Пенсия по старости с 1 марта

24 ноября 2020 года пройдет уже второе чтение законопроекта о бюджете Пенсионного фонда на 2021 года. И как раз в этом документе указывается, как будут распределяться средства бюджета ПФР на различные единовременные/ежемесячные доплаты пенсионерам и плановые повышения пенсий. В этой статье мы перечислим все прибавки, которые предусмотрены этим документом на 2021 год.

Индексация пенсий

Страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексируют 1 января 2021 г. на 6,3%. Фиксированная выплата к страховой пенсии, являющаяся базовой частью пенсии, увеличится с 1 января до 6044,48 руб.

Социальные пенсии и пенсии по государственному обеспечению проиндексируют 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума для пенсионеров. На 2021 г. этот индекс прогнозируется в значении 2,6%.

В пояснительной записке к законопроекту о бюджете ПФР приводится таблица с указанием того, как изменятся средние размеры пенсий. Это следующая таблица:

ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)

Размер таких выплат фиксированный и не индексируется - это 500 и 1000 рублей ежемесячно. Получать их могут инвалиды и участники ВОВ, узники, лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», военнослужащие, проходившие службу в период ВОВ не менее 6 месяцев, а также вдовы ветеранов ВОВ.

ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) и их индексация

Это выплаты от ПФР федеральным льготникам - инвалидам всех групп, ветеранам боевых действий, чернобыльцам, Героям труда, Герои РФ и так далее. Размеры таких выплат проиндексируют 1 февраля по инфляции предыдущего 2020 года (по прогнозам это будет 3,7%).

Например, инвалиды 1 группы станут получать ЕДВ в размере 4044,49 руб., что на 148,06 руб. больше, чем до индексации. Для инвалидов 2 группы ЕДВ составит 2888,41 руб., для 3 группы - 2312,20 руб.

Социальные доплаты к пенсии

Такая доплата выплачивается тем, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума пенсионера. Согласно бюджету ПФР, получателей таких доплат насчитывается 3,3 млн человек. На доплаты этим гражданам направят 87 млрд руб. в 2021 г., то есть в среднем по 2196 руб. на каждого пенсионера.

Пособие на погребение

ПФР также производит единовременную выплату на погребение неработающего пенсионера. Размер такой выплаты с 1 февраля 2021 г. увеличится на индекс роста цен (на 3,7%) и составит 6351,48 руб.

Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами

Индексация этих выплат на 2021 год не запланирована. Они по-прежнему составят:

  • 1200 рублей, если уход осуществляют за пенсионером старше 80 лет, инвалидом 1 группы;
  • 10000 рублей - по уходу родителем или опекуном за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства.

Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно

Такую выплату могут получить пенсионеры по старости или инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях. На эти цели в бюджет ПФР закладывают 4,7 млрд руб. на 2021 г.

Компенсация переезда с Севера

Компенсацию расходов по переезду с северных регионов страны могут получить неработающие пенсионеры по старости и инвалидности. На эти выплаты ПФР выделит 486,2 млн руб. в 2021 году.

Единовременная выплата 5000 рублей

Такую выплату производили еще в 2017 году всем пенсионерам, однако до сих пор не все ее получили. На 2021 г. в бюджет закладывают 580 тыс. руб., чтобы перечислить по 5000 руб. тем пенсионерам, кто по каким-либо причинам не получил эти деньги в 2017-ом.

Напомним, что выплата предусмотрена законом № 385-ФЗ от 22.11.2016 г., полагается тем, кто являлся пенсионером на дату 31.12.2016 г., независимо от вида получаемой пенсии.

Доплаты летчикам и угольщикам

Бюджет ПФР предусматривает средства на ежемесячные доплаты:

  • 10 млрд. руб. для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • 2,9 млрд. руб. - для работников угольной промышленности.

Выплаты пенсионных накоплений

ПФР продолжит осуществлять выплаты пенсионных накоплений по трем направлениям:

  1. В виде единовременной выплаты (то есть сразу всю сумму накоплений) в 2021 году выплатят для 804,4 тыс. человек. В среднем размере единовременной выплаты составит 15,5 тыс. руб.
  2. В виде срочной выплаты (равными частями в течение выбранного пенсионером срока) выплаты перечислят для 40,5 тыс. человек. В среднем ежемесячная выплата составит 2101,36 руб.
  3. В виде пожизненной накопительной пенсии будут получать выплаты 103 тыс. человек. В среднем накопительная пенсия составит 1017,64 руб.

Выплата ко Дню Победы

К 9 мая 2021 года участникам и инвалидам ВОВ выплатят единовременно по 10000 рублей в соответствии с Указом Президента № 186 от 24.04.2019 г. «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы». Выплаты получат 40 тыс. ветеранов.

Краткое содержание:


Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2021 году

В 2021 году в России запланирована обязательная индексация всех видов пенсий, получаемых неработающими пенсионерами — страховых, военных, социальных и государственных. Причем для всех видов пенсионного обеспечения законодательно установлена собственная дата осуществления индексации и процент, в соответствии с которым будут подняты пенсионные выплаты. Увы, но для работающих пенсионеров индексация на 2021 год не планируется, а единственная прибавка, которая их ждет, будет сделана в августе после перерасчета пенсии за дополнительный стаж.

Кроме увеличения пенсий, в 2021 году запланирована индексация социальных выплат, производимых Пенсионным фондом России. Так, она затронет ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), выплачиваемые инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий и прочим категориям федеральных льготников. При этом данное увеличение сделают и для неработающих, и для работающих получателей социальных выплат.

На сколько процентов и когда будут подняты пенсии неработающим пенсионерам

Индексация пенсий в 2021 году будет произведена в соответствии с данной схемой:

Страховые пенсии всех видов (по старости, инвалидности и потере кормильца) будут увеличены с 1 января 2021 года. Процент данной индексации уже законодательно определен и составит 6,3%, что больше фактической инфляции 2020 года (примерно 3,8%).

Социальные и государственные пенсии будут проиндексированы с 1 апреля 2021. Точный процент индексации пока что не определен, однако в соответствии с проектом закона о бюджете Пенсионного фонда России на 2021 год, выплаты планируется увеличить на 2,6%.

Военные пенсии в 2021 году увеличат с 1 октября в соответствии с уровнем инфляции. В проекте закона о федеральном бюджете предусмотрены деньги, требуемые для увеличения выплат с 1 октября 2021 на 3,7%.

Кроме выше названных изменений, в 2021 году запланировано увеличение размеров ЕДВ, НСУ, пособия на погребение пенсионера и прочих социальных выплат Пенсионного фонда. Данное увеличение проводится в соответствии с инфляцией за предыдущий год, а значит в 2021 году планируется увеличение на 3,8% (в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития).

Индексация страховых пенсий в 2021 году

На сколько в 2021 году будут подняты страховые пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, стало ясно еще в 2018 году, когда на законодательном уровне была согласована схема ежегодной индексации до 2024 года. Порядок увеличения страховых пенсий в течение данного периода закреплен в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.

В соответствии с законом, в 2021 году увеличение страховой пенсии неработающих пенсионеров запланировано с 1 января, а индексация равняется 6,3%.

Чтобы самому рассчитать сумму доплаты к пенсии, потребуется умножить ее размер на индекс 1,063. Причем умножать на данный индекс потребуется размер непосредственно пенсии, не учитывая социальную доплату до прожиточного минимума, ЕДВ и прочие надбавки.

Скажем, если в 2020 году пенсионер получал 12000 рублей, то после увеличения с 1 января 2021 года на 6,3% он будет получать 12000 × 1,063 = 12756 руб. Таким образом, прибавка составит 756 рублей.

В соответствии с документом «Основные характеристики бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022-2023 гг.», сделанному Министерством труда, главные показатели пенсионной системы поменяются в 2021 году таким образом:

Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2021 году

Следует заметить — для работающих пенсионеров, получающих страховое пенсионное обеспечение, в очередной раз индексация произведена не будет. В 2021 году такие граждане смогут рассчитывать лишь на единственный вид увеличения — автоматический перерасчет в августе, учитывающий дополнительный стаж пенсионера.

Право на получение полной пенсии, с учетом всех пропущенных индексаций за время работы, будет получено пенсионером лишь после его увольнения и соответствующего перерасчета, который сделает Пенсионный фонд.

Увеличение социальной и государственной пенсии в 2021 году

Увеличение суммы социальной пенсии производится в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за прошлый год. Подобное увеличение производится каждый год с 1 апреля и для неработающих, и для работающих пенсионеров. Одномоментно с данным увеличением будут подняты и государственные пенсии, величина которых определяется в процентах от размера социальной пенсии.

Индексация социального и государственного обеспечения с 1 апреля 2021 г. случится в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за 2020 год.

По предварительным прогнозам Правительства, за 2020 год ПМП увеличится на 2,6% — с 9002 до 9240 рублей, потому и индексация пенсий предварительно составит 2,6%.

Когда будет известен точный индекс роста прожиточного минимума, Правительство на законодательном уровне утвердит индексацию социальной пенсии в соответствии с данным индексом. Как правило, это случается в течение марта.

Отметим, что в соответствии со ст. 18 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., социальная пенсия определяется в фиксированном размере в соответствии с категорией получателя выплаты. И как раз данные фиксированные суммы подлежат индексации с 1 апреля.

В таблице ниже приведены суммы социальной пенсии до и после увеличения с 1 апреля 2021 г. (в соответствии с предварительным прогнозом Правительства):

Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2021 году

Когда будет подписано Постановление Правительства об утверждении точного процента индексации социальной пенсии, значения в данной таблице будут изменены.

Индексация ЕДВ и иных социальных выплат Пенсионного фонда

Увеличение социальных выплат Пенсионного фонда (к примеру, ЕДВ, НСУ, пособия на погребение и пр.) производится каждый год с 1 февраля. Величины данных выплат поднимаются в соответствии с инфляцией за предыдущий год, то есть в 2021 году они будут увеличены в соответствии с индексом роста потребительских цен (ИПЦ) в 2020 году.

В соответствии с прогнозом Министерства экономического развития, ИПЦ в 2020 году составит порядка 3,8%. Таким образом, социальные выплаты Пенсионного фонда с 1 февраля 2021 г. будут увеличены тоже на 3,8%. С учетом данного индекса, величины ряда предусмотренных выплат поменяются так:

Индексация пенсии неработающим пенсионерам в 2021 году

Как правило, Правительством утверждается порядок индексации социальных выплат в течение января, когда Росстат обнародует итоговые сведения по расчетам инфляции за предыдущий год. Когда Постановлением Правительства утверждается точный процент индексации социальных выплат в 2021 году, сведения в данной таблице будут изменены.

Какие изменения ожидают работающих пенсионеров в 2021 году

В 2021 году для работающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, все так же будет существовать мораторий на индексацию. По данной причине утвержденное на 1 января 2021 года увеличение на 6,3% их не затронет.

Но для данной категории граждан предусматривается ежегодный перерасчет пенсии за стаж, который автоматически производится Пенсионным фондом в августе.

В процессе данного перерасчета величина пенсии пересчитывается с учетом дополнительных пенсионных баллов, заработанных пенсионером за прошедший год. Таким образом, в августе 2021 года работающим пенсионерам будут учтены в сумме пенсионной выплаты баллы, заработанные ими в течение 2020 года.

Размер августовской прибавки определяется как стоимость накопленных пенсионером баллов, однако не больше 3. Причем стоимость пенсионного балла берется по нормативу, определенному законодательством на дату оформления пенсионного обеспечения. Учитывая данные условия, размер доплаты в августе 2021 г. составит не больше 279 рублей.

Еще прибавку в 2021 году получат работающие пенсионеры, принимающие решение об уходе с работы. Для них будет произведен перерасчет с учетом всех пропущенных индексаций за то время, пока они работали. Прибавку назначат с 1 числа следующего после увольнения месяца, однако с учетом определенных законодательством сроков перерасчета поступит несколько позднее — спустя 3-4 месяца после увольнения, однако с компенсацией за данные месяцы задержки.


На территории Российской Федерации действует закон «О страховых пенсиях». Согласно ему, фиксированные пенсионные выплаты каждый год вырастают, чтобы восстанавливать покупательскую способность граждан, понижаемую инфляцией.

Но на данные индексации могут рассчитывать лишь те пенсионеры, кто сейчас не трудоустроены официально.

Выросли ли пенсионные выплаты первого марта 2020 года?

В первый же месяц текущего 2020 года страховые пенсии были повышены на 6,6%. В итоге средняя прибавка оказалась равна одной тысяче рублей. Прибавка в рублях каждому пенсионеру определялась размером его пенсии: чем он больше получал ранее, тем выше оказалась прибавка. При этом данное обстоятельство касается пенсии каждого вида: по инвалидности, по потере кормильца, по старости.

В феврале 2020 года выросли на 3% ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты), а также был увеличен пакет социальных услуг.

В апреле на 7% возрастут государственные и социальные пенсии.

Военным пенсионерам не раньше начала октября повысятся их пенсии на 3%.

Пенсионерам, получавших пенсии меньшие, чем предписывает прожиточный минимум, провели пересчет: уже в первый же день текущего года индексацию их пенсий провели по схеме, которую предложил российский президент.

Внимание: каждое из вышеописанных повышений касается только тех пенсионеров, кто не работает после выхода на пенсию. Если гражданин вышел на пенсию, но все еще официально трудоустроен, пересмотр его пенсии планируется первого августа. Повышение отчисляемых ему выплат может проходить за счет денег, которые работодатель отчисляет на личный счет такого сотрудника.

При этом подобные выплаты не могут превышать 279 рублей. Начало подобного перерасчета величины пенсий, выплачиваемых официально работающим пенсионерам, планируется на первое августа.

Каким пенсионерам в марте повысили выплаты?


В марте индексации пенсионных выплат не проводились. С другой стороны, в каждом правиле бывают исключения. Точно так же и здесь есть отдельные случаи, в которых общие правила не совсем уместны.

Например, для некоторых граждан неправильно рассчитали пенсионные выплаты, проигнорировав те или иные годы рабочей деятельности. Им скорректируют размер пенсий.

Тем пенсионерам, у которых изменились жизненные обстоятельства, например, появились иждивенцы, пенсии будут скорректированы.

Как вырастут пенсии в разных субъектах РФ?

Во всех российских субъектах действует положение, согласно которому, пенсионер должен получать больше прожиточного минимума в регионе проживания.

В различных субъектах России могут быть дополнительные выплаты пенсионерам, если эти пенсии предусматриваются региональными законами.

Среди субъектов РФ лишь некоторые приняли законы о прибавках к пенсиям. Выяснить о них конкретнее можно в местных отделениях ПФР и отделах соцзащиты.

Например, с первого марта в Приморском крае учредили единовременную выплату к пенсии в размере одной тысячи рублей. Чтобы ее получить, подача заявления не нужна.

В Краснодарском крае ветеран труда, лично подав заявление, может получить 500-1000 рублей.

Какие особенности выплат связаны с праздником

Российские законы гарантируют пенсионерам своевременное получение ежемесячного дохода. Если день получение пенсии выпадает на выходной или праздничный день, пенсия выплачивается заранее. Например, те, кто ежемесячно получает пенсию седьмого или восьмого числа, получит ее пятого или шестого марта.


Похожие статьи


О надбавках для пенсионеров в августе, рассказали в Пенсионном фонде РФ

Известно, что российским трудоустроенным пенсионерам индексация пенсионных начислений в классическом ее понимании не полагается. Данная категория пожилых граждан имеет право на перерасчет пенсии, благодаря которому выплата увеличивается на разные суммы. Чтобы узнать предстоящую надбавку, сначала …


Многомиллионные потери выявили сотрудники Счётной палаты в Пенсионном фонде

Ранее специалисты Счетной палаты выявили многомиллионные потери в Пенсионном фонде. Проблема вызвана некачественным ведением базы данных получателей пенсий. Самая частая ошибка – ведомство продолжает выплачивать деньги умершим россиянам. В двух российских регионах ПФР подобным образом …


Повышение страховой пенсии ждет ветеранов труда в 2021 году

Со следующего года в РФ каждый россиянин, являющийся ветераном труда, может рассчитывать на повышение страховой пенсии. В РФ на ежегодной основе осуществляется повышение данной формы пенсии при учете годового уровня инфляции за предыдущий период. В …




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: