусмотрено п."b" ст.IV Соглашения. Однако, поскольку действующее законодательство не предусматривает при определении видов размеров пенсий возможность учета сумм, переведенных на основании Соглашения, Правительство Российской Федерации установило доплаты к назначенным пенсиям. Данное полномочие основано на ст.ст.16, 21 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в силу которых Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию прав граждан в социальной сфере и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам.

При рассмотрении вопроса об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии Правительство Российской Федерации исходило из того, что ст.IV Соглашения предписывает учитывать суммы, переведенные ОПФ Фонду социального обеспечения СССР, при определении вида и размера пенсии в соответствии с законодательством СССР.

Рассматривая вопрос о размере доплаты к пенсии, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что ст.IV Соглашения по данному вопросу не содержит никаких конкретных норм, которые прямо предписывали бы, в каком размере следует устанавливать доплаты к пенсии. Норма Соглашения не устанавливает каких-либо критериев по учету при назначении пенсии суммы переведенных средств, а отсылает к внутреннему законодательству. В связи с этим суд не может проверить обоснованность размеров доплат (на предмет их соответствия Соглашению), установленных Постановлением N 229. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что, приняв решение об установлении доплат к пенсиям в тех размерах, которые в нем указаны, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий и правомерно.

В Решении от 07.10.2003 по делу N ГКПИ 03-722 Верховный Суд Российской Федерации также делает вывод о том, что Правительством Российской Федерации оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции и федеральному законодательству не противоречит.

ОПФП ООН

Об Объединенном пенсионном фонде персонала (ОПФП) ООН

ОПФПООН был создан в 1948 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН для обеспечения выплат персоналу пенсий и пособий после прекращения службы в ООН и 23 организациях, в большинстве своем входящих в ее систему и принявших решение о членстве в Фонде. ОПФПООН является инструментом управления средствами пенсионной системы. Финансирование Фонда осуществляется из трех источников: 1) взносы организаций, 2) взносы сотрудников и 3) поступления от инвестиций.

Информация об ОПФПООН представлена на его сайте в сети Интернет по адресу: https://www.unjspf.org.

За инвестиционную деятельность Фонда отвечает Генеральный секретарь ООН. Пенсионной системой (сбор взносов, выплаты пенсий) управляет секретариат Правления ОПФПООН. Последняя 65-я сессия Правления Фонда состоялась 26 июля – 3 августа с.г. в штаб-квартире ФАО в Риме. В настоящее время в состав Правления ОПФПООН входит гражданин России Д.С.Чумаков.

Право претендовать на получение пенсии из Фонда зависит от возраста и срока службы его участника в организации, являющейся членом ОПФПООН. Пенсионный возраст составляет 65 лет(1), минимальный для начисления пенсии стаж – пять лет. При стаже менее пяти лет сотруднику возвращаются отчисления вместе с накопленными процентами в виде единовременного пособия после прекращения участия в пенсионном плане. Участие в Фонде является обязательным для всех проработавших более 6 месяцев сотрудников. На конец 2017 г. взносы в ОПФПООН поступают от 126,7 тыс. человек (сопоставимо с уровнем 2016 г.). Количество ооновских пенсионеров составило 78,2 тыс. чел. (74,7 тыс. чел. в 2016 г.).

Для определения размера отчислений в ОПФПООН, а также параметров пенсионного обеспечения международного гражданского служащего используется специальная шкала зачитываемого для пенсии вознаграждения (ЗПВ), которое учитывается только при расчетах (см. приложение I). Ставка взноса в Фонд составляет 23,70% от суммы ЗПВ, из которых 1/3, или 7,90%, покрывается за счет международного чиновника, а 2/3, или 15,80%, – за счет организации. Размер ежемесячных выплат по линии ОПФПООН зависит от срока службы пенсионера. В соответствии с п. (b) ст. 28 Положений, правил и системы пенсионных коррективов ОПФПООН установлены следующие ставки при расчете пенсии: за первые пять лет по 1,5% от окончательного среднего ЗПВ за последние три года; следующие пять лет – по 1,75%; следующие 25 лет – по 2%; в случае если стаж работы сотрудника превышает 35 лет, то по 1% за каждый год, но при этом общая сумма пособия не должна превышать 70% от ЗПВ(2).

Например, стаж участника, работавшего последние пять лет в должности уровня D-1 на ступени III, составляет 27 лет. Расчет: 5 лет Х 1,5% от ЗПВ (217 446 долл. США) + 5 лет Х 1,75% + 17 лет Х 2% = 50,25%. Умножаем полученный процент на размер ЗПВ (50,25% Х 217 446 долл. США) и получаем 109 267 долл. США в год или 9 106 долл. США в месяц.

Один раз в два года проводятся актуарные оценки деятельности Фонда для определения того, насколько его существующие и прогнозируемые активы будут достаточны для исполнения текущих и будущих обязательств.

Финансовые показатели функционирования ОПФПООН за 2017 г. свидетельствуют о его устойчивом положении. Рыночная стоимость активов (капитализация) возросла до 64 млрд долл. США. Годовой прирост составил 9,9 млрд долл. США, превысив целевые показатели как в номинальном, так и в реальном выражении.

Шкала зачитываемого для пенсии вознаграждения для категории специалистов и выше, а также руководящих постов (в долл. США)

(по состоянию на 1 февраля 2018 г.)
Ступень (Step)
Уровень (Level) I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII
USG 311 276
ASG 287 705
D-2 233 802 239 233 244 671 250 109 255 540 260 976 266 410 271 845 277 278 282 711
D-1 207 980 212 583 217 446 221 906 226 365 230 815 235 274 239 953 244 733 249 511 254 281 258 586 263 184
P-5 180 942 184 732 188 523 192 321 196 110 199 903 203 692 207 489 211 279 215 072 218 864 222 666 226 731
P-4 147 697 151 352 154 999 158 648 162 307 165 953 169 606 173 261 176 909 180 557 184 206 187 870 191 515
P-3 121 389 124 491 127 589 130 682 133 785 136 880 139 979 143 081 146 324 149 714 151 101 156 486 159 875
P-2 94 047 96 819 99 587 102 365 105 131 107 904 110 675 113 445 116 216 118 985 121 759 124 531 127 298
P-1 72 214 74 566 76 919 79 270 81 623 83 975 86 327 88 679 91 031 93 384 95 735 98 087 100 439

USG – Under-Secretary-General (заместитель Генерального секретаря)

ASG –Assistant Secretary-General (помощник Генерального секретаря)

D – Director (директор)

P –Professional (специалист)

(1) - До декабря 2012 г. пенсионный возраст наступал в 60 лет или 62 года, если участник поступил на службу после 1 января 1990 г. В декабре 2012 г. пенсионный возраст был увеличен до 65 лет, но только для новых сотрудников, которые будут трудоустроены с 1 января 2014 г.

Читайте также: