Пенсия по слуху для летного состава


Мы продолжаем разговор с руководителем Научно-исследовательского Центра профпатологии и гигиены труда гражданской авиации ФБУ «Центральной клинической больницы гражданской авиации», кандидатом медицинских наук Еленой Аденинской. На этот раз мы побеседовали о том, почему зарубежный опыт диагностики нарушений слуха до сих пор не востребован в России, зачем профпатолог и сурдолог должны работать в единой связке, чтобы прояснить клинику профзаболеваний, и почему летчики нередко пытаются избежать объективной диагностики.

- Елена Евгеньевна, вы говорили о том, что у нас в стране при экспертной оценке заболеваний слуха нередко случается, как гипердиагностика, так и гиподиагностика – в зависимости от интересов обратившегося к специалистам работодателя или работника…

- Каждый специалист отвечает за свое заключение и несет за него юридическую ответственность. Проводя экспертизу связи заболевания с профессией, мы должны быть абсолютно уверены в вынесенном решении, каждый вывод и заключение в проведенной экспертизе должен быть подкреплён доказательством на основании научных исследований.

Замечательно, что сегодня есть сознательные люди, которые обращаются к нам за помощью и советом, консультируются. Появились медицинские службы, которые готовы работать так, как работает весь мир. Ведь сегодня вся передовая западная медицина опирается на доказательную базу. Настоящий врач и эксперт, всегда должен знать опыт коллег, и интересоваться научными исследованиями, а лучше, если он занимается наукой сам.

- Это в основном отечественные исследования или зарубежные?

- У нас в Российской Федерации подобных исследований нет в принципе. Мы недавно опубликовали систематический анализ литературы и, к сожалению, именно работы о членах летных экипажей отсутствуют. Если и есть эпидемиологические работы, то они носят исключительно описательный характер. А работы, которые имеют высокую степень доказательности, пока существуют только за рубежом.
С другой стороны, люди везде одинаковы, и вредные факторы воздействуют на них одинаково – и на американца, и на итальянца, и на русского.

- То есть, можно сказать, что в сложившейся ситуации не только можно, но и нужно опираться на опыт зарубежных коллег?

- Конечно, ведь зарубежные коллеги работают над теми же проблемами. Но проблема диагностики профзаболеваний их уже не интересует: они давно ее решили. Их интересует только профилактика. Мы же пока не можем правильно диагностировать, какова клиника профзаболеваний никак не определимся, какой классификацией пользоваться – невозможно сравнить исследования разных авторов, у всех различные подходы к оценке нарушения слуха.

- Каким образом проводятся эти точные исследования?

- Есть целый ряд аудиологических методик, используя которые, можно доказать либо опровергнуть ранее проведенные исследования. Это очень важно, потому что мы встречаемся как с гиподиагностикой, например, при желании скрыть имеющиеся нарушения слуха, для продолжения лётной карьеры, так и с гипердиагностикой, например, при желании работника завершить работу с более значимыми изменениями слуха, с целью улучшения материального положения на пенсии.



- Почему, в таком случае, мы не можем перенять зарубежный опыт. Что препятствует взять их диагностические системы за основу?

- Ничего не препятствует. Мы рабочей группой проанализировали зарубежный опыт – клинические рекомендации, имеющие высокую степень доказательности, которую давно используют за рубежом, и адаптировали эту информацию к нашим реалиям. Потому что у нас разные нормативные и правовые базы, и просто «списать» зарубежный опыт, чтобы он работал у нас в стране, невозможно. В конце 2015 года мы уже выпустили федеральные клинические рекомендации по потере слуха, вызванной шумом. В 2016 году они были опубликованы в 3-м номере журнала «Медицина труда и промышленная экология». В настоящее время мы переработали эти рекомендации в новом формате – передали для утверждения главному внештатному профпатологу. Но, к сожалению, до сих пор эти рекомендации «не пошли в массы», специалисты по ним не работают. Более того, мы встречаем некоторое внутреннее сопротивление.

- Откуда это сопротивление, чем оно обусловлено?

- У нас принято, что под документом должна стоять чуть ли не подпись президента – только тогда он будет считаться документом. И почему-то совсем другое отношение к исследованию, разработанному группой ведущих специалистов по конкретной патологии, опубликованному в серьезном издании, подтвержденному двумя ассоциациями врачей, главным отоларингологом и главным профпатологом страны… Этот факт трудно объяснить.

- Очевидно, под документом нужны подписи руководителей Минтруда и Минздрава?

- Да, к сожалению, у медицинских специалистов закрепилось четкое представление о документе, если нет печати Минздрава, эти рекомендации имеют необязательный характер. При этом мы имеем очень качественный документ, и, если бы мы сегодня по нему работали, то 70 процентов проблем, связанных с диагностикой, не было бы.

- Процесс правильной диагностики на деле тормозится бюрократическими процедурами? Это единственная проблема?

- Есть и другая проблема. Отсутствует координация профессиональной деятельности врачей оториноларингологов и профпатологов в области диагностики, экспертизы связи заболевания с профессией, профилактики и лечения потери слуха, вызванной шумом, что требует разработки и реализации единых программ последипломного образования для специалистов, принимающих участие в оказании первичной и специализированной профпатологической помощи.

Научные исследования, проведенные врачами-оториноларингологами, отличаются глубоким и всесторонним клиническим обследованием пациента, включая полный спектр аудиологического обследования, выявление доклинических признаков заболевания, дифференциальную диагностику с четким обоснованием характерных признаков выявленных нарушений со стороны слухового анализатора. Вместе с тем, врачи-оториноларингологи недостаточно, на наш взгляд, уделяют внимания обоснованию шумовой этиологии заболевания. Сам факт работы в «шумоопасной» профессии, т.е. предполагаемый или фактический контакт с производственным шумом без учета фактических уровней его воздействия и кратности превышения гигиенических нормативов, они нередко рассматривают как достаточное основание для отнесения выявленных нарушений слуховой функции к профессиональным. Врачи-профпатологи четко проводят экспертизу связи заболевания с профессией, однако при этом обследование органа слуха сводится, как правило, к единичному аудиометрическому исследованию в конвенциональном диапазоне частот без подкрепления полученных данных объективными методами исследования и качественной дифференциальной диагностики.

Конечно, при осмотре профессиональных больных не все врачи спрашивают у пациента: «А кем вы работаете?»

В настоящее время есть немало центров профпатологии, в которых нет отоларингологов. Этим центрам приходится направлять работников к сурдологу в поликлинику, врач-специалист занимается лечением детей, острой патологии требующей неотложного вмешательства.

- То есть, можно говорить, о незаполненной нише, в которой встречаются интересы узкопрофильных специалистов, где одни без других не могут. А какие вы видите пути преодоления этой проблемы?

-В качестве примера решения проблемы можно привести Центральную клиническую больницу гражданской авиации, где в авиамедицинский блок входит центр профпатологии, Центральная врачебная экспертная летная комиссия и отделения восстановительного лечения и экспертизы лётного состава. Преимущество состоит в том, что все специалисты – профпатологи, сурдологи, оториноларингологи, неврологи, авиационные специалисты и др. обследуют одного работника, принимают совместное решение, собирают консилиумы, имеют возможность друг у друга учиться. Совместно принимать решение о допуске в профессию, как с позиции безопасности полётов, так и с позиции контакта с вредными фактором. Работник один, и решение должно быть единым и согласованным. Имея 20-летний стаж работы в этой области, я только сейчас, работая в Центральной клинической больнице совместно с авиационными специалистами, поняла, какое это сотрудничество дает преимущество в работе.

Поверьте, специалистам на местах эти нюансы абсолютно не ведомы. Поэтому необходимы профильные центры, подобные нашему – с конкретной специализацией и наличием квалифицированных специалистов.

- С какими еще проблемами приходится сталкиваться вашему центру?

- Пожалуй, немаловажную роль играет некоторое сопротивление, которое мы пока встречаем со стороны наших потенциальных пациентов. Не все хотят приходить к нам на обследование, поскольку понимают, что если на самом деле тугоухости нет, то мы такой диагноз никогда не поставим. Истина для нас превыше всего.
Также существует сопротивление коллег профпатологов из других Центров профпатологии. К примеру, если мы проводим экспертизу связи заболевания с профессией, и скрупулёзно на 13 листах обосновываем, почему заболевание у данного работника не является профессиональным. Недовольные данным решением работники идут в другой центр профпатологии, где обоснование специалистов укладывается в несколько строчек, о том, что клиника типичная, соответственно – заболевание профессиональное. И такие случаи, к сожалению, не единичны.

- Возможно ли вменить работникам в обязанность проходить вашу экспертизу вместо комиссий, которые делают гипердиагностику?

- Сегодня каждый человек имеет право обратиться в любое учреждение по собственному выбору. В приказе Минздрава № 911 указано, что приоритет должен быть отдан специализированным центрам профпатологии. Но это определение допускает возможность обращения и в неспециализированное учреждение.

- Допустим, получает пилот желанную пенсию «по ушам», а руководитель узнаёт, что диагностировано профзаболевание. Как работодатель может защитить себя?

- У него есть право обратиться в суд. Вообще, занимаясь досудебной экспертизой связи заболевания с профессией я часто встречаюсь с тем, что российские работодатели не знают своих прав, не понимают, какова на самом деле ситуация в сфере диагностики, экспертизы. Мы готовы провести любую независимую экспертизу, кто бы ее ни заказал – работник, работодатель, ФСС или другие социальные партнеры.

Эксперт " A viation EX plorer"




В последние годы резко увеличилось количество жалоб лётного состава на частичную потерю слуха.

Результаты медицинского освидетельствования летного состава по РФ в 2013 году


По данным ВЛЭК

Практически во всех случаях это признается профзаболеванием и авиакомпании «приговариваются» к пожизненным выплатам компенсаций. Однако, как отмечают медицинские специалисты, далеко не всегда причины нейросенсорной тугоухости напрямую связаны с исполнением профессиональных обязанностей. Отмечается общее снижение физических кондиций населения России и, как следствие, омоложение «возрастных» заболеваний и более частое проявление различного рода патологий. Причем, по данным ВЛЭК за 2013 год, в 80% случаев причиной профессиональной дисквалификации явилась хроническая нейросенсорная тугоухость.


В то же время, существующая система медицинского освидетельствования летного состава не позволяет выявлять случаи нейросенсорной тугоухости на ранней стадии заболевания. Большинство пилотов скрывают данный диагноз от ВЛЭК, что обоснованно вызывает опасение за возможность исполнения ими своих профессиональных обязанностей по обеспечению безопасности полетов. Данный диагноз ставится чаще всего лишь при активных жалобах на снижение слуха. Однако эти жалобы возникают лишь тогда, когда человек понимает, что его лётная карьера заканчивается.


Как видно из приведенных выше данных, рост проф. заболеваний в 2009 и 2010 годах совпадает с выводом из эксплуатации ВС отечественного производства и, как следствие, массовым сокращением и выходом на пенсию авиационного персонала.

В то же время, истинные причины дисквалификации при существующей системе ВЛЭК не подлежат анализу. По мнению медицинских работников, нередко первопричиной тугоухости является иное заболевание, которое так и остается недиагностированным. Обращает на себя внимание и тот факт, что раньше авиакомпании эксплуатировали значительно более шумные воздушные суда, а жалоб на частичную потерю слуха было в разы меньше. Несмотря на то, что в свое время Министерство транспорта направляло в Роспотребнадзор данные иностранных производителей по шумовой нагрузке, и они соответствуют отечественным санитарным нормам, по мнению специалистов Роспотребнадзора, эти показатели не могут быть приняты в качестве базовых, так как они получены на основе зарубежных методик измерения, несоответствующих принятым в России стандартам.

Одновременно с этим специалисты отмечают, что возникла необходимость внесения изменений и в руководящие медицинские документы по диагностике, диспансерному наблюдению и порядку связи заболевания с профессией.


Итак, успешно проходя ВЛЭК и скрыв от комиссии свой диагноз, пилоты параллельно обращаются к стороннему профпатологу, запасаясь документами о профзаболевании. Так, например, только с марта по июль 2014 года профпатолог медслужбы ОАО «Государственное машиностроительное КБ «Вымпел» Афанасьева Н.В. оформила пилотам 51 извещение о предварительном диагнозе (прим: факт столь массового обращения пилотов к одному специалисту, на наш взгляд, требует отдельного изучения). Также, было отмечено, что сегодня законодательством не предусмотрена ответственность работника за умышленное сокрытие заболевания, не позволяющее ему исполнять свои служебные обязанности.

Предложения по изменению порядка установления профзаболевания


- прикрепить профпатолога, имеющего авиационно-космическую специализацию, к комиссии ВЛЭК и определить, что начало процедуры оформления профзаболевания работник обязан осуществлять именно у прикрепленного к ВЛЭК профпатолога, который осуществляет мед. обследование работника.

- создать отраслевой центр профессиональной патологии на базе ЦКБ ГА.

- установить правила разграничения ответственности работодателей в рамках их долевой ответственности, поскольку в большинстве случаев глухота наступает из-за работы у нескольких работодателей. Компенсация же ущерба, причиненного здоровью производится на практике последним работодателем, без учета проработанного у него времени и других факторов

Последний пункт особенно важен как для работника, получившего профзаболевание, так и для работодателя. Несмотря на то, что за минувшие годы социальные отчисления работодателем с зарплаты КВС увеличились в 2 раза (страховые взносы выросли с 8 до 15% от з/п, плюс прибавились 4% от з/п - взносы за вредные условия труда летного состава), на авиакомпании также ложится бремя компенсационных выплат по профзаболеваниям. Таким образом, в случае банкротства последнего работодателя бывший работник лишается и части компенсационных выплат по профзаболеванию.

Причем, причиной банкротства авиакомпании может стать именно невозможность исполнения своих «социальных» обязательств. По словам замгендиректора инвесткомпании "Регион" Анатолия Ходоровского, у той же европейской авиакомпании Lufthansa более 40% всех финансовых обязательств составляют пенсионные выплаты бывшим сотрудникам. Очевидно, что ни одна Российская компания не сможет нести такую финансовую нагрузку и единственной возможностью избавления от обязательств будет банкротство.

Так, по прогнозам специалистов авиакомпании S7 к 2020 году отраслевые расходы по выплатам по проф. тугоухости могут достичь 3,5 млрд. руб. в год.


Эта сумма превышает текущую прибыль всех авиакомпаний страны. Таким образом, если в ближайшее время не принять шагов по изменению существующего порядка освидетельствования летного состава и выплат компенсаций, в ближайшие несколько лет мы рискуем подвести работодателя к невозможности исполнения своих обязательств, а работников лишить причитающихся им выплат.

Участники заседания единодушно высказались за внесение предложенных изменений в Постановление Правительства РФ №967 от 15.12.2000 г.

Если у Вас есть диагноз , то ни на какие дополнительные проверки не соглашайтесь.
Первым делом к Лор-шумы и прочее .Вас должны списать , повторю если есть диагноз, и отправить на ЦВЛЭК для его подтверждения.
Второй , третий и четвёртый этап не буду затрагивать пока не прошли первый.
Если диагноз устанавливаете впервые , то тут могут быть проблемы описанные Вами.Ваш ВЛЭК можно обойти -ЦВЛЭК
Всем удачи!

дели на 2, у некоторых и того меньше.
---------

и-16:
2ю Государство платит пенсионеру-летчику 6000р, а когда по слуху 30-40тыс

То мимо проходил:
ТУ-154.ИЛ-86.ИЛ-96 не проходят по шумам и импортная техника.Оставили ИЛ-62и поршневые.

Не проходит 154М, а 154Б проходит + то что написал ExNav + Ту-134 + вертолёты.

И-16:
3.155ФЗ - дискриминационный закон для всех летчиков и ориентирован на Шереметьево. ведь чтобы иметь коэффициент 5, в советское время надо было иметь средний бопее 1000 рублей. Даже квс Ил-62 в ДМД получал меньше. Средний коэффициент (можете уточнить в ПЛС РФ - менее 2, а значит добавка к пенсии менее 2 тысяч. По другому организовали пенсию в Белорусси и на Украинею На Украине ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА равна 3700 гривен. Сейчас 1гривна-более 6 рублей
-----------
Только одна а/к регулярно отчисляет деньги в фонд по 155 приказу-это АЭРОФЛОТ.

2 любопытный:
Народ, подскажите…
- - - - - - - -

на AVIA.RU / Медицина - Рекомендации врачам ( http://www.avia.ru/medicine/proff/ ):
Методические рекомендации для врачей гражданской авиации "Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)". Кафедра авиационной и космической медицины РМАПО. М., 2004. – 88 с.;

в «Консультант Плюс»:

«Методические рекомендации по порядку и критериям установления связи заболевания органа слуха с профессией у лиц летного состава гражданской авиации» (утв. Минздравсоцразвития РФ от 10.07.2007 г. N 5605-ВС);

«Методические рекомендации. Клиника, диагностика, критерии врачебно-летной экспертизы и профилактика хронической сенсоневральной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации» (утв. Минздравсоцразвития РФ 10.07.2007 г. N 5864-ВС);

«Методика определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных судов с учетом шума под авиагарнитурами. Методические указания. МУК 4.3.2230-07» (утв. Роспотребнадзором 26.07.2007 г.);

«Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации. Методические указания МУК 4.3.2231-07» (утв. Роспотребнадзором 26.07.2007 г.).

Всё решается индивидуально на МСЭ.Всё зависит в каком городе, кто председатель МСЭ , кто Вы (КВС, 2П, ШТ или Б/М)и т.д
Вообще разброс процентов от 60 до 30.
В Москве "глухих" перевели в другое МСЭ и там гораздо строже чем было раньше и проценты уменьшили.

Для 99
Средний расчитывается По закону:
(Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ ) найдёшь в инете.
В двух словах, за последние 12 месяцев или с последнего повышения, в авиакомпании, но считают чистый (оклад+за налёт+класс+выслуга+районные надбавки, если есть.)Месяца, где есть отпуск, КПК, больничный, командировка, инструкторские сборы-выкидываются.
Процент определяет МСЭК, после подачи всех документов.

Ежемесячная страховая выплата
Определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 43 230 руб. (Федеральный закон от 25.11.2008 № 216-ФЗ)

Покопался по Федеральным Законам. И вот что у меня
получилось. Если ошибся, поправьте.

Индексация выплат с учетом уровня инфляции:
(получающим ежемесячные страховые выплаты)
06.02.2004 № 53 с 1 января 2004 года - 1, 100
18.04.2005 № 230 с 1 января 2005 года - 1, 094
03.07.2006 № 410 с 1 января 2006 года - 1, 085
15.03.2007 № 163 с 1 января 2007 года - 1, 075
20.03.2008 № 189 с 1 января 2008 года - 1, 085
18.08.2008 № 615 с 1 июля 2008 года - 1, 019
03.03.2009 № 190 с 1 января 2009 года - 1, 085
15.07.2009 № 571 с 1 января 2009 года?- 1, 130
? - или с даты опубликования?

Максимальный размер ежемесячной выплаты за полный календарный месяц:
(первоначальное оформление, и отношение к предыдущим годам)
11.02.2002 № 17-ФЗ с 01.01.02 - 30000 р./------
08.02.2003 № 25-ФЗ с 01.01.03 - 30000 р./1.0000
08.12.2003 №166-ФЗ с 01.01.04 - 30000 р./1.0000
29.12.2004 №202-ФЗ с 01.01.05 - 33000 р./1.1000
22.12.2005 №173-ФЗ с 01.01.06 - 33000 р./1.0000
19.12.2006 №234-ФЗ с 01.01.07 - 36000 р./1.0909
21.07.2007 №183-ФЗ с 01.01.08 - 39100 р./1.0861
21.07.2007 №183-ФЗ*с 01.01.09 - 41000 р./1, 0486'
21.07.2007 №183-ФЗ*с 01.01.10 - 43500 р./1, 0610'
25.11.2008 №216-ФЗ*с 01.01.09 - 43230 р./1, 1056"
28.04.2009 № 78-ФЗ с 01.01.09?- 45020 р./1.1514
25.11.2008 №216-ФЗ*с 01.01.10 - 46260 р./1.0701'
25.11.2008 №216-ФЗ*с 01.01.11 - 49410 р./1.0681'
* - изменены или отменены
' - по плану того-же закона
" - по отношению к 2008 году
? - или с даты опубликования?

Рейтинг:




/ 6

В ПЛС России поступают письма с просьбой дать разъяснения касающиеся назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ и назначений (приостановлений) доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001г. №155-ФЗ .

Трудовая пенсия летному составу гражданской авиации назначается в соответствии с п.п.13п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ в котором, говориться, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Для летного состава ГА требования по возрасту не применяются. Чтобы получить право на трудовую пенсию мужчинам, необходимо проработать не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а женщинам проработать не менее 20 лет в летном составе ГА. При оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам необходимо проработать не менее 20 лет и женщинам 15 лет в летном составе гражданской авиации.

Для летного состава ГА установлен особый порядок расчета специального трудового стажа – по общему налету часов. Для выполнявших полеты на самолетах рядовыми членами экипажей весь налет делиться на 20 и 12 и получается выслуга в годах. Для выполнявших полеты на вертолетах (независимо от должности) в командно- инструкторском составе и авиации спецприменения необходимо делить на 12 и еще раз 12.

Время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, засчитывается по фактической продолжительности.

Для получения права на трудовую пенсию необходимо иметь налет не менее: на самолетах транспортная работа 6000 часов для мужчин 4800 часов для женщин;

На вертолетах 3100 часов для мужчин и 2480 часов для женщин.

При выслуге 25 лет для мужчин в формуле для расчета условной пенсии по которой рассчитывается накопленный пенсионный капитал применяется коэффициент 0,55, а при выслуге 45 лет этот коэффициент будет 0,75.

Формула для расчета условной пенсии:

1671р х (0,55÷0,75) х 1,2

1671р – средняя заплата по стране за 2000-2001гг., которая была занижена в 2 раза по сравнению со статистикой

0,55 – коэффициент при выслуге 25 лет, далее прибавляется 0,01 за каждый следующий год, но не более 20 лет

1,2 - отношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране за тот же период.

У летного состава этот коэффициент значительно выше, но ограничение принято 1,2 для всех, кроме северян.

По этой формуле каждому работнику рассчитывается условная пенсия по которой считают накопленный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г.. Начиная с 2002г. стаж требуется только для получения права на пенсию, а сама величина пенсии будет складывается от величины рассчитанной по выше приведенной формуле к которой будут прибавляться страховые взносы внесенные работодателем которые разделят на года дожития (в 2012г. они ровны 18) и на 12. Если работник моложе 1967г. рождения, то он будет иметь прибавку по накопительной части пенсии.

В связи с выводом из эксплуатации воздушных судов Советского производства, без работы остались штурманы, бортмеханики, бортинженеры и пилоты. Многие переучиться на новую авиатехнику по разным причинам не могут, а право на досрочную пенсию не заработали. Порой не хватает 50-100 часов, чтобы набрать 25 лет по налету часов. Складывается необходимость дорабатывать общий трудовой стаж на земле и ждать наступления 60 лет, чтобы получить пенсию.

ПЛС России считает, что так как работа членов летных экипажей воздушных судов ГА признана вредной, опасной, напряженной, тяжелой имеющий особый характер, то есть возможность оформить пенсию досрочно в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях в РФ в которой прописано: «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам»:

мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Проблема назначения досрочной пенсии летного состава по выше приведенному пункту состоит в том, что летный состав не включен в 1-й список вредных работ по которому назначаются такие пенсии (например, бортпроводникам в 45 и 50 лет женщинам и мужчинам). Но есть другой документ. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.07.1999г. №22 членам летных экипажей воздушных судов ГА (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) установлена 36 часовая рабочая неделя, при выполнение летной работы за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Такие условия труда утверждены в 1997 году «Санитарно-гигиенической характеристикой» (вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов ГА России) первым заместителем Министра здравоохранения РФ, Главным Государственным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко, директором Федеральной авиационной службы России Г.Н.Зайцевым, которые были согласованы с ПЛС России .

Также, в 1997 году Г.Г.Онищенко и Г.Н.Зайцевым было утверждено , согласованное с ПЛС России и одобренное Председателем ученого Совета Ассоциации авиационной и космической медицины России В.Д.Власовым «Медицинское обоснование» (права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечения летного состава ГА России в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности под влиянием опасных, вредных и напряженных условий труда).

По досрочному пенсионному обеспечению летного состава в соответствии п.п.1 п.1 ст.27 «Закона о трудовых пенсиях в РФ», ПЛС России обратился Минздравсоцразвития. После получения ответа – опубликуем в газете.

По возникающим проблемам реализации Федерального Закона №155-ФЗ (доплата к пенсии) предлагаю ознакомиться с материалом, размещенным в журнале «Пенсия» №6 за 2011г.

Максимальная доплата к пенсии на февраль, март и апрель 2012 года будет = 11615,45 рублей, коэффициент сбора - 0,295704980. Как прогнозировалась ранее величина доплаты к пенсии по сравнению с выплатами в ноябре, декабре 2011года, январе 2012 года уменьшилась. Эта произошло по тому, что в III квартале 2011 года финансовых средств от авиакомпаний обеспечивающих выплаты поступило почти на 300 миллионов рублей больше, чем в IV квартале за счет возврата долгов которые своевременно не были уплачены. В IV квартале 2011 года поступили только текущие платежи, по которым будут финансироваться выплаты в феврале, марте, апреле. ПЛС России еще в октябре месяце все это прогнозировал и предупреждал ветеранов, что значительное увеличение доплаты к пенсии произошло за счет дополнительно поступивших взносов уплаченных должниками и с 01 февраля доплаты к пенсии снизятся. После принятия поправок, в Федеральный Закон №155-ФЗ которые касались введения обязательной ежемесячной и ежеквартальной отчетности по начисленным и уплаченным взносам, штрафам и пеням за не своевременную уплату взносов, уточнения базы для расчета взносов – платежная дисциплина авиакомпаний значительно улучшилась. Средств от авиапредприятий стало поступать значительно больше по сравнению с предшествующими годами .

С 01.02.2012г. будет проиндексирована вся трудовая пенсия на 7% и с 01.04.2012г. на 2,4%. Ранее индексировалась отдельно базовая и страховая часть пенсии. Чтобы получить новый размер пенсии с 01.02.2012г. необходимо всю пенсию (без Московских и региональных надбавок) умножить на 1,07.

ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) с 01.04.2012г. будут увеличены на 6%.

С 01.01.2012г. изменилась совокупная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды. В 2011г. она составляла 34%. Из них 26% работодатели платили в Пенсионный фонд РФ (20% расходовалось на выплаты трудовой пенсии и 6% отсекалось в накопительную часть пенсии), 2,9% - в Фонд Социального страхования РФ, 3,1% и 2% - в Федеральной и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

С 01.01.2012г. ставка страховых взносов в ПФР уменьшена с 26 до 22%. Проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он возрастет с 463 до 512 тысяч рублей (в месячном исчислении с 38,6 до 42,7 тысяч рублей). Установлен дополнительно тариф страховых взносов свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%, которые будут направляться не на индивидуальные счета работника, а в солидарную часть пенсии на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Нагрузка на фонд оплаты труда с больших заработков возросла и это не радует, в том числе и авиационных работодателей.

Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС не изменилась. Она остается на уровне 2011года. По отчислениям взносов авиакомпаниями в соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2001г. №155-ФЗ изменений не произошло.

Член президиума ПЛС России В.П.Вечирко

контакты ПЛСР: , тел.: (499)231-6511


  • В каких случаях дают инвалидность по слуху в 2020 году
  • Как определяют степень инвалидизации по слуху
  • Особенности присвоения инвалидности для разных категорий населения
  • Можно ли получить инвалидность при глухоте на одно ухо
  • Льготы для инвалидов по слуху
  • Как оформить инвалидность по слуху?
  • Правила прохождения переосвидетельствования
  • Присвоение инвалидности детям
  • Установление группы взрослым
  • Пенсионерам по возрасту
  • Посещение поликлиники и сурдоцентра
  • Требуемые документы
  • Проведение медико-социальной экспертизы
  • Основания для повторной экспертизы
  • Документы для очередной медкомиссии
  • Основания для изменения группы инвалидности

Снижение или утрата слуховой чувствительности неизбежно ухудшают качество жизни человека, столкнувшегося с данной проблемой. Восприятие и передача информации могут осуществляться с затруднениями, с использованием спецсредств. Не исключается потеря трудоспособности. И чем серьёзнее слуховая аномалия, тем актуальнее вопрос об установлении группы инвалидности. На каких основаниях это делается, каким образом и что гарантирует, расскажем сегодня.

В каких случаях дают инвалидность по слуху в 2020 году

Задумываться о присвоении особого статуса следует в том случае, если нормальная слуховая чувствительность не восстановится или требуется длительная реабилитация. То есть заболевание должно быть стойким, а не лёгким и быстро проходящим.

Процедура назначения статуса регулируется законом, так что члены комиссии опираются на конкретные предписания и критерии. К примеру, не рассматриваются случаи проблем со слухом, спровоцированные совершением противозаконных деяний или членовредительством.

Определённая группа и, соответственно, помощь от государства гарантируются инвалиду по слуху на основании следующих нормативных актов:

Номер и дата принятия документа Что содержит
Постановление правительства №95 от 20.02.2006 год Основные правила и понятия, связанные с инвалидностью
ФЗ-181 от 24 ноября 1995 год Гарантирует инвалидам социальную помощь и поддержку, также устанавливает объем этих мер в зависимости от группы.
Приказа Минтруда № 101 от 23.12.2009 год Порядок определения группы инвалидности в зависимости от степени утраты способностей.

Кроме того, специалисты учитывают определённые параметры:

- способность обследуемого трудиться;

- присутствие сопутствующих недугов;

- влияние проблем со зрением на образ жизни;

- перспектива восстановления утраченных функций;

- умение ориентироваться без посторонней помощи.

Справку об инвалидности обычно выдают при фиксации хотя бы нескольких вышеописанных критериев.

Как определяют степень инвалидизации по слуху

В процессе оценки состояния помимо степени потери слуха принимают во внимание тип повреждения. Учитываемые экспертами аномалии делятся на:

- кондуктивные нарушения, вызванные осложнениями после отосклероза, отита и тд;

- нейросенсорную тугоухость, связанную с повреждением слухового нерва, при которой часто наблюдается утрата слуха из-за отсутствия соответствующих сигналов в мозге;

- смешанный тип, когда диагностируют сразу несколько типов слуховых патологий, то есть при обширном повреждении системы.

В особо сложных случаях наблюдается глубокая тугоухость 3 или 4 степени. В такой ситуации инвалидность обязательна.

Интересно! Актуальные исследования расширили представление о слуховом восприятии. Согласно научным данным передача звука происходит через уши и передачу вибраций костям черепа, которые приводят в движение стремечко и молоточек. Так возникают поступающие в мозг звуковые импульсы.

Особенности присвоения инвалидности для разных категорий населения

Так как проблемы со слухом бывают врождёнными, а не только приобретёнными в течение жизни, процесс установления инвалидности имеет свои особенности с учётом возраста больного.

Присвоение инвалидности детям

До совершеннолетия группу не дают и не учитывают степень тугоухости. Назначают статус «ребёнок-инвалид». Происходит это согласно нормативам, если выявлена сильная тугоухость (начиная от 3 степени), либо полная потеря слуховой чувствительности.

С 18 лет льготник обязан пройти освидетельствование на МСЭ, где ему установят группу (бессрочно или на определённый срок). Если справка об особом статусе имеется с раннего возраста, присваивают определение «инвалид с детства». Данный статус обеспечивает повышенную пенсию и дополнительные преференции.

Установление группы взрослым

Поводом для назначения инвалидности здесь является тугоухость 4 или 3 степени. Хотя, как отмечают эксперты, даже на фоне тотальной глухоты можно получить только 3 или 2 группу (то есть не самую тяжёлую 1).

Это связано с те, что даже явные аномалии слуха не лишают больного способности ухаживать за собой, работать. Но 1 группу всё-таки могут дать, если к глухоте прибавляются иные показания для присвоения особого статуса (специалисты обычно подсчитывают балл EDSS).

Пенсионерам по возрасту

Возрастные изменения во многих случаях являются естественной причиной снижения слуховой чувствительности. Специалисты в данном случае рекомендуют обратить внимание на такие важные вопросы, как:

Вопрос Подробный ответ
Может ли человек, получающий пенсии по возрасту, оформить получить статус инвалида Законодательством для пожилых людей предоставлены те же права, что и для прочих категорий населения
Как пенсионеру получить инвалидность по слуху на общих основаниях получить направление от лечащего врача и пройти проверку в органах, осуществляющих медико-социальную экспертизу
Какие правила установлены для прохождения МСЭ для пожилых. Особых правил для людей пенсионного возраста не предусмотрено. Единственным отличием является лишь то, что члены комиссии не предъявляют очень строгих требований к больному.

Важно! Пенсионерам часто дают бессрочную группу сразу на первом освидетельствовании. То есть в дальнейшем ему не нужно подтверждать свой статус.

Можно ли получить инвалидность при глухоте на одно ухо

По словам специалистов, при потере аудиального восприятия одним ухом на фоне полноценности другого группу не дают. Максимум, на что можно рассчитывать, это 3 группа при условии использования слухового аппарата в сочетании с полной односторонней глухотой.

Льготы для инвалидов по слуху

Ограничения по слуху несмотря на усложнение жизни в разных сферах позволяют пользоваться льготами, а именно:

К перечисленным общим преференциям стоит добавить возможность бесплатно обучиться языку жестов и получить услуги сурдопереводчика. Плюс, инвалиду по слуху положены необходимые ТСР (они перечисляются в программе реабилитации, выданной по итогам МСЭ).

Льготникам с тугоухостью при необходимости выдают:

- специальный сотовый телефон;

- телевизор с функцией передачи субтитров.

Даже при тотальной потере восприимчивости к звукам с помощью технических средств можно улучшить повседневную жизнь инвалида.

Как оформить инвалидность по слуху?

Для получения особого статуса требуется направление от врача или от специалиста соцзащиты. Главное, чтобы в амбулаторной карте был зафиксирован диагноз.

Посещение поликлиники и сурдоцентра

Непосредственно перед освидетельствованием претендент на льготы проходит определённые этапы:

- получение от лечащего врача направление на сдачу анализов, прохождение процедур;

- диагностику и получение заключений от специалистов о состоянии здоровья;

- обращение в сурдологический центр для осуществления специального исследования слуха и записи аудиограммы.

По итогам оцени состояния, сдачи анализов можно подготавливать другие важные бумаги.

Требуемые документы

Нововведения в законе позволяют не писать заявление на проведение медкомиссии. Можно просто предоставить в бюро МСЭ пакет документов:

- паспорт и СНИЛС обследуемого;

- направление на экспертизу;

- выписки из медкарты;

- справку из сурдоцентра о состоянии слуха.

В случае с детьми требуются также справка об условиях проживания и составе семьи с копиями паспорта опекуна или родителя.

Проведение медико-социальной экспертизы

В назначенный день следует явиться на заседание МСЭ. Три специалиста и в некоторых случаях независимый эксперт, приглашённый по желанию больного, проверяют:

- степень ухудшения социальных условий;

- влияние проблем со слухом на качество жизни и пр.

Важно! Теперь можно провести экспертизу и принять решение на основании истории болезни и предоставленных документов без присутствия льготника.

Проверка заканчивается объявлением экспертного решения:

Решение Дальнейшие действия экспертов
Положительное Выдают справку об инвалидности, составляют программу реабилитации.
Отрицательное Члены комиссии обязаны рассказать о причинах такого решения.

Справка об особом статусе выдается в 3 экземплярах для:

- органов соц защиты;

Если освидетельствование первое, справка имеет срок актуальности по истечении которого процедура должна повториться, иначе льготы аннулируются.

Правила прохождения переосвидетельствования

Как отмечалось ранее, бессрочный статус могут дать пенсионерам по возрасту. Остальные инвалиды по слуху, как правило, вынуждены подтверждать группу спустя определённое время.

Основания для повторной экспертизы

Необходимость очередного прохождения рассматриваемой процедуры связана не только с окончанием периода действия справки об инвалидности. У некоторых может резко ухудшиться состояние, что тоже будет поводом для освидетельствования по узаконенным критериям.

В любом случае важно не упустить момент обращения за новой справкой:

Группа инвалидности Срок действия справки
Первая, вторая 2 года
Третья 1 год

Отметим, что даже при бессрочной инвалидности не исключён пересмотр льготного статуса, если в аудиальном восприятии произошли изменения.

Документы для очередной медкомиссии

Повторная оценка состояния здоровья сопровождается сбором тех же бумаг, что при первичном освидетельствовании. Только дополнительно предоставляются сведения о последней врачебной и сурдологической проверке (они есть в амбулаторной карте).

Основания для изменения группы инвалидности

Поменять группу могут в разных ситуациях. Например, если тугоухость уменьшилась благодаря качественному лечению и реабилитации. При восстановлении слуха статус снимают. То же самое происходит, когда выявлено предоставление ложной информации или поддельных документов.

Наконец, на фоне усложнения слуховой аномалии дают более тяжёлую группу (вместо 3 присваивают 2 и тд).

Читайте также: