Перечень страхователей в пфр

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

1. Общие положения.

1.1. Временный порядок по организации работы территориальных органов ПФР по Ростовской области при представлении страхователями отчетности по электронным каналам связи с ЭП через уполномоченных представителей страхователей (далее – Порядок) разработан в целях реализации положений федеральных законов от 17.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 30.04.2008г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», от 10.01.2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009г. №987н и распоряжения Правления ПФР от 11.10.2007г. №190-р (в редакции от 19.03.2010г. №75-р) «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования» и направлен на организацию работы территориальных органов ПФР при информационном взаимодействии со страхователями в электронной форме при представлении ими документов, необходимых для реализации законодательства Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, через уполномоченных представителей.

1.2. В целях реализации законодательства Российской Федерации по вопросам представления документов в территориальные органы ПФР в электронном виде уполномоченные представители – это организации или физические лица, подключенные к системе электронного документооборота ПФР (далее – СЭД ПФР), которые в рамках договора со страхователем (юридическим или физическим лицом), не подключенным к СЭД ПФР, берут на себя обязательство по переводу документов в электронную форму и/или их передачу территориальным органам ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

1.3. При представлении документов в электронной форме территориальный орган ПФР взаимодействует со страхователями и уполномоченными представителями страхователей (организациями или физическими лицами).

1.4. Уполномоченный представитель в рамках договорных отношений со страхователем (юридическим или физическим лицом), не подключенным к системе электронного документооборота ПФР (далее - СЭД ПФР), осуществляет для него перевод документов в электронную форму и (или) их передачу территориальным органам ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

2. Правовые основания организации информационного взаимодействия территориальных органов ПФР со страхователями через уполномоченных представителей.

2.1. Территориальные органы ПФР информационное взаимодействие со страхователями через уполномоченных представителей организуют в соответствии с положениями:

- статьи 14 Закона №167-ФЗ, в соответствии с которой страхователи имеют право участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием через своих представителей;

- статьи 28 Закона №212-ФЗ, согласно которой плательщики страховых взносов имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, лично либо через своего представителя;

2.2. В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность которых превышает указанное выше количество, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР в электронной форме в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи». При этом формат представления реестра в электронной форме утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

2.3. В соответствии с ч.10 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ страхователи со среднесписочной численностью работающих свыше 25 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ПФР в электронной форме с ЭП.

2.4. Положением пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах могут представляться как в письменной форме, так и в электронной. В последнем случае юридическая сила документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности и порядке представления информации в электронной форме решается территориальным органом ПФР совместно с конкретными страхователями.

Начиная с 2011 года для страхователей с численностью работающих 50 и более человек (включая заключивших договоры гражданско-правового характера) законодательно установлена обязанность индивидуальные сведения на застрахованных лиц представлять в электронной форме с электронной цифровой подписью.

2.5. В соответствии с пунктом 58 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах вопрос о возможности и порядке представления информации в электронной форме страхователем самостоятельно или через уполномоченного представителя решается территориальным органом фонда совместно с конкретными страхователями или уполномоченными представителями и оформляется соглашением об обмене электронными документами в СЭД ПФР.

2.6. Полномочия уполномоченного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании договора-поручения и доверенности, выданной в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 971 Гражданского Кодекса РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

В соответствии со статьей 975 Гражданского Кодекса РФ доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения. Страхователь-работодатель может выдать уполномоченному представителю доверенность, заверенную подписью руководителя и печатью организации, а страхователь-физическое лицо предоставляет уполномоченному представителю доверенность, заверенную подписью и печатью (для страхователя-физического лица, имеющего печать), либо заверенную подписью (для страхователя-физического лица, не имеющего печать) (в редакции приказа управляющего ОПФР по Ростовской области от 23.11.2011г. №1244-О).

2.7. В соответствии с Законом № 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться уполномоченным представителем только с согласия субъектов персональных данных (работников страхователя).

3. Организация взаимодействия участников информационного взаимодействия.

Для организации информационного взаимодействия между участниками (между территориальным органом ПФР и страхователем, между страхователем и уполномоченным представителем, между уполномоченным представителем и территориальным органом ПФР) должны быть оформлены соответствующие отношения.

Общая схема электронного документооборота межу страхователем, уполномоченным представителем и территориальным органом ПФР приведена в Приложении 1.

3.1. Документооборот между страхователем и уполномоченным представителем

3.1.1. Получает письменное Согласие (Приложение-2) всех лиц, работающих у него, на обработку и передачу своих персональных данных уполномоченному представителю в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных». Без соблюдения данного условия страхователь не вправе осуществлять передачу индивидуальных сведений в ПФР через уполномоченного представителя.

3.1.2. Заключает Договор поручения с уполномоченным представителем страхователя о совершении действий по переводу документов в электронную форму и (или) передаче в ПФР документов по телекоммуникационным каналам связи. Договор поручения может быть бессрочный и разовый. Рекомендуемая форма Договора поручения приведена в Приложении 3. В предложенной форме отражены положения, являющиеся обязательными. Другие разделы и дополнительные положения включаются в Договор по договоренности сторон.

3.1.3. Оформляет доверенность уполномоченному представителю на подписание от своего имени посредством электронной цифровой подписи (далее – ЭП) документов, необходимых для реализации законодательства Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, а также на совершение иных действий, направленных на исполнение договора поручения. Рекомендуемая форма Доверенности - Приложение 4.

3.2. Документооборот между уполномоченным представителем и территориальным органом ПФР

3.2.1. Приобретает сертифицированные средства криптографической защиты информации и программное обеспечение для передачи документов по телекоммуникационным каналам связи. При этом уполномоченный представитель подписывает своей ЭП документы всех страхователей, интересы которых он представляет.

3.2.2. Заключает с территориальным органом ПФР Соглашение о совместных действиях по организации системы информационного обмена в электронной форме по каналам связи с ЭП (далее –Соглашение) в 2-х экземплярах, по одному для каждой стороны (Приложение 5). Если уполномоченный представитель представляет интересы страхователей, зарегистрированных в разных территориальных органах ПФР, он обязан заключить Соглашение с каждым территориальным органом ПФР.

Копию Соглашения уполномоченный представитель передает страхователю.

3.2.3. Исключен Приказом Управляющего ОПФР по Ростовской области № 1050-О от 07.09.2010 г.

3.2.4. Представляет в территориальный орган ПФР оригиналы и копии доверенностей от страхователей на подписание документов с ЭП. Копии доверенностей сверяются сотрудником территориального органа ПФР с оригиналами и заверяются. Оригиналы доверенностей возвращаются уполномоченному представителю. Если уполномоченный представитель представляет только оригиналы доверенностей, сотрудник органа ПФР делает копии и заверяет их. Копии доверенностей хранятся в наблюдательных делах страхователей.

3.2.5. Не позднее 5 рабочих дней до начала отчетного периода представляет в территориальный орган ПФР списки страхователей, подключенных к СЭД ПФР через уполномоченного представителя (форма Списка страхователей – Приложение 6). Если уполномоченный представитель представляет интересы страхователей, зарегистрированных в нескольких территориальных органах ПФР, то в этом случае списки страхователей формируются по территориальным органам ПФР. Списки представляются в территориальные органы ПФР по месту регистрации страхователей вместе с доверенностями страхователей, включенных в списки.

При изменении перечня страхователей (заключении новых договоров или прекращении действия заключенных договоров об оказании услуг страхователю по представлению документов в ПФР в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) уполномоченный представитель представляет в территориальный орган ПФР уточненные списки страхователей по аналогичной форме не позднее 5 рабочих дней со дня изменения перечня, а также новые доверенности.

3.2.6. Заключает с территориальным органом ПФР, по месту регистрации, Соглашение об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи, по форме предусмотренной Приложением №3 к Технологии обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 г. № 190р.

3.3. Территориальный орган ПФР подшивает списки страхователей, подключенных к СЭД ПФР через уполномоченного представителя, в отдельную папку - скоросшиватель, для осуществления контроля за представлением отчетности с ЭП по электронным каналам связи.

4. Порядок электронного документооборота

4.1. При передаче сведений в территориальный орган ПФР уполномоченный представитель соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

4.1.1. документы страхователя, чьи интересы он представляет, подписывает ЭП и в зашифрованном виде направляет в территориальный орган ПФР не позднее срока, установленного действующим законодательством РФ;

4.1.2. по выполнению доставки документов получает из территориального органа ПФР квитанцию (извещение) об их доставке и сохраняет ее;

4.1.3. после технологической обработки документов получает от территориального органа ПФР в зашифрованном виде расписку о приеме документов с ЭП, содержащих индивидуальные сведения, которая свидетельствует об успешном прохождении первичной проверки вложения либо протокол входного контроля документов с перечнем ошибок;

4.1.4. передает страхователю, чьи интересы он представляет, расписку или протокол контроля в письменном виде, заверенный своей подписью и печатью, в течение суток с момента поступления;

4.1.5. в случае получения протокола входного контроля с перечнем ошибок, уполномоченный представитель принимает от страхователя, чьи интересы он представляет, исправленные документы и повторяет всю процедуру передачи.

4.1.6. если уполномоченный представитель в установленное время не получил от ПФР квитанцию о доставке или протокол контроля, то сообщает в территориальный орган ПФР о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи документов;

4.1.7. датой получения документов территориальными органами ПФР считается дата получения уполномоченным представителем квитанции о доставке посылки в почтовый ящик ПФР.

5. Разбор конфликтных ситуаций

Все споры, разногласия, требования, возникающие между участниками электронного взаимодействия, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ.

Рассмотрение возможных споров производится Комиссией по рассмотрению жалоб страхователей Управления.

6. Заключительные положения

Финансовые санкции за непредставление, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в установленные действующим законодательством РФ сроки предъявляются страхователю. Страхователь согласно договору поручения возмещает сумму финансовой санкции за счет уполномоченного представителя.

Электронный документооборот - незаменимый помощник в работе страхователей!

Отделение ПФР по Ростовской области предлагает страхователям, независимо от численности работающих, подключиться к системе электронного документооборота ПФР и представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет).

Работа по представлению отчетности в территориальные органы ПФР Ростовской области в электронном виде с использованием средств криптографии (т.е. шифрованием информации и проставлением на документах электронной цифровой подписи) проводится с 2001 года. На текущий момент более 18 тыс. страхователей области представляют отчетность в органы ПФР данным способом.

С 2010 года увеличился объем сведений, которые страхователи должны представлять в органы ПФР. Теперь это не только документы индивидуального (персонифицированного) учета, но и расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (ф.РСВ). При этом период приема индивидуальных сведений сократился с 2-х месяцев до 1-го месяца.

С 01.01.2011 г. для страхователей с численностью работников 50 и более человек Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность представлять сведения в электронной форме при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

При подключении к системе электронного документооборота ПФР страхователи смогут представлять со своего рабочего места в территориальные органы ПФР в электронном виде с электронной цифровой подписью следующие документы:

- индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2010 год - по полугодиям, начиная с 2011 года - ежеквартально;

- индивидуальные сведения за прошлые отчетные периоды в случае необходимости их корректировки;

- межрасчетные формы индивидуальных сведений на работников, обратившихся за назначением пенсии;

- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования - ежеквартально, начиная с 2010 года;

- заявления работников о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

- реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и производилась уплата дополнительных страховых взносов в пользу застрахованного лица (в случае уплаты работодателем ), - ежеквартально.

Подключение к системе электронного документооборота ПФР позволяет страхователям:

- отправлять в течение 2-3 минут сведения в органы ПФР со своего рабочего места,

- направлять сведения в органы ПФР в любое удобное для работодателя время ,

- представлять сведения с первого раза без ошибок благодаря встроенной программе проверки,

- получать из органов ПФР протоколы проверки представляемых документов на свое рабочее место,

- оперативно получать из ПФР информационные рассылки,

- направлять в органы ПФР письма, запросы и другую информацию.

Каждый страхователь должен сам определиться с технологией сдачи отчетов и Удостоверяющим Центром, предоставляющим услуги связи. Многие технологии, внедренные ПФР, являются совместимыми с технологиями представления отчетности в другие государственные органы (ФНС, ФСС и др.)

После заключения Договора об оказании услуг с одним из Удостоверяющих Центров, который имеет доверительные отношения с Отделением ПФР по РО, необходимо обратиться в территориальное Управление ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов и заключить Соглашение по подключению к системе электронного документооборота ПФР.

Страхователь, подключившийся к системе электронного документооборота, получит возможность на качественно новом уровне осуществлять информационный обмен с органами ПФР и оперативно представлять требуемую отчетность.

На территории Ростовской области поставщиками услуг удостоверяющего центра, средств криптографической защиты информации и программного обеспечения для представления сведений по телекоммуникационным каналам связи являются следующие организации:

Процедура регистрации и снятия с регистрационного учета ИП в территориальных органах ПФР производится в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

В свою очередь, регистрирующий (налоговый) орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации индивидуального предпринимателя и (или) внесения изменений в ЕГРИП, представляет в ПФР сведения об индивидуальном предпринимателе в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. Таким образом, регистрация ИП в ПФР как страхователя производится без участия предпринимателя.

При регистрации страхователя в территориальном органе ПФР ему присваивается регистрационный номер, который указывается страхователем на документах, представляемых в территориальный орган ПФР, а именно в:

  • документах, необходимых для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
  • платежных поручениях в поле «назначение платежа» в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российский Федерации;
  • других документах, представляемых в территориальные органы ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Структура регистрационного номера страхователя (РНС)

Структура регистрационного номера страхователя (РНС) представляет собой двенадцатизначный цифровой код:

Регистрационный номер формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

  • код субъекта Российской Федерации (XXX);
  • код района (города) (РРР);
  • порядковый номер записи о физическом лице в отделении ПФР (территориальном органе ПФР).

Присвоенный ИП регистрационный номер не может быть повторно присвоен другому страхователю, в том числе после снятия страхователя с учета в территориальных органах ПФР в связи с прекращением деятельности, а также в случае смерти физического лица.

Территориальный орган ПФР по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не позднее трех рабочих дней со дня получения документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ИФНС, осуществив его регистрацию и присвоив регистрационный номер страхователя, сообщает в регистрирующий (налоговый) орган сведения о дате регистрации ИП в качестве страхователя, его регистрационный номер и наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, для включения этих сведений в ЕГРИП.

Указанные сведения, так же, представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. Формат передаваемой информации устанавливается Федеральной налоговой службой.

Документ, подтверждающий факт регистрации или снятия с регистрационного учета ИП в качестве страхователя, направляется территориальным органом ПФР страхователю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений ЕГРИП (при указании адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, в территориальные органы страховщика.

Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта регистрации или снятия с регистрационного учета не является обязательным для страхователя. Такой документ выдается по запросу страхователя территориальным органом страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Что же касается регистрации ИП в ПФР как страхователя — работодателя, то с 01.01.2017 года регистрация индивидуальных предпринимателей-работодателей в заявительном порядке в качестве страхователей не предусмотрена.

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Читайте также: