Пенсия руководителя структурного подразделения

Сайт Вихарева Александра

Руководители (и их заместители) образовательных организаций включены в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (далее по тексту — специальный стаж). Данный список утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако сейчас действует новый Федеральный закон — «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 1 января 2015 года). Чтобы устранить возникшую неопределённость в правовом регулировании, Правительство РФ в постановлении от 16 июля 2014 года № 665 разъяснило, что при определении специального стажа в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» применяются все прежние списки и перечни:
– список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;
– список утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (для учета работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.);
– список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (для учета работы в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.);
– перечень, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (для учета периодов работы, имевшей место до 1 января 1992 г.).

При назначении досрочной пенсии по старости всех руководящих работников образовательных организаций можно разделить на три следующие категории.

1) Директора детских домов, а также заместители руководителей большинства образовательных организаций (кроме дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования и некоторых других) — в специальный стаж включается работа в указанных должностях независимо от времени работы и независимо от того, осуществляется преподавательская работа или нет.

Однако необходимо учитывать, что в нормативных правовых актах не приведён исчерпывающий перечень конкретных должностей заместителей руководителя (заместитель по УВР, ВР и т.д.) — приведена общая формулировка: заместитель, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. Поэтому заместителям руководителя, например, по научно-методической работе, нужно подтверждать, что работа в его должности связана с образовательным (воспитательным) процессом.

2) С 1 сентября 2000 г. для зачета в специальный стаж периода работы в качестве руководителя школы, лицея, гимназии, центра образования, школы-интерната, интерната при школе, начальной школы – детского сада, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и некоторых других учреждений требуется выполнение преподавательской работы (не обязательно в «своём» учреждении) не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). До 1 сентября 2000 г. работа руководителя засчитывается в специальный стаж независимо от осуществления преподавательской работы.

3) Руководители (и их заместители) дошкольных образовательных организаций (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка – детские сады), руководители (и их заместители) межшкольных учебных комбинатов, директора (и их заместители) учреждений дополнительного образования лишены права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 1 ноября 1999 г., (подпункт «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781). Для администрации учреждений дополнительного образования имеется исключение: периоды работы в руководящих должностях после 1 января 2001 года могут быть засчитаны в специальный стаж при одновременном выполнении двух условий:
– на 1 января 2001 года стаж работы в образовательных учреждениях должен быть не менее 16 лет 8 месяцев;
– в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. необходимо любое время проработать в учреждениях дополнительного образования в любой из следующих должностей: директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, преподаватель, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, педагог дополнительного образования.

Итак, в зависимости от условий назначения досрочной страховой пенсии по старости руководителей образовательных учреждений можно разделить на три категории:
1) заместители руководителей, а также директора детских домов;
2) руководители образовательных учреждений (кроме руководителей, указанных под номерами «1» и «3»);
3) руководители (и их заместители) дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования (учреждения дополнительного образования при определённых условиях попадают в отдельную подкатегорию).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449 в настоящее постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См комментарии к настоящему постановлению

В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации:

а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст.3958);

б) лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст.509; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст.4240);

в) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст.3625).

2. Утвердить прилагаемые:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Объем имеющихся полномочий

Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела.

Уровень полученного образования и навыков по профессии

Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории.

Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса.

Нормативно-правовое регулирование

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.


Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

  • 10 продуктов, которые нельзя есть при артрите
  • Что произойдет с вашим организмом, если отказаться от алкоголя – 14 изменений в работе органов, сне и психике
  • Новая модель потребления продуктов питания после эпидемии

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

  • Тяга к этим продуктам говорит о скрытых болезнях
  • Как восстановить срок действия скидки на оплату штрафов ГИБДД
  • 4 причины выделения жидкости из ушей

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:

  • Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
  • Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.

Единоразовые выплаты муниципальным служащим при выходе на пенсию

Назначение субсидий этого вида тоже входит в компетенцию местных властей. Величина единовременных выплат при выходе гражданина на пенсию по выслуге напрямую зависит от:

  • размера должностного оклада;
  • продолжительности службы;
  • наличия поощрений и достижений за время работы.

Порядок назначения и оформления

Правильный порядок действий подразумевает, что сначала гражданин оформляет трудовую пенсию по возрасту. Для этого ему нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда России, когда у него возникнет право на этот вид социальных выплат (после наступления 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин). Государственное пособие по старости будет назначено со дня обращения. Оформив трудовую пенсию, и обладая необходимым стажем, работник должен обратиться в отдел кадров по месту работы для того, чтобы ему была назначена пенсия.

Какие документы необходимо предоставить

Обращение за пенсией муниципального типа подразумевает подготовку заявления. Оно составляется в свободной форме и в нем гражданин, со ссылкой на Закон №25-ФЗ извещает работодателя о своем праве на этот тип выплат. Заявление сопровождается следующим пакетом документации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия приказа об увольнении;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие профильный стаж работы и занимаемые должности в муниципалитете;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • военный билет (для проходивших службу);
  • справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • документ о назначении пенсии по возрасту.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Педстаж для пенсии по выслуге лет зависит от нескольких факторов: суммарный объем трудочасов за год, свидетельствующий о выполненной нагрузке, наличие особых наград или ученой степени, место ведения деятельности и прочие. Текущие привилегии при расчете стажевого показателя продолжат действовать только до 2030 года, после чего работники сферы образования смогут претендовать на пенсионное содержание исходя из общеустановленного алгоритма.

Список профессий и учреждений, которые принимаются к учету при определении педстажа


Законодательные требования, касающиеся порядка определения педстажа, выступающего основанием для назначения пенсии по выслуге лет таковы, что управомоченное лицо (претендент) обязан подтвердить причастность к одной из выделенного перечня профессий. Также в указанном аспекте должно быть соблюдено еще одно условие – к организации, в которой велась учебная/преподавательская деятельность.

В списке профессий, позволяющих получить педагогический стаж, с привязкой к организации числятся:

  1. Учреждения образовательного, социального, лечебного характера (школы, санатории, детские дома) в которых претендент выполнял функцию:
  • Методиста;
  • Воспитателя-методиста;
  • Учителя;
  • Музыкального руководителя;
  • Экскурсовода/гида;
  • Директора;
  • Заместителя директора;
  • Заместителя по учебной части или иного обособленного направления, действующего в рамках локальных актов учреждения;
  • Психолога;
  • Руководителя по физическому воспитанию;
  1. Учреждения, осуществляющие подготовку высших профессиональных кадров по направлению специалитет, магистратура (ВУЗы):
  • Преподаватели;
  • Профессоры;
  1. Учреждения, в том числе и методические, осуществляющие работы/услуги по повышению квалификации (принадлежность к ведомству не имеет значения):
  • Ректор;
  • Директор;
  • Заместитель ректора, директора;
  • Преподавательский состав;
  • Методист;
  • Заведующий кафедрой, лабораторией или сектором;
  1. Военные учреждения, обеспечивающие программу образования для выпуска специалистов высшего и среднего звена:
  • Профессора;
  • Преподаватели;
  1. Бюро и подразделения по повышению квалификации и обучению техническим профессиям; отделы кадров, основанные в различных организациях:
  • Руководители структурного подразделения;
  • Методист;
  • Преподавательский состав;
  • Состав инструкторов;
  1. Учреждения, выступающие в качестве управлений и руководств в образовательной сфере (за исключением должностей, выполняющих образовательную функцию в сфере снабжения, строительства, хозяйственной и финансовой деятельности):
  • Руководитель учреждения;
  • Инспектор;
  • Инструктор;
  1. Учреждения, отнесенные к сфере РОСТО и гражданской авиации:
  • Руководители учреждений;
  • Руководители структурных подразделений;
  • Инструктор;
  • Мастер;
  1. Учреждения, выполняющие функцию исправительных (вне зависимости от возраста лиц, с которыми осуществляется работа – как несовершеннолетние дети, так и достигшие возраста полной дееспособности):
  • Начальник группы;
  • Заведующие учебной частью (при условии, что у него имеется образование педагога);
  • Мастер;
  • Методист;
  • Обучающий инспектор;
  1. Учреждения организационной и детской культурной направленности (общежитие, жилищные комплексы):
  • Воспитатель;
  • Психолог;
  • Инструктор.

Особенности расчета педстажа:

Существует ряд особенностей, которые необходимо принять к сведению при исчислении педагогического стажа для выхода на пенсию, в частности:

  1. Начало 2000 года было ознаменовано новым порядком расчета образовательного стажа. Алгоритм исчисления был привязан к суммарному объему часов, отработанных претендентом:
  • 240 часов – минимальный годовой показатель трудочасов;
  • 6 часов – минимальный показатель часов в течение рабочей недели;
  1. Претенденты на досрочную пенсию, ранее трудившиеся в образовательных учреждениях, выпускающих студентов среднего профессионального звена должны иметь более высокий показатель годовой нормы выработки – от 360 часов;
  2. Определены должности, расчет педагогического стажа которых осуществляется без привязки к минимально допустимому количеству часов:
  • Учителя начальной школы (классов);
  • Специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности;

Дополнительные факторы, влияющие на возможность получения государственного пенсионного обеспечения работником образовательной сферы:

  1. Международная классификация (категория), присвоенная учителю;
  2. Наличие наград и особых отметок за достижения/работу в образовательной сфере;
  3. Наличие ученой степени;
  4. Ведение образовательной деятельности на территориях с тяжелыми климатическими условиями;
  5. Соответствие минимальным пределам пенсионного коэффициента:
  • В текущем (2020 году) значение кратно 13,8 единицам;
  • Ежегодно показатель будет увеличиваться в пропорции 2,4;
  • Методика повышения значения будет проводиться вплоть до достижения максимальной величины – 30 единиц (до 2025 года).

Вышеназванные особенности расчета педстажа останутся актуальными только до 2030 года. С начала указанного года к лицам, осуществляющим образовательную деятельность или работающим в таком направлении будут применяться базовые (общие) условия расчета.

Льготный стаж и категории трудовых/нетрудовых периодов


Лица, обладающие педагогическим стажем, длительность которого не менее 25 лет, могут претендовать на льготную пенсию, при условии, что таковой был получен при занятии должности, связанной с образованием.

Выделяют категории трудовых/нетрудовых периодов, которые входят в объем педагогического стажа, в том числе:

  • Период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске;
  • Период, в течение которого лицо пребывает в отпуске по уходу за малолетним ребенком (до 3-х лет);
  • Периоды временной утраты трудоспособности, ввиду:
  1. Болезни;
  2. Травмы;
  3. Беременности/родов;
  4. Обеспечения ухода за болеющим воспитанником/родственником;
  • Период осуществления трудовой деятельности, отвечающий условиям о нормах часов.

Педстаж для пенсии по выслуге лет зависит от нескольких факторов: суммарный объем трудочасов за год, свидетельствующий о выполненной нагрузке, наличие особых наград или ученой степени, место ведения деятельности и прочие. Текущие привилегии при расчете стажевого показателя продолжат действовать только до 2030 года, после чего работники сферы образования смогут претендовать на пенсионное содержание исходя из общеустановленного алгоритма.

Список профессий и учреждений, которые принимаются к учету при определении педстажа


Законодательные требования, касающиеся порядка определения педстажа, выступающего основанием для назначения пенсии по выслуге лет таковы, что управомоченное лицо (претендент) обязан подтвердить причастность к одной из выделенного перечня профессий. Также в указанном аспекте должно быть соблюдено еще одно условие – к организации, в которой велась учебная/преподавательская деятельность.

В списке профессий, позволяющих получить педагогический стаж, с привязкой к организации числятся:

  1. Учреждения образовательного, социального, лечебного характера (школы, санатории, детские дома) в которых претендент выполнял функцию:
  • Методиста;
  • Воспитателя-методиста;
  • Учителя;
  • Музыкального руководителя;
  • Экскурсовода/гида;
  • Директора;
  • Заместителя директора;
  • Заместителя по учебной части или иного обособленного направления, действующего в рамках локальных актов учреждения;
  • Психолога;
  • Руководителя по физическому воспитанию;
  1. Учреждения, осуществляющие подготовку высших профессиональных кадров по направлению специалитет, магистратура (ВУЗы):
  • Преподаватели;
  • Профессоры;
  1. Учреждения, в том числе и методические, осуществляющие работы/услуги по повышению квалификации (принадлежность к ведомству не имеет значения):
  • Ректор;
  • Директор;
  • Заместитель ректора, директора;
  • Преподавательский состав;
  • Методист;
  • Заведующий кафедрой, лабораторией или сектором;
  1. Военные учреждения, обеспечивающие программу образования для выпуска специалистов высшего и среднего звена:
  • Профессора;
  • Преподаватели;
  1. Бюро и подразделения по повышению квалификации и обучению техническим профессиям; отделы кадров, основанные в различных организациях:
  • Руководители структурного подразделения;
  • Методист;
  • Преподавательский состав;
  • Состав инструкторов;
  1. Учреждения, выступающие в качестве управлений и руководств в образовательной сфере (за исключением должностей, выполняющих образовательную функцию в сфере снабжения, строительства, хозяйственной и финансовой деятельности):
  • Руководитель учреждения;
  • Инспектор;
  • Инструктор;
  1. Учреждения, отнесенные к сфере РОСТО и гражданской авиации:
  • Руководители учреждений;
  • Руководители структурных подразделений;
  • Инструктор;
  • Мастер;
  1. Учреждения, выполняющие функцию исправительных (вне зависимости от возраста лиц, с которыми осуществляется работа – как несовершеннолетние дети, так и достигшие возраста полной дееспособности):
  • Начальник группы;
  • Заведующие учебной частью (при условии, что у него имеется образование педагога);
  • Мастер;
  • Методист;
  • Обучающий инспектор;
  1. Учреждения организационной и детской культурной направленности (общежитие, жилищные комплексы):
  • Воспитатель;
  • Психолог;
  • Инструктор.

Особенности расчета педстажа:

Существует ряд особенностей, которые необходимо принять к сведению при исчислении педагогического стажа для выхода на пенсию, в частности:

  1. Начало 2000 года было ознаменовано новым порядком расчета образовательного стажа. Алгоритм исчисления был привязан к суммарному объему часов, отработанных претендентом:
  • 240 часов – минимальный годовой показатель трудочасов;
  • 6 часов – минимальный показатель часов в течение рабочей недели;
  1. Претенденты на досрочную пенсию, ранее трудившиеся в образовательных учреждениях, выпускающих студентов среднего профессионального звена должны иметь более высокий показатель годовой нормы выработки – от 360 часов;
  2. Определены должности, расчет педагогического стажа которых осуществляется без привязки к минимально допустимому количеству часов:
  • Учителя начальной школы (классов);
  • Специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности;

Дополнительные факторы, влияющие на возможность получения государственного пенсионного обеспечения работником образовательной сферы:

  1. Международная классификация (категория), присвоенная учителю;
  2. Наличие наград и особых отметок за достижения/работу в образовательной сфере;
  3. Наличие ученой степени;
  4. Ведение образовательной деятельности на территориях с тяжелыми климатическими условиями;
  5. Соответствие минимальным пределам пенсионного коэффициента:
  • В текущем (2020 году) значение кратно 13,8 единицам;
  • Ежегодно показатель будет увеличиваться в пропорции 2,4;
  • Методика повышения значения будет проводиться вплоть до достижения максимальной величины – 30 единиц (до 2025 года).

Вышеназванные особенности расчета педстажа останутся актуальными только до 2030 года. С начала указанного года к лицам, осуществляющим образовательную деятельность или работающим в таком направлении будут применяться базовые (общие) условия расчета.

Льготный стаж и категории трудовых/нетрудовых периодов


Лица, обладающие педагогическим стажем, длительность которого не менее 25 лет, могут претендовать на льготную пенсию, при условии, что таковой был получен при занятии должности, связанной с образованием.

Выделяют категории трудовых/нетрудовых периодов, которые входят в объем педагогического стажа, в том числе:

  • Период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске;
  • Период, в течение которого лицо пребывает в отпуске по уходу за малолетним ребенком (до 3-х лет);
  • Периоды временной утраты трудоспособности, ввиду:
  1. Болезни;
  2. Травмы;
  3. Беременности/родов;
  4. Обеспечения ухода за болеющим воспитанником/родственником;
  • Период осуществления трудовой деятельности, отвечающий условиям о нормах часов.

Побывал на отчетном собрании торгово-промышленной палаты Нижегородской области, куда были приглашены руководители предприятий Нижегородской области. Присутствовал губернатор Шанцев и другие официальные лица. После доклада председателя ТПП Краснова с краткими докладами выступили три директора предприятий, рассказавших об отчаянном положении в их сферах деятельности, в том числе сельском хозяйстве. Как всегда, после этого выступили по очереди все официальные лица, ловко обойдя невниманием острые проблемы предприятий. Лишь губернатор как бы по большому секрету сообщил, что скоро ставки кредитования станут приемлемыми. В общем, зря потраченное время.

Что же в таком случае интересовало губернатора и других представителей власти, кроме, конечно же, демонстрации самих себя? Оказывается, низкий уровень зарплат в регионе при превышающем его фактическом уровне потребления. Нас призвали официально платить зарплаты, как будто мы этого не делаем, и являемся преступниками именно мы – руководители предприятий (директорат), а не мздоимцы и коррупционеры во власти, сваливающие деньги и многочисленные золотые подарки в кучи у себя дома.

Хочу заверить, что на крупных предприятиях, где есть рабочие, никто и никогда не станет платить денег в конвертах. Дураков нет рисковать свободой и благополучием при высоких рисках разоблачения из-за какого-нибудь затаившего обиду уволенного работника. Поэтому обвинения власти мы не принимаем. Ищите меж себя, или же среди выдающихся на предпринимательском поприще жен, мужей и любовниц министров, губернаторов, мэров и пр.

Однако же тема для нас интересна, так как позволяет задать встречный вопрос: «А вы знаете, что низкий уровень зарплат спровоцирован политикой правительства – и ничем иным?» Для того, чтобы выдать работнику на руки 870 рублей, предприятие должно перечислить государству 730 рублей при работе с НДС, или 490 рублей при работе на упрощенке. То есть если ты хочешь увеличить зарплаты на 10%, готовься столько же отдать в виде налогов. Поэтому фонд зарплаты – это наказание для любого предприятия, наказание, сделанное таковым политикой государства. Именно поэтому все предприятия постоянно ищут способы сократить количество рабочих мест, внедрить условия автоматизации процессов.

Но почему именно так устроена налоговая система российского государства, чтобы сокращать, а не увеличивать количество рабочих мест? Это загадка, и загадка, не имеющая логичного ответа. Может быть, при высокой зарплате увеличиваются пенсии? Нет, ничего подобного. К примеру, женщина с общим трудовым стажем 32 года, много лет проработавшая директором швейной фабрики, и имевшая последние 7 лет перед выходом на пенсию зарплату 50 000 рублей, получила пенсию 11 000 рублей. То есть такую же, как любая швея у нее же на фабрике, получавшая 18 000 рублей. Возникает вопрос: а если бы будучи директором фабрики, она нашла возможность получать официально 20 000 рублей, а 30 000 неофициально, как бы изменилась ее жизнь? Пенсию она получила бы ту же самую, социальные льготы бы нисколько не изменились, но сэкономленные на налогах приблизительно 20 000 рублей в месяц за 7 лет превратились бы в дополнительную пенсию в этой же сумме и на этот же срок…

Когда государство призывает официально платить зарплаты, получает с этого дополнительные доходы, и не дает ни копейки обратно в виде тех же пенсионных выплат, то такая позиция напоминает шулера, играющего краплеными картами и призывающего сидящих напротив за столом играть честно. И чем выше у человека зарплата, тем сильнее его кидают. Забавно, что если даже человек будет официально показывать зарплату в миллион рублей, пенсия его все равно будет те же пресловутые 11 000 рублей. Поэтому когда вы, господа чиновники, обращаетесь к директорату с подобными требованиями, мы видим в вас шулеров, считающих себя умнее окружающих.

Как жить на 11000 рублей пенсии руководителям, привыкшим к определенному уровню жизни, платившим налоги с высокой зарплаты и вполне оправданно рассчитывавшим на адекватное пенсионное обеспечение? Да никак! Только продавая накопленное за время работы. Другого выхода нет! Даже просто квартплата за хорошую квартиру больше суммы пенсии. Расходы на бензин составляют на одну машину не менее 3 000 рублей в месяц, да транспортный налог, страховка, техобслуживание, да увеличившиеся в 10 раз налоги на имущество. Это пока без еды, и, естественно, вина, из которого ты теперь можешь купить лишь самую дешевую водку. И все это ожидает нас, руководителей предприятий, после выхода на пенсию, из-за «темной», непрозрачной пенсионной системы России. И это ужасно унизительно!

В то же время следует отметить высокую социальную значимость руководителей предприятий: они ежедневно принимают решения о количестве рабочих мест, размерах заработных плат, перечислениях налогов в бюджет, развитии предприятий, то есть решают вопросы экономического благосостояния регионов, даже не смотря на всяческое противодействие бюрократической системы. Но чиновники как раз в пенсионном плане защищены лучше. Я уж не говорю про военных, МЧС, полицию, судебную систему, ну и конечно министерских работников, а простых клерках в местных администрациях.

Непонятно, к чему такое вызывающее унижение руководителей предприятий? Зачем об нас столь уж явно вытирать ноги? И зачем тогда приглашать нас на собрания, где наше мнение никого не интересует? Вы уж сами тогда рулите: пусть президент продает нефть и газ, удивляя этим все страны, пусть о поставках кораблей и самолетов договариваются министры (они у нас те еще предприниматели), пусть чиновники становятся предпринимателями, а предприниматели – чиновниками. Потом пусть учителя встают со скальпелями к хирургическим столам, а хирурги пишут компьютерные программы… И наступит ХАОС!

Каждый человек должен заниматься своим делом! Управлять предприятием – это специфический труд, и очень мало людей способны к нему. И этих людей нужно ценить и уважать: именно они представляют на международной арене экономическое положение страны, а не наличие нефти и газа, или однажды созданный автомат Калашникова. Создавать новые продукты нужно ежедневно и в огромном разнообразии, чтобы нашу страну считали экономически развитой, а не как сейчас – недоразвитой, не смеялись бы над нами и не унижали нас.

Для этого требуется увеличить количество способных руководителей и предпринимателей хотя бы на 3 миллиона человек за ближайшие 10 – 20 лет! Но какой разумный человек пойдет работать в эту сложнейшую сферу, где до пенсии мало кто доживает, но если вдруг доживает, то получает гроши? Конечно, никто! Все уже поняли в нашей стране, как нужно жить. Идти в чиновники, делать карьеру, занимать хорошую должность, и тогда супруг, или супруга тотчас же становятся светилами в предпринимательской сфере, и вот он – звездный час власти и денег! Мэр Лужков показал всей стране, как надо делать, и молодая чиновничья рать устремилась по созданному им пути.

Причиной же шабаша в том числе служит нынешняя пенсионная система, никому не известная, совершенно непрозрачная, не мотивирующая иметь высокие заработки, а как раз наоборот. Может быть, уже пора изменить ее? Тогда и мнение о правительстве хоть несколько станет лучшим? Как вы думаете?

Читайте также: