Перечень кредитных организаций которые заключили договор с пфр

Правила выплаты и доставки пенсий.

Выплата пенсии, включая организацию доставки - это ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда России причитающихся пенсионеру сумм пенсии, а также оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии.

Доставка пенсии

Выплата пенсии осуществляется:

  • через организации почтовой связи (Почта России) и иные организации, занимающиеся доставкой страховой пенсии путем получения суммы пенсионером на дому или в кассе выбранной им организации.

Период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии через почтовые отделения в Забайкальском крае определен с 03 по 22 число.

Начало периода доставки пенсии устанавливается не ранее третьего числа текущего месяца.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата ее получения в соответствии с графиком доставки.

Доставка пенсий за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, он может получить ее после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время с соблюдением условий, определенных законом.

Если пенсионер не может лично расписаться в получении суммы пенсии по состоянию здоровья или другим причинам, то по его просьбе и в его присутствии за получение денег может расписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность.

  • через кредитные организации (банк) путем зачисления сумм на счет пенсионера.

Доставка пенсии через кредитную организацию осуществляется на банковский счет пенсионера. Зачисление пенсии на счет в кредитной организации производится в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа Пенсионного фонда России, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа.

Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий в Забайкальском крае определены 17 и 24 число месяца. Снять деньги со своего счета в кредитной организации пенсионер может в любое удобное для него время.

Зачисление сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Для пенсионеров, получающих пенсию и другие социальные выплаты на банковскую карту предусмотрен постепенный переход на национальную платежную карту (карта «МИР») до 1 июля 2020 года по истечении срока действия банковской карты. При обращении пенсионеров в банк по вопросам открытия счета для доставки пенсии после 1 июля 2017 года банк обязан предоставить гражданину карту «МИР».

Получение пенсии доверенным лицом

По желанию пенсионера выплата пенсии может производиться по доверенности. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения факта регистрации пенсионера по месту жительства или по месту пребывания (фактического пребывания) путем представления в территориальный орган ПФР документов о регистрации в органах регистрационного учета.

Выбор доставочной организации пенсионером

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи соответствующего заявления. В случае выбора пенсионером организации,осуществляющей доставку пенсии, с которой у территориального органа Пенсионного фонда РФ договор НЕ ЗАКЛЮЧЕН, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выбранной пенсионером организацией,осуществляющей доставку, но не более чем на 3 месяца.

При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации от заключения договора о доставке территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом Пенсионного фонда РФ заключен договор.

ВАЖНО Получение пенсии пенсионером осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Перечень кредитных и почтовых организаций, осуществляющих доставку пенсий

Согласно Правилам выплаты пенсий, утвержденным приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, доставка пенсии и иных социальных выплат производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры.

ОПФР по Забайкальскому краю заключены договора со следующими организациями, осуществляющими доставку пенсий и иных социальных выплат:

ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

ПАО КБ «Восточный экспресс банк»

АО "Почта России"УФПС Забайкальского края

ПАО Банк «ФК Открытие»

АО "ОТП Банк" Филиал Омский

АО «Российский Сельскохозяйственный банк»

Читинское отделение № 8600 ПАО Сбербанк

АО «Тинькофф Банк».

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора.

При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключен договор.

Так же заявление о доставке пенсии граждане могут подать в территориальный орган ПФР посредством электронных сервисов через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет на сайте ПФР.

Для доступа к госуслугам необходимо иметь подтвержденную учетную запись на едином портале госуслуг. Подтвердить учетную запись можнолично, посетив один из Центров обслуживания (МФЦ, территориальный орган ПФР, районная администрация и др.)либо заказав код подтверждения учетной записи заказным письмом по Почте России.

Москва, 07.12.2020, 09:09:48, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Яна Олегина.

Центробанк РФ обнародовал список, какие банки работают с Пенсионным фондом по перечислению пенсий. Параллельно в ПФ рассказали, какую финансово-кредитную организацию лучше выбрать для получения пенсионных выплат.

Правительство страны постоянно напоминает, что пенсионеры всегда для него важны и нуждаются в особом внимании. Для них создаются особые условия. А для пенсионеров важен размер получаемых ими пенсий, а также то, какому банку можно доверить свои средства. Центробанк сообщает: с ПФ по перечислению пенсий работают такие банки:

— БАНК «САНКТ — ПЕТЕРБУРГ»;

— «ВСЕРОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»;

— «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК»;

Чтобы выбранный банк начал выплачивать пенсию, нужно в ПФ написать заявление. Выбранная финансово-кредитная организация обязана заключить договор с ПФ РФ. Каждый пенсионер имеет право сменить банк на почту, также написав заявление и указав адрес отделения. На сегодняшний день россияне – получатели пенсий – доверяют больше «Сбербанку России». Он предоставляет много услуг, в том числе и по погашению со счета пенсионера услуг ЖКХ.

Ваше мнение

Отменить ответ

Сбербанк не обеспечивает сохранность и неприкосновенность средст, перечисленных в этот банк.

Отменить ответ

Непонятно от какой даты приведен список. Перед заголовком стоит дата: 21:04 / 27.06.2019, а комментарий к списку от «НАТАЛЬЯ», отмечающие отсутствие в списке Почтабанка, помечен как «2 года назад».
13 декабря 2019

Отменить ответ

ВТБ и ВТБ 24 это не одно и тоже?

Отменить ответ

А в Белгороде с ВТБ не работают

Отменить ответ

Мне 61 год и Сбербанк рассматривает меня как паршивую овцу, с которой хоть шерсти клок, а вот дать ипотеку — хрен вам -по возрасту не подходите!

Отменить ответ

Как только в спб в помещении почтового отделения 196084 появился ПОЧТА БАНК в 2016 году
начались издевательства над пенсионерами: 1/номера пенсионеров вызываются раз в полчаса или
реже; 2/ОТМЕНИЛИ ОБЩИЕ ВЫПИСКИ ВСЕХ ВИДОВ операций по денежным ежемесячным
выплатам данному лицу — в данной выписке указывалась общая сумма денежной выплаты наличными
и остаток на счете. После новшества оператор выдает несколько бумажек на подпись(не давая денег по каждому счету),а сумму пишет от руки — таеое «обслуживание» даеет сотруднику «ошибаться» в основном в
свою сторону! Так меня обваровали в мае на 2000 рублей (напомитнаю, что по нашим ЗАКОНАМ это не
воровство в мае месяце,асегодня можно воровать до 5000 рублей?)! Держитесь пенсионеры! Сообразили
деятели здорово на ТРОИХ! — Это и есть их помощь развития ГОСУДАРСТВА!

2/отменили ВЫПИСКИ о выдачи всех причитающихся денежных выплат наличными за текущий месяц;

Отменить ответ

это не все банки! в пенсионном фонде активно работают сотрудники, например, Почта Банка. Есть и многие другие

Отменить ответ











  • 14:44 / 06.12.2020 Пенсионерам к Новому году-2021 выплатят по две пенсии
  • 9:32 / 06.12.2020 Индексацию пенсий работающим инвалидам могут вернуть


Когда дадут пенсию за январь 2021 года в Москве: разъяснения ПФР

Пенсии за декабрь уходящего года будут выплачивать по обычному графику. Что же касается сроков предпраздничных выплат за январь 2021-го, то, ожидается, что их объявят позже. В пресс-службе ПФР напомнили о том, что в 2019-м информация о сроках появилась 20 декабря.

Зампред комитета Совфеда по .


Кто получит две пенсии в декабре 2020 года, разъяснили в Совете Федерации

24 ноября 2020-го года зампред комитета Совфеда по социальной политике Елена Бибикова проинформировала о том, что размер страховой пенсии неработающего российского пенсионера вырастет на 6,3 процента в 2021 году.

На февраль наступающего года российская власть запланировала повышение выплат .


На какие выплаты рассчитывать пенсионерам и инвалидам в декабре 2020 года?

Многим пенсионерам можно рассчитывать на получение повышенных выплат уже с 1 декабря уходящего года. О запланированной правительством РФ индексации и об иных предстоящих новшествах для российских пенсионеров – в материале информационного портала «Пронедра».

Выплаты проиндексируют тем, кто .

2005—2020 Copyright / © ПРОНЕДРА. Все права защищены.

Генеральный директор Алексей Скворцов. Главный редактор интернет-портала Сергей Огурцов. Директор по развитию цифрового направления Анна Никитина. Шеф-редактор Галина Петрова.

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии активной гиперссылки на сайт.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, за мнения, высказанные в комментариях читателей, за новости партнеров и внешние источники.

Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции.

Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент.

Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. 16+

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает вопрос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ2.

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР3, согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования4. При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств5.

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюд-жетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 1486 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией7.

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период8.

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ9.

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты. 2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.

3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».

5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.

6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.

9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

С 1 июня текущего года банки в тестовом режиме смогут получать данные о доходах потенциальных заемщиков из Пенсионного фонда России (ПФР). Об этом рассказал директор департамента развития «электронного правительства» Минкомсвязи Владимир Авербах. Как ожидается, это позволит банкам реже требовать справку о доходах.


Речь пока идет о пилотном проекте предоставления банкам доступа к базам ПФР, в нем примут участие 16 кредитных организаций. В их числе: Бинбанк, Совкомбанк, «Русский стандарт», Газпромбанк, ХКФ-банк, Банк Москвы, Альта-банк (уже подключились или завершают подключение к системе Единому порталу госуслуг (ЕПГУ), что необходимо для направления в ПФР запросов при обращении россиян за кредитами). Еще девять банков пока не подключились к ЕПГУ: Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Петрокоммерц», СКБ-банк, Юниаструм-банк, банк «Связной», ТКС-банк, Ситибанк и Ханты-мансийский банк «Открытие».

Пилотный проект, по словам Авербаха, должен завершиться в декабре 2015 года. В течение июня Минкомсвязи будет анализировать, насколько эффективно работает механизм, при необходимости устранять технические недочеты. Предполагается, что, после того как 16 участников пилота обкатают технологию (на это уйдет около двух месяцев), остальные российские банки, которые хотят проверять доходы клиентов через базы ПФР, смогут начать подключение к ЕПГУ. Авербах считает, что банки, специализирующиеся на розничном кредитовании, могут не дожидаться окончания пилота, а начать подключение к ЕПГУ после того, как 16 первых участников покажут положительные результаты. Авербах отмечает, что единственным сдерживающим фактором для банков может выступать необходимость нести дополнительные расходы на доработку своих IT-систем.

Механизм получения банками доступа к базам ПФР через ЕПГУ был предложен министерством связи в августе 2014 года на совещании в Центробанке. Этот вариант стал альтернативой прямому доступу банков к базам ПФР — такой подход не устроил Пенсионный фонд. Теперь банки будут получать доступ к данным ПФР при посредстве самих клиентов — схема в общих чертах выглядит следующим образом. Заемщик обращается в банк за кредитом через интернет или лично. Если через интернет, то информационная система банка спрашивает у клиента, зарегистрирован ли он на портале госуслуг. Если зарегистрирован, то заемщик перенаправляется на ЕПГУ, где он вводит свой логин и пароль. ЕПГУ спрашивает, согласен ли заемщик предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии его счета в ПФР. Если заемщик дает согласие, то тем самым он инициирует запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. Сейчас на портале Gosuslugi.ru доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях — можно посмотреть объемы и динамику поступлений от своих работодателей на страховую и накопительную части.

По прогнозам Минкомсвязи, к 2018 году 70% граждан должно быть подключено к электронным услугам. На данный момент на ЕПГУ зарегистрировано более 14,65 млн человек (10% россиян). Если заемщик не зарегистрирован на портале госуслуг, то он может пройти онлайн-регистрацию на Gosuslugi.ru — для проверки пенсионных накоплений достаточно введенной в прошлом году удаленной регистрации (для полного доступа к госуслугам нужно подтверждать свою личность, получив дополнительный код почтой или на руки в офисе «Ростелекома» либо в многофункциональных центрах — паспортных столах). Минкомсвязи в рамках проекта предлагает банкам регистрировать граждан на портале. Для этого гражданину требуются паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Тогда после регистрации клиент сразу же сможет предоставить банку сведения из ПФР. Как отмечает Авербах, поскольку банки получают данные через граждан, а не напрямую, не нарушается закон «О персональных данных».

— Операция по регистрации заемщика занимает 2–3 минуты и не требует специальной квалификации от сотрудника банка, — говорит собеседник. — Чтобы можно было регистрировать граждан на портале госуслуг, необходимо подключить информационную систему банка к ЕПГУ. Технология подключения проработана и не вызывает каких-либо сложностей. На сегодняшний день к ЕПГУ уже подключены более 150 различных информационных систем. Стоимость подключения зависит от специфики информационной системы банка. Она может составлять в среднем несколько сотен тысяч рублей. Срок подключения — 6–8 недель.

В пресс-службе ПФР заявили, что коммерческие банки являются в России организациями с наиболее развитым и передовым IT-сегментом, а предлагаемая технология подключения к ЕПГУ стандартизирована, опробована и довольно проста.

— У банков есть выраженная мотивация получать такую информацию от граждан, — уверены в пресс-службе ПФР. — Они надеются, что эти данные повысят эффективность их работы по кредитованию, поэтому приложат все возможные усилия к быстрому подключению к системе. Однако банки прекрасно понимают, что наличие доходов у гражданина «вчера» не означает их наличие «завтра», когда кредит уже будет взят.

Або Пугоев, первый замдиректора департамента безопасности Бинбанка, говорит, что банки смогут получать данные о доходах заемщиков из ПФР за 2–3 минуты, в случае если клиенты уже зарегистрированы на ЕПГУ. По словам Пугоева, в ходе реализации пилота это время будет сокращаться.

— Если человек не прошел регистрацию, он сможет сделать это с помощью банка, но тогда процесс будет дольше, — указывает Пугоев. — Данный проект интересен Бинбанку в плане ускорения процесса принятия решения по одобрению заявки на кредит и установлению лимита кредитной нагрузки для заемщика. Мы надеемся, что реализация проекта позволит нам получать сведения из ПФР по всем заемщикам, что в конечном итоге позволит формировать качественный кредитный портфель (о результатах можно будет судить по итогам первых шести месяцев), снизить работу по верификации предоставленного заемщиком пакета документов, сократить перечень необходимых для получения ссуды документов. Помимо затрат на интеграцию IT-системы банка с ЕПГУ, банки должны будут предусмотреть расходы на закупку терминалов, через которых будет организован доступ в ЕПГУ.

Как отметили в пресс-службе ХКФ-банка, сразу после регистрации на сайте госуслуг в офисе банка клиент получит простую электронную подпись для доступа в свой личный кабинет, откуда можно отправить выписку по своим пенсионным поступлениям в банк. Организация планирует с помощью анализа таких новых клиентов модифицировать модели оценки заемщиков (скоринг).

Опрошенные банки до запуска проекта еще окончательно не определились, как такие оперативные справки из ПФР повлияют на отношения с клиентами — скорее всего, будет отменено требование о предоставлении справки о доходах. Некоторые банки заявили, что смогут сразу же снизить ставку по кредиту на основании справки из ПФР.

— Очевидно, что банки будут стремиться поощрять клиентов в предоставлении данной информации, в том числе и предложением более интересных условий кредитования. Положительная разница в процентной ставке по кредиту для клиентов может составлять до 1–2 процентных пунктов, — считает первый зампред Локо-банка Ирина Григорьева.

— Предоставление банкам доступа к информации ПФР приведет к снижению процентных ставок на рынке розничного кредита и повысит устойчивость российской банковской системы, — согласен начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Это особенно важно в условиях экономического кризиса, когда из-за сокращения реальных доходов населения стремительно растет розничная просрочка. На рынке розничного кредита наметились разрушительные тенденции: портфель сокращается, а его качество ухудшается. За январь-февраль просрочка в розничном рублевом кредитном портфеле выросла на 60,3 млрд рублей, или на 9,7%, тогда как розничный рублевый кредитный портфель за этот период сократился на 258,7 млрд рублей, или на 2,3%. Следующим шагом мог бы стать допуск банков к информации Федеральной налоговой службы. С этим банкирам будет сложнее, да и на сайте госуслуг сейчас физлица могут узнать лишь свою задолженность по уплате налогов.

Перейдя по ссылке, Вы имеете возможность узнать онлайн курс доллара на любой валютной бирже мира.

Читайте также: