Пенсия по старости статья в журнале

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Пенсионное обеспечение в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7189 (дата обращения: 18.10.2020).

Одним из видов источников доходов отдельных категорий граждан является пенсия.

Пенсионным обеспечением населения в России занимается государственное внебюджетное социальное учреждение – Пенсионный фонд. Цель Пенсионного фонда заключается в обеспечении граждан средствами существования согласно установленных законом прав на пенсионное обеспечение.

Используя официальные данные Пенсионного фонда РФ, Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов, рассмотрим основные показатели, характеризующие пенсионное обеспечение России.

Лицам, достигшим пенсионного возраста при наличии трудового стажа не менее пяти лет, а также лицам потерявшим трудоспособность и лицам, потерявшим кормильца, назначают трудовую пенсию.

В 2013 году получателями трудовых пенсий в России было 37,7 млн. чел., а в 2014 году- 38,58 млн.чел.

Пенсионным возрастом по старости в России является 55 летний возраст для женщин и 60 лет для мужчин.

Лицам, не имеющим право на получение трудовых пенсий назначают социальную пенсию. Социальная пенсия назначается лицам имеющим трудовой стаж менее 5 лет (женщинам в 60 лет, мужчинам в 65 лет), инвалидам всех категорий, детям- инвалидам, малочисленным народам Севера, студентам очного отделения до 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Пенсионный фонд как государственный орган, имеющий поступления и статьи расходов представлен бюджетом.

Источниками доходов пенсионного фонда являются: поступления страховых взносов от предприятий, граждан, добровольные перечисления и ассигнования государства. Расходы пенсионного фонда направлены на реализацию его основных функций: выплату трудовых, социальных и военных пенсий, социальные выплаты отдельным группам граждан, социальные доплаты пенсий до минимального прожиточного минимума, софинансирование пенсий, выдача сертификатов на материнский капитал и другие функции.

Таблица 1- Бюджет ПФРФ (в млн. руб.)

За рассмотренный период наблюдается рост как доходной, так и расходной частей бюджета пенсионного фонда. В 2014 году бюджет ПФРФ имеет дефицит в сумме 126449,7 млн. руб., а на 2015 год прогнозируется рост дефицита в 5 раз по сравнению с 2014 годом.

В таблице 2 представлены данные среднего размера пенсий граждан по всей России за период на 1 января с 2010 по 2014года.

Таблица 2- Средний размер пенсий по РФ на 1 января года, в рублях

Средний
размер пенсии

За рассмотренный период наблюдается рост как трудовой (на 9,6% в 2014году по сравнению с 2013 годом), так и социальной пенсии (на 8,9%).

Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда, на 2015 год средний размер пенсии по старости, составит 12 045 рублей, размер социальной пенсии – 8 479 руб.

Показатель позволяющий произвести расчет социальной доплаты к пенсии – прожиточный минимум, рассчитанный на основании потребительской корзины.

Таблица 3- Величина прожиточного минимума пенсионера, в рублях

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2015 год составит 7161 рублей, а на 2016 год – 7476 рублей.

Рассматривая прожиточный минимум пенсионера по регионам России наблюдается следующая разница: самый низкий уровень прожиточного минимума на 2014 год в Тамбовской области в сумме 4 802 руб., в Астраханской области 5 382 руб.; самый высокий в Чукотском АО -14 000руб. и в Ненецком АО- 13 420 руб.

На 2015 год пенсионная система подвергается ряду изменений, которые затронут как нынешних, так и будущих пенсионеров.

С 1 января 2015 года вводится новая система формирования и расчета пенсий, а именно трудовая пенсия разделится на два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия будет рассчитываться по пенсионным баллам, необходимое количество которых для начисления пенсии по старости в 2015 году составит 6,6 баллов, но к 2025 году эта норма возрастет до 30 и более баллов.

Баллы будут начисляться не только за трудовой стаж, но и за военную службу по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданам старше 80 лет и др.

Стоимость пенсионного балла с 1 января 2015 года составляет 64,1 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей.
К 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы согласно индексу потребительских цен.

Измениться и минимальный стаж для получения пенсии по старости с 5 до 15 лет. В 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – с каждым год по 1 году.

Следовательно, изменения в пенсионной системе должны быть нацелены на улучшение пенсионного обеспечения всех групп граждан, их материального благосостояния и ее устойчивого развития в перспективе.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” (01 декабря 2014 г.) ;
  2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ “О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”;
  3. Официальный портал Пенсионный фонд. URL: http://www.pfrf. ru;
  4. Официальный портал Министерства финансов России. URL: http://www.minfin.ru;
  5. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2020. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Очень много вопросов задают мне мои подписчики, касающихся увеличения фиксированной части пенсии по 173-ФЗ. А именно применение пункта 17 статьи 14, которая определяет размеры трудовых пенсий по старости. Вопрос сложный, поэтому соберите мозги в кучку, читайте и думайте.

Как применяются все эти статьи для определения страховой части пенсии я писала раньше ( полный список статей на тему расчета пенсий и борьбы за свои пенсионные права приведены здесь ). ПФР, как правило, применяет практически всё, что написано в данных статьях, правильно. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ. Вот об этом и поговорим сегодня.

Итак, предположим, ПФР учел весь наш стаж правильно. Правильно вычислил соотношение нашей зарплаты к средней по стране. Правильно рассчитал пенсионный капитал и, соответственно, баллы. А у нас стаж на момент выхода на пенсию, как мы считаем, ну о-о-очень большой. Положены ли какие-то доплаты за стаж? Да, положены! Но, конечно, не всем!

Сначала нам нужно определиться, что именно из 173-ФЗ осталось в силе после вступления в силу нового пенсионного законодательства. Об этом нам говорит статья 36 400го-ФЗ, а именно п.3 этой статьи:

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Давайте сначала ответим на первый вопрос: что такое страховая пенсия? Это пенсия, которая рассчитана исходя из наличия страхового стажа, достаточного для назначения именно страховой пенсии (не социальной, не по инвалидности, не по потере кормильца!) То есть за трудовую деятельность гражданина.

Исходя из этой нормы нового закона именно статья 14, называемая "Размеры трудовых пенсий по старости" вкупе со статьями 29.1, 30, 30.1, 30.2, касающихся определения величины пенсионного капитала, и применяется для оценки пенсионных прав при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости и определения её размера.

Сразу хотелось бы сказать, что статья 14 173-ФЗ стала прототипом для статей 15 и 16 400-ФЗ. И если в предыдущем законе порядок исчисления и возможного повышения (понижения) страховой и фиксированной частей пенсии были объединены в одной статье за номером 14, то новый закон несколько расширил применение подхода к возможному изменению в сторону повышения каждой из этих частей пенсии. Для определения величины каждой из них в новом законе посвящена отдельная статья (ст. 15 - страховая часть, ст. 16 - фиксированная).

Есть ли в статье 14 173-ФЗ противоречия новому закону? Это очень важный момент, так как именно он определяет применение норм 173го закона именно после 01.01.2015 г - даты вступления в силу 400ФЗ.

Я лично не вижу никаких противоречий. Все пункты этой статьи, касающиеся определения размера пенсии, её страховой и фиксированной части перешли в новый закон с некоторыми улучшениями (например, количество полных лет заменено на количество полных месяцев, увеличиваться уже может не только фиксированная, а и страховая часть пенсии). Просто положения 400-ФЗ, отличные от предыдущего закона, и применяющие несколько иную базу, применимы лишь к тем, кто выходит на пенсию впервые не ранее, чем с 01.01.2015. То есть статья 14 173ФЗ в полном объеме и есть та норма, регулирующая исчисление размера трудовых пенсий и подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий за периоды до 2015 года.

Может ли означать, что введение в действие нового закона отменило введение в действие данного пункта 173 - ФЗ. Моё мнение - однозначно, нет.

Именно потому, что в новом законе четко сказано, что 173-ФЗ применяется в части определения величины страховых (трудовых) пенсий, не противоречащей новому закону.

Юристы ПФ пользуются такой уловкой: (нюанс) - данный пункт в таком изложении был введен в действие Федеральным закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (статья 28 п.10) с 01.01.2015 года одновременно с введением в действие 400-ФЗ. Юристы ПФР утверждают, что вступление в силу 400-ФЗ отменило вступление в силу этого пункта. И именно это пытается протащить ПФР, как отмену данного пункта, при рассмотрении исков о его применении. Но, простите, в тексте 400-ФЗ, как я уже говорила раньше, есть прямая отсылка к применению ВСЕГО п.14 для расчета трудовых пенсий во взаимосвязи с пунктами о расчете ПК, валоризации и т.п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать другой вопрос: является ли п.17 статьи 14 одной из составных частей для расчета трудовой (страховой) пенсии, наряду к пунктами той же статьи, точно так же определяющими различные размеры повышения фиксированной части пенсии, которые применяются без оговорок и фактически повторены в новом пенсионном законодательстве?

Да, является, и новым законом какие-то отдельные положения данной статьи не отменены. Расчет пенсии за периоды до 2015 года производится именно по алгоритму, изложенному в 14 статье. Положения же 400го закона применяются лишь в том случае, если они улучшают положение пенсионера по сравнению с предыдущим законом, да и то только в случае, если пенсионер обратился за назначением пенсии впервые не ранее 1 января 2015 года. Поэтому никаких противоречий в статье 14 с новым законодательством я не вижу.

Вот теперь давайте посмотрим, что говорит п.17 статьи 14 173-ФЗ:

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

И ответим на такой вопрос: можно ли применять этот пункт для определения повышения фиксированной части пенсии, и если да, то кому?

Моё мнение, можно и нужно. Только можно не всем. Разберемся.

  • Во-первых, из текста статьи видно, что применяться это положение должно к тем, кому назначена пенсия впервые.
  • Во-вторых, из текста статьи следует, что этим правом могут воспользоваться те, чей стаж больше 30 и 25 лет (мужчины - женщины) на день обращения за пенсией впервые.
  • В третьих, это касается и досрочников, но повышение фиксированной выплаты для них должно быть осуществлено на дату достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию , которое 173м законом было установлено 55 лет для женщин, и 60 лет для мужчин.

ВЫВОД: положения пункта 17 статьи 14 применимы ко всем, кто вышел на пенсию в период до введения в действие 400-ФЗ и имеют общий страховой стаж, превышающий указанный в этом пункте. Это следует из норм 400-ФЗ, где также предусмотрены нормы повышения фиксированной и страховой части пенсий в зависимости от стажа и отложенного выхода на пенсию. Но в 400-ФЗ особо указано, что его нормы повышающих коэффициентов к страховой и фиксированной частям пенсий применяются лишь к тем, кто обратился за назначением пенсии впервые не ранее 01.01.2015 года. Следовательно, для тех, кому пенсия впервые назначена в период до 01.01.2015 года, применяются нормы 173-ФЗ расчета трудовых пенсий, а именно статья 14 и взаимосвязанные с нею статьи, определяющие размер пенсионного капитала.

Мне бы хотелось услышать возражения представителей ПФР, в чем же он противоречит действующему пенсионному законодательству. По сути ведь - ни в чем. И там, и там предусмотрены преференции за длительный стаж или за более поздний выход на пенсию. И введение в действие одновременно 400-ФЗ и изменений в 173-ФЗ не может изменить текст и суть предыдущего законодательства, так именно эта 14я статья применяется для определения величины трудовой пенсии и признана не противоречащей новому закону, о чем в нем, новом законе, конкретно сказано. То есть при расчете пенсий нормы статьи 14 применяются в полном объеме. Без каких-то ремарок и исключений!

И вот ещё: вишенка на торте! Для тех, кто обижается, что они работали всю жизнь, не покладая рук, а тётка из соседнего подъезда просидела всю жизнь на лавочке и получила пенсию, лишь немногим меньше:

Есть ещё и п.18 этого же, 173го закона:

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Вы поняли? Те, у кого стаж маленький, или вообще нет, кроме досрочников, разумеется, должны получать пенсию ещё меньше!

Вот тут и вступает в силу закон, который не уравнивает бездельников и честных работников. Бездельникам фиксированная выплата УМЕНЬШАЕТСЯ! Поэтому со временем, как бы не рос прожиточный минимум, разница между трудовой и социальной (см. минимальной) пенсиями будет увеличиваться. И это правильно! Так как не может человек, не работавший в течение своего работоспособного периода жизни, получать пенсию наравне с теми, кто трудился всю жизнь на благо своей Родины.

Сегодня на этом заканчиваю.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 4051 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России / Т. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 08.12.2020).

Министерством финансов и экономического развития готовятся предложения, для проведения пенсионной реформы в РФ, в частности планируется расширение накопительных возможностей пенсионного обеспечения; создание гарантийного резерва; повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день точно неизвестно, какие именно вопросы будут рассмотрены в первую очередь, какие во вторую, а каким ещё предстоят доработки. Планируется также сформировать некий «общенациональный гарантийный фонд». Откладываемые средства будут поступать из нескольких источников: первый источник обозначен как негосударственные пенсионные фонды России, второй — собственно ПФР.

После проведенной реформы в Российской Федерации пенсионная система носит смешанный характер. Во-первых, применяется распределительная система, согласно которой прямым источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система.


Рис. 1. Пенсионная система Российской Федерации

Правительство РФ в 2017 году активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Были введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Пенсионная реформа представляет собой политику государства, связанную с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, и направленную на изменение условий пенсионного обеспечения граждан. Так, согласно пенсионному законодательству пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

‒ 60 лет для мужчин,

‒ 55 лет — для женщин.

Так же был принят ряд законов, регламентирующих требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии [3, 224].

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

Условия получения пенсии.

№п/п

Условия необходимые для получения пенсии

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15 лет к 2024 г.);

Величина пенсионных баллов (ИПК) (с 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов до 2025 г.).

С 2015 года для расчета страховой пенсии введены пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд за каждого работника в период осуществления последним трудовой деятельности.

Количество баллов, в свою очередь, напрямую зависит от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше баллов можно заработать. Установлены максимальные значения пенсионных баллов, которые можно заработать за один год.

Максимальное значение пенсионных баллов

Максимальное значение пенсионных баллов

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются

Экономическая ситуация в России все чаще заставляет представителей государственной власти говорить о поэтапном повышении пенсионного возраста.

Такие действия Правительства РФ постепенно готовят граждан к неизбежному повышению возраста выхода на пенсию. И таким первым шагом явилось повышение с 2017 года возраста выхода на пенсию для государственных служащих. Для них установлено постепенное повешение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее — до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет).

Нестабильная ситуация, сложившаяся в экономике и политике нашей страны, целиком и полностью отражается на пенсионной системе Российской Федерации. С 2014 года был введен мораторий на пенсионные накопления, который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала.

Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы — в стадии обсуждения.

Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

‒ направление действующего страхового взноса 22 % от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6 % на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);

‒ формирование накопительной пенсии только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;

‒ предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;

‒ предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;

‒ разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся: размера ставки дополнительного платежа, схемы выплаты [5, c.225].

В связи с необходимостью проведения пенсионной реформы, были определены следующие задачи реформирования в России государственной пенсионной системы, представленные в таблице 3.

Задачи реформирования пенсионной системы

№п/п

Основные задачи реформирования государственной пенсионной системы

1.

Усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР);

2.

Создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;

3.

Оптимизация структуры расходов ПФР;

4.

Ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер;

5.

Организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности его бюджета.

Основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:

1) растущая финансовая нагрузка ПФР в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;

2) возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;

3) ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;

4) снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров [4, c. 26].

После усовершенствования в 2015 г. пенсионная система России организуется на страховых принципах, строится с учетом уровня прожиточного минимума граждан-пенсионеров, ориентирована на стимулирование накоплений пенсионных прав гражданами и направлена на прозрачность расчетов и доступность информации по пенсионному обеспечению будущих пенсионеров, кроме того в пенсионной системе установлены страховые взносы, а не выплаты.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

С момента реализации пенсионной реформы пенсионная система России претерпела значительные изменения, которые отразились на состоянии пенсионного обеспечения граждан. Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»
  3. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2016. — 628 с.
  4. Шахбанова, Ю. А.. Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право. — М.: «Юнити-Дана», 2015. — С. 25–28.
  5. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2017. — С. 224–228.
  6. Какие льготы, субсидии, пособия положены по закону в России, информационный ресурс // Персональные права.ру. URL: http://personright.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
  7. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ — www.pfrf.ru

Похожие статьи

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской.

. страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл, развитая рыночная экономика, трудовая пенсия, трудовой стаж.

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

Реформирование пенсионной системы в Российской.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии. Пенсионная реформа — это важный момент, который волнует все население.

Реформирование пенсионной системы Российской.

. пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система РФ, пенсионная система, пенсионная реформа, заработная плата

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации. Анализ конъюнктурных параметров развития фармацевтического.

Изменения в пенсионной системе России в 2016 году

. накопительная пенсия, пенсионное обеспечение, пенсионный возраст, фиксированная выплата, пенсионная реформа, гражданин, балл, негосударственный пенсионный фонд

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения

Ключевые слова: пенсионная система, страховая пенсия, накопительная пенсия.

Пенсионные права граждан теперь формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

К вопросу реформирования пенсионной системы Российской.

пенсионная система, пенсионное обеспечение, Россия, федеральный бюджет, накопление, накопительный элемент, пенсия, касса, система, время.

Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация. В Израиле нет пенсионного фонда и его функции берет на себя Ведомство социального страхования.

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия.

накопительная пенсия, Россия, Российская Федерация, накопление, пенсионная система, накопительный компонент, обязательное пенсионное страхование, пенсионное обеспечение.

Основы пенсионного страхования в России: проблемы.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудченко А.В.

Статья посвящена исследованию нововведенной пенсионной реформы в 2016 году, касательно выплат пенсий населению по старости. Проблема, связанная с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого из нас. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров , а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо ввести такую пенсионную реформу, которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудченко А.В.

Текст научной работы на тему «Пенсия по старости в современных условиях жизни»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

магистрант 1 курса факультета менеджмента по направлению подготовки, Управление персоналом Академии маркетинга и социально - информационных технологий,

ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ

Статья посвящена исследованию нововведенной пенсионной реформы в 2016 году, касательно выплат пенсий населению по старости. Проблема, связанная с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого из нас. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров, а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо ввести такую пенсионную реформу, которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Пенсия по старости, страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсионеры, пенсионные баллы.

В настоящее время наблюдается нестабильная обстановка в экономике, которая была порождена дестабилизацией отношений России с другими развитыми странами в связи с трениями по различным политическим и экономическим вопросам. Как показывает следствие, все это привело к тому, что у нас в стране назрел кризис, который сопровождается нестабильностью национальной валюты, росту цен на товары и предметы первой необходимости, снижению среднего размера заработной платы, а также повсеместному сокращению персонала на предприятиях различных отраслей экономики страны. Это в свою очередь отрицательно сказывается на уровне жизни и благосостоянии населения. В число социальных групп, которые наиболее подвержены неблагоприятным воздействиям экономических и политических неурядиц входит группа, состоящая из лиц, которым полагаются ежемесячные пенсионные отчисления из бюджета страны.

Пенсионное обеспечение входит в список главных социально-экономических проблем, которые играют важную роль в жизни всего населения страны, так как оно предоставляет определенные социальные гарантии пожилому населению, а также тем, кто не может работать наравне со всеми по состоянию здоровья или в силу других причин.

В последнее время пенсионная реформа не раз претерпевала многочисленные изменения, которые имели, как положительные, так и отрицательные стороны влияния на жизнь населения. Сначала в России работала распределительная система, согласно которой, все пенсионные гарантии в нашей стране выплачивались из фонда накопления. То есть вся пенсионная система на тот момент работала по принципу «солидарности поколений», согласно которому все нетрудоспособные группы лиц ежемесячно получали пенсию из фонда накопления, который постоянно пополнялся за счет проводимых работодателями пенсионных начислений.

На смену системе носящей сугубо распределительный характер пришла система, включающая страховую пенсию по старости и собственный фонд накопления. Основу действующей пенсионной системы составляют законы, принятые в декабре 2013 года «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии». Они вступили в действие 1 января 2015 года. Главными условиями получения пенсионерами своей пенсии по старости является возраст (мужчины 60 лет, женщины 55 лет), наличие страхового стажа не менее 15 лет, а также при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере 30.

В настоящее время, пенсионеры, которые родились до 1967 года, получают только страховую пенсию, так как они работали в те времена, когда работала распределительная система, а свои фонды накопления по большей части открывали юридические лица, нежели физические. Что касается нашего поколения, то с образованием реформы, предусматривающей построение пенсии из страховой и накопительной части, став

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

пенсионерами, мы будем получать пенсию, состоящую как из средств накопленных нами на своем лицевом счете, так и за счет средств из государственного страхового фонда.

С текущего 2016 года в действие вступает новая реформа, которая будет носить несколько иной характер касаемо самой методики расчета пенсий. Начиная с этого года, расчет пенсий по стране будет проводиться не в рублях за отработанные годы, а в пенсионных баллах, которые потом по действующему курсу рубля будут переводиться в денежный эквивалент. Начисление пенсионных баллов будет происходить исходя из следующих показателей: количество отработанных работником лет; возраст, в котором работник выходит на пенсию; сумма собранная работником в собственном фонде накопления.

Накопительная часть пенсии будет рассчитываться исходя из той суммы, которую работник накопил на своем лицевом счету за все свои годы работы. Собранную на лицевом счету сумму затем поделят на количество отработанных работником лет. Страховая часть пенсии будет рассчитываться из фиксированных выплат, которые перечислялись в государственные пенсионные фонды. При этом страховой стаж должен составлять не менее пятнадцати лет. Поэтому, в соответствии с нововведенной в 2016 году реформой, чем продолжительнее будет трудовая деятельность работника, тем больше будет страховой стаж работника, и в итоге больше будет размер пенсии.

Возникает закономерность, характеризующаяся тем, что чем позже работник уходит на пенсию, тем больше окажется его индивидуальный пенсионный коэффициент, благодаря которому работнику будут начисляться дополнительные пенсионные баллы, в соответствии с которыми для него будет установлен размер пенсии. Ярким плюсом введения бальной системы будет начисление баллов за заслуженный работниками отпуск, декретный отпуск по уходу за ребенком, а также за прохождение службы в вооруженных силах РФ.

Действие данной реформы начнет распространяться на всех граждан РФ устроившихся на работу с 1 января 2015 года, а для тех, кто работает уже достаточно долго или получает пенсию, будут сделаны специальные перерасчеты. Помимо той категории граждан, которая попадает под действие новой реформы, есть также та категория, которая под нее не попадает. В нее входят жители регионов крайнего севера; инвалиды первой группы; граждане, чей возраст превысил восемьдесят лет.

Еще одним нововведением пенсионной реформы 2016 года является отсутствие переиндексации пенсий, работающим пенсионерам начиная с этого года. Те граждане, чей стаж на момент вступления реформы превысил сорок лет, по пересчету пенсии по новой формуле должны получить сумму пенсии на 600 - 700 рублей больше. А те кто вступив в пенсионный возраст решил продолжить работать, не получат данные пересчеты так как они сами еще в состоянии себе заработать. Но зато работающим пенсионерам будут начисляться дополнительные баллы, которые помогут им повысить размер своей пенсии, когда по состоянию здоровья они уже не смогут произвести норму выработки и будут вынуждены уволиться и уйти на пенсию.

Недавно государство рассматривало вопрос об увеличении пенсионного возраста, из-за нарастающего дефицита пенсионного фонда, в связи с постоянным ростом числа пенсионеров в стране. Это следствие недавних демографических проблем в годы перестройки и распада СССР, когда в стране наблюдалась катастрофически низкая рождаемость, результатом чего стало преобладание людей зрелого возраста над молодыми. В стране образовалась нехватка квалифицированных специалистов и государству понадобилось принимать меры для того чтобы оставить их на своих рабочих местах подольше. По последним новостям в ближайшее время государство все - таки не будет повышать пенсионный возраст, но будет давать стимул пенсионерам подольше работать, чтобы они зарабатывали для себя больше баллов, для последующего увеличения своей будущей пенсии.

Главной причиной того что пенсионеры стремятся подольше работать, является ограниченность пенсионных выплат, которых часто бывает недостаточно для полноценного обеспечения себя всеми благами в современных экономических условиях. Каждый пенсионер желает для себя безбедного существования в старческие годы, но при таком высоком темпе роста цен, который сейчас наблюдается у нас в стране, средний размер пенсий оказывается недостаточным, чтобы наибольшее количество пенсионеров в стране при вступлении в пенсионный возраст предпочли бы выйти на пенсию, а не продолжить работать.

По данным годового отчета по пенсионному обеспечению за 2015 год, в России проживают около

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

42734 тыс. человек пенсионного возраста, этот показатель вырос по сравнению с предыдущим 2014 годом на 1272 тыс. человек, что говорит о том, что число пенсионеров будет только расти. Средний размер пенсии по старости по стране составляет 12500 - 13900 рублей. В 2016 году в крупных городах из разных регионов России установлена следующая средняя пенсия: Мурманск - 15150 рублей; Москва - 12400; Нижний Новгород - 11600; Краснодар - 10030; Иркутск - 12140; Владивосток - 11500. Прожиточный минимум для пенсионеров по указанным городам: Мурманск 11450 рублей в месяц; Москва - 6140 рублей в месяц; Нижний Новгород - 7490; Краснодар - 6690; Иркутск - 7980; Владивосток - 8540. Если брать во внимание падение курса рубля и рост цен, который мы наблюдаем в настоящее время на коммунальные услуги, электроэнергию и продукты питания, то сохранение такого размера пенсий в скором времени заведет значительный процент пенсионеров в стране за черту бедности. Как следствие, во многих частях России, те пенсионеры, кому еще сможет позволить здоровье будут вынуждены продолжить работать дальше.

Принятые меры, входящие в новую реформу, должны оказать благоприятное воздействие на жизнь пенсионеров, касательно того что за дополнительные годы работы будучи уже в преклонном возрасте, им будут начисляться дополнительные баллы, а также будут производиться дополнительные взносы в собственный фонд накопления посредством чего, пенсионер получит достойный размер пенсии. Нельзя не рассматривать тот факт, что здоровье у людей в возрасте за 50 лет на много уязвимее, чем у людей в возрастном диапазоне от 20 до 40 лет и им будет намного сложнее переносить все тяготы и невзгоды работы на том уровне, на котором они могли в свои молодые годы.

Поэтому государству нужно предпринять все необходимые меры для оздоровления нашей пенсионной системы, так как от нее зависит наша будущая жизнь в преклонном возрасте. Известно, что выплаты работодателями сумм в Пенсионный фонд лимитированы законом. С 2016 года общая сумма взносов за год в ФСС за человека не должна превышать 718000 рублей, а в Пенсионный фонд РФ не более 796000 рублей. Следовательно, если человек в год заработал больше 800 тыс. руб., то все что начислено сверх указанной суммы взноса на человека, на размер его будущей пенсии уже никак не влияет и получавший хорошую зарплату, не будет обеспечен достойной пенсией из-за действующего лимита для начисления страховых взносов.

За базу для начисления страховых взносов принимается сумма выплат, начисляемых работодателем будущему пенсионеру. Эта база определяется отдельно в отношении каждого работника нарастающим итогом в течение всего календарного года. Данная база, которая определяется общей величиной за год, на которую начисляются взносы, ограничена максимальной суммой. Отчисления в пенсионный фонд начисляются работодателем лишь до тех пор, пока величина базы для начисления взносов с начала расчетного периода не достигнет установленной законом величины. Поэтому ограничение максимальной суммы нужно снять, чтобы каждое предприятие производило начисления исходя из своего конкретного размера доходов, для того чтобы эти начисленные суммы потом брались в расчет будущей пенсии работников.

Будущие пенсионеры также могут доверить свои сбережения для формирования будущей пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Данный тип пенсионного страхования регулируется на законодательном уровне и обслуживает, как и обязательное образование накопительной доли пенсионного страхования, так и добровольное открытие счета для дополнительного накопления средств будущей пенсии. При выборе страховщика будущему пенсионеру нужно внимательно ознакомиться с его документацией и с условиями договора, чтобы случайно не стать жертвой недобросовестной организации.

Для оптимизации отечественной пенсионной системы, в число полезных мер также можно включить использование опыта пенсионного обеспечения других развитых стран. Например, в Германии действует пенсионная система, предусматривающая выплату производственной пенсии рабочим и служащим крупных компаний. Начисление производственной пенсии напрямую зависит от размера прибыли предприятия и количества, отработанных работниками лет. На предприятии создается собственная пенсионная касса по договоренности между администрацией и профсоюзом. Зависимость будущей пенсии работника от отработанных на предприятии лет, а также от коммерческого успеха данной компании, помогает руководителям предприятий привлечь высококвалифицированных специалистов и надолго их привязать к своему предприятию. Введение производственной пенсии на российские предприятия, станет отличным стимулом для российских специалистов, повышать свою работоспособность, компетентность, а также развивать отечественную промыш

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

Таким образом, введение мер по устранению лимита отчислений руководителями предприятий в Пенсионный фонд, по распространению фондов негосударственного пенсионного страхования и регулированию их деятельности на законодательном уровне, а также по внедрению производственной пенсии для рабочих и служащих крупных предприятий, поможет снизить нагрузку на государственный бюджет для его последующего ускоренного восполнения. Следовательно, наладится ситуация с дефицитом Пенсионного фонда и у населения появится уверенность в собственном благополучии на продолжительный период своей жизни, а также повысится стимул к развитию своих отечественных предприятий и выведению российской экономики на более высокий уровень, который поможет обеспечить всем пенсионерам и работающему населению более благополучную жизнь.

Список использованной литературы:

1. Пенсионная реформа 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2016-god.com/pensionnaya-reforma-2016-goda/ (дата обращения: 23.06.16)

2. Пенсионная реформа: страховая пенсия - новая пенсионная формула [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/1470 (дата обращения: 23.06.16)

© Рудченко А. В., 2016

студентка 1 курса, факультет "менеджмент" Академия маркетинга ИМСИТ г. Краснодар, Российская Федерация

КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Решающую роль для населения играет качество жизни, социальное развитие, а для производства - эффективность труда.

Поэтому проблема повышения качества жизни населения является одной из самых актуальных в современной России, так как входя в информационный век, столь необходимым и жизненно важным признаются социально-экономические приоритеты, позволяющие поднять уровень и качество жизни граждан России.

В данной статье представлены социально-экономический уровень жизни Краснодарского края, будет выявлен экономический потенциал региона. И будет предложена новая модель, связанная с улучшением качества жизни населения на основе имеющихся ресурсов.

Краснодарский край благодаря своему географическому местоположению, имея выход в Азовское и Черное моря, выполняя функцию геостратегического форпоста, обеспечивающего развитие и связь с внешне экономическими партнерами. И вместе с этим данный регион следит за стабильностью южных рубежей Российской Федерации.

Занимая площадь в 76 тысяч квадратных километров, край, благодаря природно-климатическому преимуществу, вносит весомый вклад в развитие экономики страны. Специализация региона в агропромышленном, транспортном, санаторно-курортном и туристическом комплексах соответствует социально-экономическим приоритетам России и определяет особый статус Краснодарского края в экономики страны.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических потенциалов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны.

Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз — Новороссийск"

Читайте также: