Пенсия в россии положена только гражданам россии


Материальная поддержка лиц, которые утратили трудоспособность, является приоритетным направлением социальной политики государства.

Каждый работающий гражданин вправе рассчитывать, что после долгих лет труда он будет получать денежные выплаты – пенсию.

Бесплатно по России

Однако бытует мнение, что те граждане, которые никогда не работали или имеют недостаточно большой трудовой стаж, не смогут получать денежные выплаты по причине утраты трудоспособности. Так ли это?

Возможна ли пенсия без трудового стажа?

Единственным источником дохода для тех лиц, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность, является пенсия. Несомненно, большое значение при ее назначении играет стаж.

Однако у лиц, которые никогда не работали или имеют недостаточное количество лет работы, также существует право получить определенные выплаты, называемых социальными пенсиями. Их могут получать только неработающие граждане, не имеющие иных источников дохода.

Социальные выплаты в нашей стране бывают:

По потере кормильца

Если у гражданина имеются иждивенцы, то после его смерти им положены определенные выплаты по потере кормильца. Обычно их сумма рассчитывается исходя из страхового стажа умершего. Однако если последний его не имеет, то лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается социальное пособие.

По инвалидности

Утрата способности осуществлять трудовую деятельность из-за приобретенного заболевания, травмы или увечья является основанием для получения группы инвалидности, различимой между собой в зависимости от степени утраты трудоспособности и возможностей самостоятельного обслуживания в бытовых сферах.

Социальная поддержка по данному основанию назначается в том случае, если гражданин не работал никогда вовсе. Однако если у него имеется хотя бы минимальный стаж, то ему выплачивается соответствующая страховая пенсия.

По старости


Основанием для начисления выплат по этой причине является достижение гражданином определенного возраста и несоответствие его критериям для назначения страховой пенсии.

В этой статье речь идет именно о социальной пенсии по старости, так как данные выплаты назначаются чаше всего.

Оформление ее не представляет значительных трудностей и происходит в обычном порядке. Так, лицо, у которого, в соответствии с законом, возникло право на получение соцпенсии должно прибыть лично в отделение пенсионного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС (его хождение отменено с апреля 2019 года, однако при его наличии ПФР все равно может его потребовать);
  • реквизиты банковского счета для перечисления средств.

Трудовая книжка, справки с работы и иные документы, связанные с трудовой деятельностью, при назначении не требуются.

Социальную выплату можно оформить не только в отделениях пенсионного фонда, но и в МФЦ. Это очень удобный способ, поскольку многофункциональные центры есть во всех муниципальных образованиях и имеют удобные для граждан графики работы. Однако следует помнить, что оформление выплат через МФЦ происходит немного дольше, чем напрямую через ПФР.

Отличия страхового обеспечения от социального

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Итак, чем же отличается социальное обеспечение от страхового?

Размер

Размер социальных выплат фиксирован, однако значительно ниже, чем средняя страховая пенсия. Так, в 2019 году (с 1 апреля) их сумма составляет 5304,57 рубля.

Однако следует заметить, что такую маленькую сумму граждане не получают, поскольку размер пенсионного обеспечения должен составлять не менее размера прожиточного минимума для пенсионера, который разнится в зависимости от региона. В связи с этим граждане вправе рассчитывать на федеральную или региональную доплату до уровня ПМП. Средний же размер страхового обеспечения 13700 рублей.

Индексация

Ежегодное увеличение соцпенсии привязано к прожиточному минимуму и в 2019 году составило 2,4%. Индексация сумм страхового пенсионного обеспечения составила в текущем году 7,05%.

Возраст

Стать получателем социальной пенсии можно на 5 лет позже, чем страховой. Это не касается представителей народов севера (малочисленных), которые имеют ряд льгот и послаблений.

Сколько составит пенсия, если стаж работы составляет 7, 11, и 15 лет

Чтобы наглядно понять, какое обеспечение будет назначено в 2019 году, следует разобрать следующие примеры:

  1. Работник имеет 7 лет стажа. В этом случае он вправе рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку для страховой необходимо не менее 10 лет.
  1. Работник имеет 11 лет стажа. Он является достаточным, однако если у гражданина была низкая заработная плата (ниже 11500 тысяч рублей), то ему не хватит ИПК для назначения страхового обеспечения. Вообще, начисление пенсионных баллов зависит еще и от множества иных дополнительных факторов, поэтому каждый подобный случай следует рассматривать индивидуально.
  1. Работник имеет 15 лет стажа. В 2019 году этого достаточно для назначения страховой пенсии.

Что изменилось в 2019 году

В 2019 году по инициативе Правительства России в нашей стране началась масштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Она связана с увеличением возраста, когда гражданин вправе рассчитывать на выплаты. Затронуло это и получателей соцпенсии. Теперь они могут подавать документы на выплаты в 60,5 и 65,5 лет, в зависимости от пола.

Могут ли отказать в назначении выплаты

Перечень оснований для отказа при назначении выплаты не слишком широкий. К ним относятся:

  • наличие постоянного места работы;
  • место жительства за пределами РФ;
  • проживание в РФ менее 15 лет (для иностранцев).

Даже при отсутствии необходимого стажа граждане вправе рассчитывать на социальную поддержку от государства. Для этого следует обратиться в ПФР за назначением соответствующей пенсии. Однако следует понимать, что ее размер значительно меньше, чем размер страхового обеспечения.

Полезное видео

Какие изменения произошли в связи с реформой 2019 года, смотрите в видео:




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Государство обязано заботиться о незащищенных социальных группах. Одно из пособий, выплачиваемых из государства бюджета, является социальная пенсия. Она носит регулярный характер, выплачивается при достижении установленного возраста при определенных условиях. Главная цель ее назначения – оказание необходимой поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, потерявшему возможность работать.

Кто имеет право?

Рассчитывать на получение ежемесячного пособия могут граждане России, достигшие возраста 67 лет (мужчины) и 63 года (женщины). Пенсия по старости назначается раньше для жителей Крайнего севера. Северяне могут выйти на пять лет раньше на заслуженный отдых. Если человек достиг нужного возраста, но не накопил достаточного количество баллов ИПК, то социальное пособие будет меньше трудовой пенсии.

Социальная пенсия ориентирована не только на пенсионеров. Ее могут получать лица, оформившие инвалидность. Размер зависит от группы инвалидности и региональных коэффициентов. Инвалиды детства получают материальную поддержку государства без определения группы инвалидности.


Рассчитывать на помощь могут:

  • Несовершеннолетние и студенты очных отделений, потерявшие одного или обоих родителей и дети умершей одинокой матери
  • Семьи военнослужащих, если кормилец погиб или умер во время прохождения воинской службы или в течение трех месяцев со дня увольнения. Получить помощь могут родители, супруг, дети, братья и сестры.
  • Участники ВОВ и граждане, имеющие знак «Жителю блокадного Ленинграда», если инвалидность наступила по причине преступления или умышленного причинения ущерба здоровью.

В некоторых ситуациях можно получать сразу социальную пенсию и трудовую. Обычно это касается родителей и вдов военнослужащих по призыву, погибших в период службы или при получении военной травмы.

Список документов для получения социальной пенсии

Обязательно пишется заявление. Есть требования, установленные Пенсионным фондом РФ, которые нужно соблюдать при заполнении документа. Обязательно прописывается СНИЛС, полные сведения о гражданине, которому назначается пенсия, адрес о регистрации, места пребывания, сведения из документа, удостоверяющего личность. Есть разделы, которые заполняются дополнительно, например, если документ подают представители.

К заявлению прилагаются:

  • паспорт для гражданина РФ или вид на жительство для иностранца;
  • официальные бумаги, подтверждающие право на получение ежемесячных выплат;
  • свидетельство о рождении малыша или акт гражданского состояния.

При определении соц. пенсии по инвалидности приносится выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом. Если заявление направляется по электронной почте или через официальные сайты (личный кабинет ПФР или «Госуслуги»), то возраст и гражданство можно не указывать.

Обращаем внимание, что с 2021 года выплата пенсий будет осуществляться только на карты платежной системы МИР.


Как оформить?

  1. Соберите полный пакет документов.
  2. Обратитесь в ПФР или МФЦ.
  3. Напишите заявление.
  4. Дождитесь ответа в срок до 10 дней.
  5. Обратитесь для получения выплаты.

Обращаться в ПФР можно лично или через уполномоченного представителя. В последнем случае стоит предоставить доверенность, заверенную нотариусом. Если было принято отрицательное решение о назначениях, можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Подать заявление можно и онлайн. На сайте Госуслуг нужно:

  1. Пройти авторизацию.


  1. Перейти в раздел «Услуги».


  1. Нажать на ссылку «Установление пенсии».


  1. Сделать выбор вида услуги.


  1. Составить заявку.


  1. Отправить заявление.

Для подтверждения направленных сведений нужно будет обратиться с оригинальными бланками в отделение ПФР или в МФЦ.

Сроки назначения

Социальная пенсия определяется с первого числа следующего месяца после обращения человека. Есть несколько исключений. Они касаются инвалидов детства в возрасте до 19 лет, получающих государственную материальную поддержку. Относятся и к лицам, которые получали раньше страховое пособие по инвалидности до момента достижения пенсионного возраста.

Перечисления заканчиваются в том момент, когда человеку исполняется 23 года, если речь идет о социальной пенсии по потере кормильца. Эти возрастные рамки касаются граждан, которые проходили очное обучение в институте. Без него назначение выплат приостанавливается при достижении 18 лет или при трудоустройстве.

При инвалидности сроки зависят от того, на какой срок комиссия признака гражданина инвалидом.

Размер социальной пенсии в 2020 году

Размеры социальной пенсии изменились 1 апреля 2020 года:

  • по наступлению нетрудоспособного возраста 5653 руб.;
  • по инвалидности от 4805 до 13568 руб.;
  • по потере кормильца от 5653 до 11307 руб.

Если сумма не дотягивает до федерального или регионального ПМП, то назначается социальная доплата. Она актуальна по факту подачи заявления. Для региональных выплат следует обратиться в отделение социальной защиты. Если речь идет о федеральном ПМП, то обращаться следует в ПФР.

Самую большую пенсию получают граждане, получившие травмы на войне, и ветераны Великой Отечественной Войны. Суммы на сегодняшний момент составляют около 32 300 рублей и 39 800 рублей.

Когда выплачивают

Выплачивают пенсию каждый месяц в определенные числа. Получатель имеет право выбрать самостоятельно организацию и способ доставки. Среди вариантов:

  • дома;
  • в отделении финансовой организации;
  • на карту.

Некоторые лица получают пенсию через филиалы Почты РФ. Если пенсионер больше 6 месяцев не получал социальную выплату, ее начисление останавливается. Возобновить выплату легко. Для этого нужно будет лишь обратиться в соответствующий орган с заявлением. Если пенсионер проходит лечение в больнице или признан недееспособным, оформляется доверенность на третье лицо. Она заверяется нотариально.

Поделится в соц. сетях:


В последние годы большое количество советских пенсионеров переезжают жить в Россию. И в связи с этим все более популярным становится вопрос о назначении пенсии в РФ иностранным гражданам, переезжающим в Россию на ПМЖ.

Только что приехавшему в Россию гражданину, конечно, хочется рассчитывать на социальную и материальную поддержку государства. И в первую очередь, хочется видеть эту поддержку в официальных выплатах, таких как пенсия. Россия предоставляет пенсионные выплаты прибывшим в Россию на ПМЖ гражданам, если выполняются основные условия предоставления пенсий и есть соответствующие документы.

О том, соблюдения каких условий достаточно и какие документы нужны для выплаты пенсии, вы узнаете из данной статьи.

Полагается ли пенсия переехавшим в Россию пенсионерам?

Существует специальное международное соглашение между Россиией и странами СНГ под названием «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», которым устанавливается порядок обеспечения граждан пенсией. Данное соглашение заключено еще в 1992 году. По нему пенсия выплачивается в соответствии с той, которую человек получал бы на своей родине.

А по закону «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, которые постоянно проживают в РФ, имеют такое же право на трудовую пенсию, как и наши граждане. Таким образом, главным условием получения выплаты является постоянное и официальное проживание в стране.

Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Если гражданин переехал в Россию из стран бывшего СССР, то пенсия может быть назначена и без регистрации по месту жительства, главное – наличие регистрации по месту пребывания, но при снятии с регистрации по месту проживания в прошлой стране.

На какую пенсию могут рассчитывать переселенцы?

Как мы уже выяснили, переехавшие пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в РФ, только если они получили вид на жительство или имеют российское гражданство. Для граждан бывших советских республик создана упрощенная система получения гражданства.

Право на пенсию по старости переселенец получает, если:

  • Его страховой стаж более семи лет;
  • Его индивидуальный пенсионный коэффициент равен или выше 9;
  • Человек старше 55 (для женщин), 60 лет (для мужчин).

Пенсионный возраст может быть уменьшен, если человек трудился на вредном производстве, опасной работе, либо женщина имеет больше 5 детей.

Если дата пребывания на ПМЖ в России ограничена и имеет дату завершения, то выплаты будут производиться по эту дату.

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Первое, чем нужно заняться для получения российской пенсии – собрать документы. Для оформления пенсии понадобятся:

  • Паспорт, подтверждающий гражданство России, либо вид на жительство с отметкой о регистрации;
  • Заявление на получение пенсии;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка РФ;
  • Выписка с лицевого счёта в системе ОПС.

Зачастую Пенсионный фонд требует дополнительные документы, подтверждающие стаж работы и другое. С полным и актуальным перечнем документов всегда можно ознакомиться на сайте ГосУслуг.

Собранные документы необходимо подать в Пенсионный фонд по месту жительства лично, по почте или через представителя. Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней. В случае положительного решения по заявлению, датой начала начисления пенсии считается день подачи заявления. В случае отрицательного ответа, когда запрошены дополнительные документы, срок рассмотрения заявления может быть приостановлен не более чем на три месяца.

Подача заявления возможно не ранее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

Назначение пенсии в Пенсионном фонде

Назначается выплата пенсии по месту фактического проживания пенсионера. Для этого все документы подаются в соответствующий территориальный пенсионный орган.

Возможен другой вариант – гражданин России, проработавший здесь всю жизнь, уехал жить в другую страну. Тогда если, между странами заключено подобное пенсионное соглашение, он будет получать ту же пенсию, на которую мог рассчитывать в РФ. Эти договора заключены с Испанией, Беларусью, Латвией и Болгарией.

Выплаты по принципу территориальности назначаются гражданам Казахстана, Украины, Армении, Туркмении, Румынии, Венгрии, Молдовы, Монголии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Грузии, Эстонии.

Таким образом, при выполнении всех перечисленных условий в пенсии отказать не могут, и новый гражданин России или приехавший на ПМЖ в нее человек, должен без проблем получать свою пенсию.


Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

Единообразия, опять же, никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разные пенсии, по размеру отличающиеся в разы.

По случаю и за заслуги
Цифра
Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил
Досье
Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Гражданские госслужащие 2173

Лица, замещающие госдолжности 758

Нацгвардия около 400

Работники горячих цехов и с вредными условиями труда 1800

Работающие в тяжелых условиях труда 2800

Могущие претендовать на пенсионные льготы по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению 1-й группы и т.д.) 1340

Работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним 2900

Педагогические, медицинские и творческие работники 1775

Итого льготников, «досрочников» и спецкатегорий 16 724

Источник: Росстат, militaryarms.ru, pravda.ru, данные Минтруда

Не удивительно, что армия желающих поработать на государство в последние годы растет — привлекают размеры не только зарплат, но и пенсий, поскольку заметно выросли и те, и другие. Гражданские госслужащие, пояснил «Огоньку» директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Южаков, давно ратовали за повышение своего пенсионного возраста и относительно недавно обрели желаемое: теперь оставаться на госслужбе можно до 65 лет, а в особых случаях — до 70 лет.

Социальные пенсии вообще поражают разнообразием цифр. Если средний размер социальной пенсии составил в прошлом году 8,8 тысячи рублей, то пенсия участнику ВОВ — 34,3 тысячи, а с дополнительной ежемесячной помощью — 40,3 тысячи рублей. Так называемых федеральных льготников (в эту категорию попадают инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои СССР, России и Соцтруда и т.д.) ни много ни мало — 15,4 млн человек, и по каждому своя методика расчета пособия. А еще 3,9 млн ежемесячно получали социальную доплату к пенсии по 1900 рублей, чтобы уровень последней поднялся до прожиточного минимума пенсионера (в прошлом году таковой был равен 8540 рублей), то есть почти 4 млн россиян получали пенсию размером чуть больше 6,5 тысячи рублей в месяц.

Один на оба ваших дома

Управиться с таким разливом проще, чем разобраться с начислением пенсий

Возможно ли повышение размера страховых пенсий? Хотя бы до 40 процентов от утраченного заработка? Авторы нынешней реформы утверждают, что да, это, мол, и является одной из целей повышения пенсионного возраста. А вот по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, они лукавят: искомая цифра 40 процентов будет доступна только для зарплат в 62 500 рублей и ниже (до 780 тысяч в год). Более высокие оклады сулят их получателям куда меньший, чем 40, процент для пенсии. Это позволяет балансировать системе страховых пенсий, ведь страховые взносы по-прежнему перераспределяются между получателями страховых пенсий. В противном случае россиянин, зарабатывающий меньше МРОТ, смог бы накопить себе на пособие по старости только через 128 лет.

Но еще важнее ответ на вопрос: откуда взять денег на выплату всего многообразия существующих пенсий и социальных пособий? Сторонники повышения пенсионного возраста упирают на то, что число пенсионеров растет, количество трудового населения уменьшается, а из федерального бюджета приходится выделять все больше средств в ПФР. Что ж, на первый взгляд все верно — и с демографией проблемы, и цифры бюджетных трансфертов в ПФР растут. Но дьявол, как известно, в деталях.

Например, трансфертов два. Первый — средства, направляемые на исполнение государством его социальных обязательств (например, соцпенсий или материнского капитала) и на выплату «пенсий по гособеспечению». Второй — деньги, идущие на выплату страховых пенсий. Вот второе и есть та самая дыра в бюджете ПФР, на закрытие которой и направлена в том числе нынешняя реформа. Но парадокс: дыра-то, оказывается, не растет, а, если верить статистике, даже затягивается в силу того, что растут поступления от уплаты россиянами страховых взносов. В прошлом году, если полагаться на слова статс-секретаря — замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, таковых удалось собрать почти на 4,5 трлн рублей. В правительстве это знают, поэтому и трансферт из бюджета на выплату страховых пенсий закрепили в размере 1 трлн рублей сразу на ближайшие три года — перспектива ведь понятна. А одна из причин, по которой ПФР не удается собрать всю нужную сумму страховых взносов, заключается в немалом числе льготников «по отраслям», которые платят уменьшенные страховые взносы или же не платят вовсе. Иными словами, государство само сократило приток средств в ПФР и теперь вынуждено за это расплачиваться.

Между тем рост бюджетных трат и без того неизбежен — увеличиваются соцобязательства самого государства и пенсии госслужащим. Намного? Примерно по 100–200 млрд рублей в год: в 2017-м — 3,7 трлн рублей, в 2019 году ожидается, что эта цифра превысит 4 трлн рублей. Можно ли сократить этот рост? Можно, но уж точно не путем повышения пенсионного возраста, а за счет сокращения штата госслужащих, размеров их пенсий и уменьшения соцобязательств государства. На что власть вряд ли пойдет.

В контексте сказанного разнобой в финансировании пенсий показателен — и тут два разных мира. Страховые пенсии финансируются прежде всего за счет оплаты страховых взносов в 22 процента от зарплаты, а недостающее, равно как и средства на выплату пенсий госслужащим и социальных пенсий, дает федеральный бюджет. Но откуда он берет деньги? В прошлом году свыше 60 процентов бюджетных доходов составили нефтегазовые, то есть в первую очередь налоги с граждан и бизнеса.

Получается, что прямо или косвенно, а пенсии всех типов и видов финансируют бюджетники, работники коммерческого сектора и бизнес. Занятный штрих: как пояснил «Огоньку» Александр Сафонов, государство, по сути, перекладывает из одного кармана в другой, выплачивая из бюджета зарплаты госслужащим и собирая с них потом налоги и выплаты для последующего возврата им же в виде тех же зарплат и пенсий. Замкнутый круг. К тому же, по его словам, власть по-прежнему не проронила ни слова о том, как намеревается уменьшить теневую занятость. «В тени» же сегодня находится порядка 20 млн россиян — их страховых взносов хватило бы на обнуление трансфертов в ПФР. Но вывод бизнеса и граждан «из тени» требует масштабной реформы и единого подхода. А с последним, судя по множественности пенсионных миров,— проблема.

Читайте также: