Пенсия за пропавших без вести в 1941 1945

Ежегодно российские поисковики находят останки красноармейцев, которые десятилетиями числились пропавшими без вести. И всякий раз встаёт вопрос: почему никто не прочёсывал места боёв сразу после войны, когда найти и перезахоронить солдат было намного проще? Популярный ответ звучит так: советское государство якобы экономило деньги, не выплачивая пенсии семьям пропавших без вести. Но так ли это?

Пенсии для пропавших

В марте 1940 года отгремела Зимняя война с Финляндией, по результатам которой Советский Союз безвозвратно потерял 126,8 тысяч бойцов. Из них почти 40 тысяч человек сгинули в лесах и болотах Карельского перешейка. Громадное количество убитых и пропавших без вести потребовало срочного законодательного регулирования вопроса о пенсиях для семей красноармейцев.

16 июля 1940 года СНК СССР принял постановление No1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям». В соответствии с документом, пенсия, выплачиваемая семье погибшего военнослужащего, должна была составлять от 35 до 60% его среднемесячной зарплаты. Данная норма распространялась и на семьи пропавших без вести. Формально, таким образом, обе категории были уравнены. Разброс в ставках выплат зависел главным образом от состава семьи. Минимальную пенсию получали не те, у кого отец «пропал», а семьи с одним нетрудоспособным членом семьи. Чем больше насчитывалось иждивенцев, тем крупнее назначалась сумма.

При этом городское и сельское население оказалось в неравных условиях. Если семья проживала в деревне, она получала лишь 80% от «городской» пенсии. А жёны и дети колхозников, не имевших зарплат в обычном понимании этого слова, получали фиксированные (сравнительно небольшие) выплаты.

Порядок назначения пенсий

В ходе Великой Отечественной войны погибших и пропавших без вести стало столько, что порядок назначения пенсий потребовалось уточнить. Поначалу этим вопросом занимались органы социального обеспечения. Однако с 1943 года при местных совнаркомах появились отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Пенсии назначали особые комиссии, которые возглавляли заместители председателей исполкомов.

17 июня 1943 года СНК утвердил инструкцию «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава». В документе подтверждалось, что семьи пропавших без вести имеют право на такие же выплаты, как и семьи погибших на фронте. Эти категории не были как-то разграничены.

«Гладко было на бумаге»

С чем же связаны расхожие представления о том, что «семьям пропавших без вести не платили пенсии»? Дело в том, что на практике выхлопотать пенсию действительно было непросто. К обычным порокам отечественной бюрократии добавились специфические проблемы военного времени. При эвакуации предприятий документы о зарплатах могли просто-напросто затеряться. Кроме того, сталинские чиновники, вопреки действовавшим законам, не горели желанием «раздавать» бюджет. Поэтому в беседах с семьями пропавших без вести бюрократы находили различные «отговорки». Нередко они ссылались на то, что боец мог не погибнуть, а стать «перебежчиком» – в эту категорию огульно зачисляли всех военнопленных. Нетрудно представить, насколько оскорбительны были такие суждения для вдов и родителей бойцов пропавших без вести.

В послевоенной «лейтенантской прозе» можно встретить упоминания о том, что солдаты боялись «пропасть» из опасения, что их родные не получат пенсию. А писатель-фронтовик Виктор Курочкин однажды опубликовал фельетон о старушке-колхознице, которой на протяжении 10 лет никак не удавалось получить пенсию за сына, не вернувшегося с фронта. Аналогичных случаев было очень много.

Можно сделать вывод, что пренебрежение судьбой пропавших без вести в СССР не имело системной экономической подоплеки. Останки бойцов не разыскивались по другим причинам. Во-первых, советская власть никогда не отличалась особым уважением к мёртвым, что вытекало из официальной атеистической идеологии. Во-вторых, Сталин и Хрущёв стремились как можно быстрей «перевернуть страницу» Великой Отечественной войны и не «будоражить» общество вопросом об истинном количестве погибших.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 мая 2010 09:50

Материал подготовлен по архивным документам из Музея Истории пенсий г. Биробиджан

В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, не смотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками. И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели. Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941г.).

Представляем материалы из архива Музея истории пенсий о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам – фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла. Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, ее касающейся, крайне мало. Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «…является документом о назначении пенсии»
Назначение пенсии проводилось комиссией по назначению пенсий семьям военнослужащих и семьям инвалидов войны.

- Инвалидам войны полагалась пенсия в размере:
1 группы- 100% от заработной платы
2 группы 75% от заработной платы
3 группы 50%

- Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев.
Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада. Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивается полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчетом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия.

Пенсионерам - мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесенным к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка. Документом для получения пенсии военнослужащим – инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР. Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определенную историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали.
За Орден Ленина - 25 руб.
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Отечественной войны - от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней,
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Славы 3 степеней от 15 до 5 руб.
-Медаль «За отвагу» - 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%.
(После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.)

За участие в боевых действиях 1 год службы засчитывался за 3 и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось, также, воевавших в штрафбатах и заградотрядах. Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней.
(п.8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и заградотрядах», 23.10.1941г.)
В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943г.г.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 г.г.).

На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей. Несмотря на утрату многих уничтожение архивов, мобильностью армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев – инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере. Для красноармейцев, награжденных орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы:
-бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе;
-льготы по подоходному налогу;
- льготы по оплате ЖКХ;
- предоставления жилья
- пенсионному обеспечению

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства. Первым, послевоенным документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945г.

В ЕАО участников Великой Отечественной войны 261 человек. Инвалидов войны 45 человек.


Хотя такие выплаты в целом были регламентированы еще до войны, и далее это направление постоянно развивалось. А 25 ноября 1943 г. порядок оформления «военных» пенсий был даже распространен на семьи гражданских моряков, работающих в зоне боевых действий. Другой сорок первый. Как сражались 22 июня 1941 года бойцы и командиры Красной армии


Начать, пожалуй, стоит с самой проблемы «пропавших без вести».

На самом деле эта формулировка абсолютно объяснима, поскольку для военных (и вообще для органов власти) наличие либо отсутствие конкретной информации о человеке является важным показателем. Если он погиб и это зафиксировано свидетелями, в донесениях о потерях указывалось прямо: «оставлен на поле боя, занятом противником», «похоронен на краю села», или на опушке, или при дороге — часто с привязкой к местности.

Если о местоположении ничего не известно, этот статус и фиксировался, такой подход существует доныне.

В боях начального периода войны, во время крупных окружений, как, например, «киевский котел» или Барвенково, формировать сообщения о потерях и передавать их в вышестоящие штабы объективно было некому. В 1941-42 годах Красная армия потеряла основную часть своего предвоенного кадрового состава. Такой была объективная реальность, с которой ничего не поделаешь.

Даже Совинформбюро представило 25 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» «следующие неопровержимые данные» о собственных потерях: убитыми 490 тысяч, пропавшими без вести — 520 тысяч. Записывать их в погибшие не было никаких оснований, люди довольно часто оказывались живы.

Среди известных личностей можно привести пример командира партизанского соединения, генерал-майора Михаила Наумова, встретившего войну на западной границе в звании капитана погранвойск. Долгий путь до Брянских лесов занял у него практически полгода, потом был период формирования отряда и первых боев, а еще потребовалось время, чтобы как-то связаться с семьей. Другой сорок первый. Малой кровью, на чужой территории


«…Это случилось в 10 часов утра (в июле 1942 года. — Ред.). Сергей и Валя давно ушли на работу, а я, накормив детей, сидела с Галочкой. Мама хлопотала по хозяйству. Вдруг заметила, что мимо окна прошел не почтальон, а работник телеграфа. Он вошел в комнату и сказал: "Товарищу Наумовой — телеграмма". Я расписалась. Мама настороженно смотрела на меня — лицо мое, я почувствовала, побледнело, а руки дрожали.

Телеграмму я не читала, боялась разорвать бумажную ленту, которая прятала неведомые слова. Да что это со мной? Почему не читаю? Ведь самое страшное уже миновало. Тяжелее того, что я уже знаю, не будет. Промелькнула догадка: это сообщение о месте смерти. Нет, не то. О таком не телеграфируют. Прочитала, откуда телеграмма, — Урал. Выходит, от родных мужа. Читаю: "Михаил жив, здоров, находится в партизанском отряде. Жди писем. Отец», — писала в своем дневнике жена офицера Надежда Трофимовна, находившаяся в эвакуации.

Таких же телеграмм и вообще любой весточки от своих любимых в то время ждали миллионы семей. «Пропал без вести» могло означать что угодно, главное — оставалась надежда.

А денежная сторона была отрегулирована еще в 1940 году Постановлением СНК СССР №1269, устанавливающим пенсии семьям погибших с одним нетрудоспособным в 35% от их среднемесячной зарплаты, с двумя нетрудоспособными — 45%, с тремя и более нетрудоспособными — 60%. И важное примечание: «семьи без вести пропавших в период боевых действий имеют право на обеспечение наравне с семьями погибших».

Тут надо отметить важный момент. В СССР пенсии назначались семье военнослужащего, если он погиб или пропал без вести, а пособия — по факту мобилизации человека на фронт, и платились до смены статуса «жив».

Право на получение пенсий имели так называемые «иждивенцы» — свои и приемные дети до 18 лет, пожилые родители, члены семьи с инвалидностью, бабушки и дедушки, если больше некому было о них заботиться. Тут, конечно, большое значение имела зарплата до призыва в армию, но назначаемые пенсии в городах в любом случае не могли быть ниже 50 рублей при одном, 70 рублей при двух и 90 при трех и более. Погибшая «Москва». Первая крупная потеря Черноморского флота в Великой Отечественной


Учащиеся дети получали пенсию до окончания образования, независимо от возраста, отличники получали пенсию независимо от выплаты им стипендий. В среднем можно говорить о сумме в 100-150 рублей на семью.

И начиная с лета 1941 года местные власти старались максимально широко оповещать людей о правовых нормах, касавшихся выплат вообще, — о них говорили в пунктах мобилизации, в военкоматах, в государственных учреждениях, на привокзальных площадях во время отправки мужчин на фронт, чтобы военнослужащие не волновались за положение семьи. Особо нуждающимся были предусмотрены единовременные выплаты.

Все это регулировалось новыми правовыми документами, Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям»; Указом от 26 июня 1941 г. «О порядке назначений выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время»; постановлением СНК № 1902 от 28 июля 1941 г. «Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии».


В Указе, в частности, были такие слова:

«Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии».

Семьям мобилизованных рабочих и служащих пособие назначалось с того дня, по который с ними был произведен полный расчет по месту работы, семьям колхозников и остальных мобилизованных — со дня призыва, а семьям военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, — с момента объявления мобилизации. Улица двух танкистов. Последний бой танка №736


— при наличии одного нетрудоспособного — 100 рублей;

— двух нетрудоспособных — 150 рублей;

— трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50% этой суммы в сельских местностях.

Это основные виды выплат, а вариации тоже плавали в пределах этих сумм. Понятное дело, что пособия получали люди, не находившиеся на оккупированных территориях, — для выплат требовалось решение комиссии при городском или районном исполкоме.

Кроме того, военнослужащие получали зарплату и ряд премий (например, за уничтоженную технику противника), пособий, единовременных выплат, полевых денег. Оклад старшины роты составлял 150 рублей, минимальный оклад командира взвода — 625 рублей, командира роты — 750, и как потратить эти деньги, каждый решал сам. Многие отправляли деньги родителям, родственникам, оформляли на них денежные и продовольственные аттестаты. Помните, как у Пикуля в романе «Честь имею»?

«Все складывалось хорошо и по службе, если бы… Если бы не внезапный приказ выехать в Москву. Я не ожидал ничего дурного, но и расставаться с обретенной «семьей» было несладко, тем более к девочкам я сильно привязался, и они плакали, узнав о нашей разлуке. Я оставил «семью» на попечение Дарьи Филимоновны, вручив Луизе свой продовольственный аттестат, отдал ей и все свои деньги, какие у меня тогда были. Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войны


— Как-нибудь проживете, — сказал я на прощание. — Никуда не трогайтесь с места, будет надо — я вас найду…»

Кто-то накапливал деньги на личном счету в сберкассе. Другие переводили деньги семьям погибших однополчан — часто такие решения были коллективными. Все это как-то облегчало жизнь в тылу, хотя конечно, основная масса рядовых солдат не имела таких возможностей.

Безусловно, есть и другой аспект: можно ли было на пособие или пенсию прожить?

В условиях военного дефицита и «свободных цен» на рынках, конечно, нет. На полста рублей в тех тыловых регионах, которые охвачены данными статистики, в 1941 году можно было купить килограмм говядины или десяток яиц. Сливочное масло уже стоило неподъемных денег.

Кроме того, ввиду огромного количества погибших и пропавших без вести бюджетов объективно могло не хватать. Тогда уже местные органы власти придумывали разнообразные отговорки или справки, которые должны были сократить поток граждан, претендующих на выплаты. Уманский котёл. Как летом 1941-го попали в окружение две армии РККА


Во многих семьях подтвердят, что они не получали ничего или имели право, но не дождались помощи, поскольку, например, «не могли подтвердить местонахождение». Известны случаи, когда вернувшийся с войны солдат ходил с семьей однополчанина в военкомат и подтверждал, что тот действительно погиб.

Только это уже проблема бюрократии низового уровня: целенаправленной государственной политики по лишению людей выплат не было.

Наоборот, помимо денег государство придумало другие формы социального обеспечения семей военнослужащих: освобождение определенных категорий граждан от налогов, жилищные льготы, снабжение дровами и углем зимой, какими-то видами продуктов, разного рода поблажки с медициной, образованием, перевозками, предоставление бесплатного жилья, поддержание системы детских садов и школ-интернатов с питанием детей, социальное обслуживание на дому и т.д.

С высоты сегодняшнего дня, из своих теплых отдельных квартир с горячей водой и полным холодильником мы можем критиковать советскую власть за то, что она плохо заботилась о людях.

В общем-то это и есть главная претензия к ней на всех уровнях и во всех случаях. Однако для того, чтобы быть объективным в таких претензиях, чаще всего достаточно поинтересоваться, как именно заботится о самых слабых членах своего общества (включая, конечно, семьи пропавших без вести) современное украинское государство.

В большинстве случаев, автор уверяет вас, все претензии покажутся несущественными.

  • Теги
  • украинские мифы,
  • 1941,
  • Великая Отечественная война

Пятница, 07.12.2012, 08:15:00

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство о смерти (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Статья основана на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности)

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось извещение о смерти (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Статья основана на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности) >>


Бобров А.P. Мошкина Т.В.

Пенсионное обеспечение в годы Великой Отечественной войны


В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, несмотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками. И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели. Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941 г.). Для красноармейцев, награждённых орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы:

бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе;
по подоходному налогу;
по оплате ЖКХ;
по предоставлению жилья;
пенсионному обеспечению.
Данных о назначении пенсий по старости и инвалидности труженикам тыла не найдено.

Представляем материалы о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам-фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла из архива Музея истории пенсий. Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, её касающейся, крайне мало. Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Например, извещение (похоронка) из пенсионного дела супругов Березиных в том, что их сын мл. сержант Березин Николай Самойлович погиб 25 ноября 1944 г. и похоронен в 800 м. от деревни Бороны,

Латвийской СССР). Пенсия назначена его отцу, тоже фронтовику, по инвалидности, на основании справки о ранении из эвакогоспиталя. Ранение получил в том же, 1944 г., и демобилизован. (Справка из того же пенсионного дела о тяжелом ранении Березина Самуила Дмитриевича в феврале 1944 г.) Пенсия по инвалидности семье фронтовика назначена в размере 160 руб. После его смерти пенсия по потере кормильца назначена нетрудоспособной жене Агафье Николаевнае1891 г.р. на основании Постановления СНК СССР от 16.06.1940 г. С 1956 г. получала пенсию за погибшего сына в размере 160 руб.

Назначение пенсии проводилось комиссией по назначению пенсий семьям военнослужащих и семьям инвалидов войны.

- Инвалидам войны полагалась пенсия в размере:

1 группа - 100% от заработной платы;
2 группа - 75% от заработной платы;
3 группа - 50%.
Пример, дело инвалида войны Калабина Ильи Поликарповича включает: заявление о назначении пенсии от 6.07.1945 г.; справка о присвоении 2-ой группы инвалидности после ранения; справка о зарплате с 1934 по 1942 гг. Средняя заработная плата до призыва на фронт равнялась 313 руб. (старатель). Пенсия назначена в размере 125 рублей, поскольку, он в послевоенные годы работал сторожем (имел заработок). С 10 ноября 1956 г. пенсия выплачивалась в размере 313 руб., с 1 января 1961 г. (после денежной реформы - 31 руб. 30 коп.). Стипендия студента 1 курса техникума в этот период составляла 16 рублей.

- Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев. У нас в музее представлены документы из пенсионного дела семьи красноармейца Максюта Ивана Платонови-ча (на стенде № 7), пропавшего без вести в январе 1942 г. Двое детей-иждивенцев получали пенсию по случаю потери кормильца, причем, проживая в городе, получали пенсию по городской норме, в размере 100 руб. в месяц с 1942 по 1944 г. Переехав в сельскую местность, получали пенсию по 50 руб. - по сельской норме с 1944 по 1946 гг.

Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада. Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивалась полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчётом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия. Денежное довольствие красноармейцев командного состава в годы войны составляла от 150 до 300 руб., в зависимости от звания.

Пенсионерам-мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесённым к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка. Документом для получения пенсии военнослужащим-инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР. Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определённую историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали. За Орден Ленина - 25 руб.; Орден Красного знамени - 20 руб.; Орден Отечественной войны - от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней; Орден Красного знамени - 20 руб.; Орден Славы 3-х степеней от 15 до 5 руб.; Медаль «За отвагу» - 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%. После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.
За участие в боевых действиях один год службы засчитывался за три и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось также и тех, кто воевал в штрафбатах и загра-дотрядах. Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней (п. 8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и за-градотрядах», 23.10.1941 г.).

Первым, после войны, документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945 г.

Представляем пенсионное дело Героя Советского Союза, персонального пенсионера местного значения, инвалида вследствие военной травмы Лопатина Георгия Дорофеевича (1913-2003 гг.), проживал в с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области.

Призван на фронт 26 июля 1941 г. Октябрьским военкоматом ЕАО. Окончил курсы младших лейтенантов 18 армии в 1943 г. Командир взвода 166 гвардии стрелкового полка (28 армия, Первый Белорусский фронт). Двадцать шестого июня 1944 г. в бою у деревни Пружиница (Октябрьский район, Гомельской области) с тремя расчётами противотанковых ружей выдвинулся вперёд, подавил 3 пулемётные точки, уничтожил 1 тяжёлый пулемёт, чем обеспечил продвижение подразделений. Звание Героя Советского Союза присвоено за бой под Бобруйском при переправе через реку Птичь 27 июня 1944 г. Закончил войну в звании гвардии старший лейтенант. Имел три боевых ранения (Крым - в декабре 1943 г., Керчь - в январе 1944 г., г. Гумбинец - в октябре 1944 г.), вернулся к мирному труду в июне 1946 г. Кавалер орденов Отечественной войны 1 и 2 степеней, Ленина, Боевого Красного Знамени, двух орденов Красной звезды, Октябрьской революции. Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», трудовыми и юбилейными медалями. Звание Герой Советского Союза присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 24 марта 1945 г. Трудовой стаж с 1938 по 1953 гг. - 9 месяцев, 24 дня. Пенсия по старости оформлена в 1973 г., на основании Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», ст. 10, ПО исходя из среднего заработка 260 руб. в месяц (1973 г.), с учётом районного коэффициента, в сумме 237 руб. 50 коп. Надбавки к пенсии: за звание Герой Советского Союза - 50 руб., как реабилитированный - 25 руб., участник войны - 25 руб. Всего сумма пенсии составляла 337 руб. 50 коп., что в несколько раз превышало заработную плату в СССР (зарплата директора крупной фабрики составляла около 200 руб.). С апреля 1992 г. назначена вторая пенсия по инвалидности (вторая группа по ранению, полученному на фронте) в размере 2123 руб., 82 коп. Лопатин Георгий Дорофеевич с 1992 г. получал две пенсии - по старости и инвалидности, с учётом надбавок за звание, участие в войне, реабилитацию всего на сумму - 19491 руб. С апреля 1997 г. получал доплату, как персональный пенсионер местного значения. Полагались талоны на проездные билеты со скидкой 50%.

С 1 августа 2002 г. Георгий Дорофеевич получал пенсию в размере - 7441 руб., кроме того, за ним сохранялся пакет социальных льгот. Средняя трудовая пенсия по старости в то время составляла 1596 руб.
Участников Великой Отечественной войны в ЕАО 261 человек. Они получают пенсию, социальный пакет и ЕДВ в размере 23042 руб. Инвалидов войны 45 человек, их денежное обеспечение несколько больше - 25172 руб.
Герои Советского Союза, которых, к сожалению, в автономии уже нет, получают пенсию 33343 руб. и единовременную денежную выплату, которая с 1 апреля составляет 40051 руб.
В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943 гг.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 гг.). На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей. Несмотря на утрату многих документов, уничтожение архивов, мобильность армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев-инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере.

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства.

#1 wiski

#2 blackcrow

#3 wiski

QUOTE (blackcrow @ Nov 25 2009, 01:06 AM)
http://sammler.ru/in.

Прикрепленные изображения


#4 wiski

#5 danila2609

Я думаю, что в 1943 году ещё не было всё регламентировано с пенсиями. Да и сотрудник НКВД- это не просто так. Письмо ещё не говорит о том, что семья ПОЛУЧИЛА пенсию.

От себя: ВСЕ мои родственники и знакомые, у которых пропали безвести военнослужащие, пенсии НЕ ПОЛУЧАЛИ до 60-х годов.

#6 mays2008

Про отношение к лицам, бывшим в плену при Сталине говорить нет смысла.
Относительно пропавших без вести, то понятие в то времена было растяжимое - мог быть убит, попал в плен в обстоятельствах, не зависящих от него и там погиб, сам сдался в плен, дезертировал и затерялся на просторах СССР и т.п.
Естественно пенсия не полагалась. Как доказать, что человек погиб в бою а не удрал.
У соседа дед на фронте был с первой недели войны, пропал без вести. Искали долго, все ответы - пропал. Естественно ничего не платили. В 1987 году на очередной запрос пришел ответ, что погиб с указанием места захоронения. Они поехали туда, памятник стоит с середины 50 годов и фамилия есть. Но к этому времени в пенсии тоже отказали, т.к. его жена уже умерла.

Самый простой способ узнать - поговорить с людьми, которые в свое время были военкомами и еще живы. Они точно должны знать.

#7 DA-Sam.

Сообщение отредактировал DA-Sam.: 25 Ноябрь 2009 - 09:54

#8 olegfur

Сообщение отредактировал olegfur: 17 Январь 2010 - 03:09

#9 wiski

QUOTE (olegfur @ Jan 17 2010, 03:08 AM)
Семьи пропавших без вести пенсии не получали. Пропавший без вести мог попасть в плен, мог сдаться в плен и перейти на сторону врага, тогда он враг а пенсии семьям изменникaм родины у нас небыли предусмотрены.

Здесь пенсию жена получала. Считался пропавшим без вести:
http://sammler.ru/in. topic=62179&hl=

#10 olegfur

#11 wiski

QUOTE (olegfur @ Jan 18 2010, 06:31 AM)
Вы путаете тёплое с мягким. На кого у вас документы, на НКВДиста который был оставлен для работы в тылу. Могу сказать сказать простых смертных которых никто не считал и горбил миллионами, брат моего деда пропал без вести в восточной Пруссии и никакой пенсии семья не получала.

#12 Кулик

Помогу с поиском в архивах: УК, УПК, НЛ

#13 Чуткой

QUOTE (wiski @ Nov 25 2009, 12:46 AM)
Ув. коллеги! У меня вопрос такого плана: полагалась ли пенсия семьям военнослужащих пропавших без вести в ВОВ? Если полагалась, то каким указом и кому? Известны ли факты выплаты таким семьям?

Прикрепленные изображения


#14 Чечако1

Конечно всем известно, что при Сталине треть расстреляли (миллионов 20), остальных посадили (миллионов 100) и их дети их охраняли. А детей потом расстрелял лично Сталин, предварительно загнав в штрафбаты.
А Берия трахал школьниц.
Кто сомневается - к Солженицыну, Аксёнову, Радзинскому.
Они не соврут.

Ну а теперь конкретно.

Пенсии высшему, старшему и среднему начальствующему составу, а также младшему начсоставу и рядовым сверхсрочной службы регламентировались Постановлением СНК СССР от 05.06.1941 года, №1474. По этому Постановлению про пропавших без вести ничего не говорится, то есть семьям вышеперечисленных пенсия за пропажу без вести не была предусмотрена.

Пенсии срочникам (младший нач и рядовой состав) предусматривались Постановлением СНК 16.07.1940 №1269.
По нему семьи пропавших без вести получали пенсии наравне с семьями погибших.
Цитата: "Семьи пропавших без вести имеют право на пенсионное обеспечение наравне с семьями погибших".

Размер пенсии от 30 - 45-60 % от оклада по иждивенцам (1-2-3 и более)

Всё остальное без подтверждения документами - бабушкины сказки.

Сообщение отредактировал Чечако1: 26 Январь 2010 - 10:24

#15 wiski

Прикрепленные изображения


#16 DensArts


  • SAMMLER.ru
  • 1 179 сообщений
    • Gender: Male
    • Interests: Фалеристика, униформология

    К сожалению, моей семье тоже пришлось столкнуться с этим вопросом.

    Мой прадед был призван для участия в войне с Финляндией в 1939 году из Луганской области. У него осталась гражданская жена и трое детей, в их числе моя бабушка. Семья никаких писем и извещений не получала. Никто не знал его судьбу. Ждали прадеда до 1946 года, так как думали, что он всё воюет. Но когда большинство фронтовиков вернулась домой, моя прабабушка решила выяснить его судьбу, написала в архив. Пришло извещение, что он пропал без вести ещё в 1940 году.

    Естесственно, встал вопрос о том, как растить теперь детей без отца. Семья пережила оккупацию на Донбассе, прабабушка работала в шахте, жили в бараке, не было ничего, кроме маленького огородика, козы и поросёнка. Самое главное: с прадедом они были не расписаны. На то было две причины: прадед был из дворян, его родители не благословили его на брак с "простолюдинкой", к тому же в середине 30-х он был осуждён по ложному обвинению, отбывал срок, но потом разобрались (он взял чужую вину на себя) и выпустили без права возвращения в Москву. После такого регистрировать брак в те годы было опасно.

    Уже после войны прабабушка нашла свидетелей, что они жили вместе, и их заочно расписали. После этого моей бабушке назначили пенсию за пропавшего без вести отца в размере 270 рублей в месяц.

    Сообщение отредактировал DensArts: 25 Август 2013 - 06:04

    Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной Армии и их семей в СССР во время Великой Отечественной войны определялись принятыми органами государственной власти и военного управления указами, постановлениями, приказами, директивами, распоряжениям и инструкциями. Пенсии в большинстве случаев обуславливались инвалидностью лиц, полученной в результате ранений, увечий и заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, или гибелью лиц и пропажей без вести. В советском законодательстве учитывались особенности военной службы в боевой обстановке и поэтому предусматривались специфические меры и способы пенсионного обеспечения, гарантировалась защита прав и интересов военнослужащих и их семей.

    Ещё до войны постановлениями СНК СССР 1940 года от 16 июля № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьях» и от 12 ноября № 2291 «О дополнении постановления СНК СССР от 16 июля 1940 г.» был установлен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву и их семей. Эти категории военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, являвшихся до призыва на военную службу рабочими или служащими, обеспечивались пенсией в размерах в зависимости от групп инвалидности (от 50% до 100% среднемесячной зарплаты).

    Семьи погибших на фронте получали право на пенсию в размере от 35% до 60% их среднемесячной зарплаты. Это право распространялось также на семьи без вести пропавших. Семьям военнослужащих, у которых заработная плата была невысокой, пенсии начислялись в твёрдых ставках. Если военнослужащие рядового состава становились инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с пребыванием на фронте, пенсии назначались им в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний, но с предоставлением льгот в том случае, если они не имели необходимого для назначения пенсии стажа работы или не работали до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих. Военнослужащим и их семьям, проживавшим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80% от назначенной суммы (даже в этом ущемлялись права крестьян)(Государственный архив Волгоградской области. Ф. 4528, оп. 1, д. 1, л.5-6).

    Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» предусматривались пенсии за выслугу лет и по инвалидности, а семьям – по случаю потери кормильца выходное пособие. Пенсии за выслугу лет офицерам и сверхсрочнослужащим устанавливались при наличии не менее 25 лет выслуги. При этом один месяц службы в войсках действующей армии засчитывался за три. Пенсии и пособия семьям умерших, погибших или пропавших без вести офицеров и сверхсрочнослужащих определялись в зависимости от количества нетрудоспособных в семье, причины смерти военнослужащего и размеров его прежнего денежного содержания. Таким образом, существенно повышалось социальное обеспечение указанных категорий граждан (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-79).

    Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1475 был утверждён «Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих право на пенсии и пособия» согласно постановлению СНК СССР за № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 478, л. 49).

    Уже 25 августа 19941 года директивой начальника Главного управления кадров НКО СССР генерал-майора А. Румянцева № ГУК 7/45/2508 был установлен порядок оформления пенсий отделами кадров военных округов семьям лиц начальствующего состава, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков. Назначение пенсий производилось на основании выписок из приказов по Главному управлению кадров НКО СССР, Управлению кадров ГлавПУ РККА (Главного политического управления РККА), Управлению кадров Главного управления Военно-воздушных сил и Главного санитарного управления Красной Армии об исключении погибших из списков личного состава РККА в связи со смертью. Выписки из приказов рассылались в отделы кадров округов, которые в свою очередь отправляли соответствующие распоряжения районным военным комиссариатам по месту жительства семей. Пенсии назначались согласно тем должностям, которые занимали погибшие на момент смерти, даже если они не были на них утверждены документально (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 1).

    В тех случаях, когда отделам кадров не были известны последние должности погибших, впредь до получения данных о них начисление семьям пенсий производилось из условных окладов содержания: «младших лейтенантов, лейтенантов и им соответствующих – 600 рублей; старших лейтенантов и им соответствующих – 650 рублей; капитанов и им соответствующих – 725; майоров и им соответствующих – 850; подполковников и им соответствующих – 900; полковников и им соответствующих – 1100; лиц высшего начсостава – 1400 рублей» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 2).

    Семьям погибших лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава запаса, мобилизованных в народное ополчение, пенсии назначались по занимавшимися ими должностям начальствующего состава согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 2).

    В начале Великой Отечественной войны учёт и обеспечение пенсионеров Наркомата обороны СССР, которые к тому моменту вынуждены были эвакуироваться из районов военных действий, ухудшились. Эти лица в течение продолжительного периода не могли своевременно получать пенсии вследствие того, что в большинстве своём не имели при себе документов, а по прибытии в тыловые районы страны не могли доказать свою принадлежность к пенсионерам НКО(ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78). Особенно в затруднительном положении оказались инвалиды войны. В связи с этим распоряжением СНК СССР от 12 ноября 1941 года № 10160 было разрешено Наркомсобесу РСФСР, а также наркоматам социального обеспечения союзных республик в отдельных случаях назначать инвалидам войны пенсии по свидетельским показаниям (Лиознер Д. А., Писарев Ф. И., «Льготы для военнослужащих и их семей», Алма-Ата: Казахское объединённое государственное издательство, 1943, стр. 73).

    Согласно директивным указаниям начальника Финансового управления Красной Армии (ФУ КА) от 28 октября 1942 года № 100391/2810 инвалидам войны, не имевшим документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу КА, пенсии не назначались, а обратившиеся лица направлялись в органы собеса для оформления пенсий наравне с младшим начальствующим составом. После получения этими лицами документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу, им назначались пенсии НКО со дня возникновения права на пенсию по инвалидности (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 20). Значительно позже, 24 декабря 1944 года, была издана директива ФУ КА № 145734с «О порядке назначения пенсий офицерам-инвалидам, возвратившимся из плена и прошедшим спецпроверку». В ней устанавливалось, что этим лицам, восстановленным в офицерском звании и уволенным из Красной Армии, пенсии по инвалидности или за выслугу лет назначались согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 наравне с инвалидами войны. При этом время пребывания в плену и на спецпроверке засчитывалось в выслугу лет в Красной Армии календарным порядком. Офицерам, возвратившимся из плена, денежное содержание за период содержания их в плену и на спецпроверке не выплачивалось. Полученные семьями этих офицеров пенсии, единовременные и возвратные пособия за время нахождения в плену и на спецпроверке не взыскивались (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 70-73).

    Во время войны постоянно увеличивалось количество военнослужащих и их семей, получавших право на пенсии, в том числе и инвалидов войны (известно, что число погибших военнослужащих в 1942 – 1945 гг. составило 8 млн 744,5 тыс. человек) (Кривошеев Г.К., Андронников В.М., «Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание», М.; Вече, 2009, стр. 376). Например, если ФУ КА в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942-го инвалидам была назначена 2961 пенсия, а семьям военнослужащих – 14 118, то на 1 ноября 1942 года количество пенсий уже составляло 23 938 и 57 171 соответственно (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1289, л. 2). , а в 1945 году среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвёртую часть составляли члены семей (Тиванов В.В., «Развитие финансов Вооружённых сил после Великой Отечественной войны», М.; Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии, 1995, стр. 156-157).

    Что касается реорганизации всей деятельности по назначению пенсий, то постановление ГКО от 11 марта 1942 года № 1424 «О передаче назначения пенсий лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим Красной Армии, а также семьям этих лиц из ведения Главного управления кадров НКО в ведение Финансового управления при НКО» приблизило эту работу к военным комиссариатам, инвалидам и семьям погибшего офицерского состава (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-80) . Данным постановлением на начальника ФУ КА при НКО СССР генерал-лейтенанта Я. Хотенко была возложена ответственность за своевременное назначение и упрощённое оформление пенсий лицам высшего, старшего, среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим РККА, а также их семьям, введены изменения в штаты ФУ КА, финансовых отделов военных округов (фронтов) и финансовых органов республиканских, краевых, областных (а в Москве и Ленинграде – городских) военных комиссариатов. Для оптимизации пенсионного обеспечения семей погибших, умерших и без вести пропавших устанавливалось, что приказы об исключении из списков личного состава Красной Армии погибших офицеров должны издаваться Главным управлением формирования и укомплектования войск РККА независимо от рода войск, в котором состоял погибший, после чего эти приказы рассылались по соответствующим управлениям и военным округа.

    Областные и республиканские военкоматы в начале своей деятельности, получив функции по назначению пенсий в 1942 году, на первых порах работали недостаточно организованно, а пенсионная работа имела ряд недочетов, как в организации управленческого аппарата, так и в своевременном назначении пенсий. Так, по состоянию на 1 января 1943 года в военкоматах Приволжского военного округа имелось много неотработанных пенсионных дел: в Саратовском областном военном комиссариате (ОВК) - 1377, Куйбышевском ОВК – 2758, Пензенском ОВК – 1505 материалов (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-80).

    В дальнейшем военные комиссариаты наладили пенсионную работу. Так, по отчётным данным за IV квартал 1944 года, лучшие результаты по отработке пенсионных материалов имели Московский и Уральский военные округа, в которых среднемесячная отработка составляла 88 и 77,7 процентов соответственно. Необходимо отметить, что высокие результаты были достигнуты в тех округах, где данным направлением руководили начальники их финансовых отделов, а областные комиссариаты осуществляли систематический контроль за районными военкоматами и принимали необходимые меры к налаживанию пенсионной работы (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 19).

    ФУ КА и органы военной прокуратуры проводили постоянные проверки деятельности областных и районных военкоматов, в результате которых выявлялись серьёзные недочёты в работе по пенсионному обеспечению офицеров – инвалидов войны и семей погибших военнослужащих. В пенсионной деятельности районных военкоматов чаще всего встречались следующие недостатки: частая смена работников, связанных с оформлением пенсионных дел, вследствие чего пенсионные материалы представлялись в ОВК недооформленными и с большими задержками; незаконное удержание извещений на погибших и без вести пропавших военнослужащих. Например, в Ново-Малыкском РВК Ульяновской области в августе 1945-го среди подшитых документов 1944 года были обнаружены 9 извещений о гибели офицеров, родственники которых об этом не знали более года, в четырёх РВК г. Ленинграда – 258 не вручённых семьям извещений ( Смольнинский, Октябрьский, Московский и Кировский районные военкоматы) (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 58-59).

    При назначении пенсий недостаточно изучались документы, предоставляющие на это право. Так, в 1942 году финансовый отдел Южно-Уральского военного округа назначил пенсию инвалиду войны старшему лейтенанту В. Фихтерову, а в начале 1943-го под подложным документам ему же определили пенсию и в Московском городском военкомате. Фихтеров после этого скрылся и был объявлен в розыск. Такие случаи, как свидетельствуют документы исследования, были не единичны (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 110-111).

    Однако тогда имели место и обратные ситуации, когда простые советские граждане отдавали свои последние средства во благо повышения мощи страны. Например, инвалид войны Михаил Иванович Мендель в сентябре 1943 года уволился из Красной Армии в запас по заключению врачебной комиссии ВТЭК и должен был получать пенсию в размере 300 рублей в месяц. Но как патриот своей Родины от отказался от получения денежных средств на весь период военного времени (согласно его заявлению с 10 мая 1945 года выплату возобновили) (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 53).

    В 1943 году СНК СССР принял ряд постановлений, касавшихся установления порядка назначения и размеров пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца: 5 августа за № 863 «О пенсиях личному вольнонаёмному составу, занятому на возведении оборонительных рубежей в органах управления оборонительного строительства и инженерных войск Красной Армии» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 77-78); 28 октября за № 1181 «О пенсиях работникам Наркомсвязи, работающим в районах военных действий, и их семьям» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 69-71).

    В связи с постоянным ростом лиц, получившим право на пенсионное обеспечение, из числа рядового и младшего начальствующего состава и необходимостью совершенствования социальной сферы порядок назначения и выплаты пенсий неоднократно видоизменялся и уточнялся. Так, приказом заместителя НКО СССР генерал-полковника Е. Щаденко от 15 апреля 1943 года № 167 было объявлено распоряжение СНК СССР от 22 февраля 1943 года № 3849-Р «Об образовании при районных (городских) исполкомах советов депутатов трудящихся комиссий по назначению пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава». На основании этого распоряжения произошла передача функций по назначению и выплате пособий и пенсий семьям военнослужащих от органов социального обеспечения управлениям и отделам по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих (Русский архив: Великая Отечественная: приказы Народного Комиссара обороны СССР (1943-1945 гг.), М.; Терра, 1997, т. 13 (2-3), стр. 118-119).

    Дальнейшее развитие и совершенствование пенсионная система военнослужащих по призыву получила в результате принятия органами государственной власти и военного управления ряда других документов. Так, 17 июня 1943 года постановлением СНК СССР № 668 утверждалась новая инструкция «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям рядового и младшего начальствующего состава». Согласно документу семьи военнослужащих, без вести пропавших в период боевых действий, приобретали право на пенсии наравне с семьями погибших на фронте. Право на пособие в случае смерти военнослужащего имели семьи: военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, курсантов, кроме сверхсрочнослужащих, добровольцев рядового и младшего начальствующего состава, медицинских сестёр, состоявших на должностях младшего медицинского состава. Право на пенсии приобрели также семьи погибших работников транспорта, работавших в районах военных действий (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 28).

    В исследуемый период органы государственной власти также предусмотрели такие ситуации, когда назначение и выплата пенсий были необходимы другим родственникам погибших или пропавших без вести военнослужащих, на иждивении которых они находились. Постановлением СНК СССР от 14 сентября 1943 года № 986 «О пособиях и пенсиях семьям военнослужащих» было установлено, что дед и бабка военнослужащего, состоявшие на его иждивении и не имевшие других родственников, в случае смерти военнослужащего обеспечивались пенсией согласно постановлениям СНК СССР от 16 июня 1940 года № 1269 и от 5 июня 1941 года № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 89а).

    Таким образом, деятельность органов государственной власти и военного управления по организации пенсионного обеспечения военнослужащих Красной Армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны сыграла важную роль в обеспечении их необходимыми средствами в тяжёлых экономических условиях военного времени, что в итоге способствовало повышению морально-психологической устойчивости бойцов и командиров и успешному решению ими боевых задач.

    Подполковник К. А. НАСОНОВ

    Читайте также: